Научная статья на тему '«Фюрер в каждом из нас»: образ А. Гитлера и«Преодоление прошлого» в современной Германии'

«Фюрер в каждом из нас»: образ А. Гитлера и«Преодоление прошлого» в современной Германии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1538
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / "ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОШЛОГО" / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ / А. ГИТЛЕР / HISTORICAL MEMORY / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / "OVERCOMING THE PAST" / WORLD WAR II / NATIONAL SOCIALISM / A. HITLER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грибан Ирина Владимировна

Особое влияние на формирование и сохранение исторической памяти народов оказывают художественные фильмы: они не только актуализируют воспоминания о событиях прошлого, но и привлекают внимание общественности к дискуссионным историческим темам. Статья посвящена анализу художественного фильма по одноименному роману публициста Т. Вермеша «Он снова здесь» и его воздействию на общество ФРГ. Главный герой романа Адольф Гитлер, очнувшийся в 2015 г. в современном Берлине и попадающий в новую политическую реальность со своими старыми идеологическими установками. Бездомный и нищий, он интерпретирует все, что видит в 2015 г., с нацистской точки зрения. Несмотря на то, что все его узнают, никто не верит, что он настоящий Адольф Гитлер, его воспринимают как комика и талантливого актера, вжившегося в образ. Он появляется на телевизионном шоу под названием «Эй, чувак!» и высказывает там свои идеи. Видео с его гневными речами быстро распространяется благодаря ютубу, и Гитлер становится знаменитым. В конце концов, он использует свою популярность, чтобы вернуться в политику.Популярность романа Т. Вермеша и снятого фильма свидетельствуют о том, что в исторической памяти немецкого общества о нацистском прошлом происходит сдвиг: начинается его «нормализация», возникает стремление взглянуть на него под другим углом (смеясь, а не плача), притупляется восприятие аморальности нацистской идеологии, изменяются способы репрезентации этого периода истории. Фильм «Он снова здесь» стал вызовом современному немецкому обществу, проверкой на готовность воспринимать идеи национал-социализма, которые, казалось бы, давным-давно были переосмыслены. Неоднозначная реакция на фильм зрителей и кинокритиков, комментарии в электронных СМИ позволяют сделать вывод о том, что процесс «преодоления прошлого» в современной Германии еще далек от завершения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is believed that special influence on formation and preservation of historical memory of the people is made by feature films: they not only make memories of past events important, but also draw public attention to debatable historical subjects. The article is devoted to the analysis of the feature film on a novel of the same name of the publicist T. Vermes “He is back” and to his impact on the German society. The main character of the novel Adolf Hitler who regained consciousness in 2015 in modern Berlin and got to new political reality with the old ideological installations. Homeless and destitute, he interprets everything he sees and experiences in 2015 from a Nazi perspective and although everyone recognizes him, nobody believes that he is the real Hitler; he is perceived as the comedian and the talented actor who got used to an image. He appears on a television show called «Whoa, dude!» to broadcast his views. Videos of his angry rants become quickly extend thanks to YouTube, and Hitler becomes well-known. Eventually, he uses his popularity to return to politics. The popularity of the novel of T. Vermes and the shot movie demonstrates that in historical memory of the German society of the nazi past there is a shift: his “normalization” begins, there is an aspiration to look at it from a different angle (laughing, but not crying), the perception of immorality of nazi ideology becomes blurred, ways of representation of this period of history have changed. The movie “He is back” has become a challenge to the modern German society, its readiness to perceive ideas of national socialism which, apparently, were rethought long time ago. Ambiguous reaction to the movie of the audience and film critics, comments in electronic mass media allow to draw a conclusion that process of “the overcoming the past” in modern Germany is still far from end.

Текст научной работы на тему ««Фюрер в каждом из нас»: образ А. Гитлера и«Преодоление прошлого» в современной Германии»



«ФЮРЕР В КАЖДОМ ИЗ НАС»: ОБРАЗ А. ГИТЛЕРА И «ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОШЛОГО» В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ*

Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург,

gribanirina@gmail.com

Аннотация. Особое влияние на формирование и сохранение исторической памяти народов оказывают художественные фильмы: они не только актуализируют воспоминания о событиях прошлого, но и привлекают внимание общественности к дискуссионным историческим темам. Статья посвящена анализу художественного фильма по одноименному роману публициста Т. Вермеша «Он снова здесь» и его воздействию на общество ФРГ. Главный герой романа - Адольф Гитлер, очнувшийся в 2015 г. в современном Берлине и попадающий в новую политическую реальность со своими старыми идеологическими установками. Бездомный и нищий, он интерпретирует все, что видит в 2015 г., с нацистской точки зрения. Несмотря на то, что все его узнают, никто не верит, что он - настоящий Адольф Гитлер, его воспринимают как комика и талантливого актера, вжившегося в образ. Он появляется на телевизионном шоу под названием «Эй, чувак!» и высказывает там свои идеи. Видео с его гневными речами быстро распространяется благодаря ютубу, и Гитлер становится знаменитым. В конце концов, он использует свою популярность, чтобы вернуться в политику.

Популярность романа Т. Вермеша и снятого фильма свидетельствуют о том, что в исторической памяти немецкого общества о нацистском прошлом происходит сдвиг: начинается его «нормализация», возникает стремление взглянуть на него под другим углом (смеясь, а не плача), притупляется восприятие аморальности нацистской идеологии, изменяются способы репрезентации этого периода истории. Фильм «Он снова здесь» стал вызовом современному немецкому обществу, проверкой на готовность воспринимать идеи национал-социализма, которые, казалось бы, давным-давно были переосмыслены. Неоднозначная реакция на фильм зрителей и кинокритиков, комментарии в электронных СМИ позволяют сделать вывод о том, что процесс «преодоления прошлого» в современной Германии еще далек от завершения.

Ключевые слова: историческая память, историческое сознание, «преодоление прошлого», Вторая мировая война, национал-социализм, А. Гитлер

Грибан Ирина Владимировна - кандидат исторических наук, директор музея истории Уральского государственного педагогического университета. E-mail: gribanirina@gmail.com

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-00339.

Problemy istorii, filologii, kul'tury 3 (2016), 158-166 © The Author(s) 2016

Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2016), 158-166 ©Автор(ы) 2016

И.В. Грибан

© IA RAS, NMSTU, JHPCS, 2016 | DOI 10.18503/1992-0431-2016-3-53-158-166

Введение

В создании образов прошлого особую роль играют исторические художественные фильмы, которые не только оказывают влияние на формирование представлений о прошлом, но и подчас способны изменять личные воспоминания о тех или иных событиях. Как отмечает немецкий исследователь Ф. Бёш, «художественные фильмы вызывают к жизни воспоминания, которые находят коллективное признание у широкой общественности; поднимают такие темы и ставят такие вопросы, которые оказывают влияние не только на культуру памяти, но и работу историков»1.

8 октября 2015 г. в кинотеатрах ФРГ состоялась премьера художественного фильма по одноименному роману журналиста Тимура Вермеша «Он снова здесь». Книга вышла в Германии еще в 2012 г. тиражом более миллиона экземпляров, очень быстро стала популярной и вызвала неоднозначную реакцию литературных критиков2.

Главный герой романа - Адольф Гитлер, очнувшийся на пустыре (в том месте, где когда-то был его бункер) в современном Берлине и попадающий в новую политическую реальность со своими старыми идеологическими установками. Немецкое настоящее оказывается ужасным: нет войны, нет НСДАП, нет Мартина Бормана и Евы Браун; Германия, управляемая «неуклюжей женщиной с уверенным обаянием плакучей ивы» и очень сильно отклонившаяся в своем мультикуль-турном обличии от параметров истиной арийской расы, находится в состоянии «ленивого и глубочайшего мира»3. На границах с ФРГ, к искреннему удивлению Гитлера, продолжает свое «противоестественное существование» неуменьшенная Польша, занимающая и часть территории бывшего Рейха4. Изучив современную прессу и вникнув в особенности политического положения Германии в XXI в., Гитлер узнает, что «немецкий рейх сменила некая федеральная республика, заклятый французский враг превратился в закадычного друга»5; существует Европейский Союз, похожий на банду школьников, которая не совсем хорошо понимает, для чего она вообще собралась; ультраправая Национал-демократическая партия Германии - «сборище вредоносных идиотов», а события в Афганистане - карикатура на войну6. В этих условиях воскресший Гитлер воспринимается современными немцами как талантливый комедиант, который постоянно живет в своем актерском образе и поэтому правдоподобен.

Возвращение фюрера в общество начинается с участия в качестве гостя в турецком юмористическом ток-шоу. В то время, как Гитлер абсолютно серьезно рассуждает о проблемах Германии (отмечая, что современные немцы гораздо лучше сортируют мусор, чем расы), его поклонники считают, что он иронизирует. Используя старые тезисы и технические средства, которых не было 70 лет назад, Гитлер быстро становится успешным шоуменом на телевидении и звездой УоиТиЬе. В результате он получает собственное ток-шоу и подписывает контракт на изда-

1 Bösch 2007, 3.

2 German Comic 2013; Oels, Timplan 2015.

3 Er ist wieder da 2015, 20-21.

4 Ebenda, 36.

5 Ebenda, 144.

6 Ebenda, 32-38.

ние книги, а ведущие политические партии пытаются привлечь его в свои ряды. В один из моментов Гитлер понимает, что «Имеется миллионная армия безработных, глухая ярость в народе, недовольство положением дел, напоминавшие <...> 1930 год <...> Говоря иными словами, ситуация <...> сложилась превосходная»7.

Необходимо отметить, что издателями был тщательно продуман дизайн книги. В результате появилась стильная и символичная обложка с характерной гитлеровской челкой и усиками. Символична была даже цена первого издания книги, напоминающая о годе прихода А. Гитлера к власти - 19,33 евро. За короткое время книга была переведена на 41 язык, была выпущена аудиоверсия романа, который читает известный немецкий комик К.М. Хербст8.

Фильм по содержанию значительно отличается от романа: за два последних года политическая обстановка изменилась. В 2012 г. Германия еще не была в центре миграционного кризиса, а по улицам Дрездена и Лейпцига не ходили многотысячные толпы сторонников движения «ПЕГИДА» («Патриотические европейцы против исламизации Запада»). В экранизированной версии использован интересный прием - Гитлер выходит на улицы и на фоне современных германских пейзажей общается с обычными немецкими гражданами. Среди них - любители домашних животных, предприниматели, молодые политики, журналисты, неонацисты и просто прогуливающиеся по Унтер-ден-Линден. Общаясь с обывателями, Гитлер критикует лживую прессу, ругает «тарабарское радио» и «поваренное телевидение», на котором вместо актуальных проблем обсуждают, как правильно приготовить овощи; радуется изобретению компьютера и сотового телефона; хвалит антитабачный закон9. Формат интервью с современными жителями Германии, использованный режиссером Д. Внендтом, создает ощущение реальности происходящего.

В течение трех недель комедия оставалась лидером немецкого кинопроката. По данным «Frankfurter Allgemeine Zeitung», фильм посмотрели более 2 миллионов человек10. Почему фильм про внезапно воскресшего фюрера вызвал такой интерес? Ведь это далеко не первая попытка представить сатирический образ Гитлера (от «Великого диктатора» Ч. Чаплина до современных комиксов «Адольф» немецкого художника В. Мерса и «Бесславных ублюдков» К. Тарантино). Самая главная причина популярности, на наш взгляд, в том, что еще никогда комический образ фюрера не был настолько погружен в современные реалии. Гитлеру не нравятся те же явления действительности, что и большинству немцев, - пресные, однообразные, низкоинтеллектуальные телешоу, бездушные супермаркеты с самообслуживанием, мигранты на улицах. Вставив Гитлера в современный контекст, Вермеш переключил внимание с ужасающих последствий национал-социализма для Германии и всего мира на те проблемы, которые для восприятия легче и значимее, чем события 80-летней давности.

Трудно было бы выбрать более удачный момент для премьеры фильма: проблемы, затронутые его создателями, актуальны как никогда и касаются каждого гражданина ФРГ. На улицах Берлина разгуливают толпы мигрантов, немецкое

7 Er ist wieder da 2015, 150.

8 Christof Maria 2013.

9 Er ist wieder da 2015, 73-77.

10 FAZ 2015.

общество раскололось на сторонников толерантности и мультикультурности и противников миграционной политики правительства А. Меркель. В ряде городов с 2014 г. еженедельно проходят многотысячные митинги сторонников и противников движения «ПЕГИДА». Согласно данным социологических опросов, около 76 % современных немцев поддерживают это движение и его создателей11. Обозреватели ведущих общественно-политических изданий отмечают, что миграционный кризис изменил Германию: насилие и ненависть по отношению к мигрантам распространяются быстрее, чем это могло спрогнозировать правительство12. Эксперты предупреждают: если так пойдет и дальше, то скоро в Германии возобладает такой же климат, какой был накануне прихода А. Гитлера к власти13.

Популярность фильма можно объяснить и тем фактом, что немецкая молодежь забыла о Гитлере, о нем известно слишком мало. Конечно, все знают, что Гитлер - военный преступник, но по прошествии десятилетий его преступления перестали быть частью личной истории каждого жителя ФРГ. По-видимому, проблема - в трансформации исторической памяти о нацистском прошлом. Осознание вины за преступления нацизма, произошедшее в процессе сложного и болезненного «преодоления прошлого», уступило место способности посмеяться над этим прошлым. Сегодня практически не осталось реальных свидетелей событий 1930-х гг., которые вряд ли смогли бы смеяться над рассуждениями Гитлера. Анализ обсуждения фильма на форумах приводит к выводу о том, что мнения обывателей о книге и фильме разные, но преимущественно - позитивные! Кто-то находит сюжет забавным, кто-то - скучным, кто-то сравнивает вышедшую ранее аудиокнигу и фильм, кто-то выявляет отличия от текста книги: «Весело!»; «Безумно смешно!»; «Самая успешная сатира!»14. И лишь единицы с возмущением заявляют, что в этом нет ничего смешного, что нельзя смеяться над Гитлером, как нельзя смеяться над Холокостом!

Существенным моментом является то, что в фильме упущены многие важные эпизоды из книги. Речи Гитлера о проблемах современной Германии в печатной версии сопровождаются его размышлениями о том, что он мог бы сделать в такой ситуации, и именно эти рассуждения возвращают читателя к реальности, к осознанию того, что этот человек - исчадие ада. Читая самый смешной момент, потом наталкиваешься на отрезвляющий эпизод, и смех замирает где-то внутри: «Стоп! Это - не смешно! Это - страшно». В фильме же акцент сделан на проблеме адаптации Гитлера к условиям современного высокотехнологичного общества с Интернетом, мобильными телефонами, компьютерами, Skype и электронной почтой:

- Гитлер, который при регистрации адреса электронной почты удивляется, что имя «Адольф точка Гитлер» занято, «адольфгитлер» в одно слово - тоже, и даже «Адольф нижнее подчеркивание Гитлер» забронировано;

- Гитлер, который не сразу догадывается, что надо нажать «на зеленую педаль» на телефоне, чтобы ответить на звонок;

- Гитлер, который изумляется тому, что любого интересующего человека можно «прогуглить»...

11 Umfrage 2015.

12 Gathmann, Reimann 2015; №gen 2015.

13 Feldenkirchen 2015.

14 Buß 2015.

Над этим Гитлером можно смеяться - над его невежеством, неуклюжестью, нелепым видом в джинсах и кроссовках. Сатирическое в фильме преобладает, и Гитлер предстает милым безобидным старичком, радеющим за немецкий народ. И когда Гитлер избит неонацистами, которые считают его евреем, дискредитирующим нацизм, он вызывает сочувствие.

По словам самого автора бестселлера и сценария фильма Т. Вермеша, он хотел показать, что Гитлер, которого на протяжении десятилетий демонизируют, на самом деле был реальным человеком, и его окружали обычные немцы со своими насущными проблемами15... И проблемы, и немцы, оказывается, не так уж и изменились за минувшие десятилетия. Тот факт, что Гитлер погружен в иную историческую реальность и говорит о проблемах современной Германии, по замыслу автора, должен не столько заставить посмеяться, сколько задуматься и ужаснуться, помочь осознать, что появление такого Гитлера вполне возможно и в современной Германии.

Пожалуй, при таком подходе в сатирическом образе Гитлера нет ничего опасного и плохого - в конце концов, сюжет «воскрешения» фюрера не так уж и нов. Однако сегодня смотреть этот фильм идут люди, которые уже почти не застали свидетелей войны и преступлений нацизма. О Гитлере и его деяниях они знают по урокам истории и проявлениям современной массовой культуры. И вот им - этим немцам, которые уже настолько далеки от войны, воскресший Гитлер предстает в роли нелепого, забавного, и скорее привлекательного, чем страшного персонажа. Эти зрители смеются над шутками о том, что, Геббельс, пожалуй, смог бы быстро разобраться с проблемой мигрантов, изобретя «какой-нибудь новый Освенцим». В комментариях к статьям о фильме представители этого поколения пишут: «Вот бы нам сейчас такого Гитлера! Он бы, пожалуй, во всем разобрался!...»16. В конце концов мы можем наблюдать обратный эффект - исчезает страх не только перед Гитлером, но и перед нацизмом в целом, тот страх, который был неотъемлемой частью жизни послевоенного немецкого общества. Как справедливо подчеркивает Г.Д. Розенфельд, «несмотря на стремление Вермеша показать в ряде эпизодов аморальность Гитлера, в подавляющем большинстве сатирический подтекст и популярность романа свидетельствуют о растущей в немецком обществе тенденции нормализовать нацистский период истории Германии»17. Поколению XXI в. такой Гитлер не кажется ни плохим, ни опасным. Он вызывает симпатии и сочувствие и в конечном итоге - оказывает влияние на восприятие как этого исторического деятеля, так и событий 1930-1940-х гг.

Триумфальное шествие «нового старого Гитлера» в декорациях XXI в. негативно оценивается на страницах «Frankfurter Allgemeine Zeitung», в которой фильм характеризуется как «самое глупое и предательское, что появлялось в последнее время на киноэкране». Кинофильм «Он снова здесь» должен нам показать, кто мы. А не все ли мы - или большинство из нас - немного Гитлеры? Это главная идея комедии, созданной при помощи сомнительных приемов и способной привести к сомнительным последствиям»18.

15 Oltermann 2014.

16 Buß 2015.

17 Rosenfeld 2015, 219.

18 Altwegg 2015.

Мораль фильма гласит: «Он никогда и не исчезал, потому что он живет в нас, в каждом по отдельности. Адольф - человеконенавистник и массовый убийца -это мы все... Его нельзя убить». Именно эта идея, озвученная в конце фильма, должна отрезвить зрителя и заставить задуматься над тем, что в действительности смешно, а что - ужасно. Однако такому восприятию мешает современная политическая обстановка: воскресший Гитлер появился на экранах именно тогда, когда немецкое общество оказалось перед вызовом. Куда идет Германия? Какой она будет через 10, 20, 30 лет? Несмотря на попытки создателей фильма показать, что Гитлер - это чудовище, хотя и не лишенное обаяния, в целом образ фюрера кажется очень привлекательным. О таком политическом деятеле - сильном и решительном - можно мечтать, и, пожалуй, в этом - основная опасность такой репрезентации Гитлера. Популярность и книги, и снятого по ней фильма свидетельствует о том, что произошел сдвиг в исторической памяти немецкого общества о нацистском прошлом, происходит его «нормализация», стремление взглянуть на него под другим углом: смеясь, а не плача, притупляется восприятие аморальности нацистской идеологии, изменяются способы репрезентации этого периода истории. Фильм «Он снова здесь» стал вызовом современному немецкому обществу, проверкой на готовность воспринимать идеи национал-социализма, которые, казалось бы, давным-давно были переосмыслены.

Заключение

Один из ведущих российских германистов, член Российско-германской совместной комиссии историков, доктор исторических наук А.И. Борозняк, большую часть жизни посвятивший изучению послевоенной Германии и особенностей исторической памяти немецкого общества о национал-социализме и Второй мировой войне, в своем последнем фундаментальном труде «Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй половины ХХ и начала XXI века» отмечал, что «историческое сознание ФРГ не раз оказывалось на заминированной тропе, ведущей к так называемой нормализации фашистского периода»19. Подводя итог многолетним исследованиям процесса «преодоления прошлого» историками и обществом ФРГ, Борозняк задавал вопрос: «Удержится ли Германия на пути извлечения уроков из своего тоталитарного прошлого, не возникнет ли в Берлинской республике усталость от чувства национальной вины?»20. Реакция зрителей и кинокритиков на фильм о вернувшемся фюрере, комментарии в электронных СМИ позволяют сделать вывод о том, что именно сегодня немецкое общество как никогда прежде далеко от «преодоления» своего сложного исторического прошлого. Вместе с тем критические статьи некоторых рецензентов показывают, что не все немцы довольны процессом «нормализации нацизма», а значит, у Германии все же есть шанс удержаться на пути извлечения уроков из прошлого.

19 Борозняк 2015, 336.

20 Борозняк 2015, 342.

ЛИТЕРАТУРА

Борозняк, А.И. 2015: Жестокая память. Нацистский рейх в восприятии немцев второй

половины ХХ и начала XXI века. М. Вельцер, Х. 2005: История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. В кн.: Память о войне 60лет спустя: Россия, Германия, Европа. М., 51-63.

Altwegg, J. 2015: Hitler trägt einen Barcode. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/debatten/streit-um-franzoesische-ausgabe-von-mein-kampf-13879417.html

Bösch, F. 2007: Film, NS-Vergangenheit und Geschichtswissenschaft. Von „Holocaust" zu „Der

Untergang". Vierteljahresheft für Zeitgeschichte 1, 1-32. Buß, C. 2015: Hitler-Groteske „Er ist wieder da": Vorsicht, Witz mit Bart. Spiegel. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/kultur/kino/er-ist-wieder-da-hitler-groteske-nach-timur-vermes-a-1056231.html Feldenkirchen, M. 2015: Deutsche Verrohung: Was ist nur aus diesem Land geworden? Spiegel. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/ markus-feldenkirchen-ueber-die-verrohung-deutschlands-a-1060807.html Gathmann, F., Reimann, A. 2015: Neue deutsche Gewalt: Vier Wochen im Herbst. Spiegel. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/ fluechtlinge-liste-fremdenfeindlicher-gewalt-a-1060847.html Hagen, K. 2015: Volksverhetzung: Recht und Extreme. Spiegel. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/pegida-recht-und-gesetz-bei-hass-und-hetze-a-1060914.html Hanfeld, M. 2015: Der Adolf in uns allen. Frankfurter Allgemeine Zeitung. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/debatten/fragwuerdige-bot-schaft-der-hitler-satire-er-ist-wieder-da-13889773.html Oels, D., Timplan, A. 2015: Zwischen Sitcom und Erschütterung: Rezeption eines Bestsellers.

In.: Er ist wieder da. Köln, 431-443. Oltermann, P. 2014: Germany asks: is it Ok to laugh at Hitler. The Guardian. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theguardian.com/books/2014/mar/23/germany-finally-poke-fun-hitler-fuhrer Passlik, H. 2013: Christoph Maria Herbst liest "Er ist wieder da". Neue Westfälische. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nw.de/lokal/bielefeld/mitte/mitte/8715274_ Christoph_Maria_Herbst_liest_Er_ist_wieder_da.html Pontz, Z. 2013: German Comic Novel about Hitler becomes Bestseller. TheAlgemeiner. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.algemeiner.com/2013/01/07/german-comic-novel-about-hitler-becomes-bestseller/ Rosenfeld, G.D. 2015: Hi, Hitler! How the Nazi Past is being normalized in Contemporary Culture. Cambridge.

Schenker, A. (hrsg.) 2015: "Er ist wieder da" ist weiterhin Nummer 1 der Kinocharts. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.presseportal.de/pm/12946/3162927 Umfrage: Drei Viertel der Deutschen wollen Pegida vom Verfassungsschutz beobachten lassen. Spiegel. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/politik/ deutschland/pegida-76-prozent-der-deutschen-wollen-organisatoren-beobachten-las-sen-a-1061027.html Vermes, T. 2015: Er ist wieder da. Köln.

Wilk, A. 2015: „Er ist wieder da" - und zwar ganz oben. Frankfurter Allgemeine Zeitung. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/kino/hEr istitler-satire-er-ist-wieder-da-auf-platz-1-der-kinocharts-13879073.html

REFERENCES

Boroznjak, A.I. 2015: Zhestokaja pamjat'. Nacistskij rejh v vosprijatii nemcev vtoroj poloviny

HH i nachala XXI veka. Moscow. Vel'cer, H. 2005: Istorija, pamjat' i sovremennost' proshlogo. Pamjat' kak arena politicheskoj

bor'by. In: Pamjat' o vojne 60 let spustja: Rossija, Germanija, Evropa. Moscow, 51-63. Altwegg, J. 2015: Hitler trägt einen Barcode, http://www.faz.net/aktuell/feuilleton/debatten/

streit-um-franzoesische-ausgabe-von-mein-kampf-13879417.html Bösch, F. 2007: Film, NS-Vergangenheit und Geschichtswissenschaft. Von „Holocaust" zu „Der

Untergang". Vierteljahresheft für Zeitgeschichte 1, 1-32. Buß, C. 2015: Hitler-Groteske „Er ist wieder da": Vorsicht, Witz mit Bart. Spiegel, http://www.

spiegel.de/kultur/kino/er-ist-wieder-da-hitler-groteske-nach-timur-vermes-a-1056231.html Feldenkirchen, M. 2015: Deutsche Verrohung: Was ist nur aus diesem Land geworden? Spiegel, http://www.spiegel.de/politik/deutschland/markus-feldenkirchen-ueber-die-verrohung-deutschlands-a-1060807.html Gathmann, F., Reimann, A. 2015: Neue deutsche Gewalt: Vier Wochen im Herbst. Spiegel, http://www.spiegel.de/politik/deutschland/fluechtlinge-liste-fremdenfeindlicher-gewalt-a-1060847.html

Hagen, K. 2015: Volksverhetzung: Recht und Extreme. Spiegel, http://www.spiegel.de/politik/

deutschland/pegida-recht-und-gesetz-bei-hass-und-hetze-a-1060914.html Hanfeld, M. 2015: Der Adolf in uns allen. Frankfurter Allgemeine Zeitung, http://www.faz. net/aktuell/feuilleton/debatten/fragwuerdige-botschaft-der-hitler-satire-er-ist-wieder-da-13889773.html

Oels, D., Timplan, A. 2015: Zwischen Sitcom und Erschütterung: Rezeption eines Bestsellers.

In.: Er ist wieder da. Köln, 431-443. Oltermann, P. 2014: Germany asks: is it Ok to laugh at Hitler. The Guardian, http://www.the-

guardian.com/books/2014/mar/23/germany-finally-poke-fun-hitler-fuhrer Passlik, H. 2013: Christoph Maria Herbst liest "Er ist wieder da". Neue Westfälische, http:// www.nw.de/lokal/bielefeld/mitte/mitte/8715274_Christoph_Maria_Herbst_liest_Er_ist_ wieder_da.html

Pontz, Z. 2013: German Comic Novel about Hitler becomes Bestseller. The Algemeiner, http://

www.algemeiner.com/2013/01/07/german-comic-novel-about-hitler-becomes-bestseller/ Rosenfeld, G.D. 2015: Hi, Hitler! How the Nazi Past is being normalized in Contemporary Culture. Cambridge.

Schenker, A. (hrsg.) 2015: "Er ist wieder da" ist weiterhin Nummer 1 der Kinocharts, http://

www.presseportal.de/pm/12946/3162927 Umfrage: Drei Viertel der Deutschen wollen Pegida vom Verfassungsschutz beobachten lassen. Spiegel, http://www.spiegel.de/politik/deutschland/pegida-76-prozent-der-deutschen-wol-len-organisatoren-beobachten-lassen-a-1061027.html Vermes, T. 2015: Er ist wieder da. Köln.

Wilk, A. 2015: „Er ist wieder da" - und zwar ganz oben. Frankfurter Allgemeine Zeitung, http:// www.faz.net/aktuell/feuilleton/kino/hEr istitler-satire-er-ist-wieder-da-auf-platz-1 -der-ki-nocharts-13879073.html

''THE FUHRER IN EACH OF US'': AN IMAGE OF A. HITLER AND 'OVERCOMING OF THE PAST' IN MODERN GERMANY

Irina V. Griban

Ural State Pedagogical University, Russia,

gribanirina@gmail.com

Abstract. It is believed that special influence on formation and preservation of historical memory of the people is made by feature films: they not only make memories of past events important, but also draw public attention to debatable historical subjects. The article is devoted to the analysis of the feature film on a novel of the same name of the publicist T. Vermes "He is back" and to his impact on the German society. The main character of the novel - Adolf Hitler who regained consciousness in 2015 in modern Berlin and got to new political reality with the old ideological installations. Homeless and destitute, he interprets everything he sees and experiences in 2015 from a Nazi perspective and although everyone recognizes him, nobody believes that he is the real Hitler; he is perceived as the comedian and the talented actor who got used to an image. He appears on a television show called «Whoa, dude!» to broadcast his views. Videos of his angry rants become quickly extend thanks to YouTube, and Hitler becomes well-known. Eventually, he uses his popularity to return to politics. The popularity of the novel of T. Vermes and the shot movie demonstrates that in historical memory of the German society of the nazi past there is a shift: his "normalization" begins, there is an aspiration to look at it from a different angle (laughing, but not crying), the perception of immorality of nazi ideology becomes blurred, ways of representation of this period of history have changed. The movie "He is back" has become a challenge to the modern German society, its readiness to perceive ideas of national socialism which, apparently, were rethought long time ago. Ambiguous reaction to the movie of the audience and film critics, comments in electronic mass media allow to draw a conclusion that process of "the overcoming the past" in modern Germany is still far from end.

Key words: historical memory, historical consciousness, "overcoming the past", World War II, national socialism, A. Hitler

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.