Научная статья на тему 'Футуристическое отступление: ключи к грядущему или взгляд на перспективы развития туризма в России'

Футуристическое отступление: ключи к грядущему или взгляд на перспективы развития туризма в России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
267
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креатив / инновация / рекреация / creativity / innovation / recreation

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дементьев Александр Юрьевич

Рассматриваются некоторые перспективные тенденции развития туристической отрасли, на-пример «концепция устойчивого развития», «стратегия голубого океана», а также перспектив-ные направления туризма: Антарктида, малонаселенные и слабоизученные северные регионы Рос-сии, «космический туризм», разведывательная деятельность и туризм, безопасность туристов,экологический туризм, психологические принципы определения потребностей потребителей ту-ристских услуг, роль государства в управлении и регулировании туристской деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author examines several trends in the tourism industry, including the concept of sustainable development, blue ocean strategy, tourism sectors like Antarctica, sparsely populated northern regions of Russia, space tourism, intelligence and tourism, tourism security, and eco-tourism. The study also discusses the psychological principles to identify consumer needs in tourist services, the state’s role in the management, and regulation of tourist activities.

Текст научной работы на тему «Футуристическое отступление: ключи к грядущему или взгляд на перспективы развития туризма в России»

УДК 338.48

ФУТУРИСТИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: КЛЮЧИ К ГРЯДУЩЕМУ ИЛИ ВЗГЛЯД НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

Дементьев Александр Юрьевич, кандидат военных наук, доцент, Dementyewv@rambler.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author examines several trends in the tourism industry, including the concept of sustainable development, blue ocean strategy, tourism sectors like Antarctica, sparsely populated northern regions of Russia, space tourism, intelligence and tourism, tourism security, and eco-tourism. The study also discusses the psychological principles to identify consumer needs in tourist services, the state’s role in the management, and regulation of tourist activities.

Рассматриваются некоторые перспективные тенденции развития туристической отрасли, например «концепция устойчивого развития», «стратегия голубого океана», а также перспективные направления туризма: Антарктида, малонаселенные и слабоизученные северные регионы России, «космический туризм», разведывательная деятельность и туризм, безопасность туристов, экологический туризм, психологические принципы определения потребностей потребителей туристских услуг, роль государства в управлении и регулировании туристской деятельностью.

Key Words: creativity, innovation, recreation

Ключевые слова: креатив, инновация, рекреация

Естественный эволюционный процесс развития общества показывает, что наиболее оптимальной экономической категорией является рынок. Рынок возник примерно 6—7 тыс. лет назад и продолжает развиваться в настоящее время. Рыночные отношения нельзя назвать идеальными, однако ничего более эффективного, чем рыночный механизм хозяйствования, пока придумано не было.

Свободный рынок дает ряд преимуществ, одним из которых является саморегулирование. На основе саморегулирующегося механизма рынок поворачивается к человеку через цены, спрос и предложение. Только в рыночных условиях хозяйствования у человека появляется возможность выбора, это значит, что растут потребности и жизненный уровень населения в целом. В этих условиях на смену чисто экономической идеологии хозяйствования, где основополагающим критерием результативности или рентабельности производства является максимальное получение прибыли, приходит идеология социальноэкономического развития общества, суть которой отчасти может быть обозначена как «концепция устойчивого развития».

Под «концепцией устойчивого развития» следует понимать такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. В более широком смысле «концепция устойчивого развития» включает моральнопсихологический аспект, т.е. удовлетворение не только материальных потребностей, но и духовных, в том числе потребности воспитания психологически устойчивого, идеологически подкованного человека эрудита, воспитанного в лучших традициях государства Российского. Реализация данной концепции возможна через развитие туризма.

Существует множество подходов к определению туризма. Туризм рассматривают: 1) как узкоспециализированное понятие, 2) как понятие, отражающее его концептуальное значение, однако оба подхода недостаточно полно отражают сущность и содержание.

В настоящее время ни одним регламентирующим документом не определено, что такое туризм — процесс, механизм или деятельность. Однако туризм непосредственно влияет на формирование национального дохода и слу-

49

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

жит важным источником наполнения бюджета многих стран.

Анализ литературных источников [1], [6], [13], [14] показывает, что в современных условиях под туризмом следует понимать комплекс познавательных, развлекательных, оздоровительных и других рекреационных мероприятий, связанных с выездом людей с постоянного места жительства, а также целенаправленная деятельность по обеспечению товарами и услугами участников туристического процесса с целью получения прибыли.

Туризм трудно классифицировать по каким-либо признакам, однако цель статьи состоит не в этом. Автор стремился рассмотреть некоторые нетрадиционные или инновационные подходы к самой идее организации туристической деятельности.

Интересный подход, применимый к туристической отрасли, в частности, высказывают У Чан Ким и Рене Моборн в книге «Стратегия голубого океана», в которой авторы пытаются побудить компании вырваться из «алого от крови океана конкуренции» и создать новую, незанятую конкурентами рыночную нишу. Идея состоит в том, чтобы используя результаты научно-технического прогресса, инновации и нововведения, отказаться делить с «другими» существующий или уменьшающийся спрос, а вместо этого направить все силы на создание нового растущего спроса недоступного для конкуренции.

Важной тенденцией современного туризма является его нетрадиционность: все большее количество людей привлекают не море, гостиницы, пляж, сервис, а более экзотический или экстремальный отдых, например, с каждым годом возрастает количество желающих посетить Антарктиду. Около 280 пассажиров ежегодно посещают этот малоизученный материк, а именно Антарктический полуостров, иногда Южную Георгию и Фолклендские острова. Путешествия организуются в пятимесячный период Антарктического лета с ноября по март. Бывают случайные рейсы с количеством туристов около 960 человек, как правило, без высадки пассажиров на побережье. Сроки поездки, ограничены двумя-тремя неделями, а стоимость поездки составляет в среднем от $4 тыс.—$20 тыс., включая стоимость авиабилетов и места в каюте.

Создана Международная ассоциация антарктических туроператоров (IAATO), кото-

рая регламентирует перечень судов, имеющих право входить в антарктические воды. Существует правило, согласно которому на берег Антарктиды может быть высажено не более 100 пассажиров.

Ближайшие 15—20 лет будут насыщены новыми научно-техническими достижениями, которые коренным образом могут изменить общество, экономические отношения, возможно, произойдет некоторая переоценка ценностей. Основанием для таких перемен могут послужить прорывные разработки в области нанотехнологий, что в свою очередь приведет к революционным успехам в электронике, оптике, биотехнологиях, созданию принципиально новых материалов и оборудования, развитию высокотехнологичных отраслей промышленности (прежде всего, оборонной и космической).

Полеты в космос станут более дешевыми и доступными для обычных граждан развитых стран. Поэтому в недалеком будущем перспективным направлением туризма станет «космический туризм», с помощью которого будут удовлетворяться не только потребности отдельных граждан в возможности побывать в космосе, но отчасти осуществляться финансирование космической отрасли.

Желающие уже сейчас могут совершить настоящий полет в космос. Первым космическим туристом стал американский бизнесмен Денис Тито, он совершил космический полет в качестве туриста в составе российского экипажа космического корабля «Союз ТМА-32» с космонавтами Юрием Батуриным и Талгатом Мусабаевым 28 апреля 2001 года.

Продолжил эстафету космического туризма Марк Шаттлворт, миллионер из ЮАР, который побывал на Международной космической станции вместе с профессиональными космонавтами россиянином Юрием Гидзенко и итальянцем Роберто Виттори 25 апреля 2002 года. Третьим космическим туристом, посетившим Международную космическую станцию, стал американец Грегори Олсен. Полет состоялся в составе международного экипажа россиянина Валерия Токарева и американца Уильяма МакАртура в октябре 2005 года, хотя был под угрозой срыва из-за состояния здоровья бизнесмена. В период с 2006 по 2008 годы международную космическую станцию посетило еще три туриста, Акуше Ансари (первая женщина-космический турист), Ричард Гер-

50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 2

Футуристическое отступление: ключи к грядущему или взгляд на перспективы...

риот, создатель компьютерных развлечений, и миллиардер Чарльз Симони, побывавший в космосе дважды. Сейчас 10-дневный полет на международной космической станции обойдется туристу примерно в $35 млн.

Развитие нанотехнологий в будущем приведет к прорыву в «биологической» промышленности. Появится возможность выхода за пределы сугубо «земной цивилизации» и перехода к «космической цивилизации».

Одной из важных задач развития туристической отрасли в аспекте национальной безопасности государства является своевременное получение информации о т.н. государствах-«партнерах». Не секрет, что все разведки мира активно используют туризм для сбора информации, проведения различных акций и других видов разведывательной деятельности в целях ведения тайной войны. В 1947 году директор Центрального разведывательного управления США Аллен Даллес представил сенатской комиссии публичный меморандум, в котором указывалось, что туризм является одним из важнейших открытых источников получения информации, которая интересует правительство США. История знает огромное количество фактов использования туризма в целях шпионской деятельности. Например, израильская разведка «МОССАД» почти открыто заявляет, что их агент или «турист» практически в любом государстве через 2 часа будет одет, обут, накормлен и способен выполнить порученное ему задание.

Говоря о безопасности туристов, хотелось бы отметить, что российские туристы чаще всего получают травмы увечья и даже гибнут именно в России. Российский союз туриндустрии приводит следующие данные. В маеиюне 2009 года в разных странах погибло 1331 туриста, россияне составляют около 9%, большинство из них расстались с жизнью, не выезжая за пределы страны.

Россия занимает первое место в списке стран, где с туристами происходили различные неприятности. Например, за тот же период май-июнь 2009 года на территории страны произошло 53 происшествия с туристами, в которых погибли 78 и пострадали 171 человек. Второе место занимает Украина (33 происшествия, 17 погибших, 47 пострадавших). Третье место за Турцией (8 происшествий, 3 погибших, 26 пострадавших). На четвертом месте Египет (4 происшествия, 1 погибший, 5 по-

страдавших). Чаще всего российские туристы попадают под колеса поезда, падают с гор во время восхождения, экскурсий, походов, отравляются токсичными веществами, тонут. Все это говорит о низком качестве сервиса, предоставляемого туристам. Проблема безопасности должна стать приоритетной.

Целесообразно продумать вопрос об инженерно-техническом оснащении российских туристов. Например, разработать портативное навигационное оборудование, аналогичное современному противоугонному автомобильному комплексу, использующему спутники навигации GPS/ГЛОНАСС и GPRS/ GSM. Тем более, что сейчас названный «космический» сервис возможен по вполне «земным ценам». Например, стоимость противоугонного оборудования составляет 7—7,5 тыс. руб. Портативный аналог будет стоить примерно столько же. Оснащение туристов подобными приборами позволит решить целый комплекс задач, оперативно отреагировать и оказать помощь гражданам в случае возникновения чрезвычайной ситуации, отслеживать их перемещение и время пребывания на территории зарубежного государства и др. Вырученные средства от продажи приборов могут быть направлены на развитие туристической отрасли и космических навигационных технологий.

Особое место занимает внутренний туризм. В России можно выделить пять регионов, в которых наиболее развита туристическая отрасль: это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Кавказские Минеральные воды.

Потенциал внутреннего российского туризма очень велик, однако его развитие затрудняют такие проблемы как высокие цены и отсутствие конкуренции. Наши соотечественники, попутешествовав по миру, приходят к выводу, что и в России много заслуживающих внимания мест. Например, актуальным для развития туристического бизнеса являются малонаселенные и слабоизученные северные регионы России. Возникают потребности населения изучить жизнь и быт коренных народов севера, а также желание посетить российскую глубинку, пожить в русской избе и погреться на настоящей печи. Однако уровень российского сервиса очень отстает от европейского.

Одно из перспективных направлений развития туризма условно можно назвать экологическим туризмом. Под экотуризмом понимают

51

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

общение с нетронутой природой, получение знаний в области экологии, изучение жизни и быта коренных народов, увлечение экстремальным выживанием и др.

У экотуристов несколько иные, чем у большинства туристов, потребительские потребности: то, что является минусом для традиционного туризма (неразвитый сервис, слаборазвитая инфраструктура) является плюсом для экотуризма. Поэтому развитие экологического туризма не требует больших инвестиций и может быть благоприятно для малого и среднего бизнеса.

В России имеются все необходимые для развития этого вида туризма условия. Например, смешанные кедрово-широколиственные леса с субтропической флорой и фауной на юге Дальнего востока, красивейшие горы Алтая, чистые воды Байкала, гейзеры Камчатки; арктические, вулканические, морские, озерные, болотные, речные, лесные, горные экосистемы, около сорока национальных парков, сотни заповедников, тысячи заказников; древнейшие этносы: якуты, чукчи, коряки, эвенки, сохранившие национальную культуру.

Для того чтобы местные власти были заинтересованы в развитии туризма, требуется принять соответствующие законодательные акты, ведь увеличение числа туристов и создание соответствующей инфраструктуры может представлять опасность и нести угрозу для самих природных ресурсов.

Важным моментом развития индустрии туризма является подготовка кадров, учитывающая разнообразные факторы: корпоративная культура, управление персоналом, психологическая подготовка персонала, включающая знакомство с демографическими, культурными, психологическими и другими факторами.

Перечисленные тенденции дают основание полагать, что в развитии индустрии туризма не последнюю роль должно играть государство. Охарактеризуем некоторые существующие в настоящее время модели участия государства в управлении и регулировании туристической деятельностью.

В США, например, практически отсутствует центральное государственное управление индустрии туризма, все вопросы решаются на местах. Это становится возможным, когда субъекты туристического рынка занимают сильные позиции и способны решать свои проблемы без государственного участия. В США назван-

ная модель сформировалась в 1997 году, когда выделились сильные частные компании, способные на самостоятельные мощные рекламные акции. На международном рынке туризма США занимает прочные позиции, дополнительные рекламные акции для привлечения зарубежных туристов в эту страну не требуются.

Другая модель предусматривает наличие центрального органа, например министерства, контролирующего деятельность всех предприятий туристической отрасли в стране. В качестве примера можно привести такие страны как Египет, Турцию, Тунис. В перечисленных государствах туризм является одним из основных источников валютных поступлений в бюджет страны.

Третья модель реализована в европейских странах, в которых вопросы туристической деятельности находятся в компетенции какого-либо многоотраслевого министерства с экономическим уклоном, например, министерства транспорта, здравоохранения, спорта, торговли, производственной деятельности. Такая модель реализована во Франции, Испании, Великобритании, Италии. Вероятно, для России наиболее подходящей могла бы стать третья модель. Однако Россия — это не Европа и не Азия, это великая многонациональная страна, поэтому переносить или копировать какие либо модели, в том числе модели участия государства в управлении и регулировании туристической деятельностью, было бы нецелесообразно.

Таким образом, в управлении туристической деятельностью в РФ государству целесообразно ориентироваться на следующие аспекты:

• создание благоприятных условий для продвижения туристического продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынке;

• защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности,

• разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование туристической деятельности;

• разумная стандартизация туристического продукта, лицензирование и сертификация;

• осуществление инвестиций в рамках реализации федеральных целевых программ по развитию туризма;

• разумное налоговое и таможенное регулирование;

52 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 2

Национальные интересы развития туризма как элемент безопасности страны

• финансирование научных исследований Литература

в сфере туристической индустрии.

1. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: Учебное пособие, 2007.

2. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Учебное пособие, 2002.

3. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. М.: АСТ Минск, ООО Харвест, 2006.

4. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2001.

5. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник. М., 2001.

6. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие, 2006.

7. НовицкийА.Г., Литвинов О.И. Экономика сферы обслуживания населения: Учебное пособие. М., 2005.

8. ГолубковЕ.П. Маркетинговые исследования. Теория, методология, практика. М., 2007.

9. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов, 2008.

10. Иванов В.Н., Латрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М.: Вильямс, 2005.

11. Архангельская Е.В. Наглядное решение задачи о многочлене наилучшего приближения с помощью компьютерной программы. М.: Вильямс, 2005.

12. Гармаш С.А. Информационные технологии в современном преподавании. М.: Высшая школа, 2001.

13. http://magister.msk.m/library/economic/economic.htm

14. http://www.book.mrod.rn/bisness/Lhtml

15. www.integrum.com

УДК 338.48

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Малолетко Александр Николаевич, кандидат юридических наук, проректор, 5050962@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article defines the national economic interests based on the analysis of macroeconomic indicators for the development of tourism in Russia. The author examines the Russian balance of payments, the structure of gross value added related to a number of types of economic activity. The study explains security threats to the national economic interest in Russia in the tourism industry.

Предпринята попытка сформулировать национальные экономические интересы страны на основе анализа макроэкономических показателей, характеризующих развитие туризма в России. Подробно проанализированы отдельные статьи платежного баланса РФ, структура валовой добавленной стоимости по некоторым видам экономической деятельности. В первом приближении обозначены угрозы национальным экономическим интересам России в развитии туризма.

Key Words: national interest, tourism, economic security, balance of payments, gross value added

Ключевые слова: национальный интерес, туризм, экономическая безопасность, платежный баланс, валовая добавленная стоимость

Под национальной безопасностью в общем виде понимается защищенность жизненно важных интересов страны от внешних и внутренних угроз [3]. Задаваясь вопросом, имеются ли у России интересы, которые удовлетворяются посредством развития туризма, можно вполне

уверенно ответить, что такие интересы есть. Национальные интересы в развитии туризма, представляют собой совокупность интересов личности, общества, государства.

Интересы личности в развитии туризма заключаются в реализации конституционных

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.