Научная статья на тему 'Экономические аспекты развития космического туризма в регионах: критический анализ современных представлений'

Экономические аспекты развития космического туризма в регионах: критический анализ современных представлений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
598
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / SPACE TOURISM / КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / CRITICAL ANALYSIS / ОБРАЗ РЕГИОНА / REGION / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGIONAL ECONOMY / IMAGE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рубан Д.А.

Предмет. Развитие российской индустрии туризма и гостеприимства, диверсификация предлагаемых услуг и создание новых стимулов для привлечения отечественных и зарубежных туристов. Цели. Критический анализ современных представлений об экономических аспектах развития космического туризма в регионах. Методология. Основные методы критический анализ и концептуальные построения. Анализируются выводы исследователей; подробно рассматривается американский опыт создания космопорта. Результаты. Значимость космического туризма для региональной экономики возрастает, если включить в него сопутствующую деятельность в наземных условиях. Примером служит космопорт в штате Нью-Мексико. Выводы. Широкая трактовка космического туризма способствует его развитию, в большей степени привязывая его к конкретной территории. Сфера космического туризма интегрируется в региональную инновационную систему, что важно для создания и распространения положительного образа региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic aspects of space tourism development in regions: Reviewing the present-day ideas

Importance This article discusses the issues of development of the Russian industry of tourism and hospitality, diversification of offered services, and creation of new incentives to attract domestic and foreign tourists. Objectives The article aims to make a critical analysis of modern views and ideas about the economic aspects of space tourism development in the regions. Methods For the study, I used the methods of critical analysis and concept-based constructions and definitions. The article considers the findings of various researchers and the U.S. experience of creating a spaceport, in particular. Results Modern works reflect a positive outlook on the prospects of space tourism. The importance of space tourism for the regional economy increases taking into consideration local land works. This is relevant in light of the information on the functioning of spaceport in the state of New Mexico. Conclusions The broad interpretation of space tourism contributes to its development by fixing it to a specific territory, to a greater extent. Space tourism can be integrated into the regional innovation system, which is important for creation, improvement and promotion of favorable image of the region. The article conclusions can be used to discuss the initiative related to space tourism in Russia, regional planning, and the development of State programs.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты развития космического туризма в регионах: критический анализ современных представлений»

pISSN 2073-1477 Рекреация и туризм

eISSN 2311-8733

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ*

Дмитрий Александрович РУБАН

кандидат геолого-минералогических наук, доцент Высшей школы бизнеса,

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ruban-d@mail.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 5671-0800

История статьи: Аннотация

Получена 20.02.2017 Предмет. Развитие российской индустрии туризма и гостеприимства,

Получена в доработанном диверсификация предлагаемых услуг и создание новых стимулов для привлечения виде 01.11.2017 отечественных и зарубежных туристов.

Одобрена 15.03.2018 Цели. Критический анализ современных представлений об экономических аспектах

Доступна онлайн 13.04.2018 развития космического туризма в регионах.

Методология. Основные методы - критический анализ и концептуальные УДК 338.48:332.1 построения. Анализируются выводы исследователей; подробно рассматривается

JEL: В50, L83, R11 американский опыт создания космопорта.

Результаты. Значимость космического туризма для региональной экономики возрастает, если включить в него сопутствующую деятельность в наземных Ключевые слова: условиях. Примером служит космопорт в штате Нью-Мексико.

инновации, космический Выводы. Широкая трактовка космического туризма способствует его развитию, в туризм, критический большей степени привязывая его к конкретной территории. Сфера космического

анализ, образ региона, туризма интегрируется в региональную инновационную систему, что важно для

экономика региона создания и распространения положительного образа региона.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Рубан Д.А. Экономические аспекты развития космического туризма в регионах: критический анализ современных представлений // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 4. -С. 775 - 788.

https://doi.Org/10.24891/re.16.4.775

Российская индустрия туризма и гостеприимства оказалась в последние годы в принципиально новых условиях. С одной стороны, государством была четко сформулирована задача по развитию внутреннего туризма. С другой стороны, спрос на путешествия в условиях некоторой трансформации общественных приоритетов, ослабления национальной валюты и сокращения реальных доходов населения все больше стал удовлетворяться за счет предложения на внутреннем рынке. При этом вряд ли допустимо говорить о кризисе. Напротив, именно до 2014 г. данная индустрия

* Автор выражает глубокую признательность профессору Южного федерального университета Елене Степановне ЛОГОВАТОВСКОЙ за демонстрацию проекта космопорта «Россия» и пояснение соответствующих архитектурных решений.

носила асимметричный характер,

неоправданно ориентируясь на выездной туризм, что совершенно нехарактерно для других стран. Потребность в ее качественной трансформации все возрастала, а новые условия, выступили триггером этой трансформации, происходящей в настоящее время.

Проведенный Т.Н. Григоренко и

Л.Н. Казьминой анализ показывает, что стратегия развития индустрии туризма и гостеприимства в России все еще нуждается в корректировке, а ее реализация - в принятии большого числа решений [1]. Г.А. Карпова и А.В. Кучумов выделили факторы, препятствующие нормализации развития данной индустрии в новых условиях [2].

А.Н. Полухина предложила инновационную модель роста внутреннего туризма [3]. Важно отметить, что большинство исследователей указывает, во-первых, на необходимость диверсификации туристической деятельности в стране, становление новых для России ее видов, а, во-вторых, на тесную связь между внутренним и въездным туризмом. Первое важно для расширения услуг, предлагаемых на отечественном рынке, спектр которых в настоящее время недостаточно широк. Второе необходимо для придания большей конкурентоспособности национальной

индустрии туризма и гостеприимства путем успешного встраивания ее в мировую. При этом многие исследователи ограничиваются рассмотрением потенциала регионов страны для решения обозначенных задач, тогда как экономические аспекты анализируются лишь поверхностно.

Среди разнообразных видов туризма особого внимания заслуживает космический туризм. Основные тренды его развития в мире и России рассмотрены в работах Э.А. Арсентьева и С.П. Дуреева1, Е.И. Архиповой [4], Т.Г. Горбуновой и др.2, И.А. Канищева [5], Дж. Крауча [6], И.В. Лепехиной и Е.Г. Корепановой3, Дж. Луазу [7], С.В. Санникова и Е.Г. Корепановой4. Под космическим туризмом обычно понимаются путешествия за пределы Земли, при этом обычно разграничивают два направления: суборбитальный и орбитальный туризм. Однако такая трактовка, которая может быть принята в качестве исходной, является совершенно неудовлетворительной, так как не отвечает текущему опыту развития

1 Арсентьев Э.А., Дуреев С.П. Космический туризм // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. № 6. С. 388. URL: https://cyberienmka.ru/artide/v/kosmicheskiy-turizm-1

2 Горбунова Т.Г., Савельева В.В., Федорова Н.В. Космический туризм // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. № 9. С. 78-79.

3 Лепехина И.В., Корепанова Е.Г. Космический туризм // Проблемы авиации и космонавтики. 2010. № 6. С. 215-216. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/kosmicheskiy-turizm

4 Санников С.В., Корепанова Е.Г. Космический туризм // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10. С. 91-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kosmicheskiy-turizm-3

данного вида туристической деятельности в мире, и ее коррекция сама по себе выступает в качестве важной задачи, решаемой в настоящей статье.

Стоит отметить, что как отечественная, так и зарубежная литература, посвященная космическому туризму, разнообразна, однако внимание большинства специалистов сфокусировано на технических,

организационных и правовых аспектах его развития, тогда как экономические анализируются лишь в самом общем виде. Важнейшими предпосылками развития данного вида туризма в России являются богатые традиции отечественной

космонавтики, активное участие страны в освоении космического пространства в настоящее время, а также уже имеющийся опыт организации единичных космических туров. Вполне очевидно, что становление космического туризма внесет вклад в диверсификацию услуг на туристическом рынке, усилит привлекательность страны для зарубежных и, безусловно, будет представлять интерес для российских туристов.

Данный вид является по сути инновационным, что важно для модернизации индустрии туризма и гостеприимства в целом. Кроме того, космический туризм вполне может выступить важным инструментом

регионального развития. Для столь крупных по размеру территории стран, как Россия, такой акцент особо важен, так как социально-экономический эффект индустрии туризма и гостеприимства наиболее хорошо проявляется именно в региональном масштабе, в котором также удобно планировать соответствующую деятельность.

Реализация подобных инициатив не является фантастической, о чем свидетельствует опыт США, однако требует переосмысления сути космического туризма и надежного научного обоснования (в том числе с экономической точки зрения) перспектив его развития. Это делает актуальным обобщение, систематизацию и интерпретацию

соответствующей информации, накопленной к настоящему времени.

Целью настоящей работы является критический анализ современных представлений об экономических аспектах развития космического туризма в регионах. Последовательно решаются следующие задачи. Во-первых, анализируются выводы, сделанные исследователями, как российскими, так и зарубежными. Во-вторых, подробно рассматривается современный американский опыт создания в отдельном регионе центра космического туризма. В-третьих, данный вид туристической деятельности интерпретируется в контексте представлений о региональных инновационных системах.

Хотя основным материалом, положенным в основу настоящего исследования, является ранее накопленная информация, ее критический анализ и формулировка принципиально новых положений определяют качественное отличие данной статьи от ранее опубликованных.

Рассмотрение экономических аспектов космического туризма в большинстве опубликованных работ сводится к указанию стоимости услуг по полетам в космос. Речь идет о затратах немногочисленных космических туристов, измеряемых десятками миллионов долларов5, и возможной цене суборбитальных и орбитальных путешествий, планируемых к осуществлению частными компаниями (в частности, «Space Exploration Technologies Corporation», больше известной как «SpaceX», и «Virgin Galactic»). До настоящего времени было проведено два исследования, в которых развитие космического туризма рассматривалось в контексте региональной экономики.

Английский специалист Дж. Бири изучил экономическую политику США в целом и отдельных штатов в отношении данного вида туристической деятельности [8]. Его выводы сводятся к следующему. Во-первых, разрешение федеральным правительством приватизации полетов в космос

5 Первый космический турист, американский миллиардер Д. Тито, потратил 20 млн долл. США на полет на Международную космическую станцию в 2001 г. Стоимость услуг, оказанных более поздним путешественникам такого рода, изменялась в пределах 20-35 млн долл. США.

способствовало росту интереса отдельных штатов к масштабным инвестициям в соответствующие проекты. Во-вторых, США рассматривают развитие космического туризма как средство качественного изменения сложившейся в них экономической инфраструктуры, обеспечивающее в том числе повышение конкурентоспособности. Эти выводы означают, что развитие космического туризма представляет собой действительно большой интерес для региональной экономики. Кроме того, очевидно, соответствующая деятельность предполагает ее активное встраивание в региональную экономическую систему. Тот факт, что уже вскоре после отмеченной приватизации полетов в космос инвестиции со стороны США стали играть большую роль, означает, что для самого космического туризма выгодна организация именно на региональном уровне.

Второе исследование, также проведенное британскими учеными, было направлено на изучение перспектив становления рынка космического туризма. В своей статье М. Редди и др. показывают, что важным фактором выступает восприятие данного вида туристической деятельности не только в глобальном масштабе, но и в отдельных странах и регионах [9]. Материал для работы этих специалистов был собран путем анализа мнения жителей ограниченной территории, а именно Южной Англии. Сделанный авторами вывод показывает, что успешное развитие космического туризма требует учета особенностей региональных рынков туристических услуг. Если так, то спрос на космический туризм формируется еще на начальной стадии, до формирования массовой доступности космического пространства для путешественников.

Важно понимать, что оба отмеченных исследования имеют свои ограничения. В первом случае региональные инвестиции оказываются действительно успешными при условии нацеленности региональной экономической политики на

инфраструктурное развитие, а также наличия в регионе достаточных для инвестирования в рисковые проекты средств. Во втором случае

важную роль играет осведомленность населения об инициативах в космическом туризме и своего рода техническая «продвинутость», зависящая от качества и направленности образования. Можно предположить, что региональная

составляющая в экономике космического туризма окажется выше в случае четко выраженной инновационной ориентации региональной экономической политики, а также высокого уровня технической образованности населения. По всей вероятности, эти ограничения вполне могут быть устранены соответствующей политикой государства в регионах.

Некоторые другие исследователи также рассматривали экономические аспекты развития космического туризма. Хотя они не касались данной проблемы в региональном масштабе, анализ их выводов вполне позволяет представить соответствующие интерпретации. Наиболее известным из числа этих ученых является П. Коллинз. В своих статьях он отмечает ведущую роль частных компаний в развитии космического туризма и недостаточную активность государственных агентств [10], высокую прибыльность данной деятельности при быстром росте (с оборотом до 100 млрд евро в год)6, ее значение для поддержки экономического роста, создания рабочих мест, а также для развития инженерного бизнеса и академической сферы [11]. Й. Чанг указывает на недостаточную государственную поддержку развития космического и, особенно, орбитального туризма [12]. О.В. Жукова акцентирует внимание на развитии государственно-частного партнерства в данной сфере [13], а Дж. Луазу [7] - на ее коммерциализации. Б. Паркинсон показывает, что для успешного развития космического туризма важна не столько быстрота, сколько устойчивость роста доходов в течение длительного периода, измеряемого первыми десятками лет'. Наконец, Л.С. Раткин указывает на

6 Collins P. The Economic Benefits of Space Tourism. URL: http://www. spacefuture. com/archive/the_economic_benefits_of_s pace_tourism.shtml

7 Parkinson B. A Parametric Investigation of the Economics

of Space Tourism. JBIS, 2006, vol. 59, pp. 417-421. URL: http://www.jbis.org.uk/paper.php?p=2006.59.417

значительную инвестиционную привлекательность рассматриваемого вида туристической деятельности для

капиталовложений как со стороны государства, так и со стороны частных компаний8. Эти и сопутствующие им представления могут быть суммированы и интерпретированы в региональном контексте так, как показано в табл. 1.

Однако в табл. 1 отражена лишь позитивная точка зрения, согласно которой развитие космического туризма несет благо региону. В табл. 2 путем сходной интерпретации взглядов указанных специалистов обозначены вызовы, с которыми регион может столкнуться.

Таким образом, развитие космического туризма в свете ранее опубликованных работ представляется действительно существенным для анализа с точки зрения региональной экономики. С одной стороны, последняя может получить очевидные выгоды, а с другой, - столкнуться со столь же очевидными вызовами. Как бы то ни было, представленный взгляд на этот вид туристической деятельности видится весьма ограниченным, так как сводит космический туризм к суборбитальным и орбитальным полетам.

Массовость оказания подобной услуги - дело далекого будущего. В настоящее время она может предоставляться лишь единично, что вряд ли будет нести существенную выгоду для какого-либо региона, но строительство космопорта «Америка» в пустынной части штата Нью-Мексико (юго-запад США) заставляет принципиально пересмотреть трактовку космического туризма и связанные с ней различные регионально-экономические интерпретации.

Космопорт (частный космодром) представляет собой комплекс сооружений, предназначенный для инфраструктурного обеспечения космического туризма (прием и отправка космических кораблей, в том числе для суборбитальных полетов) и коммерческих

8 Раткин Л.С. Капиталовложения в космический туризм: физические и медицинские аспекты исследований // Инвестиции в России. 2009. № 2. С. 40-43.

запусков ракет, а также предшествующих и сопутствующих этой деятельности испытаний. Космопорт «Америка» построен по проекту известного архитектора Н. Фостера и полностью введен в эксплуатацию в 2015 г. Он включает ангар для космолетов, терминал для туристов, центр управления полетами и т.д. Стоимость реализации проекта превысила 200 млн долл. США, что значительно (в несколько раз) меньше затрат на строительство современного международного аэропорта (составляет порядка нескольких млрд долл. США). Суборбитальные полеты для туристов в настоящее время только планируются, однако космопорт уже является важным туристическим объектом. Согласно официальной информации9, здесь регулярно организуются ознакомительные экскурсии для посетителей (экскурсионный туризм), инженерные соревнования (академический туризм), спортивные состязания (спортивный и приключенческий туризм), бизнес-мероприятия и выставки (деловой туризм). Все они осуществляются уже в настоящее время, то есть еще до начала выполнения космопортом его основной функции. Стоит подчеркнуть, что отмеченные виды деятельности осуществляются в значительной степени за счет инфраструктуры космического туризма и, следовательно, неотделимы от последнего.

Более того, основным фактором привлечения организаторов и участников экскурсий и прочих мероприятий является космическая тематика. Следовательно, трактовка космического туризма должна быть существенно расширена и включить в себя не только собственно суборбитальные и орбитальные полеты, но и все сопутствующие этому виды туристической активности, осуществляемые в наземных условиях. Это согласуется со столь же широким пониманием некоторых других видов туризма, учитывающим пересечение нескольких видов деятельности [14]10.

9 Spaceport America. URL: http://spaceportamerica.com/

10 Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов н/Д.: Советский спорт, 2008. 117 с.

Развернутая трактовка космического туризма с экономической точки зрения важна потому, что переводит данный вид деятельности из категории гипотетической (экономический эффект в более или менее отдаленном будущем) в категорию реальной (экономический эффект «здесь и сейчас»). Одновременно с этим космический туризм в таком случае оказывается имеющим гораздо большее значение именно на региональном уровне, так как более тесно связан с ограниченной территорией, позволяет ощутить в ее пределах экономический эффект, а также требует меньшего объема инвестиций, вполне осуществимых в пределах региональных экономических систем.

С точки зрения региональной экономики сопутствующая развитию космического туризма деятельность способна принести очевидные выгоды, при этом в достаточно короткие сроки. Эти выгоды связаны, во-первых, с появлением уникального объекта для увеличения количества посетителей региона, которых заинтересуют

ознакомительные экскурсии по космопорту и участие в прочих (академических, спортивных, приключенческих, деловых) мероприятиях; во-вторых, с привлечением в регион потенциальных инвесторов (представителей высокотехнологичного

бизнеса), а также высококвалифицированных кадров (представителей науки и высшего образования); в-третьих, с успешным формированием и продвижением образа региона как инновационного, что также важно для увеличения инвестиционной

привлекательности и конкурентоспособности.

Не следует забывать, что строительство и обслуживание космопорта означает приход в регион ведущих мировых компаний, специализирующихся на реализации сложных инженерных проектов, инвестирующих в инновационные продукты и услуги и т.п. Выгода в данном случае будет заключаться не только в соответствующих налоговых отчислениях в региональный бюджет и стимулировании экономического роста, но также в накоплении человеческого капитала. Как показывает опыт сооружения космопорта

«Америка», все сказанное может быть реализовано в достаточно короткий период времени (порядка 10 лет) при не слишком больших затратах (затраты на строительство существенно ниже, чем на реализацию многих других сложных с инженерной точки зрения проектов, в том числе и тех, что направлены на поощрение туризма).

Сказанное вполне применимо к регионам России, в которой существуют достаточные предпосылки для развития космического туризма, например проект создания космопорта «Россия» в Ростовской области (инженерное обоснование и архитектурное решение разработаны под руководством Е.С. Логоватовской в Южном федеральном университете)11. Особенности индустрии туризма и гостеприимства данном регионе, описанные С.В. Бадальянцем12,

Е.А. Ворониной [15], В.С. Макаренко и Т.Н. Григоренко [16], таковы, что ее развитие и превращение в действительно важную отрасль региональной экономики требуют

значительного стимулирования за счет масштабного инвестирования и предложения принципиально новых, уникальных для страны в целом услуг. С учетом транзитного географического положения данной области изменить сложившееся в ней положение индустрии туризма и гостеприимства традиционными подходами видится затруднительным. Создание космопорта может стать необходимым решением, которое будет способствовать росту этой индустрии в Ростовской области. Существует проект создания космопорта (также с названием «Россия») в Приморском крае13. В свете предлагаемой трактовки космического туризма и опыта создания космопорта в США указанные проекты, как минимум, заслуживают обсуждения, их реализация

11 В ЮФУ прошел мастер-класс, посвященный развитию туристической инфраструктуры. URL: http://sfedu.ru/www/stat_pages22.show? p=PR/news1/D&params=(p_nws_id=>53301)

12 Бадальянц С.В. Управление развитием туризма

в Ростовской области // Теория и практика современной науки. 2016. № 9. С. 30-33. URL: http://modem-j.ru/domains_data/files/sbomiki_jumal/Zhumal%20_15.pdf

13 Космопорт «Россия». URL: http://nackosmos.ru/aviarionno-

kosmicheskie-programmy/kosmoport-rossiya/

представляется весьма выгодной, а возможные затраты не столь велики с учетом стоимости реализации некоторых других региональных проектов в России.

Космический туризм - по определению инновационный вид туризма, стимулирующий развитие инновационных составляющих региональной экономики. В этой связи видится целесообразным рассмотреть его развитие в контексте современных представлений о региональных

инновационных системах. Они были изначально сформулированы английским экономистом Ф. Куком [17], а затем дополнены другими специалистами, как зарубежными, так и отечественными (в частности, эти представления подробно рассмотрены И.Л. Литвиненко14). Региональные инновационные системы - это территориально ограниченные сетевые структуры, включающие экономические, административные, академические и прочие субъекты, призванные содействовать построению инновационной экономики. Наличие подобных структур вполне способно, с одной стороны, содействовать развитию космического туризма, а с другой, -обеспечивать его «привязку» именно к региональной экономике.

Региональные инновационные системы хар актер и зую тся п ре жд е вс его территориально сконцентрированным потенциалом инновационного развития (в силу опыта организации и инвестиционного обеспечения соответствующей деятельности, наличия венчурного капитала, административной поддержки, большой величины человеческого капитала и т.д.), что должно значительно удешевить реализацию проектов, связанных с космическим туризмом. Кроме того, выгоды от последнего будут максимальными только тогда, когда регион действительно готов к ним, когда существует устойчивый спрос на инновационные услуги, имеется в наличии четко выраженная инновационная ориентация региональной

14 Литвиненко И.Л. Региональная инновационная система: структура и инструменты управления. М.: Русайнс, 2016. 192 с.

политики и т.д. Согласно Д.А. Рубану15, региональные инновационные системы включают в свой состав различные компоненты (обычно определяются как акторы). Каждый из них вполне может извлечь определенную выгоду из развития в регионе космического туризма. Эти системы выполняют ряд функций16, каждая из которых, с одной стороны, может способствовать развитию космического туризма (табл. 3), а с другой, - стимулироваться последним (табл. 4).

Отметим, что важными акторами региональных инновационных систем являются академические учреждения (учреждения высшего образования и научно-исследовательские институты). Если такая система вовлечена в реализацию проектов, связанных с космическим туризмом, то данное обстоятельство способствует быстрому накоплению человеческого капитала и его эффективному использованию. Например, космопорт «Россия» может стать для Ростовской области важным элементом инновационной системы, включающей расположенный здесь федеральный университет [18]. Именно он может быть использован, во-первых, для привлечения высококвалифицированных специалистов, призванных обсудить и, возможно, реализовать данный проект, а во-вторых, для накопления в регионе соответствующих знаний и опыта, передаваемого привлеченными специалистами сотрудникам университета и будущим специалистам. Кроме того, современные университеты - источник академической мобильности и, следовательно, «поставщики» туристов, потенциально заинтересованных в посещении космопорта. Отметим, что на примере охарактеризованных И.К. Шевченко и другими авторами кластеров известно, что территориальные инновационные структуры выступают инструментами реиндустриализации [19].

15 Рубан Д.А. Дуализм устройства региональных инновационных систем // Вестник Таганрогского института экономики и управления. 2015. № 2. С. 3-10.

16 Рубан Д.А. Функции региональных инновационных систем: систематизация представлений российских специалистов // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 1. С. 113-123.

Следовательно, космический туризм, тесно связанный с такими структурами, может использоваться в тех же целях.

Особое внимание стоит обратить на функцию космического туризма (в широкой трактовке), связанную с созданием положительного инновационного образа региона, приданием последнему уникальных и, следовательно, легко узнаваемых черт в восприятии бизнес-сообщества и населения. Во-первых, создание космопортов и т.п. демонстрирует экономическую мощь региона. Во-вторых, любые направления деятельности в рамках космического туризма, вовсе не обязательно связанные с полетами в космос, являются инновационными, что само себе воспринимается как ценность в современном мире. В-третьих, космический туризм означает прибытие туристов. Практическое значение настоящей работы заключается в том, что, рассматривая развитие космического туризма в региональном масштабе, удается обозначить механизмы, обеспечивающие соответствующие экономические выгоды. Концептуальные заключения, основанные на критическом анализе мнений специалистов, информации об американском опыте создания космопорта, представлений о региональных инновационных системах, могут напрямую использоваться при обсуждении инициатив в сфере космического туризма в России и отдельных регионах, при разработке соответствующих планов развития и государственных программ. Эти обсуждения важны для корректной реализации государственной политики в регионах и адекватного восприятия администрацией последних потенциала собственного экономического развития. Самой важной рекомендацией является полноценный учет положительных экономических следствий развития космического туризма, а также регионального значения этого вида туристической деятельности при ее широкой трактовке.

На основании проведенного исследования могут быть сделаны следующие общие выводы. Во-первых, имеет смысл рассмотреть

развитие космического туризма в контексте региональной экономики, учитывая как соответствующие выгоды, так и вызовы. Во-вторых, широкая трактовка космического туризма делает его развитие более реалистичным и в большей степени

привязанным к конкретной территории. В-третьих, сфера космического туризма включается в региональную инновационную систему, что важно для создания и распространения положительного образа региона.

Таблица 1

Региональные представления об экономических аспектах космического туризма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Table 1

Regional views on the economic aspects of space tourism

Основная идея Региональная интерпретация

Ведущая роль частных компаний Возможности для роста региональных компаний и усиления за

(П. Коллинз, Дж. Луазу) счет этого конкурентоспособности региона; активное включение

региона в конкуренцию не только на национальном, но и на

мировом рынке

Важность государственной поддержки Включение региона в специализированные государственные

(П. Коллинз, И. Чанг) программы, обеспечивающие дополнительное финансирование

и поддержку инфраструктурного развития

Государственно-частное партнерство Стимулирование сотрудничества государства и бизнеса

(О.В. Жукова) в регионе

Инвестиционная привлекательность Привлечение значительных объемов средств в регион из разных

(Л.С. Раткин) источников

Стимулирование экономического роста Повышение благосостояния населения региона

(П. Коллинз)

Создание новых рабочих мест Повышение устойчивости социально-экономического

(П. Коллинз) развития региона

Доходность Формирование в регионе новых источников прибыли

(П. Коллинз, Б. Паркинсон)

Задействование высококвалифицированных Увеличение человеческого капитала региона

кадров

(П. Коллинз, Л.С. Раткин)

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 2

Экономические вызовы развитию космического туризма в регионах

Table 2

Economic challenges to the development of space tourism in the regions

Основная идея Региональная интерпретация

Ведущая роль частных компаний Нарушение сложившейся в регионе бизнес-среды за счет

(П. Коллинз, Дж. Луазу) прихода новых крупных «игроков»

Важность государственной поддержки Трудность развития инициатив в регионе при недостаточности

(П. Коллинз, И. Чанг) государственной поддержки; дефицит средств в регионе для

успешного инвестирования

Государственно-частное партнерство Изменение ранее сложившейся схемы взаимодействия

(О.В. Жукова) государства и бизнеса в регионе

Инвестиционная привлекательность Необходимость значительных затрат на перестройку

(Л.С. Раткин) региональной экономики для ее соответствия требуемой

инвестиционном привлекательности

Стимулирование экономического роста Неоправданность затрат на космический туризм в случае

(П. Коллинз) медленного роста этой сферы

Создание новых рабочих мест Трудность с переобучением местных работников, приток

(П. Коллинз) значительного количества работников из других регионов

и стран с последующей дестабилизацией регионального рынка

труда

Доходность Невыгодность космического туризма для региона в силу малой

(П. Коллинз, Б. Паркинсон) или медленно растущей доходности

Привлечение высококвалифицированных Маргинализация рабочей силы, занятой в традиционных

кадров для региона отраслях

(П. Коллинз, Л.С. Раткин)

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Таблица 3

Значение функций региональных инновационных систем для развития космического туризма Table 3

The importance of the functions of regional innovation systems for the development of space tourism

Функции_Интерпретация_

Производственная Наличие в регионе предприятий и организаций, способных разрабатывать,

внедрять и распространять инновационную продукцию и услуги, то есть наличие

_потенциала для инфраструктурного обеспечения космического туризма_

Консолидационная Установление в регионе прочных связей между участниками инновационного

процесса, что важно для решения действительно комплексных задач, к числу

_каковых относится и развитие космического туризма_

Коммуникативная Внешняя открытость инновационной системы региона, налаженные связи

с другими системами в России и других странах мира обеспечивают возможность оперативного привлечения компаний и высококвалифицированных специалистов для решения нестандартных задач, что фактически означает возможность

_использования человеческого капитала из удаленных источников_

Финансовая Наличие в регионе источников капитала для инвестирования в высокорисковые

_проекты_

Социальная_Формирование широкого спроса на космический туризм (в широкой трактовке)

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

Таблица 4

Важность космического туризма для развития функций региональных инновационных систем

Table 4

The importance of space tourism for the development of the functions of regional innovation systems

Функции Интерпретация

Производственная Обеспечение внутрирегионального спроса на инновационные разработки

Консолидационная Усиление связей между отдельными акторами при вовлечении в решение

комплексных задач

Коммуникативная Проекты в сфере космического туризма имеют глобальное значение, поэтому

их реализация в регионе способствует внешней открытости региональной

инновационной системы

Финансовая Привлечение в систему больших объемов инвестиций; если проект в сфере

космического туризма реализуется при поддержке государства,

то инвестирование становится менее рисковым

Социальная Успешное продвижение положительного инновационного образа региона

и отдельных предприятий и организаций

Источник: авторская разработка

Source: Authoring Список литературы

1. Григоренко Т.Н., Казьмина Л.Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе // Вестник Национальной академии туризма. 2015. № 4. С. 14-16.

2. Карпова Г.А., Кучумов А.В. Перспективы развития туризма в России в условиях кризиса // Журнал правовых и экономических исследований. 2016. № 3. С. 136-141.

URL: http://giefjournal.ru/sites/default/files/024._0.pdf

3. Полухина А.Н. Инновационная модель развития внутреннего туризма // Инновационное развитие экономики. 2016. № 2. С. 47-54.

URL: https://readera.ru/innovacionnaja-model-razvitija-vnutrennego-turizma-140165929

4. Архипова Е.И. Космический туризм: проблемы и перспективы организации // Научный вестник МГИИТ. 2013. № 6. С. 88-91.

5. Канищев И.А. Космический туризм - бизнес будущего // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 10. С. 46-49.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kosmicheskiy-turizm-biznes-buduschego

6. Crouch G.I. The Market for Space Tourism: Early Indications. Journal of Travel Research, 2001, vol. 40, no. 2, pp. 213-219. URL: https://doi.org/10.1177/004728750104000212

7. Loizou J. Turning Space Tourism into Commercial Reality. Space Policy, 2006, vol. 22, iss. 4, pp. 289-290. URL: https://doi.org/10.1016/j.spacepol.2006.08.005

8. Beery J. State, Capital and Spaceships: A Terrestrial Geography of Space Tourism. Geoforum, 2012, vol. 43, iss. 1, pp. 25-34. URL: https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2011.07.013

9. Reddy M.V., Nica M., Wilkes K. Space Tourism: Research Recommendations for the Future of the Industry and Perspectives of Potential Participants. Tourism Management, 2012, vol. 33, iss. 5, pp. 1093-1102. URL: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2011.11.026

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Collins P. Public Choice Economics and Space Policy: Realising Space Tourism. Acta Astronautica, 2001, vol. 48, iss. 5-12, pp. 921-950.

URL: https://doi.org/10.1016/S0094-5765(01)00067-4

11. Collins P., Autino A. What the Growth of a Space Tourism Industry Could Contribute

to Employment, Economic Growth, Environmental Protection, Education, Culture and World Peace. Acta Astronautica, 2010, vol. 66, iss. 11-12, pp. 1553-1562. URL: https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2009.09.012

12. Chang Y.-W. The First Decade of Commercial Space Tourism. Acta Astronautica, 2015, vol. 108, pp. 79-91. URL: https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2014.12.004

13. Жукова О.В. Механизмы финансового управления частными космическими компаниями (на примере космического туризма) // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8.

С. 429-431.

14. Акимова М.А., Рубан Д.А. Экстремальный туризм: совершенствование классификации // Географический вестник. 2016. № 1. С. 95-103.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ekstremalnyy-turizm-sovershenstvovanie-klassifikatsii

15. Воронина Е.А., Саяпина Н.Н., Чакина С.А. Инвестиционный климат территории и его влияние на развитие туризма в Ростовской области // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 4. С. 63-67.

16. Макаренко В.С., Григоренко Т.Н. Потенциальные направления развития въездного и внутреннего туризма Ростовской области // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 1. С. 76-78.

17. Cooke P. Regional Innovation Systems, Clusters, and the Knowledge Economy. Industrial and Corporate Change, 2001, vol. 10, no. 4, pp. 945-974.

URL: http://xcsc.xoc.uam.mx/apymes/webftp/documentos/biblioteca/Regional%20Innovation %20Systems,%20Clusters,%20and%20the %20Knowledge %20E conomy.pdf

18. Боровская М.А. Научно-образовательные приоритеты в развитии Южного федерального университета // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 82-86.

URL: http://vovr.ru/upload/8-915.pdf

19. Шевченко И.К., Развадовская Ю.В., Ханина А.В. Кластер как институт реиндустриализации территориально-отраслевых комплексов // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2016. Т. 7. № 1. С. 74-83.

URL: https://doi.org/10.17835/2078-5429.2016.7.1.074-083

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Recreation and Tourism

ECONOMIC ASPECTS OF SPACE TOURISM DEVELOPMENT IN REGIONS: REVIEWING THE PRESENT-DAY IDEAS

Dmitrii A. RUBAN

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

ruban-d@mail.ru

ORCID: not available

Article history:

Received 20 February 2017 Received in revised form 1 November 2017 Accepted 15 March 2018 Available online 13 April 2018

JEL classification: B50, L83, R11

Keywords: innovation, space tourism, critical analysis, image, region, regional economy

Abstract

Importance This article discusses the issues of development of the Russian industry of tourism and hospitality, diversification of offered services, and creation of new incentives to attract domestic and foreign tourists.

Objectives The article aims to make a critical analysis of modern views and ideas about the economic aspects of space tourism development in the regions.

Methods For the study, I used the methods of critical analysis and concept-based constructions and definitions. The article considers the findings of various researchers and the U.S. experience of creating a spaceport, in particular.

Results Modern works reflect a positive outlook on the prospects of space tourism. The importance of space tourism for the regional economy increases taking into consideration local land works. This is relevant in light of the information on the functioning of spaceport in the state of New Mexico.

Conclusions The broad interpretation of space tourism contributes to its development by fixing it to a specific territory, to a greater extent. Space tourism can be integrated into the regional innovation system, which is important for creation, improvement and promotion of favorable image of the region. The article conclusions can be used to discuss the initiative related to space tourism in Russia, regional planning, and the development of State programs.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Ruban D.A. Economic Aspects of Space Tourism Development in Regions: Reviewing the Present-Day Ideas. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 4, pp. 775-788. https://doi.org/10.24891/re.16A775

Acknowledgments

I express my profound gratitude to Elena S. LOGOVATOVSKAYA, Professor of the Southern Federal University, for demonstration of the Spaceport "Russia" project and explanation of relevant architectural solutions and concepts.

References

1. Grigorenko T.N., Kaz'mina L.N. [Priorities in domestic and inbound tourism development in Russia at the present stage]. Vestnik Natsionalnoi akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2015, no. 4, pp. 14-16. (In Russ.)

2. Karpova G.A., Kuchumov A.V. [Prospects of tourism development in Russia under crisis conditions]. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovanii = Journal of Legal and Economic Studies, 2016, no. 3, pp. 136-141. URL: http://giefjournal.ru/sites/default/files/024._0.pdf

(In Russ.)

3. Polukhina A.N. [An innovation model of domestic tourism development]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki = Innovative Development of Economy, 2016, no. 2, pp. 47-54. URL: https://readera.ru/innovacionnaja-model-razvitija-vnutrennego-turizma-140165929 (In Russ.)

4. Arkhipova E.I. [Space tourism: problems and prospects of organization]. Nauchnyi vestnik MGIIT = Scientific Bulletin MSIIT, 2013, no. 6, pp. 88-91. (In Russ.)

5. Kanishchev I.A. [Space tourism is a business of the future]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2006, no. 10, pp. 46-49.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kosmicheskiy-turizm-biznes-buduschego (In Russ.)

6. Crouch G.I. The Market for Space Tourism: Early Indications. Journal of Travel Research, 2001, vol. 40, no. 2, pp. 213-219. URL: https://doi.org/10.1177/004728750104000212

7. Loizou J. Turning Space Tourism into Commercial Reality. Space Policy, 2006, vol. 22, iss. 4, pp. 289-290. URL: https://doi.org/10.1016/j.spacepol.2006.08.005

8. Beery J. State, Capital and Spaceships: A Terrestrial Geography of Space Tourism. Geoforum, 2012, vol. 43, iss. 1, pp. 25-34. URL: https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2011.07.013

9. Reddy M.V., Nica M., Wilkes K. Space Tourism: Research Recommendations for the Future of the Industry and Perspectives of Potential Participants. Tourism Management, 2012, vol. 33, iss. 5, pp. 1093-1102. URL: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2011.11.026

10. Collins P. Public Choice Economics and Space Policy: Realising Space Tourism. Acta Astronautica, 2001, vol. 48, iss. 5-12, pp. 921-950.

URL: https://doi.org/10.1016/S0094-5765(01)00067-4

11. Collins P., Autino A. What the Growth of a Space Tourism Industry Could Contribute

to Employment, Economic Growth, Environmental Protection, Education, Culture and World Peace. Acta Astronautica, 2010, vol. 66, iss. 11-12, pp. 1553-1562. URL: https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2009.09.012

12. Chang Y.-W. The First Decade of Commercial Space Tourism. Acta Astronautica, 2015, vol. 108, pp. 79-91. URL: https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2014.12.004

13. Zhukova O.V. [Financial management mechanisms of private space companies: a space tourism case]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2016, no. 8, pp. 429-431. (In Russ.)

14. Akimova M.A., Ruban D.A. [Extreme tourism: an improvement of classification]. Geograficheskii vestnik = Geographical Bulletin, 2016, no. 1, pp. 95-103. URL:

https://cyberleninka.ru/article/v/ekstremalnyy-turizm-sovershenstvovanie-klassifikatsii (In Russ.)

15. Voronina E.A., Sayapina N.N., Chakina S.A. [Investment climate of the territory and its influence on the tourism development in the Rostov region]. Vestnik Natsionalnoi akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2016, no. 4, pp. 63-67. (In Russ.)

16. Makarenko V.S., Grigorenko T.N. [Potential directions of the inbound and domestic tourism development of the Rostov region]. Vestnik Natsionalnoi akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2014, no. 1, pp. 76-78. (In Russ.)

17. Cooke P. Regional Innovation Systems, Clusters, and the Knowledge Economy. Industrial and Corporate Change, 2001, vol. 10, no. 4, pp. 945-974.

URL: http://xcsc.xoc.uam.mx/apymes/webftp/documentos/biblioteca/Regional%20Innovation %20Systems,%20Clusters,%20and%20the %20Knowledge %20E conomy.pdf

18. Borovskaya M.A. [Research and education priorities in the development of Southern Federal University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2015, no. 8-9, pp. 82-86. URL: http://vovr.ru/upload/8-915.pdf (In Russ.)

19. Shevchenko I.K., Razvadovskaya Yu.V., Khanina A.V. [Cluster as the institute of reindustrialization territorial and industrial complexes]. Journal of Economic Regulation, 2016, vol. 7, no. 1, pp. 74-83. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.17835/2078-5429.2016.7.1.074-083

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.