Научная статья на тему 'Функциональные возможности кластерного подхода при формировании и реализации межрегионального туристско-рекреационного комплекса Юга России'

Функциональные возможности кластерного подхода при формировании и реализации межрегионального туристско-рекреационного комплекса Юга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / ЮГ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теунаева З. Н.

Сегодня в туристском бизнесе значимой тенденцией является усиление концентрационных процессов посредством объединения туристских предприятий, причины этого связаны преимущественно с обострением конкурентной борьбы на межрегиональном и международном туристских рынках, высокой капиталоемкостью отрасли. Ее конкретными проявлениями являются: формирование крупных объединений различного вида с целью стабилизации позиций на рынке, контроля за ценами, относительного снижения расходов и прочее; установление зон влияния и распределение рынка по территориям, видам туризма, целевым группам; кооперация деятельности независимых туристских агентств или монопольных формирований по пути добровольного сотрудничества [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональные возможности кластерного подхода при формировании и реализации межрегионального туристско-рекреационного комплекса Юга России»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Направления дальнейших исследований в области разработки рейтинговых оценок организаций могут быть связаны с включением других показателей, расширением их числа, использованием нормативных значений показателей в классах критериального уровня и изменением их веса в суммарной рейтинговой оценке в связи с ее проведением на предприятиях различных отраслей народного хозяйства.

На макроуровне успешность деятельности организаций следует рассматривать по конкретным сферам деятельности в областях, регионах. Региональные различия в развитии сфер деятельности сохраняются на протяжении многих лет, обусловливая региональные диспропорции. Поэтому для сравнительного анализа сфер деятельности и экономического развития регионов в целом целесообразно составлять консолидированные рейтинги.

Рейтинги организаций различных сфер деятельности до настоящего времени не занимают заметного места на российском рынке аналитических продуктов. Чрезмерное количество показателей, используемых во многих методиках, приводит к снижению точности получаемых результатов. Чтобы исключить подобные недостатки наряду с комплексными рейтингами с ограниченным числом показателей предлагается определять целевые рейтинги, характеризующие отдельные стороны деятельности. Информационной базой для их построения должна быть официальная бухгалтерская отчетность.

Методика целевых рейтингов оценки деятельности предприятий должна базироваться на сравнении одного и самого главного показателя, характеризующего эту область, с теоретически достаточным или оптимальным его значением для организаций конкретных сфер деятельности. Такие значения должны быть определены для каждого показателя, применяемого в целевых рейтингах по сферам деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гладкой А. Управление финансами в лизинговых компаниях //Лизинг. 2007. № 9. С. 39-41.

2. 200 Крупнейших частных компаний // Форбс. 2007. № 10. С. 154-171.

3. Калинников М.Ю. Рейтинговый метод оценки инвестиционной привлекательности зарубежных фирм // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 6. С. 72-74.

4. Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции // Эксперт. 2007. № 36. С. 50-65.

5. Рейтинг крупнейших компаний Южного региона по объему реализации продукции // Эксперт Юг. 2007. № 4. С. 40-45.

6. www.centrinvest.ru.

7. www.finansmag.ru

8. www.rating.interfax.ru.

9. www.standardandpoors.ru.

ТЕУНАЕВА З.Н.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ЮГА РОССИИ

Сегодня в туристском бизнесе значимой тенденцией является усиление концентрационных процессов посредством объединения туристских предприятий, причины этого связаны преимущественно с обострением конкурентной борьбы на межрегиональном и международном туристских рынках, высокой капиталоемкостью отрасли. Ее конкретными проявлениями являются: формирование крупных объединений различного вида с целью стабилизации позиций на рынке, контроля за ценами, относительного снижения расходов и прочее; установление зон влияния и распределение рынка по территориям, видам туризма, целевым группам; кооперация деятельности независимых туристских агентств или монопольных формирований по пути добровольного сотрудничества [7].

В то же время следует учитывать то, что в условиях расширения глобализационных процессов и приближающегося вступления России в ВТО, сфера туристских услуг не должна рассматриваться в отрыве от других секторов экономики. По мнению автора помимо важных условий, связанных с увеличением долей рынков отечественных операторов туристских услуг, должны также учитываться факторы безусловного влияния данной сферы и на другие отрасли народного хозяйства, а также на социально-экономическое развитие регионов. Реализация такого более широкого видения роли, которую может сыграть сфера туристских услуг в повышении конкурентоспособности национальной экономики в целом и ряда регионов в частности, будет способствовать интенсификации экономического развития регионов ЮФО.

В этой связи определенный интерес для данного диссертационного исследования представляет мнение американского исследователя М. Портера, писавшего: «Конкурентоспособные производственные отрасли стимулируют успех связанных с ними отраслей услуг, а также незаменимы услуги для процесса образования кластеров - главного средства достижения национального конкурентного преимущества» [6]. Эту позицию поддерживают и некоторые отечественные ученые утверждающие, что во взаимодействии конкурентоспособных производств прослеживается благотворное усиление одной сферы другой. Данная современная тенденция имеет разнообразные проявления [4]. «Не случайно, - утверждает

З.Г. Зайнашева, - в современных условиях наблюдаются процессы формирования и функционирования многоотраслевых компаний, в состав которых входят производства и подразделения разных секторов и отраслей народного хозяйства: промышленности (легкой, пищевой, фармацевтической, машиностроительной), сельского хозяйства, строительного комплекса, транспорта, связи, торговли, а также различных отраслевых групп сферы услуг» [2, с. 75].

Актуальным на сегодняшний день в региональной экономике, по мнению многих авторов, является широкое развертывание различных форм интеграции. В наше время уже достаточно ясно видно, что корпоративная форма деятельности отнюдь не последнее слово в интеграции организационно-экономических связей. Как пишет экономист С. Губанов: «Все отчетливее вырисовывается более высокий уровень, представленный сетевой формой организации общественного воспроизводства. Если она быстро пойдет в ход, то корпорации станут звеньями разнообразных сетей массового обслуживания. Тогда критерием эффективности производства станет не прибыль производителя, а экономия времени конечных потребителей. Отвечая требованиям закона экономии времени, сетевая организация экономики видится, по крайней мере, в современных условиях, высшей организационной формой реального обобществления труда» [1].

Учитывая вышеприведенные доводы, определяющие актуальность развития интеграционных процессов в туристской сфере региона, автором предложено создание межрегионального альянса объединяющего интересы туристско-рекреационных комплексов таких регионов Юга России как Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики. В этой связи, целью данного параграфа диссертационного исследования определено исследование рыночных механизмов интеграции предпринимательских структур в сфере туризма для обоснования целесообразности формирования межрегионального стратегического альянса туристско-рекреационных организаций Юга России, в форме консорциума, с использованием кластерного подхода при его формировании. Так как, интегрированная организация бизнеса, в форме стратегического альянса позволяет снижать и регулировать издержки и риски, создавать условия повышения конкурентоспособности изделий, услуг, фирм, компаний, кластеров.

Построение и функционирование стратегических альянсов на межрегиональном и отраслевом уровнях имеет ряд преимуществ, которые систематизированы на рисунке 1. При формировании стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Юга России может стать весомым конкурентным преимуществом регионального турпродукта использование следующих преимуществ межрегионального стратегического альянса:

- укрепление рыночных позиций партнеров;

- автономия партнеров с их индивидуальными целями и интересами;

- обратимость принятия партнерами стратегических решений;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

- снижение остроты конкурентных отношений партнеров;

- условия для широкой диверсификации деятельности (работ, услуг);

- снижение трансакционных издержек;

- уменьшение производственных, финансовых, инвестиционных, сервисных и других рисков;

- возможности трансфера технологий, знаний, ноу-хау, совместного выполнения НИР по видам услуг;

- возможности рыночной капитализации компаний (фирм);

- возможности вхождения в другие рыночные секторы, освоения и завладения определенной их долей;

- возможности получения синергического эффекта.

Основные преимущества стратегических альянсов сервисных структур

Рис. 1. Основные преимущества стратегических альянсов сервисных структур [2, с. 243]

Следует отметить, что формирование и развитие интеграционных структур в нынешних условиях хозяйствования приводит к значительному синергическому эффекту. Обычно выделяются два типа синергического эффекта: агломерационный и диверсифи-кационный. Синергический эффект агломерационного типа характерен для производственно-технологических комплексов, внутри которых взаимосвязь производств основывается на последовательной переработке природного ресурса, а также использовании общей инфраструктуры.

Синергический эффект диверсификационного типа возникает, когда на базе интеграции разнопрофильных производств и видов деятельности удается использовать особеннос-

ти их потребности в материальных, финансовых, организационных ресурсах и получать их экономию с помощью специфического маневрирования ими между видами деятельности. Оба обозначенные типа эффекта могут быть получены в процессе функционирования интеграционных структур в сфере сервиса. Поэтому они должны проектироваться и разносторонне учитываться при создании сетевых и интеграционных сервисных комплексов и осуществлении мер по развитию сферы обслуживания [2, с. 216].

Эффективным организационным инструментом, формирующим синергию регионального развития, может стать создание Межрегионального альянса курортов Юга России. Оптимальной формой для него, по мнению автора, является консорциум, формируемый с использованием кластерного подхода.

Альянсы в форме территориальных консорциумов представляют собой соглашения (как временные, так и долгосрочные), сторонами которого выступают различные хозяйствующие, научные, учебные и социальные структуры. Одними из участников консорциума могут быть государственные и (или) муниципальные структуры [2, с. 21].

Таким образом, формирование стратегического альянса в организационно-правовой форме консорциума, с одной стороны - исключает возможность жесткого объединения организационно-управленческих структур партнеров, а с другой - предусматривает прямой или опосредованный имущественный или трудовой вклад каждой стороны в совместное предприятие, инвестиционный, маркетинговый или социальный проект, научно-исследовательские работы с целью минимизации рисков, повышения своих конкурентных позиций и возможной подготовки к слияниям и присоединениям бизнеса в будущем.

Предлагаемый межрегиональный туристский консорциум, по нашему мнению должен формироваться на основе использования кластерного подхода. В последние годы в нашей стране значительно возрос научный интерес к кластерному подходу. Существуют различные определения термина «кластер» - сводящиеся, в общем, к единому пониманию некоторой совокупности организаций, связанных одной или несколькими целями и тесно взаимодействующих (взаимодополняющих друг друга) для ее (их) достижения [2, с. 192].

Кластерный подход к развитию экономики успешно зарекомендовал себя в ряде зарубежных стран, в частности в Финляндии, где с середины 90-х годов прошлого столетия отраслевые кластеры показывают впечатляющие результаты [3, с. 66]. В условиях глобализации в мировой экономике конкурируют уже не децентрализованные организации, а кластеры, группы предприятий, формируемые по типу сетей и охватывающие различные территории и отрасли [3, с. 66-69].

Формирование межрегионального туристского консорциума на основе использования кластерного подхода, по мнению автора, подразумевает, что в ее состав необходимо включить организации туристкой направленности (санатории, гостиницы, турбазы, пансионаты, развлекательные центры, аквапарки, канатные дороги, туроператоры, страховые организации, службы безопасности, рестораны, бары, кафе, музеи и историко-культурные объекты) и организации, сопутствующих отраслей, участвующие в формировании инфраструктуры курорта (учебные учреждения, формирующие кадровый потенциал, дорожно-строительные организации, строительные организации, организации бытового обслуживания, транспортные организации, лизинговые компании, инвестиционный фонд, маркетинговые организации и информационные агентства) объединенные единым названием, едиными стандартами качества расположенные в разных курортно-рекреационных районах таких регионов Юга России как Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики (рисунок 2).

Концепция развития предлагаемого межрегионального туристского консорциума должна быть увязана с развитием межрегиональной туристско-рекреационной системы «Золотое кольцо Кавказа», объединяющей такие известные туристско-рекреационные объекты как курорты Кавминводской группы, горнолыжные курорты Домбай, Архыз, Приэль-брусье, Красная поляна, курорты черноморского побережья. Развитие консорциума должно связать программы развития инфраструктуры, обслуживающей туристов и социальной инфраструктуры для населения, что будет способствовать комплексному социально-экономическому развитию туристско-рекреационных территорий.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Рис. 2. Структура межрегионального туристского консорциума

Предлагаемый межрегиональный туристский консорциум, функционирующий в рамках туристско-рекреационной системы «Золотое кольцо Кавказа» должен стать единой туристской торговой маркой, объединяющей ряд различных туристских продуктов, программ и маршрутов регионов ЮФО.

Руководству консорциума было бы целесообразно позаботиться о наличии все атрибутов единого фирменного стиля, что в последствии может позволить фирме использовать в своей деятельности франчайзинговые контракты. По контракту франчайзинга крупная фирма или компания (франчайзер) передает свои права на использование торговой марки, пользование системой маркетинга, сбыта и централизованного резервирования номеров, системой управления операциями франчайзиату, которые подчиняются управленческим критериям франчайзера, поддерживают его стандарты обслуживания и комфорта, выплачивает гонорар за соглашение в размере 3-4% от оборота. Франчайзер по контракту франчайзинга передает свои стандарты обслуживания и вместе с ними свою репутацию [5].

Консорциум мог бы заключать франчайзинговые контракты с туроператорами, ресторанами, барами, кафе, что позволило бы привлечь дополнительные средства, расширить сферу влияния.

Особого внимания и проработки требует инвестиционная политика межрегионального туристского консорциума, формируемая руководством организации и входящими в его состав инвестиционными фондами. Следовательно, в целях эффективного управления инвестиционной деятельностью необходимо выделить опорные туристские центры, объединяющие привлекательные объекты туристского интереса (крепости, открытые для доступа геологические месторождения, археологические раскопки) и рекреационные возможности (природные целебные источники, горнолыжные трассы, морские пляжи и т.п., а также санатории и лечебницы, турбазы), достаточно комфортабельные (три звезды) средства размещения и питания, развитую транспортную инфраструктуру (хорошие дороги, канатные дороги, причалы, аэродромы, вертолетные площадки и современный транспорт).

Соответственно объектами инвестиционного интереса предлагаемого межрегионального консорциума могут служить следующие базовые элементы туристско-рекреационной системы:

- объекты туристского интереса как традиционные (памятники архитектуры, места исторических сражений, крепости, музеи, санаторно-курортные объекты рекреационно-

го назначения и т.п.), так и новые, связанные с фольклором и национальным колоритом (зоны традиционной культуры, сохранившие топонимическую систему, элементы традиционной крестьянской и культовой архитектуры, культур рекреационные объекты и зоны, а также местности, где сохранились коренные леса, живописные речные долины, существует возможность реконструкции исторических ландшафтов;

- объекты размещения и питания;

- элементы транспортной инфраструктуры.

Таким образом, опорными инвестиционными элементами туристско-рекреационной системы «Золотое кольцо Кавказа», должны стать относительно небольшие территории, на которых должен быть компактно расположен весь набор базовых элементов туристско-рекреационного комплекса, которые необходимо дополнить современными объектами развлечения и отдыха (аквапарками, горнолыжными комплексами, парками типа «Диснейленд» и т.п.).

При этом для оценки инвестиционной ценности элементов системы необходимо учитывать такие параметры как эстетические качества, рекреационная емкость, историко-культурный потенциал, наличие рекреационной инфраструктуры и условий для ее развития, транспортная доступность.

В интересах расширения пропускных возможностей туристско-рекреационной системы в опорных центрах:

- наряду со строительством новых осуществить модернизацию имеющихся гостиниц и их аналогов, а также специализированных средств размещения (домов отдыха, бывших пионерских лагерей, кемпингов, переоборудованных для проживания туристов).

Необходимо отметить, что при несоответствии имеемых средств размещения современным требованиям, целесообразным будет инвестирование средств в строительство не отелей в черте городов, а коттеджных поселков со специальными сооружениями для рекреации вблизи целебных мест; подключить обычные пункты питания (рестораны, столовые, кафе, предприятия питания на транспорте), приведя их в соответствие с требованиями установленных для межрегионального туристского консорциума стандартов;

- создать (преимущественно вблизи опорных туристских центров в зоне единой транспортной системы) этнопарки (национальные деревни), с воссозданием в них особенностей жизни и быта народов Северного Кавказа.

При объединении опорных центров туристско-рекреационной системы «Золотое кольцо Кавказа» едиными туристскими маршрутами, а также при необходимости расширения возможностей внутри опорных центров, в целях обеспечения комфортности передвижения туристов на большие расстояния (особенно с использованием автотранспорта) организовать строительство сети придорожных миникомплексов с рекреационно-развлекательными элементами. Данные миникомплексы представляют собой торговые центры, скомбинированные с объектами для отдыха, и дающие возможность получить весь комплекс услуг через каждые три часа переезда. Эти миникомплексы должны обеспечить отдых, включая игровые площадки для детей и взрослых, выполнение всех санитарно-гигиенических потребностей, потребление пищи, приобретение сувениров, небольшого числа необходимых в пути мелочей, в том числе стоянку и дозаправку топливом транспортных средств. При создании таких миникомплексов использовать местный колорит в строительных материалах, конструкциях, стилистических и архитектурных решениях планировок заведений, во внутренних интерьерах, в форме одежды обслуживающего персонала, в предлагаемом ассортименте блюд, соответствующих сезону, местным кухонным традициям, экономическим возможностям гостей и эстетического вкуса.

В идеале, результатом инвестиционного обеспечения должно являться соответствие составных элементов курортов туристских объектов входящих в состав межрегионального туристского консорциума единым стандартам туристских услуг экскурсионному обслуживанию, размещению, питанию, транспортному обслуживанию и прочее, что очень важно для выбора туристских объектов, включаемых в инвестиционный проект.

Здесь необходимо учитывать численную оценку аттрактивности (привлекательности), время осмотра (или воздействия), площадь (объем), занимаемую ресурсом, его качество, ус-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

ловия освоения и эксплуатации, количество туристов, которые могут воспользоваться этим ресурсом в единицу времени без его истощения и нарушения экологического равновесия, и др.

Руководство консорциумом, по мнению автора, может осуществляться по контракту на управление квалифицированными менеджерами. Значительное число ведущих компаний, как европейских, так и американских уже имеют опыт заключения контрактов в данной сфере. В туристском бизнесе широко известны фирмы, специализирующиеся на предоставлении управленческих услуг. В конце каждого года или сезона генеральный директор должен предоставить отчет о проделанной работе совету директоров.

В структуре управления консорциума также целесообразно предусмотреть отдел контроля качества, в который должны входить независимые специалисты, подотчетные наблюдательному совету. Основной целью деятельности, отдела контроля качества должно быть проведение проверок во всех подразделениях и предприятия корпорации. Отдел должен иметь широкий круг контрольных полномочий, периодически предоставлять отчеты о деятельности участников консорциума, о качестве оказываемых услуг. В свою очередь корпорации не удастся добиться высоких стандартов качества, если ее руководство не будет реагировать на отчеты контрольного отдела.

Межрегиональный туристский консорциум должен объединять государственные и частные интересы в отношении туристско-рекреационных регионов. Учредителями консорциума должны выступить: владельцы (трудовые коллективы) предприятий и учреждений туристско-рекреационного комплекса таких регионов Юга России как Краснодарский и Ставропольский края, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики, государство, в лице Правительств субъектов ЮФО, а также инвестиционные компании. Для функционирования предложенной компании необходимы значительные финансовые ресурсы, одним из эффективных механизмов их изыскания может стать размещение части акций на первичном рынке ценных бумаг.

Акции консорциума целесообразно распределить следующим образом:

40% - в частной собственности у владельцев предприятий, входящих в состав корпорации, или трудового коллектива;

40% - в государственной собственности;

20% - реализовать жителям республики, инвестиционным компаниям.

Подобное распределение позволит:

- защитить государственные интересы в туристско-рекреационных районах Краснодарского и Ставропольского края, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик;

- привлечь дополнительные финансовые средства.

В целях успешной инвестиционной реализации проекта создания туристско-рекреационной системы «Золотое кольцо Кавказа» на его начальном этапе необходимо, прежде всего, выделение федерального финансирования на рекламу туристского потенциала, в том числе объявление особых туристско-рекреационных зон. Далее необходимо определить объекты, которые должны поддерживаться на относительно высоком уровне за счет государственных средств. Это, главным образом, конкретные объекты культурного наследия, обладающие значительным потенциалом туристского интереса, а также капиталоемкие инвестиционные объекты инфраструктуры, в первую очередь транспортной, необходимой для обеспечения эффективного функционирования объектов туристско-рекреационной системы. Остальные культурно-исторические памятники и природно-рекреационные объекты необходимо передать в долгосрочную аренду частным компаниям на определенных условиях, в том числе с обязательным обеспечением возможности использования их в туристско-рекреационных целях (для чего разработать соответствующие нормативно-правовые акты).

ЛИТЕРАТУРА

1. Губанов С. Производительные силы: переход к технотропной эпохе // Экономист, 2002, № 7, с. 36-47.

2. Зайнашева З.Г. Формирование организационно-экономического механизма сферы платных услуг в регионе: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. - М.: РГБ, 2006. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

3. Конкурентоспособные кластеры Финляндии//Инновационная экономика России, 2004, февраль. С. 66-69.

4. ЛивенцевН.Н.,ЛисоволикЯ.А. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2002. С.197.

5. Папирян Г.А. Экономика туризма» - М.: «Финансы и статистика», 1999 г. С. 99.

6. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. С. 294-295.

7. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Свириденко Ю.П. - М., в четырех томах: т. 4. 2000. С 189.

ЧЕЧИН А.В.

ЗЕМЛЯ КАК СФЕРА РАЗВИТИЯ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Аренда является методом хозяйствования на земле, когда усиливается степень концентрации производства, где арендные отношения выступают важным элементом экономического механизма земельного рынка. Однако в условиях слабого развития последнего, аренда становится основной формой перераспределения земель между землевладельцами и землепользователями в Ставропольском крае. Она упрощает и удешевляет процесс концентрации земель до наиболее оптимальных размеров для эффективного использования, позволяет быстро осуществить их передачу в пользу наиболее эффективного пользователя. Размер арендной платы в качестве компенсации собственнику земель за вложенные им средства должен в условиях рыночной экономики устанавливаться по соглашению сторон на основании сложившегося на конкретной территории соотношения спроса и предложения. Однако при этом следует учитывать объективные условия и существующие особенности российской действительности.

Во-первых, спрос на сельскохозяйственные угодья значительно снижен в связи с тем, что число сельхозтоваропроизводителей на каждой конкретной территории весьма ограничено (зачастую не более 1-2 лиц) и увеличения их не ожидается.

Во-вторых, сельское хозяйство остается низкорентабельной и высоко рискованной отраслью, что в значительной степени сдерживает приток в нее капитала.

В-третьих, в соответствии с действующим законодательством на собственниках лежит ответственность за целевое использование сельскохозяйственных угодий, что не позволяет им в течение продолжительного времени ожидать более выгодных по отношению к имеющимся предложений.

В-четвертых, в силу особенностей российской приватизации сложилась значительная диспропорция между огромной численностью плохо подготовленных и плохо организованных мелких собственников и ограниченным числом физических и юридических лиц, способных к эффективному использованию значительных массивов земель сельскохозяйственного назначения.

Указанные особенности вызывают необходимость создания государственной защиты интересов порожденного проводимой земельной реформой класса мелких собственников. Это позволит не только выровнять экономические условия использования земель различного качества и местоположения, но и создаст заинтересованность потенциальных крупных инвесторов во вложении средств в земельные ресурсы сельского хозяйства. Но значительный размер арендной платы, стимулирует с одной стороны рыночные преобразования земельных отношений, с другой стороны аренда расширяет экономическое пространство предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Кроме того, государство, также являясь крупным землевладельцем, заинтересовано, с одной стороны, в увеличении земельных платежей, в том числе и арендной платы с целью пополнения бюджета, а с другой стороны - в оптимизации объемов производства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.