Научная статья на тему 'Перспективы развития туристских кластеров в РФ'

Перспективы развития туристских кластеров в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8150
838
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / КАЧЕСТВО ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / КОНЦЕПЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА / КЛАСТЕРНЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ЦЕЛИ КЛАСТЕРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шильченко Татьяна Николаевна

В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития туристских кластеров в Российской Федерации, необходимость их формирования в различных регионах страны. Возможности для улучшения ситуации в социальной и производственной структуре регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туристских кластеров в РФ»

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

Т.Н. Шильченко

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В РФ

В статье рассмотрены проблемы и перспекти- различных регионах страны. Возможности для

вы развития туристских кластеров в Российской улучшения ситуации в социальной и производст-

Федерации, необходимость их формирования в венной структуре регионов.

Туристическая отрасль, качество туристских продуктов, региональный туризм, концепция

промышленного кластера, кластерный характер взаимодействия предпринимательских структур, цели кластерной организации, туристско-рекреационные кластеры.

Мировой финансово-экономический кризис принес не только очевидные негативные последствия, но и понимание необходимости укрепления партнерства между государством и бизнесом. В период обострения мировых проблем идет активный поиск решений, которые позволили бы бизнесу продолжать развитие долгосрочных проектов. Г осударство в условиях глобального кризиса вынуждено концентрировать свои усилия на изыскании новых эффективных подходов к поддержке национального производителя на международных рынках, в том числе и в туризме [1].

В туристской отрасли, согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112016 годы)», государственно-частное партнерство предусматривает «эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов» [2].

Несмотря на свои необъятные пространства, Россия получает только 2% своего ВПП от туризма. Для сравнения Хорватия зарабатывает таким образом почти пятую часть, Испания - 18%, а Австрия - 15%. Согласно целевой программе из 332 млрд руб. большую часть потратят на строительство новых объектов, которые привлекли бы туристов. На каждый рубль, вложенный в программу, к 2016 г. государство получит больше двух рублей чистого дохода. Количество иностранных туристов за этот период увеличится в 7 раз и составит 77,3 млн человек вместо нынешних 34. К 2020 г. согласно прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям больше всего будут тратить на развитие туризма (в млн долларов) следующие страны: Китай - 688, США - 489, Россия - 115, Индия - 109, Япония - 72, Австралия - 70, Бразилия - 63 иГермания - 61 [1].

Для России новые цели указывают на те пути, которые подсказывают иное развитие, а отнюдь не корректировку сегодняшнего состояния. В их число входят новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование людских ресурсов; повышение роли индивидуума и местных общин, региональных и территориальных органов и предприятий туризма; преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; дальнейшее

расширение массового туризма; организация новых форм проведения досуга; функции, которые государство должно взять на себя; изменения в производстве и учете туристских услуг; разработка новых моделей экономического управления и разнообразных форм и средств туристского обмена; изучение концепций, касающихся заработной платы, доходов и мотивации труда, гуманитарных и социальных связей, экологии; осуществление программ технического сотрудничества с участием отечественных и иностранных инвестиций [3].

Реализация и формирование туристского продукта, коммерческая деятельность, контрактная работа с персоналом и его обучение, развитие туристской инфраструктуры предприятия или общества являются абсолютной прерогативой производственных единиц и хозяйств. Указанные предприятия и объединения сами должны определять целесообразность создания региональных и межрегиональных комплексов, групп, концернов, советов и других образований туристского профиля.

В настоящее время в экономических исследованиях регионального туризма достаточно бурно развивается так называемый кластерный подход. Необходимость поддержания и развития туристских кластеров отмечается практически во всех документах стратегического развития туристской сферы, активно разрабатываемых как на национальном, так и на региональном уровне управления. В этой связи проблемы идентификации (выявления) туристских кластеров, оценки их воздействия на экономику региона, а также управления развитием кластерных образований в сфере туризма приобретают все большую актуальность [4].

Научными изысканиями в области кластеров занимались многие выдающиеся ученые. Авторы в зависимости от контекста исследования по-разному трактуют определение понятия кластера. Основоположником кластерного подхода в экономике признан М. Портер, который определяет кластер как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [5].

Одним из первых ученых, попытавшихся применить концепцию промышленного кластера к сфере туризма, был М. Монфорд. Концепция туристского

65

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

кластера, по М. Монфорду, включает в себя следующие аспекты:

- услуги, предоставляющиеся туристскими предприятиями или бизнесом (предприятия размещения, рестораны, кафе, туристические агентства, аквапарки и тематические парки и т.д.);

- богатство (наслаждение), полученное в результате отпуска и отдыха;

- многоплановое сотрудничество взаимосвязанных компаний и отраслей;

- развитая инфраструктура транспорта и связи;

- дополняющая деятельность (коммерческие ассигнования, традиции отдыха);

- поддерживающие сервисы (информация);

- природные ресурсы и институциональная политика.

В то время как М. Монфорд уделял внимание характеристикам и компонентам кластера, М. Бени подчеркивал связь мещду агентствами, кооперацию, внешне наблюдаемую в виде сетей при определении кластера.

«Туристский кластер - группа туристских аттракций на ограниченной географической территории, обеспеченная высоким уровнем развития инфраструктуры и сервиса, имеющая налаженные социальные и политические связи, а также отла-женноеуправление в компаниях, образующих сети по производству туристских услуг, обеспечивающих стратегические конкурентные и сравнительные преимущества».

А. Родригес отношения мещду предприятиями и институтами в туристском кластере рассматривает в двух направлениях:

1. Горизонтальные связи. Создание стратегических альянсов, где соглашения могут быть двух видов: с одной стороны, соглашения мещду предприятиями, выпускающими однородную продукцию (одинаковая хозяйственная деятельность) среди предприятий, работающих в сфере размещения, развлечений, транспортных услуг и предприятий питания. С другой стороны, соглашения могут заключаться между фирмами, предлагающими разнородный туристский продукт, формирующими различные компоненты комплексного туристского продукта (туристской услуги) [6].

2. Вертикальные связи. Создание стратегических сетей, основанных на односторонних отношениях поставщик-потребитель на основании денежнопродукционного обмена, где одни партеры являются поставщиками необходимого сервиса или продукции, необходимой второй стороне согласно договору по принципу денежного вознаграждения. Туристский кластер, по А. Родригесу, - группа компаний и институтов, выпускающих туристский продукт или группу продуктов. Данные компании и институты концентрируются по географическому принципу и имеют вертикальные связи (цепи компаний, выпускающих туристский продукт) и горизонтальные связи (включая промышленность, нормативную поддержку, информационный обмен).

Преимущества от кооперации фирм, предоставляющих туристские услуги, позволяют эффективно использовать коллективные возможности создания туристской услуги и способствуют развитию не относящихся напрямую к данной сфере предприятий. Создание туристского кластера приводит к диверсификации и углублению специализации продукции, реконструкции совместно используемой инфраструктуры, а также дает возможность получения выгоды от появления возможности обсуждения сложных вопросов при тесном контакте с поставщиками (о доступности необходимых компонентов).

Кроме вышеперечисленных преимуществ, кооперированные сети способствуют развитию новых моделей производственного процесса и организации, обмену технической и иной рыночной информации, соглашений при покупке и продаже товаров и услуг, выработке общей маркетинговой компании. Взаимодействие и синергия, появившаяся в результате совместных действий, имеет явное преимущество перед изолированно работающими компаниями [7].

Кластерный характер взаимодействия предпринимательских структур способствует росту их деловой активности, создает условия для более интенсивного развития предпринимательства. В связи с этим представляется актуальным целенаправленное формирование кластеров в рекреационной системе. Для того чтобы более глубоко изучить возможность и необходимость формирования кластеров в рекреационной системе, необходимо, в первую очередь, рассмотреть сущность этого понятия.

Появление понятия «кластера, (от англ. cluster -гроздь, груда, скопление, группа) принято связывать с теорией размещения (локализации), разработанной И. фон Тюненом. Суть предложенной ученым абстрактной географической модели в том, что наличие транспортных издержек приводит к размещению производства кольцами вокруг некоего центра [8].

Также одними из самых значимых ранних исследований в этой области являются труды А. Маршалла, в которых ученый исследовал индустриальные районы, представляющие собой прообраз кластеров в современном понимании этого термина [9].

В настоящее время туризм является одной из наиболее стремительно развивающихся отраслей сферы услуг. Выступая в качестве одного из эффективных катализаторов социально-экономического развития, индустрия туризма оказывает стимулирующее влияние практически на все смежные отрасли экономики.

Мировой опыт сегодня свидетельствует, что с помощью туризма можно:

- преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона;

- оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций;

- улучшить инфраструктуру;

- обеспечить занятость населения;

- поддержать предпринимательство и местную промышленность;

66

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

- улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ.

Сегодня широкое распространение получили кластерные принципы организации производственного взаимодействия на региональном уровне. Данный подход способен коренным образом изменить содержание региональной экономики, в том числе и сферы туризма.

Российская Федерация и её регионы имеют огромный потенциал для развития туризма, однако неадекватное использование своих туристических ресурсов и возможностей, в том числе наличие туристических объектов, которые остаются невостребованными из-за неразвитой инфраструктуры и некомпетентного управления, создают препятствия для эффективного функционирования отрасли [10].

Цель создания туристического кластера - повысить уровень экономической устойчивости региона, развить инфраструктуру за счет синергетического эффекта, повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в туристический кластер, стимулирования инноваций и развития новых направлений туристического бизнеса.

Современный туристский кластер способен решить ряд важных задач, среди которых:

- рациональное использование имеющегося природного потенциала региона;

- приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма на территории;

- создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории региона;

- демонстрация исторического, культурного и духовного наследия народов России;

- формирование системы государственного регулирования туристской деятельности;

- поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристской сфере;

- разработка маркетинговой стратегии продвижения туристических продуктов и создание благоприятного имиджа региона как туристического;

- привлечение внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;

- создание инвестиционных площадок для реализации механизмов государственно-частного партнерства и развития малого и среднего туристского бизнеса.

Общую направленность целей кластерной организации туристического хозяйства обусловливают принципы туристического кластера. Для туристического кластера определены следующие основополагающие принципы:

1) взаимопонимание и готовность к сотрудничеству всех участников процесса;

2) равноправие и паритетность всех участников конструктивного диалога;

3) добровольность выбора форм сотрудничества;

4) взаимное информирование и выполнение принятых на себя обязательств согласно хозяйственным договорам, заключаемым непосредственно между участниками кластера. Построение кластера должно основываться на добровольных принципах, никто не вправе принуждать другого к каким-либо действиям или обманывать, распространяя заведомо ложную информацию [11]. Достижение успеха при развитии туристического

кластера является совместной задачей бизнеса и органов власти соответствующего уровня (федеральной, региональной и муниципальной - в зависимости от масштаба кластера и существующих задач по его развитию); только взаимопонимание и готовность к сотрудничеству мещду ними гарантируют получение положительных результатов.

Важнейшим элементом кластерного принципа развития региона является установление постоянного диалога всех участников процесса - малых и крупных предприятий, соответствующих властных структур, сервисных и научно-исследовательских организаций, системы профессионального образования, средств массовой информации и др.

Чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация, по мнению профессора М.П. Войнаренко, необходимо пять условий - «5И»:

- инициатива - инициативные и влиятельные люди из числа предпринимателей, представителей власти, общественных организаций, учебных заведений, способные своим авторитетом, умом, организаторскими способностями и знаниями сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самих их членов, так и для региона;

- инновации - новые технологии в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способные открыть новые возможности в конкурентной борьбе;

- информация - доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и веб-страниц, позволяющих получать преимущества в доступе к рынкам снабжения предметами труда, сбыта продукции, квалифицированной рабочей силы и т.п.;

- интеграция - предусматривает использование новых технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке науки и органов власти;

- интерес - обеспечивает основное условие жизнедеятельности предпринимательской или общественной структуры, которое обязательно предполагает наличие заинтересованности участников кластерных объединений и получение ими экономической выгоды.

Заинтересованность региональных органов власти по отношению к территориально-отраслевым кластерам проявляется в расширении поля занятости населения и налоговых поступлений, комплексном решении научно-технических проблем территориальных образований, активизации инвестиционных и инновационных процессов. Именно инновации обеспечи-

67

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

вают рост конкурентоспособности продукции, производимой в рамках кластеров, увеличивая их прибыль, а с другой - повышают экономический потенциал и конкурентоспособность региона в целом. В то же время рыночные структуры, входящие в кластер, заинтересованы в формировании соответствующей нормативно-правовой базы, создании и развитии институтов инфраструктуры, способствующей успешному функционированию ассоциированных форм предпринимательства [12].

Преимущества кластерного подхода для органов власти состоят в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к туристической сфере экономики региона. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.

В настоящее время актуальность кластерного подхода связана с возможностью создания благоприятных условий для эффективного функционирования хозяйственной деятельности и стимулирования деловой активности регионов, обладающих высоким инновационным и производственным потенциалом. Если обратиться к понятию кластера, М. Портер дает следующее определение: «Кластер, или промышленная группа, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [13]. По его мнению, новая роль правительства в формировании кластера заключается в «... устранении препятствий для роста и совершенствования существующих и возникающих кластеров».

В Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. №1230-р, применяется следующее понятие кластера в сфере туризма, которое практически не отличается от определения М. Портера: «Туристско-рекреационные кластеры -группы географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки». Таким образом, главная цель формирования кластера в сфере туризма направлена на туристские потоки или туристский спрос.

Кластерный анализ предполагает именно системное рассмотрение взаимодействия отраслей для решения различных задач: регионального и отраслевого развития, перехода экономики на инновационный путь развития и т.д. Объединение усилий в рамках кластера на отраслевом и межотраслевом уровнях помогает повысить общую конкурентоспособность предприятий. Существуют различные уровни анализа кластеров:

- микроуровень: изучаются взаимосвязи между

предприятиями;

- мезоуровень: исследуются внутриотраслевые и отраслевые взаимодействия;

- макроуровень: анализируется взаимодействие

группы отраслей.

Кластерная политика государства предполагает систему мер и механизмов поддержки формирования кластеров. Считается, что данная политика - альтернатива отраслевой политики. В связи с тем, что кластеры привязаны к особенностям той или иной территории, во многих стратегиях социально-экономического развития регионов акцент делается не на отраслевой подход к развитию, а на кластерный [14].

В нашей стране основы кластерной политики на национальном уровне заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. [15].

Разработка и реализация кластерной политики является основой инновационного развития национальной экономики, ее модернизацией в соответствии с меняющейся конъюнктурой международного рынка. Однако необходимо решение следующих задач, затрагивающих отраслевые и региональные проблемы:

- систематизация тенденций формирования туристских кластеров в регионах России;

- сравнительный анализ создаваемых в России туристских кластеров и выявление проблем их формирования;

- обоснование кластерной логики, показывающей системные взаимосвязи между отраслями в туристском комплексе;

- разработка методики выявления туристских кластеров, механизмов их инициирования и развития на уровне региона;

- обоснование необходимости изменений в

институциональной среде региона и страны;

- разработка рекомендаций по формированию новых управленческих компетенций со стороны региональной туристской администрации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка рекомендаций по созданию региональных целевых программ развития туризма нового поколения, согласующихся с общей инновационной политикой страны.

В методическом плане некоторые авторы рекомендуют использование двух подходов к

кластеризации отрасли:

1) анализ существующих кластерных образований в туризме РФ (Черноморское побережье: Сочи, Геленджик, Анапа, курорты Кавказских Минеральных Вод, «Золотое кольцо»);

2) определение перспективных регионов (территорий) для развития туристских кластеров, например: Алтайский кластер (ОЭЗ «Бирюзовая Ка-тунь», ОЭЗ «Алтайская долина», игорная зона «Сибирская монета»); Дальневосточный кластер (игорная зона «Приморье», рекреационные ресурсы тихоокеанского побережья, Курильские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин); Азовский кластер (игорная зона «Азов-сити», рекреационные ресурсы побережья Азовского моря) и другие [16].

68

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

В настоящее время в регионах России начался процесс формирования туристских кластеров. Положительным моментом является институциональное подкрепление кластерной политики на уровне региона. Так, в Концепции развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 г. определено развитие кластера туризма, который «...включает ряд отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, деятельность которых, кроме целей производства товаров и услуг для населения, направлена, в том числе, и на производство товаров и услуг для целей туризма. Признаком кластера туризма является наличие устойчивых экономических связей между отраслями, ориентированными на удовлетворение общественныхпотребностей врекреации» [17].

Туристский кластер в Республике Бурятия находится на начальном этапе своего развития, в нем активно применяются государственные формы планирования и регулирования. В регионе существует организационный механизм создания туристского кластера, включающий деятельность таких структур, как Межведомственный совет по туризму при Правительстве Республики Бурятия и Правительство Республики Бурятия.

В другом регионе («Политика развития туризма» в Ставропольском крае) на основе таких критериев, как потенциал, привлекательность и инфраструктура, определены приоритетные для развития туризма городские округа и муниципальные районы Ставропольского края и основные кластеры туристскорекреационного типа Ставропольского края: федеральный кластер рекреационно-туристского типа «Кавказские Минеральные Воды»; региональный кластер рекреационно-туристского типа «Ставрополь»; региональный кластер рекреационнотуристского типа «Восток» [18].

В рамках кластерного подхода наиболее удачными решениями относительно создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа можно признать территорию Калининградской области, где формируются четыре типа ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые зоны; а также территорию острова Русский, обладающую, с одной стороны, курортным потенциалом, а с другой - созданной Правительством РФ современной транспортной и энергетической инфраструктурой в рамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке. К 2020 г. на Северном Кавказе будут построены пять новых горнолыжных курортов общей стоимостью более 450 миллиардов рублей.

Подготовка проекта «туристического кластера» поручена полпреду президента в СКФО. По плану объекты должны быть построены в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и на Эльбрусе (Кабардино-Балкария).

Плановая стоимость строительства - 451,44 миллиарда рублей - в два раза превышает расходы на подготовку Олимпиады-2014 в Сочи. Больше всего средств - 175,56 миллиарда рублей - будет направлено на строительство новых отелей, общую вмести-

мость которых планируется довести до 23-29 тысяч номеров. Что касается источников финансирования, то 272 миллиарда рублей планируется получить от институциональных инвесторов, 119,28 миллиарда рублей - в качестве частных инвестиций и кредитов банков. Кроме того, государством будет потрачено около 60 миллиардов рублей на создание транспортной инфраструктуры и инженерных сетей.

Инвестконсультантом строительства туристического кластера на Кавказе, скорее всего, будет Сбербанк. Для руководства проектом планируется создать специальную управляющую компанию, учредителями которой выступят власти входящих в СКФО республик, госбанки и пул инвесторов.

На сегодняшний день турпоток, проходящий через действующие курорты Чегета, Эльбруса и Дом-бая, составляет около 4 тысяч человек в год. По плану в течение 7-10 лет он должен вырасти до 5 миллионов туристов. Проект туристического кластера также позволит трудоустроить около 160 тысяч человек [19].

Сейчас туризм - это одна из немногих отраслей, которая показывает существенный рост, туристская отрасль выступает катализатором социально-экономического развития всех регионов России, сглаживает диспропорции в их развитии. Те из них, где нет развитой промышленности, благодаря туризму получают дополнительную возможность общего экономического развития.

Туризм в современной ситуации может стать локомотивом российской экономики, той отраслью, которая без огромных инвестиций может дать ощутимый экономический эффект на территории всей страны, заявил глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов [21].

По его словам, сейчас туризм - одна из перспективнейших отраслей экономики. «За счет создания новых туристских кластеров в сфере малого и среднего бизнеса создаются новые рабочие места, что очень показательно в условиях проходящих в остальных сферах сокращений, решается проблема самозанятости населения», - сообщил Сафонов на прессконференции, посвященной прогнозам отрасли на 2015 год.

«Нужно заметить, что сегодня туризм решает еще одну важнейшую задачу, стоящую перед нашим государством, - импортозамещение. Кроме того, внутренний и въездной туризм решает вопрос стабильности национальной валюты и способствует укреплению рубля», - заявил Сафонов.

Одной из задач федеральной целевой программы по развитию туризма было увеличить к 2018 г. внутренний турпоток до 40 миллионов человек, заявил глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Он отметил, что удалось это сделать уже к 2015 г.

Объем внутреннего туризма в РФ в 2014 г. вырос на 30% по отношению к 2013 г. и достиг 41,5 миллиона человек, сообщил глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.

Он отметил, что российская туриндустрия переживает переломный момент.

69

№ 1/2015

Вестник Таганрогского института управления и экономики

«Уже очевидно, что к началу этого года произошло изменение структуры турбизнеса. На 30-50% уменьшился спрос на выездной туризм, несколько уменьшилось количество иностранных туристов, при этом до 30% увеличился внутренний поток», - сказал Сафонов, выступая на пресс-конференции, посвященной прогнозам в туристической отрасли на 2015 г.

Чиновник напомнил, что в 2014 г. был зафиксирован рост количества туроператоров, занимающихся внутренним туризмом. «По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 25%: с 2957 единиц в 2013 г. до 3710 единиц в 2014 г.», - пояснил Сафонов [20].

В результате можно сделать следующие выводы и рекомендации по развитию туризма в России:

1. Государство даже в условиях финансового кризиса вынуждено концентрировать свои усилия не только на поддержании внутренней социальноэкономической стабильности, но и на изыскании новых эффективных подходов к поддержке национального производителя на международных рынках, в том числе и в туризме.

2. Формирование кластерных институтов инновационного развития в РФ является для государства первоочередной задачей, т.к. инвестиционный климат в России менее благоприятен, чем в развитых зарубежных странах.

3. Современную институциональную базу кластеров в РФ необходимо расширить с учетом отраслевых особенностей.

4. Главное направление развития туризма в России -это создание туристских кластеров или формирование особых экономических зон туристскорекреационного типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров А.Н., Игнатьев А.А. Развитие государственно-частного партнерства в российском туризме// Вестник МГИМО-университета. 2011. №3(18).

2. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. №1230-р [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/gov/results/11494/ (дата обращения: 10.05.2015).

3. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальное В.А. Туризм как вид деятельности. М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Квартальное В.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Кострюкоеа О.Н., Карпова Е.Г. Методы идентификации туристских кластеров в системе регионального туризма // Проблемы современной экономики. 2011. №4 (40).

6. Шепелев И.Е., Маркова Ю.А. Туристско-рекреационные кластеры - механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов // Современные исследования социальных проблем. 2012. №3 (11).

7. RodriguesA.B. Turismo rural: praticas e perspectivas. Sao Paulo: Contexto, 2003.

8. Nordin S. Tourism Clustering and Innovation: Path to Economic Growth and Development [Электронный ресурс]. URL: http://ekstranett.innovasjonnorge.no /Arena_fs/tourism-chistering-and-inno_etour0104 .pdf (дата обращения: 10.05.2015).

9. Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. 2003. №8.

10. МаршаллА. Принципы экономической науки / пер с англ. М.: Прогресс, 1993.

11. Недосеитий Н.В. Формирование стратегического развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода: автореф. дис. ... канд. экой. наук. Чебоксары: ФГОУ ВПО «Чебоксарский государственный университет им. И.Н. Ульянова», 2010.

12. Войнаренко М.П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине // Экономическое возрождение России. 2007. №4(14).

13. Кетоеа Н.П. Роль территориально-отраслевых кластеров в модернизации экономики региона: материалы III Всероссийской научной конференции («Домбайские чтения») «Модернизация экономики Юга России и новые стратегии региональной экономической политики». 12-16 апреля 2007 г. Черкесск: Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 2007.

14. Портер М.Э. Конкуренция: уч. пос. //пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

15. Кластерная стратегия: от теории к практике [Электронный ресурс]. URL: http: //www. econo my. samregion.ru/press-center/off-vistupleniya/17947/ (дата обращения: 10.05.2015).

16. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 №1121-p) [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec /activity/sections/fcp/rasp (дата обращения:

10.05.2015) .

17. Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: материалы III Международной научно-практической конференции. Астрахань, 13-15 мая 2010 г. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2010.

18. Официальный сервер органов государственной власти республики Бурятия [Электронный ресурс]. URL: http://egov-buryatia.ru (дата обращения: 10.05.2015).

19. Официальный информационный интернет-портал

органов государственной власти Ставропольского края [Электронный ресурс]. URL:

http://www.stavregion.ru/ (дата обращения:

10.05.2015)

20. Сафонов А. Глава Ростуризма: туризм может стать локомотивом развития экономики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/tourism/ 20150204/1045880626. html#ixzz3Rq1hgQUw (дата обращения: 10.05.2015)

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.