Научная статья на тему 'Функциональная подготовка юных футболистов на основе блочно-модульной технологии'

Функциональная подготовка юных футболистов на основе блочно-модульной технологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1503
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / FUNCTIONAL TRAINING / YOUNG FOOTBALL PLAYERS / BLOCK-MODULAR TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шамардин Александр Александрович, Годик Марк Александрович, Шамардин Александр Иванович, Солопов Игорь Николаевич

Установлено, что блочно-модульная технология функциональной подготовки юных футболистов способствует более эффективному развитию физической и функциональной подготовленности и обеспечивает комплексность повышения физических кондиций, дифференциацию тренировки в зависимости от игрового амплуа, использование разнообразных традиционных и дополнительных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шамардин Александр Александрович, Годик Марк Александрович, Шамардин Александр Иванович, Солопов Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS ON THE BASIS OF BLOCK-MODULAR TECHNOLOGY

It is shown, that the block-modular technology of programming of functional preparation of young football players at a stage of initial specialization provides integrated approach of increase of physical standards at the accented development of strong impellent qualities, at the account of the sensitive periods of their development, differentiation of training depending on game role, use various traditional and additional ergogenic means.

Текст научной работы на тему «Функциональная подготовка юных футболистов на основе блочно-модульной технологии»

Шашурин, В.Н. Матвиенко, В.П. Широков // Становление и совершенствование технико-тактического мастерства в спортивной борьбе : сб. науч. тр. ; Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск, 1989. - С. 68-79.

9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 542 с.

10. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. -М. : Физкультура и спорт, 1970. - 168 с.

11. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

12. Путин, В.В. Дзюдо : история, теория, практика : учеб.-метод. пособие для тренеров и спортсменов / В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий. - Архангельск : СК, 2000. - 154 с. : ил.

13. Путин, В.В., Шестаков, В.Б., Левицкий, А.Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным : учеб.-практ. пособие / В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий. - М. : ОЛМА - ПРЕСС, 2002. - 159 с.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Александр Александрович Шамардин, кандидат биологических наук, доцент, Марк Александрович Годик, доктор педагогических наук, профессор,

Александр Иванович Шамардин, доктор педагогических наук, профессор,

Игорь Николаевич Солопов, доктор биологических наук, профессор,

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

(ВГАФК)

Аннотация

Установлено, что блочно-модульная технология функциональной подготовки юных футболистов способствует более эффективному развитию физической и функциональной подготовленности и обеспечивает комплексность повышения физических кондиций, дифференциацию тренировки в зависимости от игрового амплуа, использование разнообразных традиционных и дополнительных средств.

Ключевые слова: Функциональная подготовка, юные футболисты, блочно-модульная технология.

FUNCTIONAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS ON THE BASIS OF BLOCK-MODULAR TECHNOLOGY

Alexander Aleksandrovich Shamardin, Cand.Biol.Sci., the senior lecturer,

Mark Aleksandrovich Godik, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Alexander Ivanovich Shamardin, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

Igor Nikolaevich Solopov, Dr.Sci.Biol., the professor,

The Volgograd state academy of physical culture

Abstract

It is shown, that the block-modular technology of programming of functional preparation of young football players at a stage of initial specialization provides integrated approach of increase of physical standards at the accented development of strong impellent qualities, at the account of the sensitive periods of their development, differentiation of training depending on game role, use various traditional and additional ergogenic means.

Keywords: Functional training, young football players, block-modular technology.

Современный футбол обусловливает необходимость совершенствования системы спортивного резерва. В этом плане в системе многолетней подготовки юных футболистов одним из ключевых является этап спортивной специализации, на котором важнейшее значение приобретает решение проблемы индивидуализации и дифферен-

цировки процесса физической подготовки футболистов. Это касается и дифференци-ровки в развитии основных компонентов функциональной подготовленности и диагностики протекания адаптации [7]. В этой связи, в настоящее время рельефно обозначилась необходимость совершенствования системы подготовки спортивного резерва в футболе, которая диктуется тенденциями развития современного спорта и насущной потребностью практики в более рациональных технологиях обеспечения необходимого уровня подготовленности спортсменов на всех этапах многолетнего тренировочного процесса. В этом аспекте одним из перспективных подходов к проектированию тренировки юных спортсменов может явиться блочно-модульная технология организация тренирующих воздействий. Экспериментальные данные свидетельствуют о рациональности использования вместо комплекса жестких структурных единиц принцип полиформизма рабочего процесса спортсмена на основе блочно-модульных структур, допускающих различные гибкие перестроения и вариантные сценарии [5].

Нами реализован блочно-модульный принцип программирования функциональной подготовки юных футболистов на этапе начальной специализации. Разработанная технологическая схема программирования тренировочного процесса предусматривает ряд последовательных операций, осуществляемых в два этапа: Первый этап: 1. Определение целевой установки на этап, период, этап периода, 2. Коррекция целевой установки в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств, 3. Коррекция целевой установки в соответствии с игровым амплуа. Второй этап: 1. Определение задач на этап периода, 2. Определение и формирование «блоков модулей», 3. Формирование «модулей» из «фрагментов».

В качестве основных структурных единиц нами были определены следующие образования: «Фрагмент» или рабочий день, одно-два занятия в день, «Модуль» - серия тренировочных дней (фрагментов) продолжительностью в 3-7 дней, направленные на решение промежуточных задач, «Блок» - часть тренировочного процесса продолжительностью 2-4 недели (2-4 «модуля»), решающая задачи, стоящие на определенном этапе периода [5].

Структурной базовой единицей тренировочного процесса нами определен «фрагмент», (тренировочный день), который формируется в соответствии с определенной задачей из упражнений самого различного спектра. Это предусматривает наличие банка основных упражнений.

В качестве «фрагментов» нами рассматривались и дни восстановительных мероприятий, и специальные занятия, задачей которых является исследование физической и функциональной кондиций.

Используя определенные «фрагменты», возможно формировать модули тренировочных воздействий в соответствии с целевыми установками. В свою очередь из выбранных (определенных) модулей возможно сформулировать блоки тренировочных воздействий, обеспечивающих решение задач, стоящих на этапе периода с учетом игровой специализации.

Следует отметить, что данная технология может быть использована практически на всех этапах многолетней тренировки и в различные периоды годового цикла тренировки. Переменными в данном случае будут: 1) целевые задачи этапа и периода; 2) упражнения и 3) индивидуальные и возрастные особенности и игровая специализация.

Комплексное воздействие на развитие всех двигательных качеств футболистов осуществляется при использовании основных для футбола специализированных средств тренировки. Кроме того, в качестве дополнительных, эргогенических средств повышения аэробных возможностей, развития силы и выносливости дыхательной мускулатуры, повышения устойчивости к сдвигам гомеостаза в тренировке юных футболистов предусматривалось использование дыхательных упражнений и искусственной гиповентиляции в виде дозированных задержек дыхания [4, 6].

Все «фрагменты» состоят из упражнений, носящих комплексный характер воз-

действия. Вместе с тем, в каждом определенном фрагменте обозначен «акцент» на развитии какого-либо двигательного качества, подчеркнута его преимущественная направленность.

Нами разработано по несколько «фрагментов» для развития каждого физического качества, различающиеся как используемыми средствами, так величиной нагрузки. Кроме того, специальные «фрагменты» несут диагностическую нагрузку и содержат основные тесты для оперативного определения физической подготовленности.

При составлении «фрагментов» в обязательном порядке учитывались задачи положительного сочетания тренировочных нагрузок, которые обусловливали сочетание и последовательность упражнений при развитии определенного двигательного качества или механизма энергообеспечения [7].

Для удобства оперирования с «фрагментом», каждый из них имеет свой код (шифр) и номер.

Как уже отмечалось, в качестве структурной единицы второго порядка мы рассматриваем «модуль» - серию тренировочных «фрагментов» продолжительностью в 37 дней, направленные на решение промежуточных задач.

Схемы «модулей» дифференцированы в зависимости от этапа подготовительного периода, а начиная со специально-подготовительного этапа подготовительного периода - и в зависимости от игрового амплуа. Также как и «фрагменты», все «модули» имеют свое кодовое обозначение.

Для удобства оперирования с «фрагментами» и оперативного составления «модулей» может быть использована карточная система хранения «фрагментов», когда каждое тренировочное занятие («фрагмент») представлено на отдельной карточке со всеми реквизитами. Тренеру необходимо только подобрать соответственно схеме «модуля» и стоящими задачами соответствующие карточки и разложить их в необходимом порядке.

Еще более оперативно эту процедуру возможно производить с использованием компьютерной техники. В этом случае каждый «фрагмент» хранится в специальном файле. Формирование «модуля» производится в электронном виде и при необходимости распечатывается на бумаге.

В условиях реального тренировочного процесса количество модулей может быть существенно расширено при использовании более широкого диапазона «фрагментов». Это позволяет в определенной степени разнообразить тренировочный процесс, сделать его более гибким, вносить коррективы в тренировочную программу в соответствии с результатами регулярно проводящегося тестирования (при обязательном планировании и использовании «фрагментов» «контроля»).

«Блок» тренирующих воздействий может состоять из 2-4 «модулей» в зависимости от задач этапа и задач периода подготовки. В подготовительном периоде наиболее целесообразно применять «блок», состоящий из 4 «модулей». Кроме того, комплектация «блока» обусловливается закономерностями развития адаптированности и повышения работоспособности организма и должна учитывать принципы организации тренировочного процесса.

Основными задачами на общеподготовительном этапе в подготовительном периоде являются: повышение функциональных возможностей организма и комплексное развитие основных физических качеств и свойств - выносливости, силы, ловкости, гибкости. Соответственно этому на обще-подготовительном этапе подготовительного периода используется «блок» тренирующих воздействий по единой схеме для всех футболистов.

На специально-подготовительном этапе подготовительного периода главными задачами являются - повышение скоростно-силовой подготовленности, развитие специальной (скоростной) выносливости и развитие быстроты во всех ее проявлениях. На этом этапе очень важно дифференцировать процесс физической подготовки (используемые средства, направленность работы) в зависимости от игрового амплуа, так как

идет непосредственная подготовка к соревновательной деятельности, которая в определенной мере требует специфичности функций, как в технико-тактическом плане, так и в плане физической подготовленности. По мнению ряда авторов [2, 3, 7], для нападающих характерно преимущественное развитие максимальной аэробной мощности, скоростной выносливости, для полузащитников - смешанная выносливость, аэробная производительность и общая физическая работоспособность, для защитников - аэробная производительность, общая выносливость, для вратарей - максимальная анаэробная мощность и скоростно-силовые качества, быстрота.

Вследствие этого, процесс физической подготовки юных футболистов на специально-подготовительном этапе должен в определенной мере дифференцироваться в зависимости от игрового амплуа и строиться из «блоков». Эти «блоки» формируются из соответствующих «модулей», учитывающих игровую специализацию юных футболистов.

В специальном педагогическом эксперименте выяснялась эффективность технологии построения тренировочной работы на основе блочно-модульного подхода у юных футболистов на этапе начальной специализации. Основной задачей тренировочного процесса осуществляемого в рамках педагогического эксперимента явилось повышение общей физической и функциональной подготовленности юных спортсменов.

Были сформированы две группы футболистов (контрольная - 20 человек, и экспериментальная - 19 человек), практически одинакового физического развития и уровня подготовленности в возрасте 13 лет. Обе группы в течение всего подготовительного периода (10 недель) выполняли единую по объему тренировочную работу. В отличие от контрольной, футболисты экспериментальной группы тренировались по экспериментальной программе, организованной в соответствии с разработанной технологией.

До и после экспериментальной тренировки юные футболисты обеих групп были обследованы по единой программе. Программа обследования участников эксперимента предусматривала определение величины общей физической работоспособности, как основного интегрального показателя физической подготовленности. Расчетным путем получали величины аэробной производительности. Производилась оценка физических качеств, в большой мере определяющих эффективность игровой деятельности футболистов.

Кроме того, в качестве показателя уровня развития долговременной адаптации, экономичности и эффективности функционирования вегетативных систем организма определялись величины ЧСС в условиях покоя и жизненная емкость легких.

Показатели физической подготовленности футболистов, зарегистрированные в процессе контрольных обследований контрольной и опытной групп до и после экспериментальной тренировки представлены в таблице 1.

В результате экспериментальной тренировки в течение подготовительного периода у юных футболистов экспериментальной группы произошел существенный рост физической и функциональной подготовленности и физической работоспособности. Это выразилось в увеличении большинства изучаемых показателей (см. табл. 1 и 2).

Показатели двигательной подготовленности повысились в обеих группах юных футболистов статистически достоверно. Вместе с тем, улучшение показателей в основных двигательных тестах у спортсменов экспериментальной группы было значительно больше (см. табл. 1). Так, величина показателя в модифицированном тесте Купера, отражающая общую выносливость, увеличилась в экспериментальной группе на 9,5 %, тогда как в контрольной группе всего на 4,7 %.

Скоростные возможности (тест - бег на 30 м), в экспериментальной группе повысились на 7,6 %, против - 4,0 % в контрольной группе.

Показатели скоростно-силовых возможностей увеличились в экспериментальной группе в тестах «прыжок в длину с места» и «3-ой прыжок» соответственно на 9,3 и 10,4 % , а в контрольной на 4,0 и 5,4 %.

Таблица 1

Изменение показателей физической подготовленности у юных футболистов в результате экспериментальной тренировки (X ± т)_________

Показатели Экспериментальная группа (п=20) Контрольная группа (п=19)

В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента

30 м с места, с 4,81±0,06 4,45±0,07** 5,11±0,09 4,91±0,08**

Челночный бег 3х30 м, с 17,3±0,2 16,3±0,2** 17,3±0,1 16,7±0,1**

6 мин бег, м 1315,5±26,5 1440,3±23,2** 1256,3±17,0 1315,0±16,2**

Прыжок в дл. с места, см 181,0±1,3 197,8±4,7** 171,1±4,5 177,9±4,2**

3-ой пр., м 5,07±0,05 5,90±0,14 5,47±0,05 5,76±0,06**

Примечание: Здесь и далее достоверность различий: * при Р < 0,05; ** - при P < 0,01 (критерий знаков, Т).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что динамика показателей физической работоспособности и функциональной подготовленности в контрольной группе увеличились не существенно, тогда как в экспериментальной группе увеличение этих параметров было наиболее существенным и статистически достоверным (см. табл. 2).

Так, уровень физической работоспособности в тесте PWC170 , как в абсолютных, так и в относительных единицах возрос соответственно на 10,6 и 9,7 % (Р < 0,01). При этом в контрольной группе эти величины увеличились соответственно всего на 3,3 и 5,5 % (Р > 0,05).

Аэробная производительность повысилась в экспериментальной группе на 5,5 % (МПК) и 5,6 % (МПК/вес), в контрольной соответственно - 2,3 и 3,6 %.

Показатель экономичности функционирования и уровня долговременной адаптации (ЧСС покоя) в экспериментальной группе снизился на 6,8 %, а в контрольной только на 0,7 %.

В результате экспериментальной тренировки в опытной группе весьма существенно возрос показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ) на 25,5 %, Р < 0,01, тогда как в контрольной группе всего на 7,9 % (Р> 0,05). Данное обстоятельство мы связываем с систематическим использование в тренировке юных футболистов на общеподготовительном этапе дыхательных упражнений.

Таблица 2

Динамика показателей физической работоспособности и функциональной подготовленности у юных футболистов в результате _________________экспериментальной тренировки (X ± т)___________________

Показатели Экспериментальная группа (п=20) Контрольная группа (п=19)

В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента

РШС170, кгм/мин 910,1±26,4 1006,4±23,7** 885,8±18,8 915,1±12,8

РШС170/вес, кгм/ мин/кг 19,2±0,6 21,2±0,6** 18,1±0,7 19,1±0,4

МПК,мл/мин 2787,2±44,9 2939,7±44,5** 2732,7±31,9 2795,6±21,8

МПК/вес, мл/мин/кг 59,2±1,7 62,5±1,7** 56,4±1,7 58,4±1,3

ЧСС покоя, уд/мин 71,1±0,7 66,3±0,7** 72,7±0,7 72,2±0,6

ЖЕЛ, мл 3730±110 4685±90** 3981±102 3789±120

ВДР, мс 178,8±5,7 158,7±4,3** 175,4±4,9 168,9±5,1

Еще один показатель функциональной подготовленности футболистов - время простой двигательной реакции (ВДР) весьма существенно увеличился в экспериментальной группе (на 11,2 %, Р < 0,01), а в контрольной всего на 3,7 % (Р> 0,05).

Следует отметить, что представленные в таблицах 1 и 2, показатели физической и функциональной подготовленности, зарегистрированные до начала и после окончания экспериментальной тренировки, их отражают усредненную динамику, без учета

игровой специализации. Вместе с тем, тренировочная работа на специальноподготовительном этапе дифференцировалась в соответствие с этой специализацией.

Анализ изменения показателей, отражающих уровень развития различных физических качеств у юных футболистов разного игрового амплуа обнаружил весьма значительный прирост именно «доминантных», для каждого из игровых амплуа, двигательных качеств. Так, у вратарей экспериментальной группы, в тренировочной работе которых делалось акцентирование на упражнениях скоростно-силового характера, прирост этих качеств наблюдался в диапазоне от 21,6 до 26,1 %. У полузащитников, в тренировочной работе которых основной акцент делался на упражнениях, способствующих развитию общей и скоростной выносливости и физической работоспособности, именно эти параметры физической подготовленности отличались наибольшим увеличением (на 17,5 - 22,2 %). У нападающих, соответственно проделанной работе, в наибольшей степени повысились скоростные возможности и скоростная выносливость (на 14,2 - 19,4 %). У защитников в наибольшей мере возросли показатели аэробной производительности и общей выносливости (на 14,8 - 21,0 %).

При этом в контрольной группе, где дифференцирования тренирующих воздействий по направленности и объему в соответствие с игровой специализацией не производилось, таких различий в приросте разных физических качеств не наблюдалось.

Педагогический эксперимент показал, что процесс физической подготовки организованный по блочно-модульной технологии позволяет обеспечивать решение задач, стоящих на определенном этапе и в определенном периоде тренировки юных футболистов более эффективно, чем традиционное построение подготовки, регламентированной программой для ДЮСШ.

Учет таких особенностей, как возрастные сенситивные периоды, предрасположенность к определенному виду работы, обусловливающее игровое амплуа, позволяет более гибко и оперативно управлять процессом развития физической и функциональной подготовленности юных футболистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенные исследования позволяют заключить, что блочномодульная технология программирования функциональной подготовки юных футболистов обеспечивает комплексность повышения физических кондиций, при акцентированном развитии сильных двигательных качеств, при учете сенситивных периодов их развития, дифференциацию тренировки в зависимости от игрового амплуа, использование разнообразных традиционных и дополнительных эргогенических средств. Оперативное управление процессом физической подготовки юных футболистов и дифференциация средств обеспечивается целесообразным проектированием тренировки на основе оперирования «фрагментами» - тренировочными занятиями различной направленности и нагрузочности и более гибкими и вариативными образованиями -«модулями», включающими несколько «фрагментов» и «блоками», состоящими из нескольких «модулей». Организация процесса физической подготовки юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульной технологии построения тренирующих воздействий обеспечивает более эффективное развитие физической и функциональной подготовленности и способствует повышению эффективности управления тренировкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

2. Годик, М. А. Факторная структура специальной подготовленности футболистов / М.А.Годик, Е.В. Скоморохов // Теория и практика физической культуры. - 1981. - № 7. - С. 14-16.

3. Кириллов, А. А. Исследование физической работоспособности футболистов

: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кириллов А.А. - М., 1978. - 18 с.

4. Кучкин, С.Н. Дыхательные упражнения в спорте / С.Н. Кучкин. - Волгоград, 1991. - 48 с.

5. Радчич, И.Ю. О технологии мониторинга процесса подготовки футболистов в годичном тренировочном цикле / И.Ю. Радчич, И.Н. Преображенский, Л.Н. Овча-ренко // Научные труды ВНИИФК 1999 года. - М., 2000. - С. 204-210.

6. Солопов, И. Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека / И.Н.Солопов. - Волгоград : ВГАФК, 2004. -220 с.

7. Шамардин, А. И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А.И. Шамардин. - Волгоград : ВГАФК, 2000. - 276 с.

СЕЗОННЫЕ РИТМЫ ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА КОМАНДЫ НА ИГРУ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вера Ивановна Шапошникова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник,

Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер России Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье проанализирована успешность выступления футбольных команд в зависимости от года рождения футболистов.

Ключевые слова: футбол, сезонный ритм, оптимальный состав.

SEASONAL RHYTHMS THEIR VALUE FOR FORMATION OPTIMUM STRUCTURE OF THE TEAM ON GAME Vera Ivanovna Shaposhnikova, the candidate of pedagogical sciences, the senior scientific employee,

Mark Abramovich Rubin, the candidate of pedagogical sciences, the professor, the Deserved trainer of Russia,

Lesgaft national state university of physical education, sport and health, St.-Petersburg

Abstract

In article success of statement of soccer teams depending on a year of a birth of football players is analyzed.

Keywords: football, a seasonal rhythm, optimum structure.

ВВЕДЕНИЕ

Частые изменения гелиофизических и климатических условий, часовых поясов требует от спортсменов высоких адаптационных возможностей, которые формируются в процессе тренировок и соревнований. Все это, вызывает необходимость более внимательного изучения данной проблемы.

В обычных условиях того или иного сезона человек особенно не ощущает его негативных влияний. Однако, если родившийся осенью или зимой спортсмен, попадает в условия экстремальной высокой температуры и влажности воздуха, ветра и комплекса других воздействий, то организм спортсмена будет работать с высоким напряжением. Изучение сезонов рождения чемпионов Олимпиад, было установлено, что происходит «естественный отбор» в преимущественно летние или зимние виды спорта, имеющий существенное значение для прогнозирования успешности выступления спортсмена в ответственных соревнованиях (В .И. Шапошникова, В. А. Таймазов 2005).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.