Научная статья на тему 'Дифференцированное применение эргогенических средств в функциональной подготовке юных футболистов разных игровых амплуа'

Дифференцированное применение эргогенических средств в функциональной подготовке юных футболистов разных игровых амплуа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
477
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ ДЫХАНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МОЛОДЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / DIRECT INFLUENCE ON THE BREATHING SYSTEM / FUNCTIONAL ABILITIES / YOUNG FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шамардин Александр Александрович

Статья посвящена проблемам дифференцированного обучения футболистов различных игровых амплуа путем использования методов повышения уровня функциональных способностей организма с помощью прямого влияния на систему дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шамардин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED APPLICATION OF ERGOGENIC MEANS IN FUNCTIONAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS OF DIFFERENT GAME ROLES

Attention is the problems of differentiated training of different game specialization football players on basic of use of the methods of upraising of the functional abilities of organism by the direct influence on the breathing system.

Текст научной работы на тему «Дифференцированное применение эргогенических средств в функциональной подготовке юных футболистов разных игровых амплуа»

подхода к детям, их уровень существенно повысился в процессе педагогического эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сластенин, В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин.

- М. : Академия, 2001. - 480 с.

2. Личностноориентированное образование : проблемы, опыт, пути поиска / под ред. А.Г. Гостева ; Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 1997. -70 с.

3. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М.Я. Набат-никовой. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ РАЗНЫХ

ИГРОВЫХ АМПЛУА

Александр Александрович Шамардин, кандидат биологических наук, доцент, ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Аннотация

Статья посвящена проблемам дифференцированного обучения футболистов различных игровых амплуа путем использования методов повышения уровня функциональных способностей организма с помощью прямого влияния на систему дыхания.

Ключевые слова: направленное влияние на систему дыхания, функциональные способности, молодые футболисты.

DIFFERENTIATED APPLICATION OF ERGOGENIC MEANS IN FUNCTIONAL

TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS OF DIFFERENT GAME ROLES

Aleksandr Aleksandrovich Shamardin, candidate of biological science, senior lecturer, Volgograd State Academy of Physical Education

Abstract

Attention is the problems of differentiated training of different game specialization football players on basic of use of the methods of upraising of the functional abilities of organism by the direct influence on the breathing system.

Key words: direct influence on the breathing system, functional abilities, young football players.

Современный уровень развития футбола требует более дифференцированного подхода к проблеме совершенствования функциональной подготовленности. Непременным условием является учет таких факторов, как возраст, квалификация, период подготовки, игровое амплуа, которые оказывают существенное влияние на уровень специальной работоспособности. В настоящее время отмечается необходимость дифференциации функциональной и физической подготовки игроков разного амплуа [3].

Вследствие выше изложенного, представляется необходимой разработка и внедрение в широкую практику отдельных специальных тренировочных программ для футболистов разной игровой специализации. Эти программы должны учитывать модельную структуру функциональной подготовленности футболистов различных игровых линий и все особенности, характерные для них. Их содержание должно предусматривать развитие доминирующих для каждого игрового амплуа двигательных качеств и ведущих механизмов вегетативного обеспечения специальной работоспособности. Нам представляется целесообразным производить дифференциацию наряду с физическими упражнениями и широким кругом эргогенических средств, так как разные средства обладают различной направленностью воздействия [2].

Исходя из физиологического эффекта дыхательных упражнений и произвольного снижения легочной вентиляции в виде дозированных задержек дыхания, рассмат-

риваемых нами в качестве дополнительных эргогенических средств, и направленности их воздействия на организм, можно дифференцировать их использование в тренировке футболистов различной игровой специализации.

Как показал анализ специальной литературы, футболисты различных игровых амплуа должны различаться по доминированию в структуре функциональной подготовленности определенных параметров. Так, нападающие отличаются более высоким уровнем скоростных возможностей (а значит и производительностью алактатных анаэробных механизмов энергообеспечения) и скоростной выносливостью (гликолитиче-ские анаэробные возможности). В структуре функциональной подготовленности полузащитников ведущее положение занимает физическая работоспособность и аэробная производительность (аэробные механизмы энергообеспечения). Вратари весьма четко превосходят полевых игроков по уровню скоростно-силовых возможностей и отличаются хорошим развитием скоростных качеств.

Применение дыхательных упражнений, направленных на увеличение легочных объемов, силы и выносливости дыхательной мускулатуры, обеспечивает повышение уровня аэробных возможностей организма. Следовательно, именно дыхательные упражнения целесообразно применять в тренировке футболистов - полузащитников и защитников. В то же время гиповентиляция - уменьшение уровня легочной вентиляции (например, в виде дозированных задержек дыхания) совершенствует устойчивость к гипоксии (а значит, оптимизирует развитие анаэробных механизмов энергообеспечения) и мобилизует аэробный механизм энергообеспечения. Ввиду такого физиологического эффекта гиповентиляции, задержки дыхания целесообразно применять в тренировочных программах нападающих, полузащитников и вратарей.

В соответствии с выше изложенным, тренировочная нагрузка, уже дифференцированная по направленности воздействия физических упражнений, может быть дополнена и эргогеническими средствами (дыхательные упражнения и гиповентиляция), также дифференцированными по эффектам воздействия на организм.

Дыхательные упражнения выполнялись после физических нагрузок, а также в паузах отдыха после общеразвивающих упражнений. С целью развития устойчивости к сдвигам во внутренней среде и совершенствования анаэробных механизмов энергообеспечения планировалось применение дозированных задержек дыхания во время выполнения физических нагрузок.

Исходя из выше изложенного, нами была разработана экспериментальная программа дифференцированной функциональной подготовки футболистов разных игровых амплуа, находящихся на этапе углубленной специализации, на основе целенаправленного применения различных эргогенических средств.

При разработке дифференцированной программы физических упражнений, в первую очередь, учитывались структура и модельные уровни основных показателей функциональной подготовленности футболистов разного игрового амплуа. По данным литературы, у нападающих преимущественное развитие получают показатели максимальной аэробной мощности, скоростной выносливости. Для полузащитников характерно преимущественное развитие смешанной выносливости, аэробной производительности и общей физической работоспособности. Для защитников характерно преобладание в структуре функциональной подготовленности аэробной производительности, выносливости, для вратарей - максимальной анаэробной мощности, скоростносиловых качеств и быстроты [1, 3].

Для футболистов различной игровой специализации в структуре микроциклов предусматриваются акцентированные задания для развития ведущих для каждого амплуа физических качеств:

- для нападающих - упражнения для развития скорости и скоростной выносливости, работа направлена на развитие анаэробной алактатной и гликолитической производительности;

- для полузащитников - упражнения для развития общей (аэробной) и скоро-

стной (анаэробной гликолитической) выносливости;

- для защитников - упражнения для развития аэробной силовой выносливости; для вратарей - упражнения для развития быстроты, силы и скоростно-силовых возможностей.

При этом объем упражнений, направленных на развитие «доминантных» для того или иного амплуа качеств, акцентировано увеличен на 15-20%.

Для выявления эффективности разработанной экспериментальной программы дифференцированной функциональной подготовки в соответствии с игровой специализацией футболистов на основе дифференциации физических упражнений и эргоге-нических средств повышения работоспособности был проведен последовательный педагогический эксперимент.

Были сформированы четыре экспериментальные группы футболистов, соответственно игровой специализации (нападающие - 10 человек, полузащитники - 9 человек, защитники - 10 человек, вратари - 7 человек), практически одинакового уровня физического развития и подготовленности в возрасте 13-15 лет.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа, последовательно. На первом этапе осуществлялась контрольная тренировка. Все группы юных футболистов в начале подготовительного периода после двух семидневных втягивающих микроциклов в течение четырех недель выполняли тренировочную программу, которая предусматривала дифференциацию тренирующих воздействий (физических упражнений) в соответствии с игровой специализацией юных футболистов.

В начале и в конце этого этапа эксперимента все его участники обследовались по единой программе, которая предусматривала определение величины общей физической работоспособности как основного интегрального показателя функциональной подготовленности. Кроме того, производилась оценка физических качеств, в большой мере определяющих эффективность игровой деятельности футболистов, и некоторых параметров вегетативных систем организма.

Второй этап педагогического эксперимента проводился через две недели после окончания первого этапа. В отличие от контрольной тренировки, реализованной на первом этапе, в этот раз юные футболисты всех групп тренировались по экспериментальной программе. Эта программа состояла из четырех модельных недельных микроциклов, в которых соответственно игровой специализации юных футболистов предусматривалась дифференциация всех тренирующих воздействий: как собственно физических упражнений, так и дополнительных эргогенических средств, в качестве которых выступали целенаправленные воздействия на дыхательную систему (дыхательные упражнения и произвольное снижение легочной вентиляции в виде дозированных задержек дыхания).

Так же как и на первом этапе, в начале и в конце экспериментальной тренировки юные футболисты всех групп были обследованы по единой программе.

Контрольная тренировка, проводимая в группе нападающих, предусматривающая дифференциацию только тренирующих воздействий (физических упражнений), закономерно обеспечила рост уровня функциональной подготовленности юных футболистов по всем изучаемым позициям (табл. 1). Прирост регистрируемых показателей составил в среднем от 0,6 до 5,3% от исходного уровня. Вместе с тем, статистически достоверным оказалось повышение только четырех параметров. Так, стартовая скорость, определяемая в тесте бег на 15 метров с места улучшилась в среднем на 2,7% (Р<0,05), аэробная выносливость (тест Купера) повысилась на 3,8% (Р<0,05). Скоростно-силовые возможности (5-й прыжок) возросли в меньшей степени, но также статистически достоверно (на 0,9%, Р<0,05).

Из показателей вегетативных функций достоверно увеличилась только жизненная емкость легких (на 2,0% Р<0,05).

Положительная динамика показателей функциональной подготовленности юных футболистов в контрольной тренировке обусловлена рациональным трениро-

вочным процессом, направленным, вследствие дифференциации физических упражнений, на развитие анаэробных возможностей организма, в соответствии с модельным профилем функциональных возможностей нападающих.

Таблица 1

Изменение показателей функциональной подготовленности футболистов напа-

дающих в результате контрольной и экспериментальной тренировок (X ± т)

Показатели Контрольная тренировка (п = 9) Экспериментальная тренировка (п = 9)

В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента

15 м с места, с 2,58±0,02 2,51±0,02* 2,48±0,01 2,37±0,02**

15 м с хода, с 2,19±0,02 2,16±0,03 2,18±0,01 2,10±0,02*

Бег 30 м, с 4,75±0,02 4,67±0,03 4,66±0,02 4,51±0,04**

Бег 7 по 50 м, с 65,9±0,2 65,5±0,3 66,0±0,4 64,6±0,5**

12-мин бег, м 2976,0±47,6 3091,0±31,1* 3108,0±24,3 3212,0±41,7

5-й прыжок, м 11,7±0,1 11,8±0,1* 11,9±0,1 12,2±0,03**

РШС170, кгм/мин 829,0±54,9 911,9±45,4 967,4±54,1 1019,0±33,5

МПК, мл/мин 2649,0±93,3 2790,0±77,2 2885,0±92,1 2973,0±57,0

ЧССп, уд/мин 84,0±1,4 81,6±1,6 80,9±1,6 78,2±1,1

ЖЕЛ, мл 3583,0±120,8 3656,0±107,5* 3706,0±96,9 3750,0±110,6

МВЛ, л/мин 112,8±7,3 117,8±60,5 122,2±5,5 127,2±4,3

ЗД вд., с 50,3±4,2 51,8±2,7 52,4±2,6 59,6±3,3**

ЗД вд., с 21,8±1,4 22,8±1,0 28,0±1,3 33,6±1,3**

Щмакс, кгм/мин 1079,0±43,1 1086,0±27,9 1078,0±31,9 1117,0±32,3

Примечание. Здесь и далее достоверность различий: * при Р < 0,05;

** - при Р < 0,01 (критерий знаков, 7).

На следующем этапе педагогического эксперимента, проводимом после двухнедельного перерыва, в течение которого все юные футболисты тренировались по единой программе, без разделения по игровому амплуа, была осуществлена экспериментальная тренировка. В ее процессе те же самые спортсмены тренировались в течение четырех недель по разработанной нами экспериментальной программе. Основное ее отличие от программы, использованной в контрольной тренировке, состояло не только в дифференциации обычных тренирующих воздействий, но и дифференцированном целенаправленном применении эргогенических средств соответственно модельной структуре функциональной подготовленности нападающих.

Футболистам-нападающим в качестве дополнительных эргогенических средств предлагалось выполнять дозированные задержки дыхания при повторном пробегании коротких дистанций (30, 60 и 100 м) и при интервальном методе тренировки (в сериях 6 х 30м, 4 х 100 и т.п.). Кроме того, в отдельных случаях задержки дыхания использовались и при длительном равномерном и переменном беге.

Предполагалось, что данная структура тренирующих воздействий и дополнительные нагрузки в виде дозированной гиповентиляции будут способствовать приросту доминантных для данного амплуа двигательных качеств (скоростных и скоростносиловых возможностей), обусловленному совершенствованием анаэробных механизмов энергообеспечения.

Результаты контрольного тестирования изучаемых показателей, осуществленного в начале и в конце экспериментальной тренировки, в полной мере подтвердили данное предположение.

Так же как и в контрольной тренировке, в данном случае произошло улучшение всех показателей функциональной подготовленности футболистов нападающих.

Вместе с тем, после экспериментальной тренировки достоверно повысилось большее количество параметров и, в первую очередь, именно тех, которые являются

ключевыми для нападающих. Достоверно возросли показатели скоростных возможностей, определяемых в тесте бег на 15 м с места (на 4,5%, Р<0,01), бег на 15 м с хода (на 3,6%, Р<0,05), бег на 30 м (на 3,3%, Р<0,01). Существенно повысилась скоростная выносливость в тесте челночный бег 7 х 50 м (на 2,2%, Р<0,01) и скоростно-силовые возможности (на 2,5%, Р < 0,01).

Вполне понятно, что весьма существенно увеличилась и гипоксическая устойчивость юных футболистов нападающих, определяемая в пробах с задержкой дыхания на вдохе (ЗД вд.) и выдохе (ЗД выд.), соответственно на 13,7 и 20,0% (Р < 0,01).

Контрольная тренировка юных футболистов полузащитников, так же как и нападающих, осуществлялась в течение четырех недель и предусматривала дифференциацию только физических упражнений.

Аналогично нападающим, программа экспериментальной тренировки полузащитников предусматривала в дополнение к дифференциации тренирующих воздействий применение эргогенических средств целенаправленного действия. В отличие от нападающих, у полузащитников было запланировано использование, кроме дозированных задержек дыхания (гиповентиляции), еще и дыхательных упражнений.

Такое комплексное воздействие было предусмотрено вследствие структурных особенностей функциональной подготовленности футболистов полузащитников, которые должны иметь высокий уровень развития как аэробной выносливости и физической работоспособности, так и скоростных возможностей и скоростной (анаэробной гликолитической) выносливости.

В таблице 2 представлены результаты контрольных измерений изучаемых показателей функциональной подготовленности юных футболистов полузащитников в начале и в конце контрольной и экспериментальной тренировок.

Из приведенных данных можно видеть, что контрольная тренировка полузащитников при дифференциации только обычных тренирующих воздействий обеспечила достоверный рост доминантных для них параметров функциональной подготовленности.

Таблица 2

Изменение показателей функциональной подготовленности футболистов-полузащитников в результате контрольной и экспериментальной тренировок _________________________________(X ± т)________________________________

Показатели Контрольная тренировка (п = 10) Экспериментальная тренировка (п = 10)

В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента

15 м с места, с 2,43±0,02 2,42±0,02 2,41±0,02 2,35±0,02

15 м с хода, с 2,19±0,03 2,17±0,02 2,18±0,02 2,12±0,01*

Бег 30 м, с 4,47±0,02 4,44±0,03 4,45±0,03 4,36±0,03**

Бег 7 по 50 м, с 66,3±0,3 66,0±0,3 65,8±0,3 64,8±0,2**

12-мин бег, м 3034,0±28,5 3080,0±38,1* 3065,0±26,9 3215,0±28,9**

5-й прыжок, м 11,9±0,1 12,0±0,1 12,0±0,1 12,2±0,1

PWC170, кгм/мин 1074,5±54,9 1115,0±43,5* 1076,0±32,6 1180,0±48,3**

МПК, мл/мин 3067,0±93,3 3136,0±74,0* 3068,0±55,4 3246,0±82,1**

ЧССп, уд/мин 76,3±2,1 75,0±2,0 76,8±1,1 74,2±1,1

ЖЕЛ, мл 4306,0±143,9 4355,0±132,7 4360,0±132,7 4575,0±115,6*

МВЛ, л/мин 136,5±7,1 138,5±5,6 138,0±5,5 151,0±6,1 *

ЗД вд., с 54,3±3,9 56,9±2,9 56,0±2,9 60,3±3,3*

ЗД вд., с 27,5±2,4 29,3±1,9 29,0±1,9 33,2±1,6**

Wмакс, кгм/мин 1268,0±38,8 1308,0±25,8 1324,0±28,4 1360,0±26,7

Достоверно возросли показатели аэробной выносливости в тесте Купера (на 1,5%, Р < 0,05), физической работоспособности в тесте PWC170 (на 3,8%, Р < 0,05) и

максимальной аэробной производительности (на 2,3%, Р < 0,05). Все остальные показатели, включая и параметры вегетативных систем, также улучшились в диапазоне от 0,5 до 6,5%, хотя и статистически не значимо, что было обусловлено большой вариативностью индивидуальных показателей (см. табл. 2).

Экспериментальная тренировка, в программе которой предусматривалось использование наряду с дифференцированными физическими упражнениями и дополнительных эргогенических средств, позволила юным футболистам повысить свои функциональные возможности в гораздо большей степени, чем тренировка контрольная. Все показатели улучшились в среднем в диапазоне от 1,6 до 14,5%.

Так как использовались эргогенические средства, способствующие совершенствованию и оптимизации и аэробных, и анаэробных возможностей, то, соответственно, улучшились и те, и другие компоненты функциональной подготовленности.

Так возросли показатели аэробной выносливости (на 4,9%, Р < 0,01), физической работоспособности (на 9,6%, Р < 0,01), максимальной аэробной производительности (на 5,8%, Р < 0,01). Одновременно наблюдался статистически достоверный рост скоростных возможностей (на 2,1-2,8%, Р < 0,05-0,01) и скоростной (гликолитической) выносливости (на 1,6%, Р < 0,01).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом достоверно увеличились показатели жизненной емкости легких (на 4,9%, Р < 0,05) и максимальной вентиляции легких (на 9,4%, Р < 0,05), что вполне закономерно, так как были использованы дыхательные упражнения, направленные на увеличение вентиляционных возможностей дыхательного аппарата.

Одновременно отмечается рост гипоксической устойчивости организма, оцениваемой в пробах с задержкой дыхания как на вдохе (на 7,7%, Р < 0,05), так и на выдохе (на 14,5%, Р < 0,01), что объясняется использованием дозированной гиповентиляции при мышечной работе.

Таким образом, экспериментальная тренировка у полузащитников обеспечила повышение не только двигательного компонента функциональной подготовленности, но и вегетативного потенциала организма.

В таблице 3 представлены начальные и конечные результаты тестирования функциональной подготовленности юных футболистов защитников как после контрольной, так и после экспериментальной тренировок.

Таблица 3

Изменение показателей функциональной подготовленности футболистов-

защитников в результате контрольной и экспериментальной тренировок (X ± т)

Показатели Контрольная тренировка (п = 10) Экспериментальная тренировка (п = 10)

В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента

15 м с места, с 2,69±0,04 2,65±0,03 2,65±0,03 2,58±0,03

15 м с хода, с 2,36±0,06 2,33±0,06 2,34±0,05 2,28±0,06

Бег 30 м, с 4,81±0,07 4,75±0,05 4,79±0,05 4,69±0,05

Бег 7 по 50 м, с 73,2±0,4 72,8±0,4 72,8±0,4 71,9±0,5*

12-мин бег, м 3006,0±35,8 3080,0±31,8* 3070,0±20,0 3315,0±29,9**

5-й прыжок, м 11,0±0,1 11,1±0,1 11,0±0,1 11,4±0,1 **

PWC17o, кгм/мин 914,4±40,2 960,0±40,7** 952,5±26,7 1075,0±37,1**

МПК, мл/мин 2794,0±68,3 2872,0±69,2** 2859,0±45,5 3067,5±63,1**

ЧССп, уд/мин 78,6±1,9 78,0±1,1 78,0±1,2 72,8±1,8**

ЖЕЛ, мл 3505,0±75,1 3655,0±95,4* 3650,0±95,3 3960,0±122,1**

МВЛ, л/мин 120,5±4,6 124,0±5,0 123,0±4,2 133,5±4,2*

ЗД вд., с 53,1±2,1 54,3±2,2 52,2±1,5 54,3±1,6

ЗД вд., с 27,3±1,4 28,3±1,5 30,3±1,4 31,8±1,3

Wмакс, кгм/мин 1185,0±21,5 1205,0±37,1 1217,5±36,1 1310,0±14,5

Контрольная тренировка привела к росту всех показателей функциональной

подготовленности футболистов защитников в диапазоне от 0,6 до 5,0%. Вместе с тем, подбор тренирующих воздействий соответственно профилю именно защитников позволил повысить, в первую очередь, уровень доминантных для них компонентов функциональной подготовленности. Статистически достоверно увеличилась физическая работоспособность (на 5,0%, Р < 0,01) и максимальная аэробная производительность (на 2,8%, Р < 0,01). Существенно повысилась общая (аэробная) выносливость (на 2,5%, Р < 0,05). Достоверно увеличилась жизненная емкость легких (на 4,3%, Р < 0,05).

Остальные показатели как двигательного, так и вегетативного компонентов функциональной подготовленности также улучшились, хотя и статистически не значимо.

У защитников, модельная структура функциональной подготовленности которых характеризуется относительно высоким уровнем физической работоспособности и аэробной производительности, программа экспериментальной тренировки предусматривала использование на фоне дифференцированных тренировочных воздействий дыхательных упражнений.

Вследствие целенаправленного воздействия на организм дополнительных эрго-генических средств в процессе экспериментальной тренировки, у защитников еще в большей степени, по сравнению с контрольной тренировкой, произошло повышение уровня функциональных возможностей.

Так же как и после контрольной тренировки, наблюдалось улучшение результатов всех без исключения тестов в диапазоне от 1,3 до 12,8%.

Вместе с тем, достоверные изменения произошли в основном в показателях тех компонентов функциональной подготовленности, на которые были дифференцировано направлены и тренирующие воздействия, и дополнительные эргогенические средства, в данном случае - дыхательные упражнения.

Так, как и ожидалось, весьма существенно увеличились показатели физической работоспособности (на 12,8%, Р < 0,01), максимальной аэробной производительности (на 7,3%, Р < 0,01) и аэробной выносливости (на 7,9%, Р < 0,01).

Параллельно с этим вполне закономерно повысился уровень функциональных возможностей дыхательной системы как основного объекта воздействия дыхательных упражнений. Это выразилось в существенном увеличении показателей жизненной емкости легких (на 8,5%, Р < 0,01) и максимальной вентиляции легких (на 8,5%, Р < 0,05).

Весьма примечательно то обстоятельство, что одновременно с этим весьма значительно снизилась величина частоты сердечных сокращений в покое (на 6,7%, Р <

0,01), что является отражением повышения уровня функциональной экономизации.

Следует отметить и достоверный рост, хотя и не столь значительный (на 1,3%, Р < 0,05), показателя скоростной выносливости, оцениваемой в тесте челночный бег 7 х 50 метров.

Таким образом, в результате дифференциации тренирующих воздействий, усиленной целенаправленным применением эргогенических средств, у защитников произошло более существенное повышение уровня функциональных возможностей, по сравнению с тренировкой, где предусматривалась дифференциация только физических упражнений.

Вратари по профилю функциональной подготовленности отличаются от полевых игроков весьма значительным преобладанием скоростных и особенно скоростносиловых возможностей. Ввиду этого и структура тренировочных воздействий при дифференцированной тренировке вратарей предусматривает акцентированное развитие именно этих сторон функциональной подготовленности (двигательного компонента).

В таблице 4 представлены результаты измерения изучаемых показателей в начале и в конце контрольной и экспериментальной тренировок у вратарей.

В контрольной тренировке у вратарей, так же как и у футболистов других игровых специализаций, реализовывался принцип дифференциации тренирующих воздей-

ствий с акцентом на развитие скоростно-силовых возможностей. В результате этого у вратарей, аналогично игрокам других амплуа, произошло улучшение всех показателей функциональной подготовленности в диапазоне от 0,9 до 4,5%. При этом статистически значимыми оказались приросты именно скоростно-силовых возможностей (на 2,4%, Р < 0,05) и отдельных показателей скоростных качеств (стартовая скорость в тесте бег на 15 метров с места, на 2,1%, Р < 0,05).

Кроме того, достоверно увеличился и показатель аэробной выносливости, определяемой в тесте Купера - 12-мин бег (на 4,5%, Р < 0,05).

Соответственно модельному профилю функциональной подготовленности вратарей в экспериментальной тренировочной программе, для них предусматривалось использование дозированной гиповентиляции в виде задержек дыхания при беговых упражнениях в рамках равномерного, повторного и интервального методов (см. табл. 4). Эти воздействия осуществлялись одновременно с дифференцированием обычных тренирующих воздействий при акценте на скоростные и скоростно-силовые упражнения, точно так же, как и в контрольной тренировке.

В результате четырехнедельной экспериментальной тренировки у вратарей, так же как и у полевых игроков, произошло улучшение всех изучаемых показателей в диапазоне от 1,3 до 13,7%. При этом, по сравнению с контрольной тренировкой, прирост всех доминантных для вратарей компонентов функциональной подготовленности оказался существенно большим.

Таблица 4

Изменение показателей функциональной подготовленности футболистов-

вратарей в результате контрольной и экспериментальной тренировок (X ± т)

Показатели Контрольная тренировка (п = 7) Экспериментальная тренировка (п = 7)

В начале эксперимента В конце эксперимента В начале эксперимента В конце эксперимента

15 м с места, с 2,39±0,03 2,34±0,02* 2,36±0,02 2,25±0,02*

15 м с хода, с 2,15±0,04 2,12±0,04 2,16±0,03 21,0±0,03*

Бег 30 м, с 4,49±0,11 4,45±0,10 4,48±0,08 4,37±0,08*

Бег 7 по 50 м, с 69,7±1,6 68,9±1,4 69,8±1,2 68,9±1,1

12-мин бег, м 2672,9±50,4 2792,9±46,7* 2793,0±46,7 2964,3±30,3*

5-й прыжок, м 12,3±0,1 12,6±0,1* 12,4±0,03 13,0±0,1*

PWC170, кгм/мин 1034,0±53,6 1071,4±41,9 1089,3±44,8 1139,3±19,5

МПК, мл/мин 2997,8±91,1 3061,4±71,4 3091,8±76,3 3176,8±33,2

ЧССп, уд/мин 80,4±1,4 79,7±1,4 79,7±1,4 78,3±1,7

ЖЕЛ, мл 4117,1±49,5 4214,3±32,1 4236,0±37,3 4300,0±61,6

МВЛ, л/мин 142,1±8,0 144,9±5,1 144,8±5,1 147,9±5,9

ЗД вд., с 58,3±7,5 60,6±4,3 60,5±4,3 67,3±5,3*

ЗД вд., с 33,9±2,7 35,0±2,7 35,1±2,9 39,9±3,3*

Wмакс, кгм/мин 1264,3±36,9 1301,4±24,0 1271,4±14,8 1321,4±14,8

В первую очередь, следует отметить достоверное увеличение скоростносиловых возможностей (анаэробной алактатной мощности), определяемых в тесте 5-й прыжок на 4,8% (Р < 0,05). Статистически значимо улучшились и показатели тестов, отражающих скоростные качества (на 2,5 - 4,7%, Р < 0,05). Достоверно повысилась и величина аэробной выносливости (на 6,2%, Р < 0,05) при параллельном увеличении физической работоспособности и аэробной производительности (соответственно, на 4,6 и 2,7%), хотя и не значимо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на этапе углубленной специализации, наряду с дифференциацией физических упражнений, в качестве оптимизирующих и структурирующих функциональную подготовленность факторов целесообразно применять широкий круг эр-

гогенических средств - дыхательных упражнений и дозированной гиповентиляции в виде задержек дыхания. При этом эргогенические средства следует применять дифференцированно, в соответствии с игровой специализацией футболистов, так как эти средства обладают различной направленностью воздействия.

Дыхательные упражнения, направленные на увеличение легочных объемов, силы и выносливости дыхательной мускулатуры, обеспечивающие повышение уровня аэробных возможностей организма, целесообразны в тренировке полузащитников и защитников. Гиповентиляция в виде дозированных задержек дыхания, совершенствующая устойчивость к гипоксии, оптимизирующая развитие анаэробных механизмов энергообеспечения и мобилизующая аэробный механизм энергообеспечения, важна в тренировочных программах нападающих, полузащитников и вратарей. Дифференцированное, в соответствии с игровой специализацией, использование эргогенических средств в тренировке юных футболистов позволяет усиливать тренировочный эффект от применения традиционных тренирующих воздействий и обеспечивает акцентированное и целенаправленное развитие доминантных для каждого игрового амплуа компонентов функциональных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кириллов, А. А. Исследование физической работоспособности футболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кириллов А.А. - М., 1978. - 18 с.

2. Солопов, И.Н. Оптимизация адаптации посредством направленных воздействий на дыхательную функцию / И.Н. Солопов // Проблемы оптимизации функциональной подготовленности спортсменов. Вып. 2. - Волгоград, 2006. - С. 4-13.

3. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов / А.И. Шамардин. - Волгоград : [б.и.], 2000. - 276 с.

СТОХАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ РОЗЫГРЫША МЯЧА В ТЕННИСЕ

Николай Петрович Штуркин, заведующий кафедрой,

Северо-Кавказская межотраслевая академия повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров г. Краснодар

Аннотация

В работе предложена стохастическая модель розыгрыша мяча в теннисе. Модель относится к вероятностным моделям, типичным для представлений, принятых в теории массового обслуживания и теории игр.

Ключевые слова: стохастическая модель, теннис, розыгрыш мяча.

STOCHASTIC MODELLING OF BALL PLAYOFF IN TENNIS

Nikolay Petrovich Shturkin, managing faculty,

The North-Caucasian Interbranch Academy of Improvement of Professional Skill, Preparations and Retrainings of Personnel,

Krasnodar

Abstract

In the work stochastic model of draw of ball in tennis is offered. Model will concern to probabilistic models typical for representations of games taken in theory of queuing and theory.

Key words: stochastic models, tennis, draw of a ball.

ВВЕДЕНИЕ

В литературе, освещающей анализ турнирной практики теннисистов, приводятся как экспертные оценки результатов турниров, так и прогнозы их возможных исходов [4, 3]. Количественные оценки ограничены в основном статистическими данными результатов турнира и рейтинговыми оценками уровня игры теннисистов. Модельные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.