Научная статья на тему 'Функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника'

Функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1493
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ФУНКЦИИ СИНТЕЗА ИСКУССТВ / AESTHETIC EDUCATION / ARTS SYNTHESIS / FUNCTIONS OF ARTS SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенищева Марина Геннадьевна

Раскрываются сущность и импровизационная природа синтеза искусств как универсального, целостного явления, как постоянно развивающегося процесса порождения нового в науке, искусстве, образовании; рассматриваются функции синтеза искусств, обеспечивающие эффективность использования интеграции искусств во внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенищева Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is revealed the essence and improvisational nature of arts synthesis as a universal integral phenomenon, as a constantly developing process of the new in science, arts, education; considered the functions of arts synthesis that ensures the effectiveness of the use of arts integration in out-of-school activities in aesthetic education of primary school pupils.

Текст научной работы на тему «Функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника»

В технологическом блоке представлены виды деятельности, основные направления работы и инновационные технологии работы учителя в данном направлении: школьносемейного, семейного проектирования и семейного экотьюторства. Направления работы, традиционные для любой общеобразовательной школы: образовательное (основное и дополнительное образование), воспитательное, методическое, социально-педагогическое, управленческое (административная деятельность), собственно технологическое. Виды деятельности: каждодневная экологическая (фоновая), проектно-исследовательская, здоровьетворческая, издательская, художественнотворческая, рефлексивная, природоохранная.

Результативный блок состоит из диагностики, включающей анкетирование, тестирование, интервьюирование, отчеты родителей, эссе учащихся и их родителей, анализ творческих работ, анализ поступков и поведения, мониторинг и анализ состояния субъектов природно-социальной среды школы. Важной составляющей результативного блока является рефлексия результатов взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании школьников и их коррекция для достижения цели - повышения экологической культуры всех участников образовательного процесса.

Структурно-содержательная модель взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся прошла апробацию в ГОУ СОШ №1161 г. Москвы, внедряется в деятельность школы № 1 г. Королева Московской области и других школах Москвы. В процессе диссертационного исследования установлено, что внедрение структурносодержательной модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании детей и подростков способствует повышению качества жизни всех участников образовательного процесса.

литература

1. Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 20 - 35.

2. Баранова А.Н., Барышникова Г.Б., Вагнер И.В. [и др.]. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и подростков в условиях модернизации образования: мо-ногр. М.: ИСВ РАО, 2006.

3. Модели экологического воспитания детей : метод. пособие для педагогов / под общ. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М. : МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.

4. Тенденции, формирующие систему образования: Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008. Гл. 2, 3 (пер. с англ.) // Вопр. образования. 2009. № 1. С. 21 - з9.

Modelling of the cooperation process of school and family in the ecological education of pupils

There is proved that cooperation between school and family in ecological education is more successful in realizing the structural and substantial model of the given process consisting of four blocks: conceptual and targeted, structural and substantial, technological and effective. The model is successfully implemented in schools of the Moscow region.

Key words: modelling, ecological education, cooperation of school and family, ecological culture.

м.г. семенищева

(Астрахань)

Функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младшего школьника

Раскрываются сущность и импровизационная природа синтеза искусств как универсального, целостного явления, как постоянно развивающегося процесса порождения нового в науке, искусстве, образовании; рассматриваются функции синтеза искусств, обеспечивающие эффективность использования интеграции искусств во внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, синтез искусств, функции синтеза искусств.

Освоение образных систем, средств выразительности, законов развития и бытования различных видов искусств позволяет уже в младшем школьном возрасте овладеть основами целостного познания художественной культуры и способствует эстетической воспитанности младшего школьника. При слабо-выраженной в учебных программах начального образования ориентации на синтез эстетически и художественно значимых образцов, предметов, вещей образование младших

© Семенищева М.Г., 2012

школьников становится ущербным, ориентированным на воспроизводство унифицированного, обездушенного, стандартизованного предметного мира. Эти условия выдвигают особые требования к эстетическому воспитанию младших школьников посредством синтеза искусств во внеклассной работе, что актуализирует необходимость изучения сущности и функций синтеза искусств в эстетическом воспитании младших школьников, научного обоснования модели эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств во внеклассной работе и условий ее реализации.

В настоящее время эстетическое воспитание понимается как структурно входящая в общий процесс жизнедеятельности индивида философская и педагогическая категория, определяемая как целенаправленный, организуемый и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. При этом эстетическое воспитание, будучи сложной философской категорией, включает в себя воспитание способности чувствовать, воспринимать, понимать, ценить эстетическое в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и искусстве, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни - «творить мир по законам красоты» - и помогает отчетливо разобраться в задачах эстетического воспитания и способах их решения.

Анализ различных подходов к выявлению сущности эстетического воспитания (Б.Т. Лихачев, И.Ф. Харламов) привел нас к выводу о том, что его следует понимать как процесс формирования и развития эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Во всех видах деятельности эстетическое воспитание выявляет содержащийся в них эстетический элемент и превращает его в средство эстетического развития, образования и формирования человека. Эстетическое воспитание определяет развитие творческого потенциала через формирование художественнообразного эвристического мышления как психологического механизма и творческой направленности как мотивации [5, с. 127].

В нашем исследовании в качестве базового мы будем считать определение процесса эстетического воспитания, данное Р.В. Назаровой: «... эстетическое воспитание <...> это процесс приобщения человека к сокровищни-

це этнической и мировой культуры, прежде всего посредством искусства, и деятельности человека, главной целью которого является развитие целостной, креативной, с развитой индивидуальностью, действующей по законам красоты личности» [4, с. 56]. Таким образом, эстетическое воспитание младших школьников в широком смысле тесно соприкасается со всеми свойствами личности и служит ее всестороннему обогащению.

А.А. Реан, Н.В. Бордовская, И.П. Подлас-сый и др. ученые сходятся во мнении о том, что целью эстетического воспитания является развитие или формирование эстетического отношения к окружающей действительности. В структуре эстетического воспитания Б.Т. Лихачев выделяет ряд зависимых понятий: эстетическое сознание, творческая деятельность, эстетические переживания, эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетическое суждение. Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев и формируется в процессе непосредственного общения человека с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности. Творческая деятельность - это деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Так определяет творчество психологический словарь. Эстетический идеал -социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний. Эстетическое чувство - это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические переживания могут включать состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. художественноэстетический вкус - это способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала.

Эстетическое суждение - доказательная, аргументированная, обоснованная идейноэмоциональная оценка эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Творческое воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

В процессе эстетического воспитания происходит приобщение индивида к эстетическим ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируются и развиваются способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту не только формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Педагогический потенциал, т.е. педагогические возможности синтеза искусств, которые могут возникать на основе межпредметной интеграции, многоаспектны в зависимости от того, какие проблемы пытаются решить с его помощью в педагогическом процессе: формирующие, социализирующие, реинтегрирующие, корректирующие, образовательные, воспитательные, развивающие и т.д. Анализ работ, посвященных выявлению сущности синтеза искусств (Б.П. Блонский, Б.М. Галеев, М. Давыдова, М.С. Каган, И. Ка-шенкова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Немен-ский, Л. Савенкова, И. Штанько и др.), исследований педагогического потенциала взаимодействия искусств (В.В. Ванслов, Г.И. Щукина, М.А. Верба, Б.Т. Лихачев, У.Ю. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов и др.), позволил определить функции синтеза искусств в эстетическом воспитании младших школьников на основе педагогического потенциала синтеза искусств. Прежде всего следует отметить то, что синтез искусств может способствовать формированию эстетического отношения к действительности, т.е. эстетического сознания. Таким образом, выполняется познавательная функция синтеза искусств. Большинство педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Т.С. Комарова,

B.C. Кузин, А.Ж. Овчинникова и др.), занимающихся развитием эстетического восприятия младших школьников, отмечают, что не существует каких-либо серьезных препятствий, мешающих детям адекватно воспринимать произведения искусства. Они способны воспринимать образный язык различных видов искусства, основную идею, настроение музы-

кального или литературного произведения, живописного полотна и т.п. Синтез искусств способствует видению всех предметов и явлений мира с эстетической стороны, при этом формирует художественный вкус, этические, мировоззренческие ценности.

Синтез искусств позволяет также отображать действительность художественно-образными средствами и тем самым способствует возбуждению интереса к познанию и развитию эстетических потребностей, выполняя мотивационную функцию. Этому содействует, по мнению исследователей (З.Н. Новлян-ской, З.С. Смелковой, Г.Н. Кудиной, В.М. Дубоделовой, Е.В. Шишмаковой), взаимодействие в обучении собственного творчества и художественного восприятия видов искусств как неразрывных сторон эстетического развития младшего школьника. Согласно А.А. Мелик-Пашаеву, формы и виды искусств меняются, но в них неизменно пребывает и воплощается Искусство: художественное преобразование мира, утверждение творческой сущности человека и человеческого способа существования в мире [2, с. 3].

Возможность развития посредством синтеза искусств эмоциональных переживаний, сопровождающаяся способностью доставлять радость, удовольствие, определяет гедонистическую функцию. Характерной особенностью восприятия младших школьников является также эмоциональность. Они воспринимают в первую очередь то, что вызывает у них непосредственную эмоциональную реакцию. Эмоционально-нейтральное восприятие в этом возрасте малодоступно. Младшие школьники отчетливее, эмоциональнее воспринимают наглядное, яркое, живое.

В синтезе искусств заключен социальный опыт, который может способствовать развитию эстетического суждения, поэтому синтез искусств, выполняя социализирующую функцию, формирует у младшего школьника культуру личных переживаний, восприятий, обогащает опыт нравственных, эстетических и художественных оценок, избирательность вкуса. В данном контексте синтез искусств способствует развитию отношения к миру, другим людям, самому себе [3, с. 139].

В синтезе искусств действительность выступает в идеально-художественном плане, в системе мировоззренческих оценок, поэтому он способствует развитию художественноэстетического восприятия, т.е. выполняет развивающую функцию. Процесс формирования научного мировоззрения учащихся рассматри-

вается учеными (Э.И. Моносзона, P.M. Роговой, М.Н. Алексеева, Н.Г. Огурцова, И.В. Сы-соенко) как целостная система, функционирующая под влиянием различных видов деятельности учащихся, связи школы с семьей, при использовании различных средств информации и массовой коммуникации, обеспечивающаяся использованием межпредметных связей и интеграции видов искусств.

Синтез искусств - одно из сильных средств воздействия на эмоциональную сферу младшего школьника. По мнению К.Д. Ушинского, синтез искусств может пробудить в человеке те чувства, которые у него уже сформировались, но еще не осознаны им. Ведь чувство человека может быть не полностью осознано и выражаться как невольная симпатия (или антипатия) к какому-либо факту или событию, которую человек и сам не в состоянии объяснить ни себе, ни другим. Когда же чувство осознается человеком, оно поднимается на более высокую ступень, и часто факт сознания чувства изменяет характер поведения человека [4, с. 122]. Укрепляя и развивая в человеке то или иное чувство, синтез искусств тем самым формирует эстетические чувства, вкус и идеалы, и это определяет его формирующую функцию. По мнению А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, П.М. Сухомлинского и др., именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для интенсивного развития эстетических чувств, порождаемых процессом эстетического восприятия.

Синтез искусств, усиливая эмоциональное начало в человеке и воздействуя на его внутренний мир, развивая эстетические взгляды, помогает не только понять и усвоить ценности того общества, к которому человек принадлежит, но и понять внутренний мир представителей других культур, т.е. выполняет функцию толерантности. Эффективное эстетическое развитие младшего школьника возможно только на основе толерантной позиции по отношению к эстетическим идеалам различных этносов.

Педагогические возможности синтеза искусств в эстетическом воспитании младших школьников обеспечивают коммуникативную функцию. М.С. Каган отмечал: «Сила искусства в том, что оно входит в сферу общения людей, дополняя в ней реальное общение индивидов. Поэтому, когда мы используем искусство в этом его прямом назначении, то величайшие ценности культуры становятся ценностями каждого, становятся его страстью, его жизненным пафосом, его позицией. Вот таким

должно быть искусство в школе, потому что школьный возраст - это именно то время, когда формируются ценности» [5, с. 21].

Синтез искусств стимулирует развитие творческого воображения, творческого подхода к любому виду деятельности, обеспечивая креативную функцию. Эстетическое воспитание наиболее эффективно осуществляется через творчество, самовыражение младших школьников. Это достигается, когда художественная самодеятельность тесно связана с народным творчеством, т.е. при использовании синтеза искусств.

Реализуя педагогические возможности в целостности эстетического воспитания, синтез искусств обеспечивает функцию эстетической синкретивности. Все имеет воспитательное значение: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда, характер развлечений. Не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественного образования, без умения в работе доводить качество продукции до совершенства.

Таким образом, анализ психолого-педа-гогической литературы позволяет выделить ряд особенностей младшего школьника как субъекта эстетического воспитания, закономерно связанных с его интеллектуальным и эмоциональным созреванием, что, в свою очередь, определяет развитие и совершенствование системы эстетических запросов и ценностей младшего школьника посредством синтеза искусств. Последний обладает большими возможностями для того, чтобы служить эффективным средством эстетического воспитания младших школьников, поскольку:

1) функции, заложенные в синтезе искусств, усиливают педагогическое влияние на все стороны личности младшего школьника, обеспечивают целостность и гармоничность ее развития;

2) правильно организованное общение с искусством оказывает положительное воздействие на развивающуюся личность;

3) возрастные особенности младших школьников определяют их предрасположенность к общению с искусством, склонность к различным видам художественно-творческой деятельности.

Анализ научных трудов (Б.Т. Лихачев. Е.Н. Таллин, А.В. Тутолмин, И.И. Трубина и др.) позволил сделать заключение о том, что сегодня нет единого определения эстетиче-

ской воспитанности учащихся. В результате обобщения рассмотренных научных подходов мы пришли к следующему выводу: эстетическую воспитанность младших школьников следует определять как комплексное свойство личности, представляющее собой многоуровневую развивающуюся интегративную структуру, характеризующуюся наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, в обобщенной форме отражающих единство художественноэстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, эстетических сознания, идеала, потребностей, вкуса, чувства и эстетического действия. Уровень эстетического воспитания младшего школьника повышается при организации поэтапного процесса накопления его эстетического опыта, полученного на основе синтеза искусств.

Выделенные функции исследовались и выявлялись на базе средней школы №56 и средней школы №1 г. Астрахани. В процессе эстетического воспитания младшего школьника посредством синтеза искусств мы разработали и внедрили модульную программу внеклассной работы, включающую следующие методы и приемы:

- перцептивные методы, направленные на развитие эстетического восприятия как компонента эстетической воспитанности младшего школьника и на овладение детьми способами эстетической творческой деятельности;

- аудиовизуально-кинестетический метод передачи и восприятия эстетической информации (рассказы, беседы, объяснения, художественно-образное символическое описание, а также прослушивание музыкальных произведений как в исполнении учителя, так и с помощью технических средств воспроизведения, сопровождающиеся демонстрацией натуральных объектов и изобразительных произведений, наглядных пособий, иллюстраций и т.п., а также музыкально-ритмическими движениями, рисованием, артикуляционными и пальчиковыми упражнениями и т.п.);

- активные методы во внеклассной работе, направленные на развитие эстетического суждения, эмоционально-оценочного отношения к эстетическим объектам, творческого воображения ребенка как компонентов эстетической воспитанности младшего школьника;

- методы художественно-творческого выражения, среди которых были выделены художественное исполнительство, вживание в эстетический объект, синектика, инверсия эстетических объектов и художественно-

творческих аналогий; рефлексивные приемы, обеспечивающие формирование мотивации к эстетической творческой деятельности: ранжирование (расстановка эстетических объектов или явлений по различным критериям), эмпатическое слушание (актуализирует рефлексивные процессы младшего школьника);

- эвристические приемы, необходимые для подготовки младших школьников к самостоятельной постановке и решению проблем в процессе эстетического воспитания посредством синтеза искусств во внеклассной работе: символическое видение (отыскание или построение связей между объектом и его символом), авторское развитие ситуации (сочинение историй, прогнозирование конца ситуации как ее логического продолжения), псевдоошибки (ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил).

Литература

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М. : Нов. Москва, 1925.

2. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостная стратегия воспитательной деятельности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2008. №1(25).

3. Гончаров Н.К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М. : Педагогика, 1974.

4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М. : Просвещение, 1984.

5. Назарова Р.В. Эстетическое воспитание подростков в мультикультурном образовании : дис. ... канд. пед. наук, 2006.

6. Наурызбаева Р.Н. Развитие творческого потенциала учащихся через синтез средств народного искусства // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2009. №4.

7. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников : учеб. пособие. М. : Просвещение, 1985.

8. Луначарский А.В. Основные принципы единой трудовой школы // Нар. образование. 1999. №10.

Functions of arts synthesis in aesthetic education of a primary school pupil

There is revealed the essence and improvisational nature of arts synthesis as a universal integral phenomenon, as a constantly developing process of the new in science, arts, education; considered the functions of arts synthesis that ensures the effectiveness of the use of arts integration in out-of-school activities in aesthetic education of primary school pupils.

Key words: aesthetic education, arts synthesis, functions of arts synthesis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.