Научная статья на тему 'Франчайзинг'

Франчайзинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5857
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова М. А.

Франчайзинг представляет собой смешанную форму крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право действовать от имени франчайзера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг»

ФРАНЧАЙЗИНГ

© Борисова М.А.*

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева,

г. Кемерово

Франчайзинг представляет собой смешанную форму крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право действовать от имени франчайзера.

Истоки франчайзинга уходят почти на 500 лет вглубь истории. Оксфордский словарь английского языка определяет франчайзинг как права и свободы епископатов, пожалованные им королевской короной в 1559 году. Свободным людям было разрешено продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Таким образом, эти элементы права сформировали основу франчайзинга. В наиболее типичной форме он проявился в британской системе так называемых «связанных домов», которая использовалась пивоварами для поддержания нужного объема продаж. В обмен на аренду имущества пивовар получал постоялый двор в качестве рынка сбыта своего пива. Общепринятой датой начала использования слова «франчайзинг» в сегодняшнем его значении считается 1840 год.

В середине XIX века франчайзинг впервые начал использоваться в США. Они стали мировым лидером в развитии системы франчайзинга. Крупный производитель швейных машинок Зингер развернул серийное производство, позволившее его компании торговать по самым низким ценам. Однако централизованное техническое обслуживание машинок оказалось экономически невыгодным. Это и натолкнуло его на мысль об использовании фран-чайзинговой системы: финансово независимым фирмам стали предоставляться исключительные права на продажу и ремонт швейных машин на конкретной территории. Аналогичная система была разработана в1898 году компанией «Дженерал Моторс». Активно включилась в использование франчайзинга индустрия бутылочных безалкогольных напитков. Компании «Кока-Кола», «Пепси» стали производить концентрированный сироп централизованно и распределять его заводам по розливу, находившимся в собственности и управляемым франчайзи, которые одновременно являлись и управляющими местных розничных продаж.

В 50-е годы появляется франчайзинг второго поколения. Он предполагает передачу не только товарного знака, но и всей технологии ведения биз-

* Студент. Научный руководитель: Середкина И.М., старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.

неса, включая внешние параметры и стиль отделки, созданные франчайзером. Классический пример - «Макдоналдс». Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей, однажды посетил ресторан быстрого обслуживания, которым управляли братья Макдональ-ды. Впечатленный новой, чрезвычайно оперативной системой организации обслуживания, Крок выкупил в 1955 году права на франчайзинг их бизнеса. «Клонированные» магазины типа «ИКЕА», «Метро Кэш энд Кэрри» и т.д. -также результат воплощения классической франшизы бизнес-формата.

В России франчайзинг появился в 1993 году, когда известный российский предприниматель и владелец небольшого кафе на проспекте Мира в Москве Владимир Довгань купил за 10000 долл. сроком на пять лет франшизу на торговую марку «Баскин Роббинс». К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско. Вскоре по франшизе были открыты «Русское бистро», «РостикС», «ЭКОНИКА-Обувь», бензозаправки «ЛУКОЙЛ», «ТНК», «ЮКОС», магазины IKEA и так далее.

Рассмотрим подробнее составляющие франчайзинга.

Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услугу, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер развивает бизнес, тратит деньги на его продвижение, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность и успех этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку и обучение предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то фран-чайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Приведём пример. В торговле до совершенства классическая схема франчайзинга доведена компанией «Бенеттон», основанной в 1965 году и начавшей развивать франчайзинг в семидесятых. Система франчайзинга легла в основу всей системы сбыта - любой предприниматель, обладающий определенными средствами и находящийся в любой точке мира, может обратиться в «Бенеттон» и стать его франчайзи. Владелец брэнда предоставляет обязательную концепцию магазина и контракт на закупку товара, а франчай-

зи платит и закупает продукцию. В каждом значимом регионе «Бенеттон» держит своих агентов - одного или нескольких. Их задача - намечать пути развития и перспективы местного рынка, а также заботиться о росте числа франчайзинговых проектов. Получая образцы продукции «Бенеттон», агенты демонстрируют их местным партнерам и вместе с ними формируют заказ. Кстати, в отличие от многих других компаний, «Бенеттон» не навязывает единый для всех магазинов ассортимент и предоставляет значительную свободу выбора. Вот почему на полках двух магазинов «Бенеттон» на одной и той же улице можно обнаружить совершенно разные товары. Более того, франчайзи могут самостоятельно заказать ограниченную партию вещей, которые, по их мнению, актуальны. Главное - предоплата за весь заказ, причем деньги поступают уже напрямую в «Бенеттон», минуя агентов.

Франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса.

Для франчайзера это один из наиболее эффективных способов расширения бизнеса. В свою очередь, франчайзи получает возможность опираться на репутацию, опыт и по сути уже состоявшийся успех компании-франчайзера. Ну и, кроме того, не нужно тратить силы на построение собственного узнаваемого брэнда, создание корпоративного стиля, рекламы... Ведь практически все рекламные, брендинговые задачи бизнеса уже решены, особенно если франчайзер активно рекламируется на местном рынке.

В Российской Федерации отношения на принципах франчайзинга юридически закреплены в 54 главе Гражданского кодекса РФ с терминологией «коммерческая концессия», но комментируемая в юридической литературе как «франчайзинг». Есть ли разница между франчайзингом и концессией? Договор концессии имеет узкую направленность, обязывающую работать в одном направлении. А франчайзинговые договора предусматривают обоюдное развитие системы.

В ст. 1027 ГК РФ зафиксирован порядок оплаты во франчайзинговой деятельности и читается как рекомендация. Закон оговаривает разовые или периодические платежи и перечисления от выручки или наценки (ст. 1030 ГК РФ). В отечественной практике преобладает форма оплаты, при которой соединяется фиксированная сумма, получаемая сразу при заключении договора, и периодические отчисления в виде процентной ставки от суммы товарооборота. Считается, что в ГК РФ есть статьи, работающие в ущерб компаниям-франчайзерам. По ст. 1034 франчайзер несет ответственность за франчайзи. Потребитель рассчитывает на определенное качество товаров и

услуг, как если бы они были предоставлены самим правообладателем, и это налагает на франчайзера определенные обязанности. Требования на изменения договорных обязательств при продлении действия договора нецелесообразны. Из-за этого франчайзеры вынуждены заключать договора в ущерб себе. Компания, продающая концессию, не имеет права устанавливать свою цену. В статье 1033 ГК включены запреты договорных условий на ограничение прав пользователя. В некоторых ситуациях ст. 422 ГК делает договора недействительными. Подобные законы вынуждают франчайзеров более осторожно подходить к выбору партнеров. Чтобы иметь возможность контролировать работу франчайзи, франчайзерам приходится распространять свои франшизы в географически ограниченных регионах.

Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия «франчайзинг» в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями «франчайзинг» и «коммерческая концессия», а также спонтанность в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров либо вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории, либо потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок.

Наилучшим примером, иллюстрирующим описанную выше тенденцию, можно назвать опыт двух главных конкурентов мирового рынка в области фаст-фуда: рестораны быстрого питания «Макдоналдс» и рестораны быстрого обслуживания «SubWay». Лидер мирового франчайзинга - компания «Макдоналдс» - отказался от продажи франшиз на территории России. Для компании «SubWay» обязательным условием для начала переговоров с возможным франчайзи из России стало наличие собственного или арендованного на долгосрочный период помещения, соответствующего требованиям головной компании. Такое требование разработано специально для продажи франшизы на территории России - нигде в мире его больше не предъявляют.

В 1997 году в России была создана Ассоциация Франчайзинга (РАФ) в целях успешного развития франчайзинга как формы ведения бизнеса. Ассоциация объединила франчайзеров, франчайзи и организации поддержки франчайзинга, стала членом Всемирного Франчайзингового Совета и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». На всех членов Ассоциации распространился Этический Кодекс РАФ, и они должны соответствовать его принципам и следовать им. РАФ служит в качестве информационного центра как для действующих, так и для потенциальных франчайзеров и франчайзи, для средств массовой информации и для общества в целом. Она играет роль моста, соединяющего заинтересованные стороны, служит как постоянно действующий форум по обмену информацией и идеями, ведет исследовательскую работу. Ее принципиальной целью является обеспечение понима-

ния и развития франчайзинга в России, а также улучшение правовой и бизнес среды, в которой действует франчайзинг. РАФ выпускает Информационный вестник, проводит семинары во многих регионах России, организует выставки и конференции, формирует делегации бизнесменов на франчайзин-говые выставки и важные мероприятия, проводящиеся за пределами России.

На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин «франчайзинг.

Список источников:

1. http://www.franchisinguniverse.ru.

2. http://www.super-franchising.ru.

3. http://www.allprobiz.net.

4. Леонов А., Деев В. Франчайзинг в России: перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://b2b.schoolsms.ru.

5. Франчайзинг как способ организации своего бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.npmaf.com.

РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА КАК ВАЖНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Мартынова М.Е.*

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

Развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности сферы управления персоналом и одним из главных факторов успешной деятельности всего предприятия. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов. О важности этого процесса свидетельствует и то, что цели в области профессионального развития включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей, вице-президентов, руководителей национальных компаний.

* Студент кафедры Менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.