Научная статья на тему 'Форум "Азия-Европа":анализ образовательного трека сотрудничества'

Форум "Азия-Европа":анализ образовательного трека сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2284
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ "АЗИЯ-ЕВРОПА" / АСЕМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕСОТРУДНИЧЕСТВО / ФОНД "АЗИЯ-ЕВРОПА" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРИАТ АСЕМ / ASIA-EUROPE MEETING / ASEM / EDUCATIONAL COOPERATION / ASIA-EUROPE FOUNDATION / ASEM EDUCATION SECRETARIAT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Евгений Евгеньевич, Пермякова Софья Алексеевна

Форум «Азия-Европа», основанный в 1996 году, был призван стать трансрегиональным международным институтом, объединяющим страны Европы и Восточной Азии для развития кросскультурного и межцивилизационного диалога по широкому спектру направлений в экономике, политике и социогуманитарной сфере. Несмотря на то, что ключевым вектором сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие, образование укрепилось в качестве второго по насыщенности направления взаимодействия в рамках АСЕМ. Настоящая статья посвящена анализу ключевых институтов, инициатив и проектов в сфере образования, осуществляемых по линии Форума «Азия-Европа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Asia-Europe Meeting: analyzing the educational track of cooperation

Asia-Europe Meeting (ASEM) is one of the largest existing transregional international organizations uniting countries of Europe and East Asia with the purpose of developing cross-cultural and inter-civilizational dialogue on a wide array of issues of mutual interest within the economic, political and socio-humanitarian spheres. Founded in 1996, ASEM has managed to develop a comprehensive architecture of multilateral cooperation spanning over different levels and fields of cooperation. Due to its great relevance for Asia-Europe dialogue, economy was perceived as the main area of cooperation in frames of ASEM. However recently with the establishment of ASEM Educational Ministers’ Meeting, ASEM Education Secretariat and a number of other initiatives, education is currently securing a place of the second most important sphere of cooperation. In this article the authors are trying to make a comprehensive analysis of educational track of ASEM cooperation, including its main initiatives, projects and mechanisms

Текст научной работы на тему «Форум "Азия-Европа":анализ образовательного трека сотрудничества»

ВЛАСОВ Евгений Евгеньевич

старший преподаватель кафедры Тихоокеанской Азии Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: vlasov.ee@dvfu.ru

ПЕРМЯКОВА Софья Алексеевна

студент бакалавриата по направлению «международные отношения» Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ (г. Владивосток) Электронная почта: permiakova.sa@dvfu.ru

Форум «Азия-Европа»:

анализ образовательного трека сотрудничества

УДК 327.7 ао1: 10.24866/2542-1611/2017-4/97-107

Форум «Азия-Европа», основанный в 1996 году, был призван стать трансрегиональным международным институтом, объединяющим страны Европы и Восточной Азии для развития кросскультурного и межцивилизационного диалога по широкому спектру направлений в экономике, политике и социогуманитарной сфере. Несмотря на то, что ключевым вектором сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие, образование укрепилось в качестве второго по насыщенности направления взаимодействия в рамках АСЕМ. Настоящая статья посвящена анализу ключевых институтов, инициатив и проектов в сфере образования, осуществляемых по линии Форума «Азия-Европа».

Форум «Азия-Европа», АСЕМ,

образовательное сотрудничество,

Фонд «Азия-Европа»,

Образовательный секретариат АСЕМ

Форум «Азия-Европа» (АСЕМ) представляет собой международную организацию, основной целью которой является развитие сотрудничества между государствами стран Азии и Европы. С момента учреждения АСЕМ в 1996 году страны-участницы выстроили диалог, направленный на развитие возможностей и реализацию перспектив взаимодействия двух исторически и культурно удалённых цивилизационных полюсов. Исходя из этого, основной целью данного формата является преодоление сохраняющихся препятствий на пути развития равного и взаимовыгодного сотрудничества Азии и Европы, обмена знаниями, лучшими практиками, опытом и идеями. На сегодняшний день АСЕМ объединяет 51 государство Азии и Европы1, являясь крупнейшей интер-регио-нальной организацией в мире. Несмотря на изначально экономическую направленность, за годы деятельности в рамках АСЕМ оформились три ключевых равнозначных направления взаимодействия, на которые так или иначе ориентированы все существующие по линии АСЕМ проекты и механизмы: 1) экономика; 2) политика; 3) общество, культура и образование.

С момента учреждения АСЕМ удалось создать достаточно развитую архитектуру сотрудничества. Важнейшим институтом взаимодействия АСЕМ, в рамках которого обсуждают-

Статья подготовлена в рамках исполнения проекта «Исследование и информационно-аналитическое обеспечение процессов и мероприятий в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества в сфере науки, образования, инноваций и молодежной политики Российской Федерации со странами АТР (АТЭС, ВАС, АСЕАН, АСЕМ)» Государственного задания Министерства образования и науки № 28.4304.2017/НМ

1 Азиатский регион представляют 21 государство, Европу - 30.

ся наиболее значимые вопросы и принимаются ключевые решения, являются встречи глав государств и правительств стран-участниц. Саммиты АСЕМ проходят раз в два года - в странах Азии и Европы попеременно. Последний саммит АСЕМ состоялся в июле 2016 г. в Улан-Баторе, Монголия, а следующий пройдёт в октябре 2018 г. в Брюсселе, Бельгия.

Другой важной формой межправительственного взаимодействия по линии АСЕМ являются встречи министров, которые также проводятся раз в два года. Встречи министров иностранных дел проходят по нечётным годам, когда не проводятся встречи глав государств. Подобное чередование необходимо для обеспечения преемственности и целостности сотрудничества по широкому спектру направлений. Встречи глав отраслевых министерств также проходят раз в два года как по чётным, так и по нечётным годам в соответствии с обновляемым планом-графиком.

Несмотря на декларируемое равенство всех направлений деятельности, взаимодействие в области образования, науки и технологий является одной из наиболее важных сфер, представляющих высокий интерес для всех стран-участниц АСЕМ. Страны-участницы АСЕМ осознают, что именно образование выступает в качестве фундамента для реализации инновационного потенциала и обеспечения устойчивого экономического роста и социогуманитарного развития [20].

На сегодняшний день образовательный трек взаимодействия АСЕМ объединяет несколько уровней и институтов сотрудничества, создавая плотную сеть встреч и проектов, диалоговых механизмов, вовлекающих правительства стран-участниц, негосударственных акторов, должностных лиц, руководителей университетов, преподавателей и студентов.

Основные институты международного образовательного взаимодействия АСЕМ

Встречи министров образования стран-участниц Форума «Азия-Европа»

Первая Встреча министров образования Форума «Азия-Европа» состоялась в 2008 г., её организатором выступило Министерство образования и науки Германии при поддержке КНР, Дании и Японии. Участники встречи обсудили наиболее актуальные вопросы образовательного сотрудничества и обратили внимание на то, что страны двух регионов сталкиваются со схожими проблемами в сфере образования, среди которых обеспечение качества образования, трудоустройство, развитие науки и инноваций. Для институциализации и обеспечения непрерывности образовательного взаимодействия в рамках АСЕМ Германия выступила с предложением учреждения Образовательного секретариата АСЕМ на базе Германской службы академических обменов [9].

Вторая встреча состоялась 14-15 мая 2009 г. во Вьетнаме. В ходе обсуждений участники сконцентрировали внимание на таких практических направлениях взаимодействия, как сотрудничество в области высшего образования, обеспечение качества образования, признание зачётных единиц и т. д. В ходе встречи состоялся обмен мнениями относительно тенденций развития образования, а также актуальных проблем в сфере образования [10].

Третья встреча Министров образования прошла под лозунгом «Формирование образовательного пространства АСЕМ» 9-10 мая 2011 г. в Копенгагене, Дания. К формату встреч министров образования присоединились новые участники АСЕМ - Россия, Австралия и Новая Зеландия. По результатам дискуссии участники утвердили 4 основных направления образовательного сотрудничества: контроль качества образования и признание образования; вовлечение бизнеса и производственного сектора в образование; обеспечение сбалансированной образовательной мобильности и непрерывного образования [11]. Впоследствии именно эти четыре направления утвердятся в качестве опор образовательного взаимодействия в рамках АСЕМ. Принятый по итогам встречи документ был самым содержательным и состоял из 29 пунктов [11].

В ходе третьей встречи участники также утвердили список стран, принимающих предстоящие встречи министров образования АСЕМ: Малайзия - в 2013 г. (4-я встреча), Латвия - в 2015 г. (5-я встреча), Республика Корея - в 2017 г. (6-я встреча). Также в ходе встречи участники приняли решение о перемещении Образовательного секретариата из Германии в Индонезию на четырёхлетний период, начиная с 2013 г. [11].

Четвёртая встреча в соответствии с предварительной договорённостью прошла в Малайзии в мае 2013 г. Темой конференции стала «Разработка стратегии образовательного сотрудничества». Избрание такой темы было продиктовано намерением участников перейти к фактическому сотрудничеству. Министры образования стран-участниц АСЕМ согласовали конкретный список мер и проектов [12]. Учитывая значительное количество практических инициатив и проектов, предложенных в ходе данной встречи, её можно считать переломной. По итогу произошёл качественный переход от переговоров и выстраивания диалога к практическому взаимодействию.

В ходе пятой встречи, прошедшей в Латвии, участникам удалось сформировать стратегию сотрудничества на предстоящие годы. В основе стратегии лежат два основных вектора: 1) сотрудничество, направленное на развитие диалога; и 2) сотрудничество, ориентированное на достижение конкретных результатов [13]. Принятый по итогам встречи документ - «Заключение председателя» - содержит 15 новых проектов сотрудничества в области образования, список инициатив, а также рекомендации, выработанные на уровне руководителей университетов и студентов. Было решено, что седьмая встреча в 2019 г. пройдёт в Австрии и будет совместно организована Австрией и Румынией.

Шестая встреча, которая состоялась 21-22 ноября 2017 года, стала своеобразным подведением итогов первого десятилетия образовательного процесса АСЕМ. В ходе дискуссии были определены основные достижения в рамках образовательной повестки, а также препятствия, стоящие на пути более эффективного достижения целей развития образования [14]. Учитывая приоритетное значение развития каналов межрегионального взаимодействия, по итогам встречи была принята Сеульская декларация. В документе отражено совместное видение дальнейшего взаимодействия в сфере образования в условиях Четвёртой промышленной революции. Согласно совместному заявлению министров, опубликованному по итогам встречи, в

ближайшее десятилетие стороны будут направлять усилия на интенсификацию межрегиональной академической мобильности, а также создание условий для развития навыков, необходимых для успешной реализации человеческого капитала в меняющихся условиях рынка труда [22].

Образовательный секретариат АСЕМ

Несмотря на то, что формат сотрудничества министерств образования в рамках АСЕМ сформировался несколько позже механизмов сотрудничества по линии других министерств, Образовательный секретариат является первым и единственным постоянно функционирующим профильным секретариатом в рамках АСЕМ.

Идея создания институционального механизма, обеспечивающего непрерывное сотрудничество в сфере образования, возникла в ходе первой Встречи министров образования АСЕМ и получила широкое одобрение со стороны участников [9].

С учётом значимой роли, которую сыграла Германия в подготовке и организации первой встречи министров образования АСЕМ, было решено, что Образовательный секретариат будет учреждён в ФРГ на базе Германской службы академических обменов в г Бонн и будет действовать в течение четырёх лет, после чего переедет в одну из стран Азии.

Образовательный секретариат АСЕМ начал работу в сентябре 2009 года. Основную часть персонала Секретариата составили сотрудники Германской службы академических обменов, однако также своих экспертов в состав Секретариата на срочной основе направляют и другие страны-участницы АСЕМ (как правило, на срок от 2 до 6 месяцев). С октября 2013 г. в соответствии с решением министров образования, принятым на встрече 2011 г. Образовательный секретариат АСЕМ переехал в Индонезию. С октября 2017 г. По 2021 г. Образовательный секретариат АСЕМ будет принимать Бельгия [17].

С учётом расширяющейся повестки сотрудничества стран-участниц АСЕМ круг функциональных обязанностей Образовательного секретариата постоянно расширяется, однако к числу его основных функций следует отнести следующие [4]:

1. Содействие странам-участницам АСЕМ в развитии сотрудничества и взаимосвязанности, реализации проектов и совместных инициатив;

2. Сбор и анализ информации о результатах реализации инициатив АСЕМ, информирование министерств стран-участниц АСЕМ относительно текущей работы и прогресса образовательного сотрудничества, а также подготовка аналитической документации для встреч министров образования;

3. Разработка плана развития коммуникации и обмена информацией между странами-участницами АСЕМ и стейкхолдерами для предоставления доступа к информации о результатах образовательного сотрудничества по линии АСЕМ;

4. Улучшение веб-сайта Образовательного секретариата АСЕМ как основного средства коммуникации стран-участниц АСЕМ, а также стимулирование регулярного обмена информацией между участниками посредством поддержания электронной переписки и рассылки циркуляров с актуальной информацией.

Конференция ректоров стран-участниц АСЕМ

Другим важным форматом образовательного взаимодействия по линии АСЕМ является Конференция ректоров и студентов стран-участниц АСЕМ, которая была учреждена Фондом «Азия-Европа» в 2008 г., вслед за созданием механизма Совещания министров образования. Конференции ректоров и студентов стран-участниц АСЕМ проходят ежегодно (с 2008 по 2016 гг. конференции проходили раз в два года) поочёредно в европейских и азиатских странах. С 2008 года состоялось пять таких конференций, в которых суммарно приняли участие около 650 представителей руководства 225 университетов из 51 страны-участницы АСЕМ [2].

Последняя Конференция ректоров и студентов стран-участниц АСЕМ прошла 9-13 октября 2017 г. в Сингапуре. В Конференции приняли участие 150 руководителей университетов из 49 стран-участниц АСЕМ. Работа конференции была организована в виде сессий 3-х рабочих групп по следующим направлениям: междисциплинарность образования и научно-исследовательской работы; непрерывное обучение: всеобъемлющее и глобальное образование; доступ к качественному образованию [19].

На полях конференции представители университетов имели возможность обсудить и другие вопросы, выходящие за рамки обозначенной повестки. Главным итогом конференции стал сформированный участниками список рекомендаций для Совещания министров образования АСЕМ.

Наиболее значимые проекты в области образования

С момента учреждения АСЕМ, в рамках объединения было инициировано большое количество проектов, в том числе по линии образовательного взаимодействия. И хотя большинство проектов в сфере образования по-прежнему носит локальный характер, необходимо отметить ряд наиболее заметных инициатив, реализуемых АСЕМ. Программа АСЕМ по производственной практике С учётом высокой актуальности решения проблемы трудоустройства выпускников и развития связей между образованием и производственным сектором, в ходе третьей встречи министров стран-участниц АСЕМ участники выступили с инициативой учреждения программы, направленной на развитие мобильности по линии «высшее образование - бизнес».

Целью программы является учреждение, развитие и продвижение механизмов обмена практикантами из регионов Азии и Европы, основанного на принципе сбалансированности и взаимной выгоды. Проект действует с 2016 г. На данный момент в нём принимают участие пять стран: Бельгия, Бруней, Германия, Индонезия и Таиланд [8]. Программа АСЕМ по разработке совместного учебного плана

Предложенный в рамках четвёртой встречи министров образования в 2013 г. проект по разработке совместных учебных планов направлен на увеличение количества образовательных программ и летних школ, действующих между образовательными институтами в Азии и Европе посредством использования различных обменных механизмов и возможностей финансирования. Участниками проекта являют-

ся Бельгия, Бруней, Германия, Литва, Румыния, Индонезия [7].

Для эффективной реализации данной инициативы был учреждён формат встреч экспертов, в рамках которых ведётся разработка единого подхода и симметричных институциональных механизмов. Проект был запущен в 2016 г., с этого момента состоялось 3 встречи в данном формате.

Межрегиональные системы признания учебных зачётных единиц и результатов обучения

С учётом растущей студенческой мобильности между университетами стран Азии и Европы, а также отсутствием единой системы признания зачётных единиц и результатов обучения, в ходе четвёртой встречи министров образования в 2013 г. была выдвинута инициатива по формированию соответствующей межрегиональной системы. С целью обсуждения возможностей развития проекта, а также выработки критериев для признания зачётных единиц и результатов обучения была создана специальная экспертная группа. Функции сбора и обработки актуальной информации об образовательных системах и результатах обучения в странах-участницах АСЕМ было решено возложить на Образовательный секретариат [6].

Работа над проектом началась в 2016 году. Участниками проекта являются Бельгия, Бруней, Китай, Эстония, Индонезия, Германия, Латвия, Литва, Малайзия, Португалия, Румыния, Таиланд и Великобритания [18].

Декларация АСЕМ по развитию признания образования Проект по разработке Декларации по признанию квалификаций, распространяющей своё действие на страны Азии и Европы, был инициирован в ходе 4-й встречи министров образования в Малайзии [12]. Основанием для такого проекта послужила «Декларация АСЕМ по сотрудничеству в области признания квалификаций в области высшего образовании в азиатском и европейском регионе», принятая на встрече министров стран АСЕМ в сентябре 2012 г. в Пекине. Для реализации проекта была сформирована Рабочая группа, координатором которой выступил Китай.

Работа в рамках реализации проекта ведётся по трём основным направлениям, закреплённым в соответствующих планах действий: создание веб-портала по координации азиатских национальных информационных центров; разработка Руководства, содержащего директивы, принципы и лучшие практики по признанию образования в регионе АСЕМ; учреждение сети по кросс-граничному признанию качества образования [15]. С момента учреждения Рабочей группы состоялось четыре официальных встречи. К Рабочей группе присоединились Австрия, Бельгия, Бруней, Эстония, Германия, Индонезия, Япония, Малайзия, Республика Корея, Латвия, Литва и Великобритания. Намерение вступить в проект также обозначили Румыния и Филиппины.

Механизмы субправительственного образовательного взаимодействия в рамках АСЕМ

Фонд «Азия-Европа»

Фонд «Азия-Европа» (Asia-Europe Foundation, АСЕФ) был основан в 1997 году по итогам первой Встречи министров иностранных дел

стран-участниц АСЕМ. Фонд является постоянно действующим институтом, главной целью которого является развитие культурных, образовательных и профессиональных обменов между гражданами государств-участников АСЕМ.

Ежегодно фонд выступает организатором целого ряда мероприятий, которые проводятся по линии Форума «Азия-Европа» и ориентированы на развитие образовательного сотрудничества и человеческого потенциала. Профильные механизмы фонда - Департамент образования (The ASEF Education Department) и Программа по высшему образованию (ASEF Higher Education Programme) - осуществляют непрерывную работу по активизации диалога между странами-участницами АСЕМ и продвижению инициатив в области высшего образования. В частности, данные механизмы курируют организацию таких действующих под эгидой АСЕФ программ, как Конференция ректоров университетов и Студенческий форум стран-участниц АСЕМ, образовательные семинары, а также осуществляют поддержку деятельности Исследовательского центра АСЕМ по непрерывному образованию, ведут Базу данных обменных образовательных программ [5].

Центр АСЕМ по вопросам непрерывного образования Деятельность Центра АСЕМ по вопросам непрерывного образования (ASEM Education and Research Hub on Lifelong Learning) направлена на укрепление связей между исследователями, специалистами и представителями правительств двух регионов с целью всестороннего изучения возможностей развития непрерывного образования, академической мобильности и механизмов инновационного реформирования образовательного пространства. Результаты совместных исследований формулируются в качестве рекомендаций для встреч министров и глав государств. В своей деятельности Центр опирается на существующую исследовательскую сеть, объединяющую исследователей из азиатских и европейских университетов. В составе Центра действуют пять исследовательских групп, разделённых на тематические направления: развитие информационно-коммуникативных навыков и электронного обучения, обучение без отрыва от работы, разработка национальных стратегий непрерывного обучения, профессиональная переподготовка преподавателей и учителей и развитие ключевых профессиональных компетенций [3]. Исследовательские группы работают по сетевому принципу, имеют возможность обмениваться знаниями и достижениями и выпускают совместно разработанные публикации и отчёты.

В рамках планов по развитию приоритетных направлений Центр занимается организацией трансрегиональных программ научно-исследовательской и студенческой мобильности, проводит конференции, семинары, издаёт книги, выпускает дайджест актуальной информации по соответствующей тематике и размещает информацию на официальном веб-сайте.

К числу наиболее значимых мероприятий Центра непрерывного образования можно отнести следующие: Форум по непрерывному образованию АСЕМ (проводился в 2012, 2015, 2016 гг.), Встреча экспертов Центра непрерывного образования АСЕМ (проводилась трижды в 2015 г.) и встречи тематических Исследовательских

групп. В мае 2017 года Центр выступил с инициативой проведения Международной конференции европейских и азиатских исследователей и педагогов по вопросам непрерывного обучения в интересах устойчивого развития. Тематика конференции была непосредственно ориентирована на достижение Целей устойчивого развития №№ 4 и 8 (качественное образование и достойное трудоустройство) [16]. Заключение

В последние годы наблюдается активное развитие архитектуры образовательного взаимодействия в рамках АСЕМ. Сотрудничество в сфере образования уступает по своему масштабу, количеству инициатив и проектов разве что экономическому взаимодействию [17]. Образование утвердилось в качестве важнейшего приоритета взаимодействия стран-участниц АСЕМ.

Столь высокая насыщенность образовательного сотрудничества объясняется высокой востребованностью. Для европейских университетов Восточная Азия представляется чрезвычайно перспективным рынком, где с учётом высоких темпов роста населения и увеличением доли среднего класса увеличивается спрос на качественное образование. Поскольку целый ряд европейских стран занимают лидерские позиции в сфере высшего образования, то для них этот вопрос и связанные с ним аспекты приобретают всё большее значение. Для стран Азии, которые всё ещё занимают более скромные позиции в списке стран-поставщиков образовательных услуг, интерес продиктован стремлением сократить имеющееся отставание, а также модернизировать высшее образование, увеличить степень его интернационализации и интегрированности в международное образовательное пространство, адаптировать лучшие практики преподавания и организации образовательного процесса.

Важным элементом образовательного взаимодействия по линии АСЕМ выступает т. н. «гибридизация» образования - комбинирование азиатских и европейских подходов и лучших практик в области организации образования. Другими словами, такое явление можно объяснить как попытку соединения Болонской и азиатских систем высшего образования.

Однако, помимо непосредственно задач по развитию образования и международной образовательной интеграции, важная роль в АСЕМ также отводится укреплению связей между людьми, сближая представителей разных стран, народов, культур, а также построению более устойчивых и доверительных отношений между ними. Одновременно с этим образовательное взаимодействие играет роль механизма распространения лучших практик в сфере экономики и социальной сферы, способствующих развитию стран как в Европе, так и в Азии.

За прошедшие десять лет с момента формирования образовательного блока сотрудничества АСЕМ удалось добиться значительных успехов в рамках данного направления. К числу наиболее успешных проектов в сфере образования можно отнести следующие: программу академического обмена А8БЫ-ОиО, Декларацию АСЕМ по взаимному признанию степеней и зачётных единиц, деятельность Фонда «Азия-Европа», осуществляющего большое количество проектов на субправительственном уровне.

Однако необходимо признать, что число государств, фактически принимающих участие в данных программах и проектах, всё ещё значительно уступает общему количеству стран АСЕМ. Поэтому можно говорить о том, что важным аспектом деятельности АСЕМ должно стать увеличение количества стран-участниц, вовлечённых как в уже действующие инициативы, так и в процесс разработки новых проектов и программ.

Большая часть сложностей, с которыми сталкивается АСЕМ в достижении намеченных целей, в том числе в рамках образовательной повестки, связано с рядом системных факторов.

Во-первых, географическая удалённость по-прежнему осложняет реализацию совместных проектов. Необходимость преодолевать колоссальные расстояния, высокая стоимость перемещений, а также разница во времени превращают реализацию даже самого простого трансрегионального проекта в сложно координируемый процесс, а также затрудняет поддержание активных рабочих отношений.

Во-вторых, участниками АСЕМ являются более полусотни государств, отличающихся друг от друга уровнем экономического развития, политическим устройством. Они имеют культурные и циви-лизационные особенности, влияющие на восприятие тех или иных проектов и возможностей их осуществления. Таким образом, обсуждать проекты и принимать решения, которые в равной мере бы вовлекали и учитывали интересы всех стран-участниц АСЕМ, практически невозможно.

В-третьих, существенные различия в азиатском и европейском подходах к регионализму вынудили страны-участницы АСЕМ остановиться на использовании модели взаимодействия, которая применяется в АСЕАН, Восточноазиатском саммите и других АСЕАН-центричных институтах. Более мягкий и размеренный характер азиатского регионализма, консенсус в качестве механизма принятия решений сказывается на эффективности АСЕМ. Играя по правилам азиатского регионализма, АСЕМ рискует столкнуться с проблемами замедленного осуществления проектов, внедрения политик и норм, неравномерном исполнении принимаемых решений и т. д.

Россия присоединилась к АСЕМ в 2010 году одновременно с Австралией и Новой Зеландией. С момента вступления Россия активно включилась во взаимодействие по образовательному треку: провела Промежуточную встречу высших должностных лиц по вопросам образования (г Москва, 2016 г.), Круглый стол посвящённый вопросам миграции (г Москва, 2016 г.) и Конференцию высокого уровня по межкультурному и межрелигиозному диалогу (г Санкт-Петербург, 2014 г.) [21]. В 2015 году в ходе 5-й Встречи министров образования АСЕМ Россия выступила с инициативой развития сотрудничества между университетами и предприятиями посредством внедрения в процесс обучения программ по командообразованию. Проект получил название «Командообразование студентов как инструмент вовлечения бизнеса в образование» (Students' teambuilding as an instrument of engaging business in education). С учётом выгодного географического положения (между Европой и Азией), у России есть возможности для того, чтобы играть более активную роль в развитии сотрудничества между Европой и Азией, в том числе в области образования [1].

В целом, оценивая опыт образовательного взаимодействия в рамках АСЕМ, можно отметить его высокую насыщенность, заметный прогресс в сфере взаимного признания образования, а также значительный вклад в развитие диалога между народами и странами двух регионов. Однако, несмотря на ощутимый прогресс, образовательное сотрудничество АСЕМ сталкивается с целым рядом сложностей, ограничивающих реализацию имеющегося потенциала. И хотя актуальность проблем, связанных географической удалённостью и культурно-историческими различиями, снижается по мере развития диалога, преодоление системных проблем требует большего вклада от участников. Образование в силу деполитизированности этой сферы сотрудничества и высокого взаимного интереса участников укрепляется в качестве платформы для построения уверенной и прочной основы для долговременного азиатско-европейского взаимодействия.

Литература

1. Колдунова Е. В. Встречаемся в АСЕМ! Теория и практика трансрегиональных отношений: памятка для России // Международная жизнь. 2010. № 10. С 21-27.

2. ASEF Rectors' Conference and Students' Forum (ARC) [Электронный документ] // Asia-Europe Foundation Official Web-site. URL http://www.asef.org/projects/ programmes/529-ARC (Дата обращения: 20.12.2017)

3. ASEM Education and Research Hub for Lifelong Learning (ASEM LLL Hub) [Электронный документ] // ASEM LLL Hub Official Web-site. URL: http://asemlllhub.org/ aboutus/ (Дата обращения: 25.12.2017)

4. ASEM Education Gazette, Volume 1, April 2015 [Электронный документ] // ASEM Education Secretariat Official Web-site. URL http://asem-education-secretariat.kemdikbud.go.id/wp-content/ uploads/2015/04/ASEM-Gazzete-Vol-1.pdf (Дата обращения: 7.12.2017)

5. ASEM Education Gazette, Volume 3, November 2017 [Электронный документ] // Asem Education Secretariat Official web-site. URL http://asem-education-secretariat.kemdikbud.go.id/wp-content/ uploads/2017/11/ASEM-EDU-GAZETTE-VOL-3-HR-Comp.pdf (Дата обращения: 15.12.2017)

6. ASEM Education Secretariat Newsletter, May 2013 [Электронный документ] // Ministry of Education Malaysia Official Web-site. URL https://www.moe.

gov.my/images/Terbitan/buletin/4th-Asia-Europe-Meeting-of-Ministers-of-Education/4th%20Asia-Europe%20 Meeting%20of%20Ministers%20of%20 Education.pdf (7.12.2017)

7. ASEM Joint Curriculum Development Programme [Электронный документ] // ASEM Education Secretariat Official Website. URL http://asem-education-secretariat. kemdikbud.go.id/asem-joint-curriculum-development-programme/ (Дата обращения: 19.12.2017)

8. ASEM Work Placement Programme [Электронный документ] // ASEM Education Secretariat Official Web-site. URL http://asem-education-secretariat. kemdikbud.go.id/awp/ (Дата обращения: 19.12.2017)

9. Chair's Statement of the 1st ASEM Ministerial Meeting on Education and Qualification, 5-6 May 2008 [Электронный документ] // ASEM Infoboard Official Web-site. URL http://www.aseminfoboard. org/sites/default/files/documents/EduMM1_ Chair-Statement.pdf (Дата обращения: 14.12.2017)

10. Chair's Statement of the 2nd ASEM ASEM Education Ministers' Meeting, 14-15 May 2009 [Электронный документ] // ASEM Infoboard Official Web-site. URL http:// www.aseminfoboard.org/sites/default/files/ documents/chairs_conclusion_hanoi_2009. pdf (Дата обращения: 14.12.2017)

11. Chair's Statement of the 3d ASEM Education Ministers' Meeting, 9-10 May

2011 [Электронный документ] // ASEM Infoboard Official Web-site URL http:// www.aseminfoboard.org/sites/default/ files/documents/2011_-_ASEMME3_-_ Chair_conclusions.pdf (Дата обращения: 18.12.2017)

12. Chair's Statement of the 4th ASEM Education Ministers' Meeting, 13-14 May 2013 [Электронный документ] // ASEM Infoboard Official Web-site. URL http:// www.aseminfoboard.org/sites/default/ files/documents/2013_-_ASEMME4_-_ Chairs_Conclusions.pdf (Дата обращения: 14.12.2017)

13. Chair's Statement of the 5th ASEM Education Ministers' Meeting, 27-28 April 2015 [Электронный документ] // ASEM Infoboard Official Web-site. URL http:// www.aseminfoboard.org/sites/default/files/ documents/2015%20-%20ASEMME5%20 -%20Chair%20Conclusions.pdf (Дата обращения: 18.12.2017)

14. Chair's Statement of the 6th ASEM Education Ministers' Meeting, 21-22 November 2017 [Электронный документ] // ASEM Infoboard Official Web-site. URL http://www.aseminfoboard.org/sites/ default/files/documents/2017%20ASEM%20 ME6%20Conclusions%20by%20the%20 Chair.pdf (Дата обращения: 18.12.2017)

15. Consensus of the Fourth Working Group Meeting on Implementing ASEM Recognition Bridging Declaration, 1415 April 2016 [Электронный документ] // Site of Bureau of Planning and International Cooperation Secretariat General Ministry of Education and Culture of Indonesia. URL http://asem-education-secretariat.kemdikbud.go.id/wp-content/ uploads/2016/08/Consencus.pdf (Дата обращения: 10.12.2017)

16. First International Conference of European and Asian Researches and Educators on Lifelong Learning for Sustainable Development [Электрон-

ный документ] // ASEM LLL Hub Official Web-site. URL http://asemlllhub. org/events/1st-international-conference-of-european-and-asian-researchers-and-educators-on-lifelong-learning-for-sustainable-development-i-ceare-2017/ (Дата обращения: 8.12.2017)

17. Gaens B., Khandekar G. InterRegional Relations and the Asia-Europe Meeting (ASEM). - Springer, 2017. 250 p.

18. Indonesia Preparing Student Mobility of Indonesian Students to Asia and Europe [Электронный документ] // Directorate General of Learning and Student Affairs Official Web-site. URL http://belmawa. ristekdikti.go.id/2016/03/31/asem-expert-working-group-meeting-on-interregional-credit-transfer-mechanisms-and-learning-outcomes-systems/ (Дата обращения: 13.12.2017)

19. Policy Recommendations of 6th ASEF Rectors' Conference, 9-13 October 2017 [Электронный документ] // Official Asia-Europe Foundation Web-site. URL http:// www.asef.org/images/docs/171013_ARC6_ RC_Policy%20recommendations_final.pdf (Дата обращения: 9.12.2017)

20. Dang Q. A. ASEM - the modern Silk Road: travelling ideas for education reforms and partnerships between Asia and Europe // Comparative Education. 2013. № 1. P 107119.

21. Russian Federation Profile [Электронный документ] // ASEM Infoboard Official Web-Site. URL http://www.aseminfoboard. org/members/russian-federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Seoul Declaration: Enhancing Collaboration between Asia and Europe in Education and Training - A vision for the Next Decade, 21-22 November 2017 [Электронный документ] // ASEM Infoboard Official Web-site. URL http://www.aseminfoboard. org/sites/default/files/documents/Seoul%20 Declaration.pdf (Дата обращения: 15.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.