Научная статья на тему 'Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ'

Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байрамгулова Т. Н.

В данной статье рассматриваются традиционные формы работы ДОУ с семьей и семьи с ДОУ. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами. И характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия. Тем самым обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание, как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержания деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ»

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ В ДОУ

© Байрамгулова Т.Н.*

ЦРР ДС № 87 «Ладушки», г. Нижневартовск

В данной статье рассматриваются традиционные формы работы ДОУ с семьей и семьи с ДОУ. Параметры эти представляют собой новый уровень отношений родителей с педагогами. И характеризуются они преобладающей активностью семьи в инициировании и поддержании взаимодействия. Тем самым обеспечивается индивидуальность общения семьи с педагогом с опорой на знание, как собственных прав, так и обязанностей воспитателя. Это способствует проявлению активности родителей путем вносимых ими идей, поддержания деятельности педагога, ответственности за собственный вклад в процесс и результаты воспитания своего ребенка.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания семейного в общественное [1, с. 82].

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [2, с. 23].

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:

1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, необходимо осуществлять работу по взаимодействию с семьями дошкольников. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.

* Воспитатель.

История взаимодействия семейного и общественного воспитания в России только за последние три десятилетия проделала довольно тернистый путь от декларирования «органического сочетания», а на деле приоритетности интересов и норм государства до реальных попыток строить открытые отношения свободного диалога равноправных партнеров. Период перехода к рыночной экономике и, как следствие этого, коммерциализация отношений «семья - общество» и привели к разбалансированности и рассогласованию процессов воспитания в семье и государственных образовательных учреждениях. Этот период отмечен значительным ростом взаимного недоверия, разобщенности и критики в адрес друг друга. Вместе с тем на фоне социально-экономических трансформаций в общественной жизни стал заметно изменяться экономический и социокультурный облик российской семьи, который сегодня крайне неоднороден. Кроме того, социальной ролью семьи с 90-х годов двадцатого столетия стало создание своего личного способа бытия, что подчеркивает свободу и легитимность личных прав людей, в то время как социальная роль семьи три десятилетия назад заключалась в передаче принятых в обществе ценностей и норм. Таким образом, время социально-экономических преобразований стало началом активного формирования новых моделей в системе отношений «личность - семья - общество» [3, с. 23].

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного

10

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения своих детей со сверстниками, получения ими навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются: коллективные, индивидуальные и наглядно--информационные.

На базе МДОУ ЦРР ДС № 87 «Ладушки» города Нижневартовска применяются разнообразные формы взаимодействия воспитателя с семьей, необходимые для социального развития и адаптации дошкольников.

Какой результат получают родители при традиционном подходе, когда идет речь о презентации дошкольного учреждения? Достаточно полезную информацию о содержании работы с детьми, о платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопед, психолог, окулист, инструктор по плаванию и закаливанию, социальный педагог, психолог). Компетентно-стный подход помимо информационной составляющей способствует активизации поведения родителей - включение в различные виды деятельности, организация экспертизы с их стороны, а также внесение предложений. Что дают родителям занятия с детьми в ДОУ в традиционной форме? В основном представления о содержании и технологиях работы. Компетентностный же подход позволит воспитателю включить в занятия элементы беседы с взрослыми (ссылаясь на компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать гостю новое). Эффективность компетентност-ного подхода зрима во всех ситуациях педагогического процесса: и при проведении советов и ситуаций, и в интервью с родителями, и в ходе собраний и круглых столов.

Организуя работу с родителями своих воспитанников, провожу для них беседы, тематические консультации, групповые собрания, встречи за «круглым столом», оформляю агитацию в форме буклетов, плакатов, информационных стендов по следующей проблематике:

- о ненасильственных методах воздействия на ребенка или как «спасаться» игрой, когда я сержусь на ребенка;

- семейный этикет; о манере говорить с ребенком;

- как слушать ребенка, чтобы слышать его;

- как поддерживать в ребенке чувство самоценности;

- бабушки и дедушки в семье как носители культурных и духовных ценностей;

- домашние игры, развивающие речь;

- содержание игрового общения с ребенком с целью развития любознательности, воображения, творчества и пр.;

- животные в доме;

- если ребенку подарили музыкальную игрушку;

- о пользе домашнего чтения; компьютер в жизни современной семьи и др.

Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Отсюда все содержание общения с родителями подчинено, по существу, единственной теме - как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка.

Список литературы:

1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. - С. 82-92.

2. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. - С. 23-31.

3. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова // Детский сад А до Я. - 2004. - № 4. - С. 23-35.

СМЫСЛ ПОЛИЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

© Барковская С.П.*

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

Смысл полилогического познания русской духовно-музыкальной культуры зависит от взаимодействия познающего с познаваемым. По

* Доцент кафедры Эстетики, этики и культурологии, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.