Научная статья на тему 'Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой'

Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10626
840
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / MOTIVATION / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Александр Александрович, Марченко Ксения Александровна, Капилевич Леонид Владимирович, Давлетьярова Ксения Валентиновна

Представлены результаты анализа ведущих форм и способов мотивации студентов к занятиям физической культурой. Показано, что одна из причин их низкой двигательной активности отсутствие оптимального мотивационного комплекса. Формирование потребности в движении является приоритетным в учебно-физкультурной деятельности, что возможно на основе систематических занятий. Учет исходных мотивов к занятиям физическими упражнениями помогает скорректировать направление мотивов, не обладающих достаточной устойчивостью, обеспечить перемещение мотива с результата на саму деятельность. Определенные в процессе анализа литературы недостатки формирования физической культуры личности студентов, такие как непонимание взаимозависимости абсолютных и частных ценностей физической культуры, несформированность валеологического мышления, неадекватное оценивание собственного уровня здоровья, нерациональная организация жизнедеятельности, свидетельствуют о низком уровне знаний. В этой связи одним из основополагающих факторов процесса физического воспитания студентов является обеспечение оптимальной теоретической и методико-практической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильин Александр Александрович, Марченко Ксения Александровна, Капилевич Леонид Владимирович, Давлетьярова Ксения Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms and methods of motivating students to physical training

The paper presents an analysis of the leading forms and ways to motivate students to physical training. Change of the target orientation of physical education, the essence of which is reduced to the formation of the physical culture of the individual, requires improving the quality of education, development of new pedagogical and institutional frameworks that provide student-oriented education and training. It is shown that one of the reasons for low physical activity of students is the lack of optimal motivational complex. Formation of the need for movement is a priority in training and athletic activities, it is possible on the basis of systematic studies. Accounting for the initial motivation for physical exercise helps to correct the direction of the motives that do not possess sufficient stability to ensure the spread of the motif from the results onto the activity itself. Therefore, based on the classification of the motives prompting we should identify the leading motives of physical activity among students. Through the activities emanating from certain motives, pursuing some goals and problem solving, a person expresses their attitude to the environment, and this attitude (behaviour) correlates both with the internal and the external (subjective and objective). Therefore, studying the motives of business, we understand not only the degree of interest in it, but we can assume that the level of activity in this area and its orientation. If we consider the problem specifically applying it to physical activity, having determined the motives of students we can assume if they will work out independently or their ultimate goal is getting credits. However, the motive may have the ultimate goal, and may move to the activity itself or a result of it, such as playing the game. Thus, by taking into account the initial motives for athletic activities and using corrective elements in teaching methods we can replace the temporary motives of obtaining the result (positive markers) by a more stable process, the motives of exercising. The formation of an optimal set of motivational physical training depends on following the principle of reason in learning, using problem tasks, psychological comfort, democratic style of communication, situation of choice, using optimal complexity of tasks, taking into account the preferences of students of exercise with gaming oriented, regular attendance, increasing importance of personal training and athletic activities, competitive activities. The problems in the formation of physical culture of students, such as lack of understanding of the interdependence of private and absolute values of physical culture, aborted valeological thinking, inadequate evaluation of their own level of health, irrational organization of life, show a low level of knowledge. Knowledge constructively influences on the motives and interests, and thus is a factor of the athletic training students. Mastery of the knowledge system helps students to use the tools of physical training, to provide adequate self-esteem and self-control. Therefore, one of the fundamental factors of the process of physical education of students is to provide the best theoretical, methodological and practical training.

Текст научной работы на тему «Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой»

№ 360

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Июль

2012

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 371.72:159.9-796/799

А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич, К.В. Давлетьярова

ФОРМЫ И СПОСОБЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Представлены результаты анализа ведущих форм и способов мотивации студентов к занятиям физической культурой. Показано, что одна из причин их низкой двигательной активности - отсутствие оптимального мотивационного комплекса. Формирование потребности в движении является приоритетным в учебно-физкультурной деятельности, что возможно на основе систематических занятий. Учет исходных мотивов к занятиям физическими упражнениями помогает скорректировать направление мотивов, не обладающих достаточной устойчивостью, обеспечить перемещение мотива с результата на саму деятельность. Определенные в процессе анализа литературы недостатки формирования физической культуры личности студентов, такие как непонимание взаимозависимости абсолютных и частных ценностей физической культуры, несформированность валеологиче-ского мышления, неадекватное оценивание собственного уровня здоровья, нерациональная организация жизнедеятельности, свидетельствуют о низком уровне знаний. В этой связи одним из основополагающих факторов процесса физического воспитания студентов является обеспечение оптимальной теоретической и методико-практической подготовки.

Ключевые слова: студенты; физическое воспитание; мотивация; здоровый образ жизни.

В условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности молодежи, необходимой для успешной трудовой деятельности. Перестройка системы образования поставила перед высшей школой задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов. Изменение целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, требует повышения качества обучения, разработки новых педагогических и организационных основ, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Целью проведенного исследования было определение ведущих форм и способов мотивации студентов к занятиям физической культурой.

Основной причиной низкой двигательной активности студентов Н.С. Кончиц [1] считает несформиро-ванность устойчивых привычек. Помимо этого, отсутствие оптимального жизненного стереотипа, который складывается на протяжении дошкольного и школьного периодов, свидетельствует о нивелировании потребности в движении на уровень социальных потребностей, т. е. удовлетворение потребности в движении зависит от сознания. Так, если у детей существует врожденная мотивация к двигательной активности, то у взрослого человека двигательная активность проявляется только на основе сознательного побуждения [2-4]. Одно из важных условий учебной деятельности - создание у человека осознанных устойчивых мотивов [5]. В физкультурной деятельности, таким образом, принцип сознательности в период активного развития интеллекта приобретает основополагающее значение в формировании мотивации.

Посредством деятельности, исходящей из определенных мотивов, преследующей некоторую цель и решающей некую задачу, человек выражает свое отношение к окружающему миру; это отношение (поведение) соотносится как с внутренним, так и с внешним (субъективным и объективным). Изучая мотивы деятельности, мы понимаем не только степень заинтересо-

ванности в ней, но можем предполагать и уровень активности в данной сфере, и ее направленность. Если рассматривать проблему в приложении к физической деятельности, то, определив мотивы студентов, можно предположить, будут ли они заниматься самостоятельно или их конечная цель - сдача зачета. Однако мотив может иметь конечную цель, а может переместиться на саму деятельность или какой-либо результат деятельности (например, в игре - на процесс игры). Таким образом, посредством учета исходных мотивов физкультурной деятельности можно путем применения корректирующих элементов в методике преподавания сменить временные мотивы получения результата (положительной отметки) на более устойчивые мотивы процесса занятий физическими упражнениями [6].

В учебной деятельности проявляются следующие мотивы: познавательные, направленные на содержание предмета и процесс учения (овладение знаниями и способами деятельности, потребности в интеллектуальной активности, решении трудных задач и др.); социальные (мотивы долга, ответственности, самоопределения, самосовершенствования) и узколичные (мотивы благополучия, избегания неприятностей, престижа). Познавательные мотивы являются наиболее важными в учебной деятельности, они могут актуализироваться, если содержание предмета имеет личностную значимость для индивида. Физкультурная деятельность будет значимой, если ее связывать с возможностями самореализации в будущей профессиональной и семейной жизни через осознание влияния физических упражнений на организм человека с точки зрения физиологии, возможностей технического роста и т. д., что может иметь значение в виде уже осознанных целей и «подсказанных» преподавателем [7-9].

Физкультурная деятельность студентов вузов имеет следующую классификацию побуждающих мотивов:

- внутренние мотивы, связанные с удовлетворением процессом деятельности (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения и т.д.);

- внешние положительные мотивы, основанные на результатах деятельности (приобретение знаний, умений, навыков, активный отдых и т.д.);

- мотивы, связанные с перспективой (укрепление здоровья, развитие физических качеств, коррекция фигуры и т.д.);

- внешние отрицательные мотивы (страх перед насмешками из-за неумения выполнять какое-либо движение, получить низкую отметку и т.д.).

Однако наиболее важным мотивом для решения основных задач физического воспитания является укрепление здоровья, важны также подкрепляющие его мотивы: обеспечить потребность в движении; приобрести дополнительные знания, умения и навыки; улучшить работоспособность и двигательные качества; расширить свои физические возможности с целью улучшения качества жизни.

Оптимальный мотивационный комплекс можно представить в следующем виде: ВМ, ВПМ, ВОМ или ВМ = ВПМ = ВОМ, где ВМ - внутренняя мотивация, ВПМ - внешняя положительная мотивация, ВОМ -внешняя отрицательная мотивация [10]. Внутренняя мотивация должна соответствовать внешней положительной мотивации или преобладать, т. е. быть гораздо сильнее внешней отрицательной. При таком соотношении видов мотивации возможно успешное решение задач физического воспитания в вузе.

Мотивация человека зависит и от оценки окружающих, и от самооценки. Этот фактор позволяет педагогу влиять на развитие личности, направлять деятельность индивида. Одним из условий формирования устойчивой мотивации является взаимопомощь на занятиях между субъектом и объектами воспитания, а также между объектами.

В работах [11-13] рассматриваются побудительные мотивы к занятиям физической культурой, делается вывод о том, что у студентов ведущими мотивами выступают такие, которые не являются устойчивыми (например, удовлетворение каких-либо моральных и материальных потребностей, установка на спортивный результат, контрольный норматив, зачет и т.д.). Мотивация к занятиям физической культурой в ряду других видов деятельности проявляется наиболее слабо и имеет тенденцию к снижению от курса к курсу. Это может свидетельствовать о неэффективной методике преподавания физической культуры в вузе, не учитывающей мотивы и потребности студентов. В связи с увеличением на данном возрастном этапе социальных ролей, которые знакомят студентов со взрослой жизнью, утрачивается связь с физической культурой как элементом, оптимизирующим жизненные процессы.

Период студенческого возраста характеризуется наивысшими результатами интеллектуальных, творческих и физических возможностей, стабилизацией характера, сложившимся мировоззрением, оптимизмом, самостоятельностью, противоречивостью, критичностью к преподавателям и режиму учебного заведения, максимализмом, неприятием лицемерия, грубости и командных методов воздействия, не вполне сознательной регуляцией собственного поведения, возможным неумением предвидеть последствия своих поступков, принятием ответственных решений (выбор профессии и своего места в жизни), формированием профессионального мышления, самоутверждением в профессиональной и социальной сферах, овладением социальны-

ми ролями взрослого человека. Поэтому физическое воспитание в вузе должно соответствовать характерным изменениям в данном возрасте. Студенческий возраст рассматривается как бурный этап преобразования мотивации и всей системы ценностных ориентаций, что, несомненно, является важным моментом для педагогического воздействия.

Основная масса студентов вузов имеет позитивнопассивное отношение к физической культуре, а около 20% негативно относится к занятиям физическими упражнениями [10]. Большинство студентов отмечают положительное влияние физических упражнений на организм, но занимаются от случая к случаю, объясняя это высокой степенью занятости и нехваткой времени. Однако возможной причиной может быть слабая внутренняя мотивация, несформированность потребности в систематических занятиях.

В ряде исследований ценностных ориентаций студентов выявилось противоречие между высокой оценкой абсолютных ценностей, среди которых значатся здоровье, обладание красотой и выразительностью движений, и низкой оценкой «частных» ценностей, включающих знания о функционировании человеческого организма, физической подготовленности к избранной профессии и т.д. [14-16]. Они констатируют низкий уровень знаний студентов, гедонистический характер физического совершенствования, отсутствие валеологического мышления, непонимание роли физической культуры личности. Все это свидетельствует о декларативном характере физического воспитания в вузе, которое не раскрывает перед студентами взаимообусловленность абсолютных и частных ценностей. Отсутствие интереса к занятиям, собственным возможностям и способностям также обусловлено недостаточным уровнем теоретической и физической подготовленности, поскольку процесс формирования мотивов взаимосвязан с приобретением знаний, умений и навыков, но при повышении уровня подготовленности происходит изменение потребностей, интересов и т.д. Очевидна связь между активной позицией и решением проблем собственного здоровья, осознанием личной ответственности за собственное самочувствие и освоением знаний в области физической культуры. Это доказывает необходимость основательной теоретической подготовки студентов.

В работах [17, 18] рассматривается организация жизнедеятельности студентов, отмечается ее хаотичность и неупорядоченность (неправильный режим питания, недосыпание, недостаточное пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, вредные привычки и т.д.). При этом многие студенты неадекватно оценивают уровень своего здоровья (завышенно), вследствие чего отсутствует важный стимул к занятиям физическими упражнениями. В то же время главной причиной, побуждающей к заботе о здоровье, является его ухудшение. С целью формирования объективной самооценки можно применять тестирование уровня здоровья, физической и теоретической подготовленности студентов. При этом неадекватная оценка уровня собственного здоровья также может говорить о недостаточном уровне знаний.

На основе знаний осуществляется самопознание, в частности собственных интересов, стремлений, переживаний [19]. Необходимый уровень знаний, позволяющий оптимально оценивать собственные возможности, оказывает непосредственное влияние на формирование убеждений, потребностей, мотивов, интересов. Таким образом, формирование лич-ностно значимой потребности в совершении целенаправленной двигательной активности происходит через овладение занимающимися необходимой системой знаний, подкрепленной положительными эмоциями от занятий.

Эффективно формировать мотивацию можно через целеполагание учебной деятельности, обеспечив анализ и обсуждение условий достижения конкретной цели между студентами. Такой подход позволяет развивать творческое мышление и активно вовлекать занимающихся в учебный процесс.

При формировании здорового образа жизни необходимо учитывать следующие компоненты [2]:

- потребностно-мотивационный, отражающий потребности, мотивы, интересы и желания, направленные на здоровый образ жизни:

- содержательный, направленный на овладение необходимой системой знаний;

- практическо-деятельностный, подразумевающий умение студентов самостоятельно решать задачи физического воспитания;

- творческий, характеризующийся умением моделировать здоровый образ жизни;

- рефлексивный, обусловливающий сознательную деятельность.

Каждый из компонентов требует учета многих условий и применения определенных мер педагогической деятельности. Так, на формирование потребно-стно-мотивационного компонента влияют ряд факторов и условий:

- убеждения, потребность, мотивы, интересы обладают направляющей и побуждающей силой к активности. Поскольку потребности и интересы тесно связаны с эмоциями, большое значение имеют психологический комфорт и позитивное настроение, на основе которых формируется положительное отношение к занятиям физическими упражнениями. Важной задачей современной системы образования стала задача формирования умений самостоятельного получения знаний и творческого их применения. В то же время творческая деятельность наилучшим образом осуществляется в благоприятной психологической обстановке. Систематическое подкрепление какой-либо цели, идеи, предмета положительными эмоциями приводит к формированию самостоятельного мотива, иначе говоря, происходит «сдвиг» мотива на цель;

- снятие оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личностная значимость;

- воспитать потребность в занятиях физической культурой командными методами невозможно, поскольку это противоречит природному сопротивлению принуждению, происходит ущербная трансформация мотивационной сферы, поэтому нужно руководствоваться подлинным интересом к занятиям;

- для поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями должны использоваться задания оптимальной сложности, так как чрезмерно легкие и тяжелые задания угнетают активность в достижении результатов деятельности;

- использование проблемных задач наилучшим образом соответствует особенностям интеллекта в студенческом возрасте;

- эффективно использование соревновательной деятельности в занятиях физической культурой для воздействия на мотивационно-ценностное отношение студентов [14]. Данный подход позволяет активизировать их деятельность в овладении двигательными умениями, навыками и в развитии физических качеств. Однако соревновательные упражнения, тесты должны быть доступными, выполняться без негативных эмоций, в комфортных условиях и стимулировать таким образом к физическому совершенствованию;

- необходимо учитывать предпочтения студентов в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности [20];

- слабое физическое развитие и недостаточная двигательная подготовленность могут объясняться недостаточной мотивацией, которая не является побуждающим фактором к физическому совершенствованию. Возникает замкнутый круг. Однако с ростом уровня знаний, физических качеств, двигательных умений и навыков увеличивается потребность в занятиях, формируется положительная мотивация. А это, в свою очередь, осуществляется в ходе непрерывных, систематических занятий;

- на основе привычки возникает потребность, которая воздействует на мотивационную сферу, а та, в свою очередь, побуждает к активности. Привычки являются разновидностью автоматизированных действий и побуждают человека поступать определенным образом; невозможность ее проявить вызывает неудовольствие; при рассогласованности между прогнозируемой ситуацией и афферентацией, поступившей извне, возникает отрицательная эмоция [21]. Привычка может сформироваться на основе постоянного и длительного повторения, поэтому систематические занятия становятся привычными и могут превратиться в потребность.

Содержательный компонент здорового стиля жизни, предполагающий приобретение знаний, которые затем могут переходить в убеждения, играет важную роль. На основе знаний и убеждений формируются потребности, мотивы, интересы. Общеизвестно, что недостаток соответствующих знаний и методических умений не позволяет студентам самостоятельно распоряжаться своим психофизическим потенциалом, поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье.

Практическо-деятельностный компонент обусловливает решение наиболее важной задачи физического воспитания в вузе, которая подразумевает приобретение навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями на базе сознательного, ценностного отношения к средствам физической культуры, их творческому использованию.

Только при осуществлении самонаблюдения, самоанализа, самооценки собственных достоинств и

недостатков возможно формирование оптимального мотивационного комплекса, что, в свою очередь, достижимо при овладении системой знаний [22]. Умения и навыки учебной работы, приемы самообразования, самоконтроля и формирования культуры движений воспитывают потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, что является важным условием самостоятельного применения средств физической культуры. Самостоятельная работа способствует расширению знаний в области физической культуры и спорта, закрепляет навыки применения получаемой информации (как теоретического, так и практического характера), позволяет актуализировать творческие процессы, удовлетворяет ряд потребностей (в том числе такие важные, как потребность в движении и информации), решает проблему дефицита двигательной активности. В период трудовой деятельности после окончания вуза физическое воспитание становится самодеятельным, поэтому студенты должны получить необходимые знания и умения в области физической культуры, навыки самостоятельного использования средств и методов оздоровления и поддержания работоспособности.

Творческий и рефлексивный компоненты формируются во взаимосвязи с другими компонентами, например, творческие задания способствуют лучшему усвоению материала, подкрепляя, таким образом, содержательный и практическо-деятельный компоненты, в то же время вызывая повышенный интерес к предмету исследования и воздействуя на потребностно-мотивационный компонент, побуждают исключительно к сознательной деятельности.

Тесное взаимодействие всех компонентов здорового стиля жизни должно проявляться непосредственно в физическом воспитании студентов: теоретической подготовке, которая позволяет формировать мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре, а также методикопрактической подготовке, обеспечивающей овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности.

Теоретическую и методико-практическую подготовку студентов целесообразно осуществлять при помощи комплекса средств, методов, форм обучения: лекций, бесед, опросов, написания рефератов, методи-ко-практических занятий, анализа результатов тестиро-

вания уровня функциональных показателей и физической подготовленности, домашних заданий, ведения дневников самоконтроля.

Выводы:

1. Одна из причин низкой двигательной активности студентов - отсутствие оптимального мотивационного комплекса.

2. Формирование потребности в движении является приоритетным в учебно-физкультурной деятельности, что возможно на основе систематических занятий.

3. Учет исходных мотивов к занятиям физическими упражнениями помогает скорректировать направление мотивов, не обладающих достаточной устойчивостью, обеспечить перемещение мотива с результата на саму деятельность. Поэтому на основе классификации побуждающих мотивов следует определить ведущие мотивы физической деятельности.

4. На формирование оптимального мотивационного комплекса к занятиям физической культурой влияют: следование в обучении принципу сознательности, использование проблемных задач, психологический комфорт, демократический стиль общения, ситуация выбора, использование заданий оптимальной сложности, учет предпочтения занятий физическими упражнениями с игровой направленностью, систематическое посещение занятий, повышение личностной значимости учебно-физкультурной деятельности, соревновательная деятельность.

5. Обозначенные посредством литературного анализа недостатки в формировании физической культуры личности студентов, такие как непонимание взаимозависимости абсолютных и частных ценностей физической культуры, несформированность валеологи-ческого мышления, неадекватное оценивание собственного уровня здоровья, нерациональная организация жизнедеятельности, свидетельствуют о низком уровне знаний.

6. Знания формирующим образом влияют на мотивы и интересы и являются, таким образом, одним из факторов направления учебно-физкультурной деятельности студентов. Овладение системой знаний помогает студентам самостоятельно использовать средства физической культуры, обеспечивать адекватные самооценку и самоконтроль. Поэтому одним из основополагающих факторов процесса физического воспитания в вузе является обеспечение оптимальной теоретической и методико-практической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кончиц Н.С. Физиологические основы физического воспитания студентов в связи с индивидуальными особенностями организма : автореф.

дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 1990. 48 с.

2. Кокшаров А.А. Формирование здорового стиля жизни студентов средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барна-

ул, 2003. 22 с.

3. Наталов Г.Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры // Теория и практика физической

культуры. 1998. № 9. С. 40-42.

4. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. 1997.

№ 6. С. 2-10.

5. Штейнебрейс А.А., Кольвинковский Е.В., Григорьев А.В. Изменения побудительной мотивации к занятиям физической культурой студентов

КГМА // Физическая культура в системе образования. Красноярск : Издательский центр КГУ, 2001. С. 9-12.

6. Овсянкин В.А., Еншин М.М., Маськов Л.И. Социально-психологические предпосылки формирования потребности в занятиях физической

культурой и спортом // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи : тезисы докладов международной научно-практической конференции (4-6 апреля 1995). Минск, 1995. С. 55-56.

7. Шилько В.Г. Педагогические основы формирования физической культуры студентов. Томск : Томский гос. ун-т, 2001. 188 с.

8. Пешкова Н.В., Алькова С.Ю. Организация личностно-ориентированного образовательного процесса по физической культуре в вузе // Вузов-

ская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Тюмень, 2000. С. 11-13.

9. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. 217 с.

10. Филимонова С.И. Физическая культура, спорт и современное студенчество // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М. : Полиграф-сервис, 2002. С. 140-151.

11. Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностнодеятельного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2001. 21 с.

12. Малоземов О.Ю. Проблемы здоровьесбережения и физического воспитания молодежи в аспекте представления о здоровье и жизненных реалиях // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой. Томск : ТГПУ, 2003. С. 268-273.

13. Иванов В.В., Берестнева О.Г., Иванкина Л.И., Шаропин КА. Использование оздоровительных технологий в педагогическом процессе со студентами ТПУ : метод. пособие. Томск : Изд-во ТПУ, 2006. 32 с.

14. Белова Т.Ю. Комплексный подход в формировании мотивационно-ценностных ориентаций в учебно-тренировочном процессе студентов специализации «Легкая атлетика» в техническом вузе // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой : в 2 т. Томск : ТГПУ, 2004. Т. 1. С. 21-25.

15. Кривцун-Левшина Л.Н. Мотивация физкультурной активности студенческой молодежи // Актуальные проблемы физического воспитания и

спортивной тренировки студенческой молодежи. Минск, 1995. С. 52-53.

16. Ларионова Н. Н. Уровень здоровья физической подготовленности и мотивы оздоровительной деятельности студентов вузов // Валеология. 2000. № 2. С. 65-68.

17. Койносов П.Г. Формирование у студентов потребностей в физическом совершенствовании // Вузовская физическая культура и студенческий спорт: состояние и перспективы совершенствования. Тюмень, 2000. С. 8-10.

18. Рейзин В.М., Макаревич С.В., Кряж В.Н. О совершенствовании физического воспитания в высшей школе // Актуальные проблемы физиче-

ского воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи. Минск, 1995. С. 53-55.

19. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998. 48 с.

20. Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. М., 2003. 320 с.

21. Купавцева Е.В. Воспитание привычек здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 20 с.

22. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Самовоспитание и самосовершенствование студентов в процессе физического воспитания // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). М. : Полиграф-сервис, 2002. С. 152-159.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 4 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.