Научная статья на тему 'Формы деятельности Русской православной церкви в современных условиях'

Формы деятельности Русской православной церкви в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
984
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА / ORTHODOX COMMUNITY / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / ORTHODOX PARISH / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО. MISSION / CONTEMPORARY SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожич Наталья Михайловна

В статье рассматриваются особенности форм и методов деятельности Русской православной церкви в современных условиях; отмечается стремление церкви всячески способствовать решению проблем, вызванных духовно-нравственным кризисом; сделан вывод о том, что, несмотря на неизменность основных догматических положений, православная церковь является открытой структурой, активно взаимодействующей с современным обществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the features of the forms and methods of activity of the Russian Orthodox Church in the modern conditions; noting the desire of the Church to contribute to the resolution of the problems caused by the spiritual-moral crisis; the conclusion is that in spite of the immutability of the main dogmatic statements, the Orthodox Church is an open structure, actively interacting with a modrern society.

Текст научной работы на тему «Формы деятельности Русской православной церкви в современных условиях»

УДК 1:281.9 (476)

Н. М. Кожич, кандидат философских наук, доцент (БГТУ)

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются особенности форм и методов деятельности Русской православной церкви в современных условиях; отмечается стремление церкви всячески способствовать решению проблем, вызванных духовно-нравственным кризисом; сделан вывод о том, что, несмотря на неизменность основных догматических положений, православная церковь является открытой структурой, активно взаимодействующей с современным обществом.

The article considers the features of the forms and methods of activity of the Russian Orthodox Church in the modern conditions; noting the desire of the Church to contribute to the resolution of the problems caused by the spiritual-moral crisis; the conclusion is that in spite of the immutability of the main dogmatic statements, the Orthodox Church is an open structure, actively interacting with a modern society.

Введение. Православная церковь всегда видела свое главное предназначение в спасении как отдельного человека, так и человечества в целом. На протяжении веков она использовала традиционные методы для осуществления миссионерской деятельности: проповедь, таинства, беседы и т. д. До революции 1917 г. эта деятельность являлась частью государственной политики, поскольку православие рассматривалось в качестве идеологической основы самого государства. Именно по этой причине светская власть видела свою задачу в том, чтобы защищать религию и церковь. В современных условиях духовно-религиозные задачи не являются приоритетными для государства, которое рассматривает себя как светское. В связи с этим методы миссионерской деятельности нуждаются в существенной корректировке.

Основная часть. В настоящее время православная церковь предпринимает попытку адаптировать систему христианских представлений к уровню сознания современного человека. Тем не менее нельзя утверждать о ее готовности к радикальному пересмотру содержания основных догматических положений. В этой связи церковь разработала новую Концепцию миссионерской деятельности, в основе которой находятся документы и материалы Поместного Собора 1917-18 гг., Архиерейских Соборов Русской православной церкви 1994, 1997, 2000, 2004 гг., «Основ социальной концепции Русской православной церкви» (2000 г.), а также постановления миссионерских съездов, которые прошли до 1917 г. и в течение 1996-2002 гг. В преамбуле концепции подчеркивается, что Православная миссия состоит в том, чтобы «приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения» [1]. Главной особенностью совре-

менного миссионерства является то, что церковь функционирует в принципиально новых условиях, нежели в предыдущие столетия. В концепции сказано, что «за последние 800 лет Русская православная церковь никогда еще не сталкивалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из-под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости «второй христианизации» народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской православной церкви и масштабы этой «второй христианизации» беспрецедентны» [1]. Такое положение дел обусловлено тем, что современного человека характеризует индифферентное отношение к вопросам религии и атеизма. Принцип свободы совести, укоренившийся в демократическом обществе, критическое мышление предполагают широкий мировоззренческий выбор. Многие верующие, которые относят себя к конкретному вероисповеданию, храм регулярно не посещают, посты не соблюдают и т. д. Можно со всей очевидностью утверждать, что сейчас есть мало людей, способных к религиозному подвигу, требующему глубокой веры и напряжения духовных сил. Есть также люди, которые не причисляют себя к определенной конфессии, но при этом они верят в сверхъестественные силы, высший разум, астрологию и т. д. Это обстоятельство связано с особенностями современной культуры, которая носит секулярный характер. Именно поэтому главной задачей миссионерской деятельности церковь считает духовно-нравственное оздоровление общества. Важный аспект современного миссионерства - это активное привлечение мирян к распространению православного вероучения путем создания миссионерских

Философия

117

приходов и активизации деятельности православных церковных братств. В концепции подчеркивается необходимость осуществления миссии с учетом потребностей общества, а также учета особенностей социокультурной ситуации. Это включает в себя защиту социально незащищенных слоев населения, противостояние «информационной агрессии» против личности, семьи, общества, осуществляемой деструктивными религиозными организациями. В соответствии с поставленными задачами выделяется несколько основных форм миссионерской деятельности:

1. Воспитательная форма предполагает формирование православного содержания и стиля жизни верующих людей.

2. Апологетическая форма направлена на сравнение православных взглядов с другими религиозными учениями.

3. Информационная форма занимается распространением православного учения через средства массовой информации, интернет, издание религиозной литературы.

4. Внешняя миссия - это распространение православного вероучения среди народов, которые не имеют христианских основ в своей национальной культуре.

5. Миссия примирения - это создание мира на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия; культивирование терпимости по отношению к другим культурам и религиозным убеждениям. В широком смысле миссия примирения предполагает совместную деятельность людей для достижения мира, предотвращения конфликтов и экстремизма [1].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что православная церковь признает себя открытой структурой, активно взаимодействующей с современным обществом. В частности, православная церковь в Беларуси принимает активное участие в проведении и организации научно-практических конференций по богословским вопросам, а также социальным проблемам. Церковь активно расширяет международную и межконфессиональную работу по реализации социальных проектов, принимает участие во встречах с представителями других религиозных объединений стран СНГ, Балтии, немецкими, швейцарскими, австрийскими, американскими протестантами, поддерживает тесные связи с Автокефальными православными церквами. Многие социальные проекты православной церкви в Беларуси финансируются Круглым столом Всемирного Совета Церквей. Одним из них является строительство Дома Милосердия для инвалидов, престарелых и обездоленных людей. В 1992 г. был основан приход Храма в честь Всех Святых в Минске.

Вся его деятельность сосредоточена в Храме Дома Милосердия. Этот храм, по словам протоиерея Феодора Повного, «является духовным стержнем, который призван объединить тех, кто приходит за помощью, а также тех, кто стремится творчески реализовать свой интеллектуальный и духовный потенциал, кто способен и желает послужить Богу и ближним» [2, с. 34]. Деятельность прихода, таким образом, имеет ярко выраженную социальную направленность. Его спецификой является также отсутствие резкого деления на персонал и пациентов, поскольку «работники Дома Милосердия -это в первую очередь высококвалифицированные специалисты, добровольцы и сестры милосердия. Однако в их деятельности также принимают участие прихожане Всесвятского прихода и, наконец, сами подопечные и нуждающиеся в заботе граждане. Универсальность модели Дома Милосердия исходит из того, что каждый проект развивается с учетом потребностей отдельных категорий людей, а в его рамках создаются четкие структуры для удовлетворения этих потребностей. Гибкие структуры реагируют на малейшее изменение ситуации и адаптируются к ней» [2, с. 34-35]. В рамках социального центра Дома Милосердия существует несколько проектов. Это социальная столовая, где получают горячее питание нуждающиеся люди; «Культурный досуг инвалидов тела», «Образовательный проект для детей-сирот с особенностями в психофизическом развитии», «Общественный ресурсный центр психического здоровья»; воскресная школа; иконописная и швейная мастерские; книжная лавка; «Гуманитарный склад». В рамках последнего проекта реализуется гуманитарная помощь гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, а также незащищенным группам населения. Значительная помощь оказывается домам-интернатам и малоимущим семьям. При Доме Милосердия функционирует Сестричество в честь препо-добномученниц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Его члены оказывают медицинскую и социальную помощь одиноким престарелым людям. Персонал Дома Милосердия активно изучает и заимствует опыт социальной работы государственных учреждений, религиозных конфессий и общественных организаций стран ближнего (Россия) и дальнего (Польша, Германия) зарубежья.

В 90-е гг. ХХ в. стали восстанавливаться православные церковные братства. Эти организации возникли еще в ХУ-ХУ1 вв. и первоначально представляли собой национально-религиозные и просветительские организации. Братства - «общества лиц разных сословий для взаимной помощи в нуждах мирских и духовных...» [3, Т. 1,

с. 407]. Их идейной основой была христианская любовь - главный принцип нравственных отношений между людьми. Членом братства мог стать любой православный независимо от социальной и национальной принадлежности. Братства создавались при православных церквах Украины, Беларуси, Литвы и вели борьбу за национально-культурную независимость украинского и белорусского народов, при этом они активно выступали против унии и католицизма.

В настоящее время братства проводят работу по строительству и ремонту храмов, организации воскресных школ, библиотек. Одной из важнейших задач братств является духовно-просветительская и издательская деятельность. Особенно активно в этом направлении работает Православное братство во имя Архистратига Божия Михаила Минской епархии Белорусского Экзархата Русской православной церкви. В частности, братством был издан уникальный фотоальбом «Беларусь Православная», в который вошли работы белорусского фотомастера Владимира Калашникова. В 2002 г. издание братством серии «Сербское богословие ХХ века» было удостоено специального диплома Союза писателей России. Начиная с 2000 г. братство регулярно организовывает православные чтения для интеллигенции и студенчества. В рамках этих мероприятий перед аудиторией выступили известные белорусские и российские богословы, среди них: владыка Полоцкий и Глубокский Феодосий, настоятель иеромонах Исидор (Валаам), протоиереи Артемий Владимиров, В. В. Медушевский и др.

В Беларуси также функционирует Братство врачей в честь великомученика и целителя Пантелеймона. Его члены проводят конференции, посвященные проблемам брака и семьи, организовывают специальные лекции для молодежи по данной тематике.

Важно отметить, что церковь активно привлекает православную молодежь к социальному служению. На базе приходов функционируют молодежные братства, которые предполагают миссионерскую, катехизаторскую, просветительскую и социальную сферы занятости. Молодые люди принимают участие в турпоходах с посещением православных святынь, в работе приходских мастерских, уборке кладбищ, организации церковных праздников, проводят утренники и театральные представления в интернатах для детей-сирот и т. д. Тем самым молодежные братства «постепенно становятся местом воцерковления и духовно-нравственного просвещения молодежи. Их по праву можно на-

звать очагами миссионерского служения Церкви» [4]. Начиная с 2002 г. функционирует «Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви», которое включает в себя 23 молодежные организации. Братства проводят слеты, спортивные соревнования, лектории и семинары по религиозно-просветительской проблематике, а также актуальным проблемам современности. Например, в белорусских епархиях проводится семинар «День молитвы о Божьем творении», который посвящен обсуждению вопросов православного отношения к экологической проблематике. Важное значение для молодежных братств имеют крестные ходы. Как отмечает А. Мосесов, «длительные переходы больших расстояний, ночлег в палатках, встречи с местными жителями, миссионерская работа, совместная молитва и участие в церковных таинствах -все это и многое другое делает крестный ход уникальным по своей сути мероприятием. Крестные ходы помогают возрождению приходской жизни. Ведь опорными пунктами паломничества являются православные приходы. Это приобщение молодежи к нашему духовному наследию и историческому прошлому» [4].

Заключение. Итак, православная церковь постепенно осуществляет модернизацию форм своей деятельности, стремясь к активному взаимодействию с современным обществом. При этом предпринимается попытка способствовать решению социальных проблем и одновременно ведется поиск новых возможностей влияния на мировоззренческие ориентации людей. Православная церковь видит свое призвание в сохранении нравственности и культивировании традиционных ценностей белорусского народа.

Литература

1. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / Миссионерский отдел Московского патриархата. - М., 2009-2012. - Режим доступа: Ьйр://ройа1-т1881а. гц/. - Дата доступа: 26.02.2012.

2. Повный, Ф. Дом Милосердия в Минске. Приход в Всех Святых / Ф. Повный // Право на защиту. - 2003. - № 4. - С. 34-37.

3. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. - (Репр. изд.). -М.: Концерн «Возрождение», 1992. - 2 т.

4. Мосесов, А. Церковное молодежное служение в Беларуси [Электронный ресурс] / А. Мо-сесов. - М., 1999-2011. - Режим доступа: Ьйр://ргауо81ау1е. гц/. - Дата доступа: 02.03.2013.

Поступила 15.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.