Научная статья на тему 'Формы аналитического медиатекста в сетевых СМИ'

Формы аналитического медиатекста в сетевых СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2050
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / СЕТЕВЫЕ СМИ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ЛОНГРИДЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гильманова Айгуль Нургаяновна, Газизова Регина Ильдусовна

Формы медиатекста претерпевают трансформацию под влиянием мультимедийных возможностей глобальной сети Интернет. Среди аналитических форм медиатекста в сетевых СМИ можно выделить summary, лонгриды, комментарий. В статье проведен анализ публикаций двух наиболее крупных сетевых ресурсов СМИ федерального и регионального уровня на предмет наличия жанров комментария и summary, как видов аналитического медиатекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы аналитического медиатекста в сетевых СМИ»

УДК 070

ФОРМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАТЕКСТА В СЕТЕВЫХ СМИ

А. Н. Гильманова, Р. И. Газизова

Казанский федералъныйуниверситет, г. Казань

Формы медиатекста претерпевают трансформацию под влиянием мультимедийных возможностей глобальной сети Интернет. Среди аналитических форм медиатекста в сетевых СМИ можно выделить summary, лонгриды, комментарий. В статье проведен анализ публикаций двух наиболее крупных сетевых ресурсов СМИ - федерального и регионального уровня на предмет наличия жанров комментария и summary, как видов аналитического медиатекста.

Ключевые слова: медиатекст, сетевые СМИ, мультимедийность, лонгриды.

С приходом на информационный рынок сетевых изданий мы видим, как специфические возможности Интернет-СМИ влияют на формы медиатектста. Мультимедийные возможности Интернет-СМИ позволяют создавать синтетические по техническому воплощению формы: интервью-диалог дополняется не только фотографией, но и фрагментом видео, рейтинг оформляется в виде инфографики. Причины возникновения новых жанровых форм в Интернет-СМИ следует объяснять прагматическими задачами интернет-коммуникации. Главная задача интернет-СМИ - быстро сообщить о событии, факте, поэтому самыми популярными жанрами являются информационные: заметка, интервью, репортаж. Журналист сетевого СМИ обязан написать статью за несколько часов, поэтому его задачей является не оригинальность текста, а обработка имеющейся к данному времени информации, поиск комментария. Среди профессиональных функций журналистики на первый план в интернет-СМИ выходит информационная. Читатель интернет-СМИ не оплачивает номер газеты, но тратит свое свободное время - ценный ресурс для современного человека [3. С. 59]. Претерпели трансформацию под влиянием мультимедийных возможностей глобальной сети Интернет и аналитические формы медиатекста. Исследователи средств массовой информации относят к аналитическим такой формат текста, как лонгрид (долгое чтение) - текст в сетевом СМИ, где активно используются мультимедийные формы, такие как фото, видео, инфографика [8]. Исследователь А. Колесничен-ко считает, что популярность данного формата медиатекста вызвана информационным изобилием в сети Интернет клиповым восприятием контента пользователями Интернет-СМИ [4]. Также популярность в сети приобретает направление контролирующей журналистики, так называемый факт-чекинг (англ. fact-checking). Итогом журналистского расследования становится медиатекст, содержащий цепочку тезисов и агрументов в виде видео комментария, фото документов, анализа статистической информации, аналитического интервью.

Именно поэтому становится актуальным изучение таких аналитических форм, как комментарий и summary (саммари), как одних из основных форм медиатекстов в пространстве сетевых СМИ.

Мы провели анализ публикаций двух наиболее крупных сетевых ресурсов СМИ -федерального и регионального уровня на предмет наличия жанров комментария и summary, как видов аналитического медиатекста. Данные для анализа взяты из портала Медиалогия за 2015 год. Нами были подобраны два наиболее популярных издания: на федеральном уровне - это Rbc.ru (РБК), на региональном уровне - это Business-gazeta.

ru (Бизнес-онлайн). Эти интернет-СМИ стоят на 1 и 13 месте соответственно в рейтинге самых цитируемых СМИ среди Интернет-ресурсов.

«Сжатые сроки выработали в Интернет-СМИ определенные правила подготовки текстов <...>. В интернет-СМИ чаще всего преобладают так называемые «саммари» (жарг. от англ. summary, сводка) - спаянные воедино факты из сообщений новостных агентств на определенную тему <...>. Сводный материал пишется по ключевым точкам длинного сюжета, обычно охватывая от трех до пяти новостей. Это подведение итогов или собрание всех данных о происшествии» [1. С. 14].

Для своего исследования мы решили взять несколько новостей, отвечающие требованиям summary. 20 ноября 2015 года на стартовой странице РБК была опубликована новость, посвященная допинговому скандалу в среде российских спортсменов: «Россия пообещала МОКу наказать всех причастных к допинговому скандалу» [7]. Важно отметить, в публикации встречаются четыре гиперссылки, отсылающие читателя на сводные новости. Первая звучит так: «заявил в пятницу глава МОКа Томас Бах, передает Reuters». Ссылка на авторитетное информационное агентство, кликая по которому читатель переходит на англоязычный портал Reuters.

Следующая ссылка: «После этого Всемирная федерация легкой атлетики (IAAF) отстранила всех российских легкоатлетов от участия в соревнованиях под ее эгидой». По клику на эту ссылку читатель попадает на публикацию сайта РБК на тему «Российских легкоатлетов отстранили от участия в международных турнирах». Этот материал информирует читателя о предыстории возникшей ситуации, а также дополняет полученную информационную картину. Читаем далее: «Изменение подхода России в борьбе с допингом». По клику на эту ссылку открывается статья РБК на тему «Президент WADA назвал условие допуска российских легкоатлетов к Олимпиаде». Последняя ссылка «вовсе увидел позитив» открывает читателю публикацию РБК на тему «Мутко увидел позитив в отсутствии России на ЧМ по легкой атлетике в США».

Таким образом, одна публикация вобрала в себя информацию из нескольких, рассмотренных по клику. Все публикации связаны между собой гиперссылками. Тексты, открываемые гиперссылками, складывают единое и более полное впечатление о сложившейся проблеме. Читатель может охватить новость с разных сторон, более того, гиперссылки ссылаются и на англоязычные информационные источники. Такие примеры говорят о том, что сайт РБК, пользуясь жанром summary, воедино соединяет информацию не только со своего сайта или другого русскоязычного, рассмотрению также подвергаются общемировые известные информационные источники, которые могут предоставить объективную картину о состоянии спорта на сегодняшний день. Рассмотренный пример позволяет говорить нам о функционировании жанра summary.

Также выделим тот факт, что на сайте РБК данный вид аналитического текста максимально гипертекстуален. Понятие summary неотделимо от понятия гипертекстуальности: в текстах РБК они идут в общей связке. Гипертекст в данном случае дополняет и помогает формированию жанра summary.

Ярким примером жанра summary также является материал портала Бизнес-онлайн от 19 марта «"Боингу" могут дать команду на отключение пилотов от управления самолетом...» [2]. Случившееся 18 марта трагическое событие нашло свое отображение в этой публикации в качестве подведения итогов, сбора всех данных о происшествии и заключении в едином реферативном жанре. Сначала авторы публикации повествуют о предыстории, далее о моменте посадки, о состоянии воздушного судна и прочих информационно обогащающих текст моментах. Материал как бы разбит на несколько блоков с отдельными подзаголовками. Таких подзаголовков всего 5. Из этих историй складывается единый аналитический текст жанра summary. Стоит отметить, что публикация имеет несколько авторов. Характерной чертой сайта Бизнес-онлайн является публикация ма-

териалов с неединичным авторством: данную специфику рождает также аналитический вид рассматриваемого жанра.

Следующим видом аналитического медиатекста в сетевых СМИ является жанр комментария. Стандартное определение комментария - это выражение авторского мнения. «С помощью комментария автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы. В этом жанре обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, в анализе превалирует отношение к предмету отображения» [9. С. 80].

Для рассмотрения комментария в сетевых СМИ как аналитического жанра мы разобрали публикацию РБК от 19 марта «Кудрин допустил частичную отмену санкций с кон-ца2016 года» [5].

Бывший видный политический деятель Алексей Кудрин рассказывает об экономической ситуации в России. Публикация написана в форме комментирования слов специалиста. Через слова комментатора журналист направляет внимание аудитории на важные факты. Алексей Кудрин оценивает и дает прогнозы на будущее, делится своими логическими мыслями о состоянии рубля. «Классическим построением публикаций данного жанра является расположение материала по схеме «факт - комментарий», что и отслеживается в этом материале.

Рассмотренный выше, характерный для сайта РБК прием: в публикации есть три гипертекстовые ссылки, которые могут дополнить информационную картину мира читателя. Следующим материалом, который можно отнести к аналитическому виду комментария, стала публикация от 18 марта в электронной газете «Бизнес-онлайн»: Олег Даминов: «Начнем с «казанской Рублевки» - наказывать надо состоятельных граждан» [6]. Гость отвечает на вопросы журналистов через сеть в форме интернет-конференции. Прозвучавшие ответы легли в основу материала в жанре аналитического комментария. По мнению А. А. Тертычного, «читателю дается возможность без особых усилий увидеть, о чем собственно идет речь, какие аргументы комментатор приводит в пользу своей позиции, какие решения предлагает», в этом материале отчетливо можно проследить этот принцип [9. С. 50].

Традиционный подход в построении публикаций интернет портала Бизнес-онлайн -это деление его на несколько составляющих, микротем. Рассматриваемый комментарий поделен на две части, затрагивающий два разных аспекта одной проблемы.

Таким образом, выделяя сущностные характеристики таких жанров как комментарий и summary в условиях сетевых СМИ, можно сделать следующие выводы. Интернет-порталу РБК в большей степени характерна гипертекстуальность: в публикациях присутствуют гиперссылки и внешние ссылки, выводящие читателя на публикации по смежной теме. Можно сказать, что summary знакомит читателя с множественным аспектом рассмотрения затронутой проблемы путем сетевой связи текста с мировыми информационными агентствами.

Гипертекстовые ссылки встречается и в жанре summary и в жанре комментария. Более того, гипертекстуальность непременный атрибут жанра summary, так как сам текст предполагает включение в себя и анализ нескольких тем. Это вид медиатекста несет в себе реферативный тип накопления данных и дальнейшего повествования.

Форма медиатекста в виде комментария составляется методом сбора высказываний компетентного лица или лиц в единый текст с дополнениями и разъяснениями журналиста. Притом высказывания эти могут быть озвучены комментатором при разных обстоятельствах и в разное время: такие факторы не мешают составить журналисту цельный текст с одной обозначенной проблемой. Эту особенность можно увидеть на материалах интернет-портала «РБК». В одной публикации может быть несколько комментаторов, людей, компетентных в разбираемой теме. Выбранная проблема всегда имеет актуаль-

ный, даже малодоступный для обычного читателя ракурс, поэтому суть проблемы и ее решение дается комментатором в связке с анализом журналиста. На сайте электронной газеты «Бизнес-онлайн» материалы под жанром комментарий также разделены внутри себя на несколько микротем. Комментарий, как правило, имеет ясный вывод и логичные причинно-следственные связи, что указывает на его аналитичность в контексте сетевого медиатекста.

Список литературы

1. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика: учебное пособие для вузов [Текст] / А. А. Амзин. - М., 2011.

2. «Боингу» могут дать команду на отключение пилотов от управления самолетом... [Электронный ресурс] // Деловая электронная газета Татарстана Бизнес онлайн. - URL: https://www.business-gazeta.ru/article/305238 (дата обращения: 20.12.2016).

3. Гильманова, А. Н. Жанровые формы в российских и зарубежных интернет-СМИ [Текст] / А. Н. Гильманова II Вестник Северного (Арктического) федерального универси-тета.-2015.-№ 6.

4. Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Текст] /А.В. Колесниченко II Медиаскоп. -2015.-№ 1.-С. 11.

5. Кудрин допустил частичную отмену санкций с конца 2016 года [Электронный ресурс] //Группа РБК. - URL: http://www.rbc.ru/economics/19/03/2016/56ed488f9a794723e8 be6d5d (дата обращения: 20.12.2016).

6. Олег Даминов: «Начнем с «казанской Рублевки» - наказывать надо состоятельных граждан» [Электронный ресурс] II Деловая электронная газета Татарстана Бизнес онлайн. -URL: https://www.business-gazeta.ru/article/305100 (дата обращения: 20.12.2016).

7. Россия пообещала МОКу наказать всех причастных к допинговому скандалу [Электронный ресурс] II Группа РБК. - URL: http://www.rbc.ru/society/20/ll/2015/564eeb789a7 9475с08£3е906 (дата обращения: 20.11.2015).

8. Стечкин, И. Жертвы «длинного чтива» [Электронный ресурс] / И. Стечкин II Журналист. - 2014. - № 6. - URL: http://journalist-virt.ru/archive/2014/4682/2014/05/28/ZHertvy-dlinnogo-chtiva.phtml (дата обращения: 20.12.2016).

9. Тертычный, А. Аналитическая журналистика [Текст] / А. Тертычный. - М., Аспект-пресс, 2013.

FORMS OF ANALYTICAL MEDIA TEXT IN NETWORKED MEDIA

A. N. Gilmanova

Kazan Federal University, Kazan, bossl001@yandex.ru

R. I. Gazizova

KazanFederal University, Kazan, regina_90.90@mail.ru

Media textforms undergo a transformation under the influence of the multimedia possibilities of the Internet. Among the analytical forms of text in online media you can select summary, longridy, comment. In the article the analysis of the publications of the two largest media network resources at the Federal and regional levelfor genres of commentary and summary, as types of analytical mediateksta.

Keywords: media text, network media, multimedia, longread.

References

1. Amzin, А. А. (2011) Novostnaya internet-zhurnalistika: uchebnoe posobie dlya vuzov [=News Internetjournalism: a textbook for high schools], Moscow. (In Russ.).

2. «Boingu» mogut dat komandu na otklyuchenie pilotov ot upravleniya samoletom... [="Boeing" can give the command to disable the pilots of aircraft control ...], in: Delovaya elektronnaya gazeta Tatarstana Biznes onlayn [=Business electronic newspaper Tatarstan Business online], available at: https://www.business-gazeta.ru/article/305238, accessed 20.12.2016. (In Russ.).

3. Gilmanova, A. N. (2015) Zhanrovyie formyi v rossiyskih i zarubezhnyih internet-SMI [=Genre forms in Russian and foreign online media], in: Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federalnogo universiteta [=Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University], no. 6. (In Russ.).

4. Kolesnichenko, A. V. (2015) Dlinnyie tekstyi (longridyi) v sovremennoy rossiyskoy presse [=Long texts (longridy) in modern Russian press], in\Mediaskop [=Mediaskop], no. 1, p. 11. (In Russ.).

5. Kudrin dopustil chastichnuyu otmenu sanktsiy s kontsa 2016 goda [=Kudrin made a partial lifting of sanctions against the end of 2016], in: Gruppa RBK [=RBC Group], available at: http://www.rbc.ru/economics/19/03/2016/56ed488f9a794723e8be6d5d, accessed 20.12.2016. (In Russ.).

6. Oleg Daminov: «Nachnem s "kazanskoy Rublevki" - nakazyivat nado sostoyatelnyih grazhdan» [=01eg Daminov: «Let's start with "Kazan Rublevki "- it is necessary to punish the wealthy citizens»], in: Delovaya elektronnayagazeta Tatarstana Biznes onlayn [=Business electronic newspaper Tatarstan Business online], available at: https://www.business-gazeta.ru/ article/305100, accessed 20.12.2016. (In Russ.).

7. Rossiya poobeschala MOKu nakazat vseh prichastnyih к dopingovomu skandalu [=Rus-sia has promised the IOC to punish all those involved in doping scandal], in: Gruppa RBK [=RBC Group], available at: http://www.rbc.ru/society/20/ll/2015/564eeb789a79475c08f 3e906, accessed 20.11.2015. (InRuss.).

8. Stechkin, I. (2014) Zhertvyi «dlinnogo chtiva» [=Victims' long Fiction], in: Zhurnalist [=Journalist], no. 6, available at: http://journalist-virt.ru/archive/2014/4682/2014/05/28/ZHert-vy-dlinnogo-chtiva.phtml, accessed 20.12.2016. (InRuss.).

9. Tertyichnyiy, A. (2013) Analiticheskaya zhurnalistika [=Analytical journalism], Moscow, Aspekt-press. (In Russ.).

Гильманова Айгуль Нургаяновна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики электронных СМИ, Казанский федеральный университет.

bossl001@yandex.ru

Газизова Регина Ильдусовна - соискатель кафедры теории и практики электронных СМИ, Казанский федеральный университет.

regina_90.90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.