Научная статья на тему 'Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации'

Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4903
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лонгрид / метод подачи информации / СМИ / жанр / мультимедиа

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шпилёва Дарья Вячеславовна

Анализируются и сравниваются точки зрения исследователей на определение лонгрида – мультимедийного проекта, включающего интерактивные и гипертекстуальные элементы, как жанра и как метода. Описана специфика подачи информации при помощи метода лонгрида в различных группах журналистских жанров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шпилёва Дарья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации»

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10119

Д. В. Шпилёва

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЛОНГРИД КАК АКТУАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТСКИЙ МЕТОД ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Анализируются и сравниваются точки зрения исследователей на определение лонгрида-мультимедийногопроекта,включающегоинтерактивныеигипертекстуальные элементы, как жанра и как метода. Описана специфика подачи информации при помощи метода лонгрида в различных группах журналистских жанров.

Ключевые слова: лонгрид, метод подачи информации, СМИ, жанр, мультимедиа.

Лонгрид - один из самых популярных методов подачи информации в СМИ, который не перестает видоизменяться и давать новые возможности при его использовании. Это влияет на различные каналы коммуникации, в том числе публичную коммуникацию и медиа.

Мультимедийный проект, или лонгрид, является новым методом подачи информации, поэтому в современных исследованиях и рекомендациях практикующих журналистов не выработан понятийный аппарат, который формирует теоретическое осмысление данного феномена.

В нашем исследовании рассматривается существующая теоретическая база по изучению лонгрида и ставится проблема осмысления и упорядочивания терминов и понятий. Так, в современной теории журналистики отмечается смешение жанра, метода, способа и формата, а само журналистское творчество переживает усиленное влияние технологизации. Сегодня медиапространство с уверенностью называют конвергентным. Конвергенция в журналистике - это сближение, слияние различных по своей природе средств массовой информации в единое целое, и с точки зрения организационной структуры, и с точки зрения технологии передачи взаимосвязанной, консолидированной информации [16. С. 107]. Одной из новых технологий взаимодействия журналиста с аудиторией в рамках современной журналистской конвергентной практики является лонгрид.

Лонгрид - метод создания конвергентного журналистского материала, включающего аудио-, видео-, фото-, интерактивные и гипертекстуальные элементы. Данный метод позволяет создать мультимедийную историю, то есть комбинацию текста, фотографий, видеоклипов, аудио, графики и интерактивных элементов, «которые представлены на веб-сайте в нелинейной форме, причем элементы истории дополняют друг друга, а не являются избыточными» [21]. В мультимедийном лонгриде обязательно присутствуют элементы традиционного повествования. Отсюда следует, что основные положения нарратологии применимы и к лонгриду [2. С. 37] и обнаруживают связь с традиционными методами подачи информации в журналистике: рассказывание историй. Близким к феномену лонгрида является жанр «фичер», выделяемый английским исследователем Б. Р. Паттерсоном. Этим термином он описывает длинные тексты, написанные путём «глубокого погружения в тему» [12. С. 84].

Технология мультимедийного лонгрида является актуальной для современной конвергентной информационной среды, о чем свидетельствует обилие подобных медиапродуктов. Существующие проекты на основе лонгрида, в том числе рассмотренные в нашей работе, формируют только предварительные представления о данном методе. Источники не анализируют взаимосвязь между частотностью применения и жанровыми

формами лонгрида, фокусируя внимание на истории происхождения или технологии создания. Поэтому полноценных исследований мультимедийных проектов недостаточно. Работы Д. Ю. Кульчицкой и А. А. Галустяна, например, дают описание базовой технологии создания [9. С. 80]. Уже готовые проекты и использованные в них приемы визуализации проанализировала в своей статье С. И. Симакова [13. С. 52]. Формируется и предварительная терминология, применимая к описанию лонгрида. На данный момент она рассматривается в исследованиях, посвященных интернет-пространству, в работе А. А. Тертычного [7].

Аналитики расходятся во мнении о том, является лонгрид методом или жанром. А. А. Тертычный определяет жанры как «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [15. С. 15]. Он берёт за основу способ отображения действительности. А. В. Колесниченко отмечает жанровую характеристику лонгрида: «системность темы (новое явление, системное расследование), глубокое и длительное исследование темы журналистом с использованием большого количества источников информации и большой объем текста в сочетании с высокой плотностью смысла и претензией на исчерпанность данной темы» [7. С. 17]. Исследователь интернет-СМИ С. Стинсен отмечает, что «онлайн-коммуникация не только часто приводит к диффузии жанров и форматов, но и предполагает смешение разных типов дискурса» [20. С. 15]. Д. Ю. Кульчицкая и А. А. Галустян отмечают: «...лонгрид - явление полижанровое и поликодовое, так как он воплощает в себе новую конвергентную природу СМИ. В этом формате можно найти черты традиционных печатных жанров, а также такого жанра в культуре, как документальное кино. Объединение разных платформ приводит и к объединению сфер культуры и коммуникации» [9. С. 17]. Анализируя материалы лонгрида как нарратива, Л. Н. Шевченко приходит к выводу, что традиционные жанры журналистики перестают быть актуальными, уступая место новым мультимедиа-жанрам [18. С. 91]. А. Ю. Климко же считает, что лонгрид нельзя назвать жанром, так как в каждом материале встречаются элементы разных жанров журналистики: интервью, репортажные вставки, но «всегда можно выделить преобладающие признаки того или иного жанра (предмет отображения, метод исследования материала, изобразительные средства и т. д.)» [7. С. 167]. Среди аналитических форм медиатекста в сетевых СМИ также можно выделить summary - спаянные воедино факты из сообщений новостных агентств на определенную тему и комментарий к ним [4. С. 22].

Таким образом, возникает проблема определения лонгрида как нового журналистского жанра или как нового конвергентного метода подачи информации. Слово «метод» в переводе с греческого обозначает «способ познания». Метод - это совокупность свойств, связей, приемов и способов для достижения цели [11. С. 13]. Основной функцией метода, соответственно, является внутренне организовать и отрегулировать процесс познания того или иного объекта. Он, «как компас», направляет деятельность журналиста [6. С. 131].

Многие исследователи не дают точного определения, называя лонгрид явлением, форматом [14. С. 134] или феноменом [5. С. 250]: «Формат лонгрида предполагает чтение материала с различных электронных носителей. Он также позволяет читателю преодолеть "информационный шум" и полностью погрузиться в тему» [3].

Мы считаем лонгрид методом, так как лонгрид для журналиста - способ структурирования и подачи материала с помощью мультимедийных элементов, а не отдельный жанр.

Под мультимедиа нами понимается комплекс данных, созданный при помощи различных типов компьютерных технологий и позволяющий воздействовать через органы чувств, главным образом зрительный и слуховой аппарат, на восприятие человека.

Существует еще один термин - «мультимедийная история», но он имеет более широкую интерпретацию, так как включает не только журналистские материалы. Некоторые исследователи считают, что мультимедийная история - вершина деятельности любой конвергентной редакции. Сочетая в себе все составляющие, история буквально воплощает идею мультимедиа - воздействие на аудиторию через все возможные средства [9. С. 10]. У «феномена digital storytelling» есть свои исторические предпосылки возникновения [2. С. 37].

Сейчас лонгрид активно используется в журналистике, метод успешно решает главную задачу публицистического стиля - глубокое воздействие на аудиторию благодаря глубокому погружению в тему [10. С. 96]. Элементы лонгрида позволяют читателю получить новую информацию, дополнить уже существующую.

Лонгрид как «журналистское произведение, будучи размещенным в Интернете, становится открытым для дальнейшего развития. В этом состоит принципиальная новизна этого формата» [18. С. 91]. Существовавшая неизменность конечного продукта исчезла.

М. И. Шостак называет лонрид «наглядной новостью», выделяя его размер, наполнение и композиционное построение [19. С. 197]. Основные признаки лонгрида: продолжительное время прочтения и креолизованный характер бытования [17]. Это означает, что использованы и вербальные, и невербальные системы подачи информации. Лонгрид одновременно и способ практического осуществления журналистской задачи, например, написания аналитической статьи, и способ познания, приобретения новых знаний и видоизменения уже существующих.

Примером полноценного мультимедийного российского лонгрида может служить материал «Земля отчуждения», созданный издательским домом «Коммерсантъ» на собственном сайте. С 2014 по 2016 год ИД «Коммерсантъ» создал 5 проектов на отдельной веб-странице, в том числе выбранный нами для анализа. Все материалы рассказывают о значимых исторических событиях. В течение 2018 года в разделе «Спецпроекты» было опубликовано 18 материалов, все аналитического содержания, встроены в макет основного сайта и используют возможности его верстки.

С одной стороны, создание лонгрида с нуля расширило возможности применения невербальных мультимедиа элементов. С другой стороны, авторы не воспользовались этой возможностью и ограничились девятью видами мультимедиа для «Земли отчуждения», многие неоднократно повторяются.

Чтение лонгрида линейное, нет содержания или блока с навигацией. Текст разделен на блоки «изображение», «галерея» и «встроенное видео». Общее число изображений в лонгриде равно 154, встроено 17 видео. Используются как фотографии, так и диаграммы, схемы и две карты. Они наглядно показывают то, что автор хочет передать вербальными средствами.

Проблемы возникли с адаптированностью для мобильных платформ. Текст отображается в «читабельном» виде, но у изображений появляется большая черная рамка, затрудняющая восприятие и погружение, а встроенное видео не проигрывается. На некоторых изображениях есть текст в рамке и гиперссылки, на мобильной платформе они не отображаются.

Часто лонгрид применяется для создания и новостных жанров. Но основные технические и технологические характеристики лонгрида практически не дают возможности создавать его на основе ежедневных новостей. К отличительным признакам новости относят принцип «перевернутой пирамиды» в определении важной информации и ответы на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как?) [19. С. 15]. Информационные материалы подаются журналистами в жанре заметки, которую сложно расширить и наполнить таким количеством мультимедиа-элементов, чтобы материал был интересен читателю. Тенденцию к отсутствию мотивировки для прочтения большого

объема информации отечественный исследователь А. В. Колесниченко связывает с клиповым восприятием, называя XXI век «эпохой информационного изобилия» [8]. Советуя, как сделать новость привлекательной для читателя, А. А. Амзин рекомендует добавлять гиперссылки и разделить текст на несколько связанных абзацев. Лонгрид позволяет внести такие правки в новость, но он предполагает детальное погружение в тему, возможность анализа. Для новости, которая «удовлетворяет интерес с первого раза и не требует перечитывания» формат лонгрида хоть и излишен, но применяется [1].

Исследователь лонгрида И. С. Глебова считает, что лонгрид используют в качестве текстовой основы все жанры классической журналистики. Изначально схожие с концепцией очерка, сегодня лонгриды «в совокупности с мультимедийными платформами могут выступать в жанрах: сюжет, репортаж, расследование, обозрение и т. д.» [4. С. 246].

Специалисты считают, что мультимедийный проект также будет развиваться и в документальных, просветительских сферах, в области книгоиздания. Уже знакомые нам мультимедиа-элементы помогут разнообразить обычные и привычные книги.

Таким образом, в рамках работы мы поставили вопрос о теоретической базе и терминологическом аппарате, применяемых для описания метода лонгрида, и возможностях использования метода в различных группах жанров. Было установлено, что нет четкого определения термина «лонгрид», что указывает на трансформацию технологии журналистского труда.

Для создания лонгрида чаще всего используют специальные веб-платформы, так как подготовка мультимедийного проекта с нуля требует много времени и трудозатрат. Часто используемыми компонентами являются различные интерактивные и гипертекстуальные элементы, так как они позволяют погрузить читателя в тему и предлагают большие возможности для расширения имеющихся данных и введения в материал новых сведений.

На основе анализа эмпирического материал было установлено, что актуальной тенденцией в журналистской практике является использование метода лонгрида при создании и организации аналитических материалов, так как данная жанровая группа предполагает приоритет исследования над оперативностью.

Список литературы

1. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс] / А. А. Амзин. - URL: http://alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.html (дата обращения: 28.10.2018).

2. Анюхина, А. М. Сторителлинг, digitalstorytelling и мультимедийный лонгрид: истоки и развитие явлений [Текст] / А. М. Анюхина // МНСК-2017: журналистика : материалы 55-й Международной научной студенческой конференции, 2017. - С. 37.

3. Амирханова, Г. Р. Лонгрид: правила, примеры, сервисы [Электронный ресурс] / Г. Р. Амирханова. - URL: http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy (дата обращения: 12.05.2019).

4. Гильманова, А. Н. Формы аналитического медиатекста в сетевых СМИ [Текст] / А. Н. Гильманова, Р. И. Газизова // Челябинский гуманитарий. - 2016. - №4 (37). - С. 22-26.

5. Глебова, И. С. Лонгрид - перспективный формат российской мультимедийной журналистики: опыт и технология создания [Текст] / И. С. Глебова // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы : сб. ст. IX Международной научно-практической конференции: в 4 ч. - 2017. - С. 246-252.

6. Ким, М. Н. Новостная журналистика. Базовый курс [Текст] : учебник / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 352 с.

7. Климко, А. Ю. Портретный очерк в формате лонгрида [Текст] / А. Ю. Климко // Медиасреда. - 2017. - № 12. - С. 166-169.

8. Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Электронный ресурс] / А. В. Колесниченко // Медиаскоп. - 2015. - № 1. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения: 20.10.2018).

9. Кульчицкая, Д. Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ. Особенности и технология создания [Текст] / Д. Ю. Кульчицкая, А. А. Галустян. - М. : Аспект-Пресс, 2016. - 80 с.

10. Прасковьина, М. Богатые возможности и эффективные приемы публицистики [Текст] / М. Прасковьина // Жанровые особенности публицистики России XXI века : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. - Самара : Порто-принт, 2014. - C. 95-98.

11. Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику [Текст] / Е. П. Прохоров. - М. : РИП-холдинг, 2006. - 202 с.

12. Распопова, С. С. Автор мультимедийного текста [Текст] / С. С. Распопова // II Журналист. Социальные коммуникации. - 2012. - №2. - С. 84-90.

13. Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики [Текст] / С. И. Симакова // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. -

2013. - №1 (11). - С. 52-56.

14. Сумская, А. С. Синтез лонгрида и лендинга - новый формат интерактивного повествования [Текст] / А. С. Сумская // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия. - Екатеринбург : УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. -C. 130-135.

15. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный. - М.,

2014. - 312 с.

16. Хелемендик, В. С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ [Текст] / В. С. Хелемендик // Проблемы современного образования. - 2013. - № 3. -С. 107.

17. Чигаев, Д. П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста [Электронный ресурс] / Д. П. Чигаев // Медиаскоп. - 2017. - Вып. 1. - URL: http://www.mediascope. ru/2270 (дата обращения: 2.11.2018).

18. Шевченко, Л. Н. Лонгрид как нарративный текст [Текст] / Л. Н. Шевченко // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» : материалы I Международной научно-методической конференции. - М., 2018. - С. 86-91.

19. Шостак, М. И. Новости прессы: заметки, репортажи, интервью [Текст] / М. И. Шостак. - М. : МедиаМир, 2013. - 197 с.

20. Steensen, S. Online feature journalism: A clash of discourses [Text] / S. Steensen // Journalism practice. - 2009.- Vol. 3, No 1. - C. 13-29.

21. Stevens, J. What is a multimedia story? [Electronic resource]. - URL: https://multimedia. journalism.berkeley.edu/tutorials/starttofinish/ дата обращения: 04.11.18).

Шпилёва Дарья Вячеславовна - студент второго курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Электронная почта: shpilyova_darya@mail.ru

Научный руководитель: Федоров Василий Викторович - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.