ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена одной из актуальных проблем изучения фонетического строя языка у школьников с общим недоразвитием речи (IV уровень). Экспериментальное исследование позволило выявить в речи детей такие ошибки структурной организации слова, которые оказались непосредственно связаны с недостатками морфологического строя языка. Наряду с этим установлена корреляция выявленных ошибок с нарушениями письма. С целью повышения эффективности коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (IV уровень) предлагается образовательная модель оптимизации процесса формирования у детей звуко-слоговой стороны речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, младшие школьники, звуко-слоговая структура слова, начальная школа, фонетический строй языка, образовательная модель, нарушения письма, ошибки в речи детей, нарушения речи, речевые ошибки.
В современных условиях, в связи с происходящими в России процессами интеграции различных образовательных систем, для обучения в общеобразовательные школы поступают не только дети с нормальным, соответствующим возрасту, физическим и умственным развитием, но также дети с недостатками речевого
развития. В дальнейшем, как показывает опыт учителей и лого-педов-практиков, эти школьники могут испытывать трудности в обучении.
Среди данной категории детей немалый процент составляют учащиеся с нерезко выраженным недоразвитием речи (ОНР) (IV уровень - по классификации Т.Б. Филичевой [7]). Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет ярких нарушений звукопроизношения. Однако в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий, у школьников обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Как правило, это дети, получавшие коррекционную помощь в рамках специальных дошкольных учреждений компенсирующего типа.
В работах ряда исследователей констатируются и анализируются трудности детей с так называемым «нерезко выраженным недоразвитием речи» в овладении всеми компонентами устной и, как следствие, письменной речи (О.И. Азова [1]; В.К. Зи-мичева [5]; Р.Е. Левина [6]; Т.Б. Филичева [7]; А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова [8] и др.). В то же время проблема сформированности фонетического строя языка в целом и, в частности, звуко-слоговой структуры слова у учащихся с общим недоразвитием речи (IV уровень) освещена в литературе недостаточно.
В связи с этим было спланировано и организовано экспериментальное исследование, целью которого явилось выявление особенностей воспроизведения младшими школьниками с ОНР (IV уровень) звуко-слоговой структуры слова, а также выявление корреляции данных нарушений с недостатками письма.
Исследование проводилось в течение 2005-2007 гг. на логопедических пунктах ГОУ СОШ № 424, Центра Образования № 1423 Юго-Восточного административного округа г. Москвы. Исследование носило развёрнутый характер и охватило 130 учащихся начальных классов (1-3).
Совокупный анализ экспериментальных данных позволил
выявить, что развитие звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР (IV уровень) не соответствует возрастным нормативным показателям. В ходе исследования было отмечено многообразие типичных ошибок при выполнении тестов. При этом успешность выполнения заданий детьми варьировалась в рамках трёх степеней (I - низкая, II - средняя и III - выше средней).
Результаты проведённого анализа позволили выявить у учащихся с ОНР (IV уровень) недостаточную сформированность процессов восприятия, анализа и воспроизведения ритмикоинтонационных и звуко-слоговых структур, которая проявляется в трудностях определения количества слогов в слове, выделения ударного слога, а также в использовании ошибочного способа деления слов на слоги. Были установлены корреляции между не достаточностью звуко-слоговой структуры слова и неполной сформированностью лексико-семантических и лексикограмматических обобщений, выделены типы ошибок в звукослоговой структуре слова, которые являются частотными, носят стойкий и постоянный характер. Также была установлена корреляционная зависимость между проявлениями ОНР (IV уровень) и наличием у детей данной категории ошибок в письме, обусловленных незавершённостью формирования звуко-слоговой структуры слова.
Сопоставление результатов статистического анализа позволило выделить три подгруппы младших школьников экспериментальной группы, в зависимости от преобладания трудностей восприятия ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова или воспроизведения звуко-слоговой структуры слова в устной речи. В каждую из подгрупп вошли учащиеся, у которых отмечались низкая и средняя степени сформированности указанных процессов.
Так, первую подгруппу составили дети с наибольшими затруднениями в восприятии ритмико-интонационной и звукослоговой структуры слова. Вторая подгруппа включила в себя учащихся, у которых преобладали речепроизносительные труд-
ности, то есть воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. В третью подгруппу вошли младшие школьники с сочетанными трудностями, у которых в равной степени страдало и восприятие, и воспроизведение ритмико-интонационной и звуко-слоговой структуры слова.
Совокупный анализ экспериментальных данных показал, что специфические ошибки у школьников с ОНР (IV уровень) обнаруживаются лишь в ходе специально организованного исследования с постепенным усложнением семантического и грамматического компонентов лексического материала.
Также было отмечено, что недоразвитие звуко-слоговой структуры слова у школьников указанной категории является компонентом в структуре речевого дефекта и не преодолевается спонтанно по мере увеличения возраста детей и сроков их обучения в школе.
Современные образовательные и коммуникативные потребности учащихся школ весьма высоки. Это связано, в первую очередь, с необходимостью правильного оформления как устной, так и письменной речи. Всё вышесказанное, а также анализ результатов проведённого исследования позволили сделать вывод о необходимости разработки и внедрения педагогической модели дифференцированного коррекционного воздействия, направленной на оптимизацию процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР (IV уровень).
Разработка указанной модели строилась с опорой на учение Ю.К. Бабанского [2] об оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также с учётом выявленных в ходе обследования преобладающих нарушений (схема 1).
При осуществлении коррекционной работы с младшими школьниками очень важным, на наш взгляд, явилось создание педагогических условий, обеспечивающих реализацию образовательных и коммуникативных потребностей.
К таким условиям относятся:
• дифференцированный подход в коррекционном
воздействии с учётом характера и степени выраженности нарушений звуко-слоговой структуры слова;
• разработка специальных приёмов и содержания
логопедической работы, направленной на оптимизацию процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР (IV уровень);
• обеспечение прочной взаимосвязи в работе лого-
педа и ряда специалистов общеобразовательного учреждения: учителя начальных классов, педагогов дополнительного образования, педагогов группы продлённого дня, психолога, а также логопеда и родителей;
• воспитание у ребёнка внимательного, критичного
отношения к речи, чувства взаимовыручки, поддержки, тактичного контроля за речью товарища, а также самоконтроля с привлечением технических средств.
Модель оптимизации процесса формирования звукослоговой структуры слова у младших школьников с ОНР (IV уровень)
Для оценки эффективности предложенной модели был проведён контрольный эксперимент с использованием диагностических заданий основного этапа констатирующего эксперимента.
Результаты контрольного среза знаний свидетельствуют о целесообразности и необходимости использования предложенных нами, путей оптимизации процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с ОНР (IV уровень).
Чрезвычайно важным является то, что данная образовательная модель не должна выступать как отдельная обособленная методика. Её эффективность бесспорна в том случае, когда она органично включена в систему коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфо-графии у младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения // Избранные педагогические труды. М., 1989.
3. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: Учеб.-метод. пособие. М., 2005. Серия «Логопедические технологии».
4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. М., 1990.
5. Зимичева В.К. Пути преодоления недоразвития речи у первоклассников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1970.
6. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. М., 2005.
7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. М., 2000.
8. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. М., 1997. (Библиотека практикующего логопеда).