Научная статья на тему 'Формирование валеологической культуры студентов образовательными средствами'

Формирование валеологической культуры студентов образовательными средствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование валеологической культуры студентов образовательными средствами»

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ Е. М. Попова

Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте и высокими показателями заболеваемости детей, закономерно актуализирует внимание на отношении к такой общественной ценности, как здоровье. Ценность здоровья в этом случае должна рассматриваться обществом как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого ее гражданина и является условием не только развития и роста, но и выживания общества.

Актуальность данной темы определяется прежде всего ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья учащейся молодежи. Данное явление ассоциируется с рядом объективных и субъективных причин: низким экономическим уровнем жизни большей части студентов; высокими нагрузками учебной деятельности; отсутствием механизма стимулирования культуры здорового образа жизни; низкой активностью по отношению к своему здоровью; снижением интереса студентов к гармонии духовного и физического начала в личности. Тем не менее, ведущая роль в формировании у молодежи новых мировоззренческих установок, отвечающих современным требованиям к здоровью, отводится образованию, которое имеет все возможности для системной и массовой деятельности в этом направлении. На особое место системы образования в сохранении и улучшении здоровья подрастающего поколения указывают многие российские ученые. Однако реально в учебном процессе учреждений начального и среднего профессионального образования вопросы здоровьесбережения внедряются недостаточно последовательно. Учебные планы и программы учебных дисциплин системы профессиональной подготовки специалистов не проектируются с медицинских позиций, психофизиологических и педагогических основ сохранения здоровья человека. В государственных стандартах начального и среднего профессионального образования по техническим профессиям и специальностям отсутствует обязательное изучение курса валеологии. Поэтому работа мастеров производственного обучения и преподавателей со студентами носит дискретный характер, часто сводится к перечню рекомендаций о внимании к здоровью, недопустимости вредных привычек, с которыми будущие специалисты не спорят, но и не выполняют их.

523

Как показало тестирование студентов I-III курсов колледжа, проведенное в 2010 г., только 12 % студентов имеют устойчивопозитивное отношение к ценности «здоровье», 29% имеют к этой ценности ситуационно-негативное отношение, 20 % - значительную предрасположенность к аддитивному поведению и 46 % - среднюю предрасположенность. Социологический опрос студентов показал, что для 21 % учащихся не свойственно бережное отношение к своему здоровью, 9 % проявили терпимое отношение к наркотической зависимости, 51% курит и 20% имеют стаж табакокурения не менее двух лет, при этом многие хотели бы бросить эту вредную привычку, но в силу различных причин этого не делают. Анкетирование студентов 2011 г. показало, что 37 % обучающихся допускают пропуски занятий по причине плохого самочувствия и только 31 % регулярно занимаются спортом, всего 11 % посещают спортивные секции и клубы в колледже или по месту жительства. Все эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости формирования валеологической культуры личности и укрепления здоровья. Валеологическая культура человека предполагает знание своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития здоровья, умения распространять валеологиче-ские знания на окружающих. Валеологизация обучения подразумевает формирование валеологической культуры всех субъектов образовательного процесса, формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к своему здоровью, а также внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье обучающихся и педагогов, подразумевающая системную совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Основой здоровьесберегающей педагогики является включение в учебный процесс эффективных организационно-управленческих форм обучения, а также использование профилактических, оздоровительных реабилитационных мероприятий, способствующих достижению суммы валеологических знаний, умений и навыков.

В Колледже городской инфраструктуры и строительства № 1 в рамках реализации эксперимента по теме: «Разработка системы здоровьесберегающих образовательных технологий подготовки специалистов строительной отрасли» Е. М. Поповой в соавторстве с Н. Ф. Пилипенко была разработана программа факультативного

524

курса «Основы здорового образа жизни», которая внедрена в учебный процесс студентов N-IN курсов колледжа.

Целью изучения дисциплины является формирование валео-логической культуры личности и ее адаптация к жизни в обществе через получение студентами необходимых теоретических знаний и приобретение практических умений в области культуры здоровья и здорового образа жизни. Изучению курса предшествует освоение базового курса по биологии, химии, основам безопасности жизнедеятельности. Программа дисциплины рассчитана на 40 час., из них 32 час. - аудиторные занятия, включая 6 практических занятий, и 8 час. внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов. Содержание дисциплины разбито на четыре раздела. В первом разделе раскрывается понятие здоровья как фактора безопасности жизнедеятельности человека и понятие здорового образа жизни. Второй и третий разделы знакомят с биологическими и психологическими аспектами здоровья человека соответственно. Четвертый раздел курса раскрывает социальные аспекты здоровья человека: последствия употребления психоактивных веществ, факторы риска и факторы защиты человека от возникновения и развития аддиктивного поведения. В этом же разделе разбираются вопросы, связанные с профилактикой распространения ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем. В процессе изучения курса проводятся практические занятия: тренинги, деловые игры, решения ситуационных задач, тестирование, просмотры и обсуждение фильмов. К проведению теоретических и практических занятий привлекается психолог колледжа, психолог и нарколог, которые профессионально помогают решить задачи формирования опыта самоконтроля за состоянием и укреплением физического и психического здоровья, профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, заболеваний, передающихся половым путем и СПИДа. Самостоятельная работа включает в себя подготовку и реализацию творческих заданий по темам курса. За время обучения студенты подготовили и провели акции: «Мы выбираем жизнь без табака», «Меняем сигарету на конфету!»; конкурс газет и информационных бюллетеней «Мы за здоровый образ жизни!», «Курить - здоровью вредить», «Нет наркотикам!» и т. п.

В результате изучения курса «Основы здорового образа жизни», по результатам повторного анкетирования 12% студентов отказались от курения, на 24% увеличилось количество студентов, принимающих участие в соревнованиях колледжа по волейболу, баскетболу, плаванию, лыжам, настольному теннису и производственной гимнастике. Введение данного курса позволило не только повы-

525

сить валеологическую культуру личности, но и социальную активность студентов. Наряду с общими воспитательнопрофилактическими мероприятиями курс «Основы здорового образа жизни» способствует организации системной работы колледжа по укреплению здоровья молодежи.

Список литературы

1. Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости. М., 2007.

2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа.2005. № 3. С. 52-87.

3. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

526

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.