Научная статья на тему 'Формирование валеологической культуры студентов образовательными средствами'

Формирование валеологической культуры студентов образовательными средствами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
366
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / VALEOLOGICAL CULTURE / EDUCATIONAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова Елена Михайловна

Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте, высокими показателями заболеваемости детей, закономерно актуализирует внимание на отношении к такой общественной ценности как здоровье. Ценность здоровья в этом случае должна рассматриваться обществом как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого ее гражданина и является условием не только развития и роста, но и выживания общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern Russian validity characterized by reduction of life expectancy, death rate at efficient age, high indicators of disease of children, naturally staticizes attention to the relation to such public value as health. Value of health in this case should be considered by a society as key as nation health as a whole depends on health of its each citizen and is a condition not only development and growth, but also a society survival.

Текст научной работы на тему «Формирование валеологической культуры студентов образовательными средствами»

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ

ПОПОВА Е.М.

Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте, высокими показателями заболеваемости детей, закономерно актуализирует внимание на отношении к такой общественной ценности как здоровье. Ценность здоровья в этом случае должна рассматриваться обществом как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого ее гражданина и является условием не только развития и роста, но и выживания общества.

Актуальность данной темы определяется, прежде всего, ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья учащейся молодежи. Данное явление ассоциируется с рядом объективных и субъективных причин: низким экономическим уровнем жизни большей части студентов; высокими нагрузками учебной деятельности, отсутствием механизма стимулирования культуры здорового образа жизни; низкой активностью по отношению к своему здоровью; снижением интереса студентов к гармонии духовного и физического начала в личности. Тем не менее, ведущая роль в формировании у молодежи новых мировоззренческих установок, отвечающих современным требованиям к здоровью, отводится образованию, которое имеет все возможности для системной и массовой деятельности в этом направлении.

На особое место системы образования в сохранении и улучшении здоровья подрастающего поколения указывают многие российские ученые. Однако, реально, в учебном процессе учреждений начального и среднего профессионального образования вопросы здоровьесбе-режения внедряются недостаточно последовательно. Учебные планы и программы учебных дисциплин системы профессиональной подготовки специалистов не проектируются с медицинских позиций, психофизиологических и педагогических основ сохранения здоровья человека. В государственных стандартах начального и среднего профессионального образования по техническим профессиям и специальностям отсутствует обязательное изучение курса ва-леологии. Поэтому работа мастеров производственного обучения и преподавателей со студентами носит дискретный характер, часто сводится к перечню рекомендаций о внимании к здоровью, недопустимости вредных привычек, с которыми будущие специалисты не спорят, но и не выполняют их.

Как показало тестирование студентов 1-3 курса колледжа, проведенное в 2010 году, только 12% студентов имеют устойчиво-позитивное отношение к ценности «здоровье», 29% имеют к этой ценности ситуационно-негативное отношение, 20% имеют значительную предрасположенность к аддиктивному поведению и 46% - среднюю предрасположенность. Социологический опрос студентов показал, что для 21% не свойственно бережное отношение к своему здоровью, 9% проявили терпимое отношение к наркотической зависимости, 51% из них курит, 20% имеют стаж табакокурения не менее двух лет, при этом многие хотели бы бросить эту вредную привычку, но в силу различных причин этого не делают.

Анкетирование студентов 2011 года показало, что 37% обучающихся допускают пропуски

The modern Russian validity characterized by reduction of life expectancy, death rate at efficient age, high indicators of disease of children, naturally staticizes attention to the relation to such public value as health. Value of health in this case should be considered by a society as key as nation health as a whole depends on health of its each citizen and is a condition not only development and growth, but also a society survival..

занятий по причине плохого самочувствия, только 31% регулярно занимаются спортом, всего 11% посещают спортивные секции и клубы в колледже или по месту жительства. Все эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости формирования валеологической культуры личности и укрепления здоровья.

Анализ проблем здоровья и здорового образа жизни выявил следующие противоречия: между изменяющимися требованиями общества к здоровью человека как к ценности и не-сформированностью реальной валеологической культуры у значительной части студенческой молодежи; между желанием студента быть здоровым и неумением повышать свою валеоло-гическую культуру, между пониманием многими студентами опасного воздействия психоактивных веществ на их здоровье и попустительским отношением к вредным привычкам. Преодоление выявленных противоречий мы видим в повышении валеологической культуры студентов и мотивации к ведению здорового образа жизни через внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и введение факультативного курса по дисциплине «Основы здорового образа жизни».

Валеологическая культура человека предполагает знание своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих. Валеологизация обучения подразумевает формирование валеологической культуры всех субъектов образовательного процесса, формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к своему здоровью, а также внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье обучающихся и педагогов, подразумевающая системную совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников. Технологической основой здоровьесберегающей педагогики является включение в процесс эффективных организационно-управленческих форм и технологий обучения; использование профилактических, оздоровительных реабилитационных мероприятий, способствующих достижению суммы валеологических знаний, умений и навыков.

В Колледже городской инфраструктуры и строительства № 1 в рамках реализации эксперимента по теме: «Разработка системы здоровьесберегающих образовательных технологий подготовки специалистов строительной отрасли» Поповой Е.М. в соавторстве с Пилипенко Н.Ф. была разработана программа факультативного курса «Основы здорового образа жизни», которая внедрена в учебный процесс студентов 2-3 курса колледжа.

Программа курса разработана с учетом положений Конституции РФ (ст. 41), закона РФ «Об образовании» (ст. 14), закона города Москвы от 29 июня 2005 года «О начальном и среднем профессиональном образовании» (гл. 3, ст.11), «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ст. 24), утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, закона РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 14), закона города Москвы от 07 апреля 1999 г. № 16 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» (ст. 15), закона города Москвы от 28 февраля 2007 г. № 6 «О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве» (гл. 4. ст. 14).

Целью изучения курса является формирование валеологической культуры личности и ее адаптация к жизни в обществе через получение студентами необходимых теоретических знаний и приобретение практических умений в области культуры здоровья и здорового образа жизни. Изучению курса предшествует освоение базового курса по биологии, химии, основам

безопасности жизнедеятельности. Программа дисциплины рассчитана на 40 часов, из них 32 часа - аудиторные занятия, включая 6 практических занятий, и 8 часов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов. Содержание дисциплины разбито на четыре раздела. В первом разделе раскрывается понятие здоровья как фактора безопасности жизнедеятельности человека и понятие здорового образа жизни. Второй и третий разделы знакомят с биологическими и психологическими аспектами здоровья человека соответственно. Четвертый раздел курса раскрывает социальные аспекты здоровья человека: последствия употребления психоактивных веществ, факторы риска и факторы защиты человека от возникновения и развития аддиктивного поведения. В этом же разделе разбираются вопросы, связанные с профилактикой распространения ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся половым путем.

В процессе изучения курса проводятся практические занятия: тренинги, деловые игры, решения ситуационных задач, тестирование, просмотры и обсуждение фильмов. К проведению теоретических и практических занятий привлекается психолог колледжа, психолог и нарколог Наркологического диспансера № 9, которые профессионально помогают решить задачи формирования опыта самоконтроля за состоянием и укреплением физического и психического здоровья, профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, заболеваний, передающихся половым путем и СПИДа.

Самостоятельная работа включает в себя подготовку и реализацию творческих заданий по темам курса. За время обучения студенты подготовили и провели акции «Мы выбираем жизнь без табака», «Меняем сигарету на конфету!»; конкурс газет и информационных бюллетеней «Мы за здоровый образ жизни!», «Курить - здоровью вредить», «Нет наркотикам!»; разработали памятки для однокурсников «Умей сказать - нет!», «Административная и уголовная ответственность за употребление и распространение наркотиков». Презентации по темам курса. Созданные студентами, являются достойным методическим материалом для классных руководителей по проблемам профилактики употребления психоактивных веществ и заботе о здоровье. Волонтерская группа, сложившаяся из активных студентов, подготовила и показала миниспектакль «Мы не мишень!» по проблеме распространения наркомании в молодежной среде.

В результате изучения курса «Основы здорового образа жизни», по результатам повторного анкетирования, студенты получили представление о понятии «здоровье» и «здоровый образ жизни»; структуре личности, понятии деструктивного поведения личности и его видах; методах самоконтроля и саморегуляции поведения человека; получили знания о факторах риска для здоровья человека; о понятии аддиктивного поведения и факторах защиты от его возникновения; разобрали влияние психоактивных веществ на организм человека и последствия от их употребления. Студенты приобрели умения и навыки следовать принципам здорового образа жизни, противостоять возможному негативному влиянию социальной среды, пропагандировать сверстникам преимущества здорового образа жизни. 12% студентов отказались от курения, на 24% увеличилось количество студентов, принимающих участие в соревнованиях колледжа по волейболу, баскетболу, плаванию, лыжам, настольному теннису и производственной гимнастике.

Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании потребности, способности и умения заботиться о собственном духовном и телесном благополучии, в чем любому педагогу может помочь программа «Основы здорового образа жизни». Введение данного курса позволило не только повысить валеологическую культуру личности, но и социальную активность студентов. Наряду с общими воспитательнопрофилактическими мероприятиями, курс «Основы здорового образа жизни» способствует организации системной работы колледжа по укреплению здоровья молодежи.

Библиографический список:

1. Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости. - М., 2007

2. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

3. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

4. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml

Ключевые слова: валеологическая культура, образовательные средства.

Keywords: valeological culture, educational means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.