Научная статья на тему 'Формирование управленческого состава организации: основные этапы процесса отбора, обучения и практической подготовки группы кадрового резерва'

Формирование управленческого состава организации: основные этапы процесса отбора, обучения и практической подготовки группы кадрового резерва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3373
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТАВА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВОГО РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ / FORMATION OF MANAGEMENT TEAM / A COMPLEX ASSESSMENT OF THE PERSONNEL / A PERSONNEL RESERVE / TRAINING AND DEVELOPMENT / PRACTICAL PREPARATION OF A PERSONNEL RESERVE OF HEADS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мякушкин Дмитрий Евгеньевич

Рассматриваются вопросы отбора, обучения и развития кандидатов на руководящие должности, проходящих подготовку в группе резерва руководителей на современных промышленных предприятиях. Представлена последовательность действий в процессе обучения и развития персонала при формировании резерва среднего звена руководящего состава организации, изложены основные принципы, методы, рекомендации и этапы процесса подготовки, освещены некоторые организационные и социально-психологические аспекты работы специалистов служб управления персоналом с кандидатами группы резерва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of organization's management team: the basic stages of selection process, training and practical preparation of reserve group

Article is devoted to questions of selection, training and development of candidates for executive positions, having training preparation in reserve group of managers in the modern industrial enterprises. The sequence of actions in the course of training and personnel development during the formation of a reserve of middle-level executive personnel is presented, main principles, methods, recommendations and stages of training process are stated, some organizational and socially-psychological aspects of work of human resource services specialists with candidates of reserve group are reported.

Текст научной работы на тему «Формирование управленческого состава организации: основные этапы процесса отбора, обучения и практической подготовки группы кадрового резерва»

Социальная и организационная психология

УДК 658.312.6+331.108.26 ББК Ю941.1+Ю959.18

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТАВА ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОТБОРА, ОБУЧЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГРУППЫ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА

Д.Е. Мякушкин

Рассматриваются вопросы отбора, обучения и развития кандидатов на руководящие должности, проходящих подготовку в группе резерва руководителей на современных промышленных предприятиях. Представлена последовательность действий в процессе обучения и развития персонала при формировании резерва среднего звена руководящего состава организации, изложены основные принципы, методы, рекомендации и этапы процесса подготовки, освещены некоторые организационные и социально-психологические аспекты работы специалистов служб управления персоналом с кандидатами группы резерва.

Ключевые слова: формирование управленческого состава, комплексная оценка персонала, кадровый резерв, обучение и развитие, практическая подготовка кадрового резерва руководителей.

Кадровый резерв - группа сотрудников организации, обладающих способностями к управленческой деятельности, сформированная в результате отбора и прошедшая дальнейшую систематическую целевую подготовку [1, 9, 12]. При формировании структуры процесса подготовки кандидатов на руководящие должности необходимо учитывать требование комплексности кадровых процессов, т. е. взаимосвязанного сочетания в единой кадровой технологии системы процессов отбора, обучения, развития, практической подготовки и индивидуальной работы кандидатов с психологами в формате персонального коучинга. Основу предлагаемого процесса составляет теоретическая подготовка целенаправленно отобранных по ряду критериев кандидатов на руководящие должности, которая поддерживается и развивается их практической деятельностью в проекте «Обучение Действием», а полученный опыт руководства подчинёнными обсуждается, осмысливается и накапливается в процессе индивидуальной работы с психологом.

Программа подготовки молодых руководителей в группе резерва - сложный комплексный процесс, который невозможно осуществить без соответствующих подходов, методов и технологий. На сегодняшний день на практике применяется несколько моделей под-

готовки руководящих кадров. Однако в публикациях, посвященных исследованию этого вопроса [1, 4, 5, 9], процесс подготовки резерва управленческих кадров рассматривается по содержанию как система передачи знаний, необходимых для эффективной управленческой деятельности. В соответствии с таким подходом к организации системы подготовки резерва кадровые службы предприятий формируют расширенные обучающие программы и разрабатывают графики стажировок для будущих руководителей, пополняя их багаж знаний в различных областях управленческой деятельности. В то же время практически не уделяется внимание вопросу социально-психологической подготовки кандидатов. Кроме того, индивидуальная работа психолога с членами группы резерва практически не осуществляется, а результаты стажировок и участия в проектной деятельности не выступают предметом групповых обсуждений с глубокой рефлексией и осмыслением приобретенного управленческого опыта. Для многих специалистов, прошедших обучение в группе резерва, серьезной проблемой становится сам факт изменения их статуса в организации и необходимость выстраивать иное по качеству взаимодействие с бывшими коллегами по работе. Поэтому еще до вступления в должность необходимо вклю-

чать кандидатов в новую для них систему производственных отношений, формируя готовность взять на себя новую роль и новый уровень ответственности.

Организация работы по формированию будущего управленческого состава организации должна опираться на некоторые рекомендации.

1. Формирование группы резерва должно осуществляться не только на основе мнений руководителей о конкретных сотрудниках, но и на заключениях группы экспертов.

2. Включение сотрудников организации в группу резерва должно основываться на результатах комплексной оценки, фокусирующейся, в первую очередь, на выявлении управленческого потенциала кандидатов и прогнозировании эффективности их деятельности в новой должности. Использование для принятия решения о составе группы резерва только результатов деловой оценки или аттестации представляется явно недостаточным основанием для итоговых заключений о перспективности кандидата.

3. Программа подготовки группы резерва должна включать в себя не только программы обучения, но и, в первую очередь, программы развития, способствующие формированию кандидатами собственной управленческой идентификации.

4. Реализация функции подготовки управленческих кадров не должна передаваться под контроль руководителей тех подразделений, в которых имеется потребность в подготовке управленческих кадров. Опыт показывает, что в этом случае в группу резерва часто включаются работники, отсутствие которых на рабочем месте (например, для прохождения стажировок или обучения с отрывом от производства) будет в наименьшей степени сказываться на результатах текущей деятельности всего подразделения. Вместе с тем, некоторые действующие руководители склонны включать в резерв не перспективных подчиненных с развитыми управленческими способностями, а хороших исполнителей и доверенных лиц, которые не способны составить им-конкуренцию в будущем.

5. Недостаточно обоснованной на сегодняшний день представляется практика проведения подготовки резервистов на конкретную должность в самой организации: в результате снижается уровень конкуренции в среде кандидатов и сужаются перспективы карьерного роста для подавляющего большинства сотрудников. Подготовка резерва должна осуществляться в соответствии с пла-

нируемым для кандидата местом в уровне управленческой иерархии, а управление процессами подготовки резерва должно проводиться службой управления персоналом.

Организация и проведение процесса формирования и подготовки группы резерва содержит ряд этапов.

Этап 1. Анализ потребности в руководящих кадрах. Ответ на вопрос о потребности и количестве подготовленных к выполнению управленческой деятельности сотрудников в первую очередь связан с пониманием того, как изменится организация в будущем и какие должности необходимо будет заместить кадровым резервом [1, 10]. Результатом такого анализа должен стать подробный план замещения руководящих должностей, который и ляжет в основу планирования численности группы резерва.

Этап 2. Разработка требований к кандидатам в группу резерва. Основной деятельностью на втором этапе управления процессами подготовки резерва является определение требований к будущим руководителям. Характеристики эффективных руководителей зависят от целого ряда факторов и со временем меняются. Поэтому в каждой организации должен быть сформирован уникальный «кадровый портрет» идеального руководителя, который наиболее соответствует целям и задачам этого предприятия. Сегодня большая часть стоимости организации приходится на человеческий ресурс, и для формирования такого ресурса руководителю необходимо работать с каждым подчинённым ему сотрудником. При этом необходимо создать группу, живущую по согласованным законам; формировать знания у подчинённых, сохранять эти знания и преумножать их [1, 7]. Поэтому современный руководитель (и как следствие, кандидат в руководители) должен соответствовать определенным требованиям и обладать достаточным уровнем развития следующих управленческих компетентностей.

1. Организационная компетентность, базирующаяся на готовности и способности кандидата создавать необходимые условия для эффективной работы и отдельных сотрудников, и коллектива в целом.

2. Эмоциональная компетентность, понимаемая как способность кандидата создать и сплотить коллектив, авторитетность и влиятельность, способность повести за собой и выступить в роли наставника.

3. Интеллектуальная компетентность, понимаемая как способность кандидата

управлять творчеством и создавать условия для нахождения подчиненными лучших вариантов решений задачи.

4. Коммуникативная компетентность, понимаемая как способность кандидата вести переговоры, устанавливать конструктивные отношения с руководителями, коллегами и подчиненными, способность поддерживать деловые контакты.

Для каждой компетентности формируются наборы критериев на основе анализа требований к деятельности руководителя на разных уровнях управленческой иерархии. Результатом этой работы должен стать перечень компетентностей руководителей, их поведенческих проявлений и критериев их оценки [2, 5]. В качестве примера в табл. 1 представлена одна из моделей компетентностей и критериев их оценки для кандидатов в группу резерва руководителей.

Этап 3. Формирование группы резерва руководителей. Для формирования группы резерва руководителей требуется провести комплексную оценку кандидатов и утвердить персональный состав группы резерва для дальнейшего обучения и развития. Однако при решении этой задачи возникают существенные сложности. Деловая оценка персонала, опирающаяся в большей степени на количественные методы, проводится на основе применения набора инструментов, выявляющих соответствие кандидатов занимаемой или замещаемой должности. В то же время экспертная оценка, осуществляемая

Компетентности

специально подготовленными экспертами-наблюдателями, основывается на традициях качественных методов исследования. Оба подхода различаются принципиально. В одном из них работник рассматривается как элемент организации, и оценка персонала здесь трактуется как определение соответствия действий исполнителя стандарту работника этой организации. Другой подход рассматривает человека вне его связей с организацией, и оценка персонала здесь включает в себя определение степени выраженности некоторых качеств, формирующих в итоге вывод о потенциале работника организации. Совмещение обоих подходов в рамках одной оценочной технологии само по себе создает некоторые сложности, но тем не менее позитивные аспекты совместного применения количественных и качественных методов оценивания в комплексной технологии Assessment Center позволяют придать получаемым результатам высокий уровень прогностичности. Участвующие в оценке персонала работники организации проходят комплексное испытание путем работы с системой различных упражнений и техник, которые требуют проявления значимых для эффективности деятельности профессионально важных качеств. Применяемые в процессе оценки персонала количественные и качественные методы оценки позволяют собрать необходимую информацию о сотрудниках, зафиксировать поведенческие проявления необходимых управленческих качеств в моделируемых ситуациях и уточнить сложившиеся в

Таблица 1

критерии оценки

Компетентности Критерии

Организационная компетентность Руководство группой, способность принимать решения, способность устанавливать приоритеты, предусмотрительность, способность делегировать задания

Эмоциональная компетентность Влиятельность (авторитетность), способность организовать взаимодействие в группе, эффективность взаимодействия с людьми, способность к командной работе, способность контролировать эмоции

Интеллектуальная компетентность Способность к проблематизации, синтетические способности, нестандартность мышления, способность работать с большим объемом информации, способность систематизировать информацию

Коммуникативная компетентность Способность убеждать, способность формулировать мысли, логичность и последовательность изложения материала, способность к аргументации, способность отстаивать свою точку зрения

ходе оценки представления об индивидуальных особенностях кандидатов на должности руководителей. В дальнейшем результаты оценивания персонала, полученные с помощью количественных и качественных методов, сводятся в одно целое, и формируется итоговое заключение по каждому кандидату. Таким образом накапливается необходимая кадровая информация, позволяющая принять решение о персональном составе группы резерва руководителей.

Этап 4. Организация и проведение подготовки группы резерва руководителей. Программа обучения и развития группы резерва направлена на формирование и развитие управленческих знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной управленческой деятельности. При этом общей тенденцией на является преимущественное использование методов активного обучения и развитие у претендентов на замещение управленческих должностей навыков группового и организационно-личностного взаимодействия. Такой подход в работе с группой резерва позволяет за короткое время передавать слушателям большой объем знаний, обеспечивает высокий уровень усвоения учебного материала, позволяет закрепить полученные знания на практике, способствует формированию необходимого уровня сплоченности и способности работать в команде [7, 9]. Само содержание учебных программ должно соотноситься с целями организации, а освоение их должно приводить в результате к изменениям не только индивидуального поведения работников, но и к формированию предпосылок возникновения новых моделей группового поведения. К сожалению, среди руководителей учебных центров и отделов по обучению и развитию персонала существует мнение о том, что содержание обучения (особенно руководителей технологического уровня -мастеров, старших мастеров, начальников смен) напрямую должно быть связанно с конкретным набором функций и действий, предписанных работнику их должностными обязанностями. Распространено мнение о том, что новые знания не будут востребованы, а необходимые изменения вряд ли возможны при высокой степени инерции, характерной для организаций с преобладанием бюрократической организационной культуры. Конечно, некоторая часть передаваемой слушателями информации неизбежно должна касаться уже освоенного работниками инструментария и актуализировать уже имеющийся опыт. В то

же время содержание учебных программ должно не только дублировать уже имеющиеся у слушателей знания, но быть направленным на их расширение, изменяя границы осознания и формируя основу междисциплинарных знаний. Это напрямую связанно с возникновением новых моделей поведения в уже освоенном пространстве деятельности. Очевидно, что-преодолеть недостатки в работе организации только за счет обучения персонала невозможно. Однако содержание обучения персонала и качество его проведения во многом определяют формирование интеллектуального капитала организации как совокупности моделей, позволяющих создавать и реализовывать новые способы деятельности сотрудников. Проведение комплексных программ обучения и развития способствует развитию новых социальных связей во взаимоотношениях между людьми, в том числе в группах, влияющих на качество совместной деятельности, определяя тем самым новый уровень развития социального капитала организации. Новый уровень и качество трудовых отношений, при поддержании их руководством, способствуют возникновению и закреплению готовности сотрудников следовать новым этическим, поведенческим и деловым стандартам в профессиональной деятельности, определяя тем самым степень развития морального капитала организации. Критерием эффективности процесса формирования и подготовки управленческого персонала состава является качество человеческого капитала организации, понимаемого как совокупность интеллектуального, морального и социального капиталов, и определяющего в конечном итоге степень готовности организации к изменениям [10]. Программа обучения и развития группы кадрового резерва управленческого персонала должна быть комплексной и включать подготовку кандидатов по нескольким программам.

1. Программа общей подготовки. Целью программы является овладение необходимыми теоретическими знаниями в области управления организацией и подразделением.

2. Программа управленческой подготовки. Целью ее является раскрытие и освоение кандидатами концептуальных и методологических основ работы с персоналом организации. В процессе обучения у слушателей формируются необходимые для эффективной управленческой деятельности инструментальные умения и навыки, которые в дальнейшем закрепляются в

процессе проведения деловых и организационно-управленческих игр.

3. Программа социально-психологической подготовки. Цель: развитие личностных качеств, значимых для эффективной управленческой деятельности. В процессе занятий происходит формирование управленческой идентификации кандидатов на управленческие должности, формируются представления кандидатов об их личностных ресурсах, закрепляются навыки, необходимых для эффективной управленческой деятельности, приобретается конструктивный опыт организационно-личностного взаимодействия в группе.

4. Программа специализированной подготовки. Целью программы является приобретение кандидатами необходимых знаний умений и навыков в соответствии со спецификой деятельности предприятия. В качестве преподавателей выступают, как правило, ведущие специалисты и руководители различного уровня этого же предприятия.

5. Практическая подготовка будущих руководителей путем их участия в технологии «Обучение действием» [8]. Эта технология представляет собой новый формат работы с группой резерва в описываемом процессе подготовки управленческих кадров. Участниками процесса являются работники организации, включенные в состав группы резерва руководителей и выступающие в роли руководителей проектных групп. В качестве членов проектных групп привлекаются молодые специалисты предприятия, а также студенты, обучающиеся менеджменту или специальностям по профилю деятельности организации. При этом выполняемая «резервистами» и членами их групп проектная деятельность связана с решением реальных задач и направлена на внедрение полученных результатов в практику работы этой организации. Качество работы «резервистов» как руководителей проектных групп и получаемые в ходе проекта результаты позволяют развить и оценить уровень их реальной готовность к новой для себя роли и к новым задачам. Участие в работе проектных групп позволяет выявить реальный уровень развитости лидерских качеств, организаторских способностей, ответственности за себя и за свою группу, демонстрирует способность достигать результатов даже при неблагоприятных условиях или в ситуации неопределенности. Кроме того, участие в работе проектных групп студентов позволяет оценить их перспективы в качестве потенциальных работников этой организации в будущем.

Особенности предлагаемого процесса подготовки резерва руководящих кадров организации по технологии «Обучение действием» проявляются в том, что руководство проектными группами будущими руководителями позволяет им освоить навыки установления деловые отношения на разных уровнях управленческой иерархии, приобретать новые навыки постановки и решения задач, организации работы группы и управления групповой деятельностью, поддержания интереса к работе у каждого участника группы и т.д. Привлечение к процессу студентов в качестве членов рабочих групп дает будущим руководителям возможность получить серьезный навык управления группой людей, не имеющих опыта и навыков производственной деятельности и освоить новые для себя роли организатора и наставника. В ходе реализации проектов «резервисты» знакомятся со спецификой работы различных подразделений организации, учатся рассматривать организацию как комплексное образование, добиваются конкретных результатов и внедряют их в практику деятельности организации. Критическими точками оценивания персонала в проекте являются промежуточные отчетные «сессии» - периодические семинары, проводимые в соответствии с определенной технологией для группового обсуждения промежуточных результатов и совместного планирования конкретных действий. Для руководителей проектных групп организуются регулярные встречи с психоло-гами-консультантами. При этом выполняемая проектная деятельность направлена исключительно на внедрение результатов выполнения в проектных группах реальных задач в практику работы организации. В табл. 2 представлены примеры основных этапов работы в проекте и общее содержание этапов.

6. Защита проектов. В ходе проведения программы практической подготовки участники группы резерва определяют направления деятельности подразделений или организации в целом, требующие оптимизации и корректировки, разрабатывают проект и защищают его всем составом проектной группы публично и в присутствии руководителей организации.

Представленные программы обучения и развития кандидатов в группе резерва взаимосвязаны. Сама программа является комплексной и направлена на достижение единой цели: сформировать группу кандидатов на руководящие должности, обладающих необходимыми теоретическими знаниями в области управления персоналом и способными применять эти

Таблица 2

Этапы практической подготовки кандидатов на должность руководителя

№ п/п Этап Содержание этапа

1 Подготовительный • Утверждение состава руководителей проектных групп - членов группы кадрового резерва. • Определение, в том числе посредством проведения оценочных процедур персонального состава проектных групп из числа молодых специалистов или студентов соответствующих специальностей. • Формирование списка задач (проблем) для дальнейшей их разработки и решения (внедрения). • Создание проектных групп. Проведение процедуры командообразования

2 Информационный • Проведение совещания с руководством организации в расширенном составе для ознакомления действующих руководителей с технологией «Обучение Действием» и их возможностями участия в проекте в разных ролях. • Обучение руководителей проектных групп основам организации проектной деятельности и руководству группами

3 Проектный • Работа в группах над проектами. • Обучение членов проектных групп способам презентации полученных результатов. • Отчетные «сессии» (с периодичностью 1-2 раза в месяц) для обсуждения промежуточных результатов и особенностей реализации проектов (по специальной методике под руководством консультантов), а также для планирования задач и действий на следующий «межсессионный» период. • Индивидуальная работа консультантов с руководителями проектных групп

4 Завершающий • Проведение заключительной (отчетной) «сессии», на которой участники проекта в присутствии руководителей организации представляют полученные результаты

5 Итоговый • Подведение итогов работы и обсуждение эффективности деятельности конкретных участников проекта. Принятие кадровых решений

знания в практической управленческой деятельности на разных уровнях системы управления. В процессе реализации программы предусматривается проведение периодических оценочных процедур для определения уровня выраженности значимых для управленческой деятельности параметров личности и их динамики в процессе обучения и развития.

Этап 5. Завершающим этапом работы с группой резерва управленческих кадров организации является включение прошедших подготовку сотрудников в состав группы действующего резерва этой организации и проведение в дальнейшем конкурсов для назначения на вышестоящую должность.

Без проведения системной социальнопсихологической подготовки группы резерва, содержащей в себе целый ряд составляющих, вряд ли можно ожидать быстрого и в максимальной степени эффективного включения молодых руководителей из числа прошедших такую подготовку в новый для них вид деятельности.

Одно из социально-психологических направлений работы с группой резерва — разработка и проведение под руководством опытного психолога программы взаимосвязанных между собой тренингов, имеющих целью выработку у кандидатов социальных умений и навыков, необходимых для эффективной управленческой деятельности, а также получение опыта организационно-личностного взаимодействия в группе. Деловые, организа-ционно-управленческие и ролевые игры в процессе подготовки группы резерва - уникальный механизм формирования и передачи социального опыта, непосредственно влияющий на повышение эффективности обучения за счет активного включения слушателей в процесс не только получения, но и использования знаний. Сама игровая деятельность предполагает активное взаимодействие между участниками, а фокусирование заданий на реальных для данной организации ситуациях и рефлексия участников проектных групп на итогах каждого этапа игры позволяет привне-

сти новый опыт и модели поведения в практику работы будущих руководителей.

Управление подчиненными предполагает знание психологии работников, принадлежащих к разным национальным, этническим и религиозным общностям, каждая из них имеет свои традиции, свой набор ценностей и стереотипов поведения. Толерантность к представителям разных социальных общностей должна стать одной из составляющих профессиональной компетентности менеджера, поэтому в процессе обучения должны моделироваться не только производственные и управленческие, но и социальные аспекты профессиональной деятельности руководителя, составной частью которой является кросс-культурный контекст подготовки [2, с. 41].

Еще одна область формирования социально-психологической и управленческой компетентности будущих руководителей -интериоризация результатов проектной деятельности по программе «Обучение Действием», проводимая под руководством психолога в группах участников проектной деятельности с обсуждением полученного опыта и динамики собственных состояний в процессе освоения ими новых для себя управленческих функций. Постоянный обмен опытом и интеллектуальная переработка возникающих в ходе работы группы над задачами проблемных ситуаций, несомненно, является полезной процедурой, позволяющей расширить представления участников о специфике управленческой деятельности, а также о своей роли и личностных ресурсах в процессе ее освоения и реализации.

Сочетание в рамках одной комплексной технологии подготовки традиционных подходов к обучению как системы передачи знаний, практической подготовки будущих руководителей и социально-психологической программы подготовки как системы развития навыков позволяет в максимальной степени эффективно осуществлять процесс развития управленческого потенциала кандидатов на руководящие должности.

Литература

1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: AKADEMIA, 2003. -218 с.

2. Базаров, Т.Ю. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур / Т.Ю. Базаров, ХА. Беков, Е.А. Аксенова. - М.: ИПК ГС, 1995. - 46 с.

3. Ильин, ИП. Аксиомы религиозного опыта/ИП. Ильин. -М.: Изд-воАСТ, 2004. - С. 52.

4. Кротова, Н.В. Управление персоналом / Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер. -М.: Финпресс, 2004. -287 с.

5. Маслов, Е.В. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры / Е.В. Маслов. - М.: Ин-т практической психологии; Новосибирск: НПО «МОДЭК», 1998. - 112 с.

6. Методы эффективного обучения взрослых: учебно-методическое пособие. -Москва; Берлин, Transform, 1998. - 124 с.

7. Намятова, ИМ. Организация обучения на промышленном предприятии / И. М. Намятова // Современные технологии в системе обучения руководителей и специалистов. -Магнитогорск: Институт МВШБ, 2004. -С. 77-79.

8. Павлуцкий, А. «Обучение действием»: новый подход к корпоративному обучению и развитию персонала / А. Павлуцкий, О. Алехина // Управление персоналом. - 2001. - № 5. -С. 2-24.

9. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 512 с.

10. Управление персоналом: учебник / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 423 с.

11. Хруцкой, В.Е. Оценка персонала: современные системы и технологии / В.Е. Хруцкой, Р.А. Толмачев. - М.: Финансы и статистика, 2004. -173 с.

12. Шекшня, Е.В. Управление персоналом современной организации /Е.В. Шекшня. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996. - 343 с.

Поступила в редакцию 25 октября 2010 г.

Мякушкин Дмитрий Евгеньевич. Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. Тел.: 8(351)267-99-41.

Dmitry Е. Myakushkin. Docent of department of social psychology of South Ural State University. Tel: 8 (351)267-99-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.