Научная статья на тему 'Формирование универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе младших подростков'

Формирование универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе младших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1246
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ УУД / РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД / КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / PERSONAL UЕА / REGULATORY UЕА / COGNITIVE UЕА / COMMUNICATIVE UЕА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатыхова Г.Н.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением современной картины мира. Статья посвящена исследованию сформированности универсальных учебных действий обучающихся пятых классов. Исследование проводили по четырем методикам в 5 «А» и 5 «Б» МБОУ «Гимназии №1 Центр национального образования» Елабужского муниципального района РТ. В результате исследования был выявлен уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативные УУД. После получения результатов и обобщения предполагается ознакомление педагогов и родителей, для дальнейшей заинтересованности учащихся в обучении, формировании УУД, индивидуального подхода к каждому учащемуся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF YOUNGER TEENAGERS

Improving the quality of teaching students is one of the most vital problems of pedagogy and methodology today. Education at the present stage requires new approaches, laid down in state standards of the second generation. The modern education system should be aimed at the formation of a highly educated, intellectually developed personality with a holistic view of the contemporary picture of the world. The article is devoted to the study of the formation of universal educational activities for fifth-grade students. The study was conducted according to four methods in 5 "A" and 5 "B" of the MBOU "Gymnasium №1 Center for National Education" of Elabuga Municipal District of the Republic of Tatarstan. As a result of the research, the level of formation of personal, regulatory, cognitive and communicative UЕА was revealed. After receiving the results and generalization it is supposed to familiarize the teachers and parents, for the further interest of the students in the training, the formation of the UЕА, the individual approach to each student.

Текст научной работы на тему «Формирование универсальных учебных действий в учебно-воспитательном процессе младших подростков»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Г.Н. Фатыхова, студент

Елабужский институт Казанского федерального университета (Россия, г. Елабуга)

Аннотация. Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением современной картины мира. Статья посвящена исследованию сформированности универсальных учебных действий обучающихся пятых классов. Исследование проводили по четырем методикам в 5 «А» и 5 «Б» МБОУ «Гимназии №1 - Центр национального образования» Елабужского муниципального района РТ. В результате исследования был выявлен уровень сформированности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативные УУД. После получения результатов и обобщения предполагается ознакомление педагогов и родителей, для дальнейшей заинтересованности учащихся в обучении, формировании УУД, индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.

Универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Ученики могут самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться. Это включает осознание ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик [ 1].

Цель проведенной нами работы состояла в исследовании сформированно-сти универсальных учебных действий учащихся младшего подросткового возраста в учебно-воспитательном процессе школы.

Актуальность нашей работы заключается в том, что в данный момент особенно жизненной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются ФГОС второго поколения в общеобразовательную сферу. В настоящее время нет никаких сомнений, что формирование универсальных учебных действий в учебно-

воспитательном процессе является одной из важных задач современного образования.

Учебно-воспитательный процесс -это система мер по организации и

исполнению деятельности педагогического и обучающегося персонала по достижению целей образования. Он направлен на освоение обучающимися установленных образовательных задач, формирование внутренней культуры и развитие их личности, усвоение и закрепление нужных знаний [2]. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» (УУД) связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. УУД вошли в учебную деятельность школы с 2009 года [3].

Термин универсальные учебные действия впервые ввел А.Г. Асмолов [4]. Понятие «универсальные учебные действия» в широком педагогическом смысле - это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию благодаря сознательному и активному присвоению нового социального опыта [5].

Разработчиками ФГОС выделены четыре блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Для достижения нашей цели мы провели исследование с младшими подростками - учащимися 5-х классов МБОУ «Гимназии №1 - Центр национального образования» ЕМР РТ. Для выявления сформированности УУД применили несколько методик: «Выявление характера атрибуции успеха/ неуспеха» (Ф. Хайдер), «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (О.А. Карабанова) [5], «Индекс групповой сплоченности Сишора», «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (Г.Ю. Ксензова).

ФГОС основного общего образования выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов: универсальных учебных действий. Ученик, который усвоил общеучебные универсальные действия, уже самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели; ищет и выделяет необходимую информацию. Младший подростковый возраст характеризуется изменениями условий жизни ребенка: усложняется материал

школьных программ; ученик включается в новые социальные контакты как

внутри класса, так и вне школы.

Сравнив 5 «А» и 5 «Б» классов, мы получили следующие данные.

1. В подростковом возрасте активно формируется самосознание. Уже младшие подростки анализируют свои личностные качества, свои поступки. Также происходит самооценка качеств личности, которые связаны с учебной деятельностью. Это важный компонент в формировании личности подростка. Диагностика личностных УУД показала, что большинство учащихся двух классов оценили себя на среднем, высоком и очень высоком уровне. Учащиеся в ответах показали, что для успешной учебы надо прикладывать собственные усилия. Такой фактор, как везение, стоял на последнем месте.

2. В подростковом возрасте активно формируется самосознание и рефлексия. Рефлексия - это то, что думает подросток о себе: «Какой я?». Подросток, участвуя в различных видах деятельности, постоянно оценивает себя, свои возможности. Первые попытки решать взрослые задачи помогают проявлять свое «Я». Один из компонентов УУД - регулятивные универсальные учебные действия. Чем более они выражены (проявляются), сформированы, тем более ученики могут регулировать свою учебную деятельность, ставить цели. Мы получили различные значения в двух классах. Большинство учащихся оцениваются на среднем уровне (5 «А» - 67%, 5 «Б» - 64%»).

3. Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Это ведущая деятельность в данном периоде. Каждый подросток хочет найти свое место среди товарищей. Отсутствие такой возможности может привести к социальной неадаптированности, и даже, к правонарушениям, как отмечают педагоги и психологи [6]. Именно в школе подросток может и должен усваивать социальные нормы, формировать нравственные ценности, формировать свою самооценку. Поэтому коммуникативные УУД и их формирование имеет важное значение. В нашем исследовании мы выявили, что коммуникативные универсальные учебные действия у большинства учащихся в двух классах выражены на высоком уровне.

4. Познавательные УУД. У подростков качественно новые познавательные

отношения к знаниям. Проблема интереса, их развития - ключевая проблема.

У подростков снижается интерес к учению по многим причинам, поэтому, поддержание или повышение интереса к учебе, активизация познавательных универсальных учебных действий -важная задача. Диагностика выявила разные уровни ПУУД: от низкого до очень высокого. Младшие подростки нуждаются в правильно выбранной воспитательной работе. У них надо вос-

питывать инициативность, коммуника- кового периода правильные психолого-тивные качества, так как многие учени- педагогические требования, совместная ки ответили, что хороший ученик - это жизнь детей и взрослых, сотрудничест-хороший друг. Их надо учить прини- во между ними - помогут установить мать самостоятельные решения, отстаи- новые способы социального взаимодей-вать свое мнение, добиваться, чтобы ствия. В процессе учебно-оно было принято товарищами. воспитательной деятельности класса и

Слободчиков В.И. отмечал, что при школы формируется и коллектив, и всех трудностях переходного подрост- личность каждого ученика [6].

Библиографический список

1. Панфилов А.Н., Бильданова В.Р., Шагивалиеева Г.Р., Льдокова Г.М./ Универсальные учебные действия младших школьников: учебно-методическое пособие -Елабуга: Елабужского института К(П)ФУ, 2016. - 147 с.

2. Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд., стер./ Федорова М.Ю. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

3. URL:https://минобрнауки.рф/documents/938 (дата обращения: 29.03.2018).

4. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в шко-ле/Асмолов А. Г.- М.: Просвещение, 2011. - 169 с.

5. Панфилов А.Н., Гайфуллина Н.Г., Исмаилова Н.И., Льдокова Г.М./Универсальные учебные действия подростков: учебно-методическое пособие. -Елабуга: Елабужского института К(П)ФУ, 2017. - 159 с.

6. URL: http://www.directeducation.ru (дата обращения: 27.03.2018).

THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF YOUNGER TEENAGERS

G.N. Fatyhova, student

Elabuga Institute of Kazan Federal university, student of philology and history (Russia, Yelabuga)

Abstract. Improving the quality of teaching students is one of the most vital problems of pedagogy and methodology today. Education at the present stage requires new approaches, laid down in state standards of the second generation. The modern education system should be aimed at the formation of a highly educated, intellectually developed personality with a holistic view of the contemporary picture of the world. The article is devoted to the study of the formation of universal educational activities for fifth-grade students. The study was conducted according to four methods in 5 "A" and 5 "B" of the MBOU "Gymnasium №1 - Center for National Education" of Elabuga Municipal District of the Republic of Tatarstan. As a result of the research, the level of formation of personal, regulatory, cognitive and communicative UEA was revealed. After receiving the results and generalization it is supposed to familiarize the teachers and parents, for the further interest of the students in the training, the formation of the UEA, the individual approach to each student.

Keywords: universal educational actions, personal uea, regulatory uea, cognitive uea, communicative uea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.