Научная статья на тему 'Формирование умения учиться у обучающегося в кадетском училище'

Формирование умения учиться у обучающегося в кадетском училище Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ И УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ / РЕЗУЛЬТАТ / FORMATION / LEARNING TO LEARN / GENERAL LEARNING SKILLS / STUDENTS / CADET SCHOOL / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / SCIENTIFIC APPROACHES / PEDAGOGICAL STRATEGIES AND CONDITIONS / CRITERIA / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапрыкина Екатерина Васильевна

В статье представлен материал, посвященный исследованию формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище. Обоснована актуальность проблемы исследования, представлено основное понятие «умение учиться». Раскрыты особенности и возможности образовательного процесса кадетского училища в формировании умения учиться у обучающегося. Описан исследуемый процесс посредством реализации структурно-функциональной модели, определяющей стратегию и организационные средства, сконструированной на основе личностно-ориентированного, системно-деятельностного, аксиологического подходов, отражающей взаимосвязи и совокупность структурных компонентов: концептуального (цель, задачи, научные подходы, функции и принципы), процессуального (факторы, возможности, педагогические стратегии, педагогические условия, метод ситуационной (нелинейной) концентрации образовательной деятельности и технологии формирования умения учиться) согласно этапов: «Хочу», «Могу», «Действую», результативно-оценочного (критерии: когнитивно-операциональный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный; уровни: творческий, продуктивный, частично-поисковый, репродуктивный; результат сформированность умения учиться у обучающегося). Раскрыты особенности реализации педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище: направленность мотивационно-ценностной установки обучающегося на проектирование субъектной стратегии образования; актуализация научно-ценностного смысла учебной деятельности; включение обучающегося в практико-преобразующие и научноисследовательские процессы в ходе интеграции учебной и внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сапрыкина Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning to learn from the student in the Cadet School

The article presents the material on the study of formation of ability to learn from the student in the Cadet School. The urgency of the problem of the study, presented the basic concept "learning to learn". The features and capabilities of the educational process Cadet School in the formation skills to learn from the student. It described the study process through the implementation of structural and functional model, which determines the strategy and organizational measures, designed on the basis of a student-centered, system-activity, axiological approach that reflects the totality of the relationship and the structural components: a conceptual (goal, objectives, scientific approach, functions and principles), procedural (factors, opportunities, teaching strategies, pedagogical conditions, situational method (non-linear) concentration of educational activities and technologies of the ability to learn) in accordance with the stages: "I want to", "can", "action", effectively-evaluation (criteria: cognitive the operational, motivational and evaluative, reflective-assessment; levels: creative, productive, partial search, the reproductive, the result Maturity ability to learn from the learner). The features of the implementation of the pedagogical conditions for the success of the formation of the ability to learn from in the Cadet School student: orientation of motivational-value setting student to design a subject education strategy; updated scientific and valuable sense of learning activities; including learning into practice, transforming and research processes in the course of the integration of academic and extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Формирование умения учиться у обучающегося в кадетском училище»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №4 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-4 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/35PVN415.pdf DOI: 10.15862/35PVN415 (http://dx.doi.org/10.15862/35PVN415)

УДК 37.032

Сапрыкина Екатерина Васильевна

Оренбургское президентское кадетское училище Министерства обороны Российской Федерации

Россия, Оренбург1 Преподаватель географии E-mail: deynegokat88@mail.ru

Формирование умения учиться у обучающегося

в кадетском училище

1 460010, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 63

Аннотация. В статье представлен материал, посвященный исследованию формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище. Обоснована актуальность проблемы исследования, представлено основное понятие - «умение учиться». Раскрыты особенности и возможности образовательного процесса кадетского училища в формировании умения учиться у обучающегося. Описан исследуемый процесс посредством реализации структурно-функциональной модели, определяющей стратегию и организационные средства, сконструированной на основе личностно-ориентированного, системно-деятельностного, аксиологического подходов, отражающей взаимосвязи и совокупность структурных компонентов: концептуального (цель, задачи, научные подходы, функции и принципы), процессуального (факторы, возможности, педагогические стратегии, педагогические условия, метод ситуационной (нелинейной) концентрации образовательной деятельности и технологии формирования умения учиться) согласно этапов: «Хочу», «Могу», «Действую», результативно-оценочного (критерии: когнитивно-операциональный, мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный; уровни: творческий, продуктивный, частично-поисковый, репродуктивный; результат - сформированность умения учиться у обучающегося). Раскрыты особенности реализации педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище: направленность мотивационно-ценностной установки обучающегося на проектирование субъектной стратегии образования; актуализация научно-ценностного смысла учебной деятельности; включение обучающегося в практико-преобразующие и научно-исследовательские процессы в ходе интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: формирование; умение учиться; общеучебные умения; обучающийся; кадетское училищ; структурно-функциональная модель; научные подходы; педагогические стратегии и условия; критерии; результат.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Сапрыкина Е.В. Формирование умения учиться у обучающегося в кадетском училище // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/35PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/35?УШ15

В условиях динамично развивающихся социокультурных и социально-экономических процессов, отражающих переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, возрастает необходимость в высокоинтеллектуальной, конкурентной, предприимчивой личности, способной к саморазвитию в различных областях деятельности в условиях постоянного самообучения, освоения культуры и технологий умственного труда.

Реализация данных положений выдвигает новые социальные требования к школе, выраженные в Федеральных стандартах второго поколения, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.», проекте «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», определяющие цель образования -формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, как ресурса ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [10].

В докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытые сокровища» одной из современных воспитательных стратегий гуманитарного развития поколения 21 века заявлено умение учиться. В качестве показателей когнитивного развития школьника как субъекта учения выступает способ учебной работы, который лежит в основе формирования стиля его учебно-познавательной деятельности, а в дальнейшем и его субъектной картины мира [6].

Теоретический анализ проблемы формирования умения учиться выявил основные характеристики этого понятия, среди которых: способность самостоятельно усваивать новые знания и организовывать процесс учения; понимание специфики и структуры учебно-познавательной деятельности; направленность на личностно-значимый результат, ценностно-смысловые установки, что позволило определить понятие «умение учиться» как базовое универсальное умение. Поскольку умение учиться - это система, которая включает общие (планирование, контроль, оценка и коррекция) и частные (моделирование, кодирование, декодирование) действия, мы определяем его как метаумение. В учебной деятельности умение учиться может занимать разное место: сначала быть предметом усвоения, а потом его - средством [1, С. 56-58].

Таким образом, «умение учиться» понимается как базовое универсальное метаумение, характеризующее интеллектуальную деятельность субъекта по осознанному, целенаправленному преобразованию его образовательных интенций из цели обучения в средство саморазвития.

Особенностями умения учиться у обучающегося в президентском кадетском училище являются: интегративность - умение учиться - это результат деятельности, основа формирования успешной личности и инструмент, позволяющий личности самореализоваться; продуктивность умения учиться выражается в том, что оно обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности и, наоборот, организация учебной деятельности влияет на успешность формирования умения учиться; метапредметность, характеризующая умение учиться как потенциал развития обучающегося и его совершенствования в любой деятельности и предметной области; рефлексивность - осознанность действий, то есть происходит понимание, осознание, оценка учебной деятельности [3, С. 12-16].

Теоретическое осмысление сущности и анализ опыта позволили выделить критериально-содержательные основы умения учиться у обучающегося в кадетском училище:

мотивационно-ценностный, когнитивно-операциональный, рефлексивно-оценочный в соответствии с уровнями: творческим, продуктивным, частично-поисковым, репродуктивным.

Завершением теоретического анализа проблемы формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище стала разработка соответствующей структурно-функциональной модели. Сконструированная модель отражает в единстве и целостности совокупность взаимосвязанных структурных компонентов процесса формирования умения учиться у обучающегося, соподчиненных уровневой иерархией (концептуального, процессуального, оценочно-результативного блоков) и функций (целеполагания, прогностическая, регуляторная, организационная, формирующая, мотивационно-побудительная диагностическая, оценочная).

Концептуальный блок модели определил ее общее назначение: разрешение противоречий, решение стратегических и тактических целей, задач, включает ожидаемые результаты и выполняет функции целеполагания, прогностическую и регуляторную.

Регуляторную функцию в концептуальном блоке выполняет система подходов и принципов: системно-деятельностного (принципы проектного и опережающего характера деятельности, контекстуальности, совместной деятельности, рефлексивности), аксиологичсекого (принципы диалогичности обучения, творческости познания, культуросообразности обучения), личностно-ориентированного (принципы личностного целеполагания, субъектности обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории, метапредметных основ и продуктивности обучения) - как базиса построения структурно-функциональной модели формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище и определения эффективных условий ее реализации [2, С. 13-30].

Функция целеполагания данного блока предполагает постановку цели, достижение и выполнение которой обеспечивает формирование умения учиться у обучающегося в кадетском училище, что предполагает реализацию прогностической функции этого блока -прогнозирование, предвидение, планирование результатов, а именно - сформированность умения учиться.

Процессуальная составляющая предлагаемой нами модели отражает управление процессом формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище и подразумевает реализацию функций: организационную, формирующую и мотивационно-побудительную, которые в соответствии с поставленными целями, принципами, определяют выбор методов, технологий, способствующих формированию у обучающегося мотивационно-ценностной установки на умение учиться, саморазвитие, рефлексию, личностных и индивидуальных качеств.

Движущей силой педагогического процесса выступают факторы: социально-педагогические (заказ общества на личность, способную принимать самостоятельные решения, разрабатывать и реализовывать нестандартные идеи, переносить полученные знания в другие области жизни, изменять тактики поведения при решении разнообразных задач; окружающая среда; традиции общества, педагогическая культура специалистов училища, образовательная среда училища, программные требования) и индивидуально-психологические (состояние здоровья, стадиальность развития личности обучающегося, его индивидуальный опыт, интеллектуальный, эмоционально-волевой факторы).

Учет факторов определил выбор педагогических стратегий: развитие образовательных потребностей обучающихся, организация научно-познавательного обучения, реализация развивающего потенциала учебной и внеучебной деятельности, обусловливающих совокупность педагогических условий формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище. Данный блок представлен этапами формирования умения учиться у

обучающегося в кадетском училище. Целью первого этапа - «Хочу» - выступило развитие у обучающегося положительного отношения к учебе, потребности в самостоятельной организации учения. На втором этапе - «Могу» - выстраивалась система знаний о способах и средствах умения учиться. В ходе третьего заключительного этапа «Действую» происходило усвоение и закрепление действий умения учиться.

На каждом этапе исследуемого процесса потребовалось использование технологий (поэтапного формирования умственных действий, проектного обучения, проблемно-ситуационного обучения) и одного из ведущих методов формирования умения учиться обучающегося в кадетском училище: метод ситуационной (нелинейной) концентрации образовательной деятельности.

Контрольно-оценочный блок структурно-функциональной модели содержит в себе критерии оценки эффективности формирования умения учиться обучающегося в кадетском училище и собственно результат, выполняет диагностическую и оценочную функции.

Диагностическая функция обеспечивает процесс диагностики, осуществляемой на всех этапах формирования умения учиться обучающегося в кадетском училище, которая позволяет производить контроль и корректировку исследуемого процесса, что способствует наилучшему результату данного процесса.

Оценочная функция состоит в сопоставлении полученных результатов с предполагаемыми, соотнося эти результаты с определенными критериями: мотивационно-целевым, операционально-деятельностным и оценочно-рефлексивным [8, С. 26-33].

Эффективность формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище обеспечивает реализация педагогических условий.

Первое педагогическое условие - направленность мотивационно-ценностной установки обучающегося на проектирование субъектной стратегии образования в ходе реализации технологии актуализации мотивационно-ценностной установки обучающегося на проектирование субъектной стратегии образования, согласно трем этапам.

Первый этап технологии был нацелен на ориентировку обучающегося в предстоящей учебно-познавательной деятельности, для чего вся учебная информация обеспечивалась, инструкциями, установками, памятками, раскрывающими сущность и назначение субъектных функций и способствующими ознакомлению с изучаемыми явлениями.

Для усиления направленности мотивационно-ценностной установки обучающегося в образовательный процесс были внедрены педагогические приемы: создание ситуации «образовательной напряжённости» на уроках; «забегания вперед», то есть постановка обучающимся учебных задач, решение которых возможно после изучения данного раздела; совместное обсуждение целесообразности изучения и применения данного раздела, темы; исторического контекста решения заданной проблемы и применения учебной задачи; переход обозначенной проблемы урока в учебную задачу, решение которой являлось целью урока. Их использование повысило уровень интереса обучающихся к учебной деятельности, сформировало положительные мотивы освоения новых знаний, активизировало развитие осознания необходимости овладения учебными действиями, способствующими оптимизации учебной деятельности обучающихся.

На втором этапе обучающиеся осваивали алгоритм практических действий по освоению и совершенствованию субъектных функций с применением преимущественно активных форм обучения: создание проблемных ситуаций, тренинги, деловые игры. На этом этапе использовались приемы: создание на уроках «ситуации успеха»; снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использования наглядных

пособий; стимулирование оценкой или похвалой; прием «Признание» на основе использования рейтинговой карты способствовал стимулированию положительного отношения к процессу учения через вербальную и невербальную оценку преподавателем успешных достижений обучающихся. Перечисленные приемы помогли обучающимся поверить в собственные возможности, повысить самооценку в учебной успешности, увидеть перспективы личностного саморазвития средствами учебной деятельности, что являются важной составляющей мотивационно-ценностной сферы умения учиться.

На третьем этапе происходило становление и закрепление субъектных функций обучающихся: обоснование целеполагания, прогнозирования, планирования учебной деятельности. В результате чего сформировалась готовность субъекта к реализации стратегии образования, а именно: восприятию новой информации, развитию адекватной ориентировочной основы, расширению субъектного опыта. Для этого на учебных занятиях использовался, например, прием «Контроль», который был направлен на анализ собственных действий во время решения учебной задачи, изучения учебного раздела. Этот прием позволял обучающемуся выявлять, осмыслять, обобщать ориентировочную и исполнительскую основы его учебной деятельности, в конечном итоге превращая их в универсальные образцы (схемы ориентировочной основы деятельности, алгоритмы), представленные в виде памяток, схем и таблиц, обладающих высокими операционально-управляющими функциями.

В результате реализации данного условия обучающийся становился стратегом собственного образования: повысилась способность ставить и корректировать цели учебной деятельности, самостоятельно выстраивать общие и частные действия, оценивать их соответствие задуманному, то есть обучающийся приобрел субъектный опыт умения учиться.

Второе педагогическое условие - актуализация научно-ценностного смысла учебной деятельности обусловлено решением задач, которые мы условно разделили на две группы.

Первая группа задач была связана с необходимостью ресурсного обеспечения наполнения учебной деятельности научно-ценностным смыслом, что подразумевало разработку, апробацию и внедрение современных средств учебной деятельности: сертифицированные электронные учебные пособия по предметным областям, дидактические (игры, упражнения, карточки с заданиями, инструкции по выполнению учебных задач и т.д.), автоматизированные диагностические и учебные материалы (тесты, анкеты, программы).

Образовательный процесс осуществлялся в современно оборудованных кабинетах с интерактивными досками и проекторами, компьютеризированными рабочими местами преподавателей и обучающихся, интернет-связью, медиатекой, электронной библиотекой, персональными ноутбуками; лабораториях аудио-визуальных технологий, робототехники, цифровой фото- и видео- студии; специализированных классах-лабораториях физики, химии, биологии, что предоставило обучающемуся различные варианты областей познания, применения сформированного опыта освоения учебной деятельности [5].

Использование современных средств учебной деятельности, ИКТ позволило не только развить познавательную инициативу (субъектность учения), повысить мотивацию учебной деятельности, расширить у обучающихся круг частных умений (информационное ориентирование, анализ и классификация учебного материала, поиск нестандартного варианта решения учебной задачи), но и сформировать научное мировоззрение, развить научную активность за счет возможностей, которые предоставили современные информационно-технологические ресурсы: электронные библиотеки, словари, энциклопедии, аудио- и видеоматериалы по учебным предметам, дистанционные программы, конкурсы, олимпиады.

Вторая группа задач включала «погружение» обучающихся в мир научного знания. Наиболее продуктивной формой учебной деятельности, обеспечившей интерес обучающихся

к научной, творческой деятельности, сформировавшей положительное отношение к учению, был цикл уроков по актуальным научным вопросам, проводимым ведущими преподавателями Российских (РУДН) и оренбургских (ОГУ, ОГПУ) ВУЗов. Например, «Современная социальная психология: теория и практика» (И.С. Якиманская, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной психологии ОГУ), «Особенности работы журналиста на региональном телевидении» (А.А. Ивлев, преподаватель кафедры электронных средств массовой информации ОГУ, кандидат педагогических наук), «Этнокультурно-географические исследования как важнейшее направление в современной географической науке» (И.Ю. Филимонова, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и регионоведения ОГУ), «ВУЗ - Инновации - Среда - Компании - Прорыв» (Р.Р. Рахматуллин, кандидат медицинских наук, заведующий научно-производственной лабораторией клеточных технологий ОГУ, директор компании «Наносинтез») и др.

Научное познание обучающихся в кадетском училище осуществлялось не только в учебной деятельности, на уроках, но и в реальной научной деятельности. Этому способствовал факультатив «Введение в научную деятельность», после изучения которого, обучающиеся самостоятельно или под руководством педагогов предметных кафедр разрабатывали и защищали научно-исследовательские проекты на конференциях и конкурсах.

В ходе исследования было уделено внимание формированию умения учиться обучающегося входе самостоятельной учебной деятельности. Для этого проводились коллективные и индивидуальные беседы, диспуты, обмен опытом по рациональному использованию свободного времени. Эффективные приемы умственной работы обучающийся (при поддержке педагога) осваивал в ходе: самостоятельной проработки учебного материала, его систематизации, составления планов-схем, выделения в содержании усваиваемого материала основных тематических блоков, использование приемов запоминания, средств самоконтроля и самопроверки. Например, при подготовке домашнего задания обучающиеся отслеживали какие учебные действия обеспечили эффективность решения учебной задачи. В ходе коллективного анализа внутренних элементов учебных действий выделялось общее: этапы деятельности и повторяющиеся действия, а также особенное: индивидуальные успешные действия и их последовательность [9].

Значение обогащения содержания учебной деятельности научно-ценностными смыслами для формирования умения учиться обучающегося в кадетском училище обусловливалось характером решаемых задач, как средств оптимизации качества учебной деятельности, основанной на принципах научности, эргономичности, технологичности, экономической эффективности, гуманности.

Третье педагогическое условие- включение обучающегося в практико-преобразующие и научно-исследовательские процессы на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Доказано, что интеграция урочной и внеурочной форм деятельности предоставила обучающимся широкий спектр возможностей по освоению способов, алгоритмов, планов освоения учебной деятельности. Так на уроках обучающиеся были включены в работу по освоению умений учиться. Алгоритм построения такого урока был предоставлен этапами: самостоятельная постановка цели учебной работы на уроке; закрепление уже имеющихся умений и навыков, являющихся опорой; проведение проверочных упражнений; знакомство с новыми умениями по образцу; выполнение новых умений на основе упражнений; закрепление новых освоенных умений средствами тренировочных упражнений по образцу, алгоритму; их перенос в новую похожую ситуацию; выполнение упражнений в творческой деятельности; самостоятельное выполнение домашнего задания. Освоенные обучающимися в учебной деятельности знания и умения были применены в практико-преобразующей и научно-

исследовательской деятельности. Внеурочная деятельность обеспечила преемственность процессов освоения и применения умения учиться у обучающегося в кадетском училище.

Внеурочная деятельность разнообразила и расширила поле субъектной учебной деятельности, обогатив ее содержание творческой, научно-исследовательской, практико-ориентированной составляющей, активизировав индивидуальность учения, опыт и самодвижение обучающегося. В ходе экспериментальной работы обучающиеся были включены в познавательную, творческую, научно-исследовательскую деятельность в рамках программ «Путь к успеху» (проекты «Новому поколению - новое образование», «Эрудит», «Лингволенд», «От Руси к России»), «Президентский кадет» (проекты «Медиа-центр», «Юный дипломат», Музей «Первое президентское кадетское»), способствующих развитию успешности обучения, познавательной активности, формированию метапредметных знаний у обучающегося в кадетском училище.

В контексте нашего исследования наиболее продуктивными, наряду с традиционными урочными формами, были внеурочные коллективные формы: научное общество обучающихся «Эрудит» (организованная деятельность секций научного общества); научно-практическая конференция «Мир науки: интеллект, творчество, культура»; предметные тематические недели; элективные курсы; совместный проект-журнал «Паруса»; газета «Президентский кадет»; сотрудничество с довузовскими общеобразовательными учреждениями Министерства обороны РФ; сотрудничество с ведущими ВУЗами России; летняя практика; предпрофильная подготовка и профильное обучение; встречи, мастер-классы с интересными людьми [4, С. 1216].

В процессе формирования умения учиться обучающиеся принимали активное участие в исследовательской и проектной деятельности на олимпиадах, творческих конкурсах различных уровней («Интеллектуалы XXI века», «Горизонты науки и образования XXI века», «Молодежь и наука - шаг в будущее», Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, конкурсы, проводимые Министерством обороны); вузовские научно-практические конференции. Были разработаны учебные проекты: «Коррозия металлов. Защита автомобилей от коррозии», «Металлы - покорители космоса», «Исследование водопроводной воды на территории кадетского училища», «Исследование снежного покрова на территории, прилегающей к территории кадетского училища», «Влияние протеинов на физическую подготовку кадет», «Химические процессы в литературных произведениях», «Возможности использования современных медицинских материалов для оказания медицинской помощи в условиях военных действий, на примере типичных поражений солдат Первой мировой войны».

Результаты экспериментальной работы позволили отметить, что выбор педагогических условий является достаточным и необходимым для формирования умения учиться у обучающегося в кадетском училище.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Перспективным является исследование построения исследований формировании умения учиться в различных аспектах современной педагогической науки (формирование умения учиться в предметных областях; стратегия подготовки педагога к формированию умения учиться, научно-методическое сопровождение формирования умения учиться в образовательных организациях).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вольнова Н.А. Общеучебные умения и навыки // Практика административной работы в школе Н.А. Вольнова. - 2010. - С. 56-58.

2. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. // Справочник заместителя директора школы. - 2011. -№4 - С. 13-30.

3. Машковская, Т.О. Школа учит мыслить: первый опыт / Т.О. Машковская // Интеграция учебной и внеучебной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий учащихся: материалы III Всероссийской научно-методической конференции / Под общей ред. Т.О. Машковской. -Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 298 с. - С. 12-16.

4. Навалова Г.И. Научное общество «Эрудит» - путь к успеху и личностному росту кадета / Г.И. Навалова // Интеграция учебной и внеучебной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий учащихся: материалы III Всероссийской научно-методической конференции / Под общей ред. Т.О. Машковской. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 298 с. - С. 12-16.

5. Об училище [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// http://www.1pku.ru/index.php/ob-uchilishche, свободный. - Загл. с экрана. - Яз.

рус.

6. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within) / Основные положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века: [Электронный ресурс]-М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.-Режим доступа: http:// http://www.ifap.ru/library/book201.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

7. Рындак, В.Г. Внеучебная проектная научно-познавательная деятельность школьника. Методика организации (с использованием языка программирования Scratch: монография / В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. - М.: «Дом педагогика, 2010. - 251 с.).

8. Сапрыкина Е.В. Моделирование процесса воспитания умения учиться у кадет / Е.В. Сапрыкина // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика: материалы XXXIV Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 11 июня 2015 г.) / редкол.: С.С. Чернов [и др.]. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2015. - С. 26-33.

9. Сапрыкина Е.В. Воспитание умения учиться как целевой ориентир кадетского образования / Е.В. Сапрыкина // Современные проблемы науки и образования : журнал. - М., 2014. - №6.

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли, под ред. А.Г. Асмолова, 2 издание. - М.: Просвещение, 2011.

Рецензент: Егорова Юлия Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, Оренбургский институт путей сообщения - филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный институт путей сообщения».

Saprykina Yekaterina Vasilyevna

Orenburg Presidential Cadet School of the Defense Ministry of the Russian Federation

Russian Federation, Orenburg E-mail: deynegokat88@mail.ru

Learning to learn from the student in the Cadet School

Abstract. The article presents the material on the study of formation of ability to learn from the student in the Cadet School. The urgency of the problem of the study, presented the basic concept - "learning to learn". The features and capabilities of the educational process Cadet School in the formation skills to learn from the student. It described the study process through the implementation of structural and functional model, which determines the strategy and organizational measures, designed on the basis of a student-centered, system-activity, axiological approach that reflects the totality of the relationship and the structural components: a conceptual (goal, objectives, scientific approach, functions and principles) , procedural (factors, opportunities, teaching strategies, pedagogical conditions, situational method (non-linear) concentration of educational activities and technologies of the ability to learn) in accordance with the stages: "I want to", "can", "action", effectively-evaluation (criteria: cognitive the operational, motivational and evaluative, reflective-assessment; levels: creative, productive, partial search, the reproductive, the result - Maturity ability to learn from the learner). The features of the implementation of the pedagogical conditions for the success of the formation of the ability to learn from in the Cadet School student: orientation of motivational-value setting student to design a subject education strategy; updated scientific and valuable sense of learning activities; including learning into practice, transforming and research processes in the course of the integration of academic and extracurricular activities.

Keywords: formation; learning to learn; general learning skills; students; Cadet School; structural-functional model; scientific approaches; pedagogical strategies and conditions; criteria; result.

REFERENCES

1. Vol'nova N.A. Obshcheuchebnye umeniya i navyki // Praktika administrativnoy raboty v shkole N.A. Vol'nova. - 2010. - S. 56-58.

2. Kudryavtseva N.G. Sistemno-deyatel'nostnyy podkhod kak mekhanizm realizatsii FGOS novogo pokoleniya. // Spravochnik zamestitelya direktora shkoly. - 2011. -№4 - S. 13-30.

3. Mashkovskaya, T.O. Shkola uchit myslit': pervyy opyt / T.O. Mashkovskaya // Integratsiya uchebnoy i vneuchebnoy deyatel'nosti kak faktor razvitiya universal'nykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya: materialy III Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii / Pod obshchey red. T.O. Mashkovskoy. - Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2013. - 298 s. - S. 12-16.

4. Navalova G.I. Nauchnoe obshchestvo «Erudit» - put' k uspekhu i lichnostnomu rostu kadeta / G.I. Navalova // Integratsiya uchebnoy i vneuchebnoy deyatel'nosti kak faktor razvitiya universal'nykh uchebnykh deystviy uchashchikhsya: materialy III Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii / Pod obshchey red. T.O. Mashkovskoy. - Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2013. - 298 s. - S. 12-16.

5. Ob uchilishche [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: http:// http://www.1pku.ru/index.php/ob-uchilishche, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus.

6. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche (Learning: The Treasure Within) / Osnovnye polozheniya doklada Mezhdunarodnoy komissii po obrazovaniyu dlya XXI veka: [Elektronnyy resurs]-M.: MOO VPP YuNESKO «Informatsiya dlya vsekh», 2007.-Rezhim dostupa: http:// http://www.ifap.ru/library/book201.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.

7. Ryndak, V.G. Vneuchebnaya proektnaya nauchno-poznavatel'naya deyatel'nost' shkol'nika. Metodika organizatsii (s ispol'zovaniem yazyka programmirovaniya Scratch: monografiya / V.G. Ryndak, V.O. Dzhenzher, L.V. Denisova. - M.: «Dom pedagogika, 2010. - 251 s.).

8. Saprykina E.V. Modelirovanie protsessa vospitaniya umeniya uchit'sya u kadet / E.V. Saprykina // Sotsial'no-ekonomicheskie issledovaniya, gumanitarnye nauki i yurisprudentsiya: teoriya i praktika: materialy XXXIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 11 iyunya 2015 g.) / redkol.: S.S. Chernov [i dr.]. - Novosibirsk: Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva», 2015. - S. 26-33.

9. Saprykina E.V. Vospitanie umeniya uchit'sya kak tselevoy orientir kadetskogo obrazovaniya / E.V. Saprykina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya : zhurnal. - M., 2014. - №6.

10. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli, pod red. A.G. Asmolova, 2 izdanie. - M.: Prosveshchenie, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.