Научная статья на тему 'Теория профессионального образования в практике образовательной деятельности кадетских училищ'

Теория профессионального образования в практике образовательной деятельности кадетских училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ / CADET SCHOOL / ПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFILE EDUCATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Галина Владимировна

Суворовские, кадетские, нахимовские училища, казачьи и кадетские корпуса, инженерные школы, осуществляющие педагогическую деятельность под эгидой Министерства Обороны РФ, на сегодняшний день имеют преференцию элитных учебных заведений, цель образовательной деятельности которых, является подготовка молодых людей к воинскому служению и в частности к выбору военной профессии. В тоже время, образовательная деятельность в училищах осуществляется по программам ФГОС основного общего образования, при этом содержание рабочих программ кадетского училища не предполагает выделение дополнительных часов на изучение военно-профильной составляющей. В статье автор проводит анализ насколько образовательная деятельность кадетского училища отвечает требованиям профессионального образования и может ли обучение в этом училище считаться начальной ступенью непрерывного образования. Автор ориентируется на теорию профессионального образования, представленную академиком РАО А.М. Новиковым, тем самым выделяя основные компоненты, характерные для современной профильной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN PRACTICE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF CADET SCHOOLS

Suvorov, сadet, nakhimov schools, cossack and cadet corps, engineering schools that carry out pedagogical activities under the auspices of the Ministry of Defense of the Russian Federation, today have the preference of elite educational institutions whose goal of educational activity is to prepare young people for military service and in particular to choose military profession. At the same time, educational activities in schools are carried out under the rograms of basic general education, while the content of the work programs of the cadet school does not imply the allocation of additional hours for studying the military profile component. In the article the author analyzes how much the educational activity of the cadet school meets the requirements of vocational education and whether the training in this school can be considered the initial stage of continuous education. The author focuses on the theory of vocational education, presented by academician RAO A.M. Novikov, thereby highlighting the main components characteristic of the modern profile school.

Текст научной работы на тему «Теория профессионального образования в практике образовательной деятельности кадетских училищ»

УДК 373.6

ТЕОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ

Боброва Галина Владимировна

Канд. пед. наук

старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургский Государственный Университет e-mail: Galya.Bobrova.71@mail.ru

THEORY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN PRACTICE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF CADET SCHOOLS

Galina Bobrova

Cand. ped. Science, senior lecturer of the Physical Education Department

Orenburg State University

АННОТАЦИЯ

Суворовские, кадетские, нахимовские училища, казачьи и кадетские корпуса, инженерные школы, осуществляющие педагогическую деятельность под эгидой Министерства Обороны РФ, на сегодняшний день имеют преференцию элитных учебных заведений, цель образовательной деятельности которых, является подготовка молодых людей к воинскому служению и в частности к выбору военной профессии. В тоже время, образовательная деятельность в училищах осуществляется по программам ФГОС основного общего образования, при этом содержание рабочих программ кадетского училища не предполагает выделение дополнительных часов на изучение военно-профильной составляющей. В статье автор проводит анализ - насколько образовательная деятельность кадетского училища отвечает требованиям профессионального образования и может ли обучение в этом училище считаться начальной ступенью непрерывного образования. Автор ориентируется на теорию профессионального образования, представленную академиком РАО А.М. Новиковым, тем самым выделяя основные компоненты, характерные для современной профильной школы.

ABSTRACT

Suvorov, сadet, nakhimov schools, cossack and cadet corps, engineering schools that carry out pedagogical activities under the auspices of the Ministry of Defense of the Russian Federation, today have the preference of elite educational institutions whose goal of educational activity is to prepare young people for military service and in particular to choose military profession. At the same time, educational activities in schools are carried out under the rograms of basic general education, while the content of the work programs of the cadet school does not imply the allocation of additional hours for studying the military profile component. In the article the author analyzes how much the educational activity of the cadet school meets the require-

ments of vocational education and whether the training in this school can be considered the initial stage of continuous education. The author focuses on the theory of vocational education, presented by academician RAO A.M. Novikov, thereby highlighting the main components characteristic of the modern profile school.

Ключевые слова: кадетское училище, профильное образование, непрерывное образование

Keywords: cadet school, profile education, continuing education

На сегодняшний день особую нишу в системе Российского образования занимают военные учебные заведения довузовской подготовки - суворовские, кадетские, нахимовские училища, кадетские и казачьи корпуса. Подобные учебные заведения осуществляют свою образовательную деятельность по программе, соответствующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартам, где, в тоже время, целью образовательного процесса является обеспечение подготовки обучающихся к поступлению в образовательные учреждения высшего профессионального образования военно-профильной направленности [2]. Соответственно, образовательная деятельность военных училищ должна носить характер начального профессионального образования и являться начальной ступенью непрерывного образования.

В данной статье мы пытались провести анализ, позволяющий определить - насколько обучение в общеобразовательных учреждениях Министерства Обороны соответствует требованиям профессионального образования. В качестве образца, характеризующего профессиональное образование нами была изучена структура системной теории развития профессионального образования, предложенная академиком РАО А.М. Новиковым [5]. Ученый исходил из того, что профессиональное образование направлено на удовлетворение потребностей четырех субъектов/объектов (заказчиков и потребителя) образовательных услуг: личность, общество, государство, производство, система профессионального образования, где основными идеями, направлениями развития системы являются:

1. Гуманизация образования (направленность на личность).

2. Демократизация профессионального образования (направленность на общество, государство)

3. Опережающее профессиональное образование (направленность на производство)

4. Непрерывное профессиональное образование (направленность на систему профессионального образования).

Возможно ли применение теории А.М. Новикова к образовательной системе кадетских училищ?

Необходимость систематизации образования кадетских училищ как составляющей непрерывного образования - кадетское училище - высшее военное училище, на сегодняшний день является одним из вопросов по образовательной деятельности кадетских училищ. С одной стороны само существование училищ довузовской подготовки является следствием выполнения Государственного заказа, задачей которого является гарантированное комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации физически и морально-психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы, получившими подготовку по основам военной службы. Что отражается в «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» [1]. С другой стороны - согласно Положения о президентских кадетских суворовских военных нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства Обороны Российской Федерации - «училища осуществляют деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования» [2], то есть согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам. При этом содержание рабочих программ учебных предметов кадетских и суворовских училищ не предполагает выделение дополнительных часов на изучение военно-профильной составляющей. Следовательно, кадетские

училища в плане образовательной деятельности не соответствуют профильно-ориентированному специализированному учебному заведению. И лишь атрибуты быта позволяют нам судить о военно-профильной направленности обучения: комната - кубрик, класс - взвод, школьная форма - форма кадета, прогулка - строевая подготовка, обращение к школьнику - согласно устава училища, воспитатель - командир взвода, распорядок дня и т.д.

Достаточного ли этого, что бы из стен кадетского училища выпустить потенциального офицера, морально, интеллектуально и физически подготовленного к военной службе, а не выпускника средней школы, стоящего перед выбором профессии и высшего учебного заведения?

Многие исследователи отмечают одной из особенностей профессионального самоопределения, характерного для современного общества - это ранний характер профессионального определения, что делает «приоритетным обеспечение целостности индивидуальной образовательной траектории» [3, с.117]:

- обеспечение преемственности (содержание образовательных программ каждого уровня (ступени, этапа) должна учитывать ранние практические умения, навыки и компетенции, полученные на каждой предыдущей ступени;

- ориентированность на заказчика содержание образовательных программ на всех этапах профессионального становления должно корректироваться в соответствии с требованиями работодателя к профессиональной компетенции выпускников);

- применение индивидуального подхода, направленного на выявление способности ученика и развития студента, и т.д.

Раннее профессиональное образование подразумевает выбор и подготовку к избранной профессии со среднего школьного возраста - 5 - 7 класс, что является начальной ступенью непрерывного профессионального образования. В литературе под термином непрерывное образование, прежде всего, подразумевается образование взрослых «образование на протяжении всей жизни» [4, с. 106], тем не менее, современная школа начинает подготовку детей к экзаменам

(основной государственный экзамен) как по обязательным, так и по выбранным профильным предметам уже с седьмого класса. Следовательно, в современном обществе актуальным становится раннее профессиональное самоопределение, что и предполагает непрерывное образование.

Вернемся к теории развития профессионального образования - это теория была изложена применительно к высшей школе, мы соотнесем ее к учебным заведениям среднего образования, осуществляющих свою деятельность под эгидой Министерства Обороны РФ, то есть к кадетским и суворовским училищам, казачьим и кадетским корпусам и т.д. Тем самым мы рассматриваем образование в подобных школах, как первую ступень непрерывного военного образования, при этом пытаясь применить структуру системной теории образования.

И одно из направлений данной структуры является «гуманизация профессионального образования», которая рассматривается в аспекте личностной направленности, как процесс и результат развития и самоутверждения личности, как средство ее социальной и экономической устойчивости.

А.М. Новиков выделяет три принципа гуманизации образования:

- принцип фундаментализации, который подразумевает теоретическую, общеобразовательную и общепрофессиональную подготовку обучающихся. Применительно к кадетским училищам принцип фундаментализации является составляющей основой всей образовательной деятельности военных училищ -соответствует целям и задачам их существования. Одним из условий реализации данного принципа является - дальнейшее профильное образование по окончанию средней и высшей школы, то есть речь идет о непрерывном образовании. В тоже время общепрофессиональная подготовка отражается в организации и проведении массовых мероприятий и в модифицированных программах интегрированных с военно-профессиональной составляющей дополнительного образования.

Принцип деятельностной направленности образования реализуется через компетентостный подход в формах, методах, и средствах образовательного процесса, а также позволяет формировать у воспитанников училища теоретические знания с профессиональными потребностями и ценностными ориентация-ми. Увеличивается роль индивидуальных образовательных маршрутов, отвечающих выбору обучающихся профессиональных образовательных траекторий.

Принцип развития базисных компетенций основывается на развитии обучаемости (умении учиться, овладению универсальными учебными действиями), метапредметные связи, творческая активность личности, развитие умений к самостоятельности, самоорганизации к учебной и далее к профессиональной деятельности. Обучение базисным компетенциям - работе на компьютере, знание иностранного языка, знание устава, представление о родах войск и их предназначениях и т.д.

Новиков А.М. рассматривает демократизацию образования, как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учащегося. Возможно ли рассматривать демократизацию образования применительно к кадетскому училищу.

Служба в Армии есть строжайшая дисциплина, соблюдение иерархии и подчиненность. В то же время в современном обществе нельзя отрицать демократизацию даже в такой профессиональной сфере как Армия. Демократизация дает возможность каждому воспитаннику, преподавателю наиболее полно раскрыть свои возможности и способности. Главным принципом демократизации является принцип равных возможностей - что и соответствует системе военного образования. Ни какая другая профессиональная сфера не сравнится с условиями и преференциями, которые предоставляется молодежи Министерством Обороны для образовательной и профессиональной деятельности, для их карьерного роста. На сегодняшний день военное образование отвечает всем видам доступности - экономической (воспитанники средних общеобразовательных

учреждений, так же как и курсанты высшей школы находятся на полном государственном обеспечении), географическая (все виды обучения - интернатского, закрытого типа, воспитанники и курсанты проживают на месте обучения), содержательная (образовательные учреждения обеспечены материально-техническими, методическими и другими видами оснащения), социальная доступность (не смотря на то, что кандидаты на зачисление в военные образовательные учреждения проходят конкурсный отбор - поступить в подобные школы может любой желающий, кроме лиц с ограничением по состоянию здоровья, что требует специфика профессиональной деятельности). Следовательно, военное образование отвечает принципам демократизации.

Опережающее профессиональное образование, как его раскрывает Новиков А.М. - это уровень развития системы общего и профессионального образования, который должен опережать и формировать уровень развития личности, общества и производства, его техники и технологии (производство рассматривается в самом широком смысле, включая и материальное, и духовное производство). При этом основным принципом опережающего образования является принцип «опережающего развития личности». Именно в кадетском училище ведется углубленная воспитательная работа по формированию базовой культуры личности, по военно-профессиональному ориентированию воспитанников училища и, следовательно, по всесторонней - интеллектуальной, нравственной, и физической, подготовке выпускников к службе в Армии.

И, наконец, для полноценного воспитания офицера, со всеми содержательными понятия профессиональной личности (целеустремленность, моральная стойкость, упорство, трудолюбие и т.д.) необходима непрерывность образовательного процесса. Воспитанники военных училищ, начиная с пятого класса (класса зачисления в общеобразовательные учреждения Министерства Обороны), ведут свой образовательный маршрут, направленный на получение профессии офицера, здесь непрерывность образования выступает как «вертикальная непрерывность» и «движение вперед». То есть, постоянное повышение

уровня образованности, как внутри кадетского училища из класса в класс, так и переход в высшее военное училище. При этом непрерывность образовательного процесса тогда будет эффективна, если в полной мере будет отвечать потребностям и мотивам обучающихся, где воспитанники военных училищ будут понимать не только необходимость обучения, но и осознавать целеполагания образовательного процесса.

Условия соблюдения принципов непрерывности обучения в средних образовательных учебных заведениях военного профиля является одной из принципиальных задач образовательной деятельности кадетских училищ.

Заключение

Анализ образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Министерства Обороны РФ применительно к структуре системной теории развития профессионального образования показал, что теория А.М. Новикова не только находит свое применение в военных училищах довузовской подготовки, но и всецело отражается в их образовательной деятельности, отвечая ее целям и задачам. Следовательно, при изучении особенностей образовательного и воспитательного процессов суворовских и кадетских училищ, модернизации их образовательной деятельности в плане подготовки молодых людей к военной профессии необходимо опираться на структуру профессионального образования, что будет способствовать становлению непрерывного образования с начальной ступени обучения.

Список литературы:

1. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р г. Москва// «Российская газета», №5109 (30), 12.02.2010. [Электронный ресурс] URL: http://rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (дата обращения: 18.11.2017 г.)

2. Типовое положение о президентских кадетских суворовских военных нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, находящихся в ведении Министерства Обороны Российской Федерации.// Официальный сайт Министерства Обороны Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http:// mil.ru (дата обращения 12.09. 2016).

3. Гетманская Т.А., Гримпул Д.М., Королев В.В., Стафеев С.К. Задачи развития профильного обучения в старшей школе, ориентированного на профессиональную подготовку выпускников в системе высшего образования // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского Гос. Университета информационных технологий, механики, оптики. 2009. №5 (6). С. 117-120

4. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТГПУ. 2009. №7 (85). С. 106 - 109

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Структура системной теории развития профессионального образования// Труды четвертых международных научных чтений, посвященных памяти Героя Советского союза, академика РАО С.Я. Ба-тышева. [Электронный ресурс] URL: http://anovikov.ru/artikle/str sys.htm (дата обращения: 18.12.2017 г.)

References

1. Koncepciya federal'noj sistemy podgotovki grazhdan Rossijskoj Federacii k voennoj sluzhbe na period do 2020 goda. Rasporyazhenie Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 fevralya 2010 g. N 134-r g. Moskva// «Rossijskaya gazeta», №5109 (30), 12.02.2010. [EHlektronnyj resurs] URL: http://rg.ru/2010/02/12/prisyv-dok.html (data obrashcheniya: 18.11.2017 g.)

2. Tipovoe polozhenie o prezidentskih kadetskih suvorovskih voen-nyh nahimovskih voenno-morskih, voenno-muzykal'nom uchilishchah i kadetskih (morskih kadetskih) korpusah, nahodyashchihsya v vedenii Ministerstva Oborony

Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2018. № 1(13)

Rossijskoj Federacii.// Oficial'nyj sajt Ministerstva Oborony Rossijskoj Federacii. [EHlektronnyj resurs] URL: http:// mil.ru (data obrashcheniya 12.09. 2016).

3. Getmanskaya T.A., Grimpul D.M., Korolev V.V., Stafeev S.K. Zadachi razvitiya profil'nogo obucheniya v starshej shkole, orientirovannogo na professional'nuyu podgotovku vypusknikov v sisteme vysshego obrazovaniya // Nauchno-tekhnicheskij vestnik Sankt-Peterburgskogo Gos. Universiteta informacionnyh tekhnologij, mekhaniki, optiki. 2009. №5 (6). S. 117-120

4. Zajceva O.V. Nepreryvnoe obrazovanie: osnovnye ponyatiya i opredeleniya // Vestnik TGPU. 2009. №7 (85). S. 106 - 109

5. Novikov A.M., Novikov D.A. Struktura sistemnoj teorii razvitiya professional'nogo obrazovaniya// Trudy chetvertyh mezhdunarodnyh nauchnyh chtenij, posvyashchennyh pamyati Geroya Sovetskogo soyuza, akademika RAO S.YA. Batysheva. [EHlektronnyj resurs] URL: http://anovikov.ru/artikle/str_sys.htm (data obrashcheniya: 18.12.2017 g.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.