УДК 376.1
Е. А. Чубарова
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ РАЗРАБАТЫВАТЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ VIII ВИДА
В статье рассматривается формирование умений программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса у педагогов специальных коррекционных школ VIII вида в системе дополнительного образования посредством освоения алгоритма составления программ и методического их обеспечения в процессе прохождения педагогами программы повышения квалификации.
Ключевые слова: умения, программа, повышение квалификации, программно-методическое обеспечение, учебно-воспитательный процесс, система дополнительного профессионального образования.
Современный быстро меняющийся спрос на региональном рынке труда предъявляет образованию заказ на подготовку высококвалифицированных и подготовленных к практической деятельности рабочих кадров, способных восполнить возникающий дефицит рабочих специальностей в промышленных отраслях производства и ремесленном хозяйстве. Между тем программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе VIII вида (СКШ VIII вида) не успевает содержательно обновляться или недостаточно укомплектовано необходимыми средствами обучения и воспитания учащихся, а также сопровождается учителями, не имеющими специального образования и далекими от этих проблем [1, с. 20].
В связи с тем что в системе специального коррекционного образования наблюдаются такие проявления, как фактическое отсутствие унифицированных учебных программ в образовательной области «Коррекционная подготовка», учитывающих психические и возрастные особенности детей с интеллектуальным недоразвитием; отсутствие стандартов специального коррекционного образования для учащихся данной категории; увеличение количества таких детей; все шире распространяющийся процесс интеграции детей, обучающихся по программе VIII вида, в общеобразовательные учреждения, ко -торые слабо обеспечены вариативными образовательными учебными программами (ОУП) и учебнометодическими комплексами (УМК).
Усугубляет ситуацию тот факт, что выпускники педагогических вузов зачастую не умеют составлять программы и УМК, несмотря на то что программно-методическое обеспечение образовательного процесса определено стандартом высшего профессионального образования как одно из основных требований к будущему специалисту.
Это отражается на качестве подготовки выпускников СКШ VIII вида, в результате чего они имеют низкую квалификацию и становятся неконкурентоспособными на современном рынке труда.
По мнению авторов, недостаточная подготовка выпускников СКШ VIII вида к трудовой деятельности связана с неумением педагогов разрабатывать программно-методическое обеспечение (ПМО) учебно-воспитательного процесса (УВП).
Согласно стандартам профессиональной деятельности, «умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты является базовым в системе профессиональных компетенций педагога, обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ» [2, с. 15].
По мнению В. Д. Шадрикова, «без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся» [2, с. 16].
В качестве оценки этой компетентности В. Д. Шадриков предложил следующие показатели, которые авторы положили в основу разработки алгоритма составления программ и учебно-методических комплексов:
- знание образовательных стандартов и примерных программ;
- наличие персонально разработанных образовательных программ:
а) характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации;
б) по материальной базе, на которой должны реализовываться программы;
в) по учету индивидуальных характеристик обучающихся;
- обоснованность используемых образовательных программ;
- участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута;
- участие работодателей в разработке образовательной программы;
- знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием;
- обоснованность выбора учебников и учебнометодических комплектов, используемых педагогом [2].
Для решения данной проблемы встает необходимость формирования умений ПМО УВП у педагогов СКШ VIII вида посредством разработки «программно-методического обеспечения, представляющего собой совокупность дидактических средств, позволяющих учителю организовать педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной» [3, с. 20].
Под последним понимается «обеспечение дидактического процесса соответствующими программами, позволяющими педагогу достичь определенных им целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического взаимодействия с обучающимися» [2].
Освоение алгоритма составления ПМО УВП происходило в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) в процессе прохождения педагогами программы повышения квалификации (ПК).
В разработке программы ПК педагогов СКШ VIII вида авторы опирались на научно-методический подход П. И. Образцова к проектированию и конструированию ПМО УВП, предлагающего рассматривать ПМО УВП как «целостную дидактическую систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний» [4, с. 39].
Целью программы ПК явилось формирование умений у педагогов СКШ VIII вида разрабатывать ПМО УВП посредством освоения алгоритма составления программно-методического обеспечения ОУП согласно базисному учебному плану (БУП) СКШ VIII вида (I вариант1).
Для достижения цели педагоги стали участниками проектирования и конструирования содержания, методического и технологического обеспечения образовательных (учебных) программ и учебно-методических комплексов, проведения их экс-
1 Базисный учебный план под редакцией В. В. Воронковой.
пертизы и осуществления мониторинга качества знаний и умений обучающихся.
Освоение программы ПК рассчитано на 72 учебных часа и осуществляется в три этапа: подготовительный (ориентировочный) этап, включающий анализ нормативно-правовых документов, сбор данных об особенностях интеллектуального развития учащихся, выбор дидактических методов и средств, обработка имеющейся литературы, определение объема и порядка работы; содержательный (этап составления программы), предполагающий конкретные действия по составлению ОУП и УМК, в ходе которого слушатели осваивали алгоритм составления программы; рефлексивный этап, обеспечивающий проведение предварительной экспертизы программы и УМК: рецензирование программы, УМК и получение рекомендаций к их апробации на практике.
Формы занятий: лекции, аудиторная практика, самостоятельная работа с литературой, использование интернет-ресурса, индивидуальные консультации.
Режим занятий: с отрывом от производства по 8 ч в день с последующей доработкой продукта своей педагогической деятельности по электронной почте в режиме on-line, после чего слушатель получал удостоверение о повышении квалификации в данном виде деятельности.
Формы подведения итогов: индивидуальная презентация проекта программы и УМК, экспертиза проекта программы и УМК, рецензирование, рекомендации к апробации ПМО УВП.
Реализация ПМО УВП осуществлялась вне программы ПК посредством заключения договоров между образовательным учреждением и Красноярским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК). Непосредственно на рабочем месте методисты кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии осуществляли научно-методическое сопровождение педагога, после чего педагог проводил корректировку своей программы. Экспертный совет КК ИПК утверждал программу и УМК и выдавал разрешение на внедрение.
Разработанный авторами вариант алгоритма составления образовательной (учебной) программы выглядит таким образом, что педагоги последовательно проектировали и осуществляли определенную цепочку действий по отбору программного содержания, а именно:
1. Изучали нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность коррекционной школы VIII вида: (стандарт (проект) специального
образования для детей с нарушением интеллектуального развития - для определения требований к уровню образования учащихся; базисный учебный план - для планирования выделенного времени; программу (если она есть) - для распределения содержания в соответствии с планом выделенного времени.
2. Определяли цели, задачи программы, целевую и возрастную группу, место программы в структуре БУП СКШ VIII вида (I вариант).
3. Составляли дифференцированную психологопедагогическую характеристику учащихся класса в соответствии с их интеллектуальными возможностями согласно классификации М. С. Певзнер, а также с уровнем обучаемости по В. В. Воронковой.
4. Выделяли программные требования к знаниям и умениям учащихся (на учебный год, полугодие, четверть, тему, урок).
5. Распределяли содержание учебной программы, составив примерное календарно-тематическое планирование уроков на четверть, полугодие, учебный год. При этом важно выделить систему смысловых связей между элементами содержания программы и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. С этой целью проводили его структурирование.
6. Сопоставляли распределенное в соответствии с планом выделенного времени содержание с требованиями к знаниям и умениям учащихся на определенный период, задав для каждого учебного элемента исходный и требуемый уровни усвоения его обучающимися.
7. Проводили отбор социально значимого (такого содержания, без которого ученик не может обойтись в повседневной жизни) содержания программы:
7.1. Выбирали ключевые (базовые) темы социально значимого содержания для изучения по учебному предмету в классе, соответствующего возрастной норме.
7.2. Определяли, на какие группы умений направлено содержание ключевых (базовых) тем социально значимого содержания для составления заданий учащимся.
7.3. Дифференцировали (дозировали) содержание в соответствии с учетом интеллектуальных возможностей и уровнем обучаемости умственно отсталых учащихся.
7.4. Определяли требования к уровню социально значимых знаний и умений с учетом интеллектуальных возможностей и уровня обучаемости умственно отсталых учащихся.
8. Определяли критерии оценки социально значимых знаний и умений учащихся по учебному предмету программы для определения уровня их усвоения. Критерии оценки уровня усвоенных со-
циально значимых знаний и умений выявлялись в деятельности за определенный временной промежуток (за урок, тему, четверть, полугодие, каждый год обучения), а также по итоговым мероприятиям, в которых принимали участие учащиеся, и демонстрировались в форме отметок.
9. Разрабатывали педагогические тесты (тестовые контрольные задания) по всем учебным элементам, включенным в логическую структуру программы, для проверки степени и качества их усвоения.
10. Качество отметки определяли по видам деятельности, в которых участвовал ученик, причем итоговая отметка может носить накопительный характер.
11. Используя критерии оценки уровня усвоенных социально значимых знаний и умений учащихся по учебному предмету программы, проводили мониторинг качества знаний и умений учащихся.
12. Представляли на обсуждение ПМПк, методического объединения, педагогического совета школы полученные результаты мониторинга качества знаний и умений учащихся.
13. Проводили корректировку программы, повторно дифференцируя и индивидуализируя содержание программы по учебному предмету на каждый год обучения с учетом предложений и замечаний, выявленных в ходе анализа проведенного мониторинга качества знаний и умений учащихся.
Система ПК строилась на выращивании их компетентности и зрелости как ценностно-смысловых единиц профессионального роста педагогов и основывалась на сочетании деятельностного и индивидуально-ориентированного подходов как способов подготовки педагогов к освоению умений разрабатывать ПМО УВП в СКШ VIII вида. В результате базовой формой «упаковки» содержания становились деятельностные навыки, прикрепленные к соответствующему самостоятельному паспорту проекта будущего учебно-воспитательного процесса. Преподаватель, осуществляющий ПК, в таком сочетании подходов сосредотачивался не на обеспечении осведомленности педагогов, а одновременно удерживал две линии его развития - самостоятельный проект (программа и УМК) и компетентность, затребованную этим проектом.
Следующей важной задачей явилась необходимость реализации отобранного педагогом содержания в материализованной форме, т. е. освоение процессов структурирования отобранного программного материала и конструирования программы.
Структура алгоритма программы представлена комплексом следующих основных элементов: пояснительная записка, содержащая актуальность, цели, задачи, ее место в учебном плане образовательного учреждения, организационно-структурные указания, таблица распределения учебного
времени; содержание образовательной программы в соответствии с таблицей распределения учебного времени по темам на каждый год обучения; требования к уровню знаний и умений учащихся, соответствующие содержанию программы, на каждый год обучения; перечень используемой литературы, необходимый для составления программы.
Структура алгоритма методического обеспечения программы представлена следующими компонентами: программные средства ПМО: раздаточный, стимульный, наглядный материалы, карточки, схемы, диагностические задания для самостоятельной работы; инструкции к использованию программных средств образовательного процесса; перечень тем рефератов, творческих отчетов, литературы по программе; описание методики (методические рекомендации) по использованию программных средств образовательного процесса.
Структура алгоритма технологического (процессуального) обеспечения программы представлена следующими компонентами: описание конечных целей (цели) программы и УМК; описание в диагностируемых показателях промежуточных и итоговых целей программы и УМК; обоснованное конструирование содержания программы и УМК; рекомендации стандартных технологий обучения, гарантирующих достижение поставленных целей и обеспеченных методиками объективного контроля качества обучения; описание организационных форм и условий обучения.
Для проверки результативности программнометодического обеспечения проводилась экспертиза программы и УМК. Процедура организации экспертизы: экспертиза проекта программы и УМК; рецензирование программы и УМК; рекомендации к апробации программы и УМК.
Критериями экспертной оценки явились [5, с. 43]: востребованность программы и УМК; актуальность содержания, ее соответствие современным образовательным тенденциям и процессам; полнота содержания материала, включенного в программу и УМК; применимость содержания программы и УМК для работы различных целевых групп, возможность использования с региональными материалами; теоретическая обоснованность программных материалов и УМК; практическая направленность содержания излагаемого программного материала и УМК; соответствие способов развертывания содержания программного материала заявленным целям и задачам; связность и системность содержания излагаемого программного материала и УМК; ясность изложения, четкость структуры и организации текстов; наличие критериев оценки, позволяющих отслеживать прямые и отсроченные результаты использования программного материала и УМК.
Проверка использования программы и УМК в образовательной практике осуществлялась посредством проведения мониторинга качества знаний и умений обучающихся. Мониторинг проводился в виде диагностических срезов в форме контрольных работ учащихся, выполненных самостоятельно или с оказанием дозированной (стимулирующей, направляющей, организационной, планирующей, операционной) помощи педагога.
Логика выстраивания форм работы преподавателя с педагогами устроена так, что изначально подразумевалась высокая степень индивидуализации обучения: разработка собственных проектов программ и УМК на материале, который выбирался педагогами самостоятельно, исходя из своего опыта (начинающий - новичок или педагог-ста-жист) и целевой группы (учитель-олигофренопеда-гог, педагог-психолог или учитель начальных классов); реализация разработанных проектов проводилась в образовательных учреждениях, в которых работали педагоги. Важным явилось то, что процесс ПК педагогов строился через создание ими проектов с предоставлением разработанной базы информационных, методологических, временных, цифровых ресурсов, позволяющих осуществлять эти проекты эффективно.
Отличительная особенность данной программы ПК состоит в том, что она реализуется в нескольких формах: очной, заочной, дистантной - в режиме on-line, а модульный характер структурирования материала позволяет педагогу, предварительно пройдя процедуру тестирования и собеседования, включиться в работу на любом этапе ее освоения; результатом проектирования и конструирования ПМО является образовательная (учебная) программа, представляющая собой своего рода паспорт проекта будущего учебно-воспитательного процесса. В программе ПК целостно и емко представлены главные его компоненты, обеспечивающие успех обучения: диагностическое целеполагание, логическая структура, дозирование материала и контрольных заданий, описание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий педагога с указанием очередности применения соответствующих элементов дидактического комплекса, система контроля, оценки и коррекции.
Данный вид ПМО УВП в условиях модернизации образования является перспективным для создания качественного образовательного процесса в СКШ VIII вида. Внедрение ПМО УВП может стать основой для становления формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность педагога.
Список литературы
1. Лебедев О. Е. Образовательная программа школы: материалы для обсуждения. Общественный институт развития школы. М., 2006. 28 с.
2. Шадриков В. Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадри-кова // Вестник образования. М., 2007. № 7. С. 35-39.
3. Роберт И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО. 2006. 88 с. URL: http:// www.iiorao.ru/iio/pages/fonds/dict/
4. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения: монография. Орел, 2000. 143 с.
5. Каспржак А. Г. Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации: сборник рекомендаций / под ред. А. Г. Каспржак, Е. Я. Коган, О. Е. Лебедева, Б. И. Хасан, Н. Л. Яблонскене. М.: Университетская книга, 2007. 288 с.
Чубарова Е. А., старший преподаватель.
Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Ул. Матросова, 19, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660079.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 13.05.2010.
Ye. A. Chubarova
DEVELOPMENT OF TEACHER PROFESSIONAL SKILLS IN TEACHER AND LEARNER MATERIAL DESIGNING FOR SCHOOLS FOR LEARNERS WITH SPECIAL NEEDS (TYPE VIII)
The article deals with the development of teacher professional skills in teacher and learner material designing for schools for learners with special needs (type VIII). The teachers acquire the algorithm of syllabus and material design within the in-service teacher training program.
Key words: skills, syllabus, in-service teacher training, syllabus-methodological support, educational process, additional vocational education.
Krasnoyarsk Regional In-Service Teacher Training and Educator Retraining Institute.
Matrosov Street, 19, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk region, Russia, 660079.
E-mail: [email protected]