Научная статья на тему 'Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся при изучении школьного курса географии'

Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся при изучении школьного курса географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
география / компетентностный подход / учебно-познавательная компетентность / ситуационные задачи / geography / competence approach / learning-cognitive competence / situational problems

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Елена Константиновна

На основе анализа основных идей компетентностного подхода и методологических условий формирования учебно-познавательной компетентности представлен прием ситуационных задач, который является средством совершенствования учения и развития учебно-познавательной компетентности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of situational problems is described as a technique for improving learning and developing learning-cognitive competence. The underlying competence approach and methodological conditions for the development of the learning-cognitive competence is also described.

Текст научной работы на тему «Формирование учебно-познавательной компетентности учащихся при изучении школьного курса географии»

Е. К. Павленко

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

На основе анализа основных идей компетентностного подхода и методологических условий формирования учебно-познавательной компетентности представлен прием ситуационных задач, который является средством совершенствования учения и развития учебно-познавательной компетентности школьников.

Ключевые слова: география, компетентностный подход, учебно-познавательная компетентность, ситуационные задачи.

E. Pavlenko

THE DEVELOPMENT OF LEARNING-COGNITIVE COMPETENCE OF PUPILS STUDYING THE SCHOOL COURSE OF GEOGRAPHY

The application of situational problems is described as a technique for improving learning and developing learning-cognitive competence. The underlying competence approach and methodological conditions for the development of the learning-cognitive competence is also described.

Keywords: geography, competence approach, learning-cognitive competence, situational problems.

В последние десятилетия в экономических, политических и других сферах жизни современного общества происходят изменения, которые проникают в сферу образования, создавая новые целевые ориентиры. Изменение целеполагания существенно меняет сложившуюся методическую систему географического образования, поскольку

связано с модернизацией образовательного процесса и его ориентацией на компетент-ностный подход. Главными критериями качества географического образования признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в жизненных ситуациях, в самообразовании и в профессиональной деятельности.

Основные теоретические положения ком-петентностного подхода нашли отражение в работах многих российских ученых (А. А. Андреев, Е. А. Беловолова, В. А. Болотов, С. Г. Воровщиков, В. П. Дронов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.).

Приоритетное место среди ключевых компетентностей занимает учебно-познавательная компетентность, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (см. табл.).

Анализ ряда работ Е. А. Беловоловой, Н. Ф. Винокуровой, В. П. Дронова, В. В. Ни-колиной, В. Г. Суслова, Д. П. Финарова позволяет установить, что развитие учебнопознавательной компетентности является важнейшим аспектом деятельности учителя и учеников на уроках географии. Под учебно-познавательной компетентностью мы будем понимать способность учащегося осуществлять самоуправляемую деятельность по решению реальных познавательных проблем, которая сопровождается овладением необходимыми для их разрешения знаниями и умениями по добыванию, переработке и применению информации.

В географическом образовании одним из основных является «принцип фундаментальности и прикладной направленности». Фундаментальность обучения требует оптимального соотношения теоретической и

практической составляющих основных отраслей знаний, а практическая направленность — моделирования и экстраполяции этих знаний на реальные ситуации в жизни и деятельности человека. Например, оценка экологической ситуации своей местности с помощью различных источников географической информации; объяснение погодных условий и оценка их влияния на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Согласно данному принципу, содержание географического образования должно быть построено в том реальном социальном контексте, в котором протекает жизнедеятельность обучаемых. Из этого следует, что необходимо систематически знакомить учащихся с основными событиями страны, региона, края, места проживания. Усиление внимания к прикладной направленности современных географических исследований нашло отражение в трудах отечественных географов (В. М. Котляков, А. Т. Исаченко, В. К. Жучкова, Э. М. Раковская, В. П. Максаковский, М. М. Голубчик). Таким образом, центральным звеном в осуществлении практической направленности является процесс применения знаний, когда знания получают выход в практическую деятельность и при этом формируется психологическая и педагогическая готовность применять их в определенных условиях и жизненных ситуациях.

Учебно-познавательная компетентность

Личностная значимость компетентности для ученика Знания, на базе которых формируется компетентность Умения и навыки

По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добывание знаний, владение методами решения учебно-познавательных проблем, умение действовать в нестандартных ситуациях Различные подходы, модели процесса познания. Формы и методы познания. Наука как специализированная форма познания - Ставить цель и организовывать ее достижение; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебнопознавательной деятельности; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; - умение представлять устно и письменно результаты своего исследования

Важнейший ресурс, позволяющий соединить классическое школьное образование и социальный опыт, заложен в ситуационных задачах. В зарубежной педагогике решение ситуационных задач носит название кейс-метода. Суть этого приема довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от англ. case — случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Ситуационные задачи направлены не только на освоение конкретных знаний или умений, но и на развитие учебно-познавательной и коммуникативной компетенции школьников. Решение ситуационных задач позволяет установить связь между содержанием школьного географического образования и реальными событиями, происходящими в окружающем мире.

Базовая категория данного приема — понятие «анализ». Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический анализ и другие виды анализа. Можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в ситуационных задачах, что в значительной степени расширяет их возможности.

Для создания географических ситуационных задач базовыми источниками являются: художественная и публицистическая литература, оперативная информация из СМИ, статистические материалы, научные публикации, интернет и его ресурсы.

При всем многообразии видов ситуационных задач все они имеют типовую структуру. Как правило, задача включает в себя:

- название (желательно яркое, привлекающее внимание учащихся);

- ситуацию — случай, проблема, история из реальной жизни;

- личностно значимый познавательный вопрос;

- информацию по данному вопросу, представленную в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные);

- вопросы или задания для работы с задачей. Задания для учащихся в этих задачах подбираются с разным уровнем сложности (от ознакомления до оценки), что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся (класса).

Существует определенный перечень критериев для подбора материала по ситуационным задачам:

• Ситуационная задача должна быть сформулирована в виде рассказа.

• Для ситуационной задачи необходимо брать темы, которые привлекают внимание школьников. Задача должна быть настоящим живым примером, который вызовет неподдельный интерес учащихся.

• Ситуационная задача должна быть актуальной. Для ситуационной задачи предпочтительнее выбирать современные случаи.

• Хорошо составленная ситуационная задача вызывает чувство сопереживания с главными действующими лицами. Важно, чтобы в задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.).

• В текст ситуационной задачи необходимо включать цитаты из различных источников, чтобы создать полноценную, реалистичную картину.

• Создавая ситуационные задачи, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна ученику.

• Наиболее эффективно использовать систему взаимосвязанных ситуационных задач.

Представляем одну из задач, разработанных для курса «География России».

Задача «Бренды Санкт-Петербурга»

Ежемесячно в Петербурге появляются новые предприятия, а на полках магазинов новая продукция. Между тем есть товары, которые уже на протяжении многих лет являются настоящими брендами Петербурга. Какие товары олицетворяют экономический облик нашего города?

Изделия «Императорского фарфорового завода» (ИФЗ)

За 260 лет продукция «Императорского фарфорового завода» не потеряла своей популярности. Сегодня ИФЗ — единственное в России предприятие, где по уникальной технологии выпускают тонкостенные вазы и фигурки из костяного фарфора. Особенно славится фирменный сервиз «Кобальтовая сетка», удостоенный множества престижных наград. Большая часть изделий расписывается художниками вручную.

Фотоаппараты «Смена»

Завод ЛОМО был основан в 1914 году. Он выпускал разнообразные оптические приборы, но славу ему принесли очень простые, неприхотливые и недорогие фотоаппараты «Смена» и «ЛОМО-компакт». Предприятие выпустило 40 миллионов фотоаппаратов. Из них 20 миллионов — «Смена 8М», которая была занесена в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый массовый фотоаппарат планеты.

Шоколад

«Мишка на Севере» — марка, которую с 1966 года выпускает фабрика имени

Н. К. Крупской. Самые первые «Мишки» были вафельно-шоколадными конфетами. В настоящее время фабрика выпускает более 280 наименований шоколадной продукции.

Тушь «Ленинградская»

Выпускается фабрикой «Грим» с 1935 года. Ее дизайн за 74 года не изменился. Тушь представляет собой упакованную в картонную коробку сухую таблетку, которую перед употреблением нужно смочить. Тушь «Ленинградская» экспортируется в различные регионы мира [2].

Задание

1. Ознакомление.

а) Выделите в тексте экономические понятия. Дайте их определения.

б) О каких петербургских брендах идет речь в статье?

в) Какими из перечисленных товаров вы пользовались?

2. Понимание.

а) Какие иностранные бренды вы знаете?

б) Насколько конкурентоспособны петербургские товары по сравнению с зарубежными аналогами? Аргументируйте свое мнение.

3. Применение.

а) Создайте мини-презентацию или рекламу товара, который, по вашему мнению, является петербургским брендом. (Не использовать примеры, перечисленные в тексте.)

4. Анализ.

а) На основе ранее полученных знаний раскройте особенности отраслевой структуры промышленности Санкт-Петербурга.

б) Заполните таблицу:

Отрасли промышленности СПб Крупнейшие предприятия СПб Продук- ция

5. Синтез.

а) Предположите, какие отрасли промышленности будут наиболее интенсивно развиваться в Санкт-Петербурге.

б) Напишите, какие иностранные товары можно заменить отечественными. Обоснуйте ответ.

6. Оценка.

а) Определите возможные критерии оценки перспектив отраслей промышленности Санкт-Петербурга.

б) Оцените значимость товаров, производимых в Санкт-Петербурге, для экономики России.

Использование ситуационных задач на уроках географии позволяет в ходе практического применения знаний и умений овладевать методами географического познания, развивать географическое мышление, совершенствовать опыт работы с различными источниками информации, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. СПб.: КАРО, 2008.

2. Аргументы и факты. 2009. № 24.

3. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. М.: АПК и ППРО, 2006.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

5. Котляков В. М. География в меняющемся мире. Т. 3. М.: Наука, 2003.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

REFERENCES

1. Akulova O. V., Pisareva S. A., Piskunova E. V. Konstruirovanie situacionnyh zadach dlja ocenki kompe-tentnosti uchaschihsja: Uchebno-metodicheskoe posobie dlja pedagogov shkol. SPb.: KARO, 2008.

2. Argumenty i fakty. 2009. № 24.

3. Vorovschikov S. G. Uchebno-poznavatel'naja kompetentnost' starshe-klassnikov: sostav, struktura, deja-tel'nostnyj komponent: Monografija. M.: APK i PPRO, 2006.

4. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii — novaja paradigma rezul'tata obrazovanija // Vysshee obrazova-nie segodnja. 2003. № 5. S. 34-42.

5. Kotljakov V. M. Geografija v menjajuwemsja mire. T. 3. M.: Nauka, 2003.

6. Hutorskoj A. V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija // Narodnoe obrazovanie. 2003. № 2. S. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.