Научная статья на тему 'Формирование учебно-познавательной компетентности младшего школьника как педагогическая проблема'

Формирование учебно-познавательной компетентности младшего школьника как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2202
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СТРУКТУРА УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МОДЕЛЬ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / КРЕАТИВНОСТЬ / EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE / FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE / THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE / THE MODEL OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE / PRIMARY SCHOOL STUDENT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Дарья Сергеевна

Учебно-познавательную компетентность как одну из ключевых для младших школьников следует исследовать в рамках современной парадигмы образования. Рассматриваются формирование учебно-познавательной компетентности младшего школьника как педагогическая проблема и креативность как компонент учебнопознавательной компетентности: учтена специфика учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте, обоснованы и представлены модель, структура, характеристики сформированности учебно-познавательной компетентности младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Educational and cognitive competence as one of the key competences for primary school students should be investigated within the modern educational paradigm. The formation of educational and cognitive competence of a primary school student is viewed as a pedagogical problem. Creativity is viewed as a component of educational and cognitive competence. The specific character of educational and cognitive competence in primary school age is taken into consideration. The model, the structure and characteristics of educational and cognitive competence of a primary school student in its finished state are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование учебно-познавательной компетентности младшего школьника как педагогическая проблема»

Вопросы общего образования

УДК 373.3.016

ББК Ч420.24+Ч420.270.11

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Д.С. Елисеева Оренбургский государственный педагогический университет

Учебно-познавательную компетентность как одну из ключевых для младших школьников следует исследовать в рамках современной парадигмы образования. Рассматриваются формирование учебно-познавательной компетентности младшего школьника как педагогическая проблема и креативность как компонент учебнопознавательной компетентности: учтена специфика учебно-познавательной компетентности в младшем школьном возрасте, обоснованы и представлены модель, структура, характеристики сформированности учебно-познавательной компетентности младшего школьника.

Ключевые слова: учебно-познавательная компетентность, формирование учебно-познавательной компетентности, структура учебно-познавательной компетентности, модель учебно-познавательной компетентности, младший школьник, креативность.

Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление его содержания, нацеленность на кардинально новый образовательный результат. От признания «знаний, умений и навыков» основными итогами образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к самостоятельному решению разнообразных жизненных задач.

Такая переориентация нашла отражение в создании и разработке нового подхода к образованию - системно-деятельностного. Данный подход предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развития. Оно осуществляется на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личностью обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирования готовности к саморазвитию.

Более того, в контексте новой парадигмы образования многие исследователи (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской) рассматривают новое качество образования в терминах компетентностей. В нашем исследовании компетентность рассматривается как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности» [12, с. 60].

Среди ключевых компетентностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека в системе общественных отношений, в стратегии модернизации содержания общего образования обозначена «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации» [9]. Эта компетентность определяется как учебно-познавательная.

Безусловно, формирование у учащихся умения учиться является приоритетной целью образования. Еще в «Великой Дидактике» Ян Амос Коменский заявлял о том, что «альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха» [4, с. 243]. Но несмотря на то, что с момента написания этих строк минуло четыреста лет, за которые было проведено множество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, многие учащиеся по-прежнему не владеют всей совокупностью важных умений и навыков рациональной учебы.

Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня, в том числе и международного. Подтверждение этому мы находим в результатах международных исследований образовательных достижений учащихся PISA - 2000, 2003, 2006 и 2009.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования учебно-познавательной компетентности, так как все виды деятельности, в том числе и учебная, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, ана-литико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем учебнопознавательной компетентности.

Таким образом, формирование учебнопознавательной компетентности младшего школьника по-прежнему является актуальной педагогической проблемой. Более того, требуется уточнение определения понятия «учебнопознавательная компетентность младшего школьника», выявление ее структуры, основных компонентов и критериев сформирован-ности, так как данные знания обусловливают успешность процесса формирования учебнопознавательной компетентности учащихся.

Исследователи рассматривают учебнопознавательную компетентность как «совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности» [12, с. 63]; как «личностную характеристику учащихся, раскрывающую накопленные ими знания, умения в организации учебно-познавательной деятельности, владение способами, навыками и приемами решения учебнопознавательных задач, опыт самостоятельной деятельности» [5, с. 17]; как «готовность осуществлять учебно-познавательную деятельность на определенном уровне» [6, с. 11]; как «интегративное качество личности учащегося, которое отражает владение учебно-познавательной компетенцией и выражается в мотивации на познание, в умениях организации собственной учебно-познавательной деятельности, в информационных и логических уме-

ниях, в системе знаний в предметной области» [11, с. 12]; как «владение умениями и обобщенными способами учебно-познавательной деятельности, способность учащихся применять познавательные умения для получения и создания нового знания для самообразования и самосовершенствования, а также готовность использовать полученные знания, умения и способы познавательной деятельности для решения профессиональных задач» [13, с. 13]; как «системообразующий стратегический приоритет образовательного процесса, объединяющий все ступени образования»; как «уровень индивидуальной учебнопознавательной деятельности, который соответствует существующей в культуре социума системе принципов, ценностей и методов познания» [2, с. 103]; как «устойчивую совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации» [1, с. 12]; как «интеллектуальную готовность обучающихся эффективно применять знания и умения, способствующие личностной реализации, нахождению своего места в окружающем мире» [1, с. 12].

Таким образом, сущность и специфические признаки этой компетентности, с точки зрения исследователей, определяются совокупностью знаний, умений, навыков, опыта и смысловых ориентаций познавательной деятельности; способностью к ней; готовностью осуществлять ее самостоятельно. К явлениям, раскрывающим сущность познавательной компетентности, А.В. Хуторской также относит элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами; теоретическую и практическую готовность к самостоятельной познавательной деятельности [12, с. 63]. В учебно-познавательную компетентность также входят знания и умения це-леполагания, планирования, рефлексии, самооценки учебно- познавательной деятельности [12, с. 63].

Учебно-познавательная компетентность младшего школьника является, безусловно, сложным и многослойным явлением. В его основе лежат общеучебные умения, универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Но как любое сложное

Вопросы общего образования

и многоаспектное явление, учебно-познавательная компетентность младшего школьника требует упорядочения и структуризации.

Один из возможных вариантов модели учебно-познавательной компетентности

младшего школьника вслед за С.Г. Воровщи-ковым мы рассматриваем в совокупности пяти параметров, к которым относятся: тип компетентности; круг объектов действитель-

ности, по отношению к которым вводится компетентность; социальная и личностная значимость компетентности; знания о системе объектов действительности и познания, относящихся к компетентности; умения и навыки, входящие в компетентность [7, с. 83]. Таким образом, модель учебно-познавательной компетентности младшего школьника может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Модель учебно-познавательной компетентности младшего школьника (по С.Г. Воровщикову)

В контексте модели учебно-познавательной компетентности младшего школьника уточним, что владение учебно-познавательной компетентностью предполагает:

- знание способов и приемов познания, высших образцов познавательной деятельности;

- совершенное владение методами познавательной деятельности и способами эффективного учения;

- самостоятельное нахождение новых решений в новых нестандартных учебно-познавательных ситуациях;

- мотивацию к учению, наличие широких познавательных интересов в различных учебных дисциплинах и яркие интеллектуальные способности.

В структуре учебно-познавательной компетентности выделим технико-технологический, теоретико-информационный, ценностно-ориентирующий уровни и соответствующие им компоненты содержания учебно-познавательной компетентности (рис. 2).

Таким образом, ценностно-ориентирую-щий уровень включает в себя убеждения, эмоционально-ценностные установки, знание высших образцов познавательной деятельности. К теоретико-информационному уровню относится такой компонент учебно-познава-

тельной компетентности, как знание законов, теорий и способов познания. Основанием учебно-познавательной компетентности является технико-технологический уровень, включающий в себя владение этими способами и приемами познания, готовность применять техники и технологии познания в различных нестандартных ситуациях [2, с. 107].

В структуре учебно-познавательной компетентности младшего школьника вслед за С.Г. Воровщиковым особое место отводим креативности, хотя этот компонент представлен имплицитно.

Креативность является неотъемлемым компонентом двух уровней в «пирамиде» С.Г. Воровщикова: фундаментального технико-технологического уровня, так как готовность применять техники и технологии познания в различных нестандартных ситуациях и есть не что иное, как креативность, и высшего ценностно-ориентирующего, поскольку творчество является высшим образцом познавательной деятельности, а креативность,

в свою очередь, является высшей формой развития творческих способностей.

Данное наблюдение неслучайно. Креативность, понимаемая как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую харак-

Рис. 2. Структура и содержание учебно-познавательной компетентности младшего школьника

Вопросы общего образования

теристику личности [3, с. 107], обеспечивает необходимую адаптивную гибкость и продуктивную учебную деятельность школьников. В этом контексте креативность является не только компонентом учебно-познавательной компетентности, но и необходимым условием овладения учебно-познавательной компетенцией и полноценной реализации учебно-познавательной компетентности. Так, С.Г. Воров-щиков вслед за А.В. Хуторским формулирует заданное требование к усвоению учебно-познавательной компетенции следующим образом: «Владение креативными умениями продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением эвристическим методом решения проблем» [2, с. 64].

То есть креативность - это компонент учебно-познавательной компетентности. Развитие креативности расширяет диапазон опыта школьников, развивает у них гибкость мышления, необходимую в изменчивых условиях [10, с. 58]. Более того, развитие креативности школьников позволяет им осуществлять системный анализ ситуации, педагогического процесса, выявлять из расплывчатой проблемной ситуации задачи и корректно их формулировать, видеть противоречия и целенаправленно разрешать их, генерируя новые идеи, вести целенаправленный многовариантный поиск решения творческой задачи или проблемы, вести поиск научной информации по проблеме [8, с. 67].

Отмечая значимость учебно-познавательной компетентности младшего школьника, ибо «вся жизнь - это череда решений нестандартных производственных и житейских проблем» [2, с. 89], уточним, что только младший школьник, обладающий учебно-познавательной компетентностью, может быть успешным в жизни. Более того, формирование учебнопознавательной компетентности младшего школьника позволит повысить эффективность и качество образовательного процесса в начальной школе. А развитие креативных умений позволит младшему школьнику более уверенно и эффективно справляться с нестандартными проблемными ситуациями, продуктивнее добывать и применять полученные знания на практике.

Литература

1. Антоненко, Е.Р. Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающих-

ся: автореф. дис. ... канд. пед. наук /

Е.Р. Антоненко. - Владикавказ, 2010. - 22 с.

2. Воровщиков, С.Г. Школа должна учить

мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные

консультантом по управлению и директором школы / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. -М. : Изд-во «5 за знания», 2007. - 352 с.

3. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспи-ров. - М.; Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2005. - 448 с.

4. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Коменский. -М., 1982. - Т. 1. - 693 с.

5. Комиссарова, М.Н. Развитие познавательной компетентности старшеклассников в учебном процессе: дис. . канд. пед. наук / М.Н. Комиссарова. - Магнитогорск, 2006. -209 с.

6. Константинова, С. И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук/С.И. Константинова. -СПб., 2006. - 20 с.

7. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова, Т.И. Ша-мова, Е.В. Орлова. - М. : Изд-во «5 за знания», 2010. - 402 с.

8. Рындак, В.Г. Педагогика креативности: моногр. /В.Г. Рындак. - М. : Издат. дом «Университетская книга», 2002. - 284 с.

9. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

10. Суровцева, Н.А. Креативность как компонент учебно-познавательной компетенции школьников / Н.А. Суровцева // Научные исследования в образовании. - 2011. - № 2. -С. 56-59.

11. Харитонова, О. В. Развитие учебнопознавательной компетентности старшеклассников на уроках геометрии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.В. Харитонова. -СПб., 2006. - 20 с.

12. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Нар. образование. - 2003. - № 2. -С. 58-65.

13. Шаламов, В.В. Развитие познаватель-

ной компетентности учащихся профессио- работы по истории: автореф. дис. . канд.

нальных образовательных заведений деон- пед. наук / В.В. Шаламов. - Екатеринбург,

тического типа в процессе самостоятельной 2007. - 23 с.

Елисеева Дарья Сергеевна, аспирант кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, dasha.eliseeva2011@yandex.ru

FORMATION OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

D.S. Eliseeva Orenburg State Pedagogical University

Educational and cognitive competence as one of the key competences for primary school students should be investigated within the modern educational paradigm. The formation of educational and cognitive competence of a primary school student is viewed as a pedagogical problem. Creativity is viewed as a component of educational and cognitive competence. The specific character of educational and cognitive competence in primary school age is taken into consideration. The model, the structure and characteristics of educational and cognitive competence of a primary school student in its finished state are shown.

Keywords: educational and cognitive competence, formation of educational and cognitive competence, the structure of educational and cognitive competence, the model of educational and cognitive competence, primary school student, creativity.

Eliseeva Daria, postgraduate student of the Department of General Pedagogics, Orenburg State Pedagogical University, dasha.eliseeva2011@yandex.ru

Поступила в редакцию 7 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.