Научная статья на тему 'Формирование у студентов коммуникативных навыков на практических занятиях по русскому языку'

Формирование у студентов коммуникативных навыков на практических занятиях по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / STUDY / SITUATION / ОқЫТУ / ЖАғДАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарсенова А.Ж., Биданова А.А.

The article deals with the ways improving communicative skills of students. The purpose of Studying Russian in high schools is based on the knowledge, skills abilities, acquired at school to develop communicative competence of a specialist, to understand information in original and to achieve aims in professional communication. Teaching Russian by modern methods in high schools where education is given through the Kazakh language focuses on development speech. The article includes a variety of tasks for developing afferent kinds of speech activity reading, writing, speaking such as dialogical exercises on different speech situations, the wide use of texts on various lexical topics that contain studied grammar material. Communicative oriented learning is reflected in the content of texts (informative and problem search texts encouraging to communicate) and in task-system as well. Various types of training and problem-searching tasks based on the text to contribute the development of speaking abilities and writing skills. Thus, by communicative tasks general directions in teaching Russian language as meaning of communication and implementation of educational goals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN STUDENTS AT PRACTICAL LESSONS OF RUSSIAN

The article deals with the ways improving communicative skills of students. The purpose of Studying Russian in high schools is based on the knowledge, skills abilities, acquired at school to develop communicative competence of a specialist, to understand information in original and to achieve aims in professional communication. Teaching Russian by modern methods in high schools where education is given through the Kazakh language focuses on development speech. The article includes a variety of tasks for developing afferent kinds of speech activity reading, writing, speaking such as dialogical exercises on different speech situations, the wide use of texts on various lexical topics that contain studied grammar material. Communicative oriented learning is reflected in the content of texts (informative and problem search texts encouraging to communicate) and in task-system as well. Various types of training and problem-searching tasks based on the text to contribute the development of speaking abilities and writing skills. Thus, by communicative tasks general directions in teaching Russian language as meaning of communication and implementation of educational goals.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов коммуникативных навыков на практических занятиях по русскому языку»

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Как видите, для создания максимальных условий для качественной работы педагогического состава на уровне кафедры многого не требуется: чтобы руководитель был справедливым, заботился не о себе, а о своих сотрудниках, знал и постоянно помнил, что лицо кафедры определяет не он (она), а педагогический коллектив. Одним словом, чтобы руководитель был человеком и им оставался даже будучи начальником.

Таким образом, следует подчеркнуть, что будущее образования в стране и успехи подготовки специалистов в стенах высших учебных заведений всецело определя-

ются качественным составом педагогических кадров. Современный научно-технический прогресс и потребность их рационального использования в образовательной сфере ни в коем случае не снижают роль педагогов, наоборот, предъявляют повышенные профессиональные и морально-нравственные требования к ним. Поэтому деятельность вуза должна быть направлена на тщательный отбор, на создание максимальных материальных и морально-нравственных условий для результативной работы педагогического состава.

ТYЙIН

АКАДЕМИК Н.И. ИЗИМБЕРГЕНОВ

ИННОВАЦИЯЛЬЩ АКПАРАТТЬЩ-ОКЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ ГАСЫРЫНДАГЫ ЖОГАРЫ Б1Л1М БЕРУ ЖУЙЕС1НДЕ ПЕДАГОГ Т¥ЛГАСЫНЫН Р0Л1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекегпк медицина университету Актебе

Еч алдымен окыту процесшде инновациялык тех-нологияны колдану педагогтыч мумшд^терш кечейтеду оныч жумысын жечшдетедк Электронды курылгылар, видеожазбалар студенттерге сабакты накты угынуына септИн тигiзедi. Автор осыган байланысты инновациялык технологияныч мYмкiндiктерiн, колданыс барысындагы кемепн толык ашып бередi. Оны жYзеге асыру жолындагы педагог ечбегiне, педагог тулгасыныч релiне баса назар аударады.

Нег'зг'! свздер: инновациялык технология, ак;параттык;-ок;ыту технологиясы.

SUMMARY

ACADEMICIAN N.I. IZIMBERGENOV

THE TEACHER'S ROLE IN INNOVATIONAL INFORMATIONAL-EDUCATION TECHNOLOGY OF THE CENTURY OF THE HIGH EDUCATIONAL SYSTEM

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe

Firstly, use of innovational technology in the education process increases teacher's possibilities, and his/her work get easy, electronic apparatuses, videotape recording make the subject more understandable for students. According to this, possibility of innovational technology, help in the using time is fully opened by the author. He pays much attention to achieving the way of labour of teacher and role of teacher.

Key words: innovational technology, informational-education technology.

А.Ж. САРСЕНОВА, А.А. БИДАНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования Республики Казахстан для всех специальностей введен курс «Русский язык». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, где не предусматривалось изучение лингвистических дисциплин (кроме иностранного языка), далеко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере.

Обучение русскому языку в школе предполагает, прежде всего, эмоционально-образный подход, цель которого - продемонстрировать его красоту и глубину, помочь школьникам осознать роль и значение языка в постижении культуры, истории, в воспитании гражданственности. В вузе же задача иная - на основе

полученных в школе знаний, умений и навыков развить коммуникативную компетенцию специалиста, понимание языка как носителя информации, средства достижения цели в общении, прежде всего профессиональном [4].

В современной методике преподавания русского языка в вузах с казахским языком обучения большое внимание уделяется работе по развитию речи. В нее включены разнообразные упражнения для развития разных видов речевой деятельности - чтения, письма, говорения [1].

Сегодня очевидна необходимость перехода от системы передачи готовых знаний к системе формирования у студентов умения учиться, развития навыков самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому особое место отводится упражнениям типа: «Проверь себя»,

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (36) 2012 гГ

77

ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНОЛОГИЯЛАРЫ

«Научись задавать вопросы и отвечать на них», «Учись рассуждать и доказывать» [5].

Ориентация на коммуникативную цель позволит на занятиях проводить разнообразные диалогические упражнения, обозначив речевую ситуацию и речевую задачу и предложив опорные слова и конструкции.

Вот несколько примеров.

1. Вы с другом спорите о книге. Мимо проходит еще один ваш знакомый. Вас интересует, знаком ли он с этой книгой.

2. Вашего знакомого в больнице лечили новыми лекарствами. Вам интересно, что ему давали.

3. Ваш друг обещал купить вам билет в кино. Спросите, купил ли он его.

4. Ваша одногруппница пошла выяснить, когда будет консультация по микробиологии. Что вы у нее спросите, когда она вернется?

5. Ваш друг часто опаздывает на занятия. Предупредите его, что завтра экзамен и опаздывать нельзя.

Необходимым условием осуществления коммуникативной направленности в обучении русскому языку является широкое использование связных текстов для комплексного анализа и пересказа [2]. Тексты методических рекомендаций для студентов предлагают определенные условия для речевой ситуации или определенной цели высказываний, дающие преподавателю возможность направлять высказывание студентов на выработку у них определенного отношения к явлениям действительности. При данном виде речевой деятельности текст является основой выделения преподавателем определенных целей восприятия информации, оценок, чувств, содержащихся в тексте, через которых он направляет студентов к правильному пониманию идейного содержания текста. Поэтому при постановке коммуникативных задач по названному виду речевой деятельности перед студентами ставятся конкретные цели восприятия текста.

Например, коммуникативная задача к тексту «Ученый»: (Тема: «Из истории науки. Как делаются научные открытия? Сложноподчинённые предложения с придаточными времени, места, цели)

Описание ситуации.

Ставится задача: прочитать текст и понять его основное содержание.

Возможные цели восприятия текста:

1. Выяснить, почему появилась потребность в ученых-творцах?

2. Подумать, для чего необходимо развивать природные способности?

К текстам «Волшебная музыка Нур - ага», «Гордость казахского народа» (Тема «Культура. Искусство. Выражение определительных значений в простом и сложноподчинённом предложениях).

Описание ситуации.

Встретились два друга (подруги). Один из них недавно побывал на концерте известного казахского певца (певицы, ансамбля).

Примерные цели высказываний:

1. одному из собеседников выразить сожаление в связи с тем, что он не достал другу билет на концерт;

2. высказать мнение относительно репертуара и мастерства певца и его песен;

3. договориться о совместном посещении подобных концертов в будущем.

Эти примеры направлены на формирование у студентов умения общаться в определенных жизненных ситуациях, выражать свое отношение к различным проблемам и областям науки, искусства и т.д. [6] Следовательно, единицей общения является текст (высказывание), созданный для достижения целей общения. В подтверждение сказанного приведем слова Н. И. Жинкина: «Человек не говорит отдельно придуманными предложениями, а одним задуманным текстом» [3].

Коммуникативный принцип направленности обучения получил отражение как в содержание текстового материала (информативность и проблемность текстов, побуждающих к общению), так и в системе заданий. Разнообразные виды заданий с опорой на текст - от тре-нировочно-обучающих до проблемно-коммуникативных - должны способствовать выработке навыков устной и письменной речи.

К примеру, самостоятельная работа студентов над текстом состоит в выполнении разных видов письменных и устных заданий:

-установить тип текста (описание, повествование, рассуждение) и охарактеризовать его (указать смысловую задачу и способы раскрытия темы); определить стиль; -ответить на вопросы по содержанию текста; -составить диалог, опираясь на материал текста; -составить план, тезисы, конспект; -составить аннотацию, рецензию на прочитанный текст;

-найти изученные грамматические конструкции. Таким образом, на примерах коммуникативных задач раскрывается общее направление обучения русскому языку как средству общения и реализации воспитательных целей. И главное здесь - подготовка сегодняшних студентов, завтрашних высококвалифицированных специалистов к определенному речевому поведению, связанному с их деятельностью в разных сферах жизни общества [6].

Список литературы:

1. К.Н. Булатбаева, Ж.Ж. Капенова Обучение стилистике при формировании коммуникативной компетенции // Русский язык и литература в казахской школе. - Алматы. - 2007. № 5. -С. 3

2. У.А. Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева Коммуникативная направленность обучения // Русский язык и литература в казахской школе. - Алматы. - 2006. - № 4. -С. 15

3. Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова Текст (высказывание) как единица общения // Русский язык и культура речи. - Москва. - 2001. -С. 72

4. С.А. Колчин Коммуникативная компетенция: развитие речевой культуры // Русский язык и литература в казахской школе. - Алматы. - 2006. - № 2. -С. 47

5. В.К. Павленко Коммуникативная компетентность как основной результат обучения // Русский язык и литература в казахской школе. - Алматы. - 2007. № 1. - С. 6

6. Э.А. Роовет Решение коммуникативных задач в воспитательных целях // Русский язык в национальной школе. - Москва. - 1976. - № 3. -С. 15

78

/ЧБатые Цазацстан медицина журналы №4 (36) 2012 ж.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ = _ _ _ -

ТУЙ1Н SUMMARY

А.Ж. САРСЕНОВА, А.А. БИДАНОВА

ОРЫС Т1Л1Н1И ПРАКТИКАЛЫК САБАКТАРЫНДА СТУДЕНТТЕРД1И КОММУНИКАТИВТ1К ДАГДЫЛАРЫН КАЛЫПТАСТЫРУ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университету Актебе

Макалада студенттердiч коммуникативтi дагдыларын кетерудiч тYрлерi карастырылган. Жогары мектептерде орыс тiлiн окытудыч максаты мектепте алынган бiлiмдi негiзге ала отырып, мамандардыч компетенттiк комуникативтiк дагдысы мен бтттттн дамыту, акпаратты тасымалдаушы ретшде тiлдi тYсiну жэне кэсiби багытта пайдалану.

Заманауи эдiстемеде жогаргы оку орнында орыс тiлiн казак т^мен бiрге окыту тiл дамытуга Yлкен кечт аударылады. Аталмыш макалада сейлеу эрекет^ч эр тYрiн дамыту Yшiн тYрлi тапсырмалар - окулык, хат, сейлету, ягни: эр тYрлi сейлеу жагдайларына арналган ауызекi диалогтык жаттыгулар, эр тYрлi лексикалык такырыптарга арналган, грамматикалык материалмен камтылган мэтiндердi кечшен колдану.

Коммуникативтi кагидага багытталган окытуда мэтiндi материалдар мазмуны (мэтшшч карым-катынаста кетерiлетiн акпараттык жэне проблемалык болуы) тапсырма жYЙесiнде мачызга ие болады. Мэтiнге тiрек болатын эр тYрлi тапсырмалар - жаттыгу окытудан проблемальщ-коммуникативттке дейiн - жазбаша жэне ауызша тiлде дагдыга калыптастыру.

Осылайша, коммуникативт тапсырмалар тэрбиелiк максаты мен карым-катынас куралы ретiнде орыс тiлiн окытуда жалпы багытта ашылады.

Нег'зг'! свздер: коммуникация, оцыту, жагдай.

A.ZH. SARSENOVA, A.A. BIDANOVA

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN STUDENTS AT PRACTICAL LESSONS OF RUSSIAN

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe

The article deals with the ways improving communicative skills of students. The purpose of Studying Russian in high schools is based on the knowledge, skills abilities, acquired at school to develop communicative competence of a specialist, to understand information in original and to achieve aims in professional communication.

Teaching Russian by modern methods in high schools where education is given through the Kazakh language focuses on development speech. The article includes a variety of tasks for developing afferent kinds of speech activity - reading, writing, speaking such as dialogical exercises on different speech situations, the wide use of texts on various lexical topics that contain studied grammar material. Communicative - oriented learning is reflected in the content of texts (informative and problem - search texts encouraging to communicate) and in task-system as well. Various types of training and problem-searching tasks based on the text to contribute the development of speaking abilities and writing skills.

Thus, by communicative tasks general directions in teaching Russian language as meaning of communication and implementation of educational goals.

Key words: communication, study, situation.

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (36) 2012 гГ

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.