Научная статья на тему 'Формирование творческих способностей студентов юридических вузов'

Формирование творческих способностей студентов юридических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ебралидзе Александр Иосифович

В статье предпринята попытка сформулировать две актуально существующие в педагогической науке задачи: 1. Формирование творческих способностей студентов юридических вузов возможно только при совместной исследовательской деятельности с преподавателем. 2. Обеспечение более полной свободы творчества и соблюдение принципа академических свобод студентов юридических вузов возможно лишь в том случае, если среда, в которой они работают, благоприятствует этому, что требует развития демократии в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is aimed to formulate the two relevant tasks in the pedagogical science: 1. Forming of law students' creative abilities is possible only in the joint research activity with a professor. 2. Provision of more profound freedom of creation and observance of the principle of law students' academic freedoms are possible only in the case when their working environment promotes this, requiring democracy development in higher education establishments.

Текст научной работы на тему «Формирование творческих способностей студентов юридических вузов»

А. И. Ебралидзе

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Санкт-Петербургской юридической академии.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, доктор юридических наук,

профессор В. С. Олейников

В статье предпринята попытка сформулировать две актуально существующие в педагогической науке задачи:

1. Формирование творческих способностей студентов юридических вузов возможно только при совместной исследовательской деятельности с преподавателем.

2. Обеспечение более полной свободы творчества и соблюдение принципа академических свобод студентов юридических вузов возможно лишь в том случае, если среда, в которой они работают, благоприятствует этому, что требует развития демократии в вузе.

Ключевые слова: творчество, креативность, развитие, формирование, самоактуализация.

A. Yebralidze

FORMING OF LAW STUDENTS' CREATIVE ABILITIES

The paper is aimed to formulate the two relevant tasks in the pedagogical science:

1. Forming of law students 'creative abilities is possible only in the joint research activity with a professor.

2. Provision of more profound freedom of creation and observance of the principle of law students' academic freedoms are possible only in the case when their working environment promotes this, requiring democracy development in higher education establishments.

Key words: creation, creativity, development, forming, self-actualisation.

Рассматривая профессиональную деятельность юриста, необходимо отметить ее творческий аспект, что связано не только с выпол-

нением необходимых функций, но и с самореализацией юриста, актуализацией его потенциала. Проявление студентом своего внутрен-

ПЕДАГОГИКА

него потенциала способствует тому, что его деятельность становится более эффективной и приносящей удовлетворение. Данная характеристика признается многими исследователями универсальной. У каждого из самоактуализирующихся студентов обнаруживается та или иная форма креативности, которую можно назвать оригинальностью, изобретательностью или творческой жилкой.

Для того чтобы у студентов формировались творческие способности, необходимо развивать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо всемерно стимулировать стремление студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Творческий характер юридической профессии определяется высокой социальной значимостью и неповторяемостью ее продукта, сформированностью его личности во всем богатстве ее индивидуального своеобразия. Словом, творчество — это не какая-то отдельная сторона юридического труда, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика.

Существуют по крайней мере три причины того, почему студент занимается творчеством: удовлетворить потребность в новой и разнообразной стимуляции, улучшить способности передавать свои идеи и ценности, разрешать проблемы. Множество определений креативности, данных разными учеными, помогают понять ее суть.

Творчество — уровень овладения студентом социальным и профессиональным опытом, характеризующийся самостоятельным выбором направления своей деятельности, способностью нетрадиционно подходить к решению проблем, умением создавать новый продукт.

Обеспечение возможно более полной свободы творчества и соблюдение принципа академических свобод студентов юридических

вузов возможно лишь в том случае, если среда, в которой они работают, благоприятствует этому, что требует развития демократии в вузе. Вузовская демократия — это форма организации деятельности учебного заведения, при которой устанавливается определенная степень свободы вуза в вопросах принятия устава, разработки структуры вуза, статуса его подразделений, создания и функционирования органов управления на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности. Благодаря такой демократии студентам предоставляются академические свободы с одновременным признанием социальной ответственности за всеми субъектами данных свобод.

Также важнейшим условием формирования творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или профессиональную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность со студентом.

Чтобы творчество сформировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, формирование должно происходить под влиянием условий среды. Разнообразные методики развития творчества, предполагающие локальное воздействие (например, различные сборники нестандартных творческих задач), обычно стимулируют усвоение субъектом некоторой новой технологии решения.

Для того чтобы реализовать условия юридической деятельности в ее средства, студенту необходимо владеть гибким индивидуальным стилем. Важным компонентом гибкости является когнитивный стиль как стабильные индивидуально-психологические способы

приема и переработки информации. Он характеризуется «острым» глазом и умом юриста. Когнитивные стили во многом обуславливают положительные или отрицательные последствия профессионализации студента, которые определяются его личностными особенностями как субъекта педагогической деятельности, спецификой других субъектов, универсальностью и содержанием юридической деятельности.

В целом это означает умение выстраивать стратегию перспективы, в ходе стремления к которой одно цепляется за другое, поскольку в действенной стратегии все функционирует в системе и время начинает работать на достижение намеченного результата. В этом случае студенту «удается поймать систему за хвост»: создается сценарий рефлексивного управления. Рефлексивное управление состоит в том, что создаются внешние педагогические условия, которые становятся внутренними условиями, регулирующими активность (поведенческую, деятельностную) студента.

Творческая личность студента юридического вуза — это творчески активная личность, которая действительно не боится конфликтов с собой и окружающей действительностью. Такая личность способна к конструктивной переработке своего опыта. Особенность творческой личности состоит в готовности к рис-

ку. Она вытекает из того, что человек, имеющий много идей, должен иметь смелость высказать их вслух. Это проявляется в смелости в отношении постановки проблемы, в обострении противоречий, в отказе от общепринятых путей и способов решения проблемы.

Несмотря на то что появилось обилие методических рекомендаций и методологических разработок, предлагающих преподавателям разнообразные формы творческих заданий, направленных на развитие творческих качеств в вузовской практике, по-прежнему отмечается преобладание репродуктивных форм деятельности, односторонность подхода к организации восприятия и понимания юридической деятельности.

Назрела необходимость в создании таких форм работы, которые стимулировали бы процесс личностного развития, тем самым активизировались бы творческое мышление студентов.

Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики — формирование творческих способностей студентов, следует сделать вывод, что не каждый сможет стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом обладает каждый студент. И потенциал этот нужно помочь ему раскрыть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.