Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности в системе дополнительного педагогического образования'

Формирование ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности в системе дополнительного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VALUE / EDUCATIONAL VALUES / VALUE ATTITUDE OF A TEACHER TO PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Елена Владимировна, Обухова Людмила Александровна

В статье представлены критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного педагогического образования Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE attitude of A teacher to PROFESSIONAL WORK IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL TEACHER TRAINING

The criteria, indicators and levels of formation of value attitude of teachers to their professional activity in the sphere of additional pedagogical education of the Voronezh Regional Institute for Professional Development and Retraining of Educationalists have been presented in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения педагога к профессиональной деятельности в системе дополнительного педагогического образования»

УДК 377.018.48

Лапина Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольного и начального общего образования института повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежской области тел.: (473-2)-35-24-99

Обухова Людмила Александровна

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе института повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежской области тел.: (473-2)-35-21-13

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного педагогического образования Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ключевые слова: ценность, педагогические ценности, ценностное отношение педагога к профессиональной деятельности.

Lapina Elena Vladimirovna

PhD in Pedagogy, Dean of the Faculty of Preschool and Primary General Education of the Institute for Professional Development and Retraining of Educationalists of Voronezh Region tel.: (473-2)-35-24-99

Obukhova Lyudmila Aleksandrovna

Doctor of Pedagogy, Professor, Vice-Rector for Science and Methods of Teaching of the Institute for Professional Development and Retraining of Educationalists of Voronezh Region tel.: (473-2)-35-21-13

FORMATION OF VALUE ATTITUDE OF A TEACHER TO PROFESSIONAL WORK IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL TEACHER TRAINING

The criteria, indicators and levels of formation of value attitude of teachers to their professional activity in the sphere of additional pedagogical education of the Voronezh Regional Institute for Professional Development and Retraining of Educationalists have been presented in the article.

Key words: value, educational values, value attitude of a teacher to professional activity.

На современном этапе развития образования возрастает приоритет человеческого фактора, усиливается внимание к личности учителя, необходим педагог, ориентированный на базовые ценности своей профессиональной деятельности и способный к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения, как для учащихся, так и для самого учителя. Таким образом, проблема изучения ценностной сферы личности в настоящее время приобретает комплексный характер, являясь предметом изучения различных наук, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке.

Если обратиться к научным исследованиям, то можно отметить, что проблема воспитания ценностных основ личности является одним из направлений многочисленных исследований ученых различных областей как исторически складывающегося научного знания о человеке, так и современного человекознания (философов, психологов, педагогов, социологов и т.д.). Проблеме ценностного развития личности посвящен целый ряд работ выдающихся мыслителей - это Т. Мор, И. Кант, М. Шелер и многие другие [1, с. 341].

В настоящее время нет единого представления о сущности понятия «ценность» (насчитывается около ста различных его определений). При этом большинство современных трактовок понятия «ценность» сводятся, как правило, к позитивной значимости чего-либо для субъекта. Именно такое его определение дал еще в 1860-е гг. немецкий философ Герман Лотц. Формирование ценностей педагогической деятельности особенно актуально на стадии профессиональной самореализации педагога. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога [2, с. 830].

Ценностное отношение педагога к профессиональной деятельности в системе дополнительного педагогического образования определяется нами, как многоуровневое личностное образование в структуре сознания личности специалиста. Оно состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

- ценностно-мотивационный: интерес к профессии, стремление добиться успеха в профес-

сиональной деятельности; понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий; побуждение активно участвовать в социальной жизни; профессионализм, постоянный профессиональный рост, повышение квалификации, самообразование и саморазвитие, творчество, интеллектуальная и эмоциональная гибкость, успешная адаптация к постоянно меняющимся условиям, коммуникабельность;

- когнитивный: объединяет в себе знания, умения, навыки, квалификацию, присущие специалисту, благодаря которым он проявляет умение понимать профессиональные задачи, оценивать их значимость, составлять и реализовывать программу личностного и профессионального самообразования и развития;

- содержательно-деятельностный: включает совокупность профессиональных умений и навыков ориентирования в информационном потоке, анализа информации, владения современными методами и средствами связи;

- оценочно-рефлексивный: предусматривает системный подход при анализе результатов деятельности образовательного процесса, навыков аналитического мышления, прогнозирования результатов деятельности; наличие умений научно-практической диагностики и коррекции образовательного процесса, общения и взаимодействия.

Для выявления уровня сформированности ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности нами были разработаны соответствующие критерии, показатели и уровни прогнозируемого результата.

Таблица

Критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения педагогов

к профессиональной деятельности

критерии показатели уровни баллы

ценностно- мотивационный сформированные мотивы и ценности профессионального успеха (профессионализм, профессиональный рост) проявляется в полной мере 5-7

проявляется частично 3-4

проявляется незначительно или не проявляется 0-2

когнитивный объем знаний в профессиональной сфере (уровень методологических, психолого-педагогических и специальных знаний, формулировка профессиональных затруднений) полные 5-7

не достаточно полные 3-4

фрагментарные 0-2

содержательно- деятельностный профессиональный рост, повышение квалификации (активное участие в различных проектах, семинарах, конференциях) в течение всей профессиональной деятельности 5-7

в рамках курсовой подготовки 3-4

не всегда 0-2

оценочно- рефлексивный оценка своей педагогической деятельности (умение анализировать изменения условий профессиональной деятельности, оценивать соотношение возможностей педагога и внешних условий,анализировать ситуацию, корректировать программу собственного развития) адекватная 5-7

адекватная не всегда 3-4

не адекватная 0-2

В соответствии с выделенными критериями и показателями нами определены уровни ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности в системе дополнительного педагогического образования: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень (20-28 баллов) характеризуется глубокими и систематизированными знаниями в профессиональной сфере; сформированными умениями устанавливать эмоциональный контакт с коллегами, детьми и их родителями; сформированной системой ценностей, нравственных и других социальных норм, принципов, идеалов, установок к профессиональному росту повышению квалификации; стремлением профессионально развиваться и совершенствоваться; высоким уровнем умений выбирать и использовать формы, навыки и методы социальной работы; активным участием в профессионально направленных мероприятиях, проводимых в ВОИПКиПРО и за его пределами, по собственной инициативе; умением оценивать свои возможности (как специалиста). Мотивация отличается высокой силой: увлеченность, настойчивость, целеустремленность. Педагоги устанавливают высокий порог требований, предъявляемых в качестве самооценки соб-

ственной педагогической деятельности, осознается значимость профессионального мастерства.

Средний уровень (12-16 баллов) характеризуется проявлением стремления профессионально развиваться и совершенствоваться, хорошими знаниями в профессиональной сфере; средним уровнем развития коммуникативных способностей, участием в профессионально направленных мероприятиях (в ВОИПКиПРО и за его пределами, в том числе, по собственной инициативе); анализ внешних условий. Творческая активность проявляется в рамках курсов повышения квалификации. В структуре мотивации участия в семинарах, конференциях присутствуют побуждения разного плана. Оценка педагогической деятельности не является постоянной. Интерес к профессиональному росту ситуативный.

Низкий уровень (0-8) характеризуется фрагментарностью знаний в профессиональной сфере; несформированный интерес к профессиональному росту, повышению квалификации; несфор-мированная система ценностных ориентаций и низкая нацеленность на успех; не принимается участие в профессионально направленных мероприятиях по собственной инициативе; низкие навыки сотрудничества, общения; не принята необходимость актуализации самообразования, не замечаются условия педагогической деятельности. Наблюдается неразвитость мотивации в профессиональной сфере, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих мотивов, либо наличие одного-двух мотивов, не представляющих социальной ценности.

Представленный процесс формирования ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности используется в сфере дополнительного педагогического образования Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках реализации инновационных подходов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. ШелерМ. Избранные произведения. М., 1994.

2. Современный философский словарь / под общ. ред. В.Е. Кемерова. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.