Научная статья на тему 'Axiological aspect of the training сourse organization for educationalists of the dean's Office of preschool and primary general education'

Axiological aspect of the training сourse organization for educationalists of the dean's Office of preschool and primary general education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / AXIOLOGICAL APPROACH / PROFESSIONAL DIFFICULTIES / REFLECTION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Елена Владимировна, Обухова Людмила Александровна

Статья посвящена актуальности применения аксиологического подхода в организации курсов повышения квалификации деканата дошкольного и начального общего образования в сфере дополнительного педагогического образования Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина Елена Владимировна, Обухова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Axiological aspect of the training сourse organization for educationalists of the dean's Office of preschool and primary general education»

УДК 378:377.8

Лапина Елена Владимировна

кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольного и начального общего образования института повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежской области (ВОИПКиПРО) editor@hist-edy.ru

Обухова Людмила Александровна

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе института повышения квалификации и переподготовки работников образования Воронежской области (ВОИПКиПРО)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛЮ ДЕКАНАТА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальности применения аксиологического подхода в организации курсов повышения квалификации деканата дошкольного и начального общего образования в сфере дополнительного педагогического образования Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Ключевые слова: аксиологический подход, профессиональные затруднения, рефлексия профессиональной компетентности.

Lapina Elena Vladimirovna

PhD in Pedagogy, Dean of the Faculty of Preschool and Primary General Education of the Voronezh Regional Institute for Development and Retraining of Vocational Competence of Education Workers (VRIDandRVCEW)

editor@hist-edy.ru

Obukhova Lyudmila Aleksandrovna

Doctor of Pedagogy, Professor, Vice-Rector for Methodological Work of the Voronezh Regional Institute for Development and Retraining of Vocational Competence of Education Workers (VRIDandRVCEW)

AXIOLOGICAL ASPECT OF THE TRAINING COURSE ORGANIZATION FOR EDUCATIONALISTS OF THE DEAN'S OFFICE OF PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION

The article focuses on the currency of axiological approach application in the organization of training courses for vocational competence development of the dean's office of preschool and primary general education in the sphere of additional teacher training education of the Voronezh Regional Institute for Development and Retraining of Vocational Competence of Education Workers.

Key words: axiological approach, professional difficulties, reflection of professional competence.

Последнее десятилетие характеризуется повышением внимания к проблеме ценностей в образовании. Аксиологические приоритеты образования раскрыты в работах Б.М. Бим-Бада, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, М.В. Богуславского, В.З. Вульфова, Б.Т. Лихачева и др.

С позиций аксиологического подхода (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров и др.) удается выявить и описать содержание структурных компонентов профессиональной ориентации работников образования с учетом ценностно-смысловых стратегий педагогической деятельности, определить ее особенности, представить результат [1, с. 182].

В настоящее время образовательное пространство ВОИПКиПРО предполагает реализацию и самореализацию заложенного в педагоге личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными образовательными потребностями и запросами в профессиональных знаниях, что отражается на наличии определенных ценностей и дальнейшего их развития в процессе повышения квалификации воспитателей ДОУ и учителей начальных классов.

Деканат - неотъемлемая часть структуры и образовательного пространства ВОИПКиПРО по организации курсовой подготовки слушателей.

Цель деятельности деканата: создание благоприятной образовательной среды, направленной на формирование ценностно-смысловых стратегий профессиональной позиции участников образовательного процесса ВОИПКиПРО, комплектование учебных групп слушателей с максимально однородными потребностями в дополнительных профессиональных знаниях. Деканат выполняет следующие основные функции;

- организационно-подготовительная функция включает входной контроль участников образовательного процесса ВОИПКиПРО, определение состава учебных групп с учетом квот по направлению педагогических работников г. Воронежа и Воронежской области на курсы повышения квалификации;

- поисково-преобразующая функция связана с изучением и анализом потребности муниципальных органов управления образованием, методических служб, руководителей и педагогических работников образовательных учреждений в повышении квалификации по районам и видам обра-

зовательных учреждений в целях качественной организации курсов повышения квалификации;

- контрольно-аналитическая функция связана с проведением мониторинга участников образовательного процесса ВОИПКиПРО, ведением учета, анализа динамики движения, уровня и периодичности повышения квалификации учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений;

- корректировочно-обобщающая функция включает обобщение информации заявок потенциальных слушателей, подготовка запроса на содержание курсов повышения квалификации профильной кафедре [2, с. 4-5].

Цель достигается в реализации следующих задач:

- расширить возможности потенциальных слушателей курсов повышения квалификации в построении индивидуальных образовательных маршрутов;

- совершенствовать качество организации курсов повышения квалификации по профилю деканата дошкольного и начального общего образования;

- повысить компетентность, обеспечить развитие ценностно-смысловых стратегий профессиональной позиции учителей начальной школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в системе повышения квалификации.

Необходимое условие реализации непрерывного образования педагогов - хорошо организованный образовательный процесс на курсах повышения квалификации, что можно проследить на схеме организации курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ и учителей начальных классов.

Рис. 1. Схема организации курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ и учителей начальных классов

В центре профессиональные затруднения педагогов.

Алгоритм комплектования учебных групп слушателей с максимальными однородными потребностями в профессиональных знаниях осуществляется согласно утвержденной циклограмме. На курсах повышения квалификации широкое распространение получила, так называемая, «входная диагностика», цель которой определить профессиональные запросы и затруднения слушателей. Эта форма изучения профессиональных запросов (а через них и профессиональных потребностей) педагогов позволяла сделать, по крайней мере, два важных для определения и оптимизации содержания повышения квалификации шага. Первый, скорректировать, насколько это возмож-

но в рамках реализуемой на курсах дополнительной профессиональной образовательной программы, содержание излагаемых преподавателями учебных тем и вопросов. Второй, совершенствовать, в расчете уже на следующие курсы повышения квалификации для педагогов этой же или родственной специальности, дополнительную профессиональную образовательную программу, учесть при ее совершенствовании выявленные при диагностике профессиональные запросы и потребности слушателей [3, с. 37].

По окончании курсов повышения квалификации куратор группы проводит итоговое анкетирование слушателей с целью определения наиболее значимых тем для каждой категории работников образования и выявления качества предоставленной образовательной услуги.

Далее, по согласованию с профильной кафедрой, вносится корректировка на следующий квартал в перечень учебных тем, предлагаемый потенциальным слушателям для ранжирования.

Профильные кафедры предлагают широкий спектр тем, отражающий требования современного образовательного процесса. В последнее время активно выбираются темы по формированию универсальных учебных действий (УУД).

Так, например, наиболее востребованы:

- Инновационные технологии в ДОУ;

- Формирование предпосылок УУД средствами интеграции образовательных областей;

- Проектирование образовательного пространства ДОУ и другие.

Результатом повышения квалификации работников образования по профилю деканата дошкольного и начального общего образования выступают прикладные, фундаментальные и методологические знания, составляющие единую основу профессиональной и общей культуры педагога, широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач, например:

- умения планировать индивидуальный образовательный маршрут;

- самореализация на основе выбора учебных тем;

- повышение профессиональной компетентности;

- сформированные цели, ценности, мотивы, интерес к повышению квалификации;

- наличие практических навыков;

- сформированные УУД;

- умения контролировать и оценивать результаты своей деятельности и другие.

Таким образом, аксиологический аспект в организации курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ и учителей начальных классов, включая центральные характеристики - образование, педагогический опыт, стаж, рефлексию профессиональной компетентности, является основой дальнейшего профессионального развития педагога, что дает возможность успешно решать задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

7. Никандров Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Народное образование. 2001.

№ 2.

8. Лапина Е.В. Реализация ценностно-смысловой модели организации курсов повышения квалификации деканата дошкольного и начального общего образования: методические рекомендации. Воронеж, 2013.

9. Мозгарев Л.В., Мосолов О.Н., Савинков Ю.А. Система повышения квалификации работников образования -вчера, сегодня, завтра. Концепция развития системы повышения квалификации работников образования Воронежской области. Воронеж, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.