Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в условиях образовательной школы'

Формирование ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в условиях образовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / HEALTH / SENIOR PUPIL / VALUABLE ATTITUDE / MOTIVATION / ORIENTATION VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаева К.Х.-Д.

Автор на основе глубокого теоретического анализа приходит к выводу о том, что построение здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания в общеобразовательной школе требует переосмысления ценностных ориентаций в образовании, пересмотра соотношения между образованием и сохранением здоровья. Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических ситуациях является важнейшей проблемой, так как дети определяют будущее страны, а решение данной проблемы обеспечивает сохранение генофонда науки, повышение научного и экономического и потенциала общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH IN SENIOR PUPILS IN SCHOOL

On the base of a thourough theoretical analysis, the author came to the conclusion, that the formation of health preservation during the process of education and upbringing in school demands to reassess value-related orientation in education and to reconsider the correlation between education and health preservation. The health of younger generation in every society and in every socio-economic situation is a major problem and state’s concern, for children make the future of the country, and the solution to this problem ensures the gene pool of science, increase scientific and economic potential of the society. That paper prsents some statistics on getting traumas and different kinds of injuries among the young population in Russia. The problem of suicide is also unde the authors consideration. The main concern of the researcher is that in comparison to the statistics of the suicide rate in the world the number of suicide among youth in Russia is a few times bigger. The suicides in rural areas is 2.2 times that higher than in urbal areas. The author offers some ways of solving the social problems of youth.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в условиях образовательной школы»

спечение монологической, диалоговой и групповой коммуникации.

Четвертым аспектом, на котором следует остановиться для характеристики психодидактического подхода, используемым нами в определении целей и содержания реализуемой образовательной программы, является разработка фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, в том числе и средств оценки совместной работы студентов [5;6]. Особое значение в нашем исследовании имеют дискуссионные формы осуществления текущей и промежуточной аттестации, в том числе включение междисциплинарных практических вопросов, выявляющих готовность

Библиографический список

слушателей применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях.

Таким образом, формирование коммуникативной культуры студентов, будущих педагогов представляет собой сложный многогранный процесс, в ходе которого должно осуществляться целенаправленное педагогическое воздействие, в условиях специально созданной образовательной среды вуза. В контексте психолого-педагогического подхода процесс формирования коммуникативной культуры будущего педагога предполагает три основных направления: развитие перцептивных способностей и умений; умение общаться в различных ситуациях; умение сотрудничать в различных видах деятельности.

1. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Казань, 2008.

2. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

3. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактический подход к конструированию школьного учебника (в рамках «обогащающей» модели обучения математике). Вестник практической психологии образования. 2007; 2.

4. Холодная М.А. Задачи интеллектуального воспитания учащихся в современной школе. Психология в ХХI столетии. Москва, 2003; 2.

5. Мухина Т.Г. Содержательные характеристики дополнительной образовательной программы. Приволжский научный журнал. 2010; 1(13).

6. Мухина Т.Г. Современные образовательные технологии и их назначение при реализации дополнительной профессиональной образовательной программы. Приволжский научный журнал. Нижний Новгород, 2010; 2(14).

References

1. Auhadeeva L.A. Formirovanie kommunikativnoj kul'tury buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2008.

2. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

3. Gel'fman 'E.G., Holodnaya M.A. Psihodidakticheskij podhod k konstruirovaniyu shkol'nogo uchebnika (v ramkah «obogaschayuschej» modeli obucheniya matematike). Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2007; 2.

4. Holodnaya M.A. Zadachi intellektual'nogo vospitaniya uchaschihsya v sovremennoj shkole. Psihologiya vХХI stoletii. Moskva, 2003; 2.

5. Muhina T.G. Soderzhatel'nye harakteristiki dopolnitel'noj obrazovatel'noj programmy. Privolzhskijnauchnyjzhurnal. 2010; 1(13).

6. Muhina T.G. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii i ih naznachenie pri realizacii dopolnitel'noj professional'noj obrazovatel'noj programmy. Privolzhskij nauchnyj zhurnal. Nizhnij Novgorod, 2010; 2(14).

Статья поступила в редакцию 26.02.15

УДК 371.5

Batchaeva K.H., postgraduate, tacher, Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: Sabira-e@yandex.ru

THE FORMATION OF VALUABLE ATTITUDE TO HEALTH IN SENIOR PUPILS IN SCHOOL. On the base of a thourough theoretical analysis, the author came to the conclusion, that the formation of health preservation during the process of education and upbringing in school demands to reassess value-related orientation in education and to reconsider the correlation between education and health preservation. The health of younger generation in every society and in every socio-economic situation is a major problem and state's concern, for children make the future of the country, and the solution to this problem ensures the gene pool of science, increase scientific and economic potential of the society. That paper prsents some statistics on getting traumas and different kinds of injuries among the young population in Russia. The problem of suicide is also unde the authors consideration. The main concern of the researcher is that in comparison to the statistics of the suicide rate in the world the number of suicide among youth in Russia is a few times bigger. The suicides in rural areas is 2.2 times that higher than in urbal areas. The author offers some ways of solving the social problems of youth.

Key words: health, senior pupil, valuable attitude, motivation, orientation values.

К.Х.-Д. Батчаева, ст. преп. каф. теоретических основ физической культуры и туризма ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: Sabira-e@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Автор на основе глубокого теоретического анализа приходит к выводу о том, что построение здоровьесберегающего процесса обучения и воспитания в общеобразовательной школе требует переосмысления ценностных ориентаций в образовании, пересмотра соотношения между образованием и сохранением здоровья.

Здоровье подрастающего поколения в любом обществе и при любых социально-экономических ситуациях является важнейшей проблемой, так как дети определяют будущее страны, а решение данной проблемы обеспечивает сохранение генофонда науки, повышение научного и экономического и потенциала общества.

Ключевые слова: здоровье, старшеклассник, ценностное отношение, мотивация, ценностные ориентации

В Федеральном законе «Об образовании» 2012 года (статья 3 «Принципы государственной политики в области образования»), в «Национальной доктрине развития образования», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», отмечается, что сегодня приоритетной задачей системы образования в нашей стране является воспитание человека в духе ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, как наивысшей социальной ценности, формирование высокого уровня здоровья детей и учащейся молодёжи во всех его аспектах - духовном, психическом, физическом.

Современные исследования указывают на то, что традиционный образовательный процесс имеет негативное влияние на состояние здоровья детей.

По данным Министерства здравоохранения РФ, за 2013 год в структуре заболеваемости населения с диагнозом, установленным впервые, на первом месте остаются болезни органов дыхания, удельный вес которых составил 42,3% (рост по сравнению с 2012 годом - на 1%). Второе место занимают травмы, доля которых несколько снизилась и составила в 2013 году 11,6% (2012 год - 11,8%). На третьем месте - болезни мочеполовой системы 6,2%. Болезни системы кровообращения занимают в Российской Федерации второе место в структуре общей заболеваемости населения (14,4%) и первое место в структуре смертности (53,2%).

Общая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения в Российской Федерации по сравнению с 2012 годом выросла на 0,7%. Травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин занимают 7 место в структуре общей заболеваемости населения и 3-е место в структуре смертности [1] .

По данным ВОЗ если в мире подростки 15-19 лет совершают в среднем 10 случаев суицида на 100 тыс. населения в год, то в России в разы выше. При этом среди сельской молодежи показатели смертности от самоубийств выше в 2,2 раза [2]. С учетом отсутствия в настоящее время каких-либо факторов преодоления дезорганизации общества, высокого суицидального риска среди большей части населения страны, алкогольной детерминанты российских суицидов и кризисной ситуации в системе воспитания подрастающего поколения, нет оснований ожидать существенного улучшения суицидологической обстановки в Российской Федерации [3].

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения нуждается в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности.

Особое место и ответственность в этом процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс сберегающим.

Современная общеобразовательная школа обладает большим потенциалом для сохранения и укрепления здоровья учащихся, в том числе для реализации междисциплинарных комплексных оздоровительных программ.

Здоровье - показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа, а резервы формируются в результате воспитания. При всей значимости других факторов (социальных, материальных, экологических и др.) основной причиной всеобщего нездоровья являются изъяны в системе воспитания детей в семье и школе с телесной и психической деградацией поколений практически во всей современной цивилизации.

В своих исследованиях Э.Н. Вайнер, Е.В. Волынская, Т.Я. Магун, Т.Ю. Никифорова, А.В. Чеботарев и др. среди причин риска здоровья учащихся в образовательной среде выделяют такие как, информационные перегрузки, несовершенная организация учебного процесса, недостаточная двигательная активность, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия в образовательных учреждениях, низкий уровень культуры здоровья школьников, отсутствие в системе образования концепции и идеологии здоровья учащихся и педагогов, низкий уровень ва-леологической компетентности педагогов.

Анализ диссертационных исследований, психолого-педагогической, медицинской литературы, позволяют сделать вывод о том, что основной причиной такого положения является отсутствие в отечественном образовании приоритета жизни и здоровья школьников как одной из важнейших человеческих ценностей. Именно с этим следует связать и те организационные, методические, содержательные и многие другие обстоятельства, которые столь неблагоприятно сказываются на здоровье учащихся.

Для осуществления здоровьесберегающей деятельности педагогам и учащимся необходимо иметь чёткие представления о здоровье, сущности ценностного отношения к нему. Основная цель здоровьесберегающего образования - воспитание культуры здоровья, в основе которой лежит сознательно выработанное ценностное отношение школьника к здоровью и оздоровительной деятельности.

Ценностное отношение к здоровью проявляется через признание учащимися ценности здоровья в качестве одной из приоритетных. Многие исследователи относят здоровье по значению к высшим ценностям, называя его после понятия «жизнь».

Формирование ценностного отношения к здоровью, его осмысление может происходить в течение всей жизни человека. Однако наиболее сензитивным периодом формирования адекватной ориентации на ценностные характеристики здоровья является старший школьный возраст. Именно в этом возрасте по мнению многих ученых (15-17 лет) заметно повышается требовательность к собственному поведению и поведению других людей, меняется представление о ценностях, оценке и самооценке. Это приводит к самовоспитанию, пониманию здоровья как высшей ценности и приобретению чувства ответственности за состояние собственного организма. В этом возрасте начинается интенсивное обогащение нравственной сферы личности. Своё поведение школьники начинают регулировать на основе имеющихся взглядов, убеждений и формирующегося жизненного опыта. Представления об окружающем мире и этических нормах объединяются в их сознании в единую картину. Благодаря этому ценностная и нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

К сожалению, обозначенные характеристики старшеклассников для формирования у них ценностного отношения к здоровью и оптимального стиля жизнедеятельности в современном образовательном процессе задействованы недостаточно. Поэтому вектор педагогических исследований должен быть направлен на поиск эффективных путей и способов поддержания у учащихся здоровья с использованием аксиологического потенциала учебного материала.

Приобщение учащихся к ценностям предполагает обеспечение их восхождения к миру альтернативных ценностей через включение в разнообразные отношения, что обеспечивает становление широкого спектра ценностных отношений. Природа ценностных отношений сложна, ибо предметы, имеющие значение для человека, порождают большое количество ценностей. Их трудно осмысливать без определенной классификации.

Для нашего исследования наибольший интерес представляет классификация ценностей Б.С. Ерасова. В ней в качестве приоритетных выступают ценности витальные - жизнь и её качество, здоровье, безопасность и природная среда. Здоровье является высшей и абсолютной ценностью, смысл которой заключается в актуализации целей, намерений и действий как отдельных людей, так и социальных институтов. Таким образом, здоровье как явление феноменальное, безусловно, имеет значение во всех отношениях. Причём термин «отношение» в данном случае используется в контексте оценки. Оценка - это суждение о значении какого-либо предмета или явления. В данном случае речь идет о значении здоровья человека для людей, вступающих с ним в ценностные отношения. Эти отношения к здоровью возникают потому, что оно имеет биологическую, социальную, экономическую, эстетическую, этическую и этническую значимость.

На основе вышеизложенного нами была определена система ценностных отношений к здоровью, которая включает следующие элементы:

- анализ и оценка окружающей среды как совокупности экологических, биологических и географических факторов, обусловливающих состояние здоровья человека;

- анализ и оценка среды жизни человека как совокупности социальных, экономических, этических и этнических факторов, определяющих уровень качества жизни;

- анализ и оценка состояния здоровья собственного организма при совершенствовании физических и духовных качеств;

- анализ и оценка результатов выполнения своих здоро-вьесберегающих действий и таких же действий других людей;

- анализ и оценка поведения людей, имеющих вредные привычки и (или) пристрастия - табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ, частое нарушение правил гигиены, неадекватная реакция на стрессовые раздражители, несоблюдение рационального режима дня, ограничение двигательной активности;

- анализ и оценка поведения людей, культивирующих здоровый образ жизни - оптимальный режим движения, научно-обоснованные требования психогигиены, соблюдение правил питания и личной гигиены, отсутствие вредных привычек.

Эффективность формирования ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в условиях общеобразовательной школы с учетом их возрастных особенностей определяется включением в образовательную работу ценностного подхода, выступающего в качестве принципиального положения и ориентирующего участников учебно-воспитательного процесса на осуществление осмысленной здоровьесберегающей деятельности. Успешное выполнение учащимися такой деятельности обусловливается усвоением материала о строении и функционировании организма, факторах здоровья и болезни, значимости здоровья для человека, семьи, общества и государства на основе анализа биологических, социальных, экономических, эстетических, этических и этнических отношений, что обеспечивает формирования культуры здоровья учащихся.

Из ценностного отношения к ребёнку вырастает понимание цели личностно-ориентированного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания. Это необходимо для становления самобытного личностного образа, здоровой и полноценной человеческой жизни, индивидуального здоровьесберегающего опыта диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой и цивилизацией.

В содержание личностно-ориентированного образования входит всё, что необходимо человеку для строительства и развития собственной личности, ответственной за состояние своего здоровья и здоровья других людей. Оно представлено обязательными компонентами - когнитивным, аксиологическим, дея-тельностно-творческим и личностным.

Когнитивный компонент содержания обеспечивает научными знаниями о человеке, природе и культуре как основе физического и духовного развития. Он включает естествоведческие -

Библиографический список

биологические, физиологические, санитарно- гигиенические и медицинские, социальные и технологические закономерности и понятия, представляющие человека как биосоциальное существо.

Аксиологический компонент позволяет учащимся открывать мир ценностей и оказывает помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов, понимания уникальной ценности здоровья.

Деятельностно-творческий компонент способствует развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании, труде, научной, художественной и главное здоровьесберегающей деятельности.

Материалы опытно-экспериментальной работы позволили нам выделить и обосновать совокупность педагогических условий, способствующих наиболее эффективному формированию ценностного отношения старшеклассников к здоровью:

- процесс формирования ценностного отношения старшеклассников к здоровью в учебно-воспитательном процессе должен иметь научно обоснованный, системный, целостный характер;

- включение в образовательный процесс спецкурсов здоро-вьесберегающей, здоровьеформирующей направленности;

- использование инновационных форм и методов (интегрированные уроки, программы на основе межпредметных связей и др.;

- формирование мотивации, умений, навыков, характеризующие культуру здоровья и проявляемых в реальном поведении;

Успешное формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в условиях общеобразовательной школы возможно при использовании в учебной и в внеучебной деятельности целостной системы, которая включает комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, задачи, диагностика уровня сформированности, педагогическое руководство разнообразной деятельностью учащихся, что позволяет формировать ценностного отношения старшеклассников к здоровью.

1. Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год. Москва, 2014.

2. Морозов П.В. Суицидальность при депрессии: влияние генетических факторов и антидепрессантов. Психиатрия и психофармакотерапия. 2010; .№ 1, Том 12: 4-7.

3. Смертность российских подростков от самоубийств. А.Е. Иванова и др. Москва, 2011.

References

1. Ob itogah raboty Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii v 2013 godu i zadachah na 2014 god. Moskva, 2014.

2. Morozov P.V. Suicidal'nost' pri depressii: vliyanie geneticheskih faktorov i antidepressantov. Psihiatriya ipsihofarmakoterapiya. 2010; .№ 1, Tom 12: 4-7.

3. Smertnost'rossijskih podrostkov ot samoubijstv. A.E. Ivanova i dr. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 31.03.15

УДК 372.212.2

Vasina O.A., postgraduate, Pedagogy and Pedagogical Technologies Department, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia), E-mail: Sabira_enokaeva@mail.ru

THE ETHNIC SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN TERMS OF SCHOOL. The research paper studies the preservation of ethnic culture values, the socialization of students on the terms of a comprehensive school mainly depends on the orientation of educational system at the ethnic culture as an integrative social and personal phenomenon. The process of socialization continues throughout life, but particularly intensely it occurs in adolescence. This period is characterized by the foundation of the spiritual development of the individual, formation the world-outlook, developing of self-esteem, education of moral qualities of a person, formation of ethnic and civic consciousness. The author discusses the problem of socialization. The author notes that in familites of different ethnic groups the upbringing of a child is based on the similar values and is specified according to the gender of a child, i.e. the taught values and raised qualities in family education are difference to boys and girls. The self-dependece and desire to be successful are raised mainly in boys. The feeling of responsibilty, carefulness, submissiveness are raised in girls. The author compares societies in which the models for upbringing boys and girls are different.

Key words: ethnos, ethno pedagogy, ethnic socialization, teenagers.

О.А. Васина, соискатель каф. педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск, Е-mail: Sabira_enokaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.