Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к родительству старшеклассников средствами социального воспитания в общеобразовательной школе'

Формирование ценностного отношения к родительству старшеклассников средствами социального воспитания в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4311
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛЬСТВО / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ / SOCIAL EDUCATION / PARENTHOOD / VALUE ATTITUDE / PRIORITY AREAS OF WORK WITH HIGH SCHOOL STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Наталья Юрьевна, Курилович Надежда Васильевна

Рассмотрены современное понимание обществом ценности семьи и основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи в настоящее время. Проанализированы понятие и основные подходы, в опоре на которые проводится исследование. Разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий отслеживать успешность педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников. Подробно представлена структура его формирования. Подобран диагностический инструментарий по оценке формирования ценностного отношения к родительству старшеклассников. Выявлен и обозначен ряд основных приоритетных направлений работы с ними в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания. Описаны мероприятия основного блока занятий эксперимента в соответствии с тематикой исследования. Обозначены ожидаемые результаты эксперимента. Таким образом, внедрение в образовательную программу школы мероприятий по реализации формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников является необходимым требованием времени. Сделаны выводы, что именно в старшем школьном возрасте человеку целесообразно прививать задатки предотвращения и решения проблемных ситуаций, с которыми он может столкнуться в будущем при создании семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Наталья Юрьевна, Курилович Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO PARENTHOOD OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF SOCIAL EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL

The modern understanding of the family values and the main problems faced by families at the present time are considered. The concept and the main approaches, based on which the study is conducted, are analyzed. The criteria-evaluation apparatus is developed, which allows to monitor the success of pedagogical activity on the formation of value attitude to parenting as a direction of social education of high school students. The structure of its formation is presented in detail. Diagnostic tools for assessing the formation of value attitude to the parenting of high school students are selected. A number of the main priority directions of work with them in secondary school for the purpose of formation at them of the valuable attitude to parenting means of social education is revealed and designated. The activities of the main unit of the experiment in accordance with the research topic are described. The expected results of the experiment are indicated. Thus, the introduction of the school’s educational program activities to implement the formation of value attitude to parenting as a direction of social education of high school students is a necessary requirement of the time. It is concluded that it is in high school age that it is advisable to instill in a person the makings of preventing and solving problems that he may face in the future when creating a family.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к родительству старшеклассников средствами социального воспитания в общеобразовательной школе»

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-22-29 УДК 372.367

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЬСТВУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Наталья Юрьевна БАРАНОВА, Надежда Васильевна КУРИЛОВИЧ

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Е -nia il : b ai ano va_iiT@mail .ni

Аннотация. Рассмотрены современное понимание обществом ценности семьи и основные проблемы. с которыми сталкиваются семьи в настоящее время. Проанализированы понятие и основные подходы, в опоре на которые проводится исследование. Разработан критериально-оценочный аппарат, позволяющий отслеживать успешность педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к роднтельству как направление социального воспитания старшеклассников. Подробно представлена структура его формирования. Подобран диагностический инструментарии по оценке формирования ценностного отношения к роднтельству старшеклассников. Выявлен и обозначен ряд основных приоритетных направлений работы с ними в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к роднтельству средствами социального воспитания. Описаны мероприятия основного блока занятий эксперимента в соответствии с тематикой исследования. Обозначены ожидаемые результаты эксперимента. Таким образом, внедрение в образовательную программу школы мероприятий по реализации формирования ценностного отношения к роднтельству как направления социального воспитания старшеклассников является необходимым требованием времени. Сделаны выводы, что именно в старшем школьном возрасте человек}' целесообразно прививать задатки предотвращения и решения проблемных ситуаций, с которыми он может столкнуться в будущем при создании семьи.

Ключевые слова: социальное воспитание: роднтельство: ценностное отношение: приоритетные направления работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе

Современное понимание обществом ценности семьи и особый уровень состояния внутрисемейных отношений вызывают значительную тревогу и требуют пристального внимания со стороны педагогов. Семья как социальный институт претерпевает серьезные изменения [1, с. 14].

Широкое распространение семейного насилия (физического и психологического), жестокость родителей по отношению к детям и друг к другу, пренебрежение прямыми обязанностями по содержанию и восшгганию младших членов семьи - это лишь часть проблем, с которыми приходится сталкиваться современным семьям. Следует упомянуть, что имеет место быть и тот факт, что молодые и неопытные родители не имеют положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений, в решении возникающих проблемных ситуаций не готовы идти на компромисс, что зачастую только усугубляет их положение.

Считаем, что задатки предотвращения и решения трудностей и затруднений человек должен получать еше до создания сети, в

старшем школьном возрасте, когда он открыт, готов к изменениям и активно примеряет на себя различные формы и способы поведения. Здесь отводится ведущая роль социальному воспитанию.

Именно социальное воспитание направлено на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск педагогически компетентных решений в различных, в том числе личнокризисных ситуациях. Преобразуя социальную среду, социальное воспитание развивает потенциал отдельной личности, разрешает проблемы ее социализации. Таким образом, позитивно развивая каждого отдельного таена общества, мы готовим почву для создания и сохранен™ стабильного общества в целом.

Проблему социального воспитания в своих исследованиях рассматривают В.Г. Бочарова, Ю.В. Василькова, М.П. Гурьянова. Н.В. Гарашкина, A.B. Иванов, Б.В. Куприянов, И.А. Липский [2], JI.B. Мардахаев, A.B. Мудрик [3], В.А. Никитин, М.М. Плот-кин, В.Д. Семенов, Е.Г. Шаин [4], М.В. Шакурова и др.

22

© Баранова Н.Ю.. Курилович Н.В.. 2018

В научной литературе «социальное воспитание» обозначено как составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности [4].

По мнению большинства исследователей. школа является не только феноменом социальной жизни, фактором социализации, но и транслятором и адаптером влияний всех существующих факторов социализации (ме-га-. макро-, мезо- и микрофакторов), в результате чего и происходит социальное становление каждого учащегося [5].

В современном обществе сохраняется потребность педагогической практики в формировании ценностного отношения к ро-дительству как одного из направлений социального воспитания старшеклассников.

Исследуя социальное воспитание старшеклассников, мы выявили необходимость разработки теоретических основ и педагогических условий формирования ценностного отношения к родительству как направлению социального воспитания старшеклассников.

Мы считаем, что формирование ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников будет эффективным, если:

- в образовательной программе школы учитывать особенности современного общественного развития, обусловливающего постоянное совершенствование направлений и технологий реализации формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников;

- раскрыты сущностные характеристики, структура и содержание формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников;

- разработана структурная модель формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников;

- подготовлено научно-методическое обеспечение дидактического процесса формирования ценностного отношения к родительству как направления социального вос-

питания старшеклассников и осуществлена его опытно-экспериментальная апробация.

Исследование данной проблемы проводится нами в опоре на системный (A.A. Богданов, К.Л. Берталанфи, П. Друкер, А. Чанд-лер и др.), аксиологический (В .И. Андреев. Б.М. Бим-Бад [6], Е.В. Бондаревская, Д.И. Водзинский Б.С. Гершунский, В.А. Ка-раковский. C.B. Кульневич. Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Н.С. Розов. В.А. Сластенин и др.) [7], средовой (A.B. Иванов. Я. Корчак. Н.Б. Крылова [8]. Ю.С. Май-нулов, А.В. Мудрик. Н. Л. Селиванова. В.А. Ясвин и др.) и юв ено логический (И.М. Ильинский. А.И. Ковалева, И.С. Кон. В.Т. Лисовский. В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин. Е.Г. Слуцкий. В.И. Чупров и др.) [9] подходы [1, с. 14].

Использование системного подхода в нашем исследовании позволяет нам отделить и тщательно изучить каждый элемент системы социального воспитания в отдельности (ценности, отношения, старшеклассники и т. д.), проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру.

Аксиологический подход дает нам возможность рассмотреть исследуемую нами проблему с учетом того, что каждый воспитанник - это высшая ценность общества. Очертить содержание воспитательного процесса с позиции ценностных отношений означает очертить круг наивысших ценностей жизни и характер отношения современного человека к данным ценностям.

Средовой подход используется нами с учетом того, что в подростковом возрасте большая роль отводится влиянию школы. Именно социальное воспитание как процесс, осуществляемый в организациях, специально созданных для образования человека, развития его потенциальных возможностей (A.B. Мудрик), по нашему мнению, призвано помочь старшекласснику справиться с растущим внутренним напряжением, вызванным перегрузкой лишней информацией, черпаемой из средств массовой информации (СМИ), телевидения и интернет-ресурсов, и постоянным давлением со стороны общества, которое навязывает свои идеалы современной семьи и ценности, которые приводят к саморазрушению личности.

Ювееологиче ский подход отражает сущностную характеристику нашего исследования. Согласно данному подходу, молодежь (возрастная категория от 14 до 35 лет) -не только объект опеки и управления, но и активный субъект общественного воспроизводства.

Все это еще раз нам доказывает, что ценностное отношение к родительству целесообразно формировать у старших школьников. Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Школьники старших классов обращены в будущее. А в будущем их ждет на только освоение новой профессии, но и создание собственной семьи, рождение детей.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что формирование ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников - это целенаправленный процесс взаимодействия педагога (в том числе и социальных институтов) и воспитуемого (в нашем случае подросток 15-18 лет), в результате которого происходит усвоение, развитие и воспитание у старшего школьника важных и значимых для жизни в социуме качеств осознания духовного единства с брачным партнером, по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания, путем включения старшеклассника в различные виды социальных отношений в общении, игре, учебе и социально-полезной деятельности [1].

Для отслеживания успешности педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к родительству у старшеклассников нами был разработан критериально-оценочный аппарат. Ниже представлена структура формирования ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников (табл. 1). Она состоит из трех компонентов: мотивационно-ценностный. когнитивный (знаниевый) и проектно-деятельност-ный. Те. в свою очередь, раскрываются рядом критериев. В качестве критериев моти-вационно-ценностного компонента структу-

ры выступают степень сформированное™ выраженного интереса к феномену родитель-ства, определение ценностного отношения к феномену родительства, убежденность учащихся в личной и общественной значимости информационно-познавательного развития по данной тематике. Критериями когнитивного (знаниевого) компонента являются степень сформированное™ теоретических знаний о феномене родительства, полнота и прочность знаний о средствах и способах действий, необходимых при осуществлении действий в роли родителя. Критериями про-ектно-деятельностного компонента выступили: степень владения знаниями о феномене родительства, уровень освоения совокупности действий, составляющих структуру орга-низационно-уиравленческих решений в семье. Данные критерии конкретизируются через ряд показателей, которые представлены в табл. 1, раскрываются уровнями: где высокий означает знание, понимание и владение материалом на высоком уровне: средний - достаточный уровень знания, понимания и владения материалом; низкий - ученик не владеет либо недостаточно хорошо владеет, понимает и знает обозначенную информацию.

В процессе исследования был подобран диагностический инструментарий по оценке формирования ценностного отношения к родительству как направления социального восшпания старшеклассников (табл. 2).

Нами был обозначен ряд основных приоритетных направлений работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания, значимость которых мы подтвердили в результате обработки данных, полученных в ходе первоначальных мероприятий констатирующего эксперимента (октябрь-ноябрь 2016 г.):

- формирование установки к неконфликтному поведению:

- формирование установки на здоровый образ жизни:

- информирование о видах чувств и способах их выражения:

- формирование умения слушать, чтобы лучше понять свою вторую половину (супруга), детей, значимых других людей:

Таблица 1

Структура формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников

Компонент

Критерий

Показатели

Уровни

Мотива инонно-ценностный

Степень сфорьшрованно-сти выраженного интереса к феномену роднтель-ства. определение ценностного отношения к феномену родительства. убежденность учащихся в личной и общественной значимости информационно-познавательного развития по данной тематике

Ценностные ориентации старшеклассников, стратегия планирования (жизненные планы); информирование о видах чувств и способах их выражения:

формирование умения слушать, чтобы лучше понять свою вторую половину (супруга, детей, значимых других людей); формирование ответственного поведения будущих родителей по отношению к своей семье; формирование навыков рационального ведения домашнего хозяйства; степень активности, самостоятельности

Высокий (старшеклассник осознает значимость подготовки к родительству. Считает ценными приобретенные в ходе мероприятий знания, умения и навыки для использования в будущем в качестве родителя. Имеет четкое представление целей и задач участия в мероприятии)

Средний (недостаточная степень осознания значимости старшеклассником необходимости подготовки к родительству. а следовательно, целей и задач мероприятия)

Ннзкнй (слабое осознание и непонимание значимости старшеклассником необходимости подготовки к родительству. а следовательно, целей и задач мероприятия)

Когнитивный (знанневый)

Степень сформирование -сти теоретических знаний о феномене родительства. полнота и прочность знаний о средствах и способах действий, необходимых при осуществлении действий в роли родителя

Степень информированности учащихся о феномене родительства: информирование и формирование навыков умения применить основные нор матнвно-правовые акты, регламентирующие брачно-семейные отношения;

информирование и формирование навыков бесконфликтного поведения и навыков здорового образа жизни

Высокий (наличие у старшеклассника глубоких и систематизированных знаний о феномене родительства и основных нор матнвно-правовых актах, регламентирующих семейно-брачные отношения)_

Средний (в целом верные, но недостаточно систематизированные знания. имеющиеся у старшеклассника о феномене родительства и основных нормативно-правовых актах, регламентирующих семейно-брачные отношения]_

Ннзкнй (наличие слабых и неустойчивых знаний у старшеклассника о феномене родительства и основных нормативно-правовых актах, регламентирующих семейно-брачные отношения^

Проектно-деятельностный

Степень владения зна-ннямн о феномене родительства. уровень освоения совокупности действий. составляющих структуру организацнонно-уп-равленческнх решений в семье

Умение анализировать проблемные (игровые) ситуации и создавать модель решения проблемных ситуаций; участвовать в разработке н реализации социально-значимых проектов, направленных на формирование позитивного отношения к родительству среди сверстников; правильность, перенос и скорость выполняемых действий

Высокий (старшеклассник свободно владеет основными знаниями о феномене родительства. ориентируется и быстро находит решение в проблемных ситуациях, учитывая требования обеих сторон конфликта)_

Средний (старшеклассник недостаточно хорошо владеет знаниями о феномене родительства. решение предложеных проблемных ситуаций вызывает незначительные затруднения^

Низкий (старшеклассник плохо владеет знаниями о роднтельстве и не может применить на практике полученные знания, умения и навыки для решения проблемной ситуации)

Таблица 2

Диагностический инструментарий по оценке формирования ценностного отношения к родительству как направление социального воспитания старшеклассников

Показатели Методы

Степень информированности учащихся о феномене роднтельства Интервьюирование, опрос

Наличие проблемы (по результатам входной диагностики) Шкалирование. интервьюирование. тестирование. опрос

Показатель Методика

Ценностные ориентации старшекла ссников Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» и др.

Жизненные планы Тесты по профориентации, в том числе методика «Я в будущем» и др.

Степень активности, самостоятельности Тест «Конфликтная лн Вы личность?» Тест «Стиль конфликтного поведения» Н.В. Гришина Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи Шкала семейного окружения и др.

Степень разрешения проблемы (по результатам выходной диагностики) Интервьюирование, опрос, тестирование, экспертная оценка, наблюдение

Показатель Методика

Ценностные ориентации старшекла ссников Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» и др.

Жизненные планы Тесты по профориентации, в том числе методика «Я в будущем» и др.

Степень активности, самостоятельности Тест «Конфликтная лн Вы личность?» Тест «Стиль конфликтного поведения» Н.В. Гришина Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи Шкала семейного окружения и др.

Степень разрешения проблемы (по результатам выходной диагностики)

Удовлетворенность старшеклассников после прохождения мероприятий курса Шкалирование. интервьюирование. опрос

Таблица 3

План реализации основного блока занятий по формированию ценностного отношения к родительству как направлению социального воспитания старшеклассников

Мероприятие Ожидаемые результаты

Мотивирующие занятие Осознание участниками необходимости участия в программе для решения существующих педагогических и социальных проблем

Реализация просветительского, тренингового и информационного блоков программы Позитивные приращения в представлениях, знаниях, умениях, навыках старшеклассников общеобразовательной СОШ

Консультирование участников программы о способах поведения в конфликтной ситуации, по вопросам умения применить основные нормативно-правовые акты, регламентирующие брачно-семейные отношения, и пр. Осуществляется по запросам участников программы

- формирование ответственного поведения будущих родителей по отношению к своей сете: - формирование навыков рационального ведения домашнего хозяйства; - формирование навыков эффективной и экономной организации бюджета семьи; - формирование осознания родительского единства себя и своего брачного парт- нера. включая потребность в родительском единстве (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом) [10, с. 74]; - информирование и формирование навыков умения применить основные нормативно-правовые акты, регламентирующие брачно-семейные отношения, и пр. В результате, исходя из потребностей учащихся и не отходя от основной темы на-

шего эксперимента, для реализации мероприятий основного этапа программы нами был разработан блок занятий (табл. 3).

В эксперименте приняли участие учащиеся МБОУ СОШ № 4 г. Рассказово корп. 5. В 2016/2017 учебном году - 9-10 классы (125 человек), в 2017/2018 учебном году -10-11 классы (130 человек).

С ноября 2016 г. по май 2018 г. проходил основной этап эксперимента. В нем приняли участие 25 старшеклассников. В летний период в связи с летними каникулами были организованы встречи с подростками на летних площадках (парк, стадион школы). Предварительно был проведен опрос о заинтересованности и возможности посещения их самими испытуемыми. Заключительный блок мероприятий по формированию ценностного отношения к родительству как направлению социального воспитания старшеклассников намечен на май (проведение выходной диагностики, подведение итогов реализации программы) - июнь 2018 г. (обработка данных выходной диагностики, подведение итогов эксперимента).

Уже в конце основного этапа эксперимента, опираясь на данные, полученные в ходе обработки материалов исследования, мы можем подтвердить, что внедрение в образовательную программу школы мероприятий по реализации формирования ценностного отношения к родительству как направления социального воспитания старшеклассников является необходимым требованием времени.

В дальнейшем планируется описать подробно итоги эксперимента. Сравнить результаты формирующего эксперимента с первичными данными, полученными в результате констатирующего эксперимента, провести аналитический отчет об успехах и недостатках при исполнении программы, выявить положительные и отрицательные стороны,

представить скорректированный вариант

программы.

Список литературы

1. Курилович Н.В., Баранова Н.Ю. Приоритетные направления работы со старшеклассниками в общеобразовательной школе с целью формирования у них ценностного отношения к родительству средствами социального воспитания // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 14-21. DOI: 10.20310/ 1810-0201 -2017-22-4( 168)-14-21.

2. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ. М.: ТЦ Сфера. 2004.

3. Мудрик A.B. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 200 с.

4. Социальная педагогика / авт.-сост. Е.Г. Ша-ин. Тупа: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. 80 с.

5. Анкудинова Е.В. Проблема социального воспитания в отечественной литературе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 1 (45). С. 123-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М.: Изд-во УРАО, 2002. 208 с.

7. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России. 1998. 640 с.

8. Крылова Н.Б. Культурология образования. М„ 2000. С. 193-194.

9. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / под ред. Ю.А. 'Зубкова. В.И. Чупро-ва. М„ 2008.

10. Белоус О.В., Саркисян Л.В. Проблема содержания семейных отношений и отношения молодежи к феномену семьи // Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей Междунар. науч. конф.: в 2 ч. М., 2007.4.1.

Поступила в редакцию 24.04.2018 г. Отрецензирована 20.06.2018 г. Принята в печать 10.08.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.

Информация об авторах

Баранова Наталья Юрьевна, аспирант, кафедра пснхолото-педагогического и социального образования. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов. Российская Федерация. E-mail: baranovanT@mail. ru

Курилович Надежда Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, директор Тамбовского регионального Центра социальной педагогики и социальной работы. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов. Российская Федерация. E-mail: kuriloviclitmb (©mail. ru

Для корреспонденции: Баранова Н.Ю.. e-mail: baranova_nr@mail.ru

Для цитирования

Баранова Н.Ю., Куртович Н.В. Формирование ценностного отношения к родительству старшеклассников средствами социального воспитания в общеобразовательной школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2018. Т. 23, № 175. С. 22-29. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-22-29.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-22-29

THE FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO PARENTHOOD OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF SOCIAL EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL

Nataliya Yurcvna BARANOVA, Nadezhda Vasileviia KURILOVICH

Tambov State University named after G.R. Derzliavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: baranova_m@mail.ru

Abstract. The modem understanding of the family values and the main problems faced by families at the present time are considered. The concept and the main approaches, based on which the study is conducted, are analyzed. The criteria-evaluation apparatus is developed, which allows to monitor the success of pedagogical activity on the formation of value attitude to parenting as a dir ection of social education of high school students. The structure of its formation is presented hi detail. Diagnostic tools for assessing the formation of value attitude to the parenting of high school students are selected. A number of the main priority directions of work with them in secondary school for the pmpose of formation at them of the valuable attitude to parenting means of social education is revealed and designated. The activities of the main unit of the experiment in accordance with the research topic are described. The expected results of the experiment are indicated. Thus, the introduction of the school's educational program activities to implement the formation of value attitude to parenting as a direction of social education of high school students is a necessary requirement of the time. It is concluded that it is hi high school age that it is advisable to instill in a person the makings of preventing and solving problems that he may face in the future when creating a family.

Keywords', social education; parenthood; value attitude; priority areas of work with high school students hi secondary school

References

1. Kurilovicli N.V., Baianova N.Y. Prioiitetnye napravleniya raboty so starsheklassnikaini v obshcheobrazovatel'noy shkole s tsel'yu formirovaniya u nikli tsennostnogo otiiosheniya k roditel'stvu sredstvami sotsial'nogo vospitaniya [Priority directions of work with senior pupils in a comprehensive school with the purpose of formation of the value attihide to parenting by means of social education]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nautd — Tambov University Review. Series: Humanities. 2017, vol. 22. no. 4 (168), pp. 14-21. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-14-21. (In Russian).

2. Lipskiy I.A. Sotsial'naya pedagogika. Metodologichestdy analiz [Social Pedagogy. Metodological Analysis], Moscow*. Creative Centre "Sfera" Publ. 2004. (hi Russian).

3. Mudrik A.V. Sotsial'naya pedagogika [Social Pedagogy]. Moscow. Publishing Centre "Akademiya", 2000. 200 p. (In Russian).

4. Sham E.G. (author-compiler). Sotsial'naya pedagogika [Social Pedagogy]. Tula, Publishing House of Tula State Pedagogical University named after LN. Tolstoy. 2013. 80 p. (In Russian).

5. Ankudinova E.V. Problema sotsial'nogo vospitaniya v otechestvennoy literature [The problem of social education in domestic literature]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta — Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2010. no. 1 (45). pp. 129-131. (In Russian).

6. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskaya antropologiya [Pedagogical Antropology]. Moscow*. University of Russian Academy of Education Publ., 2002, 208 p. (In Russian).

7. Pidkasistyy P.I. (ed.). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow*. Pedagogical Society of Russia Publ., 1998. 640 p. (hi Russian).

8. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazm'aniya [Culturology of Education], Moscow. 2000. pp. 193-194. (In Russian).

9. Zubkov Y.A., Chuprov V.I. (eds ). Sotsiologiya molodezhi. Entsiklopedicheskiy slovar' [Sociology of Youth. Encyclopedic Dictionary], Moscow, 2008. (InRussian).

10. Belous O.V.. Sarkisyan L.V. Problema soderzlianiya semeynykli otnoslieiiiy i otnoslieniya molodezlii k fenomeiiu sem'i [The problem of the content of family relations and the attitude of young people to the family phenomenon]. Materiaty tret'ey Mezhdimarodnoy nauchnoy konferentsii «Psikhologicheskie problemy sovremennoy sem'i» [Proceedings of the 3 International Scientific Conference "Psychological Problems of Modem Family'']. Moscow. 2007. part 1. (In Russian).

Received 24 April 2018 Reviewed 20 June 2018 Accepted for press 10 August 2018 There is no conflict of interests.

Information about the authors

Baranova Nataliya Yurevua. Post-Graduate Student. Psychological and Pedagogical and Social Education Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Tambov. Russian Federation. E-mail: baianova_rrr@mail.ru

Kurilovich Nadezlida Vasilevna. Doctor of Pedagogy. Professor of Theory and Mediods of Preschool and Primary Education Department. Director of Tambov Regional Centre of Social Pedagogy and Social Work. Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Tambov. Russian Federation. E-mail: kurilovichtmb@mail.ni For correspondence: Baranova N.Y., e-mail: baranova_rrr@mail.ru

For citation

Baranova N.Y.. Kurilovicli N.V. Foimirovanie tsennostnogo otnosheniya k roditel'stvu starsheklassnikov sredstvami sotsial'nogo vospitaniya v obslicheobrazovatel'noy shkole [The formation of value attitude to parenthood of high school students by means of social education in secondaiy school]. Vestnik Tambovskogo universtieta. Seriya: Gumamtarnye nautd- Tambov University Review. Series: Humanities. 2018, vol. 23, no. 175, pp. 22-29. DOI: 10.20310/1810-0201-201823-175-22-29. (In Russian. Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.