Научная статья на тему 'Социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям'

Социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
683
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СЕМЬЯ / ТРАДИЦИИ / СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VALUABLE ATTITUDE / FAMILY / TRADITION / MEANS OF WELFARE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна, Чигрина Анна Александровна

Рассматривается проблема формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям. На основе проведенного анализа основных теоретических подходов и выявления потенциала социально-культурной деятельности в решении проблемы определены социально-куль-турные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мангер Татьяна Эдуардовна, Чигрина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF FORMATIONS OF VALUE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO FAMILY TRADITIONS

The problem of formation valuables of the attitude learning senior classes to family traditions is considered. On the basis of the carried out analysis of the basic theoretical approaches and revealing of potential of welfare activity in problem solution, the welfare conditions of formation valuables of the attitude learning senior classes to family traditions are determined.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям»

УДК 371.398

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ

© Татьяна Эдуардовна МАНГЕР

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности, зав. отделением допрофессионального образования, e-mail: mangerins@mail.ru © Анна Александровна ЧИГРИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: chigrina.anna@list.ru

Рассматривается проблема формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям. На основе проведенного анализа основных теоретических подходов и выявления потенциала социально-культурной деятельности в решении проблемы определены социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям.

Ключевые слова: ценностное отношение; семья; традиции; средства социально-культурной деятельности.

Новые социально-экономические условия и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: ослаблены нравственные представления о браке и семье; у молодежи в значительной степени утрачено традиционное восприятие родительства и детства; для современной семьи характерным является приоритет материальных ценностей над духовными и рождением детей. В целом не преодолены процессы девальвации семейных ценностей, снижения социальной значимости отцовства и материнства.

Можно с достаточно большой степенью достоверности утверждать, что именно социально-психологическое содержание семейной жизни стало наиболее подвержено стрессовому влиянию реформируемого российского общества. Социальная среда оказала деструктивное социально-психологическое влияние на удовлетворенность. В данной среде отсутствуют, в первую очередь, моральные условия для осуществления семьями своих основных функций.

Современная ситуация требует принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, за выбор той или иной системы ценностей и ценностных ориентаций.

В русле аксиологизации образования и развития ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности чрезвычайно важным представляется формирование ценностных ориентиров у старшеклассников к семейным традициям в связи с гуманистической и культурологической направленностью школьной программы.

В системе ценностей необходимо уделять внимание воспитанию у подрастающего поколения уважения и ответственного отношения к семье, пониманию ценности семьи для личностной самореализации человека, значения семьи как основы любого общества и государства. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций. Благополучие и здоровье семьи рассматривается и как непременное условие национальной безопасности государства.

Проблемам семьи и семейного воспитания уделяется сегодня большое внимание в законодательстве и в государственных документах. В Конституции Российской Федерации в ст. 28 установлено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что «... исключительная

роль в решении задач воспитания принадлежит семье». Данная проблема отражена в ряде Российских концептуальных документов, касающихся образования и воспитания подрастающего поколения: Национальной

доктрине образования в Российской Федерации; в послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию (от 30 ноября 2010 г.); в новом законе «Об образовании» (2013 г.) и др.

В настоящее время деятельность органов власти, общественности, средств массовой информации направляется на формирование у подрастающего поколения системы ценностей, которая опирается на историческую преемственнось поколений, сохраняет,

транслирует и развивает традиции российского государства. Это идеологический фундамент нового федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит «Концепция духовно-нравственного воспитания». Семейные духовнонравственные ценности - это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на традиционном понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного брачного и семейного поведения индивида, обеспечивающие культурное и демографическое воспроизводство народов России, российского общества и государства в целом.

Особенно сензитивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей, на наш взгляд, является возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения, поскольку ценнейшим социально-психологическим приобретением

этого возраста является открытие своего внутреннего мира, приобретение жизненно важных ценностей и установление устойчивых взаимоотношений с окружающими, близкими, выработка осознанного отношения к самому себе. Необходимо направить эти процессы на сохранение традиционных семейных ценностей и формирование новой системы семейных ценностей в условиях инновационного общества, чтобы старшеклассники идентифицировали себя с будущей ролью ответственного семьянина.

Большими возможностями в контексте формирования ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников, на наш взгляд, наделена социально-культурная

деятельность, которая позволяет возродить связь поколений, гуманизировать воспитание, познакомить старшеклассников с семейной традиционной культурой.

Проблема формирования семейных духовно-нравственных ценностей носит многоаспектный характер.

К проблемам семьи обращались зарубежные педагоги, психологи, социологи. Между тем, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям остается до конца нерешенной.

Анализ литературы по исследуемому вопросу позволил выделить следующие противоречия:

- между выдвигаемыми обществом и государством задачами формирования у подрастающего поколения ценностного отношения к семье и ослабленными нравственными представлениями о браке и семье у современных подростков и молодежи в связи с разрушением системы традиционных для России ценностей, духовным кризисом, падением нравственности;

- между необходимостью сохранения традиционных семейных ценностей в условиях инновационного общества и недостаточным использованием имеющихся педагогических средств в решении данной проблемы;

- между имеющимся потенциалом социально-культурной деятельности в формировании ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников и недостаточной научной обоснованностью решения этой проблемы.

Формирование ценностей у каждого человека индивидуально и зависит от оценки фактов своей жизни по их значимости, что и реализует его ценностное отношение к миру. Ценностью для человека является то, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [1].

Среди ценностей особое место принадлежит семейным, т. к. семья является транслятором социально-культурных ценностей другим поколениям, она всегда была и остается важнейшим социальным институтом общества. Именно в семье закладываются и

формируются духовно-нравственные основы человеческой души. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся либо источником созидания и прогресса, либо основой зла, насилия, деструктивных действий.

Проблемы семьи давно привлекают внимание отечественных ученых. Достаточно полно проблемы семьи рассматриваются в социальной психологии. По мнению отечественных психологов Г.М. Андреевой, А.В. Петровского и др., социально-психологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны [2; 3].

Семья осуществляет важнейшие функции физического и эмоционального развития ребенка, умственного развития ребенка, формирования психологического пола ребенка, овладения социальными нормами, социальными ролями (прежде всего, семейными), формирования ценностных ориентаций.

Начиная с древнейших пластов отечественной культуры, в недрах семьи формировались и оттачивались традиции, несущие духовные ценности и идеалы, бережно хранимые в народной памяти и дошедшие до настоящего времени.

Традиции являются одной из древнейших форм регуляции отношений личности и общественных групп и во многом предопределяют воспитание подрастающего поколения, играя важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений делать жизнь богаче, содержательнее, в преемственности нового и старого, в гармоничном развитии общества и личности. Традиции и обычаи - это память народа, сохраняющая все ценное в истории, одно из средств, обеспечивающих прогрессивное развитие общества.

Весь семейный уклад, традиции и обычаи русского народа обладают огромным педагогическим потенциалом, выступают основным средством трансляции социальнокультурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие ребенка идет более успешно [4].

Таким образом, семейные традиции имеют важнейшее значение как для интеграции и стабилизации современной семьи, так и для общества в целом. Социальный институт семьи трансформируется, но традиции семьи как интегрирующий и стабилизирующий фактор сохраняют свою социальную сущность в современном российском обществе.

В качестве одной из важнейших проблем современной семьи выступает организация ее свободного времени. Нормализация межличностных отношений, их романтизация, научение продуктивной и искренней коммуникации через плодотворное и деятельное проведение досуга может стать действенной основой помощи семье, основой ее духовного развития. В данном аспекте повышается роль, значение и направленность социальнокультурной деятельности на институт семьи.

Социально-культурная деятельность -это интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытие ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Средства социально-культурной деятельности - это набор инструментов идейноэмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий [5].

При включении человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщении его к социально-культурной деятельности, пополняется запас его знаний, формируются его взгляды и убеждения, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности. В процессе семейного досугового времяпрепровождения происходит возрастание степени консолидации, выработка жизненной позиции. Семейный досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности.

В педагогическом плане школьные культурно-досуговые мероприятия состоят не только в том, чтобы как можно более разнообразно развивать различные стороны личности, но и в раскрытии новых способностей

в личности. Досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и национальных ценностей.

В педагогическом плане школьные культурно-досуговые мероприятия состоят не столько в том, чтобы как можно более разнообразно развивать различные стороны личности, но раскрывать новые способности в личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности, усвоения ею культурных и национальных ценностей.

Большое значение в решении проблем школьников имеет организация клубной работы, связанной с возрождением национальных традиций. В таких клубах отмечается особая атмосфера теплоты и доверительности, которая позволяет избавиться от тревожности, развивает творчество. Деятельность клубов и центров помогает подросткам развивать демократические принципы взаимодействия со сверстниками.

Школа вносит вклад не только в распространение знаний, а также в формирование личности, отвечающей потребностям общества. В этом процессе важно комфортное взаимодействие подростка, школы и семьи. Причем школа воспринимается как проводник в социум, а семья - как комфортная, безопасная среда.

Только семья регулирует процесс нравственного и интеллектуального развития подрастающей личности, способствует активизации положительных воздействий, нейтрализует отрицательные внешние факторы. Нравственное развитие ребенка в семье происходит не только под влиянием родителей, которые предъявляют ему различные требования, но и стихийно, под воздействием условий его жизни.

Для повышения эффективности использования социального потенциала семьи необходимо, чтобы школа и общественность оказывали родителям помощь в усвоении основ морали и научного мировоззрения, необходимых для воспитания школьников.

Однако семья в большинстве случаев не может обеспечить педагогически обоснованную работу с ребенком. Часть родителей является неподготовленной к работе, что делает необходимой целенаправленное руководство деятельностью семьи в ходе просвещения родителей.

Такое руководство тем более важно, что программа семейного воспитания отсутствует, а педагогическая деятельность семьи осуществляется на основе личного опыта и традиций каждой семьи.

Таким образом, на основе анализа литературных источников определены следующие социально-культурные условия формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям: признание приоритетности формирования ценностного отношения к семье у подрастающего поколения как определяющего характер и уровень подготовки старшеклассников к дальнейшей жизни в условиях инновационного общества; определение теоретикометодологических основ формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям; целенаправленное, упорядоченное использование средств социально-культурной деятельности в формировании ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников; предоставление старшеклассникам свободы и самостоятельности при выборе содержания и способов организации социально-культурной деятельности, а также самостоятельная постановка старшеклассниками целей деятельности и их достижение; построение педагогической деятельности на основе моделирования; разработка и реализация комплексной педагогической программы по формированию ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников средствами социальнокультурной деятельности; подготовка и обеспечение социально-культурного партнерства субъектов воспитательного процесса, расширяющего педагогическое пространство жизнедеятельности старшеклассников с целью комплексного влияния на их ценностномотивационную сферу; определение критериального аппарата, позволяющего производить объективную оценку педагогической работы по формированию ценностного отношения к семейным традициям у старшеклассников.

1. Антоненко С.А. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. 1999. № 4. С. 176-185.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 1973.

4. Жиров М.С. Семья в контексте духовнонравственных и национальных культурных традиций // Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической

конференции / науч. ред. В.И. Жуков, Л.В. Федякина. М., 2011. С. 54-59.

5. Современные технологии социально-культурной деятельности / под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004.

Поступила в редакцию г.

UDC 371.398

SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF FORMATIONS OF VALUE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO FAMILY TRADITIONS

Tatyana Eduardovna MANGER, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Socio-cultural Activity Department, Head of Pre-professional Education Department, e-mail: mangerins@mail.ru

Anna Aleksandrovna CHIGRINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: chigrina.anna@list.ru

The problem of formation valuables of the attitude learning senior classes to family traditions is considered. On the basis of the carried out analysis of the basic theoretical approaches and revealing of potential of welfare activity in problem solution, the welfare conditions of formation valuables of the attitude learning senior classes to family traditions are determined.

Key words: valuable attitude; family; tradition; means of welfare activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.