Научная статья на тему 'Формирование ценностно-смысловых компетенций будущих кадастровых инженеров с позиции компетентностного подхода'

Формирование ценностно-смысловых компетенций будущих кадастровых инженеров с позиции компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
966
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE / VALUE COMPETENCIES / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раскачкина Елена Владимировна

В статье анализируются ценностно-смысловые компетенции будущих кадастровых инженеров с позиции компетентностного подхода. Автор показывает, что основным аспектом формирования ценностно-смысловых компетенций является формирование социально значимых ценностей и ценностных ориентаций студентов. Автор статьи утверждает, что система ценностных ориентаций будущего кадастрового инженера по мере прохождения им этапов профессиональной подготовки становится более насыщенной и разнообразной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раскачкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностно-смысловых компетенций будущих кадастровых инженеров с позиции компетентностного подхода»

УДК 378.04

Е. В. Раскачкина

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ КАДАСТРОВЫХ ИНЖЕНЕРОВ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье анализируются ценностно-смысловые компетенции будущих кадастровых инженеров с позиции компетентностного подхода. Автор показывает, что основным аспектом формирования ценностно-смысловых компетенций является формирование социально значимых ценностей и ценностных ориентаций студентов. Автор статьи утверждает, что система ценностных ориентаций будущего кадастрового инженера по мере прохождения им этапов профессиональной подготовки становится более насыщенной и разнообразной.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, ценностносмысловые компетенции, ценности, ценностные ориентации.

Abstract. The article analyzes the value competencies of the future cadastre engineers from the point of view of the competence-based approach. The author shows that the main aspect of the value competencies’ forming is the formation of the socially important values and valuable orientations of students. The author maintains that the system of the valuable orientations of the prospective cadastre engineer becomes more informative and diverse as he progresses in his professional course.

Key words: competence-based approach, competence, value competencies, valuable orientations.

В настоящее время необходимость перехода образования на компетентностный подход очевидна. Но, как показывает анализ психолого-педаго-гической литературы, концепция компетентностного подхода еще только формируется.

Ряд российских исследователей (В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. Я. Зимняя, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков и др.) считает, что для отечественной высшей школы компетентностный подход не является истинно новаторским, как для многих стран - участниц Болонского процесса. Элементы этого подхода в России всегда были неотьемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки специалистов на уровне всей системы образования. «Российская система образования в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки, всегда была компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности» [1].

Для периода 90-х гг. ХХ в. характерна трактовка компетентности как синонима профессионализма или как одной из его составляющих. Более того, компетенции уже рассматриваются как результат процесса образования. Отечественные ученые (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. А. Петровская, Л. М. Митина) начинают не только исследовать компетенцию и строить обучение, имея в виду ее формирование как конечный результат этого процесса, но и выделяют различные виды компетентности, предлагают конкретные специальные формы тренингов для формирования этого интегративного

свойства личности [2], разрабатывают содержание социальных компетенций. В конце 1990-х гг. в документах и материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже необходимо рассматривать как желаемый результат образования. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» (1996) Жак Делор сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: «научиться жить вместе, научиться познавать, научиться работать, научиться жить» [3], тем самым определяя базовые компетенции.

Достаточно широкое применение терминов «компетенция» и «компетентность» в педагогической литературе связано с необходимостью обновления содержания образования. По мнению А. Дахина, эти понятия можно «модифицировать в педагогическом контексте и построить специальную терминологическую конструкцию «образовательная компетенция» - уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования. Что значит качественное освоение - определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника» [4].

С. Адам (университет Вестминстера, Великобритания) подчеркивает, что термин «компетенция» трактуется различными специалистами по-разному, и считает, что компетенции используются в контексте результатов обучения, но в более широком понимании компетенция включает в себя способности, умения, навыки и т.д. и представляет собой сочетание этих характеристик [5].

В рамках проекта TUNING education Structures in Europe (Настройка образовательных структур в Европе, 2000), в котором задействовано более 150 вузов, компетенции определяются как понятие, включающее в себя знание и понимание, «знание, как действовать», «знание, как быть» [6].

Глоссарий терминов ЕФО (1997) определяет компетенцию так:

1) способность делать что-либо хорошо или эффективно;

2) соответствие требованиям, предъявленным при устройстве на работу;

3) способность выполнять особые трудовые функции.

Здесь же отмечается, что «...термин «компетентность» используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане» [7].

Не проводя различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», профессор Ю. Г. Татур, также отталкиваясь от латинских корней понятия «компетентность», определяет компетентность как «.качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть связаны с ней» [8].

На основе анализа различных точек зрения, имеющихся в педагогической литературе относительно определений компетенций и исходя из предмета нашего исследования, мы считаем целесообразным принять в нашем исследовании определение компетенции как «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», принятой в проекте ФГОС ВПО 22.02.2007 г. Это определение, на наш взгляд, четко обозначает категории, входящие в понятие «компетенция», и позволяет подобрать диагностический инструментарий для отслеживания

динамики формирования компетенций, ориентируясь на категорию «способность» [9].

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в высшей школе. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского.

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами студента, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория студента и программа его жизнедеятельности в целом.

Ценностно-смысловые компетенции обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста в мире, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность будущего специалиста к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни, определению ценностей, необходимых для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, овладение высоким уровнем педагогической культуры.

Анализируя ФГОС ВПО по направлению подготовки 560600 «Землеустройство и земельный кадастр», можно сделать вывод, что настоящий стандарт находится на стадии разработки. Доказательством этому служит тот факт, что стандарт не включает в себя достаточный набор компетенций, необходимых для формирования ценностно-смысловых компетенций профессионала.

По нашему мнению, будущий кадастровый инженер должен обладать не только социально-личностными, общекультурными, инструментальными и профессиональными компетенциями, но и ценностно-смысловыми компетенциями. В перечне ключевых компетенций, определенном А. В. Хуторским, ценностно-смысловые компетенции занимают ведущую позицию. В классификации, рекомендованной для разработки проектов ФГОС ВПО (В. И. Бай-денко, Н. А. Селезнева), ценностно-смысловые компетенции занимают четвертое место, но это, на наш взгляд, не делает их менее важными, чем социально-личностные, общекультурные, инструментальные и профессиональные компетенции. Согласно данной классификации, будущий кадастровый инженер должен обладать следующими ценностно-смысловыми компетенциями:

1) способностью переносить полученные знания в социальную реальность;

2) знаниями, касающимися работы на природу и общество;

3) следованием социальным стандартам и этике (приверженность этическим ценностям);

4) социальной компетенцией;

5) духовной организацией человека.

Социальные компетенции (классификация Совета Европы), в свою очередь, включают в себя:

1) способность принимать ответственность;

2) участие в принятии групповых решений;

3) разрешение конфликтов.

Основным аспектом формирования ценностно-смысловых компетенций является формирование социально значимых ценностных ориентаций студентов.

Проблема ценностей и ценностных ориентаций является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности философии, социологии, психологии, педагогики. Для ряда отечественных авторов характерно отнесение ценности к сфере должного, которое выступает в качестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни не осуществлено. Ценности - это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В такой обобщенной формулировке можно представить те многочисленные определения ценностей, которые существуют в отечественной науке.

В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, «представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы» [10].

Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей колеблются между разными системами ценностей и потому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении; у них нет ни особых добродетелей, ни особых пороков; они похожи на стершуюся монету, так как в них нет самости, нет тождественности себе [11]. Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности.

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций является концепция М. Рокича. Он стимулировал оживленный интерес к ценностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На концепцию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы.

Концепция человеческих ценностей Рокича включает в себя следующие постулаты:

- общее число ценностей невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах [12].

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов возможно употребление как понятия «ценностная ориентация», так и понятия «ценность». Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей,

признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации - это интериоризи-рованные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях [12].

Решение проблемы личностных достижений студентов вряд ли возможно вне исследования сформированности ценностной сферы личности. Более того, мы считаем, что именно с позиций данной сферы могут быть правильно определены и оценены другие компоненты структуры личности, например характер, способности, фонд знаний и навыков, механизм самосознания, характер поведения и деятельности и др.

Проблема исследования ценностных ориентаций личности достаточно глубоко представлена в работах отечественных социологов и психологов: М. И. Бобневой, А. Г. Здравомыслова, Н. И. Лапина, И. О. Мартынюка,

Н. Ф. Наумовой, В. Б. Ольшанского, А. А. Ручки и др.

Под ценностными ориентациями понимаются «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» [12].

На развитие и формирование ценностных ориентаций личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, средства массме-диа, социальные институты и т.д.).

К внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания [13].

Ценностные ориентации - это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как избирательно-предпочтительное отношение не к отдельным предметам и явлениям, а к их совокупности, т.е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Ценностные ориентации не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений. От установок их отличает прежде всего уровень обобщенности объекта диспозиции. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, генеральной линией жизни человека. Свое проявление они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей. Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.

Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т.д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности.

Ценностные ориентации личности имеют важное значение в профессиональной подготовке. Как правило, студенты вузов являются представителями разных социальных групп и, в первую очередь, носителями их конкретных ценностей. Однако система ценностей личности не является жестко заданной, она находится в состоянии постоянного развития и изменеиия. То одни, то другие ценности и мотивы способны выходить на передний план и определять поведение, решения человека в различных ситуациях жизнедеятельности. Поэтому на каждом этапе жизни система ценностей каждого человека может быть разной.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самой и основу мировоззрения, ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

Согласно М. Рокичу, различают два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

В свою очередь, инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. [14].

В рамках исследования «Формирование ценностно-смысловых компетенций будущих кадастровых инженеров в процессе профессиональной подготовки» нами было проведено изучение ценностных ориентаций студентов первого и второго курсов факультета «Управление территориями» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства с целью установления тех принципов, которыми они руководствуются в своей жизни. Мы выделили по пять ценностей, наиболее важных для респондентов в каждом списке.

Терминальными ценностями студентов-первокурсников являются: 1) уверенность в себе; 2) общественное признание; 3) продуктивная жизнь;

4) развитие; 5) наличие хороших и верных друзей.

Список инструментальных ценностей студентов-первокурсников включает в себя: 1) честность; 2) жизнерадостность; 3) рационализм; 4) твердую волю; 5) ответственность.

Проанализировав данные о ценностных ориентациях студентов-первокурсников, можно сделать выводы о том, что главными среди терминальных ценностей являются ценности личной жизни и личного благополучия. Это объясняется желанием каждого из них добиться уважения в студенческом коллективе. Естественно, придя в новый коллектив, человек хочет, чтобы его уважали. Для этого ему необходима уверенность в себе. А если у студента есть общественное признание, то ему проще приобрести хороших и верных друзей. Среди инструментальных ценностей наиболее важными для

студентов оказались индивидуалистические ценности и ценности самоутверждения.

Наши исследования развития ценностных ориентаций студентов были продолжены на втором курсе. Как показали результаты опросов, ценности студентов изменились.

Терминальными ценностями студентов-второкурсников стали: 1) уверенность в себе; 2) духовная и физическая близость; 3) счастливая семейная жизнь; 4) общественное признание; 5) творчество; а инструментальными -1) образованность; 2) жизнерадостность; 3) воспитанность; 4) рационализм;

5) самоконтроль.

Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов на первом и втором курсах показывает, что, если такие ценности, как «уверенность в себе», «общественное признание» среди терминальных и «рационализм», «жизнерадостность» среди инструментальных, сохраняются, то на место ценностей «продуктивная жизнь», «развитие», «наличие хороших и верных друзей» приходят ценности «духовная и физическая близость», «счастливая семейная жизнь», «творчество», а на место ценностей «честность», «твердая воля» и «ответственность» приходят ценности «образованность», «воспитанность» и «самоконтроль». Это говорит об изменениях в самоопределении студентов как в актуальной жизни, так и на перспективу. Студенты хотят получить высшее образование не для престижа среди своих сверстников, а потому, что они желают стать специалистами именно в своей профессии.

Следовательно, можно констатировать, что ценностные ориентации первокурсников и второкурсников отличаются. Данные, полученные с помощью методики М. Рокича, мы дополнили результатами теста, составленного профессорами Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова В. Добрыниной и Т. Кухтевичем [15]. Согласно ответам, полученным от студентов-первокурсников, главной ценностью для них является семья и дети (51 %), они не повторили бы свой выбор профессии (38 %), не знают, будут ли работать по избранной ими специальности (55 %), то уже на втором курсе успехом в жизни студенты считают интересную работу (56 %), лишь 12 % семью и детей, 67 % опрошенных повторили бы свой выбор профессии, и 73 % хотели бы работать по избранной ими специальности.

Все это говорит о том, что по мере прохождения человеком этапов профессиональной подготовки его ценностно-мотивационная сфера становится более насыщенной, богатой и разнообразной. Все больше ценностей и мотивов включаются во взаимодействие, усиливая друг друга. На каждом последующем этапе профессиональной подготовки в это взаимодействие включаются новые ценности и мотивы, причем старые связи не теряют своей актуальности, они не пропадают, а обогащаются новыми ценностями и мотивами.

Список литературы

1. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. -2004. - № 8. - С. 26-31.

2. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 104 с.

3. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор // Университетская книга. - 1997. - № 4. - С. 26-36.

4. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 136-143.

5. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 408 с.

6. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 211 с.

7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

8. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.

9. Миханова, О. П. Формирование и развитие универсальных компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранному языку (на примере неязыковых специальностей) : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Миханова О. П. - Пенза, 2008. - 204 с.

10. Здравомыслов, А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов // Социология в СССР. - М. : Мысль. -1966. - Т. 2. - С. 187-207.

11. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М. : Республика, 1993. - 415 с.

12. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - СПб. : Речь, 2004. -70 с.

13. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста : учеб. пособие / Ф. Райе. - СПб. : Питер, 2000.

14. Практическая психодиагностика. Методика и тесты : учеб. пособие / сост. Т. Я. Рай-городский. - Самара : БАХРАХ. - М., 2006.

15. Добрынина, В. Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи: особенности и тенденции / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Вестник высшей школы. -2003. - № 2. - С. 13-15.

Раскачкина Елена Владимировна

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

E-mail: Raskachkina@mail.ru

Raskachkina Elena Vladimirovna Senior lecturer, sub-department foreign languages, Penza State University of Architecture and Construction

УДК 378.04 Раскачкина, Е. В.

Формирование ценностно-смысловых компетенций будущих кадастровых инженеров с позиции компетентностного подхода I Е. В. Раскач-кина II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 144-152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.