Научная статья на тему 'Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста: теоретико-методологический анализ'

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста: теоретико-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5308
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛОСТНАЯ КАРТИНА МИРА / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / СЕМЬЯ / СИСТЕМНОСТЬ / PRESCHOOL AGE / PRESCHOOL EDUCATION / A HOLISTIC WORLD VIEW / LIFE ACTIVITY / CREATIVITY / MORALITY / HEALTH / FAMILY / SYSTEMATIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова С.М.К.

В статье отмечается значимость понятия «картина мира», актуального для различных областей знания философии, психологии, педагогики, культурологии и т.д. Анализ многочисленных научных исследований позволяет автору рассматривать сформированность и целостность картины мира как важное условие эффективности учебной и профессиональной деятельности взрослого человека. Вместе с тем, подчеркивается, что постепенное формирование картины мира происходит еще в детстве. Это обусловлено тем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка есть потребности в познании мира и осознании смысла своего существования. При этом ведущую роль в данном процессе играет систематическая образовательно-воспитательная деятельность. В работе представлен анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященных различным аспектам формирования картины мира у детей дошкольного возраста. Среди них важно отметить следующие: 1) индивидуальное развитие ребенка в соответствии с основными этапами исторического развития культуры; 2) формирование нравственно-эстетического отношения к миру; 3) формирование положительного отношении к истории и культуре родного края; 4) развитие ценностного восприятия и осмысление предметного мира; 5) формирование представлений о человеческом организме; 6) развитие ценностного отношения к здоровью; 7) формирование образа семьи. В результате проведенного теоретико-методологического анализа выявлена ориентация большинства исследований на формирование представлений об отдельных сферах жизнедеятельности, а не целостной картины мира. Автором подчеркивается необходимость дальнейшего развития педагогических технологий, ориентированных на создание системных представлений о мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of preschool children holistic world view: the theoretical and methodological analysis

The article notes the significance of the world view as a concept presented in the various fields of knowledge, such as philosophy, psychology, pedagogy, cultural studies, etc. It specifies that the analysis of numerous scientific studies allows us to consider the integrity of the world view as an important condition for the effectiveness of educational and professional development of an adult. At the same time, it stresses that the gradual formation of the world view occurs in childhood. This is due to the fact that as early as preschool age, a child has a need for knowledge of the world and awareness of the meaning of its existence. It is shown that the leading role played by the systematic education and educational activity in the process. The analysis of theoretical and experimental studies devoted to various aspects of the formation of the world view in preschool children. Among them are the following: 1) the individual development of the child in accordance with the main stages of the historical development of culture; 2) the formation of moral-aesthetic relation to the world; 3) the formation of a positive attitude to the history and culture of his native land; 4) the development of value perception and understanding of the objective world; 5) the formation of ideas about the human body; 6) the development of the valuable relation to health; 7) the forming a family image. It is noted that the theoretical and methodological orientation has revealed the majority of studies on the formation of ideas about the individual spheres of life, and not a complete world view. It stressed the need for further development of educational technologies aimed at the creation of the system of ideas about the world.

Текст научной работы на тему «Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста: теоретико-методологический анализ»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

С.М.К. Максимова, аспирант, кафедра педагогики,

Московский государственный педагогический

университет,

г. Москва, Россия,

great_century@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье отмечается значимость понятия «картина мира», актуального для различных областей знания - философии, психологии, педагогики, культурологии и т.д. Анализ многочисленных научных исследований позволяет автору рассматривать сформированность и целостность картины мира как важное условие эффективности учебной и профессиональной деятельности взрослого человека. Вместе с тем, подчеркивается, что постепенное формирование картины мира происходит еще в детстве. Это обусловлено тем, что уже в дошкольном возрасте у ребенка есть потребности в познании мира и осознании смысла своего существования. При этом ведущую роль в данном процессе играет систематическая образовательно-воспитательная деятельность. В работе представлен анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященных различным аспектам формирования картины мира у детей дошкольного возраста. Среди них важно отметить следующие: 1) индивидуальное развитие ребенка в соответствии с основными этапами исторического развития культуры; 2) формирование нравственно-эстетического отношения к миру; 3) формирование положительного отношении к истории и культуре родного края; 4) развитие ценностного восприятия и осмысление предметного мира; 5) формирование представлений о человеческом организме; 6) развитие ценностного отношения к здоровью; 7) формирование образа семьи. В результате проведенного теоретико-методологического анализа выявлена ориентация большинства исследований на формирование представлений об отдельных сферах жизнедеятельности, а не целостной картины мира. Автором подчеркивается необходимость дальнейшего развития педагогических технологий, ориентированных на создание системных представлений о мире.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дошкольное образование, целостная картина мира, жизнедеятельность, творчество, нравственность, здоровье, семья, системность.

Развитие детей и формирование их личности основаны на непосредственной связи с окружающей действительностью, постоянном сборе и анализе представлений о ней, которые в своей совокупности складываются в личную точку зрения, нередко называемую картиной мира. Это понятие сегодня трактуется через призму различных концепций и подходов во многих областях знания: философии, психологии, педагогике, культурологии и т.д. В рамках различных научных направ-

лений изучаются картина мира, образ мира, модель мира и другие феномены.

Так, образ мира как психологическая категория подробно описан в работах о сознании А.Н. Леонтьева, С.Д. Смирнова и др. В философии и истории термин «модель мира» раскрыт в работах о познании В. С. Степиным, М. Хайдеггером и др. В культурологии и истории культуры термин «образ мира» описан Д. С. Лихачевым, Ю.М. Лотманом и др. Понятия «картина мира» и «модели мира» широко представ-

лены в работах по семиотике (Г.Д. Гачев, Т.В. Цивьян), языкознанию (В.В. Иванов, Е.С. Яковлева), литературоведению (М.М. Бахтин, А.К. Жолковский). В образовании понятие «кар- — тина мира» отражает воспитание, возрастные особенности учащихся, уровень развития их компетенций. Сегодня можно считать доказанным, что целостность картины мира значима для учебной и профессиональной деятельности взрослого человека1.

Поскольку картина мира складывается из конкретных когниций, то четкость этих образов-представлений помогает человеку ориентироваться не только в знакомой местности, но и в ближайшем окружении, социуме, в интересующей теме. Четкие представления, существующие в сознании в виде образов-представлений либо в закодированном, свернутом, виде, дают нам не только уверенность в себе. Это своеобразный гарант спокойствия, смелости и компетентности личности.

Таким образом, поиск путей формирования картины мира является одним из ак-

Четкие представления, существующие в сознании в виде образов-представлений либо в закодированном, свернутом, виде, дают нам не только уверенность в себе. Это своеобразный гарант спокойствия, смелости и компетентности личности.

туальных направлений исследований в современной педагогической науке. Это обусловлено изменением мировоззренческо-ценностных ориентиров и общественных требований к личности. Для того чтобы научиться жить и успешно действовать, ребенку необходимо осознать все многообразие и целостность мира, в котором он будет самоопределяться, искать собственное место и прокладывать свои пути.

Среди факторов, определяющих формирование картины мира ребенка, ведущую роль играет систематическая образовательно-воспитательная деятельность, которая придает данному процессу осознанность, делает его целенаправленным. В связи с этим возникает необходимость анализа теоретических и экспериментальных исследований по данной проблеме.

В целом в педагогической науке имеется достаточное количество подтверждений тезиса о необходимости формирования картины мира у детей в образовательном процессе, осуществляемом в рамках дошкольного образовательного учреждения. Наи-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

большего внимания, если говорить о данной проблеме, заслуживает работа И.Э. Куликовской, посвященная анализу эволюции мировидения детей дошкольного возраста и педагогическому сопровождению этого процесса. Мировидение понимается в данном случае как особый тип сознания, результатом которого является картина мира, включающая систему ценностей, способов мышления, восприятия мира и эмоционально-ценностного отношения к нему2.

Исследование И.Э. Куликовской базируется на философском принципе единства фило- и онтогенеза, согласно которому в процессе своего индивидуального развития ребенок воспроизводит основные этапы исторического развития культуры. Изучение истории (филогенеза) позволяет осознать логику развития индивида, то есть онтогенеза. Относительно картины мира данный принцип интерпретируется так: в процессе филогенеза первой была мифопоэтическая картина, далее - натурфилософская, универсально-символическая, научная и т.п. Таким образом, картина мира формируется в этой же последовательности. На основе обобщения теоретических исследований автор делает вывод об особенностях картины мира в каждом возрастном периоде: для младшего дошкольного возраста характерна мифопоэтическая картина мира, у средних дошкольников преобладает натурфилософская, старшие дошкольники овладевают еще и научной. Исходя из этого, интеграция ми-фопоэтического, философского и научного восприятия мира ребенком обосновывается как ведущий принцип познания мира в единстве, взаимосвязи и вза- -имозависимости его составляющих.

Воспитанию (формированию) нравственно-эстетического отношения старших дошкольников к миру посвящено

исследование Л. А. Тру- _

фановой, которая считает, что неуместно рассматривать нравственное и эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста как два изолированных друг от друга процесса3. Основным сред-

Для того чтобы научиться жить и успешно действовать, ребенку необходимо осознать все многообразие и целостность мира, в котором он будет самоопределяться, искать собственное место и прокладывать свои пути.

ством формирования нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности автор считает родную природу и культуру (произведения искусства определенного региона, бытовые обычаи, традиции и т.п.), то есть основное внимание уделяется формированию этнической картины мира дошкольников, осознанию и осмыслению ими понятия малой родины, привязанности к тому краю, где они родились и живут.

Таким образом, среди условий, способствующих формированию нравственно-эстетического отношения детей к окружающей действительности, необходимо выделить следующие: создание предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении, позволяющей расширять и углублять представления о родном крае; систематическое и планомерное осуществление процесса ознакомления детей с лучшими образцами материальной и духовной культуры; побуждение детей к выражению своих чувств, впечатлений от наблюдений за природой и знакомства с произведениями искусства.

Кроме педагогических исследований, посвященных формированию целостной картины мира, важно назвать те, в которых уделено внимание формированию представлений об отдельных сферах жизнедеятельности человека, социальном мире. Так, представлениям об истории и культуре родного края у детей 5-7 лет посвящено исследование Т.Г. Кобзевой. Интерес к познанию истории и культуры понимается как выборочное и устойчивое эмоционально-положительное отношение ребенка к культурно-историческим событиям и объектам родного края и развивается в активной деятельности на фоне имеющейся потребности в познании сущности социальных

явлений4. Средством развития представлений об истории и культуре родного края в этом случае может быть проект-которая на сегодняшний востребованностью ситуацией, по-

ная деятельность день характеризуется современной социокультурной адекватностью потребностям детей в

знании и информационном обмене, активной деятельности, общении со взрослыми и сверстниками; направленностью на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать его совместно с воспитателем, проявляя эмоциональное отношение к процессу познания.

Представление о предметах является действенным инструментом развития творчества детей дошкольного возраста, убеждена О.В. Дыбина, поскольку предметный мир как совокупность предметов, их свойств, связей и отношений обладает информационной, эмоциогенной и регуляторной силой5. Дошкольный возраст является периодом, когда особенно активно развиваются эмоционально-ценностное восприятие и осмысление предметного мира, овладение способами действий с ними и их творческого преобразования.

Интересным нам представляется исследование О. А. Князевой. Она обосновала и проанализировала процесс формирования представлений детей о своем организме, поскольку это способствует нравственному, физическому, интеллектуальному развитию ребенка, становлению его социально-нравственной позиции, осознанного поведения по сохранению и укреплению собственного здоровья6. При этом важными условиями формирования полноценных представлений детей об органах чувств являются наличие интереса к собственному организму, научно обоснованный отбор знаний об органах чувств человека, организация педагогического процесса в единстве трех взаимосвязанных блоков (когнитивного, эмоционального и поведенческого), установление взаимосвязи между физическим и нравственным воспитанием ребенка, а также налаживание тесного сотрудничества детского сада и семьи.

Познание себя как физического и социального существа, выстраивание реалистичного представления о своем организме у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию адекватного, целостного «образа Я»; является условием развития способности и потребности к самосозиданию.

другого человека, отмечает С.Е. Шукшина7. Именно эти представления раскрывают и помогают установить взаимосвязь и взаимозависимость между собственным поведением и здоровьем (жизнью), убеждают в возможности достижения человеком счастливой полноценной жизни с помощью здорового образа жизни; помогают осознать и установить свою физическую идентичность другому человеку. Поэтому познание себя как физического и социального существа, выстраивание реалистичного представления о своем организме у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию адекватного, целостного «образа Я»; является условием развития способности и потребности к самосозиданию, превращает ребенка в субъекта жизнедеятельности; влияет на воспитание ответственности за свою жизнь и жизнь другого человека, на отношение к себе и другим.

Представления дошкольников о семье также занимают в их картине мира важное место. Выявлению особенностей этих представлений посвящено исследование Н.И. Демидовой. Образ семьи дошкольников, по мнению Н.И. Демидовой, является видовым компонентом их картины мира8. И в этом случае семья и детский сад имеют специфические возможности в плане формирования у дошкольника содержательного образа семьи. Семья определяет степень богатства, насыщенности поверхностного уровня образа семьи (накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми). Для детского сада первоочередной задачей являются обогащение, уточнение, обобщение,

Сформированные представления о че- корректировка представлений детей о се-

ловеческом организме есть действенное мье, семейном укладе; формирование цен-

средство воспитания ценностного отно- ностных ориентаций, организация деятель-

шения к здоровью, своей жизни и жизни ности детей, которая способствует выра-

жению чувств детей к родителям, другим членам семьи; косвенное влияние на содержание детского образа семьи посредством повышения психолого-педагогической культуры родителей.

Проведенный теоретико-методологический анализ позволил отметить, что большая часть существующих исследований посвящена формированию у дошкольников представлений об отдельных сферах жизнедеятельности, что недостаточно внимания уделяется формированию именно целостной картины мира. Такая ситуация требует от педагогической науки и практики поиска соответствующих педагогических технологий, ориентированных на формирование не фрагментарных, лоскутных, а системных и целостных представлений о мире, дальнейшей работы на методическом уровне с целью конкретизации методов, приемов, средств развития картины мира детей дошкольного возраста. ^

Литература

1. Хуторянская А. Д. Картина мира в современной гуманитарной науке // Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 4-17.

2. Куликовская И.Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 450 с.

3. Труфанова Л.А. Формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности у детей 5-7 лет: дис. . канд. пед. наук. М., 2005. 143 с.

4. Кобзева Т.Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5-7 лет: дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 232 с.

5. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 437 с.

6. Князева О.А. Педагогические условия формирования представлений об органах чувств человека у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 178 с.

7. Шукшина С.Е. Педагогические основы формирования у детей 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме: дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 1998. 246 с.

8. Демидова Н.И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 182 с.

THE FORMATION OF PRESCHOOL CHILDREN HOLISTIC WORLD VIEW: THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS

S.M.K. Maksimova, postgraduate, The department of pedaogogy, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, great_century@mail.ru

The article notes the significance of the world view as a concept presented in the various fields of knowledge, such as philosophy, psychology, pedagogy, cultural studies, etc. It specifies that the analysis of numerous scientific studies allows us to consider the integrity of the world view as an important condition for the effectiveness of educational and professional development of an adult. At the same time, it stresses that the gradual formation of the world view occurs in childhood. This is due to the fact that as early as preschool age, a child has a need for knowledge of the world and awareness of the meaning of its existence. It is shown that the leading role played by the systematic education and educational activity in the process. The analysis of theoretical and experimental studies devoted to various aspects of the formation of the world view in preschool children. Among them are the following: 1) the individual development of the child in accordance with the main stages of the historical development of culture; 2) the formation of moral-aesthetic relation to the world; 3) the formation of a positive attitude to the history and culture of his native land; 4) the development of value perception and understanding of the objective world; 5) the formation of ideas about the human body; 6) the development of the valuable relation to health; 7) the forming a family image. It is noted that the theoretical and methodological orientation has revealed the majority of studies on the formation of ideas about the individual spheres of life, and not a complete world view. It stressed the need for further development of educational technologies aimed at the creation of the system of ideas about the world.

Key words: preschool age, preschool education, a holistic world view, life activity, creativity, morality, health, family, systematic.

References

1. Khutorianskaia A.D. Kartina mira v sovremennoi gumanitarnoi nauke [Picture of the world in the modern humanitarian science]. Gumanitarnye nauki -Humanities, 2012, no. 2, pp. 4-17.

2. Kulikovskaia I.E. Evoliutsiia mirovideniia detei doshkol 'nogo vozrasta i ee pedagogicheskoe so-provozhdenie: dis. ... d-ra ped. nauk [The evolution worldview, preschool children and its pedagogical support. Doctor of pedagogy sci. diss.]. Rostov on Don, 2002. 450 p.

3. Trufanova L.A. Formirovanie nravstvenno-esteticheskogo otnosheniia k okruzhaiushchei deistvitel'nosti u detei 5-7 let: dis. ... kand. ped. nauk [The formation of moral-aesthetic attitude to the surrounding reality in children 5-7 years. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2005. 143 p.

4. Kobzeva T.G. Razvitie interesa k poznaniiu isto-rii i kul 'tury rodnogo kraia v proektnoi deiatel'nosti u detei 5-7 let: dis. ... kand. ped. nauk [The development of interest in the knowledge of the history and culture of his native land in the project activity in children 5-7 years. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Volgograd, 2008. 232 p.

5. Dybina O.V. Formirovanie tvorchestva u detei doshkol 'nogo vozrasta v protsesse oznakomleniia

s predmetnym mirom: dis. ... d-ra ped. nauk [The formation of creativity in children of preschool age in the process of acquaintance with the objective world. Doctor of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2002. 437 p.

6. Kniazeva O.A. Pedagogicheskie usloviia formirovaniia predstavlenii ob organakh chuvstv cheloveka u detei starshego doshkol'nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of formation of representations about the human senses in children of senior preschool age. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2001. 178 p.

7. Shukshina S.E. Pedagogicheskie osnovy formirovaniia u detei 5-6 let elementarnykh pred-stavlenii o chelovecheskom organizme: dis. . kand. ped. nauk [Pedagogical bases of formation at children of 5-6 years of elementary notions about the human organism. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Saransk, 1998. 246 p.

8. Demidova N.I. Formirovanie «obraza sem 'i» u starshikh doshkol 'nikov: dis. ... kand. ped. nauk [The formation of the "image of family" at the senior preschool age. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2003. 182 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.