Научная статья на тему 'Формирование целостного мировоззрения школьников на внеклассных мероприятиях по физике'

Формирование целостного мировоззрения школьников на внеклассных мероприятиях по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИКА / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнева Марина Владимировна

В статье представлен сценарий интеллектуальной игры, построенной на соревновании групп учащихся. Применяется нетрадиционный вид тематического контроля знаний – тест-кроссворд для оценки результатов усвоения тем «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления». Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов способствует формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование целостного мировоззрения школьников на внеклассных мероприятиях по физике»

Предназначение матери в семье. На что решается женщина, дающая жизнь? Хранительница домашнего очага. Особые взаимоотношения с детьми. Духовная близость. Отношение к своим родителям. Личный пример. Воспитание будущей женщины, матери. Нравственная сила женщины, её влияние на жизнь семьи и общества.

Образ русской матери и жены, центра семьи и семейного очарования и носителя религиозного принципа. Центр всей жизни, ее вдохновляющий источник - мать. Значение матери, женщины в русской патриархальной, культурной семье. Духовная роль женщины в русской культурной семье (внутренний очаг семейной жизни) .

Внутренний семейный мир в романе Льва Толстого «Война и мир». Сцена возвращения Николая Ростова в родительский дом с театра войны.

Тема 5. Христианское понимание роли родителей в жизни ребенка. «Детей вразумлять есть долг родителей...».

Основные задачи воспитания в семье. Духовная среда. Слова и дела родителей - пример для ребенка. Проявление духовности в жизни семьи: благотворительность, гостеприимство, милосердие, сострадание, милостыня. Идеал домашнего тепла. Ритм жизни семьи - дневной, недельный, месячный, сезонный, годовой. Традиция чтения в семье. Семинар «Семьи в романе Л .Н. Толстого «Война и мир»

Тема 6. Семейные заповеди. «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет». Мотив блудного сына в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» .

Просмотр фильма с последующим обсуждением. Исследовательская работа «Мотив «блудного сына» в искусстве. Заключительный урок.

Сочинение-эссе «Какой я вижу мою будущую семью». Примерные темы семинаров

1. Семейные ценности в русском фольклоре, литературе и искусстве.

2. Семья в пословицах и поговорках русского народа.

3. Семейные традиции русского народа в сказке «Царевна-лягушка»

4. Семья в произведениях А.С. Пушкина

5. Семья и семейные отношения в сказках А.С. Пушкина

6. Темам семьи в творчестве А.П. Чехова

7. Биография семьи И.С. Тургенева и история создания цикла расскаов «Записки охотника» (связь семейной жизни писателя с созданием цикла рассказов «Записки охотника»)

8. «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне») (по произведениям Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Детство», «Война и мир», И.С. Шмелева «Лето Господне», Ф.А. Абрамова «Дом»).

9. Тема семьи в «Последнем поклоне» В.П. Астафьева

10. «Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне») (по произведениям Н.В. Гоголя «Мертвые души», Л.Н. Толстого «Детство», «Война и мир», И.С. Шмелева «Лето Господне», Ф.А. Абрамова «Дом»).

11. Проблема семьи и детства в творчестве Л. Улицкой (роль семьи и семейных ценностей в жизни человека)

12. Семинар «Духовная жизнь в крестьянской семье» (по произведениям Н.А. Некрасова).

13. Сочинение-эссе «Крепка семья - крепка держава!» Сценарии к праздникам

1. Русь-Матушка и Горе-Злосчастье (по сказкам «Царена-лягушка», «Двенадцать месяцев», «Чудесная монетка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и др.)

2. «Широкая Масленица»

3. Под Покровом любви (викторина для 9 класса) Библиографический список

1. Библия. Любого издания.

2. Брак да будет честен. (О долге и обязанностях православных супругов). Сборник статей о целомудрии и браке. - М.: Образ, 2005.

3. Домострой. Юности честное зерцало. - М.: Изд. «Даръ», 2006.

4. Душа обязана трудиться: Методическое пособие по организации проведения праздников в ОУ /Автор-сост. Н.М.Мищенко. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2007.

5. Закон Божий. Для семьи и школы. Сост. Протоиерей Серафим Слободской. М.: 2007.

6. Как создать православную семью. 250 мудрых советов мужу и жене. - М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2006.

7. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. - М.: Даниловский благовестник, 2009.

8. Православное воспитание. Афоризмы и поучения / Сост. А.М.Яций. - М.: Паломник, 2007.

9. «Пустите детей приходить ко Мне.» Что необходимо знать каждому отцу и каждой матери. - М.: «Ковчег», 2005.

10. Свет материнства: Сборник сценариев религиозных и светских праздников: Методическое пособие / Сост. В.Ц.Попова; Сыктывкар: КРИРОиПК, 2007.

11. Семья. Прочность, цель и назначение. Изд.2-е. М.: Самшит-издат, 2008.

12. Шишова Т.Л. Ребенок не слушается. Что делать? Советы православного педагога. - Клин: «Христианская жизнь», 2008.

Огнева Марина Владимировна,

учитель физики, МБОУ ООШ № 269, ЗАТО Александровск, г. Снежногорск, Мурманская область ogneva mv@mail.ru

Формирование целостного мировоззрения школьников на внеклассных мероприятиях по физике Аннотация. В статье представлен сценарий интеллектуальной игры, построенной на соревновании групп учащихся. Применяется нетрадиционный вид тематического контроля знаний -тест-кроссворд для оценки результатов усвоения тем «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления». Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов способствует формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования обучающихся. Ключевые слова: физика, игровое моделирование, проектная деятельность.

Улучшение образование - лучшие инвестиции, которые мы можем сделать, потому что это отвечает интересам всех слоёв общества [1]

Билл Гейтс «The Road Ahead»

Актуальность. В наши дни государство ведёт поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты Отечественной истории. Вступив в череду «наполеоновских войн», Россия выступила заступницей Европы. В 2012 году в России отмечается 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, во время которой был подлинный подъём национального самосознания.

Технология кроссворда взаимосвязана с проектной и игровой технологией, поэтому имеет сходные с ними идеи: индивидуальный, развивающий, исследовательский, коммуникативный и рефлексивный подход к личности учащегося. Игровое моделирование создаёт психологически комфортную среду, обеспечивающую каждому ученику творческую свободу. Положительные эмоции, возникающие у детей в процессе игры, способствуют предупреждению перегрузки.

Рассмотрим сценарий интеллектуальной игры для 9-го класса.

Предмет: физика

Цель: формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи.

1. Организовать работу учеников таким образом, чтобы они смогли показать знание истории, литературы и физики, приобретая опыт применения научных методов познания и развивая компетентность в области использования ИКТ (обучающая).

2. Используя активные формы работы в игровой ситуации, создать практически для каждого ученика ситуацию успеха, условия для развития интеллекта, качеств креативности и формирования целостного мировоззрения обучающихся (развивающая).

3. Способствовать формированию российской гражданской идентичности, развитию коммуникативной компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, в конфликтной ситуации согласно культуре межличностных взаимоотношений (воспитывающая).

Практическая значимость ресурса: материал может быть использован на внеклассных занятиях, как по истории, так и при изучении физики - для иллюстрации различных тем курса. Изучение физических явлений с помощью художественных произведений и исторических фактов способствует формированию целостного мировоззрения обучающихся, соответствующего современному уровню их образования.

Межпредметные связи: история, литература, астрономия, география, математика, изобразительное искусство.

Тип урока: креативный.

Форма урока: интеллектуальная групповая игра.

Методы обучения: проблемное изложение, частично - поисковый и исследовательский для решения познавательных и проблемных задач, мозговой штурм, аналогия, ассоциация, обучение через проектную деятельность.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры для обучающихся и учителя, мультимедийный проектор (место проведения - компьютерный класс).

Условия успеха

1. Учет возрастных особенностей. Надо учитывать уровень конкретного класса и каждого ученика. В возрасте 13 - 15-ти лет (учащиеся VII - IX классов) возрастает способность к абстрагированию, самостоятельность в формулировании выводов, в соотнесении знаний и умений. Школьники в этом возрасте уже способны анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия [2].

2. Для учащихся данного возраста характерна критичность мышления, свойственна большая требовательность к сообщаемой информации. Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное [3]. Положительные эмоции поддерживаются за счет снятия напряжения в процессе игры. Учитель поддерживает комфортный психологический климат, поощряет удачные ответы.

3. Личностно - значимое понимание. Мотив, побуждающий учеников работать на конечный результат - объяснить физические явления, встречающиеся в жизни.

4. Развитие творческих мыслительных способностей невозможно вне проблемных ситуаций, поэтому особое значение в обучении имеют нестандартные вопросы и задачи с практическим содержанием [3]. В итоге, обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения; их внимание акцентируется на актуальных проблемах современной науки. В режиме интерактивного взаимодействия у школьников происходит изменение ценностных ориентаций, общение наполняется более гуманным, нравственным смыслом.

5. Приветствуется элемент состязания в группах (это активизирует познавательную деятельность). Дать возможность желающим пояснить ответы. В случае расхождения мнений - провести дискуссию. Акцентируется внимание учащихся на наиболее полных, логически обоснованных ответах.

6. С решением кроссворда тесно связано творчество, а творчество всегда приносит радость. Завершение напряженной умственной работы приносит огромное удовлетворение.

Основные дидактические требования: структуризация учебного материала; интерактивность обучения; адаптивность обучения с учетом уровня знаний, умений, психологических особенностей каждого обучающегося [4].

Приемы: педагогика сотрудничества; игра (формирует умение видеть необычное в знакомых вещах; приводит к образовательной результативности; мотивирует обучающихся приобретать практический опыт по решению интеллектуальных, творческих и кризисных задач).

Планируемые результаты работы

- Предметные:

1. формирование представлений о механических явлениях, овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; понимание физических основ средств передвижения и связи;

2. развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики.

- Метапредметные:

1. умение планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения задач;

2. умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

3. умение преобразовывать знаки и символы для решения задач;

4. умение организовывать сотрудничество с учителем и сверстниками;

5. владение навыками рейтинговой оценки своей деятельности.

- Личностные:

1. формирование готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню образования обучающихся;

3. формирование коммуникативной компетентности;

4. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Интеллектуальная игра построена на соревновании групп учащихся - кто быстрее даст правильный ответ на предлагаемый учителем вопрос. Применяется нетрадиционный вид тематического контроля знаний - тест-кроссворд для оценки результатов усвоения тем «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления».

Вопрос о количественном измерении уровня учебных достижений был сформулирован как педагогическая задача еще в советской педагогике в 30-е годы ХХ века [5]. Соотнесенность содержания контрольных заданий с целями обучения - главное требование к организации контроля. Рассмотрим таксономии учебных целей, которые являются основой для содержания данного контроля.

В разгадывании кроссворда важен результат, что эффективно мотивирует ученика. Дети осваивают тему, даже не думая об этом. В итоге, обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения; их внимание акцентируется на проблемах современной науки. Изучение опытов позволяет углубить представления учащихся об экспериментальном методе познания в физике. В режиме интерактивного взаимодействия у школьников происходит изменение личностных ценностных ориентаций, общение наполняется более гуманным, нравственным смыслом.

Формирование целостного мировоззрения обучающихся с помощью решения кроссворда эффективно, так как новое знание нанизывается на старое, что способствует обучению творческой личности. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Таблица № 1

Применение таксономии Блума когнитивных целей обучения по М.В. Кларину

Категория

Конкретные действия

Примеры действий (№ вопроса)

1 .Знание (простое)

1.1.Знает конкретные

данные об исторических лицах, учёных, литераторах, связанных с событиями наполеоновских войн.

1. Называет фамилию главнокомандующего русской армии (Кутузов).

2. Называет звание военачальника Груши - «маршал».

3. Называет фамилию автора «Бородино» (Лермонтов).

4. Называет город Ватерлоо.

5. Констатирует факт открытия кометы, которую дважды видел Л. Н. Толстой (Галлей).

1. Назвать главнокомандующего русской армии. (№ 2).

2. Назвать звание военачальника Груши (№ 14).

3. Назвать фамилию автора «Бородино» (№ 13).

4. В каком городе 18 июня 1815 году произошло знаменитое в истории наполеоновских войн сражение, в котором наблюдались редкие оптические явления? (№ 16).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Констатировать факт. Открытие кометы Галлея (№ 9).

Категория Конкретные действия Примеры действий (№ вопроса)

1.2.Знает категории и общие понятия. Указывает понятие по определению: «инфразвук». Указать понятие по определению. Вид продольной механической волны (№11).

Узнает определение понятий «интерференция», «свет», «рефракция». 1.Открытие какого звукового явления спасло честь маршала Груши, которого французы считали предателем в битве при Ватерлоо? (№ 21). 1. Отраженный от устланной пылью поверхности Луны (№15). 2. Физическое явление, объясняющее появление миражей (№6).

1 .З.Знает средства и способы действия с конкретными данными. Идентифицирует формулу О =qm - количество теплоты, выделяющееся при горении и тепловое явление -пожар. Выявить по формуле явление. О =qm (№3).

Идентифицирует определение рычаг I рода с конкретным предметом (тачка). В войне 1812 году применялись вороты, приводимые в движение лошадьми; блоки; бревна-рычаги и рычаг I рода...(№7).

1.4.Знает волновые свойства звука. Выявляет явление интерференции, подтверждающее волновую природу звука. Открытие какого звукового явления спасло честь маршала Груши, которого французы считали предателем в битве при Ватерлоо (№21)?

2. Понимание. 2.1. Перевод

2.1.1.Преобразовает описание в более краткую форму. Передает информацию в более краткой форме: Баллистика - «бросаю». Перефразировать (дать определение одним словом) Баллистика - наука о движении снарядов, мин, пуль. В переводе с греческого означает.....(№12).

2.1.2. Осуществляет преобразование абстрактных терминов в конкретные. Осуществляет преобразование абстрактной формулировки (это находится на границе и на карте обозначено, как...) в конкретное название реки «Неман», получает связь этого названия с агрегатными состояниями воды. Назовите, что это? Это может быть в трёх агрегатных состояниях, находится на границе и на карте обозначено, как. (№10).

2.Понимание. 2.2.Интерпретация

2.2.1. Фиксация главной идеи. Делает заключение при выделении признака явления. Фиксирует главную идею - изменение направления светового луча при преломлении. Выделяет признак - изменение показателя преломления из-за неоднородности среды. Делает заключение о мираже. Объясните, что это было? «Однажды утром в июне 1815 г. жители города Вервье (Бельгия) увидели в небе войско. Можно было различить даже пушку со сломанным колесом». К.Фламарион (№ 5).

2.2.2. Экстраполяция Фиксирует следствия из данных фактов. Обрабатывает информацию, предугадывает идеи применения закона ускоренного движения для ведения военных действий (Наполеон) Кто применял закон ускоренного движения в войне: выиграть одно сражение и решить исход войны (№4)?

3. Применение информации

3.1.Применяет знания по астрономии для объяснения природных явлений. Применяет знания о структуре кометы. Что увидел Пьер? Объяснить причину (№ 8). ".огромное пространство звёздного неба открылось глазам Обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая (комета), которая предвещалавсякие ужасы и конец света..." Лев Толстой. "Война и мир".

4. Анализ. 4.1.Анализ связей

4.1.1. Вскрывает связь между элементами, выдвигает гипотезу, делает вывод. 1.Выявляет взаимосвязь между историческим событием и законами механики, выдвигает гипотезу: нежелательные последствия законов механики - попадание в цель при выстреле, значит, это война. 2.Используя знания об основной задаче механики и знание исторических фактов, делает вывод намерении Наполео-на(Москва). Укажите, какое историческое событие приводит к нежелательным последствиям при выполнении законов механики? (№ 17)? Основная задача механики Наполеона: «Сердце России, которое я намерен поразить - это...»(№ 1)

4.1.2. Выявляет взаимосвязь между историческими фактами и физическими понятиями. Разбивает задание на физические понятия (вектор) и исторические (конечная цель Наполеона). Выявляет взаимосвязь между конечной координатой и целью Наполеона. Применяет к решению задачи. Получает ответ - Бородино. Назовите место. Конечной координатой вектора войск Наполеона 26 августа 1812 г являлся пункт. (№ 19)?

4.2.Анализ организационных принципов

Выделяет закономерности баллистического движения. Формируются представления о принципах движения тела, брошенного под углом к горизонту. Выделяет принципы баллистического движения и, объясняя математическую запись закона равнопеременного движения, делает вывод о том, что траекторией является парабола. Вывести общую закономерность. Траекторией баллистического вижения является.(№ 20)?

Категория | Конкретные действия | Примеры действий (№ вопроса)

5. Синтез (дополнительные вопросы для учащихся)

Синтезирует элементы для получения единого целого, которое ранее не было известно. В процессе игры реализует проект «Физические явления в наполеоновских войнах». Предлагает план исследования явлений, не рассмотренных в рамках данной игры. Что можно предложить для реализации проекта «Физические явления в наполеоновских войнах»? Иногда создает новые идеи, возможно, превосходящие наши!

Решает проблемы на междисциплинарном уровне путем переноса знаний из одной дисциплины в другую. Предлагает по вычислению времени затмений объяснить исторические факты. Создаёт с участниками группы синквейн по теме «Физические явления в наполеоновских войнах».

6. Оценка (включает в себя все предыдущие уровни)

6.1 .Качественная оценка Сопоставляет факты и выносит суждение о характере войны 1812 года -Отечественная. Суммирует знания из разных областей для решения проблемы. Какие факты наполеоновских войн можно объяснить, рассматривая физические явления и законы?

Таблица № 2

Этапы урока

Стадия вызова (правило: «Любое мнение учащегося ценно»)

Виды деятельности учителя Дидактические задачи Виды деятельности ученика Время, мин

Подготовительный этап. Поиск информации в различных источниках. Выполнение домашнего задания. Вне урока

1 .Организационный момент. Организация групповой и индивидуальной работы. Подготовка учащихся к работе на уроке. 1

2. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели. Анализ имеющихся знаний, формулировка целей-мотивов. Высказывает свою точку зрения по поводу темы игры. 2

Для снятия напряженной обстановки использование занимательности, содействие обмену мнениями без конфликтов. Критерий оценки: реальные факты можно объяснить, используя законы физики Формулировка цели: объяснить исторические факты наполеоновских войн с точки зрения физики. Формулировка игровой задачи: выяснить характер войны 1812 года. Постановка проблемы: «Мифы и реальность наполеоновских войн» «Мозговой штурм». Выдвижение гипотезы: «Если с точки зрения физики мы объясним, что происходило в наполеоновских войнах, то мы узнаем, какие исторические факты были реальными».. 2

Стадия осмысления

З.Основной этап. Поэтапная проверка выполнения задания. Обеспечить приобретение опыта применения научных методов познания. Создать условия для развития качеств креативности, интеллекта, компетентности в области ИКТ Усвоение новых знаний и способов действий. Самостоятельная работа с различными источниками. Систематизирует информацию. Акцент внимания на поиске ответов. 18

4.Закрепление изученного. Стимулирование учащихся к постановке новых вопросов. Организовать работу учеников таким образом, чтобы они смогли устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Способствовать формированию российской гражданской идентичности. Анализ и обсуждение игры. Обращает внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. 5

5 Контроль и проверка знаний (ссылки на ресурсы сети Интернет, работа в режиме оп-Ипе). Выявить уровень овладения знаниями, провести их коррекцию. Создать ситуацию успеха. Учащиеся других групп задают вопросы на уточнение. Выделяют мировоззренческие идеи. 5

б.Подведение итогов. Выдвижение стимула по ликвидации пробелов в знаниях. Дать оценку успешности, наметить перспективу работы. Изучает «Лист успеха», проводит анализ и оценку успешности достижения целей. 4

7.Информация о домашнем задании. Обеспечить понимание цели для выполнения домашнего задания. Записывает домашнее задание : используя коллекцию музеев Московского 2

Кремля, выясните, какие законы физики применялись в Отечественной войне 1812 года.

Стадия рефлексии

8.Рефлексия эффективности проведения урока. Становление нового педагогического опыта. Мобилизовать учащихся на рефлексию мотивации, способов деятельности, общения. Закрепляет новые знания. Создаёт с участниками своей группы синквейн по теме «Физические явления в наполеоновских войнах» 6

презентация (Microsoft Power Point), демонстрируемая в режиме Офис на

Ход занятия

Организационный этап

На компьютерах - на рабочем столе интерактивной доске.

Основной этап

Слова учителя: Здравствуйте, ребята! История мировой цивилизации богата событиями, которые нельзя стереть из памяти народа. Военный историк М. И. Богданович оценил потери Русской армии в течение хода войны с объединенной Европой 1812 - 1814 годов в 210 тысяч погибших. Без войны, увы, человечество ещё не научилось жить. С огромным интересом мы изучаем «Наполеоновские войны», материалы и источники, которые остались нам в наследство от Великого прошлого [6].

Сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Физические явления в наполеоновских войнах», в ходе которой вы сможете показать Ваши знания по темам «Механические, тепловые, электрические и магнитные явления», а также широту Вашего кругозора.

Проблема: «Мифы и реальность наполеоновских войн»

Цель: объяснить исторические факты наполеоновских войн с точки зрения физики.

Гипотеза: «Если с точки зрения физики мы объясним, что происходило в наполеоновских войнах, то мы узнаем, какие исторические факты были реальными».

Игровая задача: выяснить характер войны 1812 года.

Сетка кроссворда «Физические явления в наполеоновских войнах»

Рис.1.

Слова учителя: на столах у каждой группы лежит «Краткая инструкция для обучающихся» и сетка кроссворда.

Кроссворд имеет 21 задание, предполагает возможность работы в сети Интернет. Соревнуются группы учащихся - кто быстрее даст правильный ответ на предлагаемый вопрос. У каждой группы есть бланки с сеткой кроссворда, но отсутствуют вопросы. В течение игры желающие могут дискутировать, пользоваться интерактивной доской, демонстрировать для доказательства необходимые эксперименты. Для каждого участника игры предоставляются бланки для ведения проектного задания «Физические явления в наполеоновских войнах». Их можно заполнить во время игры или (по желанию) выполнить к следующему занятию дома.

Таблица № 3

Ответив на вопросы, вы увидите характер войны 1812 года

Вопросы_

Основная задача механики Наполеона. Наполеон: «Сердце России, которое я намерен поразить - это.»_

Его девиз: «Лучше быть острожным, чем обманутым». Наполеон называл его «Старый лис Севера». Полководец, главнокомандующий русской армии._

«Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля; Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар,

Она готовила.» А.С.Пушкин_

Кто применял закон ускоренного движения в войне: выиграть одно сражение и решить исход войны?_

Что это было? «Однажды утром в июне 1815 г. жители города Вервье (Бельгия) увидели в небе войско так ясно, что можно было различить даже пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится». К.Фламарион Физическое явление, объясняющее появление миражей.

В войне 1812 году применялись вороты, приводимые в движение лошадьми; блоки; бревна-рычаги и рычаг I рода._

" Пространство звёздного тёмного неба открылось глазам Пьера. Обсыпанная со всех сторон звёздами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая ., которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света..." Лев Толстой._

Впечатление детства Л. Толстого (1828 - 1910) от увиденной им в 1835 г. кометы нашло отражение при описании гигантской

кометы 1811 года в романе «Война и мир». Кто открыл комету, которую дважды видел Л. Н. Толстой?_

Это может быть в трёх агрегатных состояниях, находится на границе и на карте обозначено, как._

Вид продольной механической волны, описанной Л.Толстым в романе «Война и мир»: «Спереди в дыму, бубухали

пушки и из таинственной области дыма с шипящим свистом вылетали ядра»_

Баллистика - наука о движении снарядов, мин, пуль. В переводе с греческого означает._

«Скажи-ка, дядя,

Ведь не даром Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят ещё какие,

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина». Автор?_

Звание военачальника Груши, который не соединился с войсками Наполеона в битве при Ватерлоо. Несмотря на численное превосходство французов, сражение у деревни Лубино 7 августа 1812 года окончилось для русских стратегическим успехом.

Жестокий бой длился до ночи. Когда был убит конь генерала П. А.Тучкова, он повел гренадеров в бой, во время которого был тяжело ранен [7]. Французы взяли раненого генерала Тучкова в плен, так как помог им отраженный от устланной пылью поверхности Луны ._

В каком городе 18 июня 1815 году произошло знаменитое сражение, в котором наблюдались редкие оптические явления?_

Какое историческое событие приводит к нежелательным последствиям при выполнении законов механики?_

«.Теперь ты вдаль взгляни, Где скачут в бой вослед знамен За эскадроном эскадрон; Ты думаешь, они -

Войска победные . Кого ожидали французы в битве при Ватерлоо?_

Конечной координатой вектора войск Наполеона 26 августа 1812 г. был пункт..._

«...Полк князя Андрея был в резервах, которые стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артилле-рии...»Л. Н. Толстой «Война и мир»

Траекторией баллистического движения является..._

Открытие какого звукового явления спасло честь маршала Груши, которого французы считали предателем в битве при Ватерлоо?_

Подведение итогов. Слова учителя: Почему война 1812 года - Отечественная? Потому, что в ней участвовали все слои населения. И хотя с тех пор прошло 200 лет, люди до сих пор помнят доблесть тех, кто сражался за нашу Родину. Отечественная война - освободительная справедливая, всенародная война против иноземных захватчиков. Хотите узнать свою оценку за тему? Вам поможет «Лист успеха»!

Ответьте на вопрос: какие физические явления объясняют мифы и реальность наполеоновских войн? Рассчитайте свою рейтинговую оценку.

Подведем итоги. Информация о домашнем задании (см.Таблица № 3).

Рефлексия. Ученики в группах составляют синквейн по теме игры

Пример создания синквейна

Таблица № 4

В первой строчке тема называется одним словом (существительное) Явления

Во второй строчке два слова, прилагательные, описывающие основную мысль физические, исторические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В третьей строчке три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. помогут нам понять

В четвертой строке - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. мифы и реальность наполеоновских войн.

В пятой строке - слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы на эмоциональном или философско-обобщенном уровне. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Награждение победителей. До новых встреч! Спасибо за внимание.

Итог: в ходе занятия (с элементами технологии критического мышления) ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, внимательно относиться к аргументам оппонента. Интерактивные методы обучения изменяют роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Таким образом, реализуется цель занятия (формирование ключевых компетенций обучающихся).

«Открытые задания» проблемного характера позволяют организовать работу учащихся так, чтобы они смогли развивать личностные, предметные и метапредметные умения и креативные способности. Учитель выступает в роли консультанта, обеспечивает мотивацию, контролирует лишь ключевые моменты выполнения проекта. Отсутствие заранее известного решения стимулирует школьников к реализации своего творческого потенциала [8].

Согласно развивающему дифференцированному обучению, ученики по желанию выполняют индивидуальное домашнее задание. Это помогает оценить степень их познавательного интереса и усвоения темы. С учетом мониторинга, который ведется в течение игры, выставляется рейтинговая оценка.

При проведении занятия также реализуются цели изучения физики на ступени основного общего образования: освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях; методах научного познания природы; овладение умениями применять полученные знания для объяснения природных явлений; развитие познавательных интересов, творческих способностей, воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использование полученных знаний и умений для решения практических задач.

Опыт показывает, что подобные занятия по формированию целостного мировоззрения и ключевых компетенций улучшают эмоциональное состояние учащихся, эффективны в достижении конечного результата. Использование занимательности обосновано тем, что «эмоционально окрашенный учебный материал и материал, заученный с хорошим настроением лучше усваивается» [9].

Внедрение в учебный процесс элементов игры создаёт психологически комфортную среду, обеспечивающую каждому ученику творческую свободу. Это позволяет улучшить психологический климат и качество образования.

Заключение. Система оценки знаний нацелена на полноту и объективность уровня знаний учащихся. Ее внедрение повышает активность учащихся в учебном процессе, что особенно актуально в 9 классах. Позитивная конкуренция в выпускном 9 классе снимает напряженность в процессе игры. Дополнительные баллы активизируют развитие способностей учащихся, мотивируют школьников к участию в олимпиадах, исследованиях, проектной деятельности.

Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается в росте социальной активности учащихся; в признании равноценности различных образовательных траекторий. Дальнейшее использование рейтинговой системы позволяет производить анализ обученности, как одного учащегося, так и класса или параллели по освоению предмета в течение года [10].

Библиографический список

1. @ Майкрософт. «Белая книга» - часть 2. «Обучая граждан 21 века» / http://www.it-n.ru/materials.aspx?cat_no=241&d_no=2520

2. Шатова И.В. Методологические подходы к организации тестовой формы контроля знаний учащихся 5-11-х классов с учетом возрастных особенностей. [www документ] - URL:http://festival.1september.ru/articles/521325/

3. Сайт «Коллекция рефератов Revolution». Возрастные, физиологические и психологические особенности школьников 7-9 кл., организация учебной деятельности. [www документ] - URL: http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00359699_0.html

4. Зайцева Е.Н.Оценка эффективности самостоятельного обучения студентов в телекоммуникационной среде средствами непараметрической статистики. - IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. Kazan. Russia, 9-12 August 2002.

5. Киселева А. В. Критерии оценки знаний учащихся по физике // Фiзiка: праблемы выкладання. - 2002. - № 2.

6. Сайт Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. Информационные технологии в преподавании физики [www документ] - URL: http://www.loiro.ru/files/users_27_itvfizike.pdf

7. Тучково | Тучково.су. Сайт города. История Тучково. [www документ] - URL: http://www.tuchkovo.su/stranicy-istorii/istoriya-tuchkovo.htm

8. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения. ЦДО «Эйдос», 2005.

9. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

10. Абакарова Т. М.Рейтинговая система оценки успеваемости учащихся на уроках информатики и ИКТ в условиях экспериментальной деятельности. [www документ] - URL: http://festival.1september.ru/articles/609033/

Плониш Юлия Юрьевна,

кандидат биологических наук, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 43», г. Омск uliaplonish@mail.ru

Системно-деятельностный подход в работе с одаренными детьми по программе авторского кружка эколого-биологической направленности

«Мир, в котором я живу» Аннотация. В статье представлена авторская программа кружка эколого-биологической направленности. Показано, что основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход. Результатом его применения является развитие личности ребенка на основе Универсальных Учебных Действий. Главное достоинство курса по выбору «Школьный экологический мониторинг» является его экспериментальное и практико-ориентированное направление. В результате освоения образовательной программы обучающиеся узнают: о современных исследованиях в области биологии, химии, экологии; их практическое и нравственно-этическое значение; о действиях человека в условиях критических экологических ситуаций; о влиянии естественной среды на здоровье человека (например, геохимических особенностей местности, качества питьевой воды, запылённости атмосферы и т.п.); об оздоровляющем влиянии природных компонентов (растений, рекреационных ресурсов и т.п.). Ключевые слова: авторский кружок, экология, системно-деятельностный подход, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, одаренные дети.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна [5]. Укрепляя свои успехи в различного рода конкурсных мероприятиях у ребенка возникает желание добиваться большего, и тогда одаренный ученик сам начинает «беспокоить» вас для большей реализации своего потенциала с вашей помощью. Вы становитесь для него «путеводителем», который пополняя его жизненный и умственный потенциал, позволяет на определенном временном промежутке достичь конкретно поставленных задач.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, определяет основной результат обучения, в частности развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю».

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Одаренным является ребенок, который самостоятельно, инициативно и бескорыстно стремится к тому, чтобы стать успешным членом нашего общества.

Если рассматривать работу с одаренными детьми как системный процесс, то следует обратить внимание на то, что таких детей в любой школе много и особые их способности проявляются в разных областях. Ведь, на самом деле, в этом и состоит проблема, когда учитель ограничен рамками прохождения школьной программы и не всегда имеет возможность уделить время творческому развитию детей [3].

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.