УДК 811.133.1'42 ББК Ш147.11-51
ГСНТИ 16.21.27; 03.01.39
Код ВАК 07.00.03; 10.02.19
А. А. Постникова
Екатеринбург, Россия
НАПОЛЕОНОВСКАЯ ЭПОХА В ИСКУССТВЕ И МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФРАНЦИИ
АННОТАЦИЯ. Автор преследовала цель выявить особенности образа Наполеоновской эпохи в искусстве и мультимедийном пространстве Франции. Используя методологию «коммуникативной памяти», автор проанализировала образ французского императора в художественной литературе, рекламе, кино, компьютерных играх. Образ Наполеона активно используется в искусстве, формирующем массовые представления об исторических событиях. В последние годы появилось огромное количество компьютерных игр, посвященных Наполеоновской эпохе и позволяющих игрокам не только проникнуться духом того времени, но и предложить возможную альтернативу развитию событий прошлого. Так искусство и тесно связанное с ним, особенно сегодня, мультимедийное пространство продлевают виртуальную жизнь Наполеона. Писатели, режиссеры, маркетологи стремятся создать героический образ Наполеоновской эпохи. Они либо воспевают победы императора, либо оправдывают его поражения. Художественная литература оживляет Бонапарта не только в исторической памяти, но и в политическом пространстве, проводя аналогии между Наполеоном и Саркози. В виртуальном пространстве компьютерных игр Наполеон всегда положительный герой; он либо дает задание, помогает раскрыть тайны, либо же игроки участвуют в сражении на его стороне. Реклама использует Наполеона в качестве известного бренда, воздействуя на массовое представление французов об этой эпохе. Так искусство и мультимедийное пространство способствуют сохранению в умах и душах французов великой имперской идеи, которая, как полагают многие, является залогом будущего Франции. Данная статья может быть использована в исследовании репрезентаций власти в культурной памяти и мультимедийном пространстве.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: политический дискурс; образ Наполеона; общественное сознание; реклама; литература; кино.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Постникова Алёна Александровна, кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, Уральский государственный педагогический университет; адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
В символизации исторических событий одну из главных ролей всегда играло искусство. В последнее время огромное влияние на французское общество стала оказывать художественная литература и мультимедиа, которые, как правило, стремятся героизировать Наполеоновскую эпоху (впервые вопрос об образе Наполеона во французском искусстве в российской науке поставил историк В. Н. Земцов [Земцов 2014]).
О воздействии искусства на формирование в восприятии французов образа Наполеона и его времени свидетельствует один недавний нашумевший факт. В 2005 г. вышла книга «Преступление Наполеона» К. Рибба [ИЬЬе 2005]. Этот историко-литературный очерк был посвящен восстановлению Наполеоном рабства на островах Гваделупа и Санто-Доминго в 1802 г. Рибб привел факты, свидетельствующие о жестоком уничтожении Бонапартом противников рабства в этих французских колониях. Книга вызвала широкий резонанс: историческое сообщество обрушилось с критикой на автора, а национальные меньшинства Франции, со своей стороны, поддержали Рибба. Ожесточенные споры вокруг имени Наполеона, спровоцированные книгой, в конечном итоге заставили президента Ж. Ширака дистанцироваться от празднования 200-летнего юби-
лея битвы под Аустерлицем. В свою очередь, основная часть интеллектуального сообщества, не разделившая подобную позицию власти, начала кампанию по воссозданию героического облика Наполеоновской эпохи.
Значимая роль в популяризации истории Первой империи принадлежит французскому писателю М. Галло, который написал серию романов, посвященных этому периоду. Важнейшей своей задачей он считает героизацию прошлого Франции, что наиболее ярко проявилось в его романе «Солнце Аустерлица» [Gallo 1997]. М. Галло представил Наполеона как некоего мессию, призванного закрепить лучшие достижения Французской революции. По мнению писателя, именно с переворота 18—19 брюмера, открывшего Наполеону путь к власти, и начинается история великой Франции. Автор постепенно подводит читателя к идее о закономерности того пути, который Франция прошла к установлению империи. По его мнению, искусство и периодическая печать, а не только успешная внешняя политика консула, стали теми факторами, благодаря которым в общественном сознании и возник героический образ Наполеона Бонапарта, что в конечном итоге привело к установлению империи. М. Галло отметил, что французское общество окончательно объединилось вокруг идеи
Данная статья написана в рамках государственного задания № 2014 / 392 (проект № 1900 «Политическая лингвистика: метафоричность, прецедентность и креолистичность»).
© Постникова А. А., 2015
императорской власти только после победы под Аустерлицем. Этим сражением писатель и завершает свой роман.
Закат Империи Наполеона Галло описал в романе «Смерть на Святой Елене» [Gallo 1997]. Но повествование в нем начинается с Русской кампании 1812 г., которая, по мнению писателя, стала поворотным событием Наполеоновской эпохи. Сама же кампания, как считает писатель, была начата Наполеон исключительно ради сохранения мира в Европе. Вслед за многими историками Галло утверждает, что Наполеона победила лишь «русская зима». Завершается роман сценами пребывания императора на о. Святой Елены. Автором разделяется, и вполне оправданно, традиционная версия смерти бывшего императора.
В отличие от Галло, другой французский писатель, С. Леи, позволил себе немного пофантазировать, предположив, что Наполеон не умер тогда на осторове [Simon 2005]. Сюжет его романа основан на истории о заговоре бонапартистов, которые якобы помогли Наполеону бежать с острова в образе корабельного кока. Император, дескать, стремился достичь Парижа и, объединившись со своими верными друзьями, совершить государственный переворот. Однако ситуация неожиданно кардинально изменилась: двойник Наполеона на о. Святой Елены отказался себя раскрыть, в то время как Бонапарт в Париже стал вести жизнь простого французского обывателя, да еще и влюбился в обычную женщину. В 1821 г. двойник Наполеона на острове умер, а он сам наконец-то получил возможность вернуться к прежней жизни великого правителя. Однако Наполеон отказывается от этого, предпочтя судьбу простого человека. Перед читателем вновь встают вечные вопросы о человеческом счастье, величии, наконец, о соотношении мифа и истории.
Большой популярностью у французской публики продолжают пользоваться романы П. Рамбо, в творчестве которого наполеоновская тематика всегда занимала центральное место. Свой новый роман он издал к двухсотлетию провозглашения Империи [Rambaud 2004]. Начав повествование с подготовки к церемонии коронации, он попытался воспроизвести каждый час, а то и мгновения, жизни императора в день 2 декабря 1804 г. В 8 часов утра Наполеон начал процедуру одевания, не уставая при этом возмущаться по поводу дороговизны императорских одежд, убеждая себя и других, что вынужден облачиться в новое одеяние только ради Франции. В 10 часов императорский кортеж под звуки пушечных выстрелов поки-
нул дворец Тюильри. Вдоль улиц, по которым проезжал император, все дома были украшены, толпы людей приветствовали кортеж, воздух оглашался приветственными криками. Наполеон и Жозефина прибыли к Нотр-Даму только к 11 часам, где и состоялось великое событие коронации, в деталях описанное П. Рамбо. Писатель обратился и к тому, как эта церемония отразилась в живописи, показав тем самым, благодаря чему коронация Наполеона вошла в число главных легенд истории Первой империи.
Писатель обратился к императорской символике и в книге «Хроника правления Николаса I», посвященной сопоставлению образов императора Наполеона и президента Н. Саркози [РатЬа^ 2013]. Весьма сим-волична была и обложка книги; на ней был изображен Саркози в образе Наполеона на перевале Сен-Бернар (известная картина Ж. Л. Давида).
В первых главах романа автор прямо заявил о том, что президент необоснованно возомнил себя «императором». Страницы книги заполняют сатирические фразы: «Наш Любимый Монарх», «Его Эффективное Величество»... Последняя глава называется «Могила Николаса», в которой автор благодарит правителя за то, что он проиграл выборы и наконец-то ушел с политической сцены.
Наибольшую известность П. Рамбо принесли романы, посвященные военным походам Наполеона. Гонкуровскую премию он получил за роман «Сражение», в котором описал битву под Эсслингом, проигранную Наполеоном. В интервью газете «Лекс-пресс» Рамбо объяснил выбор сюжета тем, что ему хотелось реализовать мечту Бальзака, желавшего написать, но не написавшего роман об этом сражении [РатЬа^ Р.]. Обратившись к мемуарам, автор дал описание битвы под Эсслингом 21 и 22 мая 1809 г. глазами ее участников — Стендаля, маршала Ланна, хирурга Ж. Д. Ларрея и многих-многих других [РатЬа^ 1997].
После публикации этого романа Рамбо продолжил «историю поражений» Наполеона в своей книге «Падал снег», в которой описал полное трагизма отступление Великой армии из России. Ориентируясь на традицию европейских писателей XIX в., Рамбо попытался передать переживания солдат на том горьком пути из России. Сделав героями своего романа Наполеона, французских маршалов и простых солдат, романист убедительно показал, сколь достойным было поведение воинов Великой армии в последние дни Русской кампании 1812 г. [Rambaud 2000]. Описывая события на Березине, автор с восторгом написал о Наполеоне: «Он
рисковал судьбой своей империи, но не отдал победу врагу» [Rambaud 2000: 236]. В целом творчество П. Рамбо и М. Галло демонстрирует неизменность интереса творческой публики к эпохе Наполеоновских войн.
В 2008 г. вышла еще одна книга, предложившая сравнительный анализ эпохи Наполеона и «эпохи» Саркози. Это «Марш консула» Алена Дюхамэля [Duhamel 2009]. По мнению автора, президент представляет собой Бонапарта эпохи консульства. Он энергично реформирует страну, пытаясь вызвать серьезную трансформацию французских традиций. Как и Бонапарт, Саркози постепенно укреплял вертикаль власти. Однако, по мнению автора, его стремление создать единую государственную идеологию авторитарными методами не находило поддержки в обществе. Как и Рамбо, А. Дюхамель пришел к мысли о том, что Саркози без всяких на то оснований просто «играет в Наполеона».
Роман П. Рамбо «Падал снег» вдохновил писателя Ж. К. Дамамма на создание историко-литературного очерка об отступлении Великой армии из России. Перед взором читателя проходит серия картин борьбы французского солдата за честь и страны, и императора. Кульминацией этого истинного сражения за сохранение человеческого достоинства, по мнению писателя, стали события на Березине [Damamme 2009]. Используя преимущественно французские мемуары и письма, он попытался описать события на Березине в своего рода историко-антрополо-гическом ключе, силясь понять и почувствовать трагедию человека как такового. Уделив внимание только тем военным действиям, в которых приняли участие французы, Дамамм все же упомянул роль немецких и польских солдат. «В сражении на правом берегу немцы и поляки проявили героизм», — написал он [B. Жискар Д'Эстен]. Итог событиям на Березине писатель подвел одной емкой фразой: «Мы спасли честь своей армии» [B. Жискар Д'Эстен].
В сознании французов продолжают сохраняться иллюзии, связанные с представлением о том, что если бы Наполеон «не увяз» в снегах России, то Франция до сих пор управляла бы миром. Именно это, по нашему мнению, способствует постоянной актуализации во французской художественной литературе сюжетов отступления из России. Одним из проявлений этой «иллюзии» стал выход книги экс-президента Франции В. Жискар Д'Эстена «Победа Великой армии». Ключевая мысль этого фантазийного произведения, которое может быть отнесено к жанру «исторической альтернативы», за-
ключается в том, что если бы Наполеон не задержался в Москве на длительный срок, то он одержал бы победу над Россией и создал в конечном итоге крепкий и жизнеспособный Европейский союз р. Жискар Д'Эстен].
Наполеоновская эпоха остается излюбленным объектом внимания также и для кинематографа. Важным событием в истории французского кино стал выход в начале ХХ в. фильма «Наполеон», который является на сегодняшний день самым дорогим европейским телевизионным мини-сериалом. Наряду с военными победами и поражениями Наполеона, включая сражения под Прейсиш-Эйлау, Ватерлоо, Аустерлицем и отступление Великой армии из России, в фильме нашла отражение и личная жизнь Наполеона: его брак и развод с Жозефиной Богарне, брак с Марией-Луизой, романы с Элеонорой Денюэль и Марией Валевской.
Образ Наполеона, представленный в фильме, вызывает страх, уважение и сострадание одновременно. В качестве отправной точки сюжетной линии авторы кинокартины представили одну из сцен пребывания Наполеона на о. Святой Елены. Затем фильм возвращает зрителей в начало карьеры правителя, и перед ним предстают картины Итальянской, Египетской кампаний, переворот 18 брюмера... Авторы картины (режиссер Ив Симано, автор сценария — Галло) пытаются внушить зрителю мысль о том, что Бонапарт, который никогда не сдается и который неизменно заражает своей энергией окружающих — это была именно та личность, в которой жизненно нуждалась Франция. Кинокартина постепенно убеждает зрителя в том, что появление именно этой личности на политической сцене поистине спасло Францию от череды кровавых событий революции, ставших для нее подлинной катастрофой.
Эпизоды, рисующие этапы внутренней политики Наполеона в период консульства, призваны были, по замыслу создателей фильма, показать, как главный герой продвигался к убеждению в необходимости утвердить единоличную власть. Постепенно зритель начинает наблюдать, как происходила трансформация самой личности Наполеона, как он начинал концентрироваться прежде всего на вопросах утверждения собственного престижа. В этом плане показательным моментом фильма стал сюжет казни герцога Энгиенского. Несмотря на просьбы членов семьи Бонапарта пощадить отпрыска Бурбонов, Наполеон все же решился на «убийство». В фильме было показано, какие духовные терзания испытал консул в ночь казни. Когда Жозефина спросила у Наполеона, зачем он совершил это злодеяние,
то услышала в ответ: «Если бы Бурбон попросил о пощаде.»
Многие кадры фильма оказались посвящены периоду расцвета Империи. Перед взорами зрителя проходит торжественная церемония коронации Наполеона, которая вдруг неожиданно перевоплощается в сцену создания Ж. Давидом огромного живописного полотна, запечатлевающего этот сюжет для истории. Наконец, подлинным апогеем империи Наполеона авторы фильма представили создание им под эгидой Франции единой Европы, ставшей якобы подлинным спасением для народов, ее населяющих.
Изображая битвы эпохи, авторы сделали акцент на проявлении солдатами наполеоновской армии небывалых примеров воинской и человеческой доблести. Развязывая войну с Россией, Наполеон лишь преследовал цели укрепления положения Франции в мире и объединения вокруг нее европейских стран. Весьма симптоматично прозвучали в фильме слова, произнесенные обер-штал-мейстером императора А. Коленкуром: «Вся Европа стала французской!» Но эту европейскую идиллию нарушила Русская кампания, закончившаяся почти полным распадом Великой армии.
Впрочем, режиссер фильма, не преследуя целью детально показать войну с Россией, воплотил на экране лишь памятный образ тех событий — отступление Великой армии по бескрайним заснеженным просторам. На этом пути французы оказались во власти природной стихии. Но и здесь, в ситуации безысходности, французские солдаты помогают друг другу, оказывают своим собратьям помощь. Как бы на контрасте с этими сценами человеколюбия появляются на экране злые казаки, подлинные дикари, с наслаждением убивающие слабых безоружных французских солдат.
В завершающих частях фильма, посвященных гибели Первой империи, отчетливо звучит мысль о том, что человеческие ценности превыше побед и славы. Так, в кампании 1814 г., когда союзные войска подходили к Парижу, весьма показательной стала встреча Наполеона с француженкой, которая обвиняет его в гибели сыновей на войне. Император отвечает: армия сражалась и сражается за честь Родины.
Несмотря на полное трагичности завершение наполеоновской эпопеи, авторы фильма сглаживают это тем фактом, что, дескать, свое поражение император принял достойно. Символично звучат слова Наполеона после поражения под Ватерлоо: «Я сделал все возможное, чтобы исцелить раны революции».
Французское искусство всегда стремилось и стремится к тому, чтобы «продлить» жизнь императору, и наиболее значительную роль в этом сыграл кинематограф. К двухсотлетию со дня смерти Наполеона на экраны вышел фильм «Новое платье императора», посвященный, казалось бы, последним дням жизни Наполеона. Однако оказывается, что Наполеон на о. Святой Елены поменялся местами с поваром Эженом Ленорманом. Заговорщики-бонапартисты задумывают вернуть Наполеона в Париж, оставив на острове Святой Елены его двойника. Под видом моряка Эжена Ленормана Наполеон отправляется в Париж, а настоящий Эжен Ленор-ман начинает вести себя, как венценосный узник. По дороге в Париж Наполеон заезжает в Ватерлоо. С удивлением он обнаруживает, что поле битвы значительно изменилось и стало туристическим объектом. Все идет не так, как планировалось. Наполеон опаздывает на встречу со сторонниками, а его вечно пьяный двойник упорно не желает расставаться с понравившейся ему ролью. И когда настоящий Наполеон добирается до Парижа, ему никто не верит: приюты для умалишенных переполнены «наполеонами». Он остается в доме вдовы лейтенанта Трюшо и через какое-то время в нее влюбляется. Внезапно по Парижу разносится новость, что император умер на о. Святой Елены. Наступает момент, когда Наполеон вновь может объявить себя императором, но он уже начинает сомневаться, нужно ли это делать. Прелесть жизни обычного человека, настоящая любовь оказываются сильнее, чем жажда власти.
Теме возрождения императора в облике обычного человека посвящен также французский фильм «Месье №, вышедший на экраны в 2003 г. Кинокартина воспроизвела сюжеты ссылки Наполеона на о. Святой Елены. Но начинается фильм с воспоминаний императора о своих деяниях. Особенно памятной для бывшего императора оказывается Русская кампания, поражение в которой не дало ему возможности реализовать идею европейского единства. По поводу же причин этого поражения Наполеон заявляет так: «Нас победил мороз, а вовсе не люди».
Далее в картине пересекаются две сюжетные линии: пребывание императора на острове и образы Парижа 1840 г., когда тело Наполеона перевозят во Францию. Повествование идет от лица английского офицера Хескута, который в течение двух лет находился рядом с бывшим императором на острове Святой Елены. В 1819 г. он был вынужден покинуть остров. Известие же о смерти Наполеона показалось Хескуту весьма со-
мнительным. В 1840 г., когда он оказывается в Париже на церемонии перезахоронения праха императора, воспоминания нахлынули на него. Хескут решает восстановить события последних дней жизни Наполеона, для чего расспрашивает тех, кто застал час смерти царственного узника — французских генералов Бертрана и Монтолона, английского губернатора Гудсона Лоу. Оказывается, что никто из них не видел императора в последние дни, а информация, которую они предоставили, оказалась довольно противоречивой.
Хескуту приходит в голову идея о том, что Наполеон мог сбежать. Он узнает, что Бетси вышла замуж за американца по фамилии Абель. Предположив, что под этим именем мог скрываться император, Хескут едет в США, находит дом Бетси. Увидев ее издалека, он останавливается и спрашивает у слуги, где находится мистер Абель. Узнав, что хозяин дома скончался 4 года назад, Хескут внезапно пугается того, чтобы идти дальше в поисках истины. Так авторы фильма оставляют тайну для нас, зрителей, неразгаданной.
Наполеоновская эпоха стала не только «местом памяти», но и частью жизни французов, что в очередной раз подтвердил фильм «Завтра на рассвете». Главный герой Матье Гибе, известный пианист, вынужден оставить жену и сына для того, чтобы ухаживать за своей больной матерью. Общее горе сближает его с братом Полем, который занимается военно-исторической реконструкцией. Вслед за братом Матье погружается в мир Наполеоновских войн, в котором действуют жесткие правила защиты чести. На первый взгляд, для него это всего лишь игра. Однако с течением времени погружение в иную эпоху серьезно изменяет его отношение и к миру «реальному».
Театры Франции также не остались равнодушными к Наполеоновской эпохе. До сих пор пользуется популярностью у публики музыкальный спектакль «Наполеон» с участием французского певца С. Лама в заглавной партии [Napoleon]. Начинается спектакль сценой апогея славы Наполеона, победой под Аустерлицем [S. Lama]. Но основная часть спектакля посвящена времени кризиса Первой империи — Русской кампании 1812 г. Центральной сценой спектакля стала картина Бородинской битвы. Накануне сражения Лама в образе Наполеона исполнил песню, в которой говорится о любви и преданности армии своему императору. Неожиданно раздался голос Александра I. Русский император спрашивает, на что рассчитывает Наполеон. Французский же император уверенно отвечает: «Я рассчитываю только на успех». Как правило, после этого в зале раздаются громкие
аплодисменты. Так через двести лет после исторических событий на сцене французского театра вновь разгорается «битва». Она длится мгновение, но это мгновение пронзительно отражает особенность национального восприятия французами тех давних событий. Русская армия покидает поле битвы и освобождает Наполеону дорогу на Москву. Великая армия, упоенная победой, входит в русскую столицу, но мгновенно растворяется в дыме пожаров. После этого публика видит только отступление из России, сопровождаемое песней «Грусть» [S. Lama].
Музыкальное творчество является одним из важных факторов формирования памяти французов о Наполеоновской эпохе. И во французской музыке нашла отражение прежде всего катастрофа Великой армии в России. Обращение именно к этому сюжету обусловлено, на наш взгляд, двумя основными факторами. Во-первых, ставшим уже традиционным для европейцев призывом к предотвращению военных конфликтов. Во-вторых, естественным желанием заявить о мужестве французов, которое было проявлено ими в тех трагических обстоятельствах. Оба эти момента объединяются в образе Березины как символе мужества и в то же время смерти. Подобные темы звучат, к примеру, в творчестве С. Марсо (песня «Березина»), П. Перрета (песня «Это Березина»), группы «Ин мемориам» (песня «Березина»). В комментариях к этим песням французы, называя Березину великой драмой Франции, акцентируют внимание на том, что эта битва все-таки стала моральной победой Наполеона [Bérézina].
Образ Наполеона активно используется в мультимедийном пространстве, формирующем массовые представления об исторических событиях. В последние годы появилось огромное количество компьютерных игр, посвященных Наполеоновской эпохе и позволяющих игрокам не только проникнуться духом того времени, но и предложить возможную альтернативу развитию событий прошлого. К примеру, игра «Ассасинс кредит» посвящена Франции эпохе Великой революции. В ней появляется молодой Бонапарт в образе смелого полководца, спасающего страну от насилия революционных лет [Прохождение Assassin's Creed]. Одной из собен-ностей этой игры является то, что авторы с помощью компьютерной графики смогли воссоздать Париж конца XVIII столетия.
Битвам Наполеона посвящена известнейшая игра «Наполеон: тотальная война» [Обзор игры Napoleon Total War], разделенная на несколько этапов. В качестве первого периода игры предлагается «обучающая»
кампания (1778—1793), рассказывающая о ранних годах жизни Наполеона и о его восхождении к вершинам власти. В этой кампании обучение оказывается совмещено с рассказом об истории полководца, который ведется от имени близкого соратника Наполеона маршала Л. Бертье. Искусству управления морскими судами на стратегической карте игрок учится, переправляя Наполеона с о. Корсика на берега Франции.
Основная часть игры посвящена сражениям французского императора. В битвах нельзя менять расстановку войск перед сражением — они расставлены в соответствии с историческими данными. Таким образом представлены сухопутные сражения: битва при Лоди, бой при Арколе, сражения у Пирамид, под Аустерлицем, Бородином, Ватерлоо. Сражения становятся доступными для игры в хронологическом порядке, т. е. для того чтобы сыграть битву под Аустерлицем, необходимо победить в битве у Пирамид и в других предшествующих сражениях. Таким образом, компьютерные игры не только погружают игроков в ту давнюю эпоху, воссоздавая образы городов, мест сражений, но и предоставляют возможность почувствовать себя «виртуальным Наполеоном».
В современном обществе одну из главных ролей в формировании массовых представлений играет маркетинговое пространство. Образ Наполеона часто используется во французском телевидении для рекламы продукции, якобы одобренной великим императором. Предполагается, что подсознательно потребитель начинает думать, будто товар проверен временем. Один из телеканалов, специализирующихся на культурно-исторических темах, назван «Марш императора» [Pub la marche de l'Empereur]. В рекламе этого канала под своего рода эпиграфом «Все фильмы, которые заслуживаете вы» изображено отступление Великой армии по снегу (видимо, из России). При этом образ русской армии представлен почему-то огромным морским котиком, поедающим французских солдат. Зачем? Затем, чтобы сказать, что телеканал предлагает своим зрителям только захватывающие, «поедающие» их сюжеты.
Образ Наполеона используется в основном для презентации определенного продукта. Реклама, погружая «императора» в новый художественный контекст, преувеличивает его характерные черты. Так, в рекламе ресторана «Al balad» акцентируется внимание на маленьком росте Наполеона [al balad napoleon marketing publicité]. Мы видим, как император, с трудом забравшись на стол, величественно устанавливает очередного
солдатика на карте мира. После этого на экране появляется надпись «Маленький размер, но большие границы». Так ресторан заявляет о себе как о заведении мирового масштаба.
В рекламе продукции авторы сюжетов, как правило, предпочитают выбирать наиболее трагические для Наполеона и его армии сражения, создавая при этом альтернативные версии причин поражения императора. Так, «Наполеон» наслаждается английским чаем Twinings на поле битвы под Ватерлоо и поэтому проигрывает сражение [TWININGS : thé : Napoléon boulet]. Иную версию истории этого события представило французское отделение компании «Макдональдс»: император якобы увлекся поеданием чизбургера [McDonald's]. А катастрофа отступления из России нашла воплощение в рекламе холодильников, «одобренных» Наполеоном [LE BLOG DE L'ESTAMPE].
Реклама компании «Coca Cola» перенесла Наполеона в современность: император сидит в баре и делает татуировку. Конечно же, адаптироваться к современным условиям ему помог чудесный напиток [Coca Cola]. «Red Bull» зарядил императора энергией, обеспечив его победы. Но на о. Эльба Наполеон выпил последнюю бутылку и поэтому не смог выиграть битву под Ватерлоо.
Так искусство и тесно связанное с ним, особенно сегодня, мультимедийное пространство продлевают виртуальную жизнь Наполеона. Писатели, режиссеры, маркетологи стремятся создать героический образ Наполеоновской эпохи. Они либо воспевают победы императора, либо оправдывают его поражения. Художественная литература оживляет Бонапарта не только в исторической памяти, но и в политическом пространстве, проводя аналогии между Наполеоном и Саркози. В виртуальном пространстве компьютерных игр Наполеон всегда положительный герой; он либо дает задание, помогает раскрыть тайны, либо же игроки участвуют в сражении на его стороне. Реклама использует Наполеона в качестве известного бренда, воздействуя на массовое представление французов об этой эпохе. Так искусство и мультимедийное пространство способствуют сохранению в умах и душах французов великой имперской идеи, которая, как полагают многие, является залогом будущего Франции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Земцов В. Н. Наполеон в Москве. — М. : Медиа-Книга, 2014.
2. Al balad napoleon marketing publicité. URL: http://www.youtube.com/watch?v=16bXkuQRt5g.
3. Bérézina (par Sophie Marceau) — fiche chanson; In memoriam 1812. URL: http://www.youtube.com.
4. Coca Cola met en scène Napoléon dans sa dernière pub. URL: http://www.meltybuzz.fr/coca-cola-met-en-scene-napoleon-dans-sa-derniere-pub-a241672.html.
5. Duhamel А. La marche consulaire. — Рaris, 2009.
6. Damamme J.C. Les aigles en hiver Russie 1812. — Paris, 2009.
7. Gallo M. Le Soleil d'Austerlitz. — Рaris, 1997.
8. Gallo M. Napoléon. L'Immortel de Sainte-Hélène. — Рaris, 1997.
9. LE BLOG DE L'ESTAMPE. URL: http://achener.over-blog.org/article-l-histoire-de-france-racontee-par-la-publicite-bibliotheque-forney-paris-116167650.html.
10. Lama S. URL: http://www.youtube.com/watch? v=4-Unh39nizI.
11. Lama S. URL: http://www.youtube.com/watch?v=
8s8eRE7fC2E.
12. McDonald's : La légende de Napoléon. URL: http://www.publiz.net/2011/02/03/publicite-mcdonal ds-la-legende-de-napoleon/.
13. Pub la marche de l'Empereur. URL: http://www. youtube.com/watch?v=ZhylxXohoMU.
14. Rambaud P. Le Sacre de Napoléon — 2 décembre 1804. — Paris, 2004.
15. Rambaud P. Chroniques du règne de Nicolas 1er. — Paris, 2013.
16. Rambaud P. URL: http://www.lexpress.fr/ culture/livre/patrick-rambaud_808254.html.
17. Rambaud P. La Bataille. — Paris, 1997.
18. Rambaud P. Il neigeait. — Paris, 2000.
19. Ribbe C. Le crime de Napoleon. — Paris, 2005.
20. Simon L. La Mort de Napoléon. — Paris, 2005.
A. A Postnikova
Ekaterinburg, Russia
NAPOLEONIC ERA IN ART AND MULTIMEDIA SPACE OF FRANCE
ABSTRACT. The author pursues the aim to reveal the typical features of the image of Napoleonic era in art and multimedia space ofFrance. Using the method of "communicative memory ", the author analyzes the image of the French emperor in fiction, advertizing, cinema and computer games. The image of Napoleon is actively used in art, forming mass ideas about historical events. In recent years there have been a huge number of computer games devoted to the Napoleonic era and allowing players not only to feel the spirit of that time, but also to offer a possible alternative to the succession of events of the past. So art and closely related with it, especially today, multimedia space prolong the virtual life of Napoleon. Writers, directors, marketing specialists seek to create a heroic image of the Napoleonic era. They either sing praises to the emperor's victories, or justify his defeats. The fiction recovers Bonaparte not only in historical memory, but also in political space, drawing analogies between Napoleon and Sarkozy. In the virtual space of computer games Napoleon is always the hero; he either gives a task and helps to reveal secrets, or the players participate in the battle on his side. Advertizing uses Napoleon as a known brand, influencing the mass idea of the French about this era. So art and multimedia space promote preservation in the minds and souls of the French of the great imperial idea which, as many believe, is a pledge of the future of France. This article can be used for research of representations ofpower in cultural memory and multimedia space.
KEYWORDS: political discourse; image of Napoleon; public consciousness; advertizing; literature; cinema.
ABOUT THE AUTHOR: Postnikova Alyona Aleksandrovna, Candidate of History, Senior Lecturer of Department of General History, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
LITERATURE
1. Zemtsov V. N. Napoleon v Moskve. — M. : Me-dia-Kniga, 2014.
2. Al balad napoleon marketing publicité. URL: http://www.youtube.com/watch?v=16bXkuQRt5g.
3. Bérézina (par Sophie Marceau) — fiche chanson; In memoriam 1812. URL: http://www.youtube.com.
4. Coca Cola met en scène Napoléon dans sa dernière pub. URL: http://www.meltybuzz.fr/coca-cola-met-en-scene-napoleon-dans-sa-derniere-pub-a241672.html.
5. Duhamel А. La marche consulaire. — Рaris, 2009.
6. Damamme J.C. Les aigles en hiver Russie 1812. — Paris, 2009.
7. Gallo M. Le Soleil dAusterlitz. — Рaris, 1997.
8. Gallo M. Napoléon. L'Immortel de Sainte-Hélène. — Рaris, 1997.
9. LE BLOG DE L'ESTAMPE. URL: http://ach ener. over-blog. org/article-l-histoire-de-france-racontee-pa r-la-publicite-bibliotheque-forney-paris-116167650.html.
10. Lama S. URL: http://www.youtube.com/watch?v=4-Unh39nizI.
11. Lama S. URL: http://www.youtube.com/watch?v =8s8eRE7fC2E.
12. McDonald's : La légende de Napoléon. URL: http://www.publiz.net/2011/02/03/publicite-mcdonalds-la-legende-de-napoleon/.
13. Pub la marche de l'Empereur. URL: http://www. youtube.com/watch?v=ZhylxXohoMU.
14. Rambaud P. Le Sacre de Napoléon — 2 décembre 1804. — Paris, 2004.
15. Rambaud P. Chroniques du règne de Nicolas Ier. — Paris, 2013.
16. Rambaud P. URL: http://www.lexpress.fr/culture/ livre/patrick-rambaud_808254.html.
17. Rambaud P. La Bataille. — Paris, 1997.
18. Rambaud P. Il neigeait. — Paris, 2000.
19. Ribbe C. Le crime de Napoleon. — Paris, 2005.
20. Simon L. La Mort de Napoléon. — Paris, 2005.
Статью рекомендует к публикации д-р ист. наук, проф. В. Н. Земцов.