УДК 316.6
БУЗЫКИНА Юлия Сергеевна, аспирант кафедры «Общая психология», старший преподаватель кафедры «Прикладная психология» Пензенского государственного университета,
Пенза, Россия [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Статья посвящена актуальной проблеме формирования толерантного отношения молодежи посредством тренинговой программы, содержащей методы арт-терапии, ролевые игры, упражнения, направленные на повышение уровня доверия, сплоченности, на снижение уровня агрессивности и тревожности. В результате исследования доказана эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы.
Ключевые слова: толерантное отношение, профилактика экстремизма, тренинг развития толерантности молодежи.
BUZYKINA Yulia Sergeevna, Postgraduate Student, Chair of General Psychology, Senior Lecturer of the Chair of Applied Psychology, Penza State University, Penza, Russia y<[email protected]
FOSTERING TOLERANT ATTITUDE IN YOUTH, AS A TREND TO PREVENT EXTREMIST BEHAVIOUR
The paper deals with an urgent issue of fostering tolerance attitude in youth by means of a training program including such techniques as arts-therapy, role-playing games, exercises aimed at raising confidence, solidarity, reducing aggression and anxiety, As a result of the study has proven efficiency of the correction and development program designed.
Key words: tolerant attitude, prevention of extremism, training on raising tolerance in youth.
Развитие толерантных отношений среди молодежи является важным шагом на пути формирования продуктивного межличностного взаимодействия. В настоящее время актуальность данной проблемы возрастает, так как по причине различных социальных изменений в настоящее время происходит расслоение общества, а также снижается материальный уровень отдельных социальных групп, увеличивается миграция и, как следствие, возникают трудности при вхождении в другую культуру. Людям не остается ничего иного, как адаптироваться к жизни, в которой присутствует огромное количество различий. В настоящее время у людей необходимо развивать такие психологические качества, которые позволяли бы им налаживать контакт с окружающими, гармонично уживаться с другими людьми. Одним из свойств человека, которое определяет его умение активно воспринимать мир таким, какой он есть, с его многообразием, не пытаясь подстраиваться под него, а также переделывать под себя, является толерантность. Толерантный человек настроен к окружающим миролюбиво, умеет находить естественные пути для эффективного взаимодействия с окружающими людьми, при этом учитывая их права.
Актуальность проблемы развития толерантности представлена в различных документах и программах. Так, в 1995 г. ЮНЕСКО принята Декларация принципов толерантности [1], в России в течение четырех лет (2001-2005 гг.) действовала Федеральная программа, целью которой было провозглашено формирование установок толерантного сознания и поведения с помощью проведения мониторингов, диагностики и прогнозирования социальной и политической ситуации, разработки и внедрения системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования [2].
Таким образом, целью нашей работы было составление и апробирование коррекционно-развивающей программы по формированию толерантности молодежи.
Предполагалось, что программа, содержащая различные тренинговые упражнения, мини-лекции, приемы арт-терапии, ролевые игры, психогимнастические упражнения, будет способствовать развитию толерантности у молодежи за счет повышения уровня доверия друг к другу, сплоченности, снижения уровня агрессивности и тревожности, развития уверенности в себе, а также ориентира участников тренинга на овладение навыками конструктивного взаимодействия и др.
Выборку составили студенты Пензенского государственного университета - 80 человек в возрасте 17-20 лет (48 человек женского пола и 32 - мужского).
Методами, используемыми при проведении исследования выступили: аналитический обзор литературы, диагностический эксперимент, опрос, формирующий эксперимент, метод математической статистики ^-критерий Стьюдента для зависимых выборок).
Рассматривая толерантность в парадигме изучения социальных установок, на наш взгляд, следует отметить, что по своей структуре она имеет три компонента - аффективный, когнитивный, поведенческий. Планируя и разрабатывая программу тренинга толерантности, мы
ориентировались на возможность работы с ключевыми компонентами толерантного отношения и на специфику ведущего вида деятельности участников тренинговой группы.
Таким образом, при разработке программы по развитию толерантности у студентов мы акцентировали свое внимание на выявлении различных точек зрения и их аргументации в отношении самого понятия толерантности и смежных с ней понятий (ксенофобия, национализм, патриотизм, экстремизм), то есть ориентировались на когнитивный компонент установки. Именно компоненты социального познания - умение работать с понятиями, интеллектуальную рефлексию, способность анализировать различные ситуации, понимание действия механизма социальных стереотипов, умение слушать и слышать других и др. - в первую очередь необходимо развивать в условиях тренинговой работы. В тренинге также должна присутствовать рефлексия возникающих эмоциональных состояний, которая анализируется в ходе тренинга во вторую очередь, так как формируется на фоне развития навыков толерантности в когнитивной сфере [3].
До составления коррекционно-развивающей программы по формированию толерантности нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение отношения к проявлениям экстремизма у представителей различных социально-демографических групп. Результатом данного исследования стала представленная нами типология отношения к проявлениям экстремизма в обществе - «лояльный», «нетерпимый» и «безразличный» типы [4].
«Лояльный» тип отношения предполагает поддержание идей экстремистов при наличии упрощенного понимания сути самого феномена экстремизма, его соотнесение с патриотическими чувствами. При этом представители данного типа характеризуются высокой агрессивностью, вспыльчивостью, неудовлетворенностью своей жизнью, стремлением указать «чужим» на их место и др. Интолерантность выступает одной из причин враждебного отношения к «другим», «чужим». Самое опасное здесь то, что такое враждебное отношение личности при поддержке значимой для нее группы может перерастать в национализм.
В свою очередь, представители «безразличного» типа в большинстве своем не обращают внимания на людей, которые отличаются своим поведением, внешностью и национальностью, безразличны к деятельности экстремистских организаций и к введению запретов на нее, не отличаются высокой агрессивностью, хотя точно не знают, как бы они поступили в случае возникновения конфликта.
«Нетерпимый» тип преобладает, для них характерно отрицательное отношение к деятельности организаций экстремистской направленности, так как это противоречит конструктивным способам решения конфликтов, а также нарушает законы общества.
На основе полученных данных следует сказать, что особого внимания заслуживают лояльный и безразличный типы отношения. Мы предполагаем, что внешнее безразличие к экстремизму может говорить о нежелании человека обозначить свою истинную позицию в плане поддержания экстремистских идей (например, националистических) либо о неясном, неполном представлении о сути самого феномена экстремизма. Что касается лояльного типа, то здесь мы наблюдаем такие социально-психологические особенности личности, а также характер отношений с окружающими людьми, которые в своей совокупности могут стать предпосылками проявления экстремизма среди молодежи в отношении тех, кто по каким-либо признакам им «не нравится».
Исходя из этого, основной целью разработанного нами тренинга было развитие навыков проявления толерантности за счет использования механизмов снижения интолерантности. Такими механизмами выступили: повышение уровня информированности по вопросам толерантности и смежных с ней понятий, снижение уровня тревожности, управление агрессией, развитие эмпатии и осознание своих чувств, изменение отношения к проблеме интолерантности, развитие навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения, ведение переговоров, развитие уверенности в себе.
При разработке программы были рассмотрены методические наработки, полученные в результате проведения тренингов по развитию толерантности (Бардиер Г.Л., 2005; Суханова Н.В., 2004), формированию установок толерантного сознания (Почебут Л.Г., 2004) [5, с. 20-21], по профилактике ксенофобии (Солдатова Г.У., Макарчук А.В., 2006) [6].
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа рассчитана на проведение 10 занятий продолжительностью 120 минут. Программа предполагает групповую форму работы (оптимальное количество 10-12 человек в группе). Возраст участников 15-20лет.
Данная программа была апробирована на базе Пензенского государственного университета. В экспериментальную группу вошли 12 человек с лояльным - 8,7% по выборке (7 человек) и безразличным - 6,3% (5 человек) отношением к экстремизму. Для остальных 85% (68 человек) респондентов было характерно отрицательное отношение к экстремизму.
Эффективность программы оценивалась с помощью комплекса диагностических методик. Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.
Нами были получены следующие данные: 1) по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) [7] наблюдается снижение уровня агрессивности у студентов (1эмп = 4,6; при p = 0,01); 2) по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [8] увеличились показатели осмысленности жизни в целом (1эмп = 3,4; при p = 0,05), а в частности по шкале «локус контроля - Я» (1эмп = 3,5; при p = 0,01), что было достигнуто за счет упражнений, направленных на поиск выхода из проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения; 3) по шкале фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд) (адаптация Г.У. Солдатовой) [9] наблюдается снижение показателей авторитарной агрессии (1эмп = 3,6; при p = 0,05), связанной со склонностью осуждать и наказывать людей, которые не уважают традиции и культуру коренного населения; показателей деструктивности и цинизма (1эмп = 6; при p = 0,01), связанных с общей враждебностью, которая воспринимается как естественная; а также наблюдается снижение степени подверженности антидемократической идеологии (1эмп = 6; при p = 0,01); 4) по опроснику переживания террористической угрозы (Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина, Н.Н. Бакусева) [10] наблюдается тенденция ее уменьшения (1эмп = 4,8; при p = 0,01), связанная со снижением в ходе тренинговой работы уровня тревожности.
Кроме того, на основе анализа анкеты следует сказать, что после проведения коррекционно-развивающей программы произошло изменение отношения респондентов к экстремизму с безразличного на отрицательное, что проявляется в поддержании введения запретов на деятельность экстремистских организаций. Что касается лояльного типа отношения, то здесь также произошли изменения (свое отношение на отрицательное изменили 85,7% студентов экспериментальной группы). В наибольшей степени это связано с прояснением сути феномена экстремизма и его причин, а также снижением уровня агрессивности и тревожности. До проведения программы многие студенты лояльного типа отношения связывали феномен экстремизма с патриотизмом, что приводило к путанице в их отношении. После проведения программы такой «подмены» понятий выявлено не было.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа по формированию толерантности молодежи (в частности студентов) является эффективной, а гипотеза - достоверной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 23.04.2014).
2. Толерантность в России: свои и чужие [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/hist-tol.php (дата обращения: 23.04.2014).
3. Чикер В.А., Капустина А.Н., Захарова А.М. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов. Изд-во: Речь, 2007. - 191 с.
4. Бузыкина Ю.С., Константинов В.В. К вопросу детерминации отношения к проявлениям экстремизма // Перспективы науки. 2013. № 4(43). - С. 14-16.
5. Почебут Л.Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности: методическое пособие. - СПб, 2004. - С. 20-21.
6. Солдатова Г.У. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. -М.: Генезис,
2006. - 256 с.
7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
9. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
10. Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы: руковод-
ство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 85 с.
REFERENCES
1. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (data obrashcheniya: 23.04.2014).
2. Tolerantnost v Rossii: svoi i chuzhie [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.tolerance.ru/hist-tol.php (data obrashcheniya: 23.04.2014).
3. CHiker V.A., Kapustina A.N., Zakharova A.M. 18 programm treningov: rukovodstvo dlya professionalov. Izd-vo: Rech, 2007. - 191 s.
4. Buzykina YU.S., Konstantinov V.V. K voprosu determinatsii otnosheniya k proyavleniyam ekstremizma // Per-spektivy nauki. 2013. № 4(43). - S. 14-16.
5. Pochebut L.G. Organizatsionno-metodicheskie osnovy funktsionirovaniya tsentra tolerantnosti: metodicheskoe posobie. - SPb, 2004. - S. 20-21.
6. Soldatova G.U. Mozhet li drugoy stat drugom? Trening po profilaktike ksenofobii. -M.: Genezis, 2006. - 256 s.
7. Raygorodskiy D.YA. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoe posobie. - Samara: Iz-datelskiy Dom "BAKHRAKH-M", 2001. - 672 s.
8. Leontev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZHO). 2-e izd. - M.: Smysl, 2000. - 18 s.
9. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti / pod red. G.U. Soldatovoy, L.A. SHaygerovoy. - M.: Smysl,
2008. - 172 s.
10. Bykhovets YU.V., Tarabrina N.V. Psikhologicheskaya otsenka perezhivaniya terroristicheskoy ugrozy: rukovod-stvo. - M.: Izd-vo "Institut psikhologii RAN", 2010. - 85 c.
A S' Л