Научная статья на тему 'Формирование толерантного отношения как направление профилактики экстремистского поведения молодежи'

Формирование толерантного отношения как направление профилактики экстремистского поведения молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ / TOLERANT ATTITUDE / PREVENTION OF EXTREMISM / TRAINING ON RAISING TOLERANCE IN YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бузыкина Юлия Сергеевна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования толерантного отношения молодежи посредством тренинговой программы, содержащей методы арт-терапии, ролевые игры, упражнения, направленные на повышение уровня доверия, сплоченности, на снижение уровня агрессивности и тревожности. В результате исследования доказана эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTERING TOLERANT ATTITUDE IN YOUTH, AS A TREND TO PREVENT EXTREMIST BEHAVIOUR

The paper deals with an urgent issue of fostering tolerance attitude in youth by means of a training program including such techniques as arts-therapy, role-playing games, exercises aimed at raising confidence, solidarity, reducing aggression and anxiety, As a result of the study has proven efficiency of the correction and development program designed.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантного отношения как направление профилактики экстремистского поведения молодежи»

УДК 316.6

БУЗЫКИНА Юлия Сергеевна, аспирант кафедры «Общая психология», старший преподаватель кафедры «Прикладная психология» Пензенского государственного университета,

Пенза, Россия [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Статья посвящена актуальной проблеме формирования толерантного отношения молодежи посредством тренинговой программы, содержащей методы арт-терапии, ролевые игры, упражнения, направленные на повышение уровня доверия, сплоченности, на снижение уровня агрессивности и тревожности. В результате исследования доказана эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы.

Ключевые слова: толерантное отношение, профилактика экстремизма, тренинг развития толерантности молодежи.

BUZYKINA Yulia Sergeevna, Postgraduate Student, Chair of General Psychology, Senior Lecturer of the Chair of Applied Psychology, Penza State University, Penza, Russia y<[email protected]

FOSTERING TOLERANT ATTITUDE IN YOUTH, AS A TREND TO PREVENT EXTREMIST BEHAVIOUR

The paper deals with an urgent issue of fostering tolerance attitude in youth by means of a training program including such techniques as arts-therapy, role-playing games, exercises aimed at raising confidence, solidarity, reducing aggression and anxiety, As a result of the study has proven efficiency of the correction and development program designed.

Key words: tolerant attitude, prevention of extremism, training on raising tolerance in youth.

Развитие толерантных отношений среди молодежи является важным шагом на пути формирования продуктивного межличностного взаимодействия. В настоящее время актуальность данной проблемы возрастает, так как по причине различных социальных изменений в настоящее время происходит расслоение общества, а также снижается материальный уровень отдельных социальных групп, увеличивается миграция и, как следствие, возникают трудности при вхождении в другую культуру. Людям не остается ничего иного, как адаптироваться к жизни, в которой присутствует огромное количество различий. В настоящее время у людей необходимо развивать такие психологические качества, которые позволяли бы им налаживать контакт с окружающими, гармонично уживаться с другими людьми. Одним из свойств человека, которое определяет его умение активно воспринимать мир таким, какой он есть, с его многообразием, не пытаясь подстраиваться под него, а также переделывать под себя, является толерантность. Толерантный человек настроен к окружающим миролюбиво, умеет находить естественные пути для эффективного взаимодействия с окружающими людьми, при этом учитывая их права.

Актуальность проблемы развития толерантности представлена в различных документах и программах. Так, в 1995 г. ЮНЕСКО принята Декларация принципов толерантности [1], в России в течение четырех лет (2001-2005 гг.) действовала Федеральная программа, целью которой было провозглашено формирование установок толерантного сознания и поведения с помощью проведения мониторингов, диагностики и прогнозирования социальной и политической ситуации, разработки и внедрения системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования [2].

Таким образом, целью нашей работы было составление и апробирование коррекционно-развивающей программы по формированию толерантности молодежи.

Предполагалось, что программа, содержащая различные тренинговые упражнения, мини-лекции, приемы арт-терапии, ролевые игры, психогимнастические упражнения, будет способствовать развитию толерантности у молодежи за счет повышения уровня доверия друг к другу, сплоченности, снижения уровня агрессивности и тревожности, развития уверенности в себе, а также ориентира участников тренинга на овладение навыками конструктивного взаимодействия и др.

Выборку составили студенты Пензенского государственного университета - 80 человек в возрасте 17-20 лет (48 человек женского пола и 32 - мужского).

Методами, используемыми при проведении исследования выступили: аналитический обзор литературы, диагностический эксперимент, опрос, формирующий эксперимент, метод математической статистики ^-критерий Стьюдента для зависимых выборок).

Рассматривая толерантность в парадигме изучения социальных установок, на наш взгляд, следует отметить, что по своей структуре она имеет три компонента - аффективный, когнитивный, поведенческий. Планируя и разрабатывая программу тренинга толерантности, мы

ориентировались на возможность работы с ключевыми компонентами толерантного отношения и на специфику ведущего вида деятельности участников тренинговой группы.

Таким образом, при разработке программы по развитию толерантности у студентов мы акцентировали свое внимание на выявлении различных точек зрения и их аргументации в отношении самого понятия толерантности и смежных с ней понятий (ксенофобия, национализм, патриотизм, экстремизм), то есть ориентировались на когнитивный компонент установки. Именно компоненты социального познания - умение работать с понятиями, интеллектуальную рефлексию, способность анализировать различные ситуации, понимание действия механизма социальных стереотипов, умение слушать и слышать других и др. - в первую очередь необходимо развивать в условиях тренинговой работы. В тренинге также должна присутствовать рефлексия возникающих эмоциональных состояний, которая анализируется в ходе тренинга во вторую очередь, так как формируется на фоне развития навыков толерантности в когнитивной сфере [3].

До составления коррекционно-развивающей программы по формированию толерантности нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение отношения к проявлениям экстремизма у представителей различных социально-демографических групп. Результатом данного исследования стала представленная нами типология отношения к проявлениям экстремизма в обществе - «лояльный», «нетерпимый» и «безразличный» типы [4].

«Лояльный» тип отношения предполагает поддержание идей экстремистов при наличии упрощенного понимания сути самого феномена экстремизма, его соотнесение с патриотическими чувствами. При этом представители данного типа характеризуются высокой агрессивностью, вспыльчивостью, неудовлетворенностью своей жизнью, стремлением указать «чужим» на их место и др. Интолерантность выступает одной из причин враждебного отношения к «другим», «чужим». Самое опасное здесь то, что такое враждебное отношение личности при поддержке значимой для нее группы может перерастать в национализм.

В свою очередь, представители «безразличного» типа в большинстве своем не обращают внимания на людей, которые отличаются своим поведением, внешностью и национальностью, безразличны к деятельности экстремистских организаций и к введению запретов на нее, не отличаются высокой агрессивностью, хотя точно не знают, как бы они поступили в случае возникновения конфликта.

«Нетерпимый» тип преобладает, для них характерно отрицательное отношение к деятельности организаций экстремистской направленности, так как это противоречит конструктивным способам решения конфликтов, а также нарушает законы общества.

На основе полученных данных следует сказать, что особого внимания заслуживают лояльный и безразличный типы отношения. Мы предполагаем, что внешнее безразличие к экстремизму может говорить о нежелании человека обозначить свою истинную позицию в плане поддержания экстремистских идей (например, националистических) либо о неясном, неполном представлении о сути самого феномена экстремизма. Что касается лояльного типа, то здесь мы наблюдаем такие социально-психологические особенности личности, а также характер отношений с окружающими людьми, которые в своей совокупности могут стать предпосылками проявления экстремизма среди молодежи в отношении тех, кто по каким-либо признакам им «не нравится».

Исходя из этого, основной целью разработанного нами тренинга было развитие навыков проявления толерантности за счет использования механизмов снижения интолерантности. Такими механизмами выступили: повышение уровня информированности по вопросам толерантности и смежных с ней понятий, снижение уровня тревожности, управление агрессией, развитие эмпатии и осознание своих чувств, изменение отношения к проблеме интолерантности, развитие навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения, ведение переговоров, развитие уверенности в себе.

При разработке программы были рассмотрены методические наработки, полученные в результате проведения тренингов по развитию толерантности (Бардиер Г.Л., 2005; Суханова Н.В., 2004), формированию установок толерантного сознания (Почебут Л.Г., 2004) [5, с. 20-21], по профилактике ксенофобии (Солдатова Г.У., Макарчук А.В., 2006) [6].

Разработанная нами коррекционно-развивающая программа рассчитана на проведение 10 занятий продолжительностью 120 минут. Программа предполагает групповую форму работы (оптимальное количество 10-12 человек в группе). Возраст участников 15-20лет.

Данная программа была апробирована на базе Пензенского государственного университета. В экспериментальную группу вошли 12 человек с лояльным - 8,7% по выборке (7 человек) и безразличным - 6,3% (5 человек) отношением к экстремизму. Для остальных 85% (68 человек) респондентов было характерно отрицательное отношение к экстремизму.

Эффективность программы оценивалась с помощью комплекса диагностических методик. Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью t-критерия Стьюдента для зависимых выборок.

Нами были получены следующие данные: 1) по методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого) [7] наблюдается снижение уровня агрессивности у студентов (1эмп = 4,6; при p = 0,01); 2) по тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [8] увеличились показатели осмысленности жизни в целом (1эмп = 3,4; при p = 0,05), а в частности по шкале «локус контроля - Я» (1эмп = 3,5; при p = 0,01), что было достигнуто за счет упражнений, направленных на поиск выхода из проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения; 3) по шкале фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд) (адаптация Г.У. Солдатовой) [9] наблюдается снижение показателей авторитарной агрессии (1эмп = 3,6; при p = 0,05), связанной со склонностью осуждать и наказывать людей, которые не уважают традиции и культуру коренного населения; показателей деструктивности и цинизма (1эмп = 6; при p = 0,01), связанных с общей враждебностью, которая воспринимается как естественная; а также наблюдается снижение степени подверженности антидемократической идеологии (1эмп = 6; при p = 0,01); 4) по опроснику переживания террористической угрозы (Ю.В. Быховец, Н.В. Тарабрина, Н.Н. Бакусева) [10] наблюдается тенденция ее уменьшения (1эмп = 4,8; при p = 0,01), связанная со снижением в ходе тренинговой работы уровня тревожности.

Кроме того, на основе анализа анкеты следует сказать, что после проведения коррекционно-развивающей программы произошло изменение отношения респондентов к экстремизму с безразличного на отрицательное, что проявляется в поддержании введения запретов на деятельность экстремистских организаций. Что касается лояльного типа отношения, то здесь также произошли изменения (свое отношение на отрицательное изменили 85,7% студентов экспериментальной группы). В наибольшей степени это связано с прояснением сути феномена экстремизма и его причин, а также снижением уровня агрессивности и тревожности. До проведения программы многие студенты лояльного типа отношения связывали феномен экстремизма с патриотизмом, что приводило к путанице в их отношении. После проведения программы такой «подмены» понятий выявлено не было.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа по формированию толерантности молодежи (в частности студентов) является эффективной, а гипотеза - достоверной.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 23.04.2014).

2. Толерантность в России: свои и чужие [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/hist-tol.php (дата обращения: 23.04.2014).

3. Чикер В.А., Капустина А.Н., Захарова А.М. 18 программ тренингов: руководство для профессионалов. Изд-во: Речь, 2007. - 191 с.

4. Бузыкина Ю.С., Константинов В.В. К вопросу детерминации отношения к проявлениям экстремизма // Перспективы науки. 2013. № 4(43). - С. 14-16.

5. Почебут Л.Г. Организационно-методические основы функционирования центра толерантности: методическое пособие. - СПб, 2004. - С. 20-21.

6. Солдатова Г.У. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. -М.: Генезис,

2006. - 256 с.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

8. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

9. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

10. Быховец Ю.В., Тарабрина Н.В. Психологическая оценка переживания террористической угрозы: руковод-

ство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 85 с.

REFERENCES

1. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (data obrashcheniya: 23.04.2014).

2. Tolerantnost v Rossii: svoi i chuzhie [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.tolerance.ru/hist-tol.php (data obrashcheniya: 23.04.2014).

3. CHiker V.A., Kapustina A.N., Zakharova A.M. 18 programm treningov: rukovodstvo dlya professionalov. Izd-vo: Rech, 2007. - 191 s.

4. Buzykina YU.S., Konstantinov V.V. K voprosu determinatsii otnosheniya k proyavleniyam ekstremizma // Per-spektivy nauki. 2013. № 4(43). - S. 14-16.

5. Pochebut L.G. Organizatsionno-metodicheskie osnovy funktsionirovaniya tsentra tolerantnosti: metodicheskoe posobie. - SPb, 2004. - S. 20-21.

6. Soldatova G.U. Mozhet li drugoy stat drugom? Trening po profilaktike ksenofobii. -M.: Genezis, 2006. - 256 s.

7. Raygorodskiy D.YA. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy: uchebnoe posobie. - Samara: Iz-datelskiy Dom "BAKHRAKH-M", 2001. - 672 s.

8. Leontev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZHO). 2-e izd. - M.: Smysl, 2000. - 18 s.

9. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti / pod red. G.U. Soldatovoy, L.A. SHaygerovoy. - M.: Smysl,

2008. - 172 s.

10. Bykhovets YU.V., Tarabrina N.V. Psikhologicheskaya otsenka perezhivaniya terroristicheskoy ugrozy: rukovod-stvo. - M.: Izd-vo "Institut psikhologii RAN", 2010. - 85 c.

A S' Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.