Научная статья на тему 'Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности у студентов'

Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
942
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КИНОТЕРАПИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ СТУДЕНТОВ / ETHNIC TOLERANCE / CINEMATHERAPY / INTERETHNIC RELATIONS / STUDENTS / ETHNOPSYCHOLOGY / STUDENT'S PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Ольга Станиславовна, Богданова Мария Владимировна

В современном российском обществе существует проблема этнической толерантности, которая проявляется в этнической нетерпимости, агрессии и экстремизме. Для решения этой проблемы необходимы разноплановые действенные методы формирования этнической толерантности. Одним из таких методов может выступать кинотерапия. Кино, благодаря своим воздействующим механизмам в сочетании с целенаправленным тренинговым занятием, позволяет оказывать влияние на установки личности, убеждения, отношение. Цель исследования экспериментально проверить эффективность воздействия кинотерапии на формирование этнической толерантности у студентов вузов. Для тренинга экспертами были отобраны три фильма о межэтническом взаимодействии, где демонстрировались личностные качества, индивидуальность героя, принадлежащего к какой-либо этнической группе, были показаны предрассудки и нетерпимость к герою на основании его этничности. По итогам просмотра выполнялись специальные упражнения и проводились дискуссии, направленные на разделение личности героя и его этничности, обсуждение важности проявления этнической толерантности в повседневной жизни. Этнические установки и убеждения измерялись методиками: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова), методика Г. Л. Бардиер «Виды и компоненты толерантности интолерантности», методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, метод семантического дифференциала. В результате проведения тренинга было обнаружено значительное изменение этнических установок студентов. В экспериментальной группе произошло повышение уровня этнической толерантности, а также было обнаружено снижение влияния отрицательных этнических стереотипов и снижение влияния категории «национальность» при оценивании людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT''S ETHNIC TOLERANCE FORMATION BY CINEMATHERAPY

In modern Russian society there is a problem of ethnic tolerance which reveals itself in the signs of ethnic intolerance, aggression and extremism. The solution of this problem requires availability of versatile efficient methods of ethnic tolerance formation. Cinematherapy can act as one of such methods. Films, thanks to their influencing mechanisms in combination with purposeful training, allow exerting impact on mentality of the personality, belief, and attitude. The goal of the research is experimental verification of efficiency of cinematherapy for studentsethnic tolerance formation. The experts selected three movies that portray interethnic interaction and the main character’s personal qualities and identity. As the main characters belong to minor ethnic groups, they suffer prejudice and intolerance caused by their ethnicity. Having watched the films the students were offered special exercises and took part in discussion aimed at separation of the hero’s identity from his ethnicity, discussion of importance of ethnic tolerance in everyday life. Ethnic beliefs were measured by test forms: "A tolerance index" (G. U. Soldatova, O. A. Kravtsova, L. A. Shaygerova), "Types and components of toleranceintolerance" (G. L. Bardiyer), "Types of ethnic identity" (G. U. Soldatova, S. V. Ryzhova), and a semantic differential. As a result of the training a considerable change of ethnic tolerant attitudes of students was revealed. In experimental group there was an increase in the level of ethnic tolerance, and decrease in influence of negative ethnic stereotypes and influence of the category "nationality" in people’s estimation.

Текст научной работы на тему «Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности у студентов»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 159.922.4-057.875:616.8-085.851

ББК Ю994.4+Ю954.25+Ю962.3 ГСНТИ 15.41.61 Код ВАК 13.00.02; 19.00.05

Андреева Ольга Станиславовна,

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет; 625007, г. Тюмень, Проезд 9 Мая, д. 5; e-mail: o_andreeva@mail.ru

Богданова Мария Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра философии и акмеологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: bogdanova-mv@yandex.ru

КИНОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этническая толерантность; кинотерапия; межэтнические отношения; студенты; этнопсихология; психология студентов.

АННОТАЦИЯ. В современном российском обществе существует проблема этнической толерантности, которая проявляется в этнической нетерпимости, агрессии и экстремизме. Для решения этой проблемы необходимы разноплановые действенные методы формирования этнической толерантности. Одним из таких методов может выступать кинотерапия. Кино, благодаря своим воздействующим механизмам в сочетании с целенаправленным тренинговым занятием, позволяет оказывать влияние на установки личности, убеждения, отношение. Цель исследования - экспериментально проверить эффективность воздействия кинотерапии на формирование этнической толерантности у студентов вузов. Для тренинга экспертами были отобраны три фильма о межэтническом взаимодействии, где демонстрировались личностные качества, индивидуальность героя, принадлежащего к какой-либо этнической группе, были показаны предрассудки и нетерпимость к герою на основании его этничности. По итогам просмотра выполнялись специальные упражнения и проводились дискуссии, направленные на разделение личности героя и его этничности, обсуждение важности проявления этнической толерантности в повседневной жизни. Этнические установки и убеждения измерялись методиками: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова), методика Г. Л. Бардиер «Виды и компоненты толерантности -интолерантности», методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой, метод семантического дифференциала. В результате проведения тренинга было обнаружено значительное изменение этнических установок студентов. В экспериментальной группе произошло повышение уровня этнической толерантности, а также было обнаружено снижение влияния отрицательных этнических стереотипов и снижение влияния категории «национальность» при оценивании людей.

Andreeva Olga Stanislavovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Department of General and Social Psychology, Tyumen State University, Tyumen, Russia.

Bogdanova Mariya Vladimirovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Department of Philosophy and Acmeology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

STUDENT'S ETHNIC TOLERANCE FORMATION BY CINEMATHERAPY

KEY WORDS: ethnic tolerance; cinematherapy; interethnic relations; students; ethnopsychology; student's psychology.

ABSTRACT. In modern Russian society there is a problem of ethnic tolerance which reveals itself in the signs of ethnic intolerance, aggression and extremism. The solution of this problem requires availability of versatile efficient methods of ethnic tolerance formation. Cinematherapy can act as one of such methods. Films, thanks to their influencing mechanisms in combination with purposeful training, allow exerting impact on mentality of the personality, belief, and attitude. The goal of the research is experimental verification of efficiency of cinematherapy for students' ethnic tolerance formation. The experts selected three movies that portray interethnic interaction and the main character's personal qualities and identity. As the main characters belong to minor ethnic groups, they suffer prejudice and intolerance caused by their ethnicity. Having watched the films the students were offered special exercises and took part in discussion aimed at separation of the hero's identity from his ethnicity, discussion of importance of ethnic tolerance in everyday life. Ethnic beliefs were measured by test forms: "A tolerance index" (G. U. Soldatova, O. A. Krav-tsova, L. A. Shaygerova), "Types and components of tolerance- intolerance" (G. L. Bardiyer), "Types of ethnic identity" (G. U. Soldatova, S. V. Ryzhova), and a semantic differential. As a result of the training a considerable change of ethnic tolerant attitudes of students was revealed. In experimental group there was an increase in the level of ethnic tolerance, and decrease in influence of negative ethnic stereotypes and influence of the category "nationality" in people's estimation.

В настоящее время проблема этнической нетерпимости, согласно социологическим исследованиям, становится вновь актуальной. О наличии данной проблемы можно судить по распространенности в интернет-среде негативных, нецензурных высказываний о членах иноэтнических групп, а также по наличию сообществ, которые имеют в своей основе этнически интолерантные суждения, пропагандирующих этническую нетерпимость и дискриминацию, по наличию в обществе объединений, которые негативно настроены по отношению к этническим группам и ведут агрессивную и экстремистскую деятельность. В поведении интолерантность проявляется в виде насмешек, негативных стереотипов, предрассудков, которые при крайних проявлениях выражаются в националистических установках, дискриминации. В массовом сознании появляются интоле-рантные установки, стереотипы, предрассудки по отношению к иноэтническим группам, проявляется ксенофобия.

Проблемой в научном плане является тот факт, что, несмотря на большой научный интерес и активное изучение феномена толерантности, по-прежнему недостаточно действенных методов для формирования этнической толерантности и профилактики этнической нетерпимости.

В России в последние десятилетия основные исследования по данному вопросу сосредоточены на изучении этнической толерантности в русле этнопсихологии и конфликтологии (Н. М. Лебедева, Г. У. Солда-това, Л. А. Шайгерова, А. Г. Асмолов, Л. Г. Почебут, Т. Г. Стефаненко, И. В. Воробьева и др.).

Феномен энтотолерантности рассматривается как способность человека без агрессии принимать отличные формы поведения и мировоззрения этнических групп, проявление терпимости к их культуре, традициям, верованиям и т. д. Интоле-рантность же подразумевает негативное восприятие членов иноэтнической общности на основе их этнических особенностей.

Этническая толерантность как установка, по мнению ряда авторов [2; 20; 13; 11; 19; 6], представляет собой готовность принимать и уважать особенности людей, принадлежащих к другим этническим группам, и проявляется в виде этнических стереотипов. Установка на проявление интолерант-ности имеет в своей основе негативные этнические стереотипы как обобщенные представления об иноэтнической группе.

В контексте межэтнических отношений установки и поведение индивида по отно-

шению к иноэтническим группам и общностям могут проявляться в виде этнической толерантности и интолерантности [18]. Толерантное поведение порождает отношение доверия, готовность к компромиссу и сотрудничеству, дружелюбие. Соответственно, интолерантность порождает негативизм, недоброжелательность и характеризуется негативными эмоциями. С позиции установок личности толерантность можно определить как готовность субъекта принимать этнические отличия другого человека или общности, признавать их право на существование и воспринимать человека безотносительно его национальной принадлежности, а установку на инэтническую толерантность - как предрасположенность к негативной оценке членов иноэтнических групп, отрицательный этнический стереотип [14].

По мнению И. В. Воробьевой, О. В. Кружковой, А. Ю. Плешаковой, В. А. Чупиной, смысл и цель субъекта - организация взаимодействия человека как самостоятельной и активной единицы с внешней средой, самовыражение себя в этой среде и преобразование ее вследствие удовлетворения своих потребностей в самореализации, что невозможно в среде с низкой толерантностью [7]. Развитие толерантности предусматривает отказ от этнических предубеждений в пользу объективного, трезвого отношения к любому человеку вне зависимости от его этнических особенностей. Основным способом формирования этнической толерантности в данной работе выступает профилактика предубеждений и со-владание с негативными стереотипами.

В частности, то, что такой формирующий ресурс, как кинотерапия, не востребован в контексте данной темы, также можно рассматривать как проблему. Тема психологического воздействия искусства в целом и кино в частности раскрыта в трудах таких авторов, как А. Менегетти, Р. Арнхейм, Н. И. Прокофьева, Е. П. Кораблина,

И. А. Акиндинов, А. М. Родина, А. А. Ба-канова [12; 1; 15; 10; 4]. Кино как искусство за счет своего эстетического содержания способно оказывать влияние на внеэстети-ческие компоненты - мировоззрение, установки, ценностные ориентации и, соответственно, поведение зрителя. Р. П. Шульга процесс восприятия произведений искусства разделяет на следующие этапы: внушение, соотнесение, осмысление, интерио-ризация содержания произведения [21]. Механизм изменения установки средствами искусства подразумевает «встречу» социальных установок зрителя с содержанием

© Андреева О. С., Богданова М. В., 2017

фильма, во время которой либо подтверждаются убеждения индивида, либо происходит их анализ и перестройка. Считается, что основные изменения в личности вследствие воздействия средств искусства происходят в период «последействия», когда содержание фильма подвергается мыслительной обработке.

Кинотерапия - проективный метод психологической коррекции и развития. Основой терапевтического и развивающего эффекта в данном методе является обсуждение опыта взаимодействия зрителя с произведением. Кинотерапия как эффективный инструмент развития различных качеств личности используется многими практиками и исследователями. В частности, А. Э. Ахмедзянова показывает возможности кинотренинга в развитии эмпатии [3]. М. А. Воробьева и И. В. Девятовская исследуют возможности интерактивных обучающих методов для профессионального развития личности [8; 9].

Этническая интолерантность в контексте кинотерапевтической работы понимается как закрепленная негативная установка, обусловливающая ригидное восприятие членов иноэтнических групп. Этническая толерантность в данном случае подразумевает гибкость восприятия, расширение категории оценки (пол, профессия, жизненная позиция), больший диапазон эмоционального отношения. Суть кинотерапии заключается в развитии навыка гибкого восприятия иноэтнических групп. Для достижения подобного эффекта сюжет фильма должен соответствовать определенным условиям. Преодоление доминирования негативных установок является критерием снижения уровня интолерантности и повышения этнической терпимости клиента, формирования установок этнической толерантности.

Таким образом, мы считаем, что особенности воздействия кинотерапии на участника позволяют оказывать влияние на его установки по отношению к иноэтниче-ским группам. За счет формирующего влияния данного метода интолерантные этнические установки могут смениться толерантными, или, по крайней мере, изменится степень выраженности интолерантных установок. Суть кинотерапии в данном случае в том, чтобы сместить акцент с восприятия преимущественно национальности человека на его общечеловеческую самоценность, уникальность, восприятие его как обычного человека.

В связи с поставленной проблемой целью данного исследования является изучение эффективности воздействия кинотерапии на формирование этнически толерант-

ных установок личности на примере студентов вузов.

Эмпирическая часть исследования проводилась в рамках выпускной квалификационной работы Ю. А. Ражева «Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности», выполненной под руководством О. С. Андреевой в Тюменском государственном университете в 2013 году [17].

Объект исследования - проявления этнической интолерантности.

Предмет - кинотерапия как метод формирования этнической толерантности.

Исследование направлено на проверку гипотезы о том, что результатом формирующего воздействия занятий по этнической толерантности с применением кинотерапии будет являться повышение уровня этнической толерантности, снижение уровня этнической интолерантности соответственно, а также снижение выраженности отрицательных этнических стереотипов.

Эмпирическое исследование

Метод воздействия. Для проверки гипотезы исследования была создана программа кинотерапевтического тренинга, состоящая из трех занятий. Подбор фильмов для данных занятий осуществлялся на основе выделенных в результате теоретического анализа критериев.

1. Сюжет демонстрируемого фильма должен содержать специфику темы - контекст межэтнического взаимодействия.

2. В сюжете демонстрируются личностные качества, индивидуальность героя, принадлежащего к какой-либо этнической группе.

3. Сама ситуация фильма подразумевает существование предрассудков, нетерпимости к герою на основании его этнично-сти, что находит отражение в реальных межэтнических отношениях. Но акцент ставится на том, что герой - обычный человек, во многом похожий на зрителя. У него так же, как и у зрителя, есть мечты, устремления, он хочет быть счастливым, сталкивается с похожими проблемами. Большая значимость фильма заключается в том, что зритель видит героя в совершенно иных, отличных от стереотипических преставлений ситуациях, в которых он проявляет свои человеческие качества, т. к. благоприятное изменение установок возможно на основе контакта с личностью из другой этнической группы, образ которой расходится с ее типичным представителем. Можно говорить о том, что при сопереживании и понимании героя восприятие зрителя может измениться в сторону личности, в противопоставлении этничности. Подобные впечатления и опыт целенаправленного просмотра используются в дальнейшем при об-

суждении, анализе переживаний, соотнесении с реальными ситуациями и поведением. Если восприятие фильма не оказало необходимого воздействия на смещение акцента восприятия представителя иноэтни-ческой общности, то данная задача реализуется в ходе обсуждения и анализа переживаний участников.

В итоге было выбрано три произведения: короткометражный фильм «Конечная остановка» (2011), художественный фильм «Военный ныряльщик / Men of Honor» (2000) и документальное произведение «Из Таджикистана в Санкт-Петербург» (2011).

Помимо фильма в занятиях с применением кинотерапии используется специально организованное обсуждение, выполнение упражнений, направленных на дискуссию по спорным вопросам, на разделение личности героя и его этничности, обсуждение важности проявления этнической толерантности в повседневной жизни.

При просмотре и обсуждении фильма перед ведущим дискуссии ставились следующие задачи.

1. Уделить особое внимание ситуациям, связанным с межэтническим взаимодействием

2. Ответить на следующие вопросы:

- каковы причины поведения героев в той или иной межэтнической ситуации;

- почему они совершают те или иные значимые поступки;

- согласны ли вы с их позицией, поведением;

- в чем проявляется личность героя, а в чем - его культурные, национальные особенности;

- легко ли вам давалось разделение личностных особенностей поведения героев и их культурных, национальных особенностей;

- в чем заключается значимость толерантного поведения в контексте фильма;

- какие способы поведения в межэтническом взаимодействии могут быть более позитивной, экологичной альтернативой способам, показанным в фильме.

3. Обратить внимание на свои эмоции, мысли, воспоминания и телесные ощущения во время просмотра, в каких ситуациях фильма они возникают, чувства, вызываемые образами фильма, - позитивные и негативные, поведение героев, типичное

реагирование на какие-либо ситуации, стереотипы.

Кроме того, в ходе обсуждения, основываясь на материале фильма и личном опыте, участники выполняли ряд упражнений, также направленных на осознание и изменение установок («Личное и этническое», «Конфликт или дискуссия», «Роль этнической толерантности в моей жизни», «Этнические группы в моем окружении» и т. д.).

Именно обсуждение и является основным этапом и средством для устранения отрицательных стереотипов. Преодоление доминирования негативных установок, предубеждений в данном случае является критерием снижения уровня интолерантно-сти индивида и повышения его этнической терпимости, формирования установок этнической толерантности.

Методы диагностики — Экспрес-опрос-ник «Индекс толерантности» (Г. У. Сол-датова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова) [16], методика «Виды и компоненты толерантности - интолерантности» (Г. Л. Бардиер) [5], методика «Типы этнической идентичности» (Г. У. Солдатова и С. В. Рыжова) [16], метод семантического дифференциала.

Методы статистической обработки данных — кластерный анализ, факторный анализ, '-критерий Уилкоксона.

Выборка — 52 студента вузов г. Тюмень в возрасте от 18 до 22 лет. Экспериментальная группа (28 человек) проходила серию занятий с применением кинотерапии по тематике этнической толерантности. Контрольная группа (28 человек) не подвергалась никакому экспериментальному воздействию.

Результаты исследования

1. Результаты сравнительного анализа по методикам уровня толерантности свидетельствуют о том, что показатели как общей, так и этнической толерантности в экспериментальной группе после прохождения трех занятий кинотерапии изменились в лучшую сторону.

По результатам методики «Виды и компоненты толерантности и интолерант-ности» у экспериментальной группы были выявлены значимые различия между замерами до и после кинотерапии по шкале межэтнической толерантности (уровень значимости различий р = о, 0004) (рис. 1).

80

Box & Whisker Plot

70

60

50

40

30

20

10

□ Median

□ 25%-75% I Min-Max

До

После

Рис. 1. Межэтническая толерантность (экспериментальная группа)

Данные изменения носят статистически значимый характер, в отличие от контрольной группы, которая не участвовала в занятиях кинотерапии. Следовательно, это позволяет нам сделать вывод о том, что выявленные нами значимые различия в показателях уровня толерантности у экспериментальной группы не являются случайными, а есть следствие участия в занятиях с применением кинотерапии.

2. Результаты факторного и кластерного анализа. Было выявлено, что основным, доминирующим фактором при оценивании других этносов является критерий «хороший / плохой», что в целом говорит о тенденции к толерантному отношению. Кроме того, кластерный анализ подтвердил результаты, указывающие на доминирование категории «хороший / плохой» в оценивании других людей разных этносов. Однако второй выявленный фактор «уравновешенность / вспыльчивость», который в силу своей слабой выраженности является неявным и неосознанным, содержит такие качества, как «наглый», «опасный», «агрессивный», приписываемые в основном «людям иной национальности». На наш взгляд, это является показателем наличия у испытуемых бессознательных этнических установок, имеющих отрицательный характер.

Иначе говоря, было выявлено влияние на оценивание членов иноэтнических групп

категории «национальность», а также наличие негативных этнических стереотипов, однако степень выраженности этих структур мала по сравнению с ведущей категорией, что позволяет сделать предположение о ее бессознательном характере (рис. 2).

По результатам факторного и кластерного анализа в экспериментальной группе после формирующего воздействия было выявлено несколько существенных изменений. Основная категория оценки иных этносов по-прежнему остается доминирующей, значимость ей отвечает ожиданиям, эта категория хоть незначительно, но повысилась.

Второй, менее явный фактор, который заключается в оценке людей по признаку национальности, претерпел наиболее значимые изменения. В частности, отрицательные качества, такие как «наглый», «опасный», «вредит», «отвратительный», «агрессивный», перестали соотноситься с людьми иных национальностей. На наш взгляд, это говорит о снижении выраженности отрицательных этнических установок, стереотипов. Это подтверждает нашу третью гипотезу о том, что после серии занятий с применением кинотерапии выраженность негативных этнических стереотипов и установок у экспериментальной группы должна снизиться.

0

Рис. 2. Кластеры до кинотерапии (экспериментальная группа)

Кроме того, в результате кластерного анализа было выявлено усиление категории «хороший / плохой» в системе оценки, как и предполагалось в начале исследования.

Подобная особенность хоть и присутствовала в группе изначально, тем не менее, в ходе кинотерапии стала более выражена (рис. 3).

0.0 0.1 0.2 0.3 0.4 0.5 0.G 0.7 0. Linkage Distance

Рис. 3. Кластеры после кинотерапии (экспериментальная группа)

Таким образом, можно говорить о том, что в ходе исследования удалось экспериментально проследить влияние кинотерапии на уровень этнической толерантности и содержание этнических установок, которое изменилось в положительную, на наш взгляд, сторону. Тем самым в ходе экспериментальной проверки были подтверждены эмпирические гипотезы о том, что в экспериментальной группе существуют значимые различия между уровнем этнической толерантности до и после участия в занятиях с применением кинотерапи.

Исследование было направлено на изучение феномена этнической толерантности, а также психологических возможностей кинотерапии, которые могут быть использованы для формирования установок этнической толерантности.

В связи с существующей проблемой напряженности межэтнических отношений нами были разработаны метод формирования этнической толерантности средствами кинотерапии, критерии отбора фильмов по данной теме, метод измерения этнических установок.

Важным моментом в нашей работе является понимание этнической толерантности как гибкости восприятия и эмоциональной оценки людей иноэтнических

групп, что и было использовано при разработке метода.

В результате проделанной работы было выявлено, что курс из трех занятий с применением кинотерапии оказывает положительное воздействие на этнические установки участников. Об этом говорят данные, подтверждающие повышение уровня этнической толерантности, а также снижение влияния отрицательных этнических стереотипов и снижение влияния категории «национальность» при оценивании людей.

Результаты исследования могут быть полезны специалистам в области образования и воспитания, психологической коррекции, где требуется развитие этнической толерантности. Практическая ценность работы в том, что, используя готовый проверенный инструмент (тренинг на основе трех специально выбранных фильмов), можно предупредить межэтнические конфликты в вузах Российской Федерации.

Ограничением работы является то, что проверка эффективности кинотерапии осуществлялась на узкой выборке - студентах, чьи установки еще достаточно пластичны в отличие от людей старшего поколения. В дальнейшем возможным продолжением исследования видится разработка и проверка эффективности метода кинотерапии на других возрастных группах.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Арнхейм Р. Новые очерки психологии искусства / пер. с англ. — М. : Прометей, 1994- - 352 с.

2. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. - 2001. - № 1. - С. 8-18.

3. Ахмедзянова А. Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга : дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 2011. - 157 с.

4. Баканова А. А. Кинотерапия // Искусство исцеления души: этюды о психол. помощи : пособие для практ. психологов. - СПб., 2001. - С. 118-131.

5. Бардиер Г. Л. Методика ВИКТИ // Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. - СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2005. - С. 256-264.

6. Воробьева И. В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия : дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2006.

7. Воробьева И. В., Кружкова О. В., Плешакова А. Ю., Чупина В. А. Учет эффектов активизации и ин-гибиции субъектности при взаимодействии стресс-факторов городской среды в системе образования // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 22-28.

8. Воробьева М. А. Интерактивные методы как механизм потенциала педагогических ресурсов // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 9. - С. 19-22.

9. Девятовская И. В. Развивающий ресурс методов обучения взрослых для преодоления психологических барьеров профессионального развития личности // Педагогическое образование в России. -2015. - № 11. - С. 94-95.

10. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: этюды о психологической помощи : пособие для практ. психологов / под ред. Кораблиной. - СПб. : РГПУ им А. И. Герцена ; СОЮЗ, 2001. - 319 с.

11. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - №5. - С. 31-45.

12. Менегетти А. Кино, театр, бессознательное / пер. с итальянского ННБФ «Онтопсихология». - М. : Онтопсихология, 2001. - 384 с.

13. Потапова И. А. Детерминанты мультикультурного поведения личности // Наука и школа. -2011. - №2. - С. 107-110.

14. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. - СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2007. - 281 с.

15. Прокофьева Н. И. Доклад ко II Культурологическому конгрессу «Кинотерапия как инструмент личностного развития», 2008.

16. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. - М. : Смысл, 2008. - l72 с.

17. Ражев Ю. А., Андреева О. С. Кинотерапия как способ формирования этнической толерантности / / Лучшие выпускные квалификационные работы 20l3 года : сб. ст. на основе лучших выпускных квалификационных работ. Ч. 3: Гуманитарное направление. - Тюмень : ТюмГУ, 20l4. - С. 2бб-273.

lS. Солдатова Г. У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. - М. : МГУ, 200l. - С. 90-100.

19. Солдатова Г. У., Нестик Т. А. Историко-эволюционная перспектива человечества в мире разнообразия: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности // Национальный психологический журнал. -2011. - № 2. - С. 15-25.

20. Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Исследования этнической толерантности личности // Национальный психологический журнал. - 2011. - №2. - С. S0-S9.

21. Шульга Р. П. Искусство и ценностные ориентации личности / АН УССР ; под ред. В. П. Михалева. - Киев : Наук. Думка, l989. - 120 с.

REFERENCES

1. Arnkheym R. Novye ocherki psikhologii iskusstva / per. s angl. — M. : Prometey, l994. - 352 s.

2. Asmolov A. G., Soldatova G. U., Shaygerova L. A. O smyslakh ponyatiya «tolerantnost'» // Vek tolerant-nosti. - 200l. - № l. - S. S-lS.

3. Akhmedzyanova A. E. Aktualizatsiya empatii lichnosti sredstvami kinotreninga : dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2011. - 157 s.

4. Bakanova A. A. Kinoterapiya // Iskusstvo istseleniya dushi: etyudy o psikhol. pomoshchi : posobie dlya prakt. psikhologov. - SPb., 200l. - S. llS-l3l.

5. Bardier G. L. Metodika VIKTI // Pochebut L. G. Vzaimoponimanie kul'tur. - SPb. : S.-Peterb. un-t, 2005. - S. 25б-2б4.

6. Vorob'eva I. V. Fenomen tolerantnosti v kontekste pedagogicheskogo vzaimodeystviya : dis. ... kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 200б.

7. Vorob'eva I. V., Kruzhkova O. V., Pleshakova A. Yu., Chupina V. A. Uchet effektov aktivizatsii i ingibitsii sub"ektnosti pri vzaimodeystvii stress-faktorov gorodskoy sredy v sisteme obrazovaniya // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. - 20l4. - № l0. - S. 22-2S.

S. Vorob'eva M. A. Interaktivnye metody kak mekhanizm potentsiala pedagogicheskikh resursov // Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l5. - № 9. - S. l9-22.

9. Devyatovskaya I. V. Razvivayushchiy resurs metodov obucheniya vzroslykh dlya preodoleniya psikhologi-cheskikh bar'erov professional'nogo razvitiya lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. -№ ll. - S. 94-95.

10. Korablina E. P., Akindinova I. A., Bakanova A. A., Rodina A. M. Iskusstvo istseleniya dushi: etyu-dy o psikhologicheskoy pomoshchi : posobie dlya prakt. psikhologov / pod red. Korablinoy. - SPb. : RGPU im A. I. Gertsena ; SOYuZ, 200l. - 3l9 s.

11. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Sotsial'no-psikhologicheskie faktory etnicheskoy tolerantnosti i strategii mezhgruppovogo vzaimodeystviya v polikul'turnykh regionakh Rossii // Psikhologicheskiy zhurnal. - 2003. -T. 24. - №5. - S. 3l-45.

12. Menegetti A. Kino, teatr, bessoznatel'noe / per. s ital'yanskogo NNBF «Ontopsikhologiya». - M. : Ontop-sikhologiya, 200l. - 3S4 s.

13. Potapova I. A. Determinanty mul'tikul'turnogo povedeniya lichnosti // Nauka i shkola. - 20ll. - №2. -S. l07-ll0.

14. Pochebut L. G. Vzaimoponimanie kul'tur: Metodologiya i metody etnicheskoy i kross-kul'turnoy psikhologii. Psikhologiya mezhetnicheskoy tolerantnosti. - SPb. : S.-Peterb. un-t, 2007. - 2S1 s.

15. Prokofeva N. I. Doklad ko II Kul'turologicheskomu kongressu «Kinoterapiya kak instrument lich-nostnogo razvitiya», 2008.

16. Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti / pod red. G. U. Soldatovoy, L. A. Shaygerovoy. - M. : Smysl, 200S. - l72 s.

17. Razhev Yu. A., Andreeva O. S. Kinoterapiya kak sposob formirovaniya etnicheskoy tolerantnosti // Luchshie vypusknye kvalifikatsionnye raboty 2013 goda : sb. st. na osnove luchshikh vypusknykh kvalifi-katsionnykh rabot. Ch. 3: Gumanitarnoe napravlenie. - Tyumen' : TyumGU, 20l4. - S. 2бб-273.

lS. Soldatova G. U. Tolerantnost' i intolerantnost' - dve grani mezhetnicheskogo vzaimodeystviya // Vek tol-erantnosti. - M. : MGU, 200l. - S. 90-l00.

19. Soldatova G. U., Nestik T. A. Istoriko-evolyutsionnaya perspektiva chelovechestva v mire raznoobraziya: ot paradigmy konflikta k paradigme tolerantnosti // Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. - 20ll. - № 2. -S. l5-25.

20. Shlyagina E. I., Enikolopov S. N. Issledovaniya etnicheskoy tolerantnosti lichnosti // Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal. - 2011. - №2. - S. S0-S9.

21. Shul'ga R. P. Iskusstvo i tsennostnye orientatsii lichnosti / AN USSR ; pod red. V. P. Mikhaleva. - Kiev : Nauk. Dumka, l9S9. - l20 s.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Н. Дудина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.