Научная статья на тему 'Формирование социальной компетенции будущих социальных работников как цель обучения иностранному языку'

Формирование социальной компетенции будущих социальных работников как цель обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL COMPETENCE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / SOCIAL EXPERIENCE / ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / SOCIAL ROLES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / EFFICIENT PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Ольга Вячеславовна

В качестве цели обучения иностранному языку студентов специальности «Социальная работа» можно рассматривать формирование социальной компетенции, как средства эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, социальных и профессиональных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Social Competence of Wouldbe Social Workers as a Purpose of Foreign Language Teaching

The purpose of teaching future social workers a foreign language is cultivating social competence as a means of efficient accomplishing communication tasks in the fields of personal, social and professional interests.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетенции будущих социальных работников как цель обучения иностранному языку»

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

О. В. Гришина

В качестве цели обучения иностранному языку студентов специальности «Социальная работа» можно рассматривать формирование социальной компетенции, как средства эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, социальных и профессиональных интересов.

Ключевые слова: компетентность, социальная компетенция, коммуникация, социальная среда, социализация, социальный опыт, эффективная профессиональная деятельность, социальные роли, профессиональная деятельность.

К основным целям профессионального образования сегодня можно отнести подготовку высококвалифицированного специалиста необходимого уровня и профиля, который конкурентоспособен на рынке труда, отличается свободным владением своей профессией и готовностью к непрерывному профессиональному росту.

Развитие области социальной работы влечет за собой острую необходимость улучшения всей системы подготовки кадров. Успешность профессиональной карьеры выпускника вуза по специальности «Социальная работа» и реализация полученных им знаний, умений и навыков в практической деятельности зависит от его компетентности, которая представляет собой сложный комплекс разного рода компетенций.

При конкретизации цели обучения иностранному языку студентов специальности «Социальная работа» упор следует делать в сторону формирования и развития социальной компетенции.

Л. В. Сухова рассматривает социальную компетенцию как «умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации» [1]. М. А. Ариян под социальной компетенцией понимает «желание и способность личности жить в мире, гармонии и согласии с другими людьми, которые могут отличаться по взглядам, привычкам, убеждениям, а также го-

94

Методика преподавания языка

товность и способность к эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях» [2]. Социальная компетенция - это также качество личности, «которое формируется в ходе ее социализации, это определенный уровень интегрированных знаний, опыта деятельности человека, обеспечивающих эффективное выполнение заданных социальных ролей. Цель формирования социальной компетенции - развитие отношений индивидуума к окружающему его миру, обществу, материальным и духовным ценностям, к самому себе» [3].

Социальная компетенция, таким образом, представляет собой интегративную характеристику специалиста, которая включает в себя «стремление и способность продуктивно взаимодействовать с другими людьми, участвовать в принятии групповых решений, избегая конфликтов и регулируя их ненасильственно, а также осознание профессиональной ответственности за свою профессиональную деятельность перед обществом, коллегами в изменяющихся социальных и политических условиях» [4].

Для формирования и развития социальной компетенции нужны такие формы организации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения. Следует обратить внимание на использование не только индивидуальных, но и коллективных (парных или групповых) форм работы, где студенты могли бы обсуждать социальные и межличностные проблемы. Они направлены на понимание партнера по коммуникации, развивают наблюдательность и проницательность, самооценку и самоконтроль, а также формируют умение управлять своей работоспособностью, владеть различными стратегиями и методами эффективного общения.

Содержание социальной компетенции может быть определено ситуациями из сфер общения студентов, в которых происходит их социализация, освоения ими правил и норм социального поведения, способов взаимодействия. Каждый из обучающихся должен осознать себя активным участником деятельности. Важными элементами социальной компетенции являются социальные роли. Они строятся на социальной идентичности личности и определяют ее успешное функционирование в обществе.

Погружение студентов в социальную среду (естественную или искусственную) также представляется необходимым процессом при формировании социальной компетенции. У каждого участника ком-

95

Lingua mobilis № 4 (30), 2011

муникации должна быть возможность практически применить полученные ранее знания и умения.

Одним из компонентов социальной компетенции является социальный опыт, приобретение которого происходит в процессе общения с другими людьми, как на родном, так и иностранном языке. Социальный опыт помогает более четко представить окружающую действительность. «Приобретая собственный социальный опыт, развивая индивидуальные качества, человек сможет самостоятельно осуществить коммуникативную деятельность, взаимодействовать в лингвокультурном пространстве, как своей страны, так и страны изучаемого языка» [5].

Недостаточный уровень развития социальной компетенции не позволит будущему специалисту в полной мере реализовать свои способности и адаптироваться к социальной среде, в которой он будет осуществлять свою профессиональную деятельность.

Таким образом, профессиональная подготовка студентов вуза в процессе обучения иностранному языку направлена на формирование социальной компетенции, т. е. на развитие способностей студентов «использовать иностранный язык как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов» [6].

Список литературы

1. Сухова, Л. В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системообразующий фактор [Текст] / Л. В. Сухова // Иностранный язык в школе. - 2007. - №5. - С. 15-18.

2. Ариян, М. А. Технологии социально-развивающего обучения иностранным языкам на старшем этапе обучения средней школы [Текст] / М. А. Ариян // Иностранный язык в школе. -2008. - № 7. - С. 2-8.

List of Literature

1. Suhova, L. V. Kommunikativ-no-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku i jazykovaja parasreda kak ego sistemoobrazu-juwij faktor [Tekst] / L. V. Suhova // Inostrannyj jazyk v shkole. -2007. - №5. - S. 15-18.

2. Arijan, M. A. Tehnologii social'no-razvivajuwego obu-chenija inostrannym jazykam na starshem jetape obuchenija sred-nej shkoly [Tekst] / M. A. Arijan // Inostrannyj jazyk v shkole. - 2008. - № 7. - S. 2-8.

96

Методика преподавания языка

3. Мосягина, Г. П. Факторы и условия формирования социальной компетенции у будущих педагогов в процессе их обучения в педагогическом колледже / Г. П. Мосягина // Вестник Ставропольского государственного университета. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2007. - С. 94-97.

4. Григорьева, Е. Н. Диагностика социальной компетенции [Текст] / Е. Н. Григорьева // Новые информационные технологии в учебновоспитательном процессе высшей и средней школы : Материалы IIой Всерос. науч.-практ. конф. -Армавир, 2008. - С. 258-263.

5. Ариян, М. А. Принципы социально развивающего обучения иностранным языкам в средней школе // Иностранный язык в школе. - 2010. - №1. -С. 7-11.

6. Шишова, Е. И. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроках иностранного языка [Текст] / Е. И. Шишова // Иностранный язык в школе. - 2007. - №3. - С. 27-33.

3. Mosjagina, G. P. Faktory i us-lovija formirovanija social'noj kompetencii u buduwih pedagogov v processe ih obuchenija v peda-gogicheskom kolledzhe / G. P. Mosjagina // Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta. -Stavropol' : Izd-vo SGU, 2007. - S. 94-97.

4. Grigor'eva, E. N. Diagnostika social'noj kompetencii [Tekst] / E. N. Grigor'eva // Novye infor-macionnye tehnologii v uchebno-vospitatel'nom processe vysshej i srednej shkoly : Materialy II-oj Vseros. nauch.-prakt. konf. - Armavir, 2008. - S. 258-263.

5. Arijan, M. A. Principy social'no razvivajuwego obuchenija inos-trannym jazykam v srednej shkole // Inostrannyj jazyk v shkole. -

2010. - №1. -S. 7-11.

6. Shishova, E. I. Problema razviti-ja social'noj kompetencii odaren-nyh detej na urokah inostrannogo jazyka [Tekst] / E. I. Shishova // Inostrannyj jazyk v shkole. - 2007. - №3. - s. 27-33.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.