Научная статья на тему 'Формирование системы хеджирования рисков предприятий автомобилестроения Поволжья'

Формирование системы хеджирования рисков предприятий автомобилестроения Поволжья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / AUTOMOTIVE INDUSTRY / ОТРАСЛЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / INDUSTRY FOR THE PRODUCTION OF VEHICLES / ХЕДЖИРОВАНИЕ РИСКОВ / HEDGING / ДЕРИВАТИВЫ / ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / DERIVATIVES / ЦИКЛИЧНОСТЬ / CYCLICAL / DERIVATIVE FINANCIAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова Анастасия Александровна

Цель : описание принципов формирования системы хеджирования рисков предприятий автомобилестроения Поволжья. Методы : диалектический подход к познанию явлений, позволяющий проанализировать способы и подходы к хеджированию рисков предприятий автомобилестроения Поволжья. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты : Практика финансово-хозяйственной деятельности российских компаний производителей автомобилей показывает, что у российских компаний отсутствует система управления рисками изменения стоимости сырья и комплектующих, а также колебаниями валютных курсов. При этом многие коммерческие банки предлагают продукты, позволяющие хеджировать товарные риски. Одним из таких банков является ПАО «Банк ВТБ Капитал» (далее ВТБ Капитал). ВТБ Капитал предоставляет возможность хеджирования товарных рисков путем заключения безпоставочных форвардных сделок и опционных контрактов. На данный момент существуют следующие варианты управления рисками: торговля товарными производными; долговые продукты; инвестиционные продукты. При определении инструментов хеджирования предприятий автомобилестроения Поволжья необходимо обратить внимание также на выбор рынка. Основными рынками является биржевой рынок и внебиржевой рынок. В результате проведенного анализа был выявлен наиболее эффективный способ хеджирования сырьевых рисков предприятия автомобилестроения Поволжья «Коллар» Банка ВТБ Капитал. Научная новизна : в статье были разработаны методические подходы к хеджированию рисков предприятий автомобилестроения. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи работы могут быть использованы формирования системы хеджирования рисков предприятий автомобильной промышленности Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEDGING OF RISKS AUTOMOBILE COMPANY VOLGA

Objective: To describe the principles of formation of hedging system of the Volga automobile companies. Methods: dialectical approach to the knowledge of phenomena, which allows to analyze the methods and approaches to risk hedging Volga automobile companies. It is also used in the general scientific research methods (dialectics, analysis, synthesis, system, complexity), and other special techniques and procedures. Results: The practice of financial and economic activity of Russian companies manufacturers of cars shows that Russian companies do not have a risk management system changes in cost of raw materials and components, as well as currency fluctuations. However, many commercial banks offer products allowing to hedge commodity risks. One of these banks is the PJSC "VTB Capital" (hereinafter referred to VTB Capital). VTB Capital offers the opportunity to hedge commodity risk by entering into forward contracts bezpostavochnyh and option contracts. At the moment, there are the following options for risk management: trade commodity derivatives; debt products; investment products. In determining the Volga automobile companies hedging instruments should pay attention to the choice of the market. The main markets are the stock market and the OTC market. The analysis was revealed most effective way to hedge the company Volga automobile commodity risks "Collard" VTB Capital. Scientific novelty: the article methodical approaches to hedging risks automotive companies have been developed. Practical value: main provisions and conclusions of this paper work can be used form of risk hedging systems in the automotive industry of the Volga region.

Текст научной работы на тему «Формирование системы хеджирования рисков предприятий автомобилестроения Поволжья»

Курилова Анастасия Александровна ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ ..

экономические науки

УДК 338.24.01

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ ПОВОЛЖЬЯ

© 2016

Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Аннотация. Цель: описание принципов формирования системы хеджирования рисков предприятий автомобилестроения Поволжья. Методы: диалектический подход к познанию явлений, позволяющий проанализировать способы и подходы к хеджированию рисков предприятий автомобилестроения Поволжья. Также в работе применялись общенаучные методы исследования (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), так и другие специальные приемы и процедуры. Результаты: Практика финансово-хозяйственной деятельности российских компаний - производителей автомобилей показывает, что у российских компаний отсутствует система управления рисками изменения стоимости сырья и комплектующих, а также колебаниями валютных курсов. При этом многие коммерческие банки предлагают продукты, позволяющие хеджировать товарные риски. Одним из таких банков является ПАО «Банк ВТБ Капитал» (далее ВТБ Капитал). ВТБ Капитал предоставляет возможность хеджирования товарных рисков путем заключения безпоставочных форвардных сделок и опционных контрактов. На данный момент существуют следующие варианты управления рисками: торговля товарными производными; долговые продукты; инвестиционные продукты. При определении инструментов хеджирования предприятий автомобилестроения Поволжья необходимо обратить внимание также на выбор рынка. Основными рынками является биржевой рынок и внебиржевой рынок. В результате проведенного анализа был выявлен наиболее эффективный способ хеджирования сырьевых рисков предприятия автомобилестроения Поволжья - «Коллар» Банка ВТБ Капитал. Научная новизна: в статье были разработаны методические подходы к хеджированию рисков предприятий автомобилестроения. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи работы могут быть использованы формирования системы хеджирования рисков предприятий автомобильной промышленности Поволжья.

Ключевые слова: автомобильная промышленность, отрасль по производству транспортных средств, хеджирование рисков, деривативы, производные финансовые инструменты, цикличность.

FORMATION OF HEDGING OF RISKS AUTOMOBILE COMPANY VOLGA

© 2016

Kurilova Anastasia Alexandrovna, Ph.D., professor of «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Moscow, Belorusskaya street, 14, e-mail: aakurilova@yandex.ru)

Abstract. Objective: To describe the principles of formation of hedging system of the Volga automobile companies. Methods: dialectical approach to the knowledge of phenomena, which allows to analyze the methods and approaches to risk hedging Volga automobile companies. It is also used in the general scientific research methods (dialectics, analysis, synthesis, system, complexity), and other special techniques and procedures. Results: The practice of financial and economic activity of Russian companies - manufacturers of cars shows that Russian companies do not have a risk management system changes in cost of raw materials and components, as well as currency fluctuations. However, many commercial banks offer products allowing to hedge commodity risks. One of these banks is the PJSC "VTB Capital" (hereinafter referred to VTB Capital). VTB Capital offers the opportunity to hedge commodity risk by entering into forward contracts bezpostavochnyh and option contracts. At the moment, there are the following options for risk management: trade commodity derivatives; debt products; investment products. In determining the Volga automobile companies hedging instruments should pay attention to the choice of the market. The main markets are the stock market and the OTC market. The analysis was revealed most effective way to hedge the company Volga automobile commodity risks - "Collard" VTB Capital. Scientific novelty: the article methodical approaches to hedging risks automotive companies have been developed. Practical value: main provisions and conclusions of this paper work can be used form of risk hedging systems in the automotive industry of the Volga region.

Keywords: the automotive industry, the industry for the production of vehicles, hedging, derivatives, derivative financial instruments, cyclical.

Практика финансово-хозяйственной деятельности российских компаний - производителей автомобилей показывает, что у российских компаний отсутствует система управления рисками изменения стоимости сырья и комплектующих, а также колебаниями валютных курсов [1, с.83].

Необходимо отметить, что при этом многие коммерческие банки предлагают продукты, позволяющие хеджировать товарные риски. Одним из таких банков является ПАО «Банк ВТБ Капитал» (далее ВТБ Капитал). ВТБ Капитал предоставляет возможность хеджирования товарных рисков путем заключения безпоставочных форвардных сделок и опционных контрактов.

Для заключения сделок требуется подписание рамочной документации (типовой договор RISDA). Одним из преимуществ данного соглашения является отсутствие фактических сделок на рынке со стороны клиента, т.е. ВТБ Капитал осуществляет покупку или продажу биржевого инструмента от своего имени по поручению клиента. Таким образом, автомобильные компании, такие как: ПАО «АВТОВАЗ» и ПАО «КАМАЗ» могут заключить оглашение с банком, и все затраты на осуществляемые операции брокером закладываются в цену инстру-

мента.

Сформируем концепцию системы управления ценовыми рисками. Для построения системы управления ценовыми рисками на закупку алюминия в первую очередь необходимо выбрать инструменты хеджирования.

На данный момент существуют следующие варианты управления рисками:

- торговля товарными производными;

- долговые продукты;

- инвестиционные продукты.

Возможно использование нескольких продуктов одновременно. При этом в расчетах важно исходить из производственного объема сырья, чтобы избежать ситуации «перехеджирования».

При выборе инструментов хеджирования необходимо обратить внимание также на выбор рынка. Основными вариантами является биржевой рынок и внебиржевой рынок с биржевыми и внебиржевыми сделками соответственно [2, с.170].

При этом можно сгруппировать инструменты, используемые на различных рынка по двум признакам -биржевые и внебиржевые инструменты.

К числу биржевых инструментов относят:

экономические науки

Курилова Анастасия Александровна ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ ...

- фьючерс - твердое обязательство купить или подать в будущем стандартное количество некоторого актива по согласованной между сторонами цене;

- опцион - контракт, дающий своему обладателю право, не порождая обязательств, купить или продать некоторый актив по определенной цене в течение фиксированного периода времени.

Внебиржевые инструменты:

- своп - контракт внебиржевой торговли, который обменивает плавающую цену на фиксированную (своп на базисный актив, на дифференциал и пр.);

- форвард - внебиржевой аналог фьючерса;

- ОТС - опцион - внебиржевой аналог биржевого опциона.

Также следует обозначить различия между прямым и косвенным хеджированием.

При прямом хеджировании ценообразование напрямую зависит от торгуемого, ликвидного индекса.

При косвенном хеджировании ликвидного индекса не существует.

Проведем расчет эффективности хеджирования для ПАО «АВТОВАЗ».

Ежемесячный производственный объем потребления алюминия для ПАО «АВТОВАЗ» - 1655 тонн металла. Компания платит за сырье в соответствии со среднемесячной котировкой LME. Предложим фиксацию стоимости закупаемого алюминия на поставки на период с июня по декабрь 2015 года.

Так как цена каждой партии своевременно формируется на международном рынке, для фиксации цены сырья необходимо выбрать один из трех вариантов хеджирования, предлагаемых ВТБ Капитал:

- фиксация цен (своп);

- гарантирование максимального уровня цен (опцион);

- ограничение потенциальных колебаний цен (кол-лар).

На данный момент динамика рынка алюминия характеризуется как наличием свободных складских запасов, так и потенциальным увеличением производства в случае повышения рентабельности. В то же самое время стоит отметить, что активность трейдеров характеризуется повышением премиумом на спот металл и связана с логистикой складов в основном в регионе США [3, с.17].

Форвардная кривая находится в «контанго», что позволяет фиксировать будущие продаже выше текущего спот уровня.

Итак, рассмотрим предлагаемый своп.

Цель: зафиксировать цену на закупаемый продукт на определенном уровне в течение оговоренного периода.

Общие условия:

В случае покупки свопа:

- если рыночная цена в течение оговоренного периода окажется ниже фиксированной цен, Покупатель свопа выплачивает продавцу свопа разницу между фиксированной и рыночной ценой.

- если реальная рыночная цена в течение оговоренного периода окажется выше фиксированной цены, продавец свопа выплачивает покупателю свопа разницу между фиксированной и рыночной ценой.

Дата: май 2016

Спот (7м): 2105 $Лп

Период: Июнь - Декабрь 2016

Своп: 2094 $Лп

Банк и клиент имеют взаимное обязательство рассчитаться по оговоренной цене актива.

Своп обеспечивает компании полную защиту от неблагоприятного движения цены, но несет риск упущенной выгоды.

Обычно своп не предполагает уплаты премии или комиссии.

Для заключения сделки своп необходимо открытие кредитного лимита.

Второй вариант хеджирования цены на алюминий -

это покупка опциона (фиксация максимального уровня цен).

Общие условия:

Покупка опциона клиентом предполагает выплату опционной премии.

Опцион защищает покупателя от неблагоприятного изменения цены и позволяет «участвовать» в позитивном для клиента развитии рынка.

Покупка опциона Клиентом не предполагает открытия лимита (при продаже клиентом опциона такой лимит необходим) Дата: май 2016 Спот (7м): 2105 $/tn Своп (7м): 2094 $/tn Период: Июнь - Декабрь 2016 Страйк: 2200 Премия 35

Приобретая опцион, клиент получает право, но не обязанность осуществить покупку CALL товара в указанную дату по заранее оговоренной цене (страйку).

Если сформировавшаяся цена на дату истечения опциона рыночная цена выгоднее уровня страйка, то клиент отказывается от исполнения опциона и осуществляет сделку по рыночной цене.

И третий вариант хеджирования - это использование опционной стратегии «Коллар» (Ограничение потенциальных колебаний цен). Общие условия:

Коридор (комбинация опционов Пут и Колл) - фиксация рыночной цены на закупаемый продукт в определенном гарантированном коридоре в течение оговоренного периода.

В момент заключения сделки клиент выплачивает банку единовременную страховую премию.

Однако также возможно подобрать границы коридора таким образом, что страховая премия будет равна нулю.

Дата: май 2016 Спот (7м): 2105 $/tn СВОП: 2094 $/tn Период: Июнь - Декабрь 2016 Нижняя граница: 2040 $/tn Верхняя граница: 2200 $/tn Стоимость: 0

Имеем структурный коридор с нулевой премией. Если:

- реальная рыночная цена в течение оговоренного периода окажется выше фиксированной цены (верхней границы коридора), банк выплачивает клиенту разницу между фиксированной и рыночной ценой.

- реальная рыночная цена в течение оговоренного периода окажется ниже фиксированной цены (нижней границы коридора), клиент выплачивает банку разницу между фиксированной и рыночной ценой.

- реальная рыночная цена в течение оговоренного периода окажется в пределах коридора, обязательства обнуляются без дополнительных выплат.

Из трех исследуемых моделей на первый взгляд наиболее оптимальной является опционная стратегия «Коллар»:

1) границы опционов можно установить так, что стратегия получится без уплаты премии;

2) участие в падении рынка;

3) ограничение взлета цены.

Но тем не менее при выборе наилучшей стратегии необходимо рассчитать денежный эффект сделок. Рассчитаем экономический эффект от реализации стратегии хеджирования на примере закупок алюминия.

ПАО «АВТОВАЗ» на период с июня по декабрь необходим объем алюминия составляет в объеме 11640 тон.

Предположим, что цена алюминия на LME составляла 2104 доллара за тонну. Так как неизвестно дальнейшее движение цены предложим рассчитать три вариан-

Курилова Анастасия Александровна жопомтеские

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ ... науки

та:

- падение цены до 2000 долларов за тонну;

- рынок без изменения, цена остается 2104 доллара за тонну;

- рост цены на алюминий до 2300 долларов за тонну.

На основании предложенных вариантов движения

рынка алюминия была рассчитана возможная стоимость закупки металла.

По результатам расчета было выявлено, что нельзя однозначно выделить в ту или иную сторону один инструмент. Эффективность каждого инструмента проявляется при определенном движении рынка.

При значительном падении рынка наиболее выгодным является отсутствие инструментов хеджирования, при этом выбирая между инструментами, дешевле всего обойдется покупка опциона. В данном случае проявляется преимущество опциона, которое заключается в возможности участия в падение рынка, при этом цена будет отличаться от рыночной на величину уплаченной премии [4, с.110].

В случае стабильности рынка наиболее выгоден своп. Это связано прежде всего с тем, что на момент проведения анализа рыночная ситуация позволила хеджировать цену по свопу ниже цены спот.

При росте цены на алюминий, по тем же причинам наиболее интересным представляется своп.

Но, несмотря на то, что в данном примере в двух вариантах развития из трех более выгодным оказался своп, надо понимать, что цена на металл с одинаковой вероятностью может пойти как вверх, так и вниз, а при покупке свопа отсутствует практическая возможность участия в падении рынка, что является большим недостатком данного инструмента [5, с.193].

Оценивая величину ценового риска, следует отталкиваться от наиболее вероятной цены в будущем, которую можно определить по методу «Монте-Карло», озвученным в первой главе.

Напомним, что точность данного метода зависит от количества точек выборки и количества построенных сценариев. Для составления наиболее правдоподобной картины в ходе анализа были приведены ежедневные значения цен на алюминий за 2015 год и первое полугодие 2016-го и построены пятьсот сценариев.

Наиболее вероятная средняя цена за период с июня по декабрь составляет 2213,86 долларов за тонну алюминия.

В ходе проведения анализа по методу «Монте-Карло» было спроектировано пятьсот возможных сценариев.

По результатам расчетов можно сделать вывод, что при использовании опциона цена покупки алюминия будет превышать рыночную на 35 долларов за тонну, в случае если алюминий будет стоить ниже 2235 долларов. После преодоления данного рубежа алюминий будет закупаться ниже рыночной цены. Вероятность благополучного исхода составляет около 51 %, так как из пятисот построенных сценариев цена алюминия преодолела необходимый рубеж 256 раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также было проведен анализ при использовании опционной стратегии «Коллар» по отношению к возможным сценариям.

По итогам расчетов было выявлено, что в опционной стратегии «Коллар» задается коридор, при попадании рыночной цены в который, металл будет закупаться по реальной цене. При выходе цены за нижнюю границу стратегии цена закупки составит 2040 долларов за тонну, а при росте цены выше верхней границы цена фиксируется на значении 2200 долларов за тонну.

Если считать, что покупка по рыночной цене является благоприятным исходом, то вероятность его наступления составит приблизительно 70 %, т.е. 347 сценариев из 500.

По результатам расчетов было выявлено, что покупка свопа является самой простой из трех стратегий, которая дает положительный эффект при превышении 222

заданной цены, в данном случае 2094 доллара за тонну. Вероятность положительного исхода по методу «Монте-Карло» составляет приблизительно 64 % или 320 сценариев из 500.

Итак, исходя из вышеизложенного анализа, можно сделать вывод, что с наибольшей вероятностью уйти от потенциальных убытков или получить дополнительный доход можно при использовании опционной стратегии «Коллар».

Таким образом, практическим предложением является применение ПАО «АВТОВАЗ» опционной стратегии «Коллар», предлагаемой ВТБ Капитал, на закупку алюминия для производства, что с вероятностью в 70 процентов позволит уйти от дополнительных затрат [6, с.150].

Стоимость данной стратегии составит от 23.745.600 долларов до 25.608.000 долларов в зависимости от движения рынка. При данной фиксации максимальные затраты на закупку алюминия в период с июня по декабрь составят 25.608.000 долларов, при том что в 2015 году за аналогичный период ПАО «АВТОВАЗ» потратил на покупку алюминия 26.896.500 долларов, а в 2016 году 31.375.895 долларов. Т.е. даже при самом неблагоприятном движении курса алюминия использование опционной стратегии «Коллар» Банка ВТБ Капитал позволит сократить расходы по сравнению с аналогичными периодами за прошлые два года.

Также использование инструментов хеджирования повысит предприятию кредитные рейтинги и сделает его более инвестиционно - привлекательным [7-10].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Концепция возникновения экономических циклов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 81-85.

2. Ajupov A.A., Kurilova A.A., Kurilov K.Y., Bogatirev V.D. Prospects of Russian automobile industry development // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 11. С. 168-175.

3. Ajupov A.A., Kurilova A.A., Kurilov K.Y., Bogatirev V.D. Cyclicity of development of the global automobile industry // Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 11. С. 16-22.

4. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Основные факторы, влияющие на падение продаж на российском автомобильном рынке // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10. № 2 (38). С. 102-112.

5. Курилов К.Ю. Анализ деятельности предприятия с учетом влияния цикличности // Инновационное развитие экономики. 2013. № 6 (17). С. 191-195.

6. Ajupov A.A., Artamonov A.B., Kurilov K.U., Kurilova A.A. Reconomic bases of formation and development of financial engineering in financial innovation // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Т. 5. № 24. С. 148-153.

7. Курилова А.А. Методические положения оценки рисков на предприятиях автомобильной промышленности // Карельский научный журнал. 2013. № 2. С. 21-23.

8. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промышленности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 42-46.

9. Курилов К.Ю. Прогнозы развития мировой автопромышленности // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 5-10.

10. Курилов К.Ю. Хеджирование как способ повышения эффективности предприятий автомобилестроения // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 62-69.

Статья подготовлена в рамках работы над исследовательским проектом «К 50-летию ВАЗа: Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Поволжья», поддержанным грантом Российского гуманитарного научного фонда № 16-12-63003 по результатам регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России - 2016, Самарская область».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.