Научная статья на тему 'Формирование системы экологического воспитания учащихся сельских школ Ставрополья в период 1970 - конец 1980 гг'

Формирование системы экологического воспитания учащихся сельских школ Ставрополья в период 1970 - конец 1980 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ПРИРОДА / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / AESTHETIC ATTITUDE TOWARDS NATURE / ECOLOGICAL EDUCATION / NATURE PROTECTION / NATURE / RESPONSIBLE ATTITUDE TOWARDS NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Александр Сергеевич

В статье рассматривается история развития экологического воспитания сельских школьников в Ставропольском крае, подробно анализируются работы ставропольских авторов, раскрывающих цели, направления, методы развития ответственного отношения к природе учащихся. Подробно анализируются работы А.П. Сидельковского, разрабатывавшего понятия «эстетическое отношение к природе». Особое внимание он уделял принципам формирования у учащихся эстетического отношения к природе. Им были описаны общественно полезные природоохранительные и трудовые дела школьников, способствующие формированию ответственного отношения к природе. Опираясь на труды отечественных педагогов, А.П. Сидельковский выделил типы отношения к природе учащихся школ. Еще одной существенной разработкой группы ставропольских исследователей во главе с А.П. Сидельковским является определение мотивов общения школьников в деятельности среди природы. Важный вклад ими был внесен в разработку системы мер по преобразованию повседневного взаимодействия с природой в целостный воспитательный процесс. Анализ подходов к формированию системы экологического воспитания учащихся сельских школ Ставрополья в период 1970 конец 1980 гг. позволяет использовать их и в современной образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS AT RURAL SCHOOLS OF STAVROPOL REGION FROM THE 1970s TO LATE 1980s

The paper discusses the history of the development of environmental education of rural schoolchildren in the Stavropol region. A detailed analysis is made of works of the Stavropol authors, disclosing the goals, trends and methods of development in students of responsible attitude towards nature. Works of A.P. Sidelkovsky, who developed the concept of "aesthetic attitude towards nature", are analyzed in detail. The writer paid special attention to the principles of formation in students of 'aesthetic attitude towards nature. He described socially useful environmental and labor affairs of students, contributing to the formation of responsible attitude towards nature. Based on the works of domestic teachers, A.P. Sidelkovsky has identified the types of schoolchildren’s attitude towards nature. Another significant work of the Stavropol group of researchers headed by A.P. Sidelkovsky is determining the motives of students’ communication during activities in nature. They made an important contribution to the development of a system of measures to transform the everyday interaction with the nature into a holistic educational process. The analysis of approaches to formation of system of ecological education of pupils at rural schools in the Stavropol region in the period of 1970 late 1980s allows their use in contemporary educational practice.

Текст научной работы на тему «Формирование системы экологического воспитания учащихся сельских школ Ставрополья в период 1970 - конец 1980 гг»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY

УДК 371.48 ББК 74.005.28 А 62

A.C. Амиров

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Прасковейский агротехнологический техникум»; E-mail: spivak.mv@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ СТАВРОПОЛЬЯ В ПЕРИОД 1970 - КОНЕЦ 1980 ГГ.

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается история развития экологического воспитания сельских школьников в Ставропольском крае, подробно анализируются работы ставропольских авторов, раскрывающих цели, направления, методы развития ответственного отношения к природе учащихся. Подробно анализируются работы А.П. Сидельковского, разрабатывавшего понятия «эстетическое отношение к природе». Особое внимание он уделял принципам формирования у учащихся эстетического отношения к природе. Им были описаны общественно полезные природоохранительные и трудовые дела школьников, способствующие формированию ответственного отношения к природе. Опираясь на труды отечественных педагогов, А.П. Сидельковский выделил типы отношения к природе учащихся школ. Еще одной существенной разработкой группы ставропольских исследователей во главе с А.П. Сидельковским является определение мотивов общения школьников в деятельности среди природы. Важный вклад ими был внесен в разработку системы мер по преобразованию повседневного взаимодействия с природой в целостный воспитательный процесс. Анализ подходов к формированию системы экологического воспитания учащихся сельских школ Ставрополья в период 1970-конец 1980 гг. позволяет использовать их и в современной образовательной практике.

Ключевые слова: эстетическое отношение к природе, экологическое воспитание, охрана природы, природа, ответственное отношение к природе.

A.S. Amirov

Deputy Director for teaching and educational work of the State Budgetary Professional Educational Institution "Praskoveysky Technical School of Agrotechnology"; E-mail: spivak.mv@mail.ru

SYSTEM OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS AT RURAL SCHOOLS OF STAVROPOL REGION FROM THE 1970S TO LATE 1980S

Abstract. The paper discusses the history of the development of environmental education of rural schoolchildren in the Stavropol region. A detailed analysis is made of works of the Stavropol authors, disclosing the goals, trends and methods of development in students of responsible attitude towards nature. Works of A.P. Sidelkovsky, who developed the concept of "aesthetic attitude towards nature", are analyzed in detail. The writer paid special attention to the principles of formation in students of 'aesthetic attitude towards nature. He described socially useful environmental and labor affairs of students, contributing to the formation of responsible attitude towards nature. Based on the works of domestic teachers, A.P. Sidelkovsky has identified the types of schoolchildren's attitude towards nature. Another significant work of the Stavropol group of researchers headed by A.P. Sidelkovsky is determining the motives of students' communication during activities in nature. They made an important contribution to the development of a system of measures to transform the everyday interaction with the nature into a holistic educational process. The analysis of approaches to formation of system of ecological education of pupils at rural schools in the Stavropol region in the period of 1970 - late 1980s allows their use in contemporary educational practice.

Keywords: aesthetic attitude towards nature, ecological education, nature protection, nature, responsible attitude towards nature.

В 1950-1960-е гг. система экологического воспитания учащихся сельских школ Ставропольского края была основана на развитии движения учебно-производственных бригад. Деятельность сельских школ и других образовательных учреждений в области экологического воспитания и образования в Ставропольском крае регламентировалась комплексом нормативно-правовых актов, направленных на улучшение организации трудового воспитания, подготовки учащихся к профессиональной трудовой деятельности, организации летних практических работ, школьных лесничеств и т.д.

Ученые ставропольских вузов и НИИ, а также практики, непосредственно работающие с детьми в сельских школах, активно участвовали в организации опытнической работы бригад, описывали результаты своей деятельности, содержание педагогических основ соединения обучения с производственным трудом в ученической бригаде, способствовали воспитанию у детей бережного отношения к природе. Так в 1974 году, под редакцией С.И. Гореславского, автора идеи создания учебно-производственных бригад в Ставропольском крае,

вышел сборник научных статей «Вопросы педагогического руководства ученической бригадой», в котором был обобщен опыт организации и обучения в ученических бригадах Ставрополья, опытнической работы, описана связь сельскохозяйственного труда школьников с предметами программы школьного обучения, раскрыты принципы общественно-политического и эстетического воспитания и т.д. [4: 5-12].

Замедление развития движения в 1970-е гг. поставило перед педагогами Ставрополья задачу поиска новых подходов к изучению особенностей воспитания подростков сельских школ в условиях обучения в ученических бригадах. Один из таких подходов к формированию эстетических отношений школьников к природе и искусству был сформулирован А.П. Сидельковским. Ученый писал, что «разнообразный труд, охрана и познание природы являются важным источником развития эстетических восприятий, чувств и суждений школьников. Они пробуждают интерес к разнообразным свойствам окружающей среды и к их отражению в искусстве. Это позволяет активизировать эстетическое воспитание, осуществить комплексный подход к организации

трудовой, природоохранительной, познавательной, художественно-творческой деятельности учащихся» [12: 3].

А.П. Сидельковский отмечал, что эстетическое отношение к природе и искусству - это один из сложных практически-духовных начал жизни общества, которое формируется на протяжении всей его истории. Развитие эстетического отношения к природе связано с деятельностью общества, обусловлено научно-техническим прогрессом, несет на себе отпечаток духовных и материальных достижений разных поколений, зависит от воспитания, строительства общественных отношений и других социальных процессов.

А.П. Сидельковский [2] в своих исследованиях выделил следующие основные принципы формирования у учащихся эстетического отношения к природе:

1. Выступая в качестве предмета педагогического исследования, взаимодействие школьников с природой может и должно изучаться как системный комплекс, который составляют разнопорядковые системы (школьники (субъекты), природа (среда), связывающие их способы деятельности (труд, познание и другие)).

2. Отношения школьников с природой возникают в результате взаимных воздействий обеих сторон. Наибольшее внимание, учитывая характер исследования, следует уделять активности учащихся в процессе взаимодействия с естественной средой. В то же время это не исключает необходимости их изучения и как объектов воздействия природы.

3. Исследование взаимодействия школьников с природой должно быть направлено на установление соответствия (изоморфизм) среды и свойств школьников, которые возникают в связывающей обе стороны отношений деятельности.

4. Так как взаимодействие людей с природой представляет собой

процесс, который определяется сознательными целями, необходимо изучить его как совокупность, систему деятельности и сознания учащихся.

5. Только при сочетании общенаучных методов (в частности, с системным подходом) и частных научных методов педагогики и психологии возможно глубокое проникновение во взаимодействие учащихся с природной средой.

6. Объект «школьники - природа» («взаимодействие школьников с природой») является не только естественно сложившейся системой, но, прежде всего, системой, преобразованной педагогами. Ее изучение направлено на выявление путей и условий успешного построения воспитательного процесса из повседневного взаимодействия школьников с окружающей природной средой [5: 31-32].

Таким образом, мы видим, что эстетическое отношение к природе представляет собой понятие, отражающее субъектно-объектное взаимодействие человека и природы, опосредованное учебной, трудовой, познавательной, творческой и другими видами деятельности учащихся. Эстетическое отношение к природе - это совокупность представлений детей о природной среде, о деятельности человека, ставшей новым антропогенным фактором среды, об оптимизации взаимодействия человека и природы; знаний об использовании природы; система представлений о ценности природы, о важности природоохранительной деятельности.

Особая роль в формировании эстетических отношений к природе у учащихся отводится деятельности ученических производственных бригад, экологических и туристических лагерей, кружков юных натуралистов. Их деятельность на территории Ставропольского края широко освещалась в периодической печати и научных статьях, методических рекомендациях того

времени [7: 4]. Среди общественно полезных природоохранительных и трудовых дел школьников было выделено несколько разновидностей [2; 8; 12]: участие в производительном труде в сельском хозяйстве; уход за домашними животными; участие в посадке и выращивании деревьев, кустарников и цветов; охрана растительного и животного мира [13: 61].

В своих исследованиях А.П. Си-дельковский опирался на традиционный для того времени знаниевый подход, в котором одним из центральных понятий являлось определение «ответственное отношение к природе». Под этим термином понималась система научных знаний о взаимосвязи общества и природы, о целостности природы; понимание человеком многосторонней ценности природы; практические умения и навыки сознательного поведения в природе, понимание важности трудовой деятельности по уходу и улучшению окружающей среды. Опираясь на труды Е.П. Брунов-та, И.Д. Зверева, А.Н. Мягковой, И.Т. Суравегиной и других ученых, А.П. Сидельковский расширил их представления путем выделения типов отношения к природе [5: 157-163]:

1. Объективно-реалистическое отношение к природе. Учащиеся с этим типом характеризуются отражением в сознании свойств, сторон, объектов природы такими, каковы они есть.

2. Субъективно-реалистическое отношение к природе. Обладая всеми свойствами отражения, названными выше, субъективно-реалистическое отношение превосходит его по личной прочувственности природных явлений. Оно опирается как на чувственную, так и на эмоциональную активность школьников, проявляясь в экспрессивных оценках (определениях) воспринимаемых ландшафтов.

3. Эмоционально-образное отношение к природе. Проявление этого

типа отношения характеризуется стремлением учащихся сравнивать природные явления с разными сторонами жизни человека, использованием в речи оценок природных явлений и метафор применительно к человеку, к жизни («основа», «учитель жизни», учитель и источник «радости», «здоровья», «бодрости»; «хороший друг», «стимул мышления» и др.).

4. Нравственное отношение к природе. Нравственное отношение к природе формируется на основе целенаправленного усвоения и воспитания, непосредственного взаимодействия со средой и проявляется в реальных действиях по сбережению природных и социальных ценностей, улучшению условий жизни людей.

5. Эстетическое и художественное отношение к природе. Развитие таких отношений у детей возможно на основе эмоционально-образных, чувственно-эмоциональных, эстетических и нравственных идеалов.

6. Практически-деятельностное отношение к природе. Учащиеся с доминированием этого типа используют оценки природных материалов с точки зрения возможности их применения в качестве продуктов, средств, орудий, объектов деятельности.

7. Теоретическое отношение к природе. Такой тип отношений формируется у учащихся в обучении основам наук, в процессах накопления опыта общения со средой и самостоятельного чтения.

В дальнейших своих исследованиях А.П. Сидельковский выявил группы мотивов общения школьников в деятельности среди природы [13]:

1. Практические мотивы, характеризующие побуждения к совместной деятельности на природе. Таких детей привлекает совместный труд, участие в деятельности «зеленых» и «голубых» патрулей, посадка и выращивание растений, уход за рыбками, птицами, животными.

2. Одну из наиболее распространенных групп мотивов составляют познавательные мотивы. По степени осознанности они занимают ведущее место в мотивационной сфере.

3. Социально-перцептивные мотивы определяют характер взаимного узнавания, восприятия, внимания в познавательной и трудовой деятельности. Также они важны для школьников и сами по себе как факторы прямого общения в условиях природного окружения.

4. Мотивы эмоциональной общности и интерактивные (взаимное влияние учащихся друг на друга) мотивы. Общение учащихся среди природы обеспечивает свободу самовыражения («с товарищем свободнее, проще, легче выразить чувства, договориться»); дает возможность обсудить многие волнующие детей вопросы («поделиться всем», «рассказать о чем-то другу», поговорить «обо всем», «по душам», «поспорить» и т.д.); помогает «мечтать и делиться мечтами», «вместе заниматься, читать», «спорить о прекрасном».

A.A. Ворожбитова [3], H.A. Крылова [6], В.В. Савельева [11], А.П. Сидельковский [5: 13] и другие ставропольские ученые разработали систему мер по преобразованию повседневного взаимодействия с природой в целостный воспитательный процесс. По мнению специалистов, учитель, осуществляя систему мер, призван руководствоваться комплексными целями и задачами воспитания. Основными мерами по преобразованию повседневного взаимодействия с природой в целостный воспитательный процесс являются меры по [12: 23-33]:

- изучению реальных отношений школьников к природе и людям (разработка анкет, опросников, проведение исследований и др.);

- превращению явлений природы в педагогические средства (учет природных явлений, определение свойств и признаков природных явлений и т.д.);

- формированию предметных отношений школьников к природе (учет видов дел, осуществляемых учащимися в природе самостоятельно, вовлечение школьников в различные виды творчества и др.);

- формированию взаимных отношений школьников, участвующих во взаимодействии с природой, развитию коллективизма (развитие взаимных отношений в труде, охране природы, туризме, эстетическом творчестве и других делах) и др.

Приведенный выше комплекс мер раскрывает общую педагогическую стратегию и деятельность педагога в условиях взаимодействия школьников с природой, является фундаментом для профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми в этой сфере и структуры процесса формирования ответственного отношения к природе учащихся сельских школ Ставропольского края [9: 9].

Таким образом, система экологического воспитания учащихся сельских школ Ставрополья в период 1970-1980 гг. строилась на основе реализации концепции А.П. Сидельковского к формированию экологического сознания учащихся сельских школ. Процесс формирования ответственного отношения к природе учащихся сельских школ Ставропольского края строился в 1970-1980-е гг. на основе психо лого -педагогического подхода А.П. Сидельковского, который не только предложил новое понятие «эстетическое отношение к природе», но и обобщил и разработал систему форм и методов его диагностики, формирования и развития у учащихся сельских школ.

Примечания:

1. Бегидова С.Н., Макрушина И.В. Структура экологического сознания // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 3(143). С. 13-19.

2. В помощь юным опытникам: рекомендации по опытнической работе в ученических бригадах Ставропольского края. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1974. 56 с.

3. Ворожбитова А.А. Единство экологического и патриотического воспитания средствами литературы // Взаимодействие школы семьи и пединституа в экологическом воспитании учащихся. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1987. С. 63-68.

4. Гореславский С.И. Педагогические основы соединения обучения с производительным трудом в ученической бригаде // Вопросы педагогического руководства ученической бригадой. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1974. С. 5-12.

5. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношений школьников к природе / ред.-сост. А.П. Сидельковский. Ставрополь: Изд-во ПГПИИЯ, 1988. 208 с.

6. Крылова Н.А. Подготовка студентов пединститута к руководству трудом учащихся среди природы // Взаимодействие школы семьи и пединституа в экологическом воспитании учащихся. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1987. С. 97-101.

7. Лайпанов Н.А. Руками юннатов // Ленинское знамя. Черкесск, 1982. 4 июля. С. 4.

8. Методические рекомендации по организации туристическо-краеведческой работы в школе. Ставрополь: Изд-во СХДЭТС, 1977. 43 с.

9. Организация учебно-воспитательной работы на экологической тропе в Таманском лесу / под ред. А.П. Сидельковского. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1985. 68 с.

10. Рекомендации по опытнической работе в ученических бригадах Ставропольского края / под ред. В.И. Лисунова. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1974. 48 с.

11. Савельева В.В. Взаимосвязь экологического воспитания и образования студентов и учащихся // Взаимодействие школы семьи и пединституа в экологическом воспитании учащихся. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1987. С. 32-38.

12. Сидельковский А.П. Комплексный подход к формированию эстетических отношений школьников средствами природы и искусства. Карачаевск: Изд-во КЧГПИ, 1980. 36 с.

13. Сидельковский А.П. Психологические основы отношений школьников к природе. Ставрополь: Ставропольская правда, 1987. 88 с.

14. Wicker A.W. Getting out of our conceptual ruts: Strategies for expanding conceptual frameworks // American Psychologist. 1985. Vol. 40. P. 1094-1103.

References:

1. Begidova S.N., Makrushina I.V. Structure of ecological consciousness // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. No.3 (143). P. 13-19.

2. Help to young experimenters: Recommendations for experimental work in student brigades of Stavropol region. Stavropol: Stavropol publishing house, 1974. 56 pp.

3. Vorozhbitova A.A. The unity of ecological and patriotic education by means of literature // Interaction of family, school and pedagogical institute in the environmental education of pupils. Stavropol: SSPI publishing house, 1987. P. 63-68.

4. Goreslavsky S.I. Pedagogical bases of the connection of education with productive work in the student brigade // Issues of pedagogical guide of the student brigade. Stavropol: Stavropol publishing house, 1974. P. 5-12.

5. Criteria, methods and techniques of the study and formation of pupils' attitude to nature / ed. and сотр. by A.P. Sidelkovsky. Stavropol: PSPIIYa, 1988. 208 pp.

6. Krylova N.A. The training of students of pedagogical institute to guiding the students' work in nature // Interaction of family, school and pedagogical

Institute in the environmental education of pupils. Stavropol: SSPI publishing house, 1987. P. 97-101.

7. Laipanov N.A. By hands of young naturalists // Leninskoye znamya. Cherkessk. 1982. No.106. July, 4. P. 4.

8. Methodical recommendations for organization of tourist and local history work at school. Stavropol: SKhDETS publishing house, 1977. 43 pp.

9. Organization of educational work on the ecological trail in the Taman forest / ed. by A.P. Sidelkovsky. Stavropol: SSPI, 1985. 68 pp.

10. Recommendations for experimental work in student brigades of Stavropol region / ed. by V.I. Lisunov. Stavropol: Stavropol book publishing house, 1974. 48 pp.

11. Savelyeva V.V. Interrelation of ecological education and education of students and pupils // Interaction of family, school and pedagogical institute in the environmental education of pupils. Stavropol: SSPI publishing house, 1987. P. 32-38.

12. Sidelkovsky A.P. Integrated approach to the formation of aesthetic relations of schoolchildren by means of art and nature. Karachaevsk: KChSPI, 1980. 36 pp.

13. Sidelkovsky A.P. Psychological bases of the students' attitude to nature. Stavropol: Stavropolskaya Pravda, 1987. 88 pp.

14. Wicker A.W. Getting out of our conceptual ruts: Strategies for expanding conceptual frameworks. American Psychologist. 1985. Vol. 40. P. 1094-1103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.