Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста'

Формирование ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1844
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ПРИРОДА / ПЕЙЗАЖ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL AND AESTHETIC EDUCATION / VALUE ATTITUDE TO NATURE / NATURE / LANDSCAPE / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргит С.Ч.

В предлагаемой работе изложено решение задач моделирования и реализации процесса формирования ценностного отношения к природе на уровне начального образования. Одной из приоритетных задач современного образования является формирование у граждан планеты ценностного отношения к жизни, природе как источнику материальной и духовной жизни. Рассматривается процесс формирования ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Показана важность ценностного осознания природы для нравственного, эстетического, экологического воспитания учащихся; определены наиболее эффективные виды учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO NATURE IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

In the paper the author states tasks of modeling and implementation process of formation of the valuable relation to nature on the level of primary education. One of the priorities of modern education is forming citizens of the planet with valuable attitude to life, nature as a source of material and spiritual life. The process of formation of a valuable relation to nature in children of primary school age is described. The importance of value for understanding the nature of moral, aesthetic, ecological education of students is revealed. The most effective learning activities are mentioned.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста»

18. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: teoriya ipraktika. Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.

19. Gorbunova I.B. "'Estetika: informacionnyj podhod" Yu. Ragsa: aktual'noe znachenie i perspektivy. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 2: 86 - 90.

20. Gorbunova I.B. 'Era informacionnyh tehnologij v muzykal'no-tvorcheskom prostranstve. Regional'naya informatika - 2010: materialy HII Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2010: 232- - 33.

21. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Pod redakciej S.V. Klyagina, O.D. Shipunovoj. Sankt-Peterburg, 2013: 192-202.

22. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPu im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka vshkole. 2010; 4: 11 -14.

23. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2011: 30 - 34.

24. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Materialy konferencii«Regional'naya informatika RI-2014», 29 - 31 oktyabrya 2014, Sankt-Peterburg: SPOISU, 2014: 320 - 322.

25. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: k probleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2012.

26. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. VestnikIrkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 4 (75): 16 - 24.

27. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena. 2014; 168: 84 - 93.

28. Gorbunova I.B. Muzykal'nyjzvuk: monografiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «SOYuZ» , 2006.

29. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii vmuzyke: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009; T. 1: Arhitektonika muzykal'nogo zvuka.

30. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Informacionnye tehnologii v muzyke: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013; T. 4: Muzyka, matematika, informatika.

Статья поступила в редакцию 28.01.16

УДК 373.31

Irgit S.Ch., postgraduate, Department of Pedagogy, Tuvan State University (Abakan, Russia), E-mail: isalbakay@mail.ru

FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO NATURE IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE. In the paper the author states tasks of modeling and implementation process of formation of the valuable relation to nature on the level of primary education. One of the priorities of modern education is forming citizens of the planet with valuable attitude to life, nature as a source of material and spiritual life. The process of formation of a valuable relation to nature in children of primary school age is described. The importance of value for understanding the nature of moral, aesthetic, ecological education of students is revealed. The most effective learning activities are mentioned.

Key words: moral and aesthetic education, value attitude to nature, nature, landscape, spiritual values.

С.Ч. Иргит, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»,

E-mail: isalbakay@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В предлагаемой работе изложено решение задач моделирования и реализации процесса формирования ценностного отношения к природе на уровне начального образования. Одной из приоритетных задач современного образования является формирование у граждан планеты ценностного отношения к жизни, природе как источнику материальной и духовной жизни. Рассматривается процесс формирования ценностного отношения к природе у детей младшего школьного возраста. Показана важность ценностного осознания природы для нравственного, эстетического, экологического воспитания учащихся; определены наиболее эффективные виды учебной деятельности.

Ключевые слова: нравственное и эстетическое воспитание, ценностное отношение к природе, природа, пейзаж, духовные ценности.

Понимание отношений между природой и человеком отражено в Конституции Российской Федерации: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Исследования известных учёных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.Д. Дерябо и др.) формирование системы ценностных отношений происходит в течение всей жизни человека, особое место принадлежит младшему школьному возрасту. Значимость этапа начального образования возрастает в связи с тем, что свойственный дошкольнику антропоморфизм (перенос отношений, существующих между людьми на природные явления) у младших школьников постепенно заменяется стремлением самим узнать и познать суть явлений [1].

«Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформирован-ности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться» [2, с. 117].

Целью работы является теоретически обосновать процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к природе в начальной школе.

Одним из требований ФГОС является формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание,); развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное отношение к растениям и животным.

Ценностное отношение к природе представляет собой интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственно-эмоциональном восприятии природы, характеризующееся осознанием природы как ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения [3, с. 155].

Ценностное отношение к природе является ключевым условием регуляции и гармонизации взаимоотношений человека и природы. Основополагающая роль в решении этой задачи принадлежит системе школьного образования. Это связано с ее системностью, возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Структурно-функциональная модель ценностного отношения к природе включает взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: эмоциональный, когнитивный, деятельност-ный.

Эмоциональный компонент связан, главным образом, с особенностями эмоционального восприятия младшими школьниками знаний о природе. Для младших школьников эмоции, связанные с объектом - «природа», выражаются в особом способе усвоения эмоционального отношения к миру - в переживании. Данный компонент выполняет функцию эмоционального подкрепления.

Когнитивный компонент предполагает усвоение личностью системы экологических знаний, лежащих в основе ценностного отношения к природе. Данный компонент подразумевает фиксацию в сознании учащегося результата овладения им знанием о ценности «природа». Данный компонент выполняет информационную функцию.

Деятельностный компонент предполагает связь конкретного субъекта отношений с окружающей средой, другими людьми. Данный компонент ценностного отношения к природе может быть представлен через следующие категории: поступок, поведение, привычка. Этот компонент выполняет преобразующую функцию [3, с. 156].

Изменения, происходящее в жизни младшего школьника, являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности, в том числе и в формировании ценностного отношения к природе, которое становится особенно актуальным в начальной школе, так как младший школьный возраст является первой ступенькой в становлении ценностных отношений личности.

Процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к природе осуществлялся на материале предметов «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Литературное чтение». Именно при их изучении младший школьник познакомиться с различными способами взаимодействия человека с природой, реализуя при этом возможности ценностного отношения к природе.

Закрепляющий этап был представлен интегративным уроком по теме «Природа - наш дом». Интеграция в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «Литературное чтение» и «Изобразительное искусство». В рамках данного урока младшим школьникам было предложено ответить на вопросы, что такое бережное и ценностное отношение к природе, что произойдет, если человек не будет беречь природу для себя, общества, человечества в целом. Предлагалось проиллюстрировать свои ответы конкретными примерами из жизни, рассказать свой опыт взаимодействия с природной средой. Наряду с этими вопросами школьникам были заданы следующие: «Почему весной и в самом начале лета запрещена охота, ограничена рыбная ловля? Какое участие можешь принять ты в защите и охране природы?»

При ознакомлении с темой «Природа - наш дом» особое внимание обращено не на материальную, а на духовную сторо-

Библиографический список

ну природы. Младшие школьники знакомятся с произведениями детских писателей и поэтов.

При рисовании рисунка на тему «Наш дом - природа» дети должны были не только нарисовать рисунок на тему, но и придумать ситуации, иллюстрирующие, как они бережно относятся к природе. Например; нами был запущен проект создания детской экологической организации «Зелёный патруль». В него входят исследовательские проекты младших школьников как «Алаш -чистые берега», «Аржааны родного края - источники здоровья», «Лес - наше богатство» и др. Эти проекты продолжаются и на сегодняшний день.

В рамках предмета «Литературное чтение» у учащихся необходимо развивать понимание заглавия произведения, его адекватного соотношения с содержанием; умение определять особенности художественного текста; формировать осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений, а также понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, умение анализировать поступки героев с точки зрения норм морали, понятие «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов на примере многонациональных народов России. Основные темы детского чтения - это произведения о Родине, природе, животных, добре и зле.

Особенность преподавания курса «Традиции народной экологии» - сочетание различных способов организации учебной деятельности и методов обучения (экскурсии, уроки творчества, оформление краеведческого материала, практические занятия и т. д.) на основе комплексного и систематического включения фольклора (сказки, пословицы, поговорки, песни, частушки, загадки и т. д.). Каждое занятие разработанной программы приурочено к календарной обрядности, основанной на взаимоотношениях человека и природы. При этом важно рассмотреть элементы окружающего мира, которым адресованы фольклорные тексты народного календаря. С.И. Вайнштейн в своей книге «Загадочная Тува» отмечает: «Кочевники не знали механических часов, у них отсутствовало привычное нам понятие «час», но это не значит, что они не подчиняли свой жизненный цикл определенному течению времени. Для его исчисления, особенно в летнее время, опять же служила юрта. Можно сказать, что она играла роль удивительных солнечных часов» [4]. Древний народный календарь тувинцев включал в себя год как цикл из четырех сезонов и двенадцати лунных месяцев, по три в каждом сезоне. Названия месяцев ассоциировались с различными особенностями природы (климата, ландшафта, животного мира), замеченными человеком еще в древности.

Важно рассмотреть взаимозависимости природных составляющих, что способствует утверждению гармонии взаимоотношений человека и общества со всем окружающим миром. Это позволяет применить изученный материал в практической деятельности, проверить народные приметы, связанные с живой природой и погодными явлениями.

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.

2. ФГОС: начальное общее образование. Программы отдельных учебных предметов, курсов. Утверждено Министерством образования и науки РФ от 6 октября 2009; № 373.

3. Лазаренко Е.Н. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе в процессе обучения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2009.

4. Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. Москва: Известия, 2009.

References

1. Deryabo S.D., Yasvin V.A. 'Ekologicheskaya pedagogika ipsihologiya. Rostov-na-Donu, 1996.

2. FGOS: nachal'noe obschee obrazovanie. Programmy otdel'nyh uchebnyh predmetov, kursov. Utverzhdeno Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF ot 6 oktyabrya 2009; № 373.

3. Lazarenko E.N. Formirovanie u mladshih Shkolnikov cennostnogo otnosheniya k prirode vprocesse obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2009.

4. Vajnshtejn S.I. Zagadochnaya Tuva. Moskva: Izvestiya, 2009.

Статья поступила в редакцию 30.01.16

УДК 74 (470.67)

Kandeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nazhibat@mail.ru

Yakubova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nazhibat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.