№ 1, 2009
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ПРАКТИКИ
М. Н. Третьякова, старший преподаватель кафедры электрооборудования автомобилей и электромеханики Тольяттинского государственного университета, [email protected]
В статье рассматривается метод формирования системного мышления у студентов посредством организации их деятельности во время производственной практики на основе системного подхода. Доказывается, что самостоятельная работа практикантов должна организовываться подобно деятельности специалистов при решении профессиональных проблем.
Ключевыге слова: системное мышление; системно-критический анализ; профессиональная деятельность; самостоятельная работа; производственная практика.
Известно, что от выпускников вузов сегодня требуется не столько владение большим объемом специальной информации, сколько умение самостоятельно приобретать новые знания и решать профессиональные проблемы на протяжении всей трудовой деятельности. Однако процесс решения профессиональных проблем, как правило, осложняется тем, что он осуществляется в условиях большого объема информации, дефицита времени и массы чужеродных информационных воздействий. Поэтому для оперативного принятия оптимальных решений по профессиональным вопросам специалисты должны обладать системным мышлением.
Системное мышление представляет собой процесс решения проблем на основе принципов системного подхода методами системного анализа [6]. Поскольку оно является не специфичным свойством умственных способностей человека, а умением решать профессиональные проблемы с использованием системного подхода, им может овладеть каждый. Системному мышлению необходимо учиться так же, как и всему другому [7]. Это возможно как во время учебной, так и в процессе трудовой деятельности. В последнем случае новые знания и умения приобретаются лишь в качестве побочного продукта [2], формирование системного мышления осуществляется методом проб и ошибок, из чего следует целесообразность обучения
будущих специалистов применению системного подхода в стенах вуза.
Для достижения данной цели можно ввести в учебный план специальный предмет, знакомящий с принципами системного анализа и особенностями системного подхода. Однако введение дополнительного учебного курса связано с потенциальной перегрузкой студентов и недостатком ресурсов. Кроме того, теоретические сведения о системном подходе не гарантируют его применения на практике. По мнению ученых, даже на уровне аспирантов «...многие ограничиваются лишь теорией, знанием о системном подходе, его полезности, практической значимости. Действия, отношения с реальностью в диапазоне „порядок — хаос“ зачастую расположены ближе к категории „хаос“...» [3]. Следовательно, для формирования системного мышления у студентов необходимо использовать уже имеющиеся в учебном плане подготовки виды занятий.
Справедливо мнение: чем ближе технология учебной деятельности к процессу формирования системного мышления, тем выше уровень системного мышления у выпускников и тем быстрее он формируется [6], причем наиболее эффективно навык применения системного подхода вырабатывается во время самостоятельной работы [5].
Одной из основных форм самостоятельной работы студентов в вузе является производственная практика, в рам-
© Третьякова М. Н., 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ках которой они продолжают изучение специальных дисциплин. К сожалению, их письменные работы по ее итогам часто представляют собой набор не связанных между собой разделов и сведений о месте прохождения практики. Подобное представление результатов работы не просто снижает результативность производственной практики, оно отрицательно влияет на качество подготовки выпускников, поскольку формирует у них бессистемное отношение к собственной деятельности.
Для развития системного мышления и повышения эффективности специальной подготовки студентов предлагаем организовать их деятельность во время производственной практики на основе системного подхода.
При использовании системного подхода деятельность специалистов складывается из двух этапов: подготовительного и основного. Подготовительная часть включает в себя постановку цели и задач, а основная — состоит из исполнительной и контрольной фаз, в рамках которых решаются поставленные ранее задачи и анализируются результаты деятельности.
На всех этапах главным системообразующим фактором деятельности является цель, которая понимается как ожидаемый результат действий, конкретизируемый указанием пути достижения цели. Формулировка цели выступает следствием анализа актуальности стоящей перед деятелем проблемы. Анализ актуальности проблемы фактически служит доказательством того, что в исследуемой профессиональной системе имеются недостатки, а значит, и потребность в деятельности, в результате осуществления которой недостатки будут устранены и проблема решена. Другим важным системным элементом подготовительной фазы деятельности является постановка задач. Этот этап деятельности сводится к составлению плана действий для достижения цели. При постановке задач необходим анализ условий дея-
тельности, который представляет собой анализ исходных данных и уже известных решений подобных по сути проблем. После составления плана деятельности (постановки задач) начинается его реализация, т. е. переход к исполнительной (решение задач) и контрольной (анализ результатов решения задач и доказательство достижения цели) фазам деятельности [4].
Если следовать системной модели профессиональной деятельности, то студенты в период практики также должны решать поставленную перед ними проблему. Наиболее типичный вариант учебной проблемы производственной практики — определение темы для последующей учебной деятельности (научно-исследовательской работы, курсового или дипломного проектирования).
Учитывая довольно узкие временные рамки производственной практики, с целью повышения эффективности поиска темы будущей учебной работы и интенсивного обучения студентов основным этапам системного анализа мы рекомендуем для исследования профессиональных объектов по месту практики использовать системно-критический анализ. Этот структурный элемент в компактной форме содержит основные составляющие системной схемы решения профессиональной проблемы, а именно компоненты подготовительной фазы деятельности — постановку цели и задач, т. е. наиболее неопределенные и потому наиболее сложные этапы интеллектуальной деятельности.
Системно-критический анализ фактически является разновидностью системного анализа, функциональными компонентами которого выступают декомпозиция, анализ и синтез. Поскольку для поиска тем будущих учебных работ синтез не требуется, целесообразно применять такой вариант системного анализа, который не включает в себя синтез. Этот анализ и называется системно-критическим. Данный термин отражает суть действий, которые необходимо выполнить
№ 1, 2009
студентам во время практики, и хорошо согласуется со словарными определениями, поскольку провести анализ критически — значит, мысленно разложить объект на составные части с целью дать им оценку, выявить их недостатки и объекта в целом. Применительно к решению задач критичность означает сравнение различных вариантов решения с целью выбора наилучшего [1]. В свою очередь, системный анализ предполагает выбор оптимального варианта решения проблемы [1].
Системно-критический анализ начинается с обоснования выбора профессионального объекта для самостоятельного исследования. Этот этап соответствует обоснованию актуальности темы исследования и заключается в том, что студенты объясняют причину, по которой необходимо изучать данный профессиональный объект во время практики и в дальнейшей учебной деятельности.
Вид объектов профессиональной деятельности, с которыми студенты могут встретиться, зависит от особенностей производства и специфики инженерного труда, т. е. от вида функций, выполняемых специалистами на данном участке производства. Например, специалисты технического профиля подготовки могут выполнять проектно-конструкторскую, технологическую, исследовательскую, эксплуатационно-сервисную, монтажноналадочную и организационно-управленческую функции. При этом в зависимости от условий производства профессиональными объектами выступают устройства, технологические процессы, системы стандартизации, методы и средства испытаний и контроля качества изделий, установок и систем, информационные технологии, методы организации, управления и планирования профессиональной деятельностью и др. Любой из производственных объектов, относящийся к будущей профессиональной деятельности студента, может быть выбран им для самостоятельного исследования и решения проблемы практики. Важно, чтобы актуальность выбора была аргу-
ментирована, т. е. было показано, что в некоторой профессиональной системе по месту практики имеются технические, экономические, социальные или какие-либо другие несовершенства.
Следующим элементом системной схемы решения проблемы производственной практики является постановка цели, которая согласно требованиям системного подхода должна логически вытекать из обоснования актуальности исследования конкретного производственного объекта, а ее реализация обеспечивать решение проблемы практики — определение темы для будущей учебной деятельности. Тема, как известно, обусловливается основной профессиональной проблемой, которая будет решаться в ходе научно-исследовательской работы, курсового или дипломного проектирования. Поэтому во время практики студенты должны ставить перед собой конкретную цель, например, заключающуюся в определении темы для последующей научно-исследовательской работы, курсового проекта или выпускной квалификационной работы. Достижение такой цели требует детального изучения конкретных объектов производства, поиска недостатков и формулирования предложений по их устранению. Кроме того, подобная цель практики обеспечит знакомство студентов с имеющимися профессиональными проблемами.
В реальной жизни процедура системного анализа обычно начинается с декомпозиции исследуемой системы. Для усвоения особенностей этого этапа системного решения профессиональной проблемы студенты также должны выполнить декомпозицию объекта практики. В условиях производственной практики выбранный объект является системой, существующей независимо от практиканта, или, по терминологии общей теории систем, от наблюдателя. В подобном случае система выступает лишь объектом исследования и ее декомпозиция проводится с целью получения общего представления о ней [1]. Декомпозиция начинается с выявления главных
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
функций, основных свойств, предназначения и цели системы. На этой стадии студентам следует основательно изучить объект производственной практики, подробно описать его в отчете, а также сопроводить описание эскизами, иллюстрациями или схемами. Следующий этап декомпозиции заключается в изучении внутреннего строения системы, установлении основных частей и объяснении их единства [1], что помогает понять главные функции системы. Далее выясняются взаимосвязи между отдельными элементами внутри системы. На этом, как правило, заканчивается формирование общих представлений о ней. Таким образом, на второй стадии декомпозиции студенты разбивают объект производственной практики на отдельные структурные элементы, выясняют внутренние и внешние связи профессионального объекта, обеспечивающие его функциональное назначение.
Для формирования детального представления об исследуемой системе после ее декомпозиции проводится непосредственно анализ. В результате формулируются требования к ней, включая выбор критериев оценки. Главный итог анализа исследуемой системы — нахождение совокупности требований, выполнение которых обеспечит качественное функционирование системы. Несоответствия между требованиями к исследуемой системе и ее реальными характеристиками являются недостатками исследуемой системы. Нахождение способов их устранения составляет суть задач, которые будут решаться на этапе синтеза. В рамках производственной практики достаточно детального изучения профессиональных объектов, следовательно, анализ профессиональной системы должен заканчиваться после выявления недостатков и постановки задач для их устранения.
Итак, исследование объекта практики с помощью системно-критического анализа должно осуществляться в такой последовательности: изучение объекта практики — установление элементов объекта и их взаимосвязей между собой и средой — выявление и описание недостатков отдельных элементов и объекта в целом — анализ причин выявленных недостатков.
Предлагаемая методика организации самостоятельной работы вынуждает студентов думать, мотивирует их критически перерабатывать сведения, полученные ими на производстве и работать самостоятельно. Кроме того, она дает возможность студентам практически освоить основные принципы системного подхода без введения в учебный план подготовки дополнительной специальной дисциплины.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова, Т. А. Теория организации : учеб. пособие для вузов / Т. А. Акимова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.
2. Габай, Т. В. Педагогическая психология : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. В. Габай. — М. : Академия, 2003. — 240 с.
3. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 415 с.
4. Казаков, Ю. В. Методика обучения студентов вуза системному подходу к профессиональной деятельности / Ю. В. Казаков, М. Н. Третьякова // Проблемы университетского образования: содержание и технологии : сб. тр. II Всерос. науч.-метод. конф. — Тольятти, 2005. — С. 226—231.
5. Казаков, Ю. В. Системный подход к содержанию дипломного проекта в техническом вузе / Ю. В. Казаков // Вестн. высш. шк. — 2001. — № 10. — С. 17—19.
6. Торокин, А. Высшее образование: системный подход / А. Торокин // Высш. образование в России. — 1999. — № 4. — С. 42—48.
7. Формирование системного мышления в обучении : учеб. пособие для вузов / под ред. З. А. Решетовой. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 344 с.
Поступила 19.05.08.