Научная статья на тему 'Формирование регламента бюджетного процесса на предприятиях'

Формирование регламента бюджетного процесса на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД / БАЛАНСОВАЯ КОМИССИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕГЛАМЕНТ БЮДЖЕТА / BUDGET / ENTERPRISE BUDGET / PLANNING PERIOD / BALANCE COMMISSION / BUDGETARY PROCESS / BUDGET REGULATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чинахова Светлана Едвартовна

В статье рассмотрен порядок формирования бюджетной системы предприятия. Определены этапы процесса бюджетирования, а также определены сроки представления отчетов по сформированным бюджетам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REGULATIONS OF THE BUDGETARY PROCESS AT THE ENTERPRISES

In article the order of formation of the budgetary system of the enterprise is considered. Stages of process of budgeting are defined, and also terms of submission of reports on the created budgets are determined.

Текст научной работы на тему «Формирование регламента бюджетного процесса на предприятиях»

Е.В. Филатова

ОСОБЕННОСТИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ ...

этому основной целью консолидированной финансовой отчетности является предоставление полной и достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах каждой группы компаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства Финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» от 06.07.1999 г. № 43н (в ред. от 18.09.2006 г. № 115н, от 08.11.2010 г. №142н с 01.01.2011 г.)

2. Ахметжанова Н. В. Сводная отчётность по МСФО.

3. Ковалев В.В. Анализ баланса, или как понимать баланс: учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2009, 448с.

4. Ларионов А.Д., Карзаева Н.Н., Нечитайло А.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: Учеб. Пособие -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009, 208 с.

5. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Бухгалтерская финансовая отчетность как основной источник информации инвестиционной привлекательности // Вектор науки ТГУ. 2012. №1 (23).

6. Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации: Учебное пособие.- М.: Бухгалтерский учет, 2009, 324с.

7. Сотникова Л.В. Бухгалтерская отчётность организации. - М.: Издательский дом БИНФА, 2009, 704с.

8. Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие - 2-ое изд., доп. и испр.-М.: ИНФРА-М, 2009, 479с.

FEATURES OF CONSOLIDATED FINANCIAL STATEMENTS IN HOLDING COMPANIES

© 2013

E.V. Filatova, lecturer the Department of «Economics and management»

Tolyatti branch of the Russian State Humanitarian University, Togliatti (Russia)

Annotation: Consolidated statements present a more objective picture of the activities and the financial provisions of the single economic unit. The main task of the consolidated financial statements provide a guaranteed access for interested users to high-quality, reliable and comparable information about the group of economic entities.

Keywords: accounting financial statements; consolidated financial statements; balance sheet; organization; financial indicators.

УДК 65.011

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГЛАМЕНТА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

© 2013

С.Е. Чинахова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассмотрен порядок формирования бюджетной системы предприятия. Определены этапы процесса бюджетирования, а также определены сроки представления отчетов по сформированным бюджетам.

Ключевые слова: бюджет, бюджет предприятия, плановый период, балансовая комиссия, бюджетный процесс, регламент бюджета.

Бюджет предприятия - набор плановых и отчетных документов, определяющих основные параметры финансово-хозяйственной деятельности предприятия и подразделений [1].

Задачами бюджетирования является:

- планирование результатов по основным направлениям деятельности предприятия в целом и структурных подразделений;

- планирование доходов и расходов по направлениям деятельности;

- подготовка прогнозной отчетности;

- контроль исполнения бюджетов;

- анализ возможных изменений состояния компании в результате реализации бюджетного плана [2].

План бюджета отражает суммы доходов и расходов, которые планирует понести предприятие в определенный период времени.

При формировании бюджете необходимо проводить анализ исходной информации о результатах анализа ,который поступает в управленческий орган. В нем происходит анализ информации, сравнение с желаемым результатом, принятие решения, оформление распоряжений и передачи их [3].

Плановый период - это тот период в котором формируется плановый бюджет, а также определяются, и готовятся все плановые показатели. В регламенте по формированию бюджета можно рассматривать следующие плановые периоды: 1 месяц, 1 квартал и 1 год.

При формировании регламента можно использовать следующие термины и сокращения:

Балансовая комиссия - коллегиальный орган, состоящий из менеджеров высшего звена, к компетенции которого относится контроль исполнения бюджетных планов на предприятиях.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) - струк-

турное подразделение предприятия, которое контролирует определенный вид затрат (дохода) в деятельности компании и несет ответственность за финансовые результаты по данному направлению [4].

Прогноз - откорректированный план бюджетов в соответствии с изменениями в бизнесе, решениями руководства. Все сравнения исполнения бюджетов производятся между планом, прогнозом и фактом.

Бюджет «Выручка» - бюджет, который отражает объем продаж Предприятие.

Бюджет «Операционные расходы» - бюджет, который отражает себестоимость проданной продукции Предприятие.

Бюджет «Неоперационные доходы» - бюджет, который отражает прочие доходы Предприятие.

Бюджет «Неоперационные расходы» - бюджет, который отражает прочие расходы Предприятие.

Отчет производственно-хозяйственной деятельности (далее ПХД) - консолидированный бюджет, который отражает финансовый результат от основной и прочей деятельности компании, осуществляемой в плановом периоде.

Основные параметры ПХД - Выручка, Себестоимость, Валовая прибыль, Прочие доходы и расходы, Прибыль до налогообложения, Платежи в бюджет. Чистая прибыль.

Бюджетную систему предприятия условно можно разделить на два иерархических уровня, в котором на первом уровне находится основной бюджет компании; на втором - детальные бюджеты.

Бюджет первого уровня (основной бюджет):

1. ПХД

Бюджеты второго уровня:

1. Бюджет «Выручка»

2. Бюджет «Операционные расходы»

3. Бюджет «Неоперационные доходы»

4. Бюджет «Неоперационные расходы»

5. Бюджет «Инвестиционная программа».

Основной бюджет предприятия ПХД - бюджет

первого уровня, отражает финансовый результат от основной и прочей деятельности Предприятие, осуществляемой в плановом периоде. Составными элементами данного бюджета являются бюджет «Выручка», «Операционные расходы», «Неоперационные доходы», «Неоперационные расходы».

Бюджеты второго уровня отражают виды доходов и расходов, направленные на обеспечение хозяйственной деятельности предприятия [6-7], формируют ПХД. В основном данные бюджеты рассматриваются в разрезе подразделений предприятия.

Бюджет «Выручка» состоит из доходов от основной деятельности и доходов от прочей деятельности предприятия. Рассмотрим на примере предприятия, которое занимается доставкой электрической энергии до потребителя.

У такого предприятия доходы от основного вида деятельности будут отражаться по следующим статьям:

Передача электроэнергии: доходы предприятия от оказания услуг по передаче электрической энергии;

Технологическое присоединение: доходы предприятия от оказания услуг технологического присоединения к электрическим сетям предприятия.

Доходы от прочей деятельности предприятия отражают выручку от следующих видов деятельности:

а) здрав.пункт - доходы от оказания услуг по пред-рейсовому осмотру водителей сторонних организаций;

б) использование железобетонных опор - доходы предприятия от оказания услуг по размещению волоконно-оптического кабеля, кабеля электросвязи и рекламных конструкций на железобетонных опорах уличного освещения;

в) наружное освещение - оказание услуг для нужд муниципалитета - уличное освещение улиц и дорог;

г) ремонтно-эксплуатационное обслуживание электрооборудования сторонних организаций - доходы компании от оказания услуг по ремонтно-эксплуатаци-онному обслуживанию электрооборудования сторонних организаций;

д) столовая - доходы предприятия от столовой;

е) прочие - доходы предприятия от выполнения подрядных работ, оказания услуг по установке счетчиков электроэнергии и т.д.

Бюджет «Операционные расходы» отражает затраты предприятия, направленные на обслуживание текущих расходов по производству и реализации товаров и услуг.

Бюджет «Неоперационные доходы» отражает прочие доходы предприятия, не связанные с основной деятельностью (аренда имущества, проценты к получению и т.д.).

Бюджет «Неоперационные расходы» отражает прочие доходы предприятия, не связанные с основной деятельностью (выплаты социального характера, услуги банка и т.д.).

Бюджет инвестиций отражает расходы, направленные на капитализацию активов предприятия:

Капитальное строительство - создание объектов основных средств силами сторонних организаций, а также собственными силами;

Реконструкция - реконструкция функционирующих объектов основных средств;

Приобретение ОС - приобретение основных средств, необходимых для обеспечения как производственного, так и всех остальных процессов на предприятии;

Приобретение офисного оборудования, спец.техники - приобретение оргтехники, мебели, специальных транспортных средств;

Лицензии по программному обеспечению - приобретение лицензий по программному обеспечению на определенный срок.

Процесс бюджетирования должен определять: внутренние принципы создания и функционирования бюджетной системы предприятий; возникающие информационные потоки, плановые форматы, порядка предоставления информации; передачу и обработку плановых и отчетных документов при формировании бюджета; регламент консолидации бюджетов компании.

Цель процесса бюджетирования - создание инструментария планирования, управления и контроля эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, основанного на систематическом прогнозировании результатов развития предприятия путем создания бюджетов.

Бизнес-процесс бюджетирования должен состоять из следующих этапов:

ЭТАП 1: Определение доходной части.

ЭТАП 2: Составление плана себестоимости.

ЭТАП 4: Составление бюджетов прочих доходов и расходов.

ЭТАП 5: Проверка и утверждение бюджетов ЦФО

ЭТАП 6: Консолидация и утверждение бюджетов

ЭТАП 7: Формирование прогнозов бюджетов, внесение корректировок

К параметрам формирования бюджетов должны быть отнесены:

1. Период бюджетирования - один год с помесячной разбивкой.

2. Планирование должно начинаться с 01 января и заканчиваться 31 декабря. Для описания этапов, ответственных лиц и сроков составляется календарь бюджетирования.

3. Планирование бюджетов осуществляется без учета НДС, в тысячах рублей, с разбивкой - по подразделениям, статьям бюджетов, видам деятельности, согласно разработанным справочникам.

4. Все затраты имеют уровни вложенности, планирование затрат происходит самому детальному уровню затрат. Статьи затрат для планирования бюджета каждого подразделения объединены в укрупненные группы.

5. Планирование расходов подразделений производится с учетом анализа данных о расходах за предыдущий период с корректировкой на обоснованное изменение расходов.

6. Расход вносится в тот месяц, в котором осуществляется данная услуга или проходит расход материалов, а не дата оплаты.

Необходимо формировать ежемесячные отчеты по исполнению бюджета, где должно быть предусмотрено следующее:

1. Ответственные лица не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют в бухгалтерию полный пакет первичных документов.

2. Бухгалтерия в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным производит операции по закрытию месяца и предоставлению форм бухгалтерской отчетности.

3. Планово-экономический отдел в срок не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным, формирует отчет по исполнению бюджета в разрезе статей, находящихся в зоне ответственности подразделений, и посредством электронного документа оборота предоставляет его ответственным лицам для подготовки пояснений причин отклонений от плана (пояснение отклонений более 10%).

При возникновении дополнительных затрат необходимо включение их в бюджет: как «Дополнительные затраты».

4. Ответственные лица не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют в планово-экономический отдел посредством электронного документа оборота пояснения причин отклонения от плана и уточненные прогнозные данные до конца года.

5. Планово-экономический отдел в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, форми-

рует сводный отчет об исполнении бюджета за прошедший период посредством автоматической выгрузки данных из заполненных форм и готовит прогноз ожидаемых результатов года с учетом полученных корректировок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Данный отчет должен быть рассмотрен на заседании балансовой комиссии, который должен осуществлять непосредственный контроль над исполнением бюджета предприятия.

В целях обеспечения прозрачности и своевременного осуществления комплекса мероприятий по исполнению бюджета заседание балансовой комиссии должно проводиться ежемесячно. Персональный состав балансовой комиссии предприятия предполагает следующий круг должностных лиц:

1. Председатель комиссии: генеральный директор.

2. Заместитель председателя: директор по экономике и финансам.

3. Члены комиссии: советник генерального директора по безопасности; технический директор; зам. директора по развитию и реализации услуг; коммерческий директор; главный бухгалтер; начальник планово-экономического отдела; начальник финансового отдела.

4. Секретарь комиссии: экономист планово-экономического отдела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вахрушина М.А. Стратегический управленческий учет. Полный курс MBA / М.А Вахрушина. - М. : Рид Групп, 2011. - 192 с.

2. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет / В.Б. Ивашкевич. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 576 с.

3. Анализ и диагностика производственно-хозяйственной деятельности: учеб.пособие /авторы-сост. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В., Бурцева К.Ю. -Тольятти: Кассандра, 2009. -176с

4. Керимов В.Э. Институциональные аспекты формирования и развития управленческого учета / В.Э Керимов // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 32. - С. 2-9.

5. Коростелева Л.А. Особенности деятельности су-дебно-бухгалтерской экспертизы и внешней аудиторской проверки в области бухгалтерского учета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 2. С. 39-41

6. Хафизова И.Ф. Анализ некоторых правовых коллизий в процессе применения норм о несостоятельности (банкротстве) // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 1. С. 217-220.

FORMATION OF REGULATIONS OF THE BUDGETARY PROCESS AT THE ENTERPRISES

© 2013

S.E. Chinahova, candidate of economical science, assistant professor of «Accounting, the analysis and audit»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: In article the order of formation of the budgetary system of the enterprise is considered. Stages of process of budgeting are defined, and also terms of submission of reports on the created budgets are determined.

Keywords: budget, enterprise budget, planning period, balance commission, budgetary process, budget regulations.

УДК 658.012.1

ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

© 2013

В.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Тольяттинский филиал Российского государственного гуманитарного университета,

Тольятти (Россия)

Аннотация: Инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта представляет собой интегральную оценку отдельных организаций - объектов предстоящего инвестирования с позиции перспективного развития, эффективности и прибыльности его деятельности. Механизм формирования инвестиционной привлекательности является сложной и в тоже время необходимой системой для хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: капитал, эффективность, инвестиционная привлекательность, рыночные условия, экономическая категория, финансовый результат.

Под инвестициями (от латинского investire - облачать) принято понимать вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта [5]. В соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-Ф3 «инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1].

Экономическая природа категории «инвестиции» состоит в построении отношений между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и совершенствования производства.

В западной экономической литературе инвестиции рассматриваются в единстве двух аспектов: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат). Дж.

Кейнса, считает что инвестиции - это та часть дохода за текущий период, которая не была использована для потребления и текущий прирост ценностей капитального имущества в результате производительной деятельности данного периода [4].

Процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных средств можно рассматривать как процесс инвестирования. Это экономическая категория, система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные средства от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения. В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его преумножения в будущем. В мировой экономике господствует именно такой подход к данному определению.

Международные стандарты финансовой отчетности дают следующее определение: «Инвестиции - это актив, который компания держит в целях наращения богатства за счет различного рода доходов, полученных от объекта инвестирования (в форме процента, дивиденда и арендной платы), прироста стоимости капитала, или для получения инвестирующей компанией других выгод, возни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.