Научная статья на тему 'Формирование региональной инновационной политики Магаданской области для достижения стратегических целей развития'

Формирование региональной инновационной политики Магаданской области для достижения стратегических целей развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / MAGADAN REGION / REGIONAL INNOVATION POLICY / STRATEGY OF INNOVATION DEVELOPMENT / INNOVATION PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудов Николай Николаевич

Рассматриваются актуальные вопросы формирования инновационной политики в Магаданской области, целью которой является создание для субъектов предпринимательства условий, позволяющих осуществлять выпуск новой наукоемкой продукции на базе интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Автором разработана концептуальная схема управления инновационной экономикой региона, предложены конкретные формы инновационной деятельности, проанализировано ее ресурсное обеспечение. Особое внимание уделено развитию инновационной деятельности в минерально-сырьевом комплексе, а также в области биотехнологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REGIONAL INNOVATION POLICY IN MAGADAN REGION FOR ACHIEVEMENT OF STRATEGIC AIMS OF DEVELOPMENT

Urgent problems of formation of Magadan regional innovation policy aimed at providing businessmen with conditions for manufacturing of new science intensive products on the basis of integration of science, production, financial structures and government bodies are discussed in the article. Сonceptual scheme of regional innovation economy government is worked out, specific forms of innovation activity are sugges-ted, innovation activity resources are analyzed. Taking into account regional specificity, its great mineral and raw materials deposits, as well as its aquacultural potential special attention is paid to the development of innovation activity in the sphere of underground reserves and resources and biotechnology.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной инновационной политики Магаданской области для достижения стратегических целей развития»

H.H. ДУДОВ

тивным представляется создание региональных и муниципальных кредитно-финансовых институтов, берущих на себя решение ряда проблем того или иного территориального образования.

Государство призвано играть определяющую роль в обеспечении условий для поддержания режима свободной конкуренции между регионами и территориями. Принцип экономического либерализма, основанный на невмешательстве государства в хозяйственную деятельность субъектов рынка, был провозглашен еще в эпоху первоначального накопления капитала, однако на протяжении ряда столетий он существовал не более чем как лозунг. В той или иной мере государство всегда осуществляло регулирующее воздействие как на отдельные сектора и отрасли экономики, так и на национальную экономику в целом.

В России на нынешнем этапе рыночного реформирования преобладает тенденция относительной стабилизации социально-экономического развития всей страны и большинства ее регионов. При этом очевидной становится и усиливающаяся межрегиональная и межтерриториальная интеграция.

Однако межрегиональная конкуренция, по большому счету, пока не стала объектом специального государственного регулирования, а отдельные шаги, предпринимаемые в этом направлении, лишь подчеркивают важность данной проблемы.

Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется более перспективной для хозяйственных руководителей, нежели концентрация внимания на решении других вопросов функционирования предприятий. Не случайно такие компании, как IBM, «Toshiba», «Intel», «Hitachi» и др., в качестве приоритетной определили стратегию повышения конкурентоспособности за счет лидерства в получении наибольшего числа патентов в сфере наукоемких технологий. К сожалению, подобных примеров среди российских компаний крайне мало, и во многом это предопределено мизерными расходами федерального бюджета на науку (устойчиво менее 2%). В результате инновационная деятельность не стала тем локомотивом, который позволил бы России войти в ближайшие годы в число мировых лидеров по конкурентоспособности товаров и услуг.

УДК 332.12(571) H.H. ДУДОВ

ББК 65.04(2) губернатор Магаданской области

адрес: 685000, г. Магадан, ул. Портовая, 13

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются актуальные вопросы формирования инновационной политики в Магаданской области, целью которой является создание для субъектов предпринимательства условий, позволяющих осуществлять выпуск новой наукоемкой продукции на базе интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Автором разработана концептуальная схема управления инновационной экономикой региона, предложены конкретные формы инновационной деятельности, проанализировано ее ресурсное обеспечение. Особое внимание уделено развитию инновационной деятельности в минерально-сырьевом комплексе, а также в области биотехнологий.

Ключевые слова: Магаданская область, региональная инновационная политика, стратегия инновационного развития, инновационный проект.

Инновационный путь развития регионов России. Приоритетной целью государственной политики сегодня является перевод

российской экономики на инновационный путь развития, что обеспечит устойчивую динамику экономического роста в стране за

© Н.Н. Дудов, 2008

счет расширения выпуска наукоемкой конкурентоспособной продукции и ее реализации на внутреннем и внешнем рынках. Именно высокий показатель конкурентоспособности определяет достигнутый в США, Западной Европе и в странах Юго-Восточной Азии уровень жизни. Известно, что значение показателя конкурентоспособности в настоящий момент для России составляет крайне низкую величину — 0,3%.

Согласно М. Портеру, в современных рыночных условиях конкурируют не национальные и региональные экономики, а предприятия, функционирующие в среде, которую создает страна или регион, чтобы все хозяйствующие субъекты рынка могли проявить свою конкурентоспособность.

В настоящий период развития рыночных отношений понятие инноваций претерпевает изменение своего содержания. Традиционная, базирующаяся на воззрениях Й. Шум-петера трактовка этого понятия связана с созданием новой продукции, внедрением прогрессивных методов производства, освоением новых рынков и новых источников сырья, организационными изменениями. Инновационная деятельность в проекте федерального закона об инновациях понимается как создание новой или усовершенствованной продукции или технологического процесса. Это означает, что развитие инноваций связано с деятельностью лишь представителей крупного бизнеса или государства, так как требует больших затрат. Однако анализ мировых изменений показал, что такой подход проявляется только среди добывающих отраслей, наиболее капиталоемких для внедрения инноваций. При целенаправленной инновационной политике и в других отраслях региональной экономики можно найти продуктивные и инновационные компании, имеющие конкурентные преимущества или предпосылки для их развития. При таком взгляде на инновации — как на альтернативу традиционной инновационной модели региональной экономики — подразумевается инновационное взаимодействие участников рынка, включающее в себя следующее: группировку экономических элементов в кластеры или агломерации; организацию деловой среды, создание механизмов государственно-част-

ного партнерства; формирование интеграционных механизмов межфирменного сотрудничества; наличие между партнерами связей по вертикали и горизонтали в рамках хозяйственных отношений.

Такой подход к инновациям позволяет сделать вывод, что все сектора региональной экономики могут быть инновационными при условии активизации процессов создания нового знания и непрерывного использования результатов научных исследований и разработок.

8 февраля 2008 г. в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 г.» было указано, что главная проблема сегодняшней российской экономики — это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой. Те же затраты труда, что и в наиболее развитых странах, приносят в России в несколько раз меньшую отдачу. И это вдвойне опасно в условиях растущей глобальной конкуренции и увеличивающихся затрат на квалифицированный труд, на энергоносители.

Только реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет.

Сегодня перед Россией стоит более амбициозная задача, включаемая в стратегию развития до 2020 г., — достичь качественного изменения жизни, качественного изменения страны, ее экономики и социальной сферы.

Однако последние исследования свидетельствуют о том, что объем инвестиций в инновационную деятельность продолжает сокращаться, поскольку продукты инновационной деятельности в недостаточной мере востребованы реальным бизнесом (за исключением центральных регионов и успешно работающих отраслей и предприятий).

Инновационная деятельность в России еще не стала фактором экономического роста, хотя предпринимаются усилия для поддержки инноваций и создания экономики, построенной на знаниях.

Н.Н. ДУДОВ

Инновационные процессы в регионах идут пока стихийно, несмотря на некоторые усилия Правительства Российской Федерации и региональных органов в нормативно-правовом и организационном обеспечении инновационных процессов. В ориентированной на краткосрочный период государственной инновационной политике нет концептуальных положений по регионализации инновационных процессов, хотя уже возникла необходимость ликвидации диспропорций в размещении научного и инновационного потенциала и формировании предпосылок для активизации инновационной деятельности в регионах.

Следует отметить, что инновационная политика может также способствовать сокращению уровня депрессивности регионов путем диверсификации и профилирования региональных производств на основе инновационных структур, куда могут быть привлечены крупные фирмы, не рискующие пока размещать свои капиталы в обычных условиях в таких регионах.

Как показывает мировой опыт, уровень развития регионов зависит от прогрессивности структуры регионального хозяйства, наличия точек роста и возможностей формирования инновационных процессов. Поэтому создание научно-инновационных структур целесообразно не только в больших, но и в средних и малых городах. Это особенно актуально для северных регионов, где сокращается численность населения, финансовые и инвестиционные ресурсы перекачиваются в более крупные города, а региональная экономика переходит на сырьевую специализацию и все больше зависит от центральных регионов.

Формирование инновационной политики в Магаданской области. Предпосылкой инновационного развития Магаданской области является современное состояние ее экономики. По предварительной оценке, ВРП в 2008 г. составит 35 млрд р., что в сопоставимых ценах превысит уровень 2007 г. почти на 4%. Оборот организаций достигнет 51,1 млрд р., что на 5% больше, чем в 2007 г. Объем продукции собственного производства возрастет на 5% и составит более 22 млрд р.

В текущем году наметился рост заработной платы (на 24%), денежных доходов

населения (на 12%), на 28,3% увеличилась сумма вкладов населения в банках области, несколько снизился удельный вес убыточных предприятий (до 39%)'.

В первом полугодии 2008 г. индекс промышленного производства составил 100,6% (в базовой отрасли — 103,4%). На 35% в сопоставимых ценах возрос объем работ в строительной отрасли.

В 2007 г. объем финансирования геологоразведки составил 2 млрд р., что в 3,8 раза больше, чем три года назад. В 2 раза увеличились объемы поставки рыбопродукции на российский берег (до 59,5 тыс. т) и на 60% возросли объемы ее реализации. Сумма налогов и других обязательных платежей на 23% превысила сумму поступлений за 2006 г. При этом область остается высокодотационным регионом.

В разработанной стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2020 г. в качестве главной стратегической цели определено формирование конкурентоспособной модели экономики, опирающейся на имеющиеся региональные преимущества и ресурсы развития экономики.

Невозможно рассчитывать на успех в длительной перспективе, не внедряя новые технологические процессы, не создавая инновационную продукцию, не меняя формы организации труда и производства, не взращивая инновационных менеджеров, способных видеть рыночные перспективы и умеющих их реализовывать в прогрессивных товарах и технологиях, обеспечивая тем самым конкурентоспособность хозяйственных систем2.

Региональная инновационная политика заключается в определении инновационной стратегии развития и разработке механизмов ее реализации и стимулирования выполнения приоритетных инновационных программ и проектов на основе новой концептуальной схемы управления (рис.).

Управление инновационным развитием экономики региона предполагает наличие инновационного потенциала для постоянного выявления и внедрения конкурентоспособных новшеств в производство с последующей их коммерциализацией. Этот потенциал представлен сегодня академическими и от-

раслевыми научными институтами, а также вузами.

Немаловажную роль в реализации региональной инвестиционной политики также играет законодательство, хотя существующий в Магаданской области правовой режим особой экономической зоны создает ряд предпосылок для развития инновационной деятельности и при его дальнейшей законодательной доработке может позволить осуществлять новые функции — по выпуску высокотехнологичной продукции на основе регионального сырья. Необходимо путем осуществления такой политики обеспечить субъектам предпринимательства условия для выпуска новой наукоемкой продукции по схеме малосерийного производства на базе интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти.

Реализация инновационных проектов. Основой развития инновационной экономики в Магаданской области является ее минерально-сырьевой комплекс, который обладает

огромным потенциалом (золото, серебро, другие цветные металлы, платиноиды, бурый и каменный уголь, нефть и газ, торф, цеолиты, известняки, гипс, барит и др.).

Доминирующая доля в общей стоимости запасов и ресурсов всех полезных ископаемых в регионе приходится на уголь (44,4%) и углеводороды (41,3%), доля цветных металлов составляет 4,2%, а благородных, на которых основана сейчас экономика области, — лишь 3%3.

Инновации в минерально-сырьевом комплексе могут быть внедрены в традиционные направления деятельности (разработка месторождений благородных металлов; в качестве инвестиционно привлекательных могут быть предложены новые типы месторождений) либо могут быть развиты новые, нетрадиционные направления работ по поиску, разведке и добыче других видов минерального сырья (освоение комплексных порфировых месторождений меди, редких металлов и пр.).

Концептуальная схема управления инновационной экономикой региона

H.H. ДУДОВ

В перспективе реализация проектов по освоению углеводородных ресурсов лицензионных участков шельфа Охотского моря, которая для региональной экономики по существу является организационной инновацией, приведет к мощному развитию региональной промышленности и инфраструктуры.

В Магаданской области разведано около 50 месторождений торфа (общие запасы — 51 млн т). Его можно использовать в качестве сырья для выпуска очень широкого ассортимента товаров, среди которых будут особо востребованы корма и подстилки для сельскохозяйственных животных, удобрения для полей, сорбенты для очистки загрязненных вод, топливные брикеты, теплоизоляционные плиты и торфяные ковры и др.

Магаданская область богата базальтовыми горными породами, которые могут не только служить материалом для облицовки зданий, изготовления щебенки, но и быть источником базальтового волокна — новейшего сырья для химической, автомобильной и электронной промышленности, судостроения и строительства. Базальтовое волокно пользуется большим спросом на мировом рынке. Потребность только американского рынка оценивается не менее чем в 5 тыс. т в год. Стоимость килограмма готовой продукции достигает 5 дол. Потребителями продукции из базальтовых волокон являются предприятия ЖКХ. Они используют теплоизоляционные плиты из минеральной ваты в производстве стеновых и кровельных панелей типа «сэндвич», которые уже применяются при строительстве жилых домов в Магаданской области. Кроме того, обсуждаются инновационные проекты по использованию альтернативных источников энергии, производству экологически чистых материалов и изделий из местного сырья, а также ГИС — технологий для высокоточных методов исследования горных пород.

Предполагается также использование современных достижений в области биотехнологий на основе аквакультурного потенциала региона. Это позволит наладить производство биологически активных добавок, лекарственных средств и продуктов для АПК на сумму 120 млн дол.

В качестве инновационного проекта предлагается также внедрить безотходный цикл переработки примагаданских углей с использованием новейших высокоэффективных технологий получения газообразных, жидких и твердых облагороженных видов топлива. Результатом внедрения станет производство 800 тыс. т жидкого топлива, 223 млн м3 газа, 110 тыс. т твердого топлива, 200 т абсорбентов для очистки промышленных и бытовых стоков на сумму 1 650 млн дол.

Успешная реализация прогнозных инновационных проектов возможна при условии создания благоприятной инвестиционной среды в регионе и наличия соответствующего инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры.

Повысить уровень инвестиционной привлекательности Магаданской области и реализовать эффективные инвестиционные проекты можно с использованием концепции свободных экономических зон. Необходимо создать такой режим функционирования подобных зон, который способствовал бы разработке новейших технологий и региональных продуктов4.

Но главное, что нужно для формирования инновационной политики Магаданской области, — это вовлечение в реализацию инновационных проектов представителей частного бизнеса, создание для них привлекательных условий на региональном и федеральном уровнях.

Примечания

1 Дудов Н.Н. Об итогах работы Магаданской области в 2007 г. и о социально-экономическом развитии территории в 2008 г. и ближайшей перспективе. Магадан, 2008.

2 Солодков В.Т., Светник Т.В., Юшков О.А. Экономика инвестиций и инновационная деятельность предприятия: учеб. / под общ. ред. Т.В. Светник. Иркутск, 2004.

3 Гальцева Н.В., Глотов В.Е., Горячев Н.А., Грев-цев А.В. Инновации в минерально-сырьевом комплексе Магаданской области. Инновационный путь развития востока России: сб. докл. «круглого стола» Дальневосточного международного экономического конгресса. Хабаровск, 2005.

4 Дудов Н.Н., Голобокова Г.М. Особая экономическая зона Магаданской области: опыт и проблемы // Регион: рыночные силы развития: спецкурс. Мурманск, 2006. Вып. 13. С. 201-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.