Научная статья на тему 'Формирование радиоэкологического мышления'

Формирование радиоэкологического мышления Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
177
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Зенкин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование радиоэкологического мышления»

Т-7

V

се ведется спецкурс “Проблемы экологии языком искусства”. Курс носит ознакоми-тельно-развивающий и воспитывающий характер и не требует обязательной оценки знаний и умений учащихся. В конце учебного года ребята пишут сочинения, рефераты по темам спецкурса.

Экологические проблемы рассматриваются во многих учебных предметах и поэтому в нашей школе часто проводятся интегрированные уроки, например географии — биологии — экологии; географии

— экологии — литературы; географии — экологии — иностранного языка и т. д.

Все перечисленные выше формы и

методы экологического образования дают возможность учащимся нашей школы занимать призовые места на олимпиадах по экологии. Многие учащиеся отмечаются поощрительными призами.

Важной составляющей процесса формирования экологического мировоззрения является экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе. С этой целью в школе проходят различные мероприятия экологической направленности: форум “Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”, экологический вечер “Чернобыль. Трагедия. Подвиг. Предупреждение”, вечер “Ты за все в ответе”, круглый стол “Экологическая ситуация в Мордовии” телемост “Космос — Земля Ядерная зима”, конференция “Арал — прошлое, будущее, настоящее” и др.

Формы и методы экологизации географического образования, применяемые в нашей школе, далеко не исчерпывают все

не возможности. Многое еше

существую предстоит сделать для формирования экологического мышления подрастающего поколения.

ФОРМИРОВАНИЕ РАДИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

А. С. Зенкин, зав.кафедрой незаразных болезней и радиологии Аграрного института МГУ

им. Н.П,Огарева,

11 i:i:i і

Радиоактивность и сопутствующие ей чит, и дозы облучения оказываются

среднего. В Мордовии, как, впрочем,

боль

III

ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до появления на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли. Радиоактивные материалы вошли в состав Земли с ее рождения. Это так называемые естественные

IIISI

астве регионов страны, самый ве-

облучения

ка-

■и

(природные) источники радиации. Они радионуклиды образовались и постоянно образуются без участия человека. В настоящее время их насчитывается свыше 300.

сомыи вклад в дозу вн< вносят гамма-излучающие нукли, лий-40, свинец-210, 214, висмут-214, то-рий-228, актиний-228 и некоторые другие

яеся в основном в

UJIHI

Облучению от естественных источников радиации подвергаются все виды флоры И фауны Земли, включая млекопитающих и человека, однако одни из них получают ббльшие дозы, другие — меньшие. Зависит это в первую очередь от мест обитания особи, так как в некоторых точках земного шара, там, где залегают радиоактивные породы, уровень радиации, а зна-

верхнем слое почвы.

Внутреннее облучение обусловлено радионуклидами, попадающими в организм с воздухом, водой, пшцей, преиму-ественно это радон, калий, радий, полоний и др.

В связи с постоянным присутствием в объектах окружающей среды естественных ионуклидов происходит заметное обо-;ение природной среды такими радионуклидами от источников, возникающих в результате деятельности человека. К числу

т

А.С.Зенкин, 2000

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ш

. \

антропогенных источников относятся минеральные удобрения* строительные материалы (гранит, туф, гнейсы, глина, щебень известняковый, промышленные отходы, применяющиеся в строительстве, — кирпич красный из красной глины — отхода производства алюминия, доменный шлак

— отход черной металлургии), выбросы в атмосферу продуктов сжигания ископаемого топлива (угля, сланцев, нефти, газа и т. лД продукты сгорания табака и др.

Проблемным вопросом, требующим >точнения или более тщательной проработки, является определение дозовых нагрузок, формируемых от радона и свинца. По данным ветеринарной радиологической службы РМ, свинец-210 концентрируется в высоких количествах в органах жвачных животных и растениях. Необходимо уточнить источники этого радионуклида, а

I его

также кормовые и пищевые цеп о1: мигра

Радон — наиболее весомый из всех

»»515

приро,

BJ

с источников радиации. Это не-

i, не имеющии вкуса и запаха тяжелый газ, в 7,5 раз тяжелее воздуха. Он попадает в организм вместе с вдыхаемым воздухом, особенно в непроветриваемых помещениях. В природе радон встречается в двух основных формах: в виде радона-222, члена радиоактивного ряда, образуемого продуктами распада урана-238, и в виде радона-220, члена радиоактивного ряда тория-232. Большая часть излучения исходит от дочерних продуктов распада радона, а не от самого радона. Радон высвобождается из земной коры повсеместно, но его концентрация в наружном воздухе различна для разных точек земного шара. В закрытых помещениях концентрация радона в среднем примерно в 8 раз выше, чем в наружном воздухе.

За последние десятилетия человек создал несколько сотен искусственных радионуклидов и научился использовать энергию атома в самых разных целях: в медицине и для создания атомного оружия, для производства энергии и обнаружения пожаров, для изготовления светящихся часов и поиска полезных ископаемых. Все это приводит к увеличению дозы облучения как отдельных людей, так и населения Земли в целом.

Все разнообразие искусственных источников ионизирующих излучений (ИИИ), воздействию которых ПС

население, можно свести к двум основным группам: загрязняющие радионуклидами окружающую среду и не загрязняющие.

К первой группе таких источников относятся предприятия атомной энергетики и ее топливного цикла, испытания ядерного оружия, промышленные ядерные взрывы, а также различные ядерные реакторы.

Вторую группу искусственных ИИИ составляют источники, используемые для медицинских целей, а также потребительские товары — телевизоры, радиолюми-несцентные приборы и т. д.

Предприятия ядерного топливного цикла и ядерные энергетические уставов-ки, несмотря на совершенство технологий,

служат постоянно действующими источниками поступления искусственных радионуклидов в окружающую среду.

Источником дополнительного облучения населения земного шара являются испытания ядерного оружия в атмосфере, начатые в 1945 г. Наиболее интенсивными они были в 1954 — 1958 и 1961 — 1962 г. В 1963 г. стали проводиться лишь подземные испытания, которые не столь пагубно влияют на окружающую среду. В результате взрывов образовалось огромное коли-

чество радионуклидов, продуктов как деления, так и синтеза (при испытании водородного и термоядерного оружия). Среди них — тритий, углерод-14 и др. Масса ра-

А

дионуклидов, перемешанная с грунтом, поднятым взрывом, частично осела на поверхность Земли.

Радиационный фон биосферы, обусловленный искусственными радионуклидами, сформировался в основном в 50 70 гг. Авария на Чернобыльской АЭС су-[ественно изменила радиоэкологическую обстановку в стране, в том числе и в Мордовии.

Работы по оценке радиационной ситуации на территории РМ после аварии на ЧАЭС проводились рядом республиканских учреждений (Мордовской проектноизыскательской станцией химизации, Ми-

Ф

нистерством экологии, Министерством здравоохранения, радиологическим отделом республиканской ветлаборатории, лабораториями Госкомэпиднадзора и др.), а такжй рядом федеральных учреждений.

Данные официальных дозиметрических и радиометрических исследований свидетельствуют о том, что основными искусственными радионуклидами, опреде-

лающими радиоэкологическую обстановку на загрязненных территориях РМ, являются радионуклиды йода, цезия и стронция.

К сожалению, достоверных сведений о дозовых нагрузках и количественных характеристиках радиойодных выпадений в РМ, как, впрочем, и в большинстве регионов России, воспроизвести не удается, во-первых, из-за того, что йод-13 распался в первые 3 мес. после аварии, а во-вторых, потому что до настоящего времени реконструкцией поглощенных доз от радиойода в РМ никто не занимался и не занимается.

Однако данные прямых радиометрических измерений радиойода в молоке в первые месяцы после аварии и короткие всплески радиоактивного фона в этот период могут быть использованы для ретроспективной оценки радиойодных последствий. Ради-ойодные последствия в РМ могут быть ведущими биологическими последствиями. Они могут выходить за рамки радиобиологии и являться экологическими, так как связаны с широким спектром других неблагоприятных экологических факторов малой интенсивности, обладающих зобо-

I

генным действием (в том числе таких факторов, как недостаток стабильного йода в некоторых районах РМ повышенные количества как радиоактивного, так и стабильного свинца и т. д). В совокупности эти факторы могут повышать риск эндокринных заболеваний. Данная проблема требует разработки специальных экологических программ и научного обеспечения.

Данные о загрязнении территории Мордовии радиостронцием противоречивы, требуют уточнения. Достоверно одно: поверхностная концентрация радиостронция в РМ значительно ниже уровня, предусматривающего проведение комплекса защитных мероприятий. Вместе с тем высокая токсичность этого нуклида, большая биологическая активность и то, что он является долгоживущим изотопом, не позволяет исключить его из проблем мониторинга радионуклидов в объектах окружающей среды и сельскохозяйственной продукции.

В настоящее время основным радионуклидом, определяющим радиоэкологическую обстановку на загрязненных территориях РМ, является радиоцезий. По его содержанию должен регламентироваться

комплекс защитных радиоэкологических послеаварийных мероприятий.

Многолетние наблюдения различных федеральных и региональных учреждений и официально утвержденные данные однозначно свидетельствуют о том, что плотность загрязнения территории Мордовии радиоцезием находится в пределах, позволяющих в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (№ 179—ФЗ от 24 ноября 1995 г.) отнести некоторые населенные пункты (в количестве 28) к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Основной вклад дополнительного облучения населения на таких территориях обусловлен внутренним облучением от радионуклида, поступающего в организм с местными продуктами растениеводства и животноводства.

Соблюдение защитных и некоторых ограничительных мероприятий на агропромышленных предприятиях, а также снижение облучения населения от всех основных источников излучения на основе принципа оптимизации позволяет минимизировать дозовые нагрузки у населения, проживающего на территориях, загрязненных радиоцезием.

К сожалению, приходится констатировать, что представления о радиации, ее источниках, биологическом действии не только широких слоев населения, но и многих ученых и руководителей нередко искажены и неверны. Основной причиной этого следует считать дефицит радиобиологических и радиоэкологических знаний В литературе достаточно полно освещены аспекты биологического действия больших доз радиации Средние, малые и сверхмалые дозы и формируемые ими биологические эффекты в настоящее время являются предметом научных дискуссий и поэтому освещены с разных, диаметрально противоположных, позиций — от завышения неблагоприятных эффектов при действии малых доз радиации до пренебрежительного к ним отношения. Способствовать складыванию сбалансированного отношения ко всему, что касается радиации, призвано общее и специальное образование.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Школьное образование по ряду предметов (экология, биология, география, физика, химия и др.), где изучаются вопросы, связанные с радиацией, должно сформировать понимание того, что радиация — один из многих естественных факторов окру-

жающей среды, принимающих участие в эволюции всего живого и течении биологических реакций на уровне клетки, органа и организма в целом. Искусственные радионуклиды должны рассматриваться как дополнительно нормируемое облучение с возможностью проявления биологических эффектов при превышении дозовых пределов. Однако эти вопросы слабо отражены в школьных учебниках и сводятся обычно только к оценке негативных проявлений радиации.

В основные курсы специального образования уже в настоящее время включены дисциплины, связанные со взаимодействием радиационных факторов с объектами внешней среды. В медицине это "Медицинская радиобиология", "Медицинская радиология", "Радиационная гигиена", в аграрном образовании — "Сельскохозяйственная радиобиология", "Ветеринарная радиобиология", в биологических науках

— "Радиобиология4, в специальностях географического и экологического профилей "Радиационная экология" и т. д.

При изучении студентами перечисленных дисциплин формируются понятия о физической природе радиоактивности, основных механизмах взаимодействия но-

М

визирующих излучений 6 веществом (в том числе биологическими объектами), развитии стохастических й нестохастических эффектов при действии различных доз радиации, использовании ионизирующих излучений и радионуклидов в народном хозяйстве, а также об организации ра-диозащитных мероприятий на территориях, подвергшихся загрязнению искусственными радионуклидами. Основная цель

курсов — сформировать у студентов умение распознавать радиационный фактор и

проводить мероприятия по оптимизации и минимизации дозовых нагрузок у населения.

%

Целесообразным представляется введение дисциплин, связанных с изучением радиационных аспектов, на специальностях строительного профиля, машиностроения ит. д., что позволит выпускаемым специалистам располагать сведениями о загрязненности радионуклидами строительных материалов, деталей машин и пр., управлять процессом миграции и содержанием радиоактивных веществ в окружающей среде, промышленных объектах и материалах.

Формирование радиоэкологического мышления не должно заканчиваться с окончанием вуза. У руководящего состава должно быть четкое представление о радиационных факторах на предприятии, формируемых от них дозовых нагрузках и мероприятиях в аварийных случаях. Эти сведения приобретаются через всевозможные курсы повышения квалификации, об-

илие со специалистами радиоэкологического направления и радиационный контроль в учреждениях и предприятиях. Действия специалистов должны быть направлены на осуществление предупредительного и текущего контроля за радиационной обстановкой, а также дозами, получаемыми населением н персоналом. В своей работе руководители и специалисты должны руководствоваться Федеральным законом "О. радиационной безопасности населения" (1996 г.).

Таким образом, деятельностью по формированию радиоэкологического мы ления должны быть охвачены все члены

III

общества, начиная от школьников и кончая руководителями производств, и функцио-

нирование которых должно осуществляться в соответствии с отечественным законодательством в области обеспечения радиационной безопасности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.