Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов эстрадного отделения в процессе изучения теоретико-методических дисциплин в музыкальном колледже'

Формирование профессиональных компетенций студентов эстрадного отделения в процессе изучения теоретико-методических дисциплин в музыкальном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2387
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ДЖАЗОВЫЕ СТАНДАРТЫ / JAZZ STANDARDS / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF TEACHING / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малетина Евгения Александровна

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития общих и профессиональных компетенций студентов отделения «Музыкальное искусство эстрады». Автор раскрывает цели, задачи и направления работы учебных дисциплин «Изучение джазовых стандартов» и «Методика обучения эстрадному пению», направленных на формирование компетенций будущих педагогов-вокалистов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малетина Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article topical issues of development of the general and professional competences the students of the "Musical variety art". The author opens the purposes, tasks and the areas of work of subject matters "Studying of jazz standards" and "A technique of training in variety singing", the competences of future teachers-vocalists directed on formation.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов эстрадного отделения в процессе изучения теоретико-методических дисциплин в музыкальном колледже»

УДК 371 ББК 74.268.53

Е. А. Малетина

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ЭСТРАДНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МУЗЫКАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы развития общих и профессиональных компетенций студентов отделения «Музыкальное искусство эстрады». Автор раскрывает цели, задачи и направления работы учебных дисциплин «Изучение джазовых стандартов» и «Методика обучения эстрадному пению», направленных на формирование компетенций будущих педагогов-вокалистов.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, джазовые стандарты, методика обучения, педагогическая деятельность.

J. A. Malethina

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE VARIETY OF STUDENTS IN THE OFFICE STUDY

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL DISCIPLINE IN MUSIC COLLEGE

Abstract. In article topical issues of development of the general and professional competences the students of the "Musical variety art". The author opens the purposes, tasks and the areas of work of subject matters "Studying of jazz standards" and "A technique of training in variety singing", the competences of future teachers-vocalists directed on formation.

Key words: professional competence, jazz standards, methods of teaching, teaching activities.

Исходя из Концепции модернизации российского образования, основными единицами оценки результата обучения выступают компетенции и компетентность. Современные специалисты в области психологии и педагогики начали углубленно рассматривать понятие «профессиональная компетентность учителя» в 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Современный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентирован на реализацию в образовании компетентностного подхода.

Компетентностный подход возник в ответ на существующий в рамках «знаниевого» подхода разрыв между знаниями и умением их применять для решения жизненных задач (А. Г. Асмо-лов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) [3]. Исследователи, раскрывающие сущность понятия «компетентность», дают ему разные определения. По определению Ю. В. Фролова и Д. А. Махотина, компетенция - это «предметная область, о которой индивид хорошо осведомлён и в которой он проявляет готовность к выполнению деятельности, таким образом, компетенция связана с содержанием области будущей профессиональной деятельности» [1, 95]. Исследователи С. А. Шишов и В. А. Кальней уточняют, что «понятие компетенции относятся не к области знаний, а к области умений. Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению» [2, 64].

Преподаватели музыкального колледжа, в частности преподаватели отделения «Музыкальное искусство эстрады» Таганрогского музыкального колледжа, столкнулись со следующей проблемой: желание молодёжи стать студентами нашего отделения обратно пропорционально уровню подготовки, с которым они приходят на вступительные экзамены. Учитывая этот уровень, вступительные экзамены соответственно упразднились касательно требований к теоретическим знаниям абитуриентов. Однако выпускники должны соответствовать определённым критериям и приобрести по окончанию всего курса определённый багаж профессиональных компетенций. Поэтому преподаватели при составлении программ учебных курсов акцентируют внимание на таких подходах и методах, которые в дальнейшем помогут студентам более быстро и качественно достичь желаемых результатов. В связи с этим студенты эстрадного отделения изучают основы теории музыки на уроках сольфеджио и гармонии, общего фортепиано. Сложнее всего им освоить содержание учебного курса «Изучение джазовых стандартов», где предполагается хорошее владение инструментом, знание джазовой гармонии, умение воссоздать стиль музыкального произведения, а также раскрыть музыкальный образ произведений разных жанров и форм популярной музыки. В результате появилась необходимость адаптировать программы учебных курсов соответственно

среднестатистическому базовому теоретическому уровню знаний поступающих к современным государственным стандартам требований к выпускникам.

Остановимся на рассмотрении дисциплины «Изучение джазовых стандартов», которая занимает важное место при подготовке выпускника музыкального колледжа. Подчеркнем, что специфика современного эстрадного и джазового исполнительства требует от вокалиста, а также руководителя ансамбля умения творчески, убедительно и нестандартно перерабатывать различный тематический материал, знаний эстрадной, в частности, джазовой музыки.

Основной целью данной учебной дисциплины является последовательное ознакомление студента с джазовыми стандартами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности. Изучая лучшие образцы джазовой музыки, студент совершенствует музыкально-эстетический вкус, формирует художественно-творческое мышление и воображение. Задачами данного предмета являются:

• научить студента разбираться в различных направлениях и стилях джазовой музыки;

• исполнять джазовые стандарты на фортепиано двумя руками (в левой руке - аккомпанемент, в правой руке - мелодия), или петь мелодию, аккомпанируя себе;

• изучить правильную фразировку, произношение, ритмическую фактуру, соответствующих определенному стилю джазового стандарта.

В результате освоения данной дисциплины выпускник должен знать:

• основные джазовые стандарты;

• особенности стилей произведений, входящих в репертуарный список;

уметь:

• анализировать наиболее ярких исполнителей джазовых стандартов; раскрывать особенности их исполнения и отличия друг от друга.

Мы полагаем, что у артиста, преподавателя, руководителя эстрадного коллектива после освоения курса должен быть сформированы следующие общие компетенции (ОК), включающие в себя способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

Кроме профессиональных компетенций, у студентов должны быть сформированы профессиональные компетенции (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности: музыкально-исполнительской, педагогической и организационно-управленческой.

Рассмотрим профессиональные компетенции каждого вида деятельности будущего педагога-вокалиста.

Музыкально-исполнительская деятельность включает:

ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.2. Осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в составе ансамблевых, оркестровых джазовых коллективов в условиях театрально-концертных организаций.

ПК 1.5. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.6. Осваивать сольный, ансамблевый и оркестровый исполнительский репертуар в соответствии с программными требованиями.

Педагогическая деятельность содержит: ПК 2.3. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар. ПК 2.4. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся. ПК 2.6. Применять классические и современные методы преподавания. Организационно-управленческая деятельность включает:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством. ПК 1.2. Осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность в составе ансамблевых, оркестровых джазовых коллективов в условиях театрально-концертных организаций.

ПК 1.3. Демонстрировать владение особенностями джазового исполнительства, средствами джазовой импровизации.

ПК 1.4. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

Изучение данного курса опирается на знание теории музыки, гармонии, полифонии, музыкальных форм, истории джазовых стилей, знание процессов тематического и драматургического развития, разнообразия их типов и видов, знание мировой музыкальной культуры, стилей и жанров джазовой, рок- и поп музыки в их временном развитии.

Знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях в процессе освоения содержания курса, используются в классах аранжировки, инструментовки, композиции, классах ансамбля и оркестра. В дальнейшем студенты на педагогической практике продолжают совершенствовать знания джазовых стандартов, проявляя их в различных формах музицирования. Изучение основ курса - процесс творческий и индивидуальный, поэтому, говоря о предмете «Джазовые стандарты» в системе среднего профессионального образования, мы имеем в виду целенаправленную систему познания закономерностей творческого процесса, что в дальнейшем способствует приобретению и благоприятному развитию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

В развитии общих и профессиональных компетенций студентов отделения «Музыкальное искусство эстрады» трудно переоценить роль и значение курса «Методика обучения эстрадному пению». В разработанной нами рабочей программе по междисциплинарному курсу «МДК 02.02. Методика обучения эстрадному пению» по специальности 070214 (Эстрадное пение), которая является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 070214 «Музыкальное искусство эстрады», перечислены основные требования к выпускнику отделения «Эстрадное пение».

Как и другие программы, она включает в себя перечень общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускника. Данный курс предусматривает изучение учащимися основ обучения эстрадному пению в объёме, необходимом для дальнейшей работы будущих специалистов в качестве преподавателя, руководителя самодеятельного вокального коллектива. По окончании обучения в музыкальном колледже данный предмет учащиеся сдают как государственный экзамен, на котором демонстрируют свои общие и профессиональные компетенции. Основные цели дисциплины «Методика преподавания эстрадного пения»: пробуждение у студентов профессионального интереса к преподаванию, воспитание устойчивого внимания, сознательного отношения к работе;

• последовательное ознакомление студентов с требованиями, необходимыми для успешной деятельности преподавателями и руководителями самодеятельного вокального коллектива;

• развитие аналитического мышления, умение обобщать свой исполнительский опыт.

Задачами данной дисциплины являются:

• выработка навыков определения музыкальных способностей у детей, обучающихся в ДМШ и ДШИ;

выявление индивидуальных и возрастных способностей у учеников и их развитие в процессе обучения;

• формирование исполнительских навыков учеников;

• овладение средствами музыкальной выразительности;

• приобретение навыков анализа работы над музыкальными произведениями;

• организация учебно-воспитательной работы в ДМШ.

В результате освоения данной дисциплины выпускник должен знать:

• историю возникновения и развития вокального искусства;

физиологические и психологические особенности исполнительства, соответствующие определённому возрасту вокалистов;

качественные характеристики способностей детей, обучающихся в детских музыкальных школах и школах искусств;

• примерный репертуар музыкальных произведений для вокалистов ДМШ и ДШИ;

• основные приёмы и методы развития постановки и развития голоса;

• требования к построению структуры занятий и их планирования;

уметь:

• формировать и развивать исполнительские навыки ученика;

• анализировать музыкальные произведения и тренировочный материал;

• доступно рассказать ученику о средствах музыкальной выразительности, которые способствуют раскрытию музыкального образа в целом;

• работать с записями музыкальных произведений известных музыкантов;

• организовать учебно-воспитательную работу в ДМШ и ДТТТИ

Изучая опыт педагогов-вокалистов, который послужил основой создания программы «Методика постановки эстрадного пения», нельзя не согласиться со словами известного ученого С. Н. Ржевкина, приведенными в эпиграфе исследования В. Морозова «Биологические основы вокальной речи»: «Подлинной теории певческого голоса не существует, и, чтобы ее создать, необходимо подробно изучить певческий голос, применяя современные методы акустики и физиологии» [4, 56].

Исторические сведения по вокальному искусству студенты черпают из курса истории музыкальной литературы, а так же истории стилей, которые не специализированы и читаются вокалистам и инструменталистам отделения «Музыкальное искусство эстрады» совместно. В результате то, что относится специально к истории вокала, «растекается» в общем обширном материале. В программе «Методика постановки эстрадного пения мы постарались более точно охарактеризовать те основные имена, факты, события которые определяли развитие русского и зарубежного вокального искусства в целом и эстрадного в частности, пытаясь компактно проследить весь путь его становления и развития. Поэтому он не претендует на полноту и никак не может заменить специальные книги по истории русского и зарубежного вокального искусства.

На наш взгляд, преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Использовать умения и знания базовых дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.

Преподаватель, руководитель эстрадного коллектива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Рассмотрим последовательно каждую из них.

Музыкально-исполнительская деятельность включает способность:

ПК 1.1. Целостно воспринимать, самостоятельно осваивать и исполнять различные произведения классической, современной и эстрадно-джазовой музыкальной литературы в соответствии с программными требованиями.

ПК 1.5. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкальных произведений, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.7. Овладевать культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

Педагогическая деятельность содержит:

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 2.2. Использовать знания из области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.6. Применять классические и современные методы преподавания.

Организационно-управленческая деятельность включает:

ПК 3.4. Использовать знания методов руководства эстрадным, эстрадно-джазовым коллективом и основных принципов организации его деятельности.

Важно подчеркнуть, насколько значима роль самообразования учащихся в процессе формирования их общих и профессиональных компетенций. В дополнительной литературе учащиеся смогут самостоятельно найти подробные ответы на интересующие их вопросы касательно основных теоретических сведений о развитии голоса. Так, например, по замыслу автора книги

Л. Б. Дмитриева «Основы вокального искусства» должна приучать молодых певцов и педагогов к логике мышления на основе определенного минимума основных знаний, учить верному подходу к воспитанию голоса, а не давать готовую рецептуру [5]. Для этой же цели мы предлагаем студентам, помимо обязательных тем изучаемого курса разные темы для докладов на семинарах, которые проводятся регулярно несколько в семестр. Это даёт мощный толчок в дальнейшем саморазвитии музыкального тезауруса и общего кругозора будущего эстрадного вокалиста-педагога.

В процессе освоения данной дисциплины на основе виртуального диалога с композиторами (известными и безымянными), исполнителями, слушателями музыкальных сочинений разных эпох, стилей, национальных школ, направлений, общения со сверстниками, преподавателями при осознании содержания музыкальных образов, в процессе музыкально-творческой деятельности развиваются коммуникативные навыки обучающихся. Кроме этого на занятиях активно используются такие формы общения, как коллективное обсуждение, дискуссия, диалог. Реализация «идеи диалога культур» предполагает знакомство учащихся с эстрадной и классической музыкой своей страны, которая рассматривается в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры [6].

Комплекс общих и профессиональных компетенций, формируемый у будущих специалистов в процессе изучения курса «Методика эстрадного пения» на отделении «Музыкальное искусство эстрады», будет необходим им в дальнейшей работе и как вокалистов, и как педагогов. Они смогут осознанно и вдумчиво подойти и к методике преподавания, и к своей исполнительской деятельности, однако это будет уже не формальный подход к технике вокального исполнительства. Мы согласны с высказыванием профессора В. М. Луканина, который пишет: «Добиваясь от певца совершенного владения голосом, необходимо всегда помнить о том, что вокальная техника — это лишь средство, помогающее наряду с другими художественными компонентами создать музыкально-сценический образ, поэтому с первых же дней обучения студента важно требовать не формальной вокализации, а продуманного, искреннего исполнения» [7, 81]. Следовательно, это в полной мере возможно только в том случае, если эстрадный вокалист владеет глубокими теоретическими знаниями истории вокальной музыки, разбирается в стилистических особенностях современных произведений и компетентен в своей области знаний.

Таким образом, реализация программ «Изучение джазовых стандартов» и «Методика преподавания эстрадного пения» помогает решить несколько значимых проблем в обучении студентов эстрадного отделения: проблему формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов; адаптивное структурирование материала программы, учитывающей и уровень знаний абитуриента, и государственные стандарты, предъявляемые к выпускнику; осознанное гармоничное восприятие и усвоение традиций и музыкального наследия культуры своей страны и культур зарубежных стран, их взаимопроникновения в современном искусстве; устранение формального подхода к обучению эстрадному пению, развитие в будущих вокалистах педагогах музыкально-эстетического вкуса, чувства стиля, видения вариативности в обучающих подходах и методах при раскрытии музыкально-сценических образов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск. ОАО Южно-Уральское книжное издательство, 2004. - 225 с.

2. Браже, Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление. - Л.: Педагогика, 1990. - 125 с.

3. Карамзина, Ж.Б. Краткий справочник терминологических понятий. - М.: ИХО РАО, 2009. - 79 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Суртаев, В.Я. Социокультурное пространство молодёжи: методология, теория, практика. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2006. - 270 с.

5. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Эксмо, 1998. - 675 с.

6. Кан-Калик, В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Советская педагогика. - 1989. - № 1.

7. Луканин, В.М. Метод работы с певцами: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2004. - 46 с.

УДК 373.1 ББК 74.261.7

Н. И. Мирошниченко

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И САМОКОНТРОЛЬ УЧАЩИХСЯ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБУЧЕНИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье говорится о необходимости развития самостоятельности личности учащихся на уроках иностранного языка в контексте непрерывного языкового образования, рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.