тренинг определенного речевого навыка на базе того или иного языкового явления. В зависимости от уровня обучаемого, структура может принимать все более разветвленные формы, а на старшем этапе обучения строится исключительно по тематическому принципу, объединяя в себе тренинг комплексных речевых умений и навыков с контрольно-рефлексивными блоками.
Современная степень развития коммуникационных ресурсов открыла перед разумным человечеством новые горизонты на поле образовательной деятельности, но при этом поставила и новые задачи.
Бурное развитие информационных технологий, медленное, но неуклонное превращение компьютера из сакрального предмета, доступного лишь узкому кругу посвященных, в явление повседневной обыденности, появление Internet и т.д. - все это рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно консервативную область, как отечественное образование.
В настоящее время, когда процесс создания таких учебников уже вышел за рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в учебный процесс, и на этом пути уже накоплен некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого термина «электронный учебник» и его концепция, которую первопроходцы-энтузиасты нащупывали практически, вслепую, начинает, наконец, проясняться.
Список литературы:
1. Белозубов А.В., Николаев Д.Г. Система дистанционного обучения Moodle: учебно-методическое пособие. - СПб., 2007.
2. Сайт сообщества разработчиков системы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.moodle.oig.
3. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: учебное пособие. -М.: Флинта: Наука, 2005.
4. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография // Л.Х. Зайнутдинова. - Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
© Горбачев Д.Ю.
МБОУ ООШ № 23, Республика Адыгея, п. Трехречный
В статье описаны возможности и обоснована необходимость использования мультимедиа и интернет-технологий для формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников с учетом
их возрастных особенностей; охарактеризованы методы и инструментарий для проведения занятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Учащиеся начальных классов значительную часть дня проводят в школе, а свободное время они редко используют рационально и с пользой для здоровья, вследствие чего к концу школьного обучения у большинства детей наблюдается ухудшение в состоянии здоровья. Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данным ВОЗ, оно обусловливается на 50 % -образом жизни, на 20 % - наследственностью, на 20 % - состоянием окружающей среды и примерно на 10 % - возможностями медицины и здравоохранения. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья [7].
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества хронических заболеваний происходит в возрасте 7-10 лет [2]. Доказано, что 75 % болезней взрослых сформированы в детские годы. Таким образом, перед образовательным учреждением стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на детский организм. В этой ситуации возрастает роль формирования основ здорового образа жизни в начальных классах.
Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья [6]. Формирование здорового образа жизни включает когнитивный (знания), мотивационный (комплекс побуждений к соблюдению) и деятельностный (соблюдение норм ЗОЖ в повседневной жизни) компоненты.
Наряду с непосредственно физическим развитием учащихся, одной из важнейших задач учителя физкультуры является формирование у учащихся начальных классов представлений о здоровом образе жизни и пробуждение мотивации к его соблюдению.
Для младших школьников основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, рациональное распределение учебной нагрузки и досуговой деятельности.
Младший школьный возраст - важный период, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья. Исходя из таких психологических особенностей младшего школьного возраста, как слабость произвольного и развитость непроизвольного внимания, эмоциональность восприятия, можно предположить, что формирование представлений о здоровом образе жизни путем сухой передачи информации будет недостаточно эффективным. Для привлечения внимания и активизации восприятия младших школьников необходимо использовать инновационные
технологии, в частности мультимедиа и интернет-ресурсы, поскольку волевое регулирование вниманием еще недостаточно развито, а вот все новое, неожиданное, яркое и интересное привлекает внимание учащихся без волевых усилий.
Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и воспроизводить такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, аудио, речь [1].
Интернет-технологии - это технологии размещения, хранения, передачи и воспроизведения всех видов информации, используемые в сети Интернет. В настоящее время в Интернете существует огромное количество ресурсов, раскрывающих содержание здорового образа жизни или отдельных его аспектов. В сети легко можно найти информацию о правильном питании, подобрать упражнения для ежедневной зарядки, подробнее узнать о вреде пагубных привычек и скачать фильмы по этим и другим аналогичным вопросам [4].
В то же время, сейчас существуют все технические возможности для использования мультимедиа-технологий в целях формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников: большинство кабинетов начальной школы и абсолютно все классы, в которых занимаются по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (даже в малокомплектных сельских школах), оборудованы компьютерами, проекторами и экранами, либо интерактивными досками. Возникает все больше возможностей использования на занятиях Интернета, как проводного, так и беспроводного. В рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» проводится массовое подключение школ ко всемирной компьютерной паутине. Начал трансляции спутниковый канал единой образовательной информационной среды, тысячи сельских школ страны, через систему спутников получили доступ в Интернет [5]. А с появлением ЦЖ-модемов исчезла проблема отсутствия в определенном учебном классе проводного или спутникового Интернета, достаточно наличия сигнала сотовой связи.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность [3].
Эти условия нужно использовать максимально конструктивно: посредством мультимедиа и интернет-ехнологий показывать детям привлекательность здорового образа жизни, положительные стороны сохранения здоро-
вья и непривлекательность вредных привычек, лености, раскрывать негативные стороны различных видов деятельности, чтобы дети не только узнали правила здорового образа жизни, но и захотели быть здоровыми. При этом важно, чтобы все сведения, связанные с культурой здорового образа жизни, были не просто поняты, а эмоционально пережиты учащимися, осознаны и превращены в личные убеждения, а главное - имели возможность практического применения, поскольку восприятие в этом возрасте тесно связано с деятельностью.
Как отмечают Л.Н. Елизарова и С.Н. Чирихин, задача формирования представлений о здоровом образе жизни имеет три взаимосвязанных аспекта:
1. Обучающий, направленный на усвоение учащимися знаний о режиме дня, правильном питании, полезных привычках, двигательной активности и других компонентах здоровом образе жизни, об их роли в жизни и сохранении здоровья человека.
2. Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждении желания вести здоровый образ жизни.
3. Непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространенных в детской среде заболеваний [2].
При формировании представлений о здоровом образе жизни средствами мультимедиа и интернет-технологий невозможно ограничиваться одним методом. Только оптимальное сочетание совокупности словесных, наглядных и практических методов обучения может обеспечить успешность формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников. Важнейшим фактором эффективности данного процесса также является наличие обратной связи с учащимися, поэтому на занятиях наиболее широко используется такой метод, как беседа по рассматриваемой проблеме, сопровождаемая мультимедиа-материалами. В частности, это может быть показ видеоролика или небольшого видеофильма и его параллельное или последующее обсуждение; беседа, сопровождаемая презентацией, анимацией или показом определенных иллюстраций, фотографий и т.п. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются знания учащихся по проблеме, их отношение к определенным аспектам здорового образа жизни, их намерения, оценки и позиции.
При реализации программы формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников занятия проводились в рамках обязательной внеурочной деятельности. В качестве иллюстративного материала использовались видеоролики и изображения с тематических сайтов («Здоровая Россия», «Норма жизни», «Наше здоровье», «Сайт о Здоровье и здоровом образе жизни», «LifeSffle24.m», «Око Финиста», «За здоровый образ жизни» и др.), мультипликационные фильмы («Королева зубная щетка», «Мойдодыр» и др.), а также литературные произведения (тематические сти-
хи Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Неболейка» И. Соковня, «Румяные щечки» С. Прокофьевой и многие другие). Практика показывает, что художественные образы помогают ребенку осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям.
После проведения каждого занятия по вопросам здорового образа жизни детям предлагалось найти дополнительный или аналогичный материал по рассмотренной теме. Примечательно, что даже учащиеся первых классов чаще всего ищут информацию не в книгах, а в Интернете.
Самостоятельно найденная и проанализированная информация является для учащихся более значимой, чем предоставленная в готовом виде, поэтому самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность по вопросам здорового образа жизни способствует не только закреплению, но и углублению знаний, которые становятся руководством к действию при условии понимания ценности здорового образа жизни и принятия как личной ценности.
Программа формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста средствами мультимедиа и интернет-технологий показала свою эффективность: на 36 % снизилась заболеваемость учащихся, 62 % школьников занимаются в спортивных секциях и детско-юношеских спортивных школах, родители отмечают, что дети больше времени проводят на свежем воздухе, играют в подвижные игры, делают зарядку по утрам, соблюдают правила личной гигиены. В настоящее время осуществление программы продолжается.
Список литературы:
1. Анимация и мультимедиа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://керби-дизайн.рф/design/media.aspx.
2. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе / Л.Н. Елизарова, С.Н. Чирихин // Начальная школа. - 2000. - № 9. - С. 93-97.
3. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / С.А. Зайцева, В.В. Иванов. - Режим доступа: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.
4. Интернет и здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Студенческая газета ««Mode de la Vie». - Режим доступа: http://gazetafipip.blogspot.com/ 2011/05/blog-post_29.html.
5. Канаво В.А. Интернет-технологии в образовании / В.А. Канаво // Педагогическая наука и практика: проблемы и перспектиы: Сб. науч. статей. -Вып. 1. - М.: ИОО МОН РФ, 2004. - С. 73-79.
6. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для вузов / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 520 с.
7. Семакова О.А. Формирование навыков здорового образа жизни, как направление социально-педагогической работы / О.А. Семакова // Первое сентября. - 2005. - № 2. - С. 4-7.