контрольной группе, где взаимодействие классного руководителя с семьями обучающихся осуществлялось по традиционной системе, изменения не столь значительны. В экспериментальной же группе внедрение программы организации сотрудничества семьи и школы позволило достичь более высоких результатов. Так, уровень заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии повысился на 7,15%. Уровень активности родителей повысился на 8,93%. Снизился показатель нежелания родителей сотрудничать со школой до отметки 11,09%.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной деятельности по проблеме организации сотрудничества учителей и родителей младших школьников в вопросе воспитания показали, что гипотеза о том, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным учителем в воспитании младших школьников, в процессе опытно-экспериментальной деятельности подтвердилась.
Литература:
1. Андреева С.И., Фоменко А.А. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе // Современное образование Витебщины, 2017. - № 2 (6). - с. 22-25.
2. Аудмайкер К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 152 с.
3. Волокитина Ю.Н. Взаимодействие семьи школы в решении психологических, социально-педагогических и физиологических проблем адаптации первоклассников к школе. Концепт, 2017. - Т. 24. -с. 37-41.
4. Гурьянова Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - с. 38-40.
5. Дементьева И.Ф. Семья и школа: партнерство или противостояние? // Проблемы современного образования, 2014. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/semya-i-shkola-partnerstvo-ilil-protivostoyanie/
6. Джексон Н. Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 286 с.
7. Евстропова Е.В. Проблема сотрудничества педагога и родителей в современном образовательном процессе // VII Международная студенческая научная конференция, 2015. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https:// scienceforum.ru/2015/article/2015011636/
8. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой. - М.: Прометей, 2013. - 166 с.
9. Пистун Ю.В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС // Инновационные технологии в образовании и науке: материала международной науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС Интерактив Плюс, 2017. - В 2 т. Т1. - с. 160-162.
10. Пишина Е.В. Как организовать работу с родителями // Начальная школа, 2015. - № 4. - с. 65-66.
11. Прокопьева Ю.П., Неустроева Е.Н. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка. // Концепт, 2017. - Т 26. - с. 255-256.
12. Приказ МОиН РФ от 18 декабря 2012г. №1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373». - Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. №26993.
13. Приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. №15785.
14. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». - М.: Российская газета - Федеральный выпуск, 2015. -№ 6693 (122).
15. Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей - М.: Дашков и К°, 2014. - 260 с.
Педагогика
УДК 371.7
старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук Газизова Фарида Самигулловна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук Галич Татьяна Николаевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Аннотация. В статье приводятся результаты проверки эффективности программы внеклассной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы, делается вывод о необходимости соблюдения в ходе такой работы формирования у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни; использования активных форм и методов работы; выстраивания партнерских отношений между учителями, учащимися и их родителями.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, младшие школьники, внеклассная работа, младший школьник, развитие, личность, жизнедеятельность, кругозор, ценностная ориентация, внутренние ценности, социокультурные формы.
Annotation. The article presents the results of testing the effectiveness of the extracurricular work program on the formation of a healthy lifestyle of younger schoolchildren in the process of extracurricular work, it is concluded
that the formation of a younger schoolchildren of a valuable orientation on a healthy lifestyle during this work; use of active forms and methods of work; building partnerships between teachers, students and their parents.
Keywords: healthy lifestyle, younger students, extracurricular work, younger students, development, personality, livelihoods, outlook, value orientation, internal values, socio-cultural forms.
Введение. Формирование здорового образа жизни у населения нашей страны является в настоящее время одной из наиболее значимых проблем. Следование принципам здорового образа жизни, внутреннее принятие соответствующих установок на государственном уровне способствует возрастанию продолжительности жизни населения нашей страны; решает важные задачи контроля уровня заболеваний; способствует понижению уровня потребления гражданами России алкоголя, табака, наркотиков, поддержанию чистоты окружающей среды, а также заботе об экологическом наследии; улучшение качества жизни населения и так далее.
Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы способствует оздоровлению учащихся, принятия ими внутренней ценности здоровья, что не только положительно сказывается на развитии их личности, но и оказывает положительное влияние на весь образовательный процесс, определяя возможности создания предписанных современным ФГОС НОО условий для всестороннего развития детей.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы экспериментально проверить возможности формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что, несмотря на высокий интерес к ней, понятие «здоровый образ жизни» в настоящее время еще не имеет точного определения, что связано с многогранностью и недостаточной разработанностью соответствующей проблематики.
Изложение основного материала статьи. Ученые считают, что здоровье на 50 - 55% зависит от образа жизни человека, на 20 - 23% — от наследственности, на 20 - 25% — от состояния окружающей среды (экологии) и на 8 - 12% — от работы национальной системы здравоохранения.
Таким образом, в основном здоровье человека зависит от образа жизни. Получается, что линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни.
По современным представлениям, здоровый образ жизни - это обычные формы и способы жизнедеятельности человека. Эти формы и способы укрепляют и совершенствуют адаптационные и резервные возможности организма. В результате человек успешно выполняет социальные и профессиональные функции.
В процессе развития человеческого общества неоднократно принимались попытки формирования науки о здоровье человека, о здоровом образе жизни.
В нашей стране, в частности, фундамент такой науки был заложен работами знаменитых исследователей прошлого - П.Ф Лесгафта, И.И. Мечникова, Н.А. Семашко.
На большое значение здорового образа жизни в формировании и развитии личности человека указывали многие прогрессивные деятели российской науки ХХ века - И.П. Павлов, И.М. Сеченов и другие. Они же утверждали, что физическое и психическое в человеке выступают в единстве и во взаимосвязи, поэтому организация жизни человека в соответствии с требованиями сохранения телесного здоровья может стать фактором формирования личности человека в целом [9, с. 140].
Здоровый образ жизни изучается в современной научной литературе также и с позиций генетической природы конкретного человека, а также ее соответствия условиям его жизнедеятельности.
С данной точки зрения здоровый образ жизни может быть определен как способ жизнедеятельности, который находится в соответствии с генетически обусловленными типологическими особенностями конкретного человека и его условиями жизни и направлен на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций [5, с. 131].
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - понятие, которое употребляется сегодня все чаще и чаще. Становление здорового образа жизни как социального феномена современности связано, в первую очередь, с необходимостью преодоления биомедицинского подхода к пониманию здоровья, а также включением в поле зрения каждого человека проблемы его образа жизни как фактора, определяющего здоровье в качестве важнейшей характеристики жизнедеятельности в целом [2, с. 29].
Повышение интереса к здоровому образу жизни среди широкого круга населения обусловливает повышенный уровень внимания к соответствующей проблематике со стороны современных ученых -специалистов в различных областях - от медицины до педагогики.
Основными вопросами, раскрывающими в настоящее время теоретическую сущность проблемы здорового образа жизни и значение соответствующего понятия в психолого-педагогической науке являются, вопросы о [6, с. 50]:
- возможностях выработки прикладных поведенческих рекомендаций, способствующих достижению индивидом принципов здорового образа жизни;
- методах и методике пропаганды и популяризации здорового образа жизни среди учащихся современной школы, их родителей, а также среди учителей;
- проблемах реализации здорового образа жизни на различных этапах получения школьного образования.
Вместе с тем, несмотря на высокий интерес со стороны исследователей к соответствующей проблематике, само понятие «здоровый образ жизни» в настоящее время еще не имеет точного определения. Это обусловлено, в первую очередь, многогранностью и недостаточной разработанностью соответствующей проблематики, в том числе и в психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам его формирования в период обучения в школе.
Центральным элементом понятия «здоровый образ жизни» является представление об образе жизни как характеристики конкретных социокультурных форм, способов и механизмов жизнедеятельности субъектов [1, с. 15].
В теоретическом содержании понятия «здоровый образ жизни» выделяются субъективная (наличие активной человеческой деятельности) и объективная (условия объективной среды) стороны [3, с. 202].
Структура ЗОЖ включает мотивационно-ценностный, содержательный, процессуальный и эмоционально-волевой компоненты [7, с. 47].
Внеклассная же работа рассматривается в психолого-педагогической литературе как форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством педагога.
Важнейшими средствами обеспечения эффективности процесса формирования здорового образа жизни в ходе внеклассной работы с младшими школьниками становятся развивающие занятия, экскурсия, прогулка, игра, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, организация оптимального режима двигательной активности, пример со стороны взрослых, «уроки здоровья».
Эмпирическое исследование было направлено на проверку предположения о том, что формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы будет эффективным в случае соблюдения следующих психолого-педагогических условий: формирование ценностной ориентации школьников на здоровый образ жизни; использование активных форм и методов работы; выстраивание партнерских отношений между учителями, учащимися и их родителями.
Эмпирическое исследование проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В нем приняли участие 60 учащихся четвертых классов (по 30 учащихся в экспериментальной и контрольной группах).
В ходе диагностики уровня сформированности здорового образа жизни у учащихся начальной школы с использованием диагностических методик А.Г. Носова [7] происходило изучение общего его уровня, а также уровней ценностно-смыслового, информационно-содержательного и индивидуально-деятельностного компонентов.
Диагностика на констатирующем этапе показала, что низкий уровень сформированности ценностно-смыслового компонента здорового образа жизни характерен для 33,3% школьников в экспериментальной группе и для 40% в контрольной; средний - для 66,7% в экспериментальной группе и 60% в контрольной.
Низкий уровень сформированности информационно-содержательного компонента характерен для 30% школьников в экспериментальной группе и для 43,3% в контрольной; средний - для 70% в экспериментальной группе и для 53,3% в контрольной; высокий - для 3,3% в контрольной группе.
Низкий уровень индивидуально-деятельностного компонента имеют 23,3% школьников в экспериментальной группе и 50% в контрольной; средний - 76,7% в экспериментальной группе и 50% в контрольной. Общий низкий, или объектно-пассивный, уровень сформированности здорового образа жизни имеют 6,7% школьников в экспериментальной группе и 16,7% в контрольной; средний, объектно-активный, уровень - 93,3% в экспериментальной группе и 83,3% в контрольной.
На формирующем этапе исследования с младшими школьниками экспериментальной группы была организована внеклассная работа в форме кружковой деятельности, целью которой стало формирование у них здорового образа жизни.
Задачи работы включали формирование необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни; формирование ценностной ориентации на здоровый образ жизни, осознанного отношения к своему здоровью; формирование мотивационной сферы, потребности использовать полученные знания в повседневной жизни; выработку отрицательного отношения к вредным привычкам, факторам, отрицательно влияющим на здоровье; развитие познавательной активности любознательности, расширение кругозора учащихся; воспитание потребности к ведению здоровому образу жизни.
Содержание занятий предполагало создание необходимых психолого- педагогических условий (формирование ценностной ориентации школьников на здоровый образ жизни; использование активных форм и методов работы; выстраивание партнерских отношений между учителями, учащимися и их родителями), а также использование активных форм и методов работы.
Наряду с теоретическим материалом школьникам предлагались тренинги, игры и упражнения, практические задания, викторины, ролевые игры. Проводимые занятия имели творческий характер, были направлены на формирование субъектной позиции учащихся в процессе освоения ими принципов здорового образа жизни, выстраивание партнерских отношений между учителями, учащимися и их родителями.
В экспериментальном классе осуществлялась также внеклассная деятельность по чтению и обсуждению детских книг, просмотру видеозаписей; оформление классного уголка, наполнение его продуктами самостоятельной деятельности младших школьников; проведение прогулок; реализации краткосрочных проектов («Составление карты травмоопасных мест в школе», «Составление банка игра и занятий для школы и дома»); проведение мероприятий, направленных на обеспечение двигательной активности младших школьников; обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических процедур в период нахождения в школе; создание условий для формирования здорового образа жизни младших школьников в семье.
На контрольном этапе показатели в контрольной группе не изменились. В экспериментальной группе средний уровень ценностно-смыслового компонента здорового образа жизни имеют 90% учащихся (на 23,3% больше); высокий - 10% школьников (на 10% больше).
Средний уровень сформированности информационно-содержательного компонента характерен для 86,7% учащихся (на 16,7% больше); высокий - для 13,3% учащихся (на 13,3% больше).
Средний уровень индивидуально-деятельностного компонента характерен для 86,7% школьников (на 10% больше); высокий - для 13,3% школьников (на 13,3% больше).
Общий средний, объектно-активный, уровень имеют 90% учащихся (на 3,3% меньше); высокий, или субъектный, уровень - 10% школьников (на 10% больше).
Выводы. В результате проделанной работы произошли позитивные изменения в уровне сформированности здорового образа жизни и его компонентов у младших школьников из экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе эти показатели не изменились.
Дети теперь принимают здоровье в качестве внутренней ценности, оказывающей существенное влияние на их поступки и поведение; гораздо лучше разбираются в сущности и содержании здорового образа жизни, знают о том, что необходимо для поддержания своего здоровья, а чего нужно, по мере возможности, избегать; школьники стали чаще следовать правилам ЗОЖ в повседневности и в быту, осознали значимость этих правил лично для себя.
Это свидетельствует об эффективности внеклассной работы, осуществляющегося с соблюдением выделенных нами психолого- педагогических условий.
Литература:
1. Азарскова Н.В. Здоровый образ жизни - наш образ жизни // Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с терроризмом, коррупцией и наркотизацией общества. - 2016. - Т. 1. - С. 14-18.
2. Доброрадова Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник ЧГПУ. - 2017. - № 5. - С. 29-35.
3. Доброва Ю.В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 35-2. - С. 140-143.
4. Лизунова Е.В. Внеклассная работа как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста // Азимут научных исследований. - 2015. - №1. - С. 30-34.
5. Миронова Е.В. Теоретический подход к определению понятий здоровья и здорового образа жизни // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2016. - № 5. - С. 128-133.
6. Ниетова З.Х., Ишанова С.Е. Здоровый образ жизни: механизмы формирования ценности здорового образа жизни у молодого поколения // ХХ Всероссийская студенческая научно-практическая конференция НГУ. - 2018. - С. 202-204.
7. Носов А.Г. Диагностика уровня становления здорового образа жизни у обучающихся // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12. - С. 2644-2648.
8. Пилюшенко А.В. Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» // Вестник ТГУ. - 2015. - № 398. - С. 50-54.
9. Тимофеева Т.А. Здоровый образ жизни - основа полноценной и радостной жизни // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности. - 2014. - Ч. 1.
Педагогика
УДК: 378.147
кандидат философских наук, доцент Оселедчик Елена Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);
магистрант направления подготовки менеджмент
социально-культурной деятельности Ивлева Анастасия Артуровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар);
кандидат педагогических наук, доцент Штратникова Алина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
Аннотация. В статье исследуются социокультурные тенденции перестроения системы высшего образования в области культуры и искусства Республики Крым в условиях протекающей интеграции в культурно-образовательное пространство России. Авторы работы рассматривают не только условия протекающей интеграции в Республике, они смогли выделить ее основные приоритеты и перспективы. Особенностью работы можно считать осуществленный анализ применяемых подходов к совершенствованию управления развитием образовательной системы в области культуры и искусства, который, по мнению исследователей, должен носить системный научно-обоснованный характер, адекватный современной социокультурной ситуации в России.
Ключевые слова: образование, культура, интеграция, Республика Крым, социокультурное пространство.
Annotation. The article investigates the socio-cultural trends of restructuring the system of higher education in the field of culture and art of the Republic of Crimea in the context of ongoing integration into the cultural and educational space of Russia. The authors consider not only the conditions of ongoing integration in the country, they were able to identify its main priorities and prospects. The peculiarity of the work can be considered the analysis of the approaches used to improve the management of the development of the educational system in the field of culture and art, which, according to researchers, should be a system of scientifically grounded character, adequate to the modern socio-cultural situation in Russia.
Keywords: education, culture, integration, Republic of Crimea, social and cultural space.
Введение. Республика Крым — многонациональный и многоконфессиональный субъект РФ. Культура Крыма - сокровищница традиций и культур более ста народов, это великолепный музей под открытым небом. Многовековая история и культура Крыма вдохновляла на создание шедевров великих поэтов и писателей, художников и музыкантов.
Крым в сжатые сроки впитал в себя главные принципы и реалии российской государственности, переосмыслил свою судьбу, укрепил свой дух и воссоздал мосты народного единения. Наша общая история и корни, духовные истоки, фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда. И, без сомнения, одной из главных основ этого единения была и остается сфера культуры. В этой связи в условиях интеграции в культурное пространство России подходы к совершенствованию управления развитием культуры в Республике Крым должны носить системный научно обоснованный характер, адекватный современной социокультурной ситуации, что и подтверждает актуальность настоящего исследования.
Изложение основного материала статьи. Изучению культуры и культурной политики, посвящено достаточно большое количество работ, учитывая проблематику поднимаемого вопроса перспективными можно назвать исследования, реализованные такими учеными как В.Ф. Зива (4), И.В. Понкин (7), О.В. Степанченко (9), Н.М. Генова (1) и др.
В свою очередь интеграционный процесс как разностороннее, многоплановое, многоаспектное явление изучен такими учеными как: Ю.В.Глушко (2), Л.Ф. Уляева (11), Н. Ахинов и др.
С недавнего времени интеграция в Крыму и ее воздействие на сферу образования и культуры стали предметом исследований М.А. Дубровиной (3), М.Я. Сарафа (8), Ю.В. Глушко (2) и других, а роль