Небрат Алексей Александрович
преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Формирование представлений о здоровом образе жизни средствами физической культуры
В статье обосновывается необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни у курсантов вузов МВД России, описываются значение и роль физической культуры в данном процессе.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура.
A.A. Nebrat, Teacher of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Formation ideas about healthy lifestyle with means of physical culture
The article substantiates the necessity of formation ideas about healthy lifestyle of cadets of universities of Russian MIA, describes the important and role of physical culture in this process.
Key words: health, healthy lifestyle, physical culture.
Особенностью современной социально-экономической и культурной ситуации в России является преобразование процессов управления в социальной сфере на началах децентрализации и расширения самостоятельности субъектов деятельности [1; 2].
Эти процессы, характеризующие устойчивые тенденции развития страны, объективно отражаются в сфере физической культуры, порождая общественную потребность в активной деятельности каждого человека по сохранению собственного здоровья за счет признания и реализации ценностей здорового образа жизни [3; 4; 5].
Проведенный анализ литературных источников и педагогической практики, опыт практической работы позволяют сделать вывод, что основные подходы к пониманию значения и роли физической культуры в системе охраны собственного здоровья обществом не до конца осознаны [6].
В связи с этим возможно выдвинуть ряд тезисов:
1. Современный человек живет в мире прогрессирующей нестабильности, интенсивных изменений социальных, экономических и технологических компонентов деятельности. Это требует от него быстрой адаптации и постоянной переадаптации к условиям его жизни и деятельности [7; 8].
2. Воздействие нарастающего темпа урбанизации, изменение характера трудовых процессов, прогрессирующая нестабильность
негативно сказываются на состоянии общественного и личностного здоровья людей. Наблюдаются снижение на популяционном уровне функциональных резервов органов, систем, организма в целом, нарушение реактивности и резистентности процессов саморегуляции, уменьшение количества и качества сперматозоидов, качества потомства и др. [9].
3. Проблема охраны здоровья человека лежит не только и не столько в плоскости лечения заболеваний. Классическая медицина не в состоянии обеспечить сохранение здоровья людей, т.к. решение проблемы находится в области педагогики (совершенствование механизмов саморегуляции, обеспечение сбережения здоровья в процессе обучения, сознательное выполнение условий здорового образа жизни, высокий уровень сознательной и мотивированной деятельности по самосохранению здоровья и др.) [10].
4. Образование призвано обеспечить формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающихся, осознание ими ценности собственного здоровья, мотивированную деятельность по ее сохранению. Педагогическая практика принимает поставленные задачи, однако наука не в состоянии дать ответы на вопросы методологического, теоретического и технологического характера, позволяющие достичь приемлемого исполнения образованием человекотворческой функции [7; 5].
Установлено, что причины, которые мешают содержательно решать проблемы своего
113
физического совершенствования и оптимизации состояния здоровья, кроются отнюдь не в отсутствии материально-инфраструктурных условий. Решающую роль здесь играют недостаточная сформированность культа здорового образа жизни, отсутствие социальной потребности и социальной установки на физическое самосовершенствование и сохранение здоровья.
Действующая система экономического и социального стимулирования здоровья неэффективна. Все это в совокупности приводит к отсутствию у людей установки на использование физической культуры как средства и метода обеспечения своего индивидуального уровня качества жизни [1; 2].
Изложенное выше позволяет определить в качестве основных научных направлений вопросы, связанные с изучением механизмов взаимодействия институтов и субъектов образования в решении проблемы внедрения принципов здорового образа жизни в повседневный быт участников образовательного процесса, в том числе и путем вовлечения их в физкуль-турно-спортивное движение, а также с определением возможностей и путей использования потенциала физической культуры и спорта в целях формирования социально позитивных ценностных ориентаций молодежи, профилактики девиантного поведения и правонарушений.
Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, повышением культуры здоровья и физической работоспособности обучающихся, что подчеркивается в действующем с сентября 2013 г. Законе «Об образовании».
Для решения проблемы формирования деятельного отношения обучающихся к укреплению своего здоровья следует создать широкомасштабную подсистему соответствующего образования и воспитания, вписывающуюся в систему профессиональной подготовки [11]. Однако эффективность формирования культуры здоровья обучающихся не всегда отвечает социальным требованиям.
Являясь составной частью системы подготовки кадров с высшим образованием, система вузов МВД России испытывает те же трудности, которые свойственны остальным вузам [12]. В системе подготовки по физической культуре присутствуют те же проблемы, а курсанты также слабо подготовлены к самостоятельному формированию ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Вместе с тем, способность организовывать свою жизнь в соответствии со значимыми представления-
ми о здоровом образе жизни, самостоятельная деятельность по сохранению и укреплению здоровья, поддержанию высокого уровня физической подготовленности представляет для будущих офицеров МВД России профессионально значимое качество, от которого зависят и достигаемые в работе результаты, и возможность сохранения в процессе профессиональной деятельности собственной жизни и жизни граждан.
Для устранения выявленных недостатков практической деятельности требуются знания, связанные с определением содержания занятий по физической культуре при формировании у курсантов способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, созданием методики формирования у курсантов вузов МВД России этих способностей.
Приведенные выше факты позволяют сформулировать проблему исследования следующим образом: какие особенности построения процесса физической подготовки позволят курсантам вузов МВД России сформировать способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни? В такой формулировке проблема исследования позволяет объединить знание о незнании и предположение о возможном открытии неизвестного способа действия, что соответствует требованиям методологии и методики научных исследований [13].
Вышеизложенные аргументы убеждают в объективной необходимости скорейшего разрешения научного противоречия между общественной потребностью формирования у курсантов вузов МВД России способностей организовывать свою жизнь в соответствии со значимыми представлениями о здоровом образе жизни и невозможностью реализации этой потребности в силу отсутствия обоснованной методики формирования потребной способности.
Следует подчеркнуть, что при такой формулировке тема обеспечивает решение новых и достаточно широких проблем объекта исследования, тем самым реализуя требование методологии научных исследований, связанных с достаточной широтой изучаемой проблемы; своими ключевыми словами отражает объект и предмет исследования, обеспечивая тем самым реализацию требования системности, обеспечивает понимание процесса движения от известного к неизвестному, демонстрируя при этом столкновение имеющегося и необ-
114
ходимого знания. Кроме того, формулировка темы отражает степень научной новизны, социальный запрос, потребности теории и практики педагогики и конечный результат исследования, реализуя тем самым требование логической обоснованности темы исследования [13].
В ходе уточнения предметной области исследования следует определить его объект и предмет.
Понимая под объектом исследования процесс или явление, существующее независимо от субъекта познания, на которое обращено внимание исследователя, автор в соответствии с темой и проблемой исследования [13] выделил в качестве такового процесс физического воспитания курсантов вузов МВД России и тем самым зафиксировал объективное существование изучаемого явления, его свойств, связей и законов развития.
Предмет исследования характеризует свойство объекта, которое должно подлежать специальному изучению. В связи с этим следует согласиться с мнением К.Д. Чермита, считающего, что «определение предмета исследования означает и установление границы поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему» [13, с. 132]. Учитывая потребность отражения в предмете направлений поиска, важнейших задач и возможности их решения, в качестве предмета данного исследования следует выбрать процесс формирования у курсантов вузов МВД России способностей организовывать свою жизнь на занятиях физической подготовкой в соответствии со значимыми представлениями о здоровом образе жизни.
1. Банников А.М. Управление системой физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации в современных социально-экономических условиях (на примере Краснодарского края): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2002.
2. Бескровная В.А. Государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта. Великие Луки, 2006.
3. Бальсевич В. К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. С. 10-16.
4. Выступление руководителя департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края Л.А. Черновой. URL: http://www.kubansport.ru/.-2011
Выделенные компоненты исследования позволяют определить цель и задачи исследования. Целью данной работы может быть обоснование и экспериментальное апробирование процессуальных компонентов формирования у курсантов вузов МВД России способностей организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни.
Учитывая потребность поэтапной реализации цели и потребность в проверке эффективности предлагаемых мер, в качестве задач исследования автор выбрал следующие:
1) выявить мнение курсантов вузов МВД России о здоровом образе жизни, степень сформированности умений и навыков по его реализации;
2) обосновать содержание занятий физической культурой при формировании у курсантов способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
3) обосновать основопологающие компоненты методики формирования у курсантов вузов МВД России способностей организовывать свою жизнь в соответствии со значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
4) обосновать критерии оценки эффективности методики формирования у курсантов вузов МВД России способностей организовывать свою жизнь в соответствии со значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
5) экспериментально обосновать эффективность методики формирования у курсантов вузов МВД России способностей организовывать свою жизнь в соответствии со значимыми представлениями о здоровом образе жизни.
1. Bannikov A.M. Control system of physical culture and sports in the region of the Russian Federation in the current social economic conditions (for example, the Krasnodar region): auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Maykop, 2002.
2. Beskrovnaya V.A. State regulation and control in the sphere of physical culture and sports. Velikie Luki, 2006.
3. Balsevich V.K. Scientific substantiation of innovation in the field of physical culture and sports // Theory and practice of physical culture. 2001. № 1. P. 10-16.
4. Speech of Head of the Department of Physical Culture and Sports of the Krasnodar region L.A. Chernova. URL: http://www.kubansport. ru/.-2011
115
5. Дворкина Н.И., Дворкин Л. С., Куприна Н.К. Здоровьесберегающие игровые технологии в процессе развития физических способностей и мышления детей старшего дошкольного возраста // Здоровьесберегающее образование. 2012. № 3(23). С. 111-116.
6. Итоги встречи Президента РФ В. В. Путина с представителями студенческих спортивных клубов. URL: http://www.ria.ru/sport/ 20130124/
7. Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. № 9. С. 9-11.
8. Милёхин В.М. Социализация и ее особенности в юношеском возрасте // Вестн. практической психологии образования. 2008. № 4(17). С. 73-76.
9. Охрана здоровья населения России: материалы Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по охране здоровья населения (март - декабрь 1994 г.). М., 1995.
10. Чермит К.Д. Формирование базовой физической культуры как ресурса сохранения здоровья участников образовательного процесса // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 1. С. 88-91.
11. Борисов А. Б. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов морских колледжей, обучающихся по направлению «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2012.
12. Ахметов Р.С. Формирование профессионально-прикладной физической культуры будущих сотрудников специальных подразделений на базовом этапе обучения в вузах МВД России: автореф. дис.... канд. пед. наук. Краснодар, 2013.
13. Чермит К.Д. Методология и методика психолого-педагогических исследований. М., 2012.
5. Dvorkina N.I., Dvorkin L.S., Kuprina N.K. Health-saving technology in the development of physical abilities and thinking preschool children // Health-saving education. 2012. № 3(23). P. 111116.
6. Results of the meeting of the President of the Russian Federation V. V. Putin and representatives of student sports clubs. URL: http://www.ria.ru/ sport/20130124/
7. Vilensky M.Ya. Social and educational determinants of healthy lifestyle // Theory and practice of physical culture. 1994. № 9. P. 9-11.
8. Milehin V.M. Socialization and its features in adolescence // Bull. of applied psychology education. 2008. № 4(17). P. 73-76.
9. Health-saving of the Russian population: proc. of Inter-departmental committee of the Security Council of the Russian Federation to protect public health (March - Dec. 1994). Moscow, 1995.
10. Chermit K.D. Formation of basic physical culture as a resource saving health of the educational process // Health-saving education. 2010. № 1. P. 88-91.
11. Borisov A.B. Formation of professionally-applied physical training colleges marine cadets enrolled in «Operation of water transport and transport equipment»: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Krasnodar, 2012.
12. Akhmetov R.S. Formation of professionally-applied physical culture of the future members of special units at the basic stage of education in universities of the Ministry of the Interior of Russia: auth. abstr. ... Master of Pedagogics. Krasnodar, 2013.
13. Chermit K.D. Methodology and methods of psychological and educational research. Moscow, 2012.
116